Пояснительная записка

Дополнительное образование призвано отобразить многообразие человеческой деятельности, способствовать всестороннему развитию учащихся с учетом их интересов, склонностей, возрастных особенностей. В основе дополнительного образования – планирование предстоящей деятельности, познание основ и начального знакомства с выбранным направлением деятельности, организация рабочего места, достижение высокого качества труда при полной его безопасности.

Настоящая программа имеет научно-техническую направленность.

Актуальность данной программы заключается в том, что, занимаясь авиамоделированием, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с общим устройством самолета, с основами его конструирования, изучают принципы работы двигателей и других механизмов.

Авиамоделизм - первая ступень к овладению современной техникой, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии

Авиамоделисты строят модели самых различных схем, конструкций, размеров и назначения – от простейших до моделей усложненной конструкции.

В данной программе, созданной для эффективной работы авиамодельного кружка, определены цель и задачи, теоретические сведения и практические занятия.

Отличительной особенностью данной программы является большая направленность на электрифицированные модели, чем на модели с двигателями внутреннего сгорания, больший упор делается на изучение основ электротехники и электроники, работе с компьютерным авиасимулятором. Это связано с материально-технической базой кружка и определенным опытом и знаниями руководителя. На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются как одновременно всем членам группы, так и индивидуально.

Целью данной образовательной программы является содействие к формированию и развитию интереса к авиамоделизму и авиации, развитию творческих способностей в области технических знаний.

Задачи:

Образовательные:

- содействие формированию элементов проектных технико-конструкторских и технологических знаний;

- формирование исследовательских умений, научного мировоззрения;

-привитие навыков и умений работы с различными материалами и инструментами, компьютерными программами.

Развивающие

- развитие творческих способностей обучающихся, развитие элементов технического мышления и конструкторских способностей, фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности;

- развитие познавательной активности и способности к самообразованию;

- формирование опыта проектной, конструкторской и технологической творческой деятельности;

- развитие интереса к профессиям в области авиационной техники и её истории в нашей стране и за рубежом

Воспитательные

- воспитание ценностно-личностных качеств - трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;

- желание трудиться над созданием технических объектов.

Возраст детей, участвующих в реализации этой программы имеет широкий диапазон -занятия проводятся с обучающимися в возрасте 8-18 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы построены следующим образом:

- программа первого года обучения рассчитана на 144 часа. Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут.

- второй и третий периоды обучения рассчитаны на 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с перерывами 10 минут.

В зависимости от уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в отдельных вопросах, количество часов, отведенное на определенные темы, может варьироваться в пределах общего количества часов настоящей программы. Также может варьироваться количество часов, отведенное на учебно-массовые мероприятия (экскурсии, посещение выставок и др.).

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки конструкционных материалов, знаний по школьным образовательным дисциплинам в области физики, черчения, химии и математики.

Выбирая формы и методы обучения - учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности. В дальнейшем основным методом становится научно-познавательный метод. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой, пособиями.

Важным методом работы являются встречи с родителями учащихся.

Ожидаемые результаты. По окончании курса обучающийся должен

знать:

- правила охраны труда при работе с инструментами и материалами;

- правила безопасности при запуске и управлении авиамоделями;

- конструкцию радиоуправляемой модели самолета для воздушного боя;

- алгоритм действий при выполнении фигур простого и высшего пилотажа,

- правила построения чертежей и изготовления элементов р/у модели повышенной сложности

- способы регулировки радиоуправляемой модели самолета

уметь:

-применить на практике теоретические знания;

-по готовым образцам изготовить радиоуправляемую модель самолета -запускать и регулировать радиоуправляемую модель

Контроль знаний проводится в виде выставок моделей, соревнований, конкурсов и аттестации по итогам периодов обучения (промежуточная и итоговая). Программа предусматривает применение средств диагностики достигнутых результатов. - участие во внутри кружковых и республиканских мероприятиях:

- участие в городских и республиканских выставках;

- участие в конкурсах;

- сформированность значимых качеств личности: трудолюбия, аккуратности, порядочности, ответственности.

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце   года обучения.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Особое внимание в работе кружка занятий уделяется правилам безопасности труда при изготовлении и запуске моделей. В плане кружка предусмотрены беседы об авиамоделизме. Необходимо иметь в виду, что для каждого кружковца не обязательна постройка всех видов моделей, указанных в плане работы. Достаточно, если ученик в течение учебного года построит одну-две простые модели или одну сложную.

Наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в соревнованиях различного уровня. С этой целью их знакомят с техническими требованиями к моделям, представляемых на соревнованиях, условиями проведения соревнований.

Педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения поддерживает отношения с классными руководителями, родителями кружковцев.

Итоговые работы, лучшие модели демонстрируются на выставках учреждений дополнительного образования Республики Адыгея.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1-й год обучения)

 

п/п

 

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Стартовая аттестация

3

 

3

2

Основы безопасности труда в авиамодельной лаборатории.

2

1

3

3

Бумажные летающие модели.

1

8

9

4

Воздушный змей.

2

10

12

5

Планер. Модели планеров.

2

28

30

 

1. Аэродинамика полета планеров и их конструкция.

 

2

 

 

 

2

2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

 

 

 

2

 

2

3. Изготовление шаблонов и стапелей.

 

12

12

4.  Сборка крыла, оперения и фюзеляжа.

 

8

8

5. Оклейка крыла и оперения.

 

4

4

6. Окончательная сборка модели. Промежуточная аттестация

1

1

2

6

Самолет. Модели самолетов.

4

80

84

 

1. Аэродинамика полета самолета и его конструкция.

 

1

 

 

 

1

 

2. Обзор типов двигателей самолетов, краткое знакомство с их конструкцией.

 

3

 

 

 

3

3. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

 

 

 

6

 

6

4. Изготовление шаблонов и стапелей.

 

20

20

5. Сборка крыла, оперения и фюзеляжа.

 

12

12

6. Изготовление винтомоторной группы.

 

22

22

7. Оклейка крыла и оперения.

 

12

12

8.  Окончательная сборка модели. Итоговая аттестация.

 

8

8

7

Организация и проведение соревнований.

 

3

3

Итого:

14

130

144

 

 

Содержание программы 1 года обучения

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теория: Дать общее представление об истории развития авиации и ее применений, занятие начинается с рассказа о том, что еще в древности люди мечтали летать подобно птицам. Краткая история современной авиации.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Теория: Ознакомить школьников с правилами безопасной работы инструментом, на станках и пользования приборами. Вначале показывается приемы правильной работы ножом — основным инструментом авиамоделиста. При работе ножом деталь должна иметь упор в крышку стола, верстака; рука, поддерживающая обрабатываемую заготовку (деталь), находится сзади ножа; резать надо только «от себя». Хранят нож в картонном или фанерном чехле.

При работе кусачками небольшие отрезки проволоки могут отскочить и нанести травму. Чтобы предотвратить несчастный случай, откусываемую проволоку следует держать возможно дальше, от лица и следить, чтобы ее кусочки отскакивали в направлении пола или стола.

Необходимо осторожно работать инструментом, имеющим острые концы, — шилом, чертилкой, кернером, разметочным циркулем. При выпиливании деталей лобзиком руку, поддерживающую заготовку, располагают сзади пилки.

Затем следует показать приемы работы на сверлильном станке. Руководитель демонстрирует безопасные приемы сверления металлов, фанеры, оргстекла. Так, обрабатываемую деталь следует зажимать в ручные тиски или держать плоскогубцами; нельзя низко наклоняться над вращающимся сверлом (волосы должны быть убраны под шапочку или косынку); не следует сильно нажимать на рычаг при сверлении; удалять стружки нужно металлической щеткой только после остановки станка и отвода сверла.

Практика: После этого можно предложить учащимся выполнить некоторые приемы работы ручным инструментом и на сверлильном станке.

Далее рекомендуется закрепить навыки работы со столярным и слесарным инструментом. Руководитель вызывает школьников и предлагает им продемонстрировать приемы работы с одним из инструментов. В это время остальные наблюдают за его действиями. Если они неверны, то руководитель, а лучше учащиеся поправляют вызванного, помогают овладеть трудными для него приемами работы.

Обучать приемам работы на других станках и знакомить с приборами следует при изучении соответствующих тем.

ТЕМА 3. БУМАЖНЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ

Теория: Изучить основы полета моделей, их конструкцию и основные части, ознакомить школьников с основами полета моделей, рассказать о возникновении подъемной силы крыла и об основных элементах конструкции самолета и модели. Освоить способы регулировки модели. Особое внимание уделять назначению и действию рулей. Наблюдая полет бумажной модели в помещении, внимание учащихся обращается на то, что она плавно снижается — планирует. Учащимся объясняется влияние расположения ЦТ на траекторию полета модели: пикирование – переднее расположение ЦТ, пологая траектория полета – оптимальное расположение ЦТ, кабрирование – заднее расположение ЦТ не нормальная траектория полета. Им объясняется сущность этого явления. Объяснив основные способы регулировки, учащимся дают проверить их на моделях. При последующих запусках бумажной модели демонстрируется воздействие рулей управления: элероны, руль высоты и руль направления на траекторию полета.

Практика: Учащиеся изготовляют учебную модель самолета из бумаги. Материал учебной модели — бумага. Используется плотная бумага (для черчения и рисования). Для изготовления учебной модели складывают вдвое вдоль волокон лист плотной бумаги и карандашом по шаблону размечают контур будущей модели. Размеченный контур модели вырезается ножницами, согласно разметки, отгибаются крылья и стабилизатор.

Для обеспечения необходимой центровки носовая часть модели загружается пластилином или канцелярской скрепкой. Прямолинейность полета регулируют рулем направления. Если отогнуть руль направления немного вправо, запущенная модель повернет вправо; для левого поворота модели руль направления отгибают влево.

ТЕМА 5. ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Теория: Познакомить учащихся с одним из древнейших летательных аппаратов — воздушным змеем, историей его развития и применения. Кратко изложить теорию полета воздушного змея. Ознакомить с конструкцией простейшего плоского «Русского» змея, названием его элементов.

Практика: Изготовить змеи, различных конструкций.

Плоский змей. Каркас его состоит из шести реек: две рейки располагают диагонально, скрепляют нитками и клеем и присоединяют к ним верхнюю. По контуру змея натягивают прочную нитку, соединяющую все углы, и приклеивают казеиновым клеем обтяжку из прочной бумаги (кальки). Змей готов.

При изготовлении уздечки нужно соблюдать правило: длина двойной (верхней) части уздечки должна быть такой, чтобы она укладывалась по диагоналям, а вершина ее, где делают узел, оказалась в центре змея; нижняя нить уздечки должна быть равна или немного больше половины длины змея. Длиной нижней нити можно регулировать угол атаки. К нижним концам каркаса привязывают хвост из ниток с кусочками бумаги. Такой змей летает очень устойчиво и может набирать высоту 300-350м. Запускают его на прочной нитке.

Плоские змеи делают в виде звезды, ромба, бабочки и т. п. Их можно раскрасить в яркие цвета.

ТЕМА 8. ПЛАНЕР. МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ

Теория: Сформировать устойчивые навыки по моделированию авиационной техники, учащиеся должны глубже усвоить понятия о принципах полета и овладеть приемами изготовления, регулирования и запуска схематических моделей. Дать сведения по аэродинамике полета планеров и их конструкции.

Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей.

Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей.

Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения и фюзеляжа.

Дать технологию оклейки крыла и оперения синтетической пленкой.

Объяснить способы обработки синтетической пленки и способы сборки и регулирования модели планера.

Практика:

Аэродинамика полета планеров, запуски планеров различных конструкций. Вычерчивание чертежей модели. Заготовка материала Изготовление шаблонов по начерченным чертежам. Изготовление стапелей по начерченным чертежам. Сборка крыла и с применением изготовленных стапелей. Сборка оперения с применением изготовленных стапелей. Сборка фюзеляжа с применением изготовленных стапелей. Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой. Окончательная обработка и сборка моделей.

ТЕМА 9. САМОЛЕТ. МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ

Теория:

Дать сведения по аэродинамике полета моделей самолета и их конструкции. Рассказать о типах двигателей моделей самолетов, с их демонстрацией. Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей.

Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения и фюзеляжа. Дать сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги. Дать технологию оклейки крыла и оперения синтетической пленкой. Объяснить способы обработки синтетической пленки и способы сборки и регулирования модели планера.

Практика: Аэродинамика полета моделей самолетов, запуски различных конструкций. Осмотр двигателей моделей самолета. Вычерчивание чертежей модели. Заготовка материала. Изготовление шаблонов по начерченным чертежам. Изготовление стапелей по начерченным чертежам. Сборка крыла с применением изготовленных стапелей. Сборка оперения с применением изготовленных стапелей. Сборка фюзеляжа с применением изготовленных стапелей. Изготовление лопастей и ступицы воздушного винта. Сборка воздушного винта. Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой. Окончательная обработка и сборка моделей.

ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Практика: Проведение соревнований по каждому классу моделей.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 год обучения)

№ п/п

 

Название темы

Количество часов на занятия

Теория

Практика

Всего

1.      

Авиамоделизм в России.

1

 

1

2.      

Категории и классы авиационных моделей.

2

 

2

3.      

Модели планера А-1.

12

61

73

 

1. Аэродинамика полета планера и его конструкция.

2

 

2

2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

 

2

 

6

 

8

3. Изготовление шаблонов и стапелей.

2

10

12

4.  Сборка крыла, оперения и фюзеляжа.

       2

22

24

5. Оклейка крыла и оперения.

2

13

15

6. Окончательная обработка и сборка модели.

2

10

12

4.      

Радиоуправляемая учебно-тренировочная модель.

14

100

114

 

1. Аэродинамика полета самолета и его конструкция.

 

2

 

 

2

2. Обзор типов двигателей самолетов, краткое знакомство с их конструкцией.

 

1

 

7

 

9

3. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

2

 

16

 

 

18

4. Изготовление шаблонов и стапелей.

2

12

14

5. Сборка крыла и оперения.

2

21

23

6. Изготовление фюзеляжа.

2

22

24

7. Оклейка крыла и оперения.

1

11

12

8.  Окончательная обработка и сборка модели.

1

11

12

5.      

Устройство и принцип работы радиокомпонентов.

 

1

 

4

 

5

6.      

Воздушные винты.

1

7

8

7.      

Организация и проведение соревнований по программе 2-го года обучения.

2

 

12

 

14

8.      

Подведение итогов работы объединения за год.

1

 

1

 

Итого:

32

184

216

Содержание программы 2 года обучения

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. АВИАМОДЕЛИЗМ В РОССИИ

Теория: Ознакомить учащихся с историей развития авиамоделизма в нашей стране, достижениями советских спортсменов-авиамоделистов. Дать определение летающей модели, авиамоделизма в целом. Дать перечень моделей, которые учащиеся будут строить в этом году. Рассказать учащимся о спортивных достижениях российских спортсменов авиамоделистов.

ТЕМА 2. КАТЕГОРИИ И КЛАССЫ АВИАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ

Теория: Ознакомить учащихся с категориями и классами авиационных летающих моделей.

Основным документом, регламентирующим постройку авиационных летающих моделей, являются «Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту в России». В основе этих Правил — положения кодекса ФАИ: технические требования к моделям и правила соревнований по ним. В настоящее время в нашей стране существуют следующие категории авиационных моделей:

  1. Свободнолетающие (F1);
  2. Кордовые (F2);
  3. Радиоуправляемые (FЗ);
  4. Модели-копии (F4);
  5. Модели не чемпионатных классов.

ТЕМА 3. МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА А-1

Теория: Дать сведения по аэродинамике полета планеров и их конструкции. Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения и фюзеляжа. Дать сведения по технологии оклейки крыла и оперения синтетической пленкой. Объяснить способы обработки синтетической пленки и как правильно производить сборку и регулировку модели планера.

Практика: Вычерчивание чертежей, заготовка материала. Изготовление шаблонов по начерченным чертежам. Изготовление стапелей по начерченным чертежам. Сборка крыла с применением изготовленных стапелей. Сборка оперения с применением изготовленных стапелей. Сборка фюзеляжа с применением изготовленных стапелей. Оклейка крыла синтетической пленкой. Оклейка оперения синтетической пленкой. Окончательная обработка и сборка моделей.

ТЕМА 4. РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ

Теория: Дать сведения по аэродинамике полета самолета и их конструкции. Обзор типов двигателей самолетов, краткое знакомство с их конструкцией. Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения. Объяснить технологию сборки фюзеляжа. Дать сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги.  Объяснить способы оклейки и обработки синтетической пленки и способы сборки и регулирования модели планера.

Практика: Вычерчивание чертежа крыла. Вычерчивание чертежа оперения и фюзеляжа. Заготовка материала. Изготовление шаблонов по начерченным чертежам. Изготовление стапелей по начерченным чертежам. Сборка крыла с применением изготовленных стапелей. Сборка стабилизатора с применением изготовленных стапелей. Сборка киля с применением изготовленных стапелей. Выпиливание. Окончательная обработка фюзеляжа. Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой. Окончательная обработка и сборка моделей.

ТЕМА 5. Устройство и принцип работы радиокомпонентов

Теория: Ознакомить учащихся с принципом работы радиоаппаратуры и привить навыки грамотной их эксплуатации. Обзор конструкций.

Практика: Практическая работа по коммутации компонентов. Определение неисправностей. Устранение их. Регулировка расходов, программирование передатчика.

ТЕМА 6. ВОЗДУШНЫЕ ВИНТЫ

Теория: Дать сведения по аэродинамике воздушного винта. Дать понятие о диаметре и шаге винта и его балансировке.

Практика: Рассчитать и изготовить воздушный винт по заранее заготовленным шаблонам.

ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Практика: Организовать и провести внутри кружковые соревнования по планеру А-1. Организовать и провести внутри кружковые соревнования по радиоуправляемым учебно-тренировочным моделям самолета. После соревнований производится отбор кандидатов на республиканские соревнования.

ТЕМА 8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗА ГОД

Теория: Проводится итоговая аттестация, выявляется уровень усвоенных. Подводятся итоги работы объединения за год отмечаются лучшие обучающиеся творческого объединения. Знакомим учащихся с планами работы объединения на следующий учебный год.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(3 год обучения)

№ п/п

 

Название темы

Количество часов на занятия

Теория

Практика

Всего

1

Введение

8

1

9

2

Конструкция радиоуправляемой модели самолета

8

10

18

3

Изготовление модели самолета

24

45

69

 

1. Выбор прототипа. Эскиз

2

2

4

2. Чертеж узлов. Схема сборки.

2

2

4

3. Закладка стапеля

1

2

3

4.Выбор материала

1

2

3

5.Строительство модели

9

19

28

6. Доводка и настройка

9

18

27

4

Управление моделью

12

9

21

 

1. Аэродинамика пилотажной модели

2

1

3

2.Фигуры простого и сложного пилотажа

1

2

3

3.Система радиоуправления

2

1

3

4.Настройки каналов, назначение тумблеров

2

1

3

5.Опробование модели, расходы рулевых поверхностей

1

2

3

6.Облет подготовленной модели

1

2

3

5

Ремонт модели самолета

1

2

3

6

Тренировочные запуски

1

98

99

7

Организация и проведение соревнований

1

5

6

8

Итоговая аттестация. Итоговое занятие.

3

-

3

 

Итого:

46

170

216

 

Содержание программы 3 года обучения

ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ

Теория. Основные цели и задачи объединения. Рекомендуемая литература. Организация рабочего места. Новые материалы и оборудование: эпоксидная смола (клей ЭДП), стеклопластик. Основные свойства материалов и особенности при работе с клеем, стеклопластиком, шпаклевкой, автоэмалью.

Охрана труда.

Технология изготовления авиамодели с применением новых материалов.

Практика- организация рабочего места;

- освоение приемов работы с клеем, стеклопластиком, шпаклевкой, автоэмалью.

ТЕМА 2: Конструкция модели САМОЛЕТА

Теория. Конструкция фюзеляжа, крыла, хвостового оперения, двигателя, топливного бака.

Практика. Чертежи и эскизы моделей самолетов. Заготовка материалов и подготовка инструмента. Изготовление шаблонов. Подготовка стапелей.

ТЕМА 3: ИЗГОТОВЛЕНИЕ модели самолета

 Теория. Правила и приемы изготовления фюзеляжа, крыла, стабилизатора. Приемы балансировки.

Практика. Работа проводится под руководством педагога и самостоятельно: изготовление фюзеляжа, крыла, стабилизатора, установка радиоаппаратуры, двигателя, топливного бака, балансировка.

ТЕМА 4: УПРАВЛЕНИЕ радиоуправляемой моделью.

Теория. Дать понятия об аэродинамике пилотажного самолета при выполнении различных фигур пилотажа. Приемы облета построенной модели самолета. Ремонт р/у модели. Проведение тренировок, соревнований

Правила и приемы исполнения фигур высшего пилотажа.

Формирование команды по радиоуправляемому пилотажу.

Практика. Работа проводится под руководством педагога и самостоятельно:

ТЕМА 5: РЕМОНТ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Теория. Приемы простого и сложного ремонта модели (на поле и в классе)

Практика. Отработать применение различного клея, материалов и инструментов.

ТЕМА 6: ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАПУСКИ

Теория. Меры безопасности при проведении запусков моделей на территории аэродрома.

Практика. Выполнение фигур простого и высшего пилотажа. Формирование команды по радиоуправляемому пилотажу.

ТЕМА 7: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Теория: Ознакомить с правилами проведения соревнований по авиамодельному спорту.

Практика. Соревнования в различных классах радиоуправляемых моделей самолетов.

ТЕМА 8: Итоговая аттестация. Итоговое занятие.

Проведение тестовых заданий (итоговая аттестация). Заключительное соревнование на поле среди лучших авиамоделистов.

 


 

Методическое обеспечение

общеразвивающей программы

Методические рекомендации

 

Основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, и ребята всегда справляются с ней, если их ознакомить с порядком её выполнения. Теоретические же сведения подаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20 минут). В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.

Иногда теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике.

В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске.

Особое место в программе отводится авиамодельным соревнованиям. Это итог длительной работы каждого моделиста. На соревнованиях проверяется не только качество модели, но и умение использовать все свои знания и силы для достижения успеха. А этому предшествуют учеба и тренировки.

Перед каждым запуском необходимо осмотреть модель, проверить надежность и прочность крепления деталей. Грамотно устранить дефекты полета.

Формы контроля и подведения итогов

В течение учебного года в кружке предполагается проводить следующие виды контроля:

 

  1. Фронтальная и индивидуальная беседа с целью выявления заинтересованности и уровня знаний, применительно к специфике работы кружка.
  2. Беседы и викторины, включающие в себя не только вопросы теории моделизма, но и элемент игры, загадки.
  3. Проведение внутри кружковых соревнований.
  4. Участие в выставках городского масштаба.
  5. Участие в соревнованиях республиканского масштаба.
  6. Итоговая аттестация за период обучения

 

Материалы, специальное оборудование,

инструменты и станочное оборудование, необходимое для реализации программы авиамодельного кружка

Материалы:

  1. Древесина: рейки, пластины, бруски различного сечения из сосны, липы, бальзы, граба; фанера строительная толщиной 3; 4; 6; 8; 10; 12 мм; авиационная древесина толщиной 1; 1,5; 2 мм.
  2. Пенопласт: строительный 50 мм, потолочные панели 3-4 мм.
  3. Картон цветной, бумага цветная, бумага папиросная, микалентная.
  4. Плёнки: лавсановая плёнка, термоплёнка разных цветов.
  5. Металлы: листовая жесть 0,3 мм; дюралюминий 1;1,5;2 мм; свинец; проволока ОВС диаметр 0,3; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм.
  6. Клеи: ПВА, «Монолит», БФ, эпоксидная смола.
  7. Краски: DYOLUX разных цветов, растворитель.
  8. Резина для двигателей(резиномоторных).

 

Специальное оборудование:

  1. Двигатели авиамодельные с объёмом 1,5; 2,5; 3,5 кубических см.
  2. Радиоаппаратура авиамодельная ORANGE RX. HOBBY ZONE ZX
  3. Топливо для авиамодельных двигателей.
  4. Электродвигатели авиамодельные
  5. Аккумуляторы
  6. Регуляторы оборотов
  7. Сервомашинки

 

Инструменты:

  1. Авиамодельные ножи, стамески.
  2. Лобзики с пилками, пила по дереву, пила по металлу.
  3. Рубанок большой, рубанок маленький.
  4. Молотки: большой, средний, маленький.
  5. Напильники: плоский, квадратный, полукруглый, круглый, треугольный; набор надфилей.
  6. Дрель (коловорот), ручные тиски, набор свёрл 0,8-10 мм.
  7. Линейки, карандаши, ластики.
  8. Пассатижи, круглогубцы, длинногубцы, бокорезы, тиски, прищепки.
  9. Наждачная бумага разной зернистости.
  10. Отвёртки: плоские, крестообразные.
  11. Штангенциркуль, микрометр.
  12. Паяльник с паяльными принадлежностями.
  13. Утюжок модельный
  14. Струбцины

    Станочное оборудование и приспособления:

  1. Циркулярная пила.
  2. Сверлильный станок.
  3. Точило.
  4. Токарный станок.
  5. Компрессор с краскопультом (аэрограф).
  6. Терморезак.

 

Список литературы:

 

Для педагога:

 

  1. Володко А.М., Вертолёт – труженик и воин. – М., 1984
  2. Голубев Ю.А., Юному авиамоделисту. – М.: Просвещение, 1979
  3. Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989
  4. Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Крылья Родины», «Моделяр».
  5. Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984
  6. Смирнов Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: Просвещение, 1973
  7. Шавров В.Б., История конструкций самолётов. – М., 1985
  8. Вилле Р. «Постройка летающих моделей-копий» ДОСААФ 1986г.

 

Для обучающихся:

 

  1. Арлазоров М.С., Конструкторы. – М.: Просвещение, 1989
  2. Гаевский О.К., Авиамоделирование. – М.: Просвещение, 1964
  3. Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Крылья Родины», «Моделяр».
  4. Пантюхин С.П., Воздушные змеи. – М., 1985
  5. Яковлев А.С., Советские самолеты. – М.: Просвещение, 1975
  6. С.Н.Зигуренко «Детская энциклопедия «Я познаю мир» «Авиация и воздухоплавание»» КРПА «Издательство Олимп» 2002г.
  7. Периодические издания: «Крылья Родина», «Моделист конструктор», «Юный техник», «Моделизм, спорт и хобби» и «Авиация и космонавтика».