Русский язык. Русский язык Тематический конспект по русскому языку

Наталья Анатольевна Ханюченко
План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по теме «Глагол»

Предмет : Русский язык .

УМК : "Школа России".

Класс : 4.

Учитель : Ханюченко Наталья Анатольевна.

Тема : "Обобщение знаний по теме "Глагол ".

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Форма проведения урока : групповая.

Цели урока :

Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации материала по теме "Глагол " и способностей к учебной деятельности.

Задачи урока :

Образовательные :

- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе ;

Развивать умения употреблять глаголы в речи .

Развивающие :

Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;

Развивать умение работать с различными источниками информации;

Развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие) .

Воспитательные :

Повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

Воспитывать любовь к родному языку ;

Воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

Планируемые результаты :

ЛИЧНОСТНЫЕ :

Развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям,

Сформированность учебных мотивов,

Интерес к способу решения и общему способу действия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ :

Познавательные :

Структурирование знаний ,

Понимание места «Глагола » в системе частей речи русского языка ,

Понимание общих признаков глагола ,

Синтез целого из частей,

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные :

Выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-планирование работы в группе ,

Контроль затраченного времени на задание,

Оценивание своей работы на уроке

Коммуникативные :

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

Умение слушать собеседника,

Учет разных мнений и умение обосновать собственное

Предметные :

Уметь работать с источниками информации;

Уметь мыслить, рассуждать, делать выводы

Оборудование :

интерактивная доска, слайдовая презентация-тренажер, конверты с заданиями, листы самооценки, конверты с пословицами, учебник «Русский язык » для 4 класса , карточки с индивидуальными заданиями.

План урока .

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся .

4. Сообщение темы и задач урока .

7. Стадия осмысления.

8. Закрепление пройденного материала.

9. Включение изученного в систему знаний .

10. Самопроверка и самоанализ.

11. Итог урока

12. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Организованный вход в класс .

Формирование групп (фишки с цифрами) .

Сегодня на уроке у нас гости , поприветствуйте их.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок .

Он полон открытий и полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

Чтоб красиво нам писать

Нужно пальчики размять!

(Упражнение «Поздоровайся ладошкой» .)

У каждого из вас на парте «Лист учёта работы» (лист самооценки, в котором вы будете оценивать себя за все виды работы на уроке . За каждое правильно выполненное задание вы получаете один балл.

2. Актуализация знаний .

Работа в тетради.

Число, классная работа .

Чистописание. (Запись на доске.)

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

Что это за соединения? (Окончания глаголов .)

Как называются эти окончания? (Личные.)

Почему? (Глаголы изменяются по лицам .)

В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (Если глагол 1 спр .)

А второй? (Если глагол 2 спр .)

3. Самоопределение к деятельности.

Задание №1.

Прочитайте слова (карточки) :

Говорю, ломаю, аукаю, грущу, обижаю, люблю.

К какой части речи они относятся?

Запишите эти глаголы в неопределённой форме и разберите по составу.

(Один ученик у доски записывает слова в клеточки) .

г о в о р и т ь

л о м а т ь

а у к а т ь

г р у с т и т ь

о б и ж а т ь

л ю б и т ь

По первым буквам прочтите слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке .

О какой части речи идет речь? (Глагол .)

4. Сообщение темы урока .

И сейчас вы сами сможете сформулировать тему нашего урока .

Ответы детей :

На этом уроке мы будем обобщать знания о глаголе , как о части речи.

Учитывая тему, какие цели поставите себе на урок ? (По опорным словам.)

Работа по карточкам :

Повторить,

обобщить ,

упражняться….

Большая нам предстоит работа? Трудная?

Но мы - то с вами знаем, что одному не под силу, то легко коллективу.

Вспомним правила работы в команде. (Выбор капитана, распределение обязанностей, участие всех, каждого выслушать, проверка, оценивание.)

Учитель :

И пусть наш урок пройдёт под девизом :

(Чтение учителем стихотворения о глаголе .)

Глагол – особая часть речи ,

Она заставит действовать нас всех :

И обеспечит…

Тогда в конце урока для тебя успех !

5. Мотивация учебной деятельности.

Какое время года сейчас идёт? (Весна.)

Когда приходит весна, она всегда приносит что-то новое, красивое, необычное.

И урок у нас сегодня будет необычный.

Посмотрите на картинку. Что изображено на рисунке? (Весенний лес.)

Что не соответствует действительности? (Лес опустел, нет птиц и зверей, цветов и грибов.)

Сможет ли лес жить без них?

Давайте вернем жителей леса домой.

Они прислали конверты с заданиями.

Наша задача - выполнить все задания за урок и вернуть жителей леса.

6. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.

I. Стадия вызова.

«Мозговой штурм» .

- Ответьте на вопрос : «Кто что делает?»

Солнце -, грач - …., заяц -, колокольчик -, тропинка -, бабочка -, гнездо -, -. , ветер -, молния -. , трава -. , дождь - …

Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).

«Корзина идей» .

Что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках ?

Правила проведения.

1. Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты) .

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

5. Все сведения кратко, в виде «тезисов» записываются в «корзину» идей. (Без комментариев, даже если идеи ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать идеи, факты, имена, мнения, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока .)

Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе , при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в «корзине идей» все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения без комментариев, даже если они ошибочны) .

II. Стадия осмысления.

Составление кластера (работа в группах) .

Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер . Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок , созвездие, гроздья.)

Сначала пишем слово «глагол » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

Чтобы вспомнить все изученные орфограммы и правилами, связанные с написанием глаголов , поработайте в группах.

Коллективная работа.

Интерактивная игра «Что я знаю о глаголе » .

Орфографическая разминка. Задание №2.

Словарный диктант.

Вставьте в словах пропущенные буквы. (Слова записаны на доске.)

Ра…ий, сла. кий, клю., св. тить, л. сная, прил. тели, тр…пинка, б. рёза, гн. здят. ся.

Какие орфограммы встретились?

На какие три группы можно распределить эти слова? (Обозначить части речи над словами.)

Выпишите из словарного диктанта глаголы . Разберите их по составу. (Один ученик работает на откидной доске) .

Самопроверка.

Действие какого предмета может обозначать глагол светить ? (Картинка с изображением солнца.)

А солнце светит и зовёт

Весной в природу нас, в поход.

Воспитательный момент.

А в какую одну большую группу можно объединить эти слова? (Природа.)

Как необходимо вести себя в природе весной?

С помощью слов в кроссворде составьте правила поведения в природе. (Работа в парах.)

г о в о р и т ь

л о м а т ь

а у к а т ь

г р у с т и т ь

о б и ж а т ь

л ю б и т ь

Желаете совместить полезное с приятным и, не выходя из класса , побывать в весеннем лесу?

Но что же мы видим? (Лес опустел, исчезли звери и птицы, грибы и цветы.)

Я вам открою маленький секрет – наши знания и умения по теме помогут спасти лес .

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе и поможем лесу . (Конверты с заданиями.)

Конверт «Птицы» . Задание №3.

Творческая работа. Работа в группах.

Роль глагола в предложении .

Прочитайте текст.

[ = - ], [ - = ] .

Уч-ся :

– Это четвёртое предложение, т. к.в нем две грамматические основы :

первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.

(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)

Учитель : Как вы думаете, с какой целью мы выполнили это задание?

Уч-ся : Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом .

Конверт «Цветы» . Задание №4.

Начальная форма глагола . Что ты о ней знаешь?

(- Что делать? Что сделать?

Окончания –ть –ти –чь

НФГ, инфинитив

Нельзя определить никакие грамм. признаки)

Самостоятельная работа.

Подчеркни глаголы в начальной форме :

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Проверка.

Оценивание.

Конверт «Деревья» . Задание №5.

Работа в парах.

Прочитайте стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите глаголы

Тает – 3л., ед. ч.

Засвищут – 3л., мн. ч.

Бегут – 3л., мн. ч.

Оденется – 3л., ед. ч.

Конверт «Грибы» . Задание №6.

Лексическая и орфографическая работа.

– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы ?

– Действительно, они всю работу взяли на себя.

Логическая пятиминутка. (Работа с фразеологизмами.)

Работа в группах.

Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний.

(Чтобы речь была яркой, образной)

Что такое фразеологизмы? (крылатые слова и выражения)

Объясните, что означают эти фразеологизмы?

(Работа в группах) .

Каждой группе было дано задание,найти толкование фразеологизмов :

1 группа - Вставлять палки в колеса - намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо).

2 группа - Зарубить на носу – запомнить раз и навсегда – раньше также употреблялось в прямом значении.

Так говорили о неграмотных людях, которые, чтобы не забыть, делали на помять зарубки на дощечках, палочках. Их носили всегда с собой, и назывались они носом.

3 группа - Ловить ворон - упускать благоприятный случай, момент.

4 группа - Обвести вокруг пальца - хитро обмануть.

Выступления групп.

Ребята, у нас в библиотеке есть словарь-фразеологизмов. Вы всегда можно обратиться к нему за помощью, если у вас возникнут трудности.

Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

(Чтобы речь была яркой, образной.)

III. Закрепление пройденного материала.

Работа по карточкам разноуровневого характера.

глагола ?

В апреле.

(Разноуровневые задания.)

глаголов .

глаголов .

Проверка. Самооценка.

7. Включение изученного в систему знаний .

Графический диктант.

– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+» . Если не согласны, то знак «–» .

1. Все три глагола имеют неопределенную форму : гореть, учить, лечит.

2. В слове листа. шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения : гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения : мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учащиеся выполняют графический диктант.

Ключ :

№ п/п Ответы № п/п Ответы

8. Самопроверка и самооценка.

Проверим правильность выполнения теста (тест на доске) .

Поставьте напротив каждого правильного ответа - 1 балл.

Подсчитайте количество полученных баллов.

У кого количество баллов совпало с отметкой, которую вы себе поставили за урок , поднимите руку.

9. Итог урока . Рефлексия учебной деятельности.

Мне хочется вернуться к девизу урока и спросить у вас - удалось ли глаголу заставить нас работать, читать, писать, спрягать?

Я научился … .

Я понял, что могу … .

Мне понравилось … .

У меня получилось … .

Оценивание учащихся.

Не зря потрудились?

Я желаю вам не только знаниями , но и реальными поступками относиться

к родной природе бережно.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

(Берегите Землю! Берегите)

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите.. .

11. Домашнее задание.

Домашнее задание будет носить разноуровневый характер.

Выберите задание по силам!

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник с. 117 упр. 249

Написать памятку «Правила поведения в природе» с использованием глаголов с частицей НЕ .

1 уровень (на «3» )

Составить словосочетания с каждым глаголом

2 уровень (на «4» )

глаголом , поставив имена существительные в нужную форму. Запишите эти словосочетания.

2) С одним из словосочетаний составить предложение.

3 уровень (на «5» )

1) Составить словосочетания с каждым глаголом , поставив имена существительные в нужную форму.

2) Запишите эти словосочетания. С одним из словосочетаний составить предложение.

3) Выполнить его синтаксический разбор и дать характеристику предложению.

4) Определить падеж имён существительных

Закончен урок , и выполнен план ,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились !

Лист результатов работы учени…

Задания Баллы

1. Работа с кроссвордом

2. Словарный диктант с заданием

3. Роль глагола в предложении

4. Неопределенная форма глагола

5. Глаголы настоящего и будущего времени

6. Фразеологизмы

7. Самостоятельная работа

8. Графический диктант

ОБЩИЙ БАЛЛ

Конверт «Птицы» . Задание №3.

Творческая работа.

Роль глагола в предложении .

Прочитайте текст.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

[ = - ], [ - = ] .

Конверт «Птицы» . Задание №3.

Творческая работа.

Роль глагола в предложении .

Прочитайте текст.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.

А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

[ = - ], [ - = ] .

Конверт «Цветы» . Задание №4.

глагола .?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Конверт «Цветы» . Задание №4.

Что ты знаешь о начальной форме глагола .?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Конверт «Цветы» . Задание №4.

Что ты знаешь о начальной форме глагола .?

Подчеркни глаголы в начальной форме :

Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Конверт «Деревья» . Задание №5.

Прочитайте стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Засвищут –

Оденется –

Конверт «Деревья» . Задание №5.

Прочитайте стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Засвищут –

Оденется –

Конверт «Деревья» . Задание №5.

Прочитайте стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.

Засвищут –

Оденется –

Задание № 7. Самостоятельная работа.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола ?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

В апреле.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов .

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов .

Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

Проверка. Самооценка.

Задание № 7. Самостоятельная работа.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола ?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.

В апреле.

Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.

Все в природе дыш. т, начина. т расти.

(Разноуровневые задания.)

1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов .

3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов .

Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.

Проверка. Самооценка.

Разработка представляет собой урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы".

Тип урока: обобщение знаний. Данный урок построен на литературном материале, связанном с творчеством Н.В. Гоголя.

Дидактический материал, использованный на уроке, способствует развитию орфографической зоркости, речевых навыков, развитию мышления, а также воспитывает любовь к русскому слову, к родному языку.

Через художественное слово Гоголя, через произведения живописи урок способствует формированию культуроведческой компетенции.

Прилагается презентация, позволяющая учителю создать условия для творческого подхода к изучению темы.

Урок исследовательского типа, направленный на совершенствование знаний, умений, навыков учащихся 7 класса.

Цели и задачи урока:

  1. дать представление о том, что такое народные приметы; рассказать о роли примет в жизни наших предков; способствовать воспитанию интереса к истории и культуре русского народа, отражённым в языке;
  2. способствовать обогащению словарного запаса учащихся; дать представление о роли наречий в языке и речи; формировать / совершенствовать навык правильного написания и употребления наречий; развивать навыки написания сочинения и участия в коллективной проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Целевая аудитория: для 7 класса

В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.

ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.

Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней.

Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок повторения и закрепления знаний об обособленных членах предложениях.

На уроке повторяются условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Идёт наблюдение над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи. Проводится работа с текстом, творческая работа, тест, беседа о маринистах и их работах (Айвазовский).

Целевая аудитория: для 8 класса

1. Познавательные:

а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;
б) познакомить с формами проектной деятельности.

2. Практические:

а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;
б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету;
  • языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

Тема. "Пунктуация сложных бессоюзных предложений"

По типу – обобщающий урок, исходя из дидактических целей.

По форме проведения – традиционный урок.

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме.

Задачи урока:

1.Образовательные: конкретизировать, углубить, обобщить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложном бессоюзном предложении, исходя из смысловых отношений.

2.Развивающие: развитие логических умений анализировать, сравнивать, определять главное в содержании учебного материала; познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию межпредметных связей и поиска знаний.

3.Воспитательные: воспитать творческий подход к изученной теме.

4.Коррекционные: скорректировать ЗУН учащихся по изученной теме.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение учащимся целей и задач урока. Беседа.

3.Объяснение нового домашнего задания.

4.Анализ изученного по теме. Синтаксический разбор предложения.

5.Актуализация знаний учащихся по теме.

6.Закрепление изученного материала. Отработка практических умений и навыков по изучаемой теме.
А) Преобразование союзных в бессоюзные сложные предложения.
Б) Объяснительный диктант.
В) Индивидуальная творческая работа.
Г) Выборочный диктант.

7.Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклады учащихся, предварительно подготовленные дома).

8.Индивидуальная работа с литературным текстом.

9.Тестирование по изученной теме.

10.Подведение итога урока.

11.Выставление оценок.

Оборудование: литературные тесты (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мертвые души»), таблицы-опоры к выборочному диктанту, материалы по тестированию, тетрадь, учебник, классная доска, заранее подготовленная к уроку.

Формы работы:

1.фронтальная;

2.индивидуальная;

3.в парах;

4.групповая.

Методы:

1.Объяснительно- иллюстративные;

2.Репродуктивные;

3.Частично-поисковые;

4.Исследовательские.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Беседа. (2 мин.)

Ребята, с каким из видов сложных предложений мы познакомились на предыдущих уроках? (СБП).

Эта тема – одна из трудных в курсе 9 класса. И для её успешного усвоения необходимо опираться на знания и навыки, которые получены вами при изучении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

Как вы думаете, почему? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

Ребята, сегодняшний урок – это урок-обобщение ранее изученных знаний. Поэтому цель нашего урока – обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.

3. Объяснение нового домашнего задания. (2 мин.)

Найти и записать 4 пословицы, которые являются СБП, определить в них смысловые отношения между простыми в составе сложного.

(Пока учащиеся записывают домашнее задание, учитель отмечает отсутствующих).

4. Анализ материала, изученного по теме. Синтаксический разбор предложения (1 ученик разбирает предложение у доски). (2 мин.)

Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.

5. Актуализация знаний (фронтальный опрос). (3 мин.)

Какие предложения называются сложными бессоюзными?

Какими бывают смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?

Для выражения каких смысловых отношений ставится в СБП запятая, точка с запятой, двоеточие и тире? Какими союзами можно выразить эти отношения? (Примеры из домашнего упражнения).

6. Закрепление изученного материала по теме. (16 мин.)

1.Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные. (4 мин.)

Какие способы проверки знаков препинания в СБП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными).

Чтобы проверить постановку знаков препинания, мы применяем метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными.

Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. (3 предложения записаны на доске заранее).

А) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

В) Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

А) Любите книгу: она откроет вам много интересного. (Ставится двоеточие, т.к. второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.)

Б) Я повторил приглашение - он ничего не ответил. (Ставится тире, т.к. содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.)

В) Было решено отправиться пораньше, мы встали чуть свет. (Ставится запятая, т.к. в предложениях перечисляются одновременно происходящие явления.)

2.Объяснительный диктант (Записываются под диктовку учителя предложения и объясняется постановка знаков препинания).(4 мин.)

А) По лощинам, звезды отражая, ямы светят тихою водой; журавли, друг друга окликая, осторожной тянутся гурьбой.

Б) Метелица поднялся на бугор: слева по-прежнему шла черная гряда сопок.

В) Много пчел на желтой акации – жди дождя.

3.Индивидуальная творческая работа (по вариантам).(4 мин.)

Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.

1 вариант (для сильных учащихся)

А) Мы хорошо отдохнули… (следствие).

Б) Вчера нам сказали… (дополнение).

В) Здесь нельзя проехать… (причина).

2 вариант (для слабых учащихся)

А) Нас охватило чувство страха… (причина)

Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).

Учащиеся, первыми выполнившие задание, чертят на доске схемы предложений, объясняя постановку знаков препинания.

4.Выборочный диктант (Контроль проводится путем взаимопроверки). (4 мин.)

Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)

1.Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

2.Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

3.Я подошел к окну: ночью снег запорошил весь сад.

4.Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

5.Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.

6.Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

7.Спать долго – жить с долгом.

8.Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

Ответы:

7. Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклад учащегося). (5 мин.)

Ребята, как вы думаете, СБП чаще используются в устной или письменной речи? (Письменной). Вот и писатели часто используют сложные бессоюзные предложения в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Какой вы сделали вывод? Какие знаки препинания в этих предложениях чаще всего ставили писатели 19 века?

Доклад учащегося: Проанализировав примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием, совсем редко – тире. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» часто встречается двоеточие, в поэме Гоголя «Мертвые души» - точка с запятой.

Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях.

Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире».

Ребята, какой же можно сделать из этого вывод?

(Современная литература стала более рациональной, так как нынешнее поколение меньше уделяет внимание правильному выражению своих мыслей и чувств, эмоций, следовательно, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания – это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств).

8. Индивидуальная работа с литературным текстом. (4 мин.)

Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка» и в 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин».

Результаты самостоятельных наблюдений учащихся:

В 1 абзаце 2 главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - 8 простых предложений и 2 сложных.

В 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» - все предложения сложные.
Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

9. Контрольное тестирование. (4 мин.)

Следующий этап урока - контроль знаний. Проведем контрольное тестирование.

В левом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а в правом – тире.

1 вариант

1.Земля прожить без нас сумеет мы оскудеем без нее.

2.Ноги вязли по щиколотку идти было трудно.

5.Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

6.Ивлев поглядел кругом погода поскучнела, накрапывал дождь.

7.Тренер волновался спортсмен делал ошибки.

Ответы:

10. Подведение итога урока. (2 мин.)

Что мы сегодня вспомнили на уроке?

Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

11. Выставление оценок. (2 мин.)

Цель: определить уровень усвоения знаний учащихся об имени существительном за курс начальной школы.

Задачи урока:

коррекционно-образовательные:

  • обобщить и закрепить знания об имени существительном с целью дальнейшего углубленного изучения этой части речи.

коррекционно-развивающие:

  • развивать умение делать выводы при анализе;
  • развивать умение обобщать;
  • развивать умение составлять связный ответ по опорной схеме.
  • коррекционно-воспитательные:

    • воспитание уважительного отношения к отвечающим ученикам;
    • воспитание выдержанности, дисциплинированности при фронтальной работе.

    Оборудование: доска, схема опорного конспекта, раздаточный материал для проверки усвоения знаний, таблицы “Падежи”, “Склонение существительных”.

    Ход урока

    № п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся
    I. Оргмомент.
    1. Приветствие учителя. Учащиеся здороваются и садятся.
    2. Сообщение темы и цели урока:

    Сегодня на уроке мы вспомним материал, изученный вами в начальной школе по теме “Имя существительное как часть речи”. Наша задача закрепить умения:

    Учащиеся записывают дату и тему урока.
    II. Фронтальная работа по повторению.

    Цель: организовать работу для активизации опорных знаний.

    1.

    Проверка домашнего задания. Словарно-орфографическая диктовка с последующей самопроверкой.

    Цель: повышение орфографической грамотности учащихся. Учитель контролирует деятельность учащихся по словарно-орфографической работе и оценивает работу.

    Ученик у доски записывает под диктовку учителя словарные слова, выученные дома. Остальные записывают в тетрадь.

    Футбол, хоккей, матч,

    спортсмен, баскетбол,

    вокзал, рюкзак, брошюра,

    жюри, парашют.

    Отвечающий у доски комментирует написанное, остальные проверяют, исправляют, дополняют.

    2.
    • Определите, к какой части речи относятся эти слова?
    Учащиеся задают вопросы к словам.

    Дополнительный вопрос:

    Что поможет определить часть речи данных слов.

    Вывод учителя по работе:

    Это существительные, потому что отвечают на вопрос кто? или что?

    Вопрос.
    Почему вы задали 2 вопроса? (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу) Существительные бывают одушевленные и отвечают на вопрос “Кто?” и неодушевленные и отвечают на вопрос “Что?”.

    Что обозначает существительное?

    Вывод учителя:

    Предметами называются все вещи, растения, явления природы (гром, мороз), люди, животные, насекомые, чувства людей (грусть, скука), т.е. существительными обозначают все что существует.

    Существительное обозначает предмет.

    Задание:

    Назовите по одному существительному по порядку начиная с...

    Учитель предоставляет учащимся опорную схему и делает в ней первую запись. (Приложение 1)

    Учащиеся по очереди называют существительные.
    3. - Имя существительное – самая распространенная часть речи. Вспомните, какие еще признаки кроме одушевленности и неодушевленности, вы знаете.
    Учитель обращает внимание на таблицу (слова, которые помогают определить род) Имена существительные имеют род.
    Учитель записывает на доске. Учащиеся пишут в тетради.
    Задание:

    Прочитайте слова, записанные на доске.

    Скатерть, чайник, кофейник, сахарница, полотенце, ложка, чашка, самовар, яблоко, варенье, масло, хлеб, молоко. Ученик с места читает слова.
    Для чего нам могут пригодиться все эти предметы? Все эти предметы необходимы для чаепития.
    Определите род существительных и запишите их в соответствующие столбцы. Учащиеся записывают существительные, распределяя их по столбцам.
    Проверка работы. Трое учащихся по очереди читают существительные мужского, женского и среднего рода. Остальные проверяют.
    Учитель делает запись в опорной схеме.
    Имена существительные изменяются по числам? Существительные могут быть единственного числа, а могут быть множественного.
    Учитель называет существительное в единственном числе, а учащиеся во множественном:
    Банты
    (Коварное слово, чередование х/ш) Уши

    Физкультминутка

    Учитель читает существительные:

    Игрушка, деревья, дом, ромашки, птица, мальчики, берег, велосипед, лошадь, корабли, костер, уроки, дом.

    Если существительные единственного число, учащиеся поднимают одну руку, если множественного - две руки.

    Вывод учителя:

    Существительные изменяются по числам (учитель делает запись в опорной схеме)

    Имена существительные изменяются по падежам.

    (Не всегда встречаем существительные, которые отвечают на вопросы кто? что? Встречаются: кого? чего? кем? чем? и т.д. - это падежные вопросы.

    Сколько падежей в современном русском языке? В современном русском языке 6 падежей.

    Работа с учебником.

    Прочитайте стр. 36, упражнение 80.

    Учащиеся читают название падежей и падежные вопросы.
    Учитель на доске записывает краткое название падежей, вопросы к ним и слова - подсказки. Учащиеся вслед за учителем делают запись в тетради.

    И.п.: кто? что?

    Р.п.: нет кого? чего?

    Дм.: даю кому? чему?

    В.п.: вижу кого? что?

    Т.п.: творю кем? чем?

    П.п.: думаюо ком? о чем?

    Изменение существительных по падежам называют склонением.
    Просклоняйте существительное ЗЕМЛЯ выделяя окончание.

    Один учащийся у доски склоняет слово ЗЕМЛЯ. Остальные у себя в тетради.

    земля

    земли

    земле

    землю

    землей

    о земле

    Чтобы правильно определить падеж существительного в предложении или в словосочетании надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

    Задание:

    Определите падеж существительных в словосочетаниях.

    Один учащийся работает у доски остальных в тетрадях.
    III. Проверочная работа

    Цель: Проверка усвоения учащимися материала урока.

    Раздаточный материал (Приложение 2). Учащиеся работают в карточках.

    Задание:

    Найдите в тексте существительные, определите их число, род, падеж.

    IV. Заключительный этап урока.
    1. Учитель дает домашнее задание с комментарием: упражнение 81. Ученики записывают домашнее задание в дневник.
    2. Выводы учеников и учителя по итогам урока. Ученики перечисляют с помощью опорного конспекта, что они повторили на уроке.

    Разработки уроков по русскому языку для учащихся 5 класса ориентированы на работу по учебнику Е.А. Быстровой

    Разработки уроков по русскому языку для учащихся 8 класса ориентированы на работу по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Однозначные и многозначные слова.

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.

    Цели как деятельность учеников.

    М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

    М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

    6ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать однозначные, многозначные слова и омонимы на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов.

    3ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.

    Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_ rus_5kl_ ur20).

    1. Обращение к теоретическому материалу § 58.

    Упр. 328 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и слов­омонимов.

    Словарная работа: обоняние, экипаж .

    2. Чтение названия темы урока.

    Регулятивные УУД

    IV. Открытие нового знания.

    1. Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что…» на стр. 231.

    2. Упр. 331-333

    Работа проводится в парах по заданиям.

    Регулятивные УУД

    2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

    3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД

    2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Познавательные УУД

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

    V. Итог урока.

    – Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.

    – Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?

    Учитель читает стихотворение .

    Норка вылезла из норки

    И пошла к знакомой норке.

    В норку норкину вошла,

    Норку в норке не нашла.

    Если в норке нету норки,

    Может, норка возле норки?

    Нет нигде. Пропал и след.

    Норка – здесь, а норки – нет!

    (А. Шибаев)

    – Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или однозначное? Докажите.

    – Что удалось на уроке, было самым интересным?

    – Какие трудности встретились?

    – Что помешало при выполнении задания?

    – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

    Регулятивные УУД

    VI. Домашнее задание.

    § 58, упр. 334.

    Предварительный просмотр:

    Тема: Прямое и переносное значение слова.

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.

    М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

    М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

    6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).

    3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

    Этапы урока

    Ход урока

    I. Оргмомент.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

    II. Языковая разминка.

    1. Словарный творческий диктант

    – По лексическому значению определите слова и запишите их:

    1) водитель машины (шофёр ); 2) плод дуба (жёлудь ); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон );
    4) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (
    шёпот ); 5) глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего­нибудь с чем­либо (шорох ); 6) место соединения сшитых кусков ткани (шов ); 7) тонкая верёвка (бечёвка ); 8) дорога с твёрдым покрытием (шоссе ); 9) профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей ).

    – Какие способы толкования значений слов были вам представлены? (Описательный.)

    – Есть ли какие­то ещё значения у записанных вами слов?

    2. Работа с орфографическим словарём (слово вестибюль ).

    – Что обозначает слово вестибюль ? (Предположения учеников .)

    – Сравним ваши ответы со словарём. Какой словарь вам поможет в этом? (Толковый.)

    Один из учеников ищет слово в толковом словаре и приводит его толкование.

    – Запишите слово вестибюль в тетрадях. Подчеркните орфограммы.

    – Какие буквы вы подчеркнули?

    – Придумайте какую­нибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово.

    Познавательные УУД

    1. Извлекать информацию из словаря.

    2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово в образ, ассоциацию).

    III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

    Организация наблюдения. Диктант.

    К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы тянулись, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну на снега, стало легче, невесомее, прозрачней. (Г.Николаева)

    Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.

    Постановка проблемы.

    Возможно использование презентации

    (см. prezent_ rus_5kl_ ur19) или традиционная работа по учебнику.

    1. Мотивирующий приём.

    – Послушайте стихотворение В. Остена «Дорога».

    Дорога.

    Подумайте только, как много

    Значений у слова дорога .

    Дорогой зовут автостраду,

    И тропку, бегущую рядом,

    И шлях, что лежит на равнине,

    И путь каравана в пустыне…

    Подумайте только, как много

    Значений у слова дорога .

    – О скольких словах в нём говорится?

    – А сколько лексических значений имеет слово дорога ?

    – Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант : многозначные слова.)

    2 . Обращение к теоретическому материалу §59. Составление плана.

    1) Упр. 336.

    Регулятивные УУД

    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

    Познавательные УУД

    1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

    2. Извлекать информацию из словарной статьи.

    3. Производить анализ и синтез.

    IV. Открытие нового знания.

    1. Упр. 335 – анализ многозначных слов и установление связи (сходства) между значениями этих слов.

    Работа в группах (учитель предлагает работу в группах над значениями многозначных слов по своему усмотрению).

    Методическая рекомендация . Учителю важно показать, что прямое значение – это значение слова, которое возникает первым в нашем сознании без сочетания с другими словами (например, бежит – мы думаем о человеке, тяжёлый – о весе и т.д.), для выявления переносного значения нужен контекст, к словам в переносном значении можно подобрать синонимы.

    – Сформулируйте определение прямого и переносного значения слова.

    – Есть ли какая­то связь между многозначным словом и прямым и переносным значением?

    Попробуйте представить её в виде схемы

    – Что нового о значениях слов вы узнали?

    – Метафора – это прямое или переносное значение слова?

    – Уточните тему урока. (Прямое и переносное значение слова .)

    – Запишите ключевые слова урока. (Многозначные слова, прямое, переносное значение, метафора. )

    Регулятивные УУД

    1. Искать пути решения проблемы.

    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД

    1. Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

    2. Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

    Познавательные УУД

    1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

    2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

    3. Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

    4. Сравнивать, обобщать, делать выводы.

    5. Строить рассуждения.

    VI. Подведение итогов.

    – Прочитайте ключевые слова урока и сравните их с теми, которые вы назвали на уроке. Есть ли какие­то различия?

    – Найдите «третье лишнее»:

    а) полотно, поля, вестибюль ;

    б) золотое кольцо, тяжёлый характер, железный гвоздь.

    – Почему эти слова лишние?

    – Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?

    – В чём были сложности?

    – Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке?

    Регулятивные УУД

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    VII. Домашнее задание.

    1. Словарные слова (вестибюль, метафора ) записать в словарик.

    2. Представить определения по изученной теме в виде схем, уметь рассказать о них по схемам.

    3. Упр. 337, § 59.

    Предварительный просмотр:

    Тема: Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова . (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. (§ 56-57). Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов)

    Тип урока. Урок развития умений.

    Цели как деятельность учеников .

    М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах.

    6ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями.

    3ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность, выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений слов.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

    I. Оргмомент.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

    II. Языковая разминка.

    1. Работа на меловой доске, запись предложения в ученических тетрадях:

    Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрно­бурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин)

    2. Подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать устно его характеристику.

    3. Обозначить изученные орфограммы.

    4. Разбор по составу слова с/прят/а/лось .

    Регулятивные УУД:

    Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

    III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.

    1.Словарный диктант (проецируется на интерактивной доске)

    Бли..кий, ги..кий, в тенеч(?)ке, сла..кий, завис(?)ник, моро.., заросший пру.., кла(с,сс)ный, ве..ти поклажу, сле.. лисицы, голу..ь, тра(с,сс), получить пять ба(л,лл)ов, ю(н,нн)ность, ю(н,нн)ат, стоит на но..ке, лес(?)ница, че(?)ствовать, акац..я, ж..раф, адр..с, праз(?)ник, д..фис, д..льфин, бульдо.., ва(н,нн)а, ж..лтый, сла..кое, пр..гноз, н..б..свод, б..бл..отека, алф..вит, п..м..дор, п..льто.

    2. Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы. В скобках объяснить написание.

    3. Ответить на вопросы:

    Что такое орфография? Зачем нужно знать правила орфографии?

    Чем отличаются правила орфографии от правил орфоэпии?

    Связаны ли между собой фонетика и орфография? А фонетика и орфоэпия? Покажите на примерах.

    Познавательные УУД

    1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).

    2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

    ТОУУ

    3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться).

    IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы.

    1.Организация наблюдения.

    1.Упр. 310 (чтение учениками текстов вслух)

    Что общего и различного в этих текстах?

    Как вы считаете, могут ли существовать предметы, явления, которые не названы словом?

    2. Обращение к теоретическому материалу §55. Составление плана.

    3 Упр. 313 – проводится работа с толковым словарём .

    – С каким словарём в учебнике вы будете работать?

    – Как понимаете, что такое толковый словарь?

    – Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре?

    – Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре?

    – Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.)

    Развёрнутый устный ответ на этот вопрос по предложенному в упр. 314 началу (один­два ученика или по цепочке).

    4. Чтение теоретического материала §56 с предварительным заданием:

    Найдите ответ на вопрос «Что такое лексикография?»

    Как давно появились словари на Руси?

    Какие словари вы можете назвать?

    – Кто же составляет толковые словари?

    Ознакомительное чтение текста на стр. 222, краткий вывод о вкладе В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.)

    3. На интерактивной доске можно использовать материал предметного диска, на котором представлены слова с толкованиями значений.

    Счастье – это чувство высшего удовлетворения.

    Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»).

    Счастье – радость, благополучие, блаженство.

    Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова).

    – Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье ?

    – Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.)

    – Какое из определений нельзя найти в словаре?

    – Какую учебную проблему будем решать на уроке?

    Запись темы урока:

    Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования.

    4. Извлекать информацию из словаря.

    5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

    Духовно-нравственное воспитание

    Воспитание чуткого, бережного обращения со словом.

    Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи.

    6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

    7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

    Регулятивные УУД

    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

    V. Открытие новых знаний.

    1. Наблюдение над порядком размещения слов в словариках на стр. 269-276.

    2. Выполнение упр. 319 (коллективно), 320 (самостоятельно, затем проверить).

    3. Способы объяснения лексических значений слов (теоретический материал 111 §57)

    4. Упр.323 (задание 2).

    5. Упр. 325 (устно).

    3. Искать пути решения проблемы.

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    VI. Проектное задание.

    «Проводим лингвистическое наблюдение» (упр. 318)

    (Учитель определяет, кто и к какому сроку готовит данный проект.)

    Прочитайте толкование слов атмосфера, горизонт, делать, диета, бублик в «Толковом словаре…» В.И.Даля и «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.

    • Сопоставьте написание слов. Чем объясняется различие, если оно есть?
    • Сравните толкование слов. В чем разница в толковании? Какое толкование вы считаете более правильным?
    • Проанализируйте состав словарных статей. Из каких частей они состоят?

    Подберите еще два-три слова для сопоставительного анализа. Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде доклада.

    Коммуникативные УУД

    1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.

    3. Находить и исправлять речевые недочёты.

    VII. Итог урока.

    – Какую новую информацию получили на уроке?

    – Что было самым интересным? А что показалось трудным?

    – Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию).

    Регулятивные УУД

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    ТОУУ

    VIII. Дифференцированное домашнее задание.

    §55-57.

    1 вариант – упр. 322.

    2 вариант – упр.327.

    Предварительный просмотр:

    Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

    Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.

    Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

    Ход урока

    1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
    2. Проверка домашнего задания:
    • Какие члены предложения называются обособленными?

    (Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:

    Ветер, дувший со всех сторон , усиливался.

    • Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)
    • В каких случаях обособляются определения и приложения?

    (Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:

    • Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:

    Усталая , она пришла домой.

    • Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:

    Ягоды, сорванные на грядке , аппетитно пахнут.

    • Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:

    Ветер, холодный и колючий , подул с севера .

    Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)

    1. Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)
    • Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?

    (В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)

    Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.

    • Итак, записываем в тетрадях:

    Ветхая одеж о нка, пораж енн ый красотой дикови нн ого леса, привлеч енн ый журч а нием неприметного с виду родни чк а, не извес т ное уч ен ым созвездие, не точный ра сч ет, не глубокая реч о нка, об а ятельная девч о нка, окруж енн ый пр и чудливыми очертаниями, не громкий ш о рох, не стерпимо ж ж е т.

    (После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)

    Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.

    Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».

    Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.

    (Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

    (Комплексный анализ текста)

    1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.

    2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.

    3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!

    1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать ?

    (Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)

    1. В каком предложении заключена основная мысль текста ? (в 1)
    2. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
    1. Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
    2. Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
    1. Определите тип текста (докажите свое мнение)

    Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ, ……………

    1. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину ?

    сравнение : луга, пестрые, как ковер ,…

    Метафора : деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей

    прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении

    Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.

    1. Найдите типы словосочетаний по способу связи :

    В 1 предл. – согласование : брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты

    В 5 предл. – управление : хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.

    1. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями

    1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.

    1. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему .

    Физкультминутка.

    1. Материал для закрепления
    • Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК :
    • обособляется , если имеет оттенок причинности , например:

    Валерию, как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

    • не обособляется , если имеет значение «в качестве» , например:

    Все знают Семенова как хорошего футболиста

    • если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:

    Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков

    1. Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.

    (звучит легкая музыка)

    Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.

    Музыка выключается.

    После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради

    Словарная работа.

    Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.

    Оно имеет два основных значения:

    • вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
    • Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве

    В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:

    пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»

    Составьте и запишите предложения по схемам.

    1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .

    2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .

    распр.прил .

    3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] .

    Итог урока

    Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»

    - Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?

    Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:

    • любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

    (Усталая , она пришла домой.)

    • согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного

    (Небо, полное грозою , все в зарницах трепетало.)

    • согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного

    (Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю)

    • если имеют обстоятельственное значение

    причины

    (Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)

    уступки:

    Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя

    или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

    Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:

    За работу в тетрадях –

    За работу по карточкам -

    За работу на интерактивной доске (анализ текста) -

    За работу у доски –

    Работали с учебником:

    Составляли предложения по схемам и получили оценки

    Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)

    Обратить внимание учащихся : при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;

    упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)

    Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;

    Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе