Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Стендовое моделирование» разработана на основе авторских образовательных программ дополнительного образования детей «Рукотворная война» военно-патриотической направленности, автором которой является Гречишников А.Е.

Программа является модифицированной, разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ и с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844). Данная программа является по «стендовому моделированию» является модифицированной - кружок работает с учётом местных условий, возрастных особенностей, учащихся и учебно-воспитательного режима конкретной образовательной организации.

Настоящая программа имеет научно-техническую направленность.

Кружки технического моделирования являются самыми популярными среди школьников, так как включают в себя моделирование: самолётов, танков, кораблей, судов, автомобилей, где учащиеся знакомятся с новейшей транспортной техникой, с устройством и действием современных транспортных средств, их двигателей и движителей. При этом они применяют на практике знания и умения, полученные на уроках технологии, физики, математики, черчения.

Программа курса «Стендовое моделирование» рассчитана на 2 года обучения и направлена на расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.

Актуальностью данной программы является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Существуют различные формы патриотического воспитания учащихся. Одной из них является создание диорам, или военно-исторических миниатюр, изготовление модели различной техники.

Стендовое моделирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию.

Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.

Педагогическая целесообразность программы. Занятия в кружке стендового моделирования объединяет ребят, увлеченных историей вооруженных сил, моделированием, конструированием. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Любая диорама создается на основе исторических фактов и событий. Поэтому сначала, еще до момента проектирования, планирования, составления наброска, школьники изучают тот или иной исторический период, страницы военной истории. Здесь они активно прибегают к помощи энциклопедических изданий, Интернет-ресурсов, на занятиях кружка организован просмотр художественных и документальных фильмов, кадров исторической хроники, фотоматериалов. Диорама должна максимально точно передать исторический сюжет, детали вооружения, обмундирования. Особенно точно необходимо имитировать время года, ландшафт, географическое положение, мелкие бытовые детали. Ведь диорама – это застывшая история.

Таким образом, работая над диорамой, дети открывают для себя новые страницы истории российской армии и военной техники, подчас совершенно новые факты времен Великой Отечественной, локальных войн.

Новизна и оригинальность. Программа предполагает знакомство с вспомогательными дисциплинами – хронологией, историей армии, флота и вооружений, геральдикой, генеалогией, литературой, географией, физикой, основами композиции рисунка, а также предусматривает применение полученных знаний в практической деятельности при создании исторических диорам. Именно в этом ее новизна и оригинальность по сравнению с уже существующими программами.

Цели и задачи программы:

Основная цель программы научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи.

При построении программы поставлены следующие задачи:

1.Обучающие:

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, продумать, как ввести в сознание детей новые научные понятия;

- продолжить формирование определенных умений и навыков, закрепить их на практике.

2.Развивающие:

- способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся;

- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности.

3.Воспитательные:

- формировать духовную культуру и нравственность, эстетические нормы в отношениях между людьми.

В результате работы по данной программе реализуется творческий подход ребёнка к продукту своей деятельности, что превращает занятия не только в реальное техническое творчество, но способствует личностному развитию детей.

Набор в группы производится по желанию детей и согласию родителей.

Состав группы 1-го года обучения – 12 человек, 2-го года обучения – 10 человек.

Возраст обучающихся- в группах занимаются учащиеся от 8 до 18 лет. Занятия проводятся в кабинете стендового моделирования.

Срок реализации программы – 2 года.

1-й год обучения- 144 часа в год, 2-й год обучения 216 часов в год.

Режим занятий 1-й год обучения- 2 раза в неделю по 2 академических часа и 2-й год обучения - 2 занятия в неделю по 3 академических часа.

 

Формы работы

         Программа предусматривает индивидуальные, групповые фронтальные формы обучения работы детей:

      Индивидуальная форма - предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказания такой помощи со стороны педагога, которая позволяет содействовать выработке навыков самостоятельной работы, не уменьшая активности детей;

      Групповая форма работы учащегося предоставляет возможность самостоятельно воспитанникам построить свою деятельность на основе принципов взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности, что способствует более быстрому и качественному выполнению задания;

Фронтальная форма предполагает передачу материала всему коллективу учащихся.

Учащиеся принимают активное участие в районных, школьных, Республиканских конкурсах - выставках, имеют высокие результаты.

         Отсутствие принуждения, свобода выбора занятий, динамичность образовательного процесса, стимулирование творческого процесса, творческой активности кружковцев, развитие их способности к самостоятельному решению возникающих проблем делают занятия привлекательными для всех учащихся.

Для лучшего усвоения материала группы разбиты на подгруппы и микрогруппы. Это обусловлено тем, чтобы дети усваивали лучше программный материал. Это неизбежно, т.к. группы разновозрастные и имеют разную степень подготовки учеников, что позволяет, изучая общую тему одновременно выполнять различные по степени сложности задания.

         Ожидаемые результаты

         В процессе занятий техническим творчеством педагог продлевает путь воспитанника от его субъективного открытия к настоящему, направляет творчество не только "вовне" на создание новых идей, разработок, но и " вовнутрь", на самопознание и созидание своего " Я", новых возможностей разума и воли. На занятиях развивается:

  • мелкая моторика рук;
  • образное и логическое мышление;
  • зрительная память;
  • дизайнерские способности;
  • внимание;
  • аккуратность в выполнении работ

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Виды и особенности материалов, используемых при оформлении работы, их свойства и способы применения при изготовлении моделей.
  • Многодетальные конструкции, неподвижное и подвижное соединение деталей.
  • Назначение и методы использования специальных ручных инструментов.
  • Технологическую последовательность изготовления моделей.
  • Способы соединения с помощью клея.
  • Виды отделки.

Уметь 

  • Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами.
  •  Анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
  •  Самостоятельно правильно осуществлять клеевое соединение деталей и их сушку.
  •  Экономно использовать материалы при изготовлении моделей.
  • Уметь реализовать замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой и трудовой деятельности.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Эстетические понятия: художественный образ, форма и содержание, диорама, композиция, дисгармония. 
  • Виды материалов, применяемых при изготовлении моделей, их свойства, способы получения объемных форм.
  • Иметь представление о пропорциях и масштабе изделий, архитектуре, архитектурных стилях.

Уметь:

  • Самостоятельно выполнять разметку.
  • Под контролем педагога проводить анализ образца (моделей техники, здания, сооружения и т.д.), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
  • При помощи аэрографа наносить грунтовку и окрашивать детали и модели, выполнять имитацию камуфляжа, ржавчины, копоти, гари, крови, самостоятельно выполнять окраску лиц фигурок людей.

Закрепляя полученные знания, проводим коллективный анализ с воспитанниками, при этом замечаем наиболее оригинальные подходы к выполнению заданий, удачных решений, качество выполненной работы и разбор характерных ошибок.

Программа модифицированная, в нее был введен раздел «история создания и применение военной техники».

Контроль осуществляется в следующих формах: анкетирование, собеседование, участие в конкурсах, выставках. Итоговое занятие проводится с приглашением родителей. К нему готовится выставка работ детей, демонстрация наиболее интересных моделей. Даются рекомендации по работе во время летних каникул.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1й год обучения)

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие, организационная часть, техника безопасности.

2

2

 

2

Основы стендового моделирования

10

4

6

3

Модели из пластика. Выбор и сборка модели.

88

12

76

4

Модели из бумаги. Выбор и сборка модели.

30

6

24

5

Окрашивание модели, нанесение декалей

10

2

8

6

Промежуточная аттестация. Подведение итогов 1 года обучения

4

2

2

 

Итого

144

28

116

 

Содержание программы 1 год обучения.

Тема 1 Вводное занятие

Ознакомление с кружком, планом занятий. Правила поведения в помещении. Определение основных направлений кружковой работы в течение учебного года. Техника безопасности при работе с инструментами.

Тема 2 Основы стендового моделирования.

Теория: Ознакомление с историей зарождения стендового моделизма. История авиации, бронетехники, флота и других технических аппаратов.

Практическая работа: Мастер класс по изготовлению стендовой модели.

Тема 3 Модели из пластика. Выбор и сборка модели.

Теория: Модели масштаба 1:72; 1:48; 1:32; 1:35; Различия и преимущества. Выставка моделей различных масштабов и различной компоновки (двигатели, крылья, стабилизатор, танковые траки, наборы аксессуаров)

Практическая работа: Изучение модели прототипа по чертежам фотографиям, видеофильмам. Правила работы с литником. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом.

Тема 4 Модели из бумаги. Выбор и сборка модели.

Теория: Модели масштаба 1:48; 1:32; 1:35; 1:24; Различия и преимущества. Демонстрация моделей различных масштабов и различной компоновки, подбор материала (картон, бумага)

Практическая работа: Изучение модели прототипа по чертежам фотографиям, видеофильмам. Правила работы с бумагой, картоном и клеем. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом.

Тема 5 Окрашивание модели.

Теория:

Рассказывается о видах и типах красок, порядок подбора и смешивания красок между собой. Методы покраски модели (кисть, аэрограф) Порядок нанесения декалей. Техника безопасности при работе с красками

Практическая работа: Выбор красок (акриловая, нитроэмаль), смешивание красок, покраска модели, нанесение разделительных полос и камуфляжа. Работа с декалями.

Тема 6. Промежуточная аттестация. Подведение итогов за 1 год обучения.

Выставка моделей, награждение победителей.

Техническое оснащение занятий с расчётом на группу 12 человек

Инструменты:

Ручной инструмент по обработке древесины и металла, ножницы, клей, простые карандаши, цветные карандаши, линейка, угольник, фломастеры.

Материалы:

Пенопласт, пластик, древесина разных пород, цветной картон, пластилин, наборы стендовых моделей различных масштабов.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 год обучения)

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие, организационная часть, техника безопасности.

2

2

 

2

История развития авиации и техники

4

2

2

3

Ознакомление со сборной моделью

10

2

8

4

Сборка модели

190

10

180

5

Дополнительное оборудование

6

2

4

6

Итоговая аттестация. Подведение итогов 2 года обучения

4

2

2

 

Итого

216

20

196

 

Содержание программы 2 год обучения.

Тема 1 Вводное занятие. Организационная часть, техника безопасности.

Ознакомление с планом занятий. Цели и задачи кружка. Создание основных направлений работы кружка на учебный год.

Тема 2 История развития авиации и техники.

Теория: Рассказы о первых летательных аппаратах. Авиация и флот в годы войны. Современная техника.

Практическая работа: Чтение чертежей, основные правила при изготовлении чертежей, изменение масштаба, работа с чертежным инструментом. Правила техники безопасности при работе.

Тема 3 Ознакомление со сборкой модели.

Теория: Особенности механической обработки пластмасс. Клеи для соединения пластмасс. Особенности окрашивания пластмасс. Техника безопасности при работе с нитроэмалями.

Практическая работа: Выбор модели. Подбор чертежей. История создания данного прототипа, материал, применяемый при строительстве данной модели. Работа с литником. Изучение инструкции по сборке. Изготовление шпаклёвок, методы обработки.

Тема 4 Сборка модели

Теория: Техника безопасности при работе с инструментом.

Практическая работа: Доработка и изготовление интерьера. «Секреты» изготовления интерьера. Окрашивание пилота. Работа с корпусом модели, доработка по имеющимся чертежам, соблюдение копийности раскроя. Изготовление экстерьера модели, подборка аксессуаров, подгонка по месту.

Тема 5 Дополнительное оборудование

Теория: Техника безопасности при работе с красками.

Практическая работа: Сборка шасси, опорных катков, гусениц модели «секреты» раскраски. Изготовление и покраска вооружения, ракеты, авиабомбы.

Окончательная расшивка модели, сверка по чертежам. Изготовление красок с учётом года выпуска модели, материала применяемого при строительстве образца, изучение фотографий, цветных рисунков, просмотр видеофильмов. Покраска модели. Нанесение декалей. Подготовка материалов к докладу о данной модели.

Тема 6 Итоговая аттестация. Подведение итогов 2го года обучения

При подведении итогов за учебный год учащиеся предоставляют любую из своих работ согласно условиям конкурса. Производится оценка моделей, определяется победитель, проводится награждение


Методическое обеспечение программы

Работа по программе предполагает использование педагогических технологий обучения и воспитания:

  1. Личностно-ориентированных. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно- ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. На занятиях объединения «Моделист» формируются и развиваются такие качества личности, как целеустремленность, терпение, толерантность.

2.Проектной технологии. Проектная технология – одна из современных интерактивных технологий обучения, которая формирует навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, именно проектная технология способствует дальнейшему профессиональному самоопределению, учит применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

  1. Развивающего обучения позволяет развивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение, поддерживает личностное развитие ребенка.
  2. Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка (особенностей памяти, уровня развития трудовых навыков, проектных умений и т.д.) позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы.
  3. Информационно-коммуникационных. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. Интернет является одним из самых действенных источников информации. Умение находить, отбирать и перерабатывать информацию является одним из важнейших проектных умений, которые формируются в процессе занятий объединения.

Методические рекомендации

При составлении программы кружка «Стендового моделирования» руководствовались следующими принципами:

- научности (определение конкретности, реальности плана);

- оптимальности (учет реальных возможностей);

- целенаправленности (претворение целей и задач в жизнь);

- перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед).

Планируя работу кружка, следует учитывать, что для решения общих организационных вопросов отводится вводное занятие, а для подведения итогов работы – заключительное.

         На вводном занятии кружка обсуждается план работы, и планируются практические работы. А так – же учащиеся знакомятся с порядком работы кружка, обязанностями членов кружка, дежурных, старосты, проводится инструктаж по техники безопасности. На заключительном занятии проводится промежуточная и итоговая аттестация, подводятся итоги работы кружка за год, награждаются (поощряются), лучшие кружковцы, устраивается выставка работы кружковцев, планируется работа на следующий год.

При проведении практических занятий руководителю кружка необходимо следить за правильным использованием оборудования, также показывать приемы работы с инструментами, помогать учащимся разбираться в схемах, чертежах. С первых дней работы кружка подростки приучаются к тому, что в творчестве нет второстепенных работ, что каждый этап от постановки задач до конкретного воплощения требует постоянного совершенствования, накапливания объёма знаний и умений. И чем выше уровень, тем более сложная задача может быть решена.

Техническое оснащение занятий с расчётом на группу 10 человек

Инструменты: Ручной инструмент по обработке древесины и металла: ножницы, клей, простые карандаши, цветные карандаши, линейка, угольник, отвёртка, плоскогубцы, надфили.

Материалы: Древесина разных пород, тонколистовой металл и проволока, цветной картон, резиновый жгут, пенопласт, модельный клей, краска, наборы стендовых моделей различных масштабов.

Список используемой литературы для педагога

  1. Лагутин О. В. - «Самолёт на столе». М: ДОСААФ, 1988 г.
  2. Егоров А. С. - «Самолёты, автомобили, танки» - «Молодая гвардия» 1987 г.
  3. Бажко Д. И. - «История конструкции самолётов» М. 1976г.
  4. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. М. Просвещение, 1983.
  5. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Мытищи УПЦ Талант, 2000.

Список используемой литературы для детей

1.Геннадьев В. И. «Мир техники», М. 1999 г.

2.Эдгард Лэй. «Техника второй Мировой войны», РОСМЕН, 1998 г.

3.Журналы:«Крылья Родины», «Техника молодёжи», «Моделист - конструктор». МХобби.

  1. Павлов А.П. Твоя первая модель. М. ДОСААФ, 1979.
  2. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. М. Машиностроение, 1981.
  3. Журнал «Моделизм спорт и хобби» 2003-2005.