Кадровое обеспечение проекта и организация его выполнения. Подготовка кадров для управления проектами Лидерские проекты, положенные в основу


Ситуация с профобразованием в России Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%–25% от уровня США*) Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке При этом, качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации 2 *McKinsey Global Institute, «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста», 2009.


Что такое «дуальное образование»? Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе 3


Эффекты от внедрения дуального образования Повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования. Перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственного образования – подготовки кадров. Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования. 4


5 РоссияГермания* Государственные расходы на начальное профессиональное и на среднее профессиональное образование 177,7 млрд. рублей. Общие расходы на профессиональное образование в год 30 млрд. из которых 80% - расходы бизнеса. Количество профессий НПО: 315. Количество специальностей СПО: национальных общепризнанных профессий. Численность студентов, обучающихся по программам НПО и СПО: 3002,7 тыс новых договоров компаний обеспечивают обучение. Количество мастеров производственного обучения: 29,1 тыс учебных мастеров экзаменационных экспертов при Торгово-промышленной палате. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в год: 20,7 тыс. рублей. Расходы на одного обучающегося в год: *Германия является одним из лидеров по распространённости дуального образования, а также страной с одним из самых низких в Европе уровнем безработицы среди молодежи до 24 лет (9,9%), Eurostat, Различия моделей российского и германского профессионального образования


6 РоссияГермания Система среднего профессионального образования отдалена от производства. Полностью ориентированное на производство профессиональное образование. Практически стопроцентное финансирование за счёт государства. 80% финансирование за счёт средств компании. Выплачивается символическая стипендия. В период обучения также работодателем выплачивается достойная стипендия.


Цели внедрения модели «дуального образования» Совершенствование модели подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности регионов Разработка профессиональных стандартов по актуальным профессиям для бизнеса Разработка и модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов Изменение обязательных требований к организации и содержанию образовательных программ Разработка механизма независимой оценки квалификации рабочих кадров Оптимизация налогообложения с целью привлечения бизнеса к финансированию подготовки рабочих кадров 7


Необходимые системные изменения на каждом этапе обучения Заказ формируется компанией на 5-10 лет вперёд. Обсуждается на уровне совета директоров в соответствии с текущим состоянием штата и перспектив развития компании. Активная профориентационная работа компании со школьниками, начиная с младших классов (детских садов), отбор абитуриентов в т. ч. по уровню технического мышления. Учитывается демографическая ситуация в регионе и в стране. Наполнение учебной программы формируется компанией. Компания имеет широкие возможности распределения объемов между дисциплинами в рамках одной специальности. Максимальная ориентация на производство. Большая часть практических занятий в центре обучения и цехах компании. Преподаватели из числа опытных производственников. Академическое обучение отделено от профессионального и, как правило, проводится в выделенный день. С первых дней проводится целенаправленная работа по развитию творческих навыков, ответственности, работе в команде, лидерства. Заказ формируется путем распределения бюджетных мест в образовательных учреждениях государством без учёта потребностей компаний региона. Отбор студентов только по уровню общеобразовательных знаний (ЕГЭ) и государственной (итоговой) аттестации (ГИА), с 2013 года прием по заявлениям. Пассивное участие в работе с абитуриентами. В рамках государственного образовательного стандарта возможности переориентации в российской системе СПО достаточно широкие. Образование оторвано от производства. Минимальное время практики на предприятии. Академические занятия и профессиональное обучение никак не разделены. Применяется система внеклассной работы, сохранившаяся с советских времён, никак не ориентированная на будущую работу студентов. (является аккредитационным показателем, выделяется бюджет на внеучебную работу) Формирование заказа на набор и обучение, набор, набор студентов Организация учебного процесса Формирование учебной программы Внеучебная и воспитательная работа Текущая ситуация в России Лучшая практика 8


Студента зачисляют на 1-й курс, четко понимая, на каком месте он будет работать, практика во время обучения полностью ориентирована на обучение и адаптацию студента на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе (смене). В цехах обязанности наставника почётны и востребованы. Качество подготовки очень высокое. Студент после окончания обучения остаётся работать на месте практики Каждый выпускник, прошедший профессиональное обучение, имеет возможности профессионального и карьерного роста. Основные критерии оценки – высокое качество выполнения операций, наставничество, повышение профессионального уровня. Обучение с целью получения звания мастер. Бесцельный набор абитуриентов. Не спланировано ни количество, ни направления подготовки, ни, тем более, специализация под рабочее место. Все учебные заведения стремятся в силу экономической целесообразности набрать как можно больше студентов, не обращая внимания на их личные качества, способности и потребности предприятий. Минимальное количество практических занятий. Места прохождения практики никак не связаны с будущим трудоустройством. Наставничество в цехах или полностью отсутствует или очень низкого качества. Какого-либо планового или закономерного карьерного роста у выпускников колледжей нет. Многое зависит от личных качеств выпускника и стечения обстоятельств. Практика, наставничество, трудоустройство Профессиональное развитие и рост Текущая ситуация в России Лучшая практика Необходимые системные изменения на каждом этапе обучения 9


Рабочие потоки
В зависимости от сложности проекта у него может быть или один руководитель, или несколько, контролирующих отдельные его составляющие (подпроекты).
После того как вы определили ресурсные требования для первой фазы выполнения проекта, необходимо определить сферу деятельности менеджеров подпроектов. На этом этапе очень полезно выбирать менеджеров, исходя из их опыта. Они должны отвечать следующим требованиям: уметь управлять коллективом; иметь технические знания; обладать качествами лидера.
В больших организациях обычной практикой является заключение договора между основным руководителем проекта и ме-

неджерами подпроектов. Целью договора становится определение обязательств сторон, например получение результатов от менеджера и поддержка руководителя проекта. Вместо договора иногда заключается трудовое соглашение.
Кадровое обеспечение
Существует два основных способа кадрового обеспечения проекта: I) набор кадров специально под выполнение проекта; 2) использование сотрудников, работающих в организации, которые параллельно будут выполнять проект.
Оба способа имеют свои плюсы и минусы. Например, к работникам, нанятым временно, в организациях относятся подозрительно, что может снизить эффективность их труда, особенно если предполагается провести культурные изменения в самой культуре организации и в связи с этим сотрудники беспокоятся за свое будущее. Кроме того, временные работники нередко трудятся хуже основных. Давайте будем реалистами: увольняют прежде всего худших, ни один менеджер не расстанется с хорошим сотрудником.
Привлечение основных сотрудников к выполнению проекта также имеет свои отрицательные стороны: двойная нагрузка - цело нелегкое и может привести к конфликтам, ведь придется распределять силы между основной работой и работой над пробегом. Не исключено, что некоторые менеджеры, исходя из сво- IX скрытых целей, будут препятствовать работе своих сотрудни- lt;ов над проектом, и это самый серьезный из недостатков такого:о вмещения.
Как показали исследования, самым лучшим подходом здесь 1вляется поручение выполнения проекта основным сотрудни- сам, но это потребует от его руководителя высокой коммуника-)ельности, особенно при взаимодействии с менеджерами сред- iero звена. Самый трудный случай - если эти менеджеры не юлностью поддерживают идею выполнения проекта. , ¦ и
Когда пересекаются роли руководителя проекта и менедже- юв среднего звена, между ними могут возникнуть трения. Существуют два варианта снятия проблем: 1) руководитель проек- а отвечает за время и затраты, связанные с выполнением про

екта, и 2) менеджер среднего звена отвечает за свою сферу работ и их качество, формально выполняя роль финансового организатора (спонсора). Первый вариант предпочтительнее по одной причине: после того как ресурсы для выполнения проекта определены, вы можете столкнуться с их нехваткой, на этом этапе вам придется вести переговоры с менеджером-организатором. Вы можете воспользоваться одним из следующих способов: использовать имеющиеся ресурсы и таким образом увеличить затраты; сузить границы работ; согласиться на штрафные санкции в связи с увеличением времени выполнения работ; согласиться с ухудшением качества выполнения работ. ч:

Руководство проектом
Руководство проектом осуществляет группа (правление), в которую входят представители главных заинтересованных сторон и возглавлять которую может спонсор проекта. Создание такой группы имеет положительные стороны: обеспечивается взаимопонимание между всеми заинтересованными сторонами; менеджеры среднего звена больше стремятся выполнить проект; быстро решаются возникающие проблемы, выбираются путу согласованных действий; в случае необходимости менеджеру проекта оказывается свое временная и действенная помощь.

Источник: Калверта Маркхэма. Консалтинг менеджмента, или Как улучшить свой бизнес- Пер. с англ. И. Гаврилова.- М.; ФАИР-ПРЕСС. - 392 с.. 2005 {original}

Еще по теме Кадровое обеспечение проекта и организация его выполнения:

  1. 6.3.1. Организация выполнения НИОКР и обеспечение инновационных процессов
  2. Глава 5. Организация деятельности кадровой службы и некоторые наиболее актуальные вопросы по ведению документов сотрудниками кадрового отдела
  3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ЭЛЕМЕНТ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, ЕГО РОЛЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Важнейшую роль при работе над проектом играет подготовка и переподготовка руководителей и специалистов команды проекта. Ее проведение может осуществляться двумя путями:

1. Повышение общего профессионально-квалификационного уровня персонала Как известно, знания, полученные в вузе, быстро устаревают (у инженеров - через 5 - 10 лет, в высокотехнологичных областях - через 3 года). Поэто­му в рамках кадрового менеджмента проекта необходимо решать задачи формирования системы повышения квалификации.

Для решения этой задачи имеется достаточно много средств: это краткосрочные (от 2 - 3 дней до недели), среднесрочные (от недели до 2 - 3 месяцев) и полные (до года) курсы переподготовки, осуществляемые вузами, бизнес-школами, в том числе зарубежными, институтами повышения квалификации, и т. п. По большинству учебных планов существуют федеральные и мировые стандарты (маркетинг, финансовый менеджмент, управление проектами, управление персоналом и др.). Рынок этих услуг достаточно развит, и качество их постепенно растет.

За рубежом наиболее очевидными тенденциями в области технической подготовки кадров признано широкое применение методов дистанционного обучения, повышения квалификации, самоподготовки (вплоть до самостоятельной разработки проектов) с помощью средств вычислительной техники и изменение методов работы преподавателей. Так, обучение с использованием видеодисков в диалоговом режиме позволяет обучающимся усвоить учебный материал вдвое быстрее, чем при традиционной подготовке. Запоминаемость материала возрастает на 40%, а степень усвоения - на 300%.

Весьма прогрессивной формой обучения без отрыва от производства признаны так называемые телеуниверситеты. Разработанные учебными заведениями курсы транслируются по местным телевизионным сетям, ориентируясь на определенную специализацию. Команда проекта, заинтересованная в повышении квалификации своих сотрудников, может оборудовать учебный класс, где можно прослушать те­левизионную лекцию или выполнить практическое задание.

2. Обеспечение активности, заинтересованности и профессионализма персонала в реализации проекта

В рамках этой проблемы возникают следующие задачи развития персонала, в первую очередь, управленческого:

a. умение определить свои место и роль в процессе управления проектом, понимание целей и стратегии проекта в целом и функций в рамках команды проекта;

b. умение четко сформулировать ключевые проблемы и задачи, которые должны решаться его подразделением и персонально;

c. получение знаний по современным подходам и методам решения задач управления проектами;

d. приобретение навыков выбора и использования этих подходов и методов для эффективного решения конкретных задач на своем рабочем месте;

e. освоение технологии групповой работы в процессе решения проблем;

f. освоение методов и навыков эффективной работы подчиненных и, прежде всего, мотивации их работы на требуемые результаты.

Для решения перечисленных задач необходима целевая подготовка, привязанная к реальным практическим задачам управления проектами и, в частности, управления человеческими ресурсами проекта. Достичь этого результата можно с помощью увлечения: консультантов из специализированных фирм и предприятий, имеющих необходимый опыт, сотрудников зарубежных фирм.

Структура целевой программы подготовки персонала может быть следующей:

1. ознакомление с основами управления проектами;

2. получение общеобразовательных знаний в необходимом объеме;

3. изучение отечественного и зарубежного опыта по управлению проектами;

4. приобретение практических навыков по методам решения конкретных проблем и задач, возникающих на рабочих местах в процессе реализации проекта.

6. общеобразовательные курсы, проводимые для специалистов команды проекта преподавателями вузов и консалтинговых фирм;

7. тематические семинары, проводимые консультантами с привлечением пилота (обладающих соответствующим опытом) предприятий;

8. стажировки руководителей и отдельных специалистов в организациях, реализующих проекты, с участием консультантов;

9. «штабные игры» - целевое обучение, проводимое, в основном, консультант с участием руководителей и специалистов по решению конкретных задач;

10. обучение преподавателей и консультантов, передача технологий обучения управления проектами.

С точки зрения направлений в обучении можно выделить пять основных ситуаций (таблица 21.3.14):

Таблица 21.3.14. Варианты потребностей в обечении персонала
Конкретизация потребности в обучении Метод обучения
Специализированные программы обучения (тренинга продаж, переговоров, креативности) Методы поведенческого тренинга
2 Программы командообразования Активная групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры
Развитие межличностной и внутрифирмен­ной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры
Управленческая подготовка Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры
Подготовка к организационным инновациям Организационно-мыслительные игры, раз работка проектов, анализ ситуаций организации

Оценка потребности в обучении. Планирование программ подготовки – составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

В целях определения потребности в обучении и планировании образования целесообразно:

1. использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники;

2. анализировать план технического обновления;

3. оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты колледжей и университетов, приходящих на работу в организацию;

4. диагностировать средний уровень подготовленности новых сотрудников.

Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.

Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения дает таблица 21.3.15.

Таблица 21.3.15. сопоставительный анализ систем обучения
Параметры
Объект Отдельный руководитель Группы, межгрупповые связи,
Содержание Основы управленческих знаний и навыков Коммуникативные навыки,
Обучающиеся Руководители младшего и среднего звена Все руководители вплоть до высшего звена
Продолжение табл. 21.3.15.
Параметры Традиционное обучение внутри предприятия Обучение, совмещенное с организационным развитием
Учебный процесс Основан на информации и рационализации Основан на информации, рационализации, коммуникации и эмоциях
Стиль обучения Исходит из предметов и особенностей преподавателей Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов
Цели обучения Рациональность и эффективность Приспособление, изменение, ингЬоомиоование
форма проведения Местные семинары, курсы Свободный выбор форм в зависимости от необходимости и ситуации
Ответственность за поведение Преподаватели, организаторы Участники
Стабильность программы Стабильная Гибкая программа, адаптированная к ситуации
Концепции обучения Адаптация руководителей к нуждам поелпоиятия Одновременно изменить руководителей и ооганизанию
Участие в подготовке учебных и других программ Участники не включены в составление учебных поопзамм Руководители принимают участие в составлении программ изменения прелпоиятия
Направленность Ориентация на знания, которые могут шшголиться в будущем Ориентация на конкретное изменение
Активность участников Как правило, малоактивны Как правило, очень активны

Проект «Подготовка высококвалифицированных кадров для приоритетных направлений развития экономики Карачаево. Черкесской Республики (аграрный сектор, строительство, электроэнергетика)» КОНКУРС «КАДРЫ ДЛЯ РЕГИОНОВ» Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

Актуальность проекта для Карачаево-Черкесской Республики Приоритетные направления развития экономики КЧР Агропромышленный сектор Строительство Электроэнергетика Основные образовательные программы и программы дополнительного профессионального образования 110900. 62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; 151000. 62 Технологические машины и оборудование; 110800. 62 Агроинженерия; 111801. 65 Ветеринария. 270800. 62 Строительство Высококвалифицированные кадры 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника

Цель и задачи проекта Цель проекта: Ø усовершенствование образовательных программ высшего профессионального образования с учетом требований региональной промышленности, сельского хозяйства и бизнеса Карачаево-Черкесской Республики; Ø оказание академией содействия предприятиям агропромышленного комплекса, строительства и электроэнергетики в подготовке кадров прикладной направленности. Задачи проекта: 1. Обновление основных образовательных программ высшего профессионального образования для подготовки: а) бакалавров по направлениям: 110900. 62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; 151000. 62 Технологические машины и оборудование; 110800. 62 Агроинженерия; 270800. 62 Строительство; 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника: б) специалистов по направлению 111801. 65 Ветеринария. 2. Разработка новых образовательных программ дополнительного профессионального образования. 3. Обеспечение Проекта высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами и специалистами реального сектора экономики. 4. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Проекта. 5. Апробация и внедрение образовательных программ в учебный процесс. 3

Реализованные академией проекты, направленные на развитие Карачаево-Черкесской Республики ü Участие в двух конкурсах ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 -2013 гг. » (на общую сумму 10 млн. руб.), получены патенты: № 118658; № 123036; № 112921 и решение о выдаче патента на заявку № 2013110865. ü Программа подготовки специалистов для АПК КЧР: для крупнейшего в Европе тепличного комбината ОАО Агрокомбинат «Южный» (на общую сумму 289 тыс. руб.); подготовлено 37 специалистов по специальности 110201. 65 Агрономия; ü Разработка и реализация ОП «Модернизация системы начального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики Северо-Кавказского федерального округа» (на общую сумму 236 тыс. руб.): проведена работа по повышению квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения сети образовательных учреждений профессионального образования на базе «Межрегионального отраслевого ресурсного центра» по направлению подготовки «Техническое обслуживание и эксплуатация малых электростанций» и «Монтаж, эксплуатация и техническое обслуживание систем освещения» ; разработаны две сетевые образовательные программы профессиональных модулей: «Техническое обслуживание и эксплуатация малых электростанций» , «Монтаж, эксплуатация и техническое обслуживание систем освещения» ; ü Программа повышения квалификации специалистов строительного комплекса Карачаево-Черкесской Республики (на общую сумму 5, 1 млн. руб.), подготовлено специалистов по программам ДПО: Строительство зданий и сооружений – 793 чел. , Проектирование зданий и сооружений – 148 чел, Инженерные изыскания для строительства – 16 чел. 4

Предприятия-партнеры по реализации Проекта 1. ОАО Республиканское агропромышленное предприятие «Кавказ-мясо» – крупнейший производитель мясных продуктов, пищевых субпродуктов в регионе. Формат участия в проекте – софинансирование (3 млн. 334 тыс. руб).

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство «Рассвет-1» . Производит и реализует сельскохозяйственную продукцию. (3 млн. 334 тыс. руб.)

3. ООО «Объединенный производственный комбинат «Прогресс» . Строительство гостиничного комплекса в п. Архыз (3 млн. 334 тыс. руб.) 4. ООО «Юг. Проект. Строй. Монтаж» . Выполняет функции заказчика, генподрядчика и проектировщика, осуществляет работы на объектах социального, жилищного, промышленного, гражданского, дорожного назначения (3 млн. 334 тыс. руб.).

5. ОАО «Распределительная сетевая компания» . Осуществляет распределение электрической энергии в столице республики г. Черкесске. (2 млн. 222 тыс. руб.). 6. ЗАО «АПСНЫ» - автотранспортное предприятие, обслуживающее АПК, строительную и энергетическую отрасли республики. (3 млн. 242 тыс. руб.). 7. ООО «Тепловые сети» - теплоснабжающее предприятие региона, обслуживающее ЖКХ региона. (1 млн. 200 тыс. руб.).

Основные мероприятия Проекта Для решения задач Проекта предусматривается выполнение следующих мероприятий: ü проведение контент-анализа образовательных программ на предмет соответствия требованиям работодателей, профессиональным стандартам и квалификационным характеристикам, требованиям ФГОС; ü обновление УМК по дисциплинам в соответствии с установленными требованиями работодателей сферы АПК, строительства, электроэнергетики к их содержанию, проведение общественно-профессиональной экспертизы, доработка, разработка программ учебных, производственных и преддипломных практик; ü разработка и реализация программ повышения квалификации и стажировки ППС в ведущих вузах РФ, привлечение к выполнению проекта высококвалифицированных специалистов высшего профессионального образования и производства, стимулирование молодых преподавателей и ученых для привлечения в сферы высшего образования и науки; ü приобретение лабораторного оборудования, информационнокоммуникационных технологий обучения, научной и учебной литературы, создание учебно-производственной базы для реализации обновленных и разработанных программ; ü организация и проведение экспертизы образовательных программ с целью выявления их эффективности для решения задач Проекта.

Ожидаемые результаты и влияние проекта на социально-экономическое развитие региона 1. Повышение качества обучения в академии, рост профессионализма и востребованности выпускников на современном рынке труда Карачаево-Черкесской Республики. 2. Обеспечение высококвалифицированными специалистами организаций и предприятий региона и трудоустройство выпускников академии путем установления долгосрочных отношений. 3. Повышение квалификации профессиональных кадров региона на основе разработанных ОП ДПО в соответствии с современными требованиями, уровнем развития науки, техники и производства. 4. Поэтапная интеграция образования в сферу производства региона путем открытия филиалов кафедр на территории предприятий-партнеров и ресурсных центров. 5. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава академии, обеспечение его мобильности, укрепление научной и учебнолабораторной базы. 6. Повышение эффективности производства в приоритетных секторах экономики региона. 7. Рост мотивации молодежи в получении высшего профессионального образования, актуального для экономики региона (АПК, строительство, электроэнергетика).