Пояснительная записка.
        Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея, который обладает огромным образовательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
        Актуальность программы определяется возросшим интересом к поисково-собирательской, краеведческой работе, обусловлена необходимостью в квалифицированных специалистах способных на высокопрофессиональном уровне организовать работу школьного музея, подготовку экскурсоводов по школьному музею и по своему населенному пункту тем, что в настоящее время многие школы занимаются краеведческой работой и организацией школьных музеев. Занятия по этой программе помогут детям познакомиться с основными видами музейной деятельности, спецификой различных музейных профессий, приобщится к поисково-собирательской работе, изучению и описанию музейных предметов, созданию коллекций музеев, проведению экскурсий.
      Направленность программы – туристско-краеведческая.
Содержанием и направленностью данной программы является индивидуальный подход к каждому обучающемуся в изучении краеведения и элементы туризма. Наряду с краеведами к реализации программы предполагается привлечь учителей, обладающих опытом создания и руководства школьным музеем, родителей, ветеранов труда и войны.
      Новизна программы заключается в совмещение краеведение и туризма; использование местных краеведческих материалов при изучении истории своей республики, района, аула и школы.
    Практическая значимость программы состоит в привитии навыков комплексной работы с разными видами исторических, архивных и литературных источников, в ориентации обучающихся на профессии историка и экскурсовода.
     Педагогическая целесообразность – в углублении и расширении знаний в области музееведения и краеведения, на основе конкретных фактов из истории родного города, аула, района способствует воспитанию чувства патриотизма, уважению к прошлому.
Связь программы с уже существующими – дополнительная образовательная программа составлена с учётом материала других программ краеведческой направленности. Она предусматривает тесную связь с курсами: «Краеведение» и «Музееведение», что позволяет расширить круг знаний и умений обучающихся.
     Вид программы – модифицированная.
     Цель программы:
- развитие творческих способностей обучающихся средствами туристско-краеведческой работы в процессе изучения родного края;
- воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому прошлому своей малой Родины.
 
 
 
 Задачи программы:
    Обучающие
- ознакомление обучающихся основам музееведения, вспомогательным историческими дисциплинами, с методами исследования и описания предметов материальной культуры, с основами экскурсионной и поисковой деятельности;
- изучение основ классификации и систематизации музейных экспонатов;
- обучение планированию своей работы, выделению главного, умению систематизировать, составлять алгоритм действий и соблюдать последовательность в работе.
    Развивающие
- формирование практических навыков комплексной работы с разными видами исторических источников; самостоятельных исследований; коммуникативно-речевых умений;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
- развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения;
- развитие навыков ораторского мастерства.
      Воспитывающие
- привитие любви и уважения к истории и культуре своей малой Родины, страны.
- воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому прошлому;
- воспитание уверенности в себе, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, взаимопомощи;
- воспитание ответственности и стремление к общей цели.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода. Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности. Следующая особенность этой программы   в том, что в ней предусматривается курс туристских навыков, он рассматривается в тесной связи с курсами: «Краеведение» и «Музееведение», что позволяет расширить круг знаний и умений обучающихся.
Программа составлена в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей»
 (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 ).
      Задачи реализации программы
- интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
- создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
- создание нравственной и эмоциональной среды для формирования коллектива, развитие личности ребёнка в них.
- активизация работы школьного музея.
- развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы
        Этапы реализации программы – программа рассчитана на постоянное усложнение материала, усвоение его в период перехода от одного уровня к другому, в их преемственности и взаимосвязи. Программа основана на достигнутых результатах в деятельности музея. Поэтому её реализации способствует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края, школы.
        Принципы построения программы.
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
 -  принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решение их индивидуальных проблем;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
-  принцип системности;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса.
       Возраст детей, участвующих в реализации программы: 8-15 лет. Это дети подросткового возраста, когда у них много энергии, которую нужно направить в правильное русло. Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах туристско- краеведческой деятельности
       Состав группы – постоянный в течение учебного года, а во время каникул – переменный.
      Особенности набора детей – набор в группу свободный. В работе учебного объединения могут принимать участие выпускники, учителя, родители, ветераны без включения их в списочный состав. Учитывая опыт и достижения прошлых поколений и современные проблемы, они формируют патриотическое сознание, гражданскую ответственность за судьбу республики, города, района, села, аула.
     Количество детей – по годам обучения –
1-год обучения – 15 человек.
2 –год обучения – 10-12 человек.
       Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
- продолжительность образовательного процесса 2 года.
       Формы и режим занятия.
Основные формы организации образовательного процесса по программе:
- индивидуальные и групповые занятия;
- практические и теоретические:
- игры, беседы, лекций, экскурсий, походы, экспедиций, конференции;
- семинары, дискуссии, конкурсы, викторины, устные журналы, презентации.
Выбор формы занятий зависит от темы, сложности, а также от особенностей контингента обучающихся. Исходя из педагогической целесообразности, можно проводить занятия со всем составом учебной группы, подгруппам, индивидуаль но.  Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. На групповых занятиях дети получают знания по теории музейного дела, составу и структуре музейных фондов, созданию экспозиций и выставок. Теория преподаётся одинаково во всех группах. Темы занятий могут изменяться в зависимости от уровня усвоения материала в процессе обучения по данной образовательной программе. На групповых занятиях используется индивидуальный подход, цель которого – помощь в выполнении различных творческих работ. Самостоятельная работа детей осуществляется по заданию и под руководством педагога с последующим представлением выполненной работы на заданную тему. Обучение на занятиях осуществляется на основе метода проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества педагога и воспитанника. В процессе работы используются учебные и выездные формы занятий – экскурсии в музеи, на выставки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков создания экспозиции и методику проведения экскурсий.
       Методы работы школьного музея.
  1. Словесные – беседы, рассказ, объяснение.
  2. Наглядные – фото, карты, схемы, плакаты.
  3. Игровые методы – игра-путешествие, театрализованное представление, инсценировка и др.
  4. Репродуктивные методы – повторение, закрепление, обобщение материала.
  5. Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.
  6. исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
  7. Информационно-рецептивный метод – восприятие. Осознание готовой информации.
  8. Практический метод – оформление краеведческого материала.
Важное место в образовательной программе занимает работа с родителями. Только наличие непосредственного контакта и понимание родителями важности процесса обучения и воспитания позволяет педагогу высоких результатов. Для родителей важно следить за успехами ребёнка.
         Формы работы с родителями следующие:
- индивидуальные и коллективные беседы с родителями до и после занятий;
- открытые занятия для родителей;
- участие родителей в экскурсии, экспедиции, выставках.
       Режим занятий:
Программа деятельности музея рассчитана на детей с 3 по 9 классы, разновозрастные группы. Количество часов – 216ч.
 Количество занятий в неделю: по 2 часа 3 раза в неделю или по 3 часа 2 раза в неделю
      Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Результат реализации программы определяется личностным ростом воспитанников. Программа рассчитана помочь ребёнку осмыслить его место в жизни, приобщить к целому ряду ценностных понятий, помочь оформить собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение, и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
       Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внутренний результат:
- работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;
- развитие интереса детей к поисково-краеведческим экспедициям;
- становление школьного музея как базового методического центра.
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью ребёнка, в их духовном росте;
- выработка у детей комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота;
- повышение интереса к деятельности музея у жителей населённого пункта;
- формирование благоприятной среды для освоения детьми духовных и   культурных ценностей;
- корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
       Диагностика реализации программы осуществляется с помощью    разнообразных методов:
- собеседование с детьми;
- методики сочинений;
- методики незаконченного предложения- наблюдения;
- тестирования;
- анкетирование
      Обучающиеся должны знать
- историю музейного дела в России, Адыгеи;
- историю своего края, культуру народов, населяющих её;
- основы теории и организации музейного дела;
- правила работы с архивными документами;
- правила безопасности при работе с макетами и при создании музейных экспозиций;
- критерии отбора экспонатов;
- порядок создания экспозиции;
- технологию подготовки и проведения экскурсии;
- организацию фондовой работы.
       Обучающиеся должны уметь:
- выполнять требования техники безопасности на занятиях учебного объединения, во время походов, экскурсии, участия в массовых мероприятиях и посещения общественных мест;
- самостоятельно организовать экскурсии, походы, экспедиции;
- аккуратно работать с экспонатами и документами;
- свободно оперировать полученными знаниями для работы в школьном музее.
- ориентироваться на местности;
- ставить палатки и разбивать бивуак;
- оформлять экспозиции после сбора материала;
- самостоятельно работать с источниками и документами;
- работать в архиве;
- проводить исследование.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе.
      Способы учёта знаний, умений:
- тесты;
- зачёты;
- участие в краеведческих чтениях, районных и республиканских краеведческих, исследовательских конкурсах, краеведческих олимпиадах, научно-практической конференции «Музей и дети».
В течение учебного года осуществляется анализ деятельности ребёнка, проверка теоретической подготовки и практических навыков. Обучение завершается итоговым занятием.
Итоговое занятие включает в себя: выполнение творческих заданий, защита проектов, оформление и создание экспозиций, книги учёта фондов, написание текстов экскурсии, проведение экскурсии, создание маршрута экскурсий.
 
Критерии отслеживания образовательного уровня обучающихся  

Критерии.

Механизм отслеживания.

Периодичность

ЗУНы

Тесты, творческие задания, оформленные стенды или экспозиции.

После каждого раздела программы.

Мотивация.

Анкетирование, наблюдение, анализ.

Начало и конец учебного года.

Эмоциально-эстетическая настроенность.

Анкетирование, наблюдение.

В течение года.

Творческая активность.

Анкетирование, наблюдение.

В течение года.

 

Достижения.

Анализ, творческие выставки, экспозиции, летописи воспоминаний.

1-е и 2-е полугодие

 

 

Аттестация.

Промежуточная аттестация.

Итоговая аттестация.

1-ый год обучения.

2-ой год обучения.

 

Результатом выполнении программы для обучающихся является создание музея о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках. Процессом поиска и радостью находок подросток может делиться на краеведческих конференциях учащихся республики. Педагог получит возможность отслеживать туристские и краеведческие достижения своих воспитанников. 
 
                           
 
 
 
  
 
         Учебно-тематический план объединения
                            «Активисты школьного музея»
                            первый год обучения

№ п|п

Разделы и темы

Часов

всего

Теория

Практика

1.

Музей – хранитель наследия веков

        66

22

            44

1.1

Исторические предпосылки возникновения музеев.

              10

2

8

1.2

Музей в школе – хранитель памяти

                6

2

4

1.3

Фонды школьного музея

12

4

8

1.4

Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната.

11

4

7

1.5

Сбор и обработка воспоминаний.

12

4

8

1.6

Музейная экспозиция и приемы её оформления.

15

6

9

2.

Моя малая Родина

88

33

55

2.1

Туристско-краеведческие возможности Республики Адыгея и города Майкопа.  

12

8

4

2.2

Историческое краеведение. Семья. Семейные архивы.

20

6

14

2.3

История Республики Адыгея и города Майкопа

34

14

20

2.4

Технология мультимедийной презентации

10

3

7

2.5

Школьный двор, его ближайшее окружение

12

2

10

3.

Основы туристско-экспедиционной работы

38

6

32

3.1

Подготовка к походу, экспедиции. Основы безопасности при проведении экскурсий, походов

9

3

6

3.2

Проведение похода, правили его организации. Уход за туристским снаряжением

20

 

20

3.3

Туристская группа на прогулке (экскурсии), в походе, экспозиции.

9

3

6

4.

Школа экскурсовода

24

4

20

4.1

Пути овладения культурой общения

6

0

6

4.2

Развитие творческих способностей.

2

0

2

4.3

Организация школьного музея.

12

4

8

 

Подведение итогов года. Промежуточная аттестация-участие в Открытом Первенстве Республики Адыгея по туризму и краеведению.

4

 

4

Итого:

 

216

65

151

 
 
                         
                     
 
                            Содержание учебной программы
                              «Активисты школьного музея»
 
                 1-й год обучения. «Я, моя семья и школа»
 
  1. Музей - хранитель наследия веков
1.1.       Исторические предпосылки возникновения музеев
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Охрана объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия, как способ их охраны и использования.
Цели и задачи работы музеев. Музейное дело в России. Закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.)
Классификация музеев. Государственные и частные музеи. Музей-заповедник, домашний музей, музей - выставка. Основы музейного дела.
Понятие «культура поведения». Правила поведения в музее.
Практические занятия
Сформулировать при помощи изобразительных средств определения основных понятий: окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музей, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу». Посещение музеев, знакомство с их работой.
1.2.       Музей в школе — хранитель памяти
Туристско-краеведческое движение учащихся Российской Федерации «Отечество», его цели, задачи, участники, программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в учреждения образования. Задачи собирательской работы, её связь с профилем и тематикой музея, с содержанием туристско-краеведческих экспедиций.
Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Документы, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» - основной документ по организации и деятельности школьного музея.
Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности школьных музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея.
Практические занятия
Посещение экскурсий в школьном музее. Планирование работы на год.
1.3.       Фонды школьного музея
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температур-но-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.
Практические занятия
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея».
1.4.       Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната
Экспонат - памятник материальной культуры. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Рождение вещи, жизнь вещи, смерть вещи. Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Понятие об атрибуции музейных предметов. Взаимообмен экспонатами музея школы с другими музейными учреждениями и отдельными лицами.
Практические занятия
Классификация предоставленных музейных предметов.
Формулирование правил хранения фотографий, семейных реликвий,
отработка этапов и приемов экспозиционной работы.
1.5        Сбор и обработка воспоминаний
Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила анкетирования и интервьюирования. Работа с информаторами по вопросникам. Современные требования к анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов.
Переписка с земляками, ветеранами Великой Отечественной войны: правила оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление документов для фонда музея
Практические занятия
Проведение анкетирования и интервьюирования членов семьи, родственников.
1.6.       Музейная экспозиция и приемы ее оформления
Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом). Экспозиция в школьном музее.
Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды оглавительных и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приемы размещения текстов в экспозиции.
Научное определение и описание музейных материалов. Шифр собранных предметов и документов. Порядок приема и выдачи музейных материалов. Классификация экспозиций. Музейная экспозиция - текст (музейные предметы - вещи) и подтекст (понятия - ценностная ориентация, этно-конфессиональное самосознание, этнические стереотипы поведения). Алгоритм разработки и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
Практические занятия
Знакомство с постоянной экспозицией музея. Анализ существующей в школьном музее экспозиции по содержанию, приемам построения и оформления экспозиции. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея. Собирательская работа для домашнего музея. Планирование проекта сменной экспозиции. Разработка и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной
  1. Моя малая Родина
2.1 Туристско-краеведческие возможности Республики Адыгея и Майкопского района
Физико-географическая и экономическая характеристика Республики Адыгея и Майкопского района. Работа с библиотечными фондами. Экскурсия по памятным местам. Знакомство с природными памятниками. Работа с фотоаппаратами, диктофонами, подборка материалов для музея, экспозиций.
2.2. Историческое краеведение. Семья. Семейные архивы
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое родословное дерево. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Как записать рассказы и воспоминания родственников. Дом – портрет эпохи. Вещи в доме. Обряды рождения дома. Хранители очага, обереги. Моя улица, архитектурные особенности зданий.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Составление родословных таблиц. Изыскание семейных реликвий. Описание семейных архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
2.3 История Республики Адыгея и Майкопского района
Как мы узнаем о событиях далекого прошлого. Источники. Топонимические памятники Республики Адыгея и Майкопского района.
Практические занятия
Сбор и оформление материалов по топонимам. Знакомство с нартским эпосом, фольклорными памятниками.
2.4 Технология мультимедийной презентации
Структура презентации, работа над содержанием. Работа с представленными презентациями. Содержание, план, порядок подготовки презентации.
Практические занятия
Монтаж мультимедийной презентации «Моя малая Родина»
2.5.       Школьный двор, и его ближайшее окружение
Школа, назначение кабинетов и помещений, школьный двор, дорога в школу; названия прилегающих к школе улиц, предприятия и организации микрорайона, памятные и примечательные места и пр.
 
 
Практические занятия
Составление плана-схемы микрорайона школы и его вычерчивание условными знаками с указанием назначения зданий и сооружений. Чтение плана школьного двора и школы.
Экскурсия по территории микрорайона школы и ближнему окружению с выяснением назначения различных зданий и сооружений (жилые, торговые, культурно-досуговые и пр.) и нанесением их на план местности.
  1. Основы туристско-экспедиционной работы
3.1. Подготовка к походу, экспедиции. Основы безопасности при проведении экскурсий, походов
Правила поведения во время туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции. Правила поведения в городе, в транспорте. Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Телефоны аварийных служб.
Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной), экспедиционной группы. Взаимопомощь в походе.
Знакомство с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации».
Практические занятия
Игры на темы: «Что делать в случае ... (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и пр.)?», «Действия в чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке, в походе, экспедиции», «Правила перехода улицы».
3.2.       Проведение похода, правила его организации. Уход за туристским снаряжением
Этапы организации экспедиции. Распределение должностей и заданий в группе. Планирование индивидуальной деятельности по этапам экспедиции, в соответствии с полученной должностью.
Планирование и разработка маршрута. Туристская схема и топографическая карта, маршрутные документы.
Отчет о проведении похода, экспедиции. Личное туристское снаряжение для туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Кухонное и костровое снаряжение. Требования к упаковке продуктов. Укладка рюкзака, соблюдение гигиенических требований. Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий.
Практические занятия
Обработка результатов похода, экспедиции в соответствии с должностными обязанностями в группе. Индивидуальный отчет по этапам экспедиции.
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.
 
  1. Школа экскурсовода
4.1.       Пути овладения культурой общения
Этика взаимоотношений детей и взрослых. Пути овладения коммуникативной культурой. Правила интервьюирования жителей. Проведение социологического опроса.
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Правила коллективного создания текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии в школьном музее по экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии по памятным местам окрестностей школы.
Практические занятия
Прослушивание экскурсий разных типов (по населенному пункту, в музее, по памятным местам).
4.2.       Развитие творческой активности
Практические занятия
Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «Открытки для ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление воспоминаний ветеранов.
4.3        Организация школьного музея    
   Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение обучающихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Охрана труда и техника безопасности в фондовых и иных помещениях музея.
Практические занятия
Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия школьного музея и утверждение его состава.
 Подведение итогов года: участие в промежуточной аттестации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                         Учебно-тематический план объединения
                         «Активисты школьного музея»
                                   второй год обучения
 

п|п

Разделы и темы

Часов

всего

Теория

Практика

I

Музей – хранитель наследия веков

66

22

44

1.1

Исторические предпосылки возникновения музеев.

6

2

4

1.2

Школьный музей.

6

2

4

1.3

Комплектование фондов школьного музея.

12

4

8

1.4

Вещественные музейные источники и архивные материалы.

12

4

8

1.5

Источники информации. Подтверждение достоверности фактов.

6

2

4

1.6

Музейная экспозиция. Принципы и методы построения экспозиции.

6

2

4

1.7

Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».

12

4

8

1.8

Фотография в музее.

3

1

2

1.9

Игры и праздники.

 

 

 

II

Создание музейной экспозиции «Моя улица».

50

16

34

2.1

Концепция экспозиции школьного музея.

12

4

8

2.2

Планирование проекта экспозиции «Моя улица».

12

4

8

2.3

Военная слава земляков.

6

2

4

2.4

Технология составления текста экскурсии.

12

4

8

2.5

Технология формирования интереса к экскурсии.

8

2

6

III

Основы туристско-экспедиционной работы

64

16

48

3.1

Проведение похода, экспедиции, обеспечение безопасности.

16

4

12

3.2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

8

4

4

3.3

Организация питания в походе, экспедиции.

10

2

8

3.4

Основы топографии и ориентирования.

12

4

8

3.5

Учет и хранение краеведческих материалов в полевых условиях.

18

2

16

IV

Школа экскурсовода

36

8

28

4.1

Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.

12

4

8

4.2

Организация экскурсии.

10

2

8

4.3

Развитие навыков общения при проведении экскурсий.

10

2

8

4.4

Подведение итогов года. Итоговая аттестация-участие в Открытом Первенстве Республике Адыгея по туризму и краеведению.

4

0

4

Итого:

 

216

62

154

 
                                           
 
                       
 
                    Учебная программа объединения
                       «Активисты школьного музея»
                       2-й год обучения. «Я и мир вокруг меня»
  1. Музей - хранитель наследия веков
1.1.  Исторические предпосылки возникновения музеев
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Современное понимание термина «музееведение». Предмет исследования науки о музее. Ключевые понятия музееведения (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
Государственные и частные музеи. Учет изобразительных источников и коллекций специального хранения. Назначение и определение в государственном музее постоянных и сменных экспозиций.
Практические занятия
Творческое сочинение учащихся: «Наследие, которым я дорожу». Составление словаря музейных терминов.
1.2   Школьный музей. Комплектование фондов.
Роль школьных музеев. Формы деятельности школьного музея: музей-мастерская (студия), музей-ярмарка. Роль школьного музея в микрорайоне. Функции школьного музея. Специфические особенности школьных музеев нашего профиля. План работы музея на год. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Тетрадь записи воспоминаний и рассказов по результатам собеседования с местными жителями. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Обязанности активистов школьного музея, планирование работы на год. Организация и ведение переписки со школьными музеями.
Практические занятия
Составление плана работы актива школьного музея на год. Переписка со школьными музеями. Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисково-собирательской деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательской работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций. Составление плана маршрута. Тренировочные работы по сбору информации. Составление планов работы с информаторами. Тетрадь записи воспоминаний и рассказов по результатам собеседования с местными жителями.
Сбор материалов по выявленным историческим событиям и явлениям. 
 
1.3.  Вещественные музейные источники. Источники информации.
Состав и структура музейного фонда. Дублетный фонд. Организация фондовой работы. Вещественные музейные этнографические источники и архивные материалы (документальные фото, письма, изоисточники). Пути комплектования фондов школьного музея. Порядок передачи ценных документов в государственные музеи и архивы. Библиотека, как мерило истинности информации. Методика использования источника: прямое и ретроспективное. Инициативное документирование, расширение круга источников, поиск нужного информатора. Проведение социологического опроса.
Практические занятия. Практическое занятие: правила ведения беседы, интервью. Вопросники, анкеты. Письменное оформление информации. Формы записи воспоминаний. Практическое занятие: Порядок приема и выдачи музейных материалов.  Практическое занятие: Учет и описание письменных источников по архивным правилам. Практическое занятие: учёт и описание фондов. Анализ каталогов-путеводителей по музейным собраниям.
Проведение бесед, интервью, их оформление.
     1.4            Музейная экспозиция. Атрибуция.
Экспозиция музея. Принципы и методы построения экспозиции. Научное проектирование экспозиций. Составление тематико-экспозиционного плана. Тематико-экспозиционный план школьного музея. Монтажный лист экспозиции. Этикетаж. Подбор цветового решения. Художественное оформление экспозиций. Алгоритм ознакомления с музейной экспозицией, музейным экспонатом. Шифр собранных предметов и документов. Определение степени сохранности экспоната. Атрибуция. Особенности отбора экспонатов для экскурсий различной тематики. Создание и оформление маршрута экскурсии.
Практические занятия
Составление тематико-экспозиционного плана. Изучение и отбор материалов для экспозиции. Создание экспозиции по конкретной теме. Атрибуция предметов. Атрибуция музейного экспоната (по выбору воспитанника).
    1.5 Всероссийское туристско-краеведческое движение «Отечество»
Цели, задачи, участники движения «Отечество». Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в учреждения образования. Организация участия обучающегося в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Туристско-краеведческая программа школы (гимназии, лицея).
 
 
 Практическое занятие: «Как и кто выбирал место для школы», «По улицам моей мечты». 
Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции по принятию туристско-краеведческой программы школы (гимназии, лицея).
Участие в подготовке и проведении школьных конкурсов. «Моя улица», «Образцовый дом», «Любимые уголки моего двора», «Как предки выбирали место для строительства дома», «Вот эта улица, вот этот дом», «По улицам моей памяти».
1.6   Фотография в музее. Игры и праздники
Фотография. Основы построения фотографии. Виды съемки. Типология фотоаппаратов. Правила фотографирования зданий. Фотовыставки современных и старинных изображений одной улицы. Игры и игрушки наших предков, родителей. Современные игры. Уличные подвижные игры. Праздники государственные и местные.
Практические занятия
Фотографирование зданий, улицы, природных объектов. Портретная съемка, фотографирование зданий, улицы, природных объектов. Сбор материалов об играх улицы. Составление сценария «Посиделки».
Сбор материалов об играх улицы, квартала. Коллективное составление сценария «Вечерние посиделки». Поздравление соседей с предстоящими праздниками.
  1. Создание музейной экспозиции «Моя улица»
2.1. Концепция экспозиции школьного музея
Тематико-экспозиционный план и архитектурно-художественное решение экспозиции. Виды экспозиций: тематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приемы экспонирования музейных предметов.  Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Правила работы в библиотеке, аннотированный список литературы,
Практические занятия
Работа в библиотеке. Оформление карточек по теме исследования.
2.2.  Планирование проекта экспозиции «Моя улица»
Основные улицы населенного пункта. Легенды об историческом прошлом улицы. Практическая работа. Опрос жителей по теме истории улицы, письменное оформление и их отражение в топонимах.  Отличительные черты архитектуры улицы. Устройство деревянных и каменных домов.  Практическое занятие. Обработка собранных материалов. Составление плана улицы, изготовление макета улицы. Отличительные черты природы улицы. Ландшафтный дизайн. Видовой состав древесных, кустарниковых, кустарничковых и травянистых растений. Виды декоративных растений. Образцовый двор.
Планирование проекта экспозиции «Моя улица». Правила оформления фотовыставки. Опрос населения: разработка опросника, правила единой записи.
Практические занятия
План улицы. Изготовления макета улицы в экспозиции.
Опрос населения по разработанной теме и оформление документов для фонда музея.
Анкетирование старожилов. Обработка полученной информации, оформление результата. Изготовление макета зданий улицы для экспозиции.
2.3.  Военная слава земляков
Военные традиции земляков. Жители родного края - участники Великой Отечественной войны и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России Практическое занятие. Сбор информации у родственников об участниках Великой Отечественной войны. Подготовка открытки для ветеранов.
Картотека ветеранов. Правила сбора фактического материала о жизни ветеранов. Оформление данных в текст экскурсии. Помощь ветеранам. Книга Памяти школы.
Практические занятия
Выявление ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников Великой Отечественной войны и других военных действий. Проведение конкурсов детских работ: «Открытки для ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление воспоминаний ветеранов.
  2.4    Технология составления текста
Методика экскурсионной работы. Подготовка к учебной экскурсии: отбор экспонатов и составление маршрута. Работа над содержанием экскурсии. Тема и цель экскурсии. Структура содержания. Практическое занятие. Составление вступительной и заключительной бесед к подготавливаемым в школьном музее экскурсиям. Разработка части экскурсии в школьном музее. Практическое занятие. Обработка показа экскурсии. Составление рассказа по тематическим группам экспонатов.  Составление плана экскурсии.  Практическое занятие. Реклама предстоящей экскурсии. Профессия - экскурсовод.
   Практические занятия
Подготовка текста экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом».
2.5. Технология формирования интереса к экскурсии
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. План экскурсии. Отработка порядка показа. Составление рассказа по тематическим группам экспонатов. Реклама предстоящей экскурсии.
Практические занятия
Фестиваль рекламы будущей экспозиции «Моя улица».
  1. Основы туристско-экспедиционной работы
  3.1.  Проведение похода, экспедиции, обеспечение безопасности
Виды походов, понятие «школьная экспедиция». Участники экспедиции. Права и обязанности участников похода. Должности в группе постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Отчетная документация. Требования к отчету. Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Правила поведения в населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. Правила преодоления естественных препятствий.
Практические занятия
Подбор экспедиционной группы. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Оформление путевого дневника. Работа с краеведческой литературой.
3.2.    Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Медицинская аптечка. Ее комплектование, хранение, транспортировка. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста. Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Правила переноски пострадавшего.
   Практические занятия
Комплектование медицинской аптечки. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему: определение травмы, практическое оказание помощи. Переноска пострадавшего.
3.3.    Организация питания в походе, экспедиции
Значение правильного питания в походе, экспедиции. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Организация питания в однодневном походе.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов для 1-2 дневного похода. Закупка, упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.
3.4.    Основы топографии и ориентирования
Топографическая карта, ее назначение, отличие от туристской схемы. «Путешествие» по карте. Компас, его устройство. Азимут. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки.
Практические занятия
Упражнения на запоминание условных знаков. Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков.
3.5.  Учет и хранение краеведческих материалов в полевых условиях
Организация учета и обеспечение сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований -одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть понятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения.
Основные формы и назначение полевой документации учета краеведческих материалов: полевой дневник; акт приема предметов музейного значения; полевая опись; тетрадь для записи воспоминаний и рассказов; журналы (тетради) фото и видео съемок; легенды.
Камеральная обработка полученной информации и уточнение материалов по результатам экспедиции. Систематика и оформление собранного материала. Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов.
Практические занятия
Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учета и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.
  1. Школа экскурсовода
4.1.  Экскурсионная работа. Классификация экскурсий
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскурсионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.
Практические занятия
Прослушивание тематической экскурсии с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.
4.2.  Организация экскурсии
Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памятным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным местам, их классификация. Памятники истории и культуры, их эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение.
Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).
Практические занятия
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Репетиции экскурсий.
Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсий.
4.3 Подведение итогов года: итоговая аттестация
Практические занятия Подведение итогов годовой работы. Проведение экскурсии для родителей и друзей в экспозиции «Моя улица».
 
                                 
 
 
 
 
 
 
 Методическое обеспечение программы.
  1. Обеспечение программы методическими видами продукции:
- разработки игр «Музейный лабиринт», «По улицам моей мечты», игра-практикум по разработке экскурсии по выбранной теме;
- творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу»;
-конкурс краеведческих исследовательских работ;
- бесед, викторин;
- конференции, «Музей и дети», научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание детей и молодежи».
  1. Дидактический и лекционный материалы:
- географические карты мира, России, Республики Адыгея, района, населенного пункта;
- фотографии;
- оборудование к игровым занятиям;
- личное и групповое снаряжение туриста: палатки, спальники, туристские коврики, рюкзаки и т. д.;
- «Портфель» экскурсовода: открытки, буклеты, карты-схемы, путеводители и др.;
- технические средства обучения: фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон, диктофон, компьютер, проектор, принтер, сканер, ксерокс.
Перечень методических материалов:
- календарно-тематические планы;
- разработки мероприятий.
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
  1. Школьный музей, комната-музей, музей-мастерская.
  2. Педагог дополнительного образования, классные руководители, учителя истории, географии, физической культуры.
  3. Шаговая доступность городского, районного, республиканского краеведческого музея, районного архива, школьной библиотеки.
 
                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                             Литература для педагога.
 
  1. Александрова НА. Государственные символы и награды. Справочное пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
2.Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.): Учебное по­собие. -М.: 1978.
3.Беляева B.C., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. - М.: Просвещение, 1974.
4.Изучение материалов о Великой Отечественной войне в средней шко­ле: Из опыта работы по военно-патриотическому воспитанию на матери­але краеведения. /Под ред.П.В.Иванова. - М.: 1975;
5.Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. -М.: ЦДЮТиК, 2002.
6.Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебно-методиче­ское пособие. - М.: ЦДЮТиК, 2006.
7.Константинов Ю.С. Из истории детско-юношеского туризма в Рос­сии. 1918-2008. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
8.Краеведение: Пособие для учителя. /Под ред. А.В.Даринского. - М.: 1987; Смирнов В.Г.
9.Музей и школа: Пособие для учителя. /Е.Г.Ванслова, А.К.Ламунова, Э.А.Павлюченко; Под ред. Т.А.Кудриной. - М.: 1985.
10.Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. -М.: ФЦДЮТиК, 2005.
11.Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. - М.: ФЦДЮТиК,. 2007.
11.Персии, А.И. Школьные музеи в России: исторический аспект. /IV Все­российские педагогические краеведческие чтения. Сб. докладов. - М.: 1997.
12.Персии А.И. Об итогах: паспортизации школьных музеев в Россий­ской Федерации по состоянию на 1996 г. /Вестник детско-юношеского туризма в России. - М.: 1997, № 2 (22).
13.Персии А.И. Краеведение и школьные музеи. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
14.Персии А.И. Словарь юного краеведа. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
15.Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Рос­сийской Федерации «Отечество» / Современное состояние и перспекти­вы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: 1999
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          Список рекомендуемой литературы для детей.
 
1.Туманов В.Е. Школьный музей. - М.: ЦДЮТиК, 2002.
2.Туманов В.Е. Школьный музей - хранитель народной памяти. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
3.Фоломеев В А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музе¬ев: Методические указания. - М.: 1976.
4.Шмидт СО. Краеведение и документальные памятники. - Тверь, 1992.
5.Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юношества. Выходит с 2006 г. Издатель - ООО «Школьная библиотека».
  1. 6. Российская энциклопедия в 2-х томах. М.: 2001г.
7.Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания. М.ФЦДЮТиК,2005г.