ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа направлена на развитие интереса к техническому моделированию, развитие образного и логического мышления, освоение детьми навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Начальное техническое моделирование наиболее доступное и интересное творчество для детей, обладающее необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству. Предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это дает возможность не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Направленность программы – научно-техническая.

Новизна: применяя материалы не требующие больших финансовых затрат дети получают возможность реализовывать свои даже самые фантастические идеи на практике.

Актуальность данной программы заключается в развитии у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления и творческой индивидуальности.

Педагогическая целесообразность программы

Ориентация на творчество является сутью современного воспитания и образования.

Занятие в творческом объединении – «Начальное техническое моделирование» это:

  • любознательность и способность овладения теоретическими знаниями и практическими навыками;
  • реализация творческих способностей;
  • проявление личностных качеств в коллективе сверстников эмоциональной отзывчивости младших школьников.

Занятия в творческом объединение – это увлекательный труд, который приучает к работе над собой, повышая самооценку личности ребенка.

Связь программы с уже существующими заключается в использовании принципа преемственности между программами трудового обучения, типовой программой А.П. Журавлевой по «Начальному техническому моделированию» и данной модифицированной программой.

Основная цель работы кружка: обучение конкретным трудовым умениям и навыкам обработки наиболее распространённых и доступных детям материалов с использованием простейших инструментов ручного труда. Изготовление поделок, для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности, развивает мелкую моторику рук.

Моделирование из бумаги развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы, формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Бумага, как материал для детского творчества, пластична, легка в обработке, требует минимум инструментов. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и многое другое).

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, проектной и исследовательской работы, опыт работы в коллективе.

Большое внимание при обучении уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия выполненные в различных техниках.

Вид программы - модифицированная, разработана с учетом местных условий, возрастных особенностей учащихся и учебно-воспитательного режима конкретного детского учреждения, которая способствует приобщению учащихся к техническим знаниям, расширению кругозора, развитию мышления.

Цель программы – освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, дать навыки коллективной работы и общения, развить творческие способности ребенка,

Задачи программы.

Обучающие:

  • знакомство детей с основными базовыми формами оригами;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • обучение различным приемам работы с бумагой;
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

Воспитательные:

  • воспитание терпения и усидчивости на занятиях, аккуратности при выполнении работы.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Развивающие:

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
  • развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие внимания, памяти.

Основные принципы:

  1. Принцип доступности и посильности
  2. Принцип наглядности
  3. Принцип сочетания различных форм обучения

Возраст обучающихся – 7-13 лет.

Набор детей в группы свободный. Состав групп постоянный.

Психологические особенности обучающихся:

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой.

Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.

Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик. Образная память имеет свои ограничения. Дети лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания в памяти образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры и ее превращению в более однообразную.

Воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались.

В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. Продолжительность занятия 2 академических часа, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Состав группы 1-го года обучения -12-15 человек, 2-го года обучения – 10-12 человек.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей.

Формы занятий – групповые и индивидуально-групповые. Имеют место как традиционные формы (рассказ, беседа, дискуссия, практическая работа), так и нетрадиционные (игры, праздники, конкурсы).

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Ожидаемые результаты.

1 год обучения. Обучающиеся:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • познакомятся с основными видами работ из бумаги (плетения, оригами, аппликация и др.);

2 год обучения. Обучающиеся:

  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
  • научаться самостоятельно разрабатывать и проектировать изделия.

Кроме того, получат дополнительные сведения о месте и роли технического моделирования в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

Воспитательные результаты

  • воспитание самостоятельности, аккуратности, бережливости;
  • умение работать в группе;
  • формирование эстетического вкуса.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Проведение выставок работ обучающихся;
  • Участие во внутриучрежденческих выставках и конкурсах;
  • Участие в районных и областных выставках и конкурсах.
  • Итоговое тестирование по основным темам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-й год обучения)

№п/п

ТЕМА

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

2

2

 

2.

Знакомство с оригами.

26

2

24

3.

Страна «Кругляндия». Моделирование на плоскости.

16

2

14

4.

Мозайка. Геометрическая мозаика.

14

2

12

5.

Объёмное моделирование и конструирование из готовых форм.

12

2

10

6.

Объёмное моделирование. Создание художественных образов.

20

2

18

7.

Конструирование из бумаги. «Мягкая» игрушка из бумаги.

10

2

8

8.

Техническое моделирование.

40

2

38

9.

Промежуточная аттестация. Заключительное занятие.

4

2

2

ИТОГО

144

18

126

Содержание программы

(1 год обучения)

Тема 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Теория: беседа. Материалы и инструменты. Программа кружка и организация работы кружка. Правила безопасности.

Практическая работа: способы изготовления деталей и сборки самоделок из бумаги и картона.

Тема 2.Знакомство с Оригами

Теория: беседа. Что такое Оригами. Плоские и объёмные изделия оригами.

Практическая работа: выполнение простейших плоских и объёмных изделий оригами.

Тема 3. Страна «Кругляндия». Моделирование на плоскости

Теория: Моделирование на плоскости. Понятие о шаблонах, способах их применения.

Практическая работа: изготовление простейших изделий из кругов на плоскости.

Тема 4. Мозайка. Геометрическая мозайка.

Теория: беседа. Геометрические фигуры. Что такое мозаика.

Практическая работа: составление геометрической мозаики из разных геометрических фигур.

Тема 5. Объёмное моделирование и конструирование из готовых форм.

Теория: понятие о разметке. Способы разметки.

Практическая работа: изготовление технических моделей из спичечных коробков.

Тема 6. Объёмное моделирование. Создание художественных образов

Теория: закрепление понятий о разметке, способах разметки.

Практическая работа: создание художественных образов сказочных героев из разных коробочек.

Тема 7. Конструирование из бумаги. «Мягкая» игрушка из бумаги

Теория: коллективная работа. Предварительное планирование отдельных этапов работы: подбор деталей, определение способов соединения, изготовление дополнительных деталей.

Практическая работа: изготовление из тонкого картона, цветной бумаги, газетной бумаги «мягких» игрушек.

Тема 8. Техническое моделирование

Теория: понятие о машинах, механизмах и их узлах. Основные элементы механизмов, их взаимодействие. Первоначальные понятия о стандарте стандартных деталях.

Практическая работа: изготовление деталей моделей самолётов, автомобилей и др. машин. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых наборов деталей.

Тема 9. Промежуточная аттестация. Заключительное занятие

Теория: промежуточная аттестация (тестирование по основным темам программы) подведение итогов работы за год. Беседа «Чему мы научились на технических занятиях». Советы по изготовлению изделий дома.

Практическая работа: оформление итоговой выставки. Итоговая выставка с приглашением родителей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2-й год обучения)

 

№п/п

 

ТЕМА

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Изготовление закладок.

2

1

1

2.

Страна «Кругляндия». Объёмная аппликация из кругов и частей круга.

10

1

9

3.

Аппликации из геометрических фигур.

10

1

9

4.

Обрывная аппликация

8

1

7

5.

Объёмная аппликация

14

1

13

6.

Мозаика.

18

1

17

7.

Объёмное моделирование «Паперкрафт»

32

1

31

8.

Объёмное моделирование из готовых геометрических форм

48

1

47

9.

Итоговая аттестация. Заключительное занятие.

2

1

1

ИТОГО

144

9

135

 

Содержание программы

2-й год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Изготовление закладок.

Теория: беседа Материалы и инструменты. Программа кружка и организация работы кружка. Правила безопасности.

Практическая работа: способы изготовления деталей и сборки самоделок из бумаги и картона.

Тема 2. Страна «Кругляндия». Объёмная аппликация из кругов и частей круга.

Теория: Моделирование объёмных аппликаций на плоскости. Понятие о шаблонах, способах их применения.

Практическая работа: изготовление различных объёмных аппликаций из кругов и частей круга на плоскости.

Тема 3. Аппликация из геометрических фигур.

Теория: беседа. Из истории аппликации. Аппликация из геометрических фигур.

Практическая работа: изготовление обрывной аппликации, используя разные материалы.

Тема 4. Обрывная аппликация.

Теория: беседа. Из истории аппликации. Обрывная аппликация.

Практическая работа: изготовление обрывной аппликации, используя разные материалы.

Тема 5. Объёмная аппликация.

Теория: беседа. Что такое объёмная аппликация.

Практическая работа: выполнение усложнённых плоских и объёмных аппликаций.

Тема 6. Мозаика.

Теория: беседа. Геометрические фигуры. Что такое мозаика.

Практическая работа: составление геометрической мозаики из разных геометрических фигур.

Тема 7. Объёмное моделирование «Паперкрафт»

Теория: паперкрафт, история возникновения.

Практическая работа: создание художественных образов сказочных героев в технике паперкрафт.

Тема 8. Объёмное моделирование из готовых геометрических форм.

Теория: понятие о разметке. Способы разметки.

Практическая работа: изготовление технических моделей из всяких коробочек.

Тема 9. Итоговая аттестация. Заключительное занятие.

Теория: тестирование по основным темам программы, подведение итогов работы за год. Беседа «Чему мы научились на технических занятиях. Советы по изготовлению изделий дома.

Практическая работа: оформление итоговой выставки. Итоговая выставка с приглашением родителей.

 

Методическое обеспечение программы

Методика проведения занятий - теоретический материал (словесный метод) с демонстрацией модели (наглядность), практическая деятельность детей. Для овладения учащимися определенными умениями и навыками используется (шаблоны, схемы изделий и т.д.)

Методические рекомендации:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей при выполнении заданий;

-при знакомстве с новыми технологическими операциями, новыми приемами труда целесообразно использовать фронтальную работу;

-теоретический материал излагать эмоционально, сопровождая показом;

- использовать игровые приемы при проведении занятий;

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса

Для стимулирования у кружковцев положительного отношения к занятиям рекомендуется использовать следующие методы и приемы:

- игровые ситуации;

- решение творческих и поисковых задач;

- повторное изменение работ с изменением ранее изготовленных конструкций (шаблонов).

Использование этих методов в определенной степени позволяет развивать творческие способности у учащихся и пробуждать у них интерес к техническому творчеству.

Настоящая программа предполагает, как групповые формы работы, так и индивидуальные.

Краткий перечень инструментов и материалов

Инструменты: ножницы, клей, цветные карандаши, простые карандаши, линейки, угольник, фломастеры и т.д.

Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, природный материал, гуашь, наборы «Конструктор» и т.д.

СПИСОК литературы используемой педагогом

 

  1. Соколова С. Как долететь до оригами. М. «Махаон», Санкт - Петербург «Валерия СПД»1999г.
  2. Соколов С. Оригами. Игрушки из бумаги. М. «Махаон». Санкт-Петербург «Валерия СПД»1999г.
  3. Афонькин С, Афонькина Е. Игрушки из бумаги. Издательский дом Литера. Санкт - Петербург 2004г
  4. Развитие технического творчества младших школьников. М.

  Просвещение 1999г.

  1. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. М.,

«Первое сентября» 2002г.

  1. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. Семья Самоделкиных. С-П., «Кристалл», 2007г.

7.Техническое творчество учащихся. М., Просвещение, 2006 г.

 

Литература для ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Волкова С.И. Пчелкина О.Л. Альбом по конструированию. М., Просвещение, 1999г.
  2. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара, «Учебная литература» 1999г.
  3. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Самара, «Учебная литература», 2009
  4. Колесник С.В., Азбука мастерства. Саратов. Лицей, 2005г