Пояснительная записка

 

         Зарождение судомодельного спорта у нас в стране началось сравнительно недавно: с 1939 г. Первые всесоюзные заочные соревнования настольных моделей, были проведены в июле 1940 г. В них приняли участие около 200 моделистов, представив 223 модели различных классов. С тех пор успешно выступают воспитанники судомодельных объединений на городских, областных и зональных соревнованиях.

         Направленность данной программы – формирование системы знаний обучающихся судомоделированию и приобретение спортивно-технических навыков, ориентирование их на достижение высоких результатов, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

         Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что была разработана гибкая система оценки допуска модели к соревнованию. И, несмотря на степень готовности модели, кружковцев принимает участие в кружковых итоговых соревнованиях, продолжая работать над совершенствованием модели. Программой предусмотрено использование подручных материалов: пенопласт, картон, дерево, пластмасс, капрон и т.д.

         Отличительная особенность программы – отсутствие принуждения, свобода выбора занятий, динамичность образовательного процесса, стимулирование творческой активности кружковцев, развитие их способности к самостоятельному решению возникающих проблем во время конструирования и моделирования.

         В работе с учащимися большое значение имеет привлечение родителей к активному участию в деятельности кружка и центра в целом – совместное участие с детьми в спортивных соревнованиях и выставках.

         Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 2-5 классов, второго года - 5-7 классов. В состав группы первого года обучения входит – 12 человек, второго года – 10 человек. Программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения – 144 часа, при занятии два раза в неделю по два часа; второй год – 216 часов, при занятиях два раза в неделю по три часа.

         Ожидаемый результат:

- осознанное усвоение принципов конструирования различных классов моделей судов;

- постройка моделей;

- усвоение методов подготовки модели к соревнованиям;

- умение самостоятельно решать проблемные задачи;

- реализация потенциальной потребности в самоутверждении

среди сверстников и взрослых;

- уверенность в своей будущей востребованности обществом.

 

Цели и задачи

 

Цели программы:

- воспитание социально-адаптированной личности в процессе обучения судомодельному творчеству;

- формирование системы знаний обучающихся по судомоделированию, ориентирование их на достижение высоких результатов, начальная допрофессиональная подготовка;

- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;

- развитие индивидуальных способностей обучающихся;

- обучение приемам работы с различными материалами: древесина, пластмасса, пенопласт;

- обучение читать чертежи и изготовлять по ним модели.

 

Задачи программы:

- стимулирование и развитие потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению через техническое творчество;

- развитие у ребёнка уверенности в своей будущей востребованности обществом;

- воспитание у детей умения работать в коллективе, уважения к окружающим, умения к самовыражению;

- привлечение родителей к деятельности кружка.

Форма контроля и подведение итогов реализации программы

Проверка и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса реализации программы. Данная программа предполагает следующие виды контроля: текущий и итоговый, где широко используется наблюдение за деятельностью обучающихся, оценивается готовое изделие. В конце первого учебного года проводится промежуточная аттестация, а в конце второго учебного года проводится итоговая аттестация.

 

Тематический план

1- год обучения

 

п/п

Темы

Кол-во часов

всего

теория

практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Простейшие модели парусного катамарана и яхты

32

4

28

3

Модель катера с резиновым двигателем

58

8

50

4

Модель подлодки с резиновым двигателем

48

4

44

5

Промежуточная аттестация. Заключительное занятие

4

4

-

 

Итого:

144

22

122

Содержание программы

1- год обучения

 

Тема 1. Вводное занятие.

         Цель: знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности на занятиях. Основные принципы работы с режущим инструментом.

         Теория: значение морского флота в жизни нашей страны. (беседа).

 

Тема 2. Простейшие модели парусного катамарана яхты.

         Цель: умение точно переносить разметку с чертежами на материал. Воспитание усидчивости, аккуратности.

         Теория: яхты, катамараны. Суда русских поморов. Маломерные суда. Основные элементы судна.

         Практическая работа: изготовление деталей модели катамарана, яхты. Разметка, выпиливание, обработка рашпилем, наждачной бумагой. Шпатлёвка вышкуривание, покраска корпуса. Изготовление киля, балласта, палубы, мачты, гика, парусов. Окончательная сборка, окраска. Испытание на воде. Определение осадки, устранение крена, дифферента.

 

Тема 3. Модель катера с резиновым двигателем.

         Цель: формирование системы знаний, умений работать разными инструментами.

         Теория: гражданские и военные катера: прогулочные, спасательные, разъездные, транспортные, бронекатера, сторожевые, торпедные и другие катера. Понятие о процессе постройки современных катеров: постройка на стапеле, спуск на воду, достройка на плаву, ходовые испытания и введения в строй. Основные сечения корпуса судна. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Понятия о прочности и конструкции корпуса. Двигатели в судомоделировании.

         Практическая работа: изучение чертежей, рисунков, описание модели. Заготовка материала. Изготовление корпуса – разметка, выпиливание. Обработка рашпилем, наждачной бумагой, шпатлёвка, вышкуривание. Изготовление гребного вала, винта, кронштейна гребного вала, резинового двигателя, руля, установка их на модель. Изготовление надстроек, деталировка. Судовые устройства – швартовые, якорное, шлюпочное. Шлюпки и спасательные средства. Мачты, антенны, растяжки, леерное ограждение. Окраска модели, судовых устройств. Сборка модели. Спуск на воду, проверка осадки, устранение крена и дифферента. Нанесение ватерлинии. Пробные запуски. Доводка винтомоторной группы. Регулировка устойчивости модели на курсе с помощью руля.

 

Тема 4. Модель подлодки с резиновым двигателем.

         Цель: познакомить обучающихся с различными типами подводных лодок.

         Теория: понятие о подводных лодках. Их назначение и вооружение. История создания. Типы конструкций корпуса. Принципы погружения и всплывания. Энергетические установки подлодок.

 

         Практическая работа: изучение чертежей, рисунков и технических описаний моделей. Заготовка материала. Разметка корпуса, выпиливание, обработка рашпилем, наждачной бумагой, шпатлёвка, вышкуривание. Изготовление гребного вала, винта, кронштейна гребного вала, резинового двигателя, руля и установки их на модель. Изготовление и установка балласта. Изготовление горизонтальных рулей и установка на модель. Перископы, антенны, леерное ограждение. Окраска модели. Спуск на воду. Устранение крена и дифферента. Регулировка модели на погружении с помощью горизонтальных рулей. Регулировка на заданный курс с помощью вертикальных рулей.

 

         Тема 5. Заключительное занятие.

Промежуточная аттестация. Подведение итогов работы за год. Подготовка модели к соревнованиям. Перспективы работы в будущем учебном году. Проведение соревнований с привлечением родителей.

 

Тематический план

2- год обучения.

 

п/п

Темы

Кол-во часов

всего

теория

практ.

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Изготовление корпуса

12

2

10

3

Изготовление ходовой части и рулевого устройства.

24

3

21

4

Изготовление надстроек

60

6

54

5

Деталировка

81

9

72

6

Отделка модели

21

2

19

7

Регулировка и испытание модели

9

2

7

8

Итоговая аттестация. Заключительное занятие

6

6

-

 

Итого:

216

33

183

 

Содержание программы

2 - год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

         Цель: знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности на занятиях. Основные принципы работы с режущим инструментом. Обсуждение плана работы.

         Теория: зарождение судомоделизма в нашей стране (беседа).

 

Тема 2. Изготовление корпуса.

         Цель: умение точно переносить разметку с чертежа на материал.

         Теория: основные сочетания и главные теоретические размерения судна. Теоретический чертёж. Основные конструктивные элементы корпуса. Беседа о достижениях и развитии морского и речного флота в нашей стране.

         Практическая работа: разметка и перенесение основных размеров на брусок древесины. Выпиливание, обработка рашпилем, наждачной бумагой, долбление высверливание.

 

Тема 3. Изготовление ходовой части и рулевого устройства.

         Цель: формирование системы знаний умение владеть технической терминологией.

         Теория: двигатель и движители. Гребной винт – основные технические характеристики. Типы микро – электродвигателей. Принцип работы и источники питания. Кронштейны гребных винтов. Дейдвудные трубы.

         Практическая работа: изготовление и крепление действующей трубы, кронштейна гребного вала, винта. Изготовление отсека элементов питания, рулевого устройства, крепление двигателя. Установка электродвигателя. Установка и сборка ходовой группы и рулевого устройства.

 

Тема 4. Изготовление надстроек, деталировка.

         Цель: познакомить учащихся с различными надстройками, воспитание усидчивости и аккуратности.

         Теория: палубы и платформы, выгородки и шахты, подстройки и трубки. Типы конструкций надстроек: из древесины, фанеры, картона, полистирола, папье-маше и т.д. Беседа: развитие надстроек на судах.

         Практическая работа: технология изготовления надстроек и рубок. Выбор материала, разметка. Изготовление сборных или штамповых надстроек, обработка, отделка, шпатлёвка, покраска, вышкуривание. Изготовление надстроек из папье-маше. Изготовление формы, выпиливание, обработка рашпилем, грунтовка, шпатлёвка, вышкуривание, покраска пуансона. Нанесение разделительного слоя, обклеивание. Снятие с пуансона, вышкуривание, грунтовка, шпатлёвка, покраска. Разметка, выпиливание иллюминаторов, люков. Изготовление люков, иллюминаторов для подстройки. Окончательная обработка и сборка надстройки.

 

Тема 5. Деталировка.

         Цель: познакомиться с различными видами судовых устройств.

         Теория: Фальшборт, привальный брус и боковые кили. Судовые устройства и дельные вещи: рулевое, якорное, швартовые устройства. Рангоут судна, шлюпочные устройства. Беседа: судовые устройства на старинных и современных судах.

         Практическая работа: спасательные средства. Грузовые, специальные и прочие устройства.  Судовые и дельные вещи. Навигационное оборудование. Средства связи. Изготовление фальшборта. Привальный брус. Изготовление башен, щитов орудий. Ракетные установки, пушки. Грузовые люки. Изготовление боковых килей. Рулевое устройство. Якорное устройство. Изготовление швартовых устройств. Трапы и лестницы. Рангоут судна. Мачты и антенны. Растяжки. Шлюпочные устройства. Сходные лодки. Дымовые трубы. Изготовление дефлекторов (формы). Изготовление дефлекторов методом штамповки. Вентиляционные трубы.

 

Тема 6. Отделка модели.

         Цель: ознакомиться с методами окраски.

         Теория: основные цвета, применяемые при окрашивании судов, судовых устройств и средств. Беседа: различные виды окраски военных и грузовых судов.

         Практическая работа: шпатлёвка модели. Грунтовка корпуса, покраска, вышкуривание. Нанесение «масок», покраска корпуса, покраска палубы надстроек, покраска вспомогательных устройств, спасательных средств.

 

Тема 7. Регулировка и испытание модели.

         Цель: совершенствование умений и навыков пользователя электродвигателем.

         Теория: правила проведения стендовых испытаний и испытаний на воде с электродвигателем. Регулировка надводных кораблей. Викторина: «Морской бой».

         Практическая работа: способы проверки правильности загруженности моделей по расчетному ватерлинию. Проверка водонепроницаемости, непотопляемости.

 

Тема 8. Заключительное занятие.

         Подготовка моделей к показательным запускам. Выявление отдельных моделистов для участия в городских соревнованиях. Пробные запуски. Проведение соревнований с привлечением родителей. Итоговая аттестация.

 

План воспитательной работы

 

№ п/п

мероприятия

Дата проведения

1.

Проведение показательных выступлений по запуску моделей для начинающих судомоделистов

сентябрь

2.

Принять участие в кружковых и республиканских соревнованиях

Сентябрь, июнь

3.

Беседа: Корабли-герои морских сражений (корабль «Азов», бриг «Меркурий», крейсер «Варяг» и др.)

 

 

4.

Беседа: Воюют мирные суда (лесовоз «Старый большевик», пароход «Казахстан», ледокол «Александр Сибиряков» и др.)

 

 

 

Материальная база

         Материальная база практической работы делится на основную и расходные материалы.

Основная материальная база:

 

  1. линейка 10. молоток
  2. треугольник 11. ножницы по металлу
  3. циркуль 12. паяльник
  4. нож резак 13. пассатижи
  5. ножницы 14. тиски
  6. шило 15. ножовка
  7. рубанок 16. струбцина
  8. напильники 17. лобзик
  9. надфили 18. заточный станок

 

Расходные материалы:

 

  1. ватман 9. проволока
  2. карандаши 10.трубки металлические
  3. клей ПВА 11. растворитель
  4. клей БФ 12. древесина
  5. краска 13. наждачная бумага
  6. фанера 14. жесть
  7. рейки 15.пластмасса
  8. бумага масштабно-

координатная

 

Формы и виды контроля

         Критерием оценки деятельности кружковца является осознанная практическая работа, которая проводится после каждой темы, результатом которой является конкретная техническая разработка, модель, технология и достигнутый результат.

         Оценкой деятельности кружковцев являются соревнования и итоговая выставка, где в состязательном процессе выявляются удачные конструктивные решения или просчёты. В сборке и регулировке модели, анализируются все положительные и негативные моменты, накапливается практический опыт судомоделистов.

Методические рекомендации

         Приобретение кружковцами более широкого спектра знаний, умений и навыков в области спортивно-технического направления должно происходить параллельно с включением их в поисковую и творческую деятельность. Определяющее значение в этом имеет выбор методов обучения, адекватных содержанию этой деятельности, поставленной цели и возрасту обучающихся. Эффективным на этом уровне обучения будет проблемное изложение. Его удобно строить на материале из истории науки и техники или путём доказательного раскрытия современного способа решения той или иной технической проблемы.

         Каждая тема представленной программы имеет ряд технических задач, в которых в разной степени проявляется противоречие, что составит эти задачи в разряд творческих. Это обусловлено тем, что для решения этих задач кружковцу необходимо проявить нестандартные, а творческие действия. Творческая задача не имеет алгоритма решения или, во всяком случае, он не известен обучающемуся, и требует от него при её решении нестандартных действий и творческих усилий.

         Для развития творческой деятельности кружковцев используют следующие приёмы:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- поиск альтернативных решений;

- комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач для решения новой задачи.

         Рекомендуется использование сочетания фронтальной и индивидуальной форм работы. При этом каждый учащийся изготавливает модель индивидуально. Фронтальность же достигается постройкой моделей хотя и разных классов, но примерно одинаковых по сложности изготовления.

         В планах воспитательных работ следует предусмотреть беседы о традициях флота, боевых подвигах русских и советских моряков, географических открытиях русских исследователей, развитие и значение морского и речного судостроения в жизни нашей страны. Встреча с ветеранами ВОВ, проживающими на территории республики.

         Перечень тем рекомендуемых для беседы:

- Корабли революции (броненосец «Потемкин», крейсер «Очаков», крейсер «Аврора» и др.);

- Корабли-герои морских сражений (корабль «Азов», бриг «Меркурий», крейсер «Киров» и др.)

- Воюют мирные суда (лесовоз «Старый большевик», пароход «Казахстан», ледокол «Александр Сибиряков» и др.)

         Наиболее подготовленные кружковцы могут участвовать в республиканских соревнованиях школьников – судомоделистов. Поэтому следует в процессе занятий ознакомить учащихся с техническими требованиями к моделям, представленными на соревнования, с условиями проведения соревнований. Для успешной работы кружков и проведения соревнований необходимо, чтобы для каждой самоходной модели был подготовлен микроэлектродвигатель или микролитражный двигатель внутреннего сгорания. Помимо этого, следует иметь два-три резервных двигателя.

 

Список литературы для педагога

  1. Андреева Н.П. Развитие технического творчества школьников. – М., 1990
  2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. – М., 1984
  3. Норвуд Дж. Быстроходные парусные суда. – Л., 1983
  4. Щетанов Б.В. Судомодельный кружок. – М., 1983
  5. Лучининов С.Т. Юный моделист-кораблестроитель (альбом ) Л., 1963
  6. Макимихин И.А. Как построить модель корабля. Л. ,Учпедгиз., 1956
  7. Павлов А.Н. Постройка моделей судов. М., Издательство ДОСААФ, 1962
  8. «Морской моделизм», изд. 2 М., Издательство ДОСААФ, 1966
  9. Горский В.А. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Техническое творчество учащихся» - М., 1988
  10. Справочник по композиционным материалам 2т. – М.,1988

 

Список литературы для учащихся

 

  1. Поленов Л.Л. Крейсер Аврора. – Л., 1987
  2. Мельников Р.И. Рюрик был первым, - Л., 1989
  3. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи – М., 1981
  4. Осипов Г.П. Юные корабли - М., 1976
  5. Озерецкая Е. Доблесть русского флота – Л., 1972