Пояснительная записка

Бурное развитие автотранспортного хозяйства в последние годы привело к стремительному росту числа дорожно-транспортных происшествий. Создание машин, механизмов, транспортных средств наряду с бесспорными положительными результатами принесло человеку немало бед и страданий. Дорожно-транспортные происшествия – это всегда большая беда, наносится непоправимый ущерб здоровью людей.

С первых шагов маленького ребенка, начинается переход от пассивного участия в дорожном движении к активному общению с дорогой, со всеми её неожиданностями. Этот переход таит в себе массу опасностей. Одна из них – улица, с её стремительным движением, множеством машин, недисциплинированными водителями и пешеходами.

Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Ежегодно в России регистрируется более 2 млн. таких случаев. В Республики Адыгея более 3тыс.

По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К., «чаще всего травмируются дети в возрасте 9-14 лет. 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек».

Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид стоит на первом месте среди всех видов травм школьников, их длительного лечения. Летальность здесь достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) в нашей стране является исключительно актуальной. В её решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, педагоги, так и сами школьники.

         Основные причины дорожного травматизма школьников:

  • нарастание концентрации транспорта на улице;
  • недисциплинированность школьников, их желание выделиться среди сверстников;
  • недостаточный надзор за детьми по пути в школу, неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки;
  • незнание Правил дорожного движения, привил поведения на улице;
  • неправильное пользование общественным транспортом;
  • игры и шалости на проезжей части улицы;
  • неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя.

В связи с этим коллектив ГБОУ ДО РА «Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея» разработал модифицированную программу по профилактике ДДТТ «Безопасная дорога детства».

Цель программы

Создание условий для формирования у подрастающего поколения устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

         Основная задача образовательной общеразвивающей программы дополнительного образования «Безопасная дорога детства» - изучение Правил дорожного движения (ПДД) и применение их в практических жизненных ситуациях.

  • Формирование у обучающихся потребности в соблюдении ПДД.
  • Вовлечение наибольшего числа воспитанников в изучение и пропаганду здорового образа жизни, овладение методами предупреждения ДДТТ.
  • Ознакомление с профессиями сотрудников органов внутренних дел (профессиональная ориентация).
  • Организация массовых мероприятий по пропаганде безопасного дорожного движения.
  • Овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
  • Развитие внимательности, сосредоточенности, сообразительности, творческих и мыслительных способностей детей.

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

  • Изучение «Правил дорожного движения» - приобретение основных знаний, меры ответственности за нарушение ПДД для пешеходов, ведение рубрики «Советы пешеходу»;
  • Дорожные знаки: виды и группы знаков. Белые треугольники, знаки-команды, информационно-указательные знаки, сдача тестов по знакам дорожного движения;
  • Основные «законы» безопасного движения для водителя. Основы правоведения: Закон РФ «О безопасности дорожного движения» Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Основы страхования. Факторы повышенного риска для водителя, типичные обстоятельства и действия водителя, опасные ситуации на дороге и маневрирование, виды транспорта. Разводка транспорта. Практические задания в «Автогородке безопасного движения»;
  • Дорожно-транспортное происшествие – ДТП: техника и тактика водителя на дороге, предписания «действий в экстремальных ситуациях»;
  • Основы медицинских знаний – первая медицинская помощь при ДТП, первая помощь, если пострадавший находится без сознания, алгоритм оказания первой медицинской помощи, умение оказать первую доврачебную помощь;
  • Профориентационная и инструкторская деятельность – проведение занятий по Правилам дорожного движения совместно с сотрудниками ГИБДД, подготовка и проведение игр и соревнований в младших классах, карточки для младших классов «Опасные участки по дороге в школу», дежурство и рейды на дорогах вместе с работниками ГИБДД.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что профилактика дорожно-транспортного травматизма школьников способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению опасных ситуаций на дорогах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, не на словах, а на деле пропагандирует соблюдение Правил дорожного движения, и в итоге – сохранению жизни и здоровья детей. Знакомство с профессией автоинспектора как профориентационная деятельность в работе с начальной школой.

     Актуальность программы состоит в том, что она разработана с использованием инвариантных блоков, предусматривает изучение Правил дорожного движения, оказание первой доврачебной помощи, основ страхования, подготовку юных инспекторов движения, проведение различных мероприятий и соревнований по данной тематике с детьми младшего и среднего школьного возраста. Много внимания уделяется совместной работе с сотрудниками ГИБДД.

     Существенным отличием программы (новизной) является привлечение школьников начальной школы, подготовка и проведение интересных заданий и игр, анкетирования и тестовых заданий по темам. Программа «Безопасная дорога детства» интегрированная т.к. включает в себя элементы разделы по начальному техническому моделированию - работа с картоном и бумагой для создания моделей и технических объектов, также применяются игровые технологии.

Возраст детей и сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения, адресована детям 7-11 лет. Объем программы - 288 часов (1-й и 2-й год обучения – 144 ч. в год). С режимом работы 2 раза в неделю по 2 часа (академических).

Темы и разделы каждого года обучения взаимосвязаны между собой и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний. Группа детей 1-го года обучения комплектуется без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих и предусматривают введение в образовательную программу через игры, конкурсы, состязания. Воспитанники 2-го года обучения учатся планировать, вести пропагандистскую работу интересно, творчески; участвуют в городских и республиканских мероприятиях. Программа предусматривает самостоятельное проведение профилактических мероприятий с детьми, работу инструкторов, решение сложных ситуаций. Работа по программе дает возможность учащимся не заучивать механически ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил и безопасности дорожного движения.

Все занятия проводятся с использованием наглядных пособий и дидактических материалов. Активизируют познавательную деятельность, различные формы самостоятельной работы: участие в обсуждении и решение проблемных ситуаций, выполнение на схемах тренировочных упражнений, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на вопросы тестов, контрольных билетов, написание рефератов, докладов, проведение практических заданий в «Автогородке безопасного движения».

В основе работы с детьми лежат личностно-ориентированные педагогические технологии развивающего обучения с формированием общечеловеческих, культурных ценностей, направленных на развитие способностей, познавательной активности, любознательности, коммуникативности, интереса к разным видам творческой деятельности, на развитие физического, стрессоустойчивого психологического здоровья и эмоционального благополучия.

Основные направления профилактики безопасности

детского дорожно-транспортного травматизма

  • Общая профилактика.
  • Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, МЧС, соцстрах, медучреждения.
  • Учеба юных инспекторов движения.
  • Оформление наглядной ситуации и информационной деятельности.
  • Пропагандистская работа.
  • Работа с родителями.

Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление школьников с принципами получения и распространения информации с помощью сигналов.

         Программа включает в себя новые знания, не содержащиеся в базовых программах по физике, математике, химии, информатике и биологии.

         Задачи программы

         1.Образовательные:

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания по базовым предметам и ввести в сознание детей новых научных понятий;

- формировать определенные умения, навыки и закрепить их на практике;

- способствовать освоению новых понятий и ценностному восприятию данной области науки.

  1. Развивающие:

- способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся;

- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять свои знания;

- устанавливать причинно-следственные связи, сходство различия: выдвигать гипотезы, проверять их достоверность; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, дидактическими пособиями, таблицами, схемами и чертежами;

- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др).

  1. Воспитательные:

- сформировать высокие эстетические нормы между людьми;

- сформировать духовную культуру и нравственность;

- приобщать учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям;

- сформировать гражданские и патриотические основы мировоззрения.

         Конечный результат:

- расширить и углубить знания и умения, учащихся для обеспечения их безопасной жизнедеятельности в условиях современного города;

- подвести учащихся к осознанному выбору профессии;

- показать возможности реализации себя в будущем и достижения конечных целей;

- научить творческому подходу к возникающим проблемам и задачам.

         Структура программы и ее особенности.

         С целью наиболее полной реализации профильного обучения, программа предусматривает следующие формы работы:

         - лекции,

         - диспуты;

         - беседы;

         - экскурсии;

         - творческие работы по выбору.

         Практические творческие работы выполняются учащимися из представленных тем по выбору, где можно фиксировать динамику развития интереса и подготовка к будущей профессии.

         Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом отсутствия ступенчатости в обучении. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

  • лекционное занятие;
  • беседы;
  • дискуссия;
  • творческое задание;
  • практическая работа;
  • экскурсии в профильные организации и учебные заведения;
  • конкурс творческих работ.

         Основные методы обучения:

  • диалогический;
  • монологический;
  • алгоритмический;
  • показательный;
  • эвристический.

         Основные методы преподавания:

  • объяснительный;
  • информационно-сообщающий;
  • иллюстративный.

       Методы учения:

  • репродуктивный;
  • исполнительский;
  • частично- поисковый;
  • поисковый;
  • проблемный.

Методы воспитания:

  • убеждения;
  • упражнения;
  • личный пример.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

     Для оценки знаний и умений учащихся применяется входной, текущий и итоговый контроль.

       Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, учащихся по базовым предметам.

       Формы оценки: диагностическое анкетирование, беседы с учащимися и родителями.

       Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.

       Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, собеседование.

       В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения творческих работ и их сложностью.

       Итоговый контроль (итоговая аттестация) может принимать различные формы: тестовые задания, диагностическое анкетирование, творческая агитационная работа.

Ожидаемый результат:

- Развитие и совершенствование навыков безопасного поведения на улицах города.

- Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.

     Оценка результативности (полнота и качество) реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающие в себя:

  • количественные параметры проведенных мероприятий с целью пропаганды ДДТТ;
  • определение уровня воспитанности по нравственным параметрам, убеждениям и поведению;
  • показатели травматизма;
  • удовлетворенность обучающихся знаниями, полученными на занятиях в объединении в области подготовки к жизни в обществе;
  • проявление правовых знаний и активной жизненной позиции.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся первого года обучения.

Знать:

  • основные термины и понятия;
  • общие положения Правил дорожного движения;
  • правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;
  • правила посадки и высадки из общественного транспорта;
  • правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.

Уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся второго года обучения.

Знать:

  • правила дорожного движения;
  • группы знаков и их назначение, место установки;
  • назначение дорожной разметки и её виды;
  • правила безопасного поведения на улице, на дороге;
  • правила пользования общественным и личным транспортом;

Уметь:

  • самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • применять знания правил дорожного движения на практике.

Оценка эффективности реализации программы

         Оценка эффективности осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организованный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

         Результативность реализации программы измеряется степенью инструкторской подготовленности членов детского творческого объединения «Безопасная дорога детства» и их стремлением к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

         В результате реализации программы изменяются качества воспитанника: возникает стремление к самореализации и жизненному самоопределению; умение применять свои знания по Правилам дорожного движения, помогать людям в трудных дорожных ситуациях, правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах, сознательное следование нормам и Правилам дорожного движения, готовность к самосовершенствованию; знание основ правоведения; уважение государственных законов и правил; самостоятельность и организованность в опасных ситуациях; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность.

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Конституция РФ;
  • Закона об образовании;
  • Конвенция «О правах ребенка»;
  • Правила дорожного движения и комментарии к ним;
  • Устав образовательного учреждения;
  • Учебный план;
  • Учебные методические материалы.

Учебно-тематический план

(I год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Зачем нам знать ПДД.

2

-

2

2.

Изучение основных понятий и средств ПДД.

8

18

26

3.

Правила движения – закон улиц и дорог

4

6

10

4.

Дорожная разметка

4

8

12

5.

Школа пешеходов и пассажиров

4

10

14

6.

Несем патрульную службу

-

2

2

7.

Пропагандируем дорожную азбуку

1

3

4

8.

Школа первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях

3

5

8

9.

Расположение транспортного средства на проезжей части

10

16

26

10.

Школа первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях. Признаки переломов и оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

2

6

8

11.

Дорожные знаки. Их виды и группы. Способы расстановки дорожных знаков.

10

18

28

12.

Мероприятия по профилактике ДДТТ. Безопасные каникулы. Итоговая аттестация (тест).

-

2

2

13.

Итоговое занятие

-

2

2

 

Итого:

46

98

144

 

Учебно-тематический план

(II год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2

-

2

2.

Правила движения – закон улиц и дорог. Основные средства обеспечения безопасности дорожного движения.

12

22

34

3.

Школа пешеходов и пассажиров. Что такое ДПС.

4

6

10

4.

Пропагандируем дорожную азбуку.

Подготовка и проведение игр, конкурсов по профилактике ДДТТ

5

5

10

5.

Школа первой медицинской помощи при ДТП и несчастных случаях.

     3

7

10

6.

Сигналы светофора и регулировщика. В мастерской у Светофора.

2

6

8

7.

Расположение транспортного средства на проезжей части. Решение карточек по ПДД (категория А).

6

10

16

8.

Игры, конкурсы, викторины проводимы в начальной школе.

2

4

6

9.

Школа первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях

3

5

8

10.

Агитационно-массовая работа в детских садах, начальных классах школы

2

6

8

11.

Дорожные знаки. Их виды и группы. Способы расстановки дорожных знаков.

5

13

18

12.

Вождение велосипеда. Знакомство и отработка элементов фигурного вождения.

2

6

8

13.

Итоговое аттестация.

-

2

2

 

Итого:

48

96

144

 

 

Содержание изучаемого курса

2-й год обучения

  1. Вводное занятие.

         Знакомство с программой второго года обучения. Вводный инструктаж по технике безопасности при выполнении практических занятий. Учебные пособия и литература, рекомендованные для освоения курса.

  1. Правила движения – закон улиц и дорог. Основные средства обеспечения безопасности дорожного движения.

         Элементы улиц: проезжая часть, тротуар, полотно трамвайных путей. Их назначение. Элементы дороги: проезжая, кювет, обочина. Главная и второстепенная улица (дорога). Улица с односторонним движением и двусторонним движением. Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Пешеходы на улицах и дорогах. Велосипед и мопед. На загородных дорогах. Скоростной режим, обгон, остановка, стоянка транспортных средств. Назначение дорожных знаков и дорожной разметки. Светофор – как основное средство дорожной безопасности.

Практическая часть: наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов, наблюдение за действиями регулировщика на перекрестке. Практическое вождение велосипеда в автогородке. Настольная игра «Правила большого города». Рекомендации по проведению экскурсий, воспитательных мероприятий, организации среди школьников младших классов конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения, разучиванию песен и стихов. Проведение экскурсий «Азбука дорог». Малыши рисуют улицу. Просмотр видеокассет по ПДД. Мастерская «Умелые руки Светофора».

  1. Школа пешеходов и пассажиров.

         Кто по Правилам дорожного движения, является пешеходом, пассажиром, водителем и что значит одиночный пешеход, группа пешеходов, колонна. Обязанности пешеходов, пассажиров, правила поведения на улицах городов и населенных пунктов. Ознакомление учащихся с опасными местами в микрорайоне центра, школы, дома.

         Административная ответственность за нарушения ПДД и других нормативно правовых актов в сфере дорожного движения. Учить убеждать словом, изготовление плакатов, молний, проведение конкурсов.

Практическая работа: с помощью игр по ПДД, подвижных игр, соревнований, конкурсов, экскурсий закрепить: где нужно ожидать автобус, троллейбус, такси; где и как нужно входить и выходить из общественного транспорта, правила поведения в транспорте. По согласованию с сотрудниками ГИБДД патрулирование на улицах города, перекрестках и дорогах.

  1. Пропагандируем дорожную азбуку. Проведение игр, конкурсов и викторин.

         Проведение воспитательных мероприятий по ПДТТ, участие на родительских собраниях, массовых мероприятий, посвященных знаменательным датам, встреч с гостями центра. Проведение мероприятий посвященные Дню памяти жертв ДТП.

Практическая работа: Подготовка мероприятий: сценарий, оформление, реквизит. Встречи с сотрудниками ГИБДД (желательно из числа родителей), представителями отдела пропаганды ОВД РА.

Экскурсия «Пересечение улиц и дорог».

         Беседа: «Особенности состояния дороги осенью и зимой».

Практическая работа: знакомство с различными пересечениями улиц и дорог. Назначение улиц и дорог: главная и второстепенная дорога.

  1. Школа первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.

         Основные правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Основные признаки травматического шока, обморока, кровотечений. Оказание помощи при травматическом шоке, обмороке и кровотечениях. Виды кровотечений с способы его остановки. Правила наложения жгута и давящей повязки. Виды и способы наложения повязок. Транспортировка пострадавшего при дорожно-транспортном происшествии.

Практическая работа: отработка навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшему при переломах, травматическом шоке, обмороке, правила наложения стерильной повязки, остановки кровотечений, правила наложения жгута. Тренировочные занятия с учащимися по транспортировке пострадавших на площадке.

6.Сигналы светофора и регулировщика. В мастерской у Светофора.

Сигналы светофора и регулировщика. Их история. Основные типы светофоров. Значение сигналов светофора и регулировщика.

6.1. Экскурсия «Наш друг - светофор» (2ч.).

         Беседа «Мы по улице идем». Беседа – размышление «Жизнь без светофоров».

Практическая работа: подробный анализ окружающей обстановки микрорайона. Проведение игры «Будь внимательным».

  1. Расположение транспорта на проезжей части. Изучение ПДД.

         Расположение транспортных средств на проезжей части, различные способы парковки автомобилей. Правила движения для мопедов и велосипедов. Остановка, стоянка, остановочный и тормозной путь автомобиля. Разводка транспортных средств. Встречный разъезд. Проезд перекрестков. Приоритет маршрутного транспортного средства.

Практическая работа: решение карточек (категории А, В), фигурное вождение велосипеда. Разбор конкретных маршрутов движения.

8.Игры, конкурсы, викторины.

         Подготовка и отбор игрового и дидактического материала «Твой друг велосипед». Соревнование велосипедистов по правилам движения на площадке, в автогородке, оборудованном средствами регулирования.

Практическая работа: На перекрестках и пешеходных переходах движением велосипедистов и пешеходов руководят юные инспекторы движения.

  1. Школа первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.

Медицинская подготовка.

         Первая медицинская помощь при ушибах, травмах, переломах. Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжения связок. Правила наложения стерильных повязок, шин (с использованием подручного материала). Виды транспортировки пострадавшего при различных ранениях.

Практическая работа: способы искусственного дыхания (вентиляции легких) «изо рта в рот», «изо рта в нос». Наложение стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота, на нижнюю и верхнюю области живота. Транспортировка пострадавших при ранениях нижних конечностей, живота, грудной клетки, переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных средств.

  1. Агитационно-массовая работа.

         Подбор материалов. Составление сценариев.

Практическая работа: проведение бесед по правилам дорожного движения в младших классах школ города.

  1. Дорожные знаки.

       Из истории возникновения знаков.

Виды дорожных знаков. Их основные функции. Основные группы дорожных знаков. Запрещающие, предупреждающие, предписывающие знаки и згаки приоритета. Способы расстановки дорожных знаков на дороге. Учимся понимать дорожные знаки. Викторина «Знаки разные нужны – знаки всякие важны».

Практическая работа: Проведение тестовых заданий и конкурсов «Угадай знак», «Нарисуй свой новый знак».

  1. Вождение велосипеда. Знакомство и отработка элементов фигурного вождения. Итоговая аттестация

         Знакомство с Положением конкурса «Безопасное колесо» (республиканским и городским), а именно этап «Фигурное вождение велосипеда».

Практическая работа: разбор и отработка фигур «восьмёрка», «слалом», «колея», «ворота», и др.

  1. Итоговое занятие.

         Подведение итогов за год. Награждение Лучших обучающихся, присвоение званий: «Знаток ПДД», «Мастер фигурного вождения», «Санитар отличник», «Лучший пропагандист».

Методическое обеспечение программы

         Данная программа опирается на Сборник методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений про профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2009 год.

Программа разработана в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2014 – 2020 годах».

В программе «Безопасная дорога детства» представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, представленные в методических рекомендациях, отобраны с учетом психологических и психофизиологических особенностей учащихся соответствующих возрастов и социальных групп. Программа может быть реализована в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, методистам, учителям. 

         Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:

- наличие подборки методической и художественной литературы для детей и педагога;

- подписка газеты «Добрая дорога детства»;

- серия цветных иллюстраций и плакатов;

- набор дорожных знаков;

- настольные и методические игры по Правилам дорожного движения;

- видеофильмы, велосипеды, компьютер;

- автогородок.

 

Литература для педагогов

  1. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1-4 кл. /Под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006.
  2. Внешкольник №5, №6, №7,2008г., №6, №4 2007г.
  3. Методическое пособие для подготовки к экзамену по ПДД.- М.: 2007.
  4. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ (региональный опыт), 2001.-№2.
  5. Газета «Добрая дорога детства» - М.: 2000-2003.
  6. Правила дорожного движения – 2008, 2009.- М.:МИР-АВТО-КНИГ
  7. Комментарии к экзаменационным билетам./Под ред. В.Н.Кирьянова.- М.: «Рецепт-Холдинг»,2009.
  8. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе/ Е.А.Воронова.- Ростов н/Д: Феникс, 2009

Литература для обучающихся

  1. Безопасность на дорогах. (1-4 кл. в двух частях), Под/ред. Н.Ф.Виноградовой.- М.: ЭНАС-КЛАСС, 2006
  2. Дорожная азбука. Ф.Ш.Щахиева. – Майкоп: «Полиграф-Юг», 2009г.
  3. Занятия по правилам дорожного движения.; Под. ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Красный. Желтый. Зеленый!, Е.А.Воронова.- Ростов н/Д: Феникс, 2009