Пояснительная записка
 
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача современного общества. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающиеся.
Актуальность программы обусловлена возросшим интересом к изучению истории родной земли Адыгеи в сочетании с туризмом, походами и экскурсиями.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о малой Родине, воспитания любви к ней, формирование гражданственности у обучающиеся.
Направленность программы – туристско-краеведческая.
 История родного края рассматривается в дополнительной программе как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса.
Новизна программы заключается в использование эксклюзивных краеведческих материалов.
Практическая значимость программы состоит в привитии навыков научно- исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками, в ориентации обучающихся на профессии историка и экскурсовода.
Педагогическая целесообразность – в углублении и расширении знаний на основе конкретных фактов из истории родного аула, воспитания и уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края.
Связь программы с уже существующими – дополнительная образовательная программа составлена с учетом материала других программ краеведческой направленности. Она предусматривает тесную связь с курсами:
« Музееведение» и « Туризм и краеведение», что позволяет расширить круг знаний и умений обучающихся.
Вид программы – модифицированная.
Цели программы:
- развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности;
- воспитание патриотов своей малой Родины.
Задачи программы:
Обучающие
Способствовать более глубокому усвоению краеведческого материала с помощью:
-организации экскурсий и походов;
- знакомства с памятниками истории и культуры аула и района;
- изучения археологических памятников района;
- изучения истории населенных пунктов района;
- изучения адыгейских обычаев и традиций;
- изучения государственной символики России, Республики Адыгея, гербов района, старинных адыгейских родов района;
- изучения родословных обучающихся;
- изучения боевых и трудовых подвигов земляков.
Развивающие
-  развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма,
-  утверждение в сознании общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений,
Воспитывающие
-  уважение к традиционным нормам морали и нравственности к культурному и историческому прошлому.
Отличительными особенностями предлагаемой дополнительной образовательной программы от уже существующих программ являются эксклюзивные сведения о родах обучающихся, об истории населенных пунктов района. Основной концептуальной идеей программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности. Следующая особенность этой программы в том, что в ней предусматривается курс туристских навыков, он рассматривается в тесной связи с курсами: «Музееведение» и
«Туризм и краеведение», что позволяет расширить круг знаний и умений обучающихся. Программа составлена в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей».
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г .№ 06- 1844) 
Этапы реализации программы – программа рассчитана на постоянное усложнение материала, усвоение его в период перехода от одного уровня к другому, в их преемственности и взаимосвязи.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:10-18 лет. Это дети подросткового возраста, когда у них много энергии, которую нужно направить в правильное русло.
Состав группы – постоянный в течение учебного года, а во время каникул – переменный.
Особенности набора детей – набор в группу свободный.
Количество обучающихся – по годам обучения –
1-й год обучения – 15 человек
2-й год обучения – 10-12 человек.
3-й год обучения – 10-8 человек.
4-й год обучения – 8 человек.
 Программа предъявляет единые требования к уровню туристско-краеведческой подготовленности детей на каждом этапе обучения.
1 этап- 1-й и 2-й год обучения. Обучающиеся должны:
- ознакомится с памятниками истории и культуры Адыгеи;
- изучить работу школьного музея;
- освоить археологическое наследие;
-расширить знания в историческом краеведении;
- участвовать в туристских походах, краеведческих экспедициях.
2-этап – 3-й и 4-й год обучения. Обучающиеся должны:
- расширить свои познания в изучении древнейшего периода истории Адыгеи;
-выявить и собрать сведения о памятных, исторических событий времен Великой Отечественной войны на территории Адыгеи;
- изучить боевые, трудовые и культурные традиции республики Адыгея;
-  участвовать в многодневных походах.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
- продолжительность образовательного процесса 4 года.
Формы и режим занятия.
 Основные формы организации образовательного процесса по программе:
- индивидуальные и групповые занятия;
- практические и теоретические;
- игры, беседы, походы, экскурсии;
- защита проектов, конкурсы, конференции.
Выбор формы занятий зависит от темы, сложности, а также от особенностей контингента обучающихся. Исходя из педагогической целесообразности, можно проводить занятия со всем составом учебной группы, подгруппам, индивидуально. Группы комплектуются с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. На групповых занятиях используется индивидуальный подход, цель которого-помощь в выполнении различных творческих работ. Самостоятельная работа детей осуществляется по заданию и под руководством педагога с последующим представлением выполненной работы на заданную тему.
 Обучение на занятиях осуществляется на основе метода проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества педагога и воспитанника. В процессе реализации программы формируется результат коллективной проектной деятельности. 
Режим занятий:
- общее количество часов и занятий в неделю;
Общее количество часов – 324 ч. Учебная программа каждого года занятий рассчитана на 324 часа, с сентября по май. Количество занятий в неделю: по 3 часа 3 раза в неделю.
 Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Результат реализации программы определяется личностным ростом детей.
Обучающиеся должны знать:
- историю населенных пунктов района;
- историю образования своего родного аула;
- историческое прошлое адыгского народа;
- лучшие традиции и обычай адыгского народа;
- культурные и археологические памятники на территории района;
- правила организации и участия в походах и экскурсиях.
Обучающиеся должны уметь:
- интервьюировать жителей района;
- составлять анкеты, вопросники;
- подбирать вопросы для викторины историко-краеведческой тематики;
- выполнять требования по технике безопасности на занятиях, во время походов, экскурсий, участия в массовых мероприятиях и посещения общественных мест;
- описывать экскурсию, поход, экспонаты;
- ориентироваться на местности;
- ставить палатки и разбивать бивуак;
- разжигать костёр;
- оформлять экспозиции после сбора материала;
- самостоятельно работать с источниками и документами;
- работать в архиве;
- проводить исследование.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе.
 
 Диагностика результативности реализации программы.
Результативность реализации программы оценивается по уровню сформированности краеведческих знаний, умений, навыков, кругозора, культуры общения:
Высокий уровень. Обучающийся всегда активен на занятиях. Задает вопросы и отвечает на них. Умеет самостоятельно находить информацию, постоянно интересуется историей, природой, литературой родного края, России. Проявляет глубокий интерес к какому-либо её направлению. Активно участвует и выполняет исследовательские работы краеведческого характера.
 Средний уровень. Обучающийся проявляет ситуативный интерес к темам занятий, к изучению исторических событий, к участию в творческих исследовательских-краеведческих работах. Педагог оказывает помощь в поиске информации.
Низкий уровень. Обучающийся не проявляет интерес к историческим событиям, знания основывает на просмотрах фильмов, рассматривании иллюстраций. Быстро теряет интерес к самостоятельной и групповой работе во время выполнения творческих заданий.
  Формы и методы диагностики:
- Наблюдения
-Анкетирования
-Викторины
-Интеллектуальные игры
-Подготовка самостоятельных сообщений
-Краеведческие исследования
 
Критерии отслеживания образовательного уровня обучающихся 
 

·        Критерии.

Механизм отслеживания.

Периодичность

·        ЗУНы

Тесты, творческие задания, оформленные стенды или экспозиции.

После каждого раздела программы.

·        Мотивация.

Анкетирование, наблюдение, анализ.

Начало и конец учебного года.

·        Эмоциально-эстетическая настроенность.

Анкетирование, наблюдение.

В течение года.

·        Творческая активность.

Анкетирование, наблюдение.

В течение года.

 

·        Достижения.

Анализ, творческие выставки, экспозиции, летописи воспоминаний.

1-е и 2-е полугодие

 

 

·        Аттестация.

Промежуточная аттестация.

Итоговая аттестация.

1-2-3-ий год обучения

4-ый год обучения.

 

 
Способы учёта знаний, умений:
- тесты;
- зачёты;
- участие в краеведческих чтениях, районных и республиканских краеведческих исследовательских конкурсах, краеведческих олимпиадах, научно-практических конференциях.
Особая роль в военно-патриотическом воспитании отводится военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших дедов и отцов, беззаветному служению Отечеству. Данная программа по военно-патриотическому воспитанию детей способствует расширению конкретных знании в историческом краеведении.
В течение учебного года осуществляется анализ деятельности детей, проверка теоретической подготовки и практических навыков. Обучение завершается итоговым занятием. Итоговое занятие включает в себя: участие в краеведческих олимпиадах, защита проектов и конкурсах исследовательских краеведческих работ Российской Федерации, в турпоходах с целью изучения боевой славы Адыгеи.
 Подведение итогов года:
- участие в промежуточной аттестации после каждого года обучения;
-итоговая аттестация после четвертого года обучения.
 
Учебно-тематический план
объединения «Историки-краеведы»
первого года обучения
 
 

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Вводная беседа

2

2

-

2

Туристско-краеведческие возможности Адыгеи

10

4

6

3

Охрана природы Адыгеи

10

4

6

4

Изучение археологического наследия Адыгеи

30

10

20

5

Памятники истории и культуры Адыгеи

30

10

20

6

Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и художников Адыгеи

30

10

20

7

Комплексное изучение Адыгеи

20

8

12

8

Историческое краеведение

25

10

15

9

Изучение туристско-краеведческого движения «Отечество»

30

10

20

10

Военно-патриотическая работа. Адыгея в годы Великой Отечественной войны

20

4

16

11

История Адыгеи

30

10

20

12

Памятные места Майкопского района

30

10

20

13

Историко-краеведческие наблюдения

20

4

16

14

Работа школьного краеведческого музея

20

10

10

15

Разрядные и нормативные материалы по туризму

4

2

2

16

Топография и ориентирование на местности

4

2

2

17

Подготовка и проведение похода.

9

1

8

 

Промежуточная аттестация.

 

 

 

                                                           ИТОГО:

324

111

213

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                        
                         Содержание программы
                                первого года обучения
 
         1.Вводная беседа
Задачи и содержание работы туристско-краеведческого учебного объединения. Особенности работы историков-краеведов. Знакомство с тематическим планом работы.
         2.Туристско-краеведческие возможности Адыгеи.
Физико-географическая и экономическая характеристика. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, полезные ископаемые. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи.
         3.Охрана природы Адыгеи.
Закон об охране природы. Охрана природы – долг и конституционная обязанность граждан России. Обязанности школьников по охране природы.
Практические занятия.
Выполнение заданий туристско-краеведческого движения «Отечество» по изучению «Природного наследия», «Экологии».
         4.Изучение археологического наследия Адыгеи.
Что изучает наука археология. Археологические раскопки Адыгеи. Археологические памятники и значение «Майкопской культуры»
Практические занятия
Знакомство с археологическими памятниками. Экскурсии в музей: знакомство и изучение отдела археологии.
  1. Памятники истории и культуры Адыгеи.
Памятники истории и культуры и их научное и историческое значение.
Практические занятия
Экскурсии и походы по Адыгее. Выполнение заданий движения «Отечество» «Летопись родного края», «Этнография».
  1. Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, художников Адыгеи.
Изучение памятных мест, связанные с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, художников Адыгеи. Изучение культурного наследия. Изучение и охрана памятников. Закон об охране памятников.
Практические занятия
Знакомство с памятными местами, зарисовка и описание этих мест. Выполнение заданий туристско-краеведческого движения «Отечество». Экскурсии по памятным местам.
  1. Комплексное изучение Адыгеи.
История Адыгеи. Преобразования на территории Адыгея. Майкоп – столица Адыгеи и его история. Выдающие люди - герои войны и труда. История школы. Памятные места Адыгеи
Практические занятия.
Походы, экскурсии, путешествия. Выполнение заданий туристско-краеведческого движения «Отечество». «Летопись родного края», «Культурное наследие», «Земляки».
  1. Историческое краеведение.
Объект краеведения. История республики как объект краеведческой деятельности. Особенности школьного краеведения и его задачи. Краеведение и туризм. Использование исторического краеведения в воспитательной работе.
Практические занятия
Экскурсия (знакомство с краеведческими и историческими объектами. Фотографирование и зарисовка.
  1. Изучение туристско-краеведческого движения «Отечество»
Программа движения. Формы работы. Изучение 19 направлений движения «Отечество».
Практические занятия
При изучении программ, фиксировать происходящие события и явления природы, описание событий, относящихся к природе и истории Адыгеи, вести специальные летописи и хроники (пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек, краеведческими материалами. Экскурсии в Национальный музей.
  1. Военно-патриотическая работа. Адыгея в годы Великой Отечественной войны.
Адыгея в годы Великой Отечественной войны. Начало войны. Земляки – герои войны. Участие в войне детей и учителей Адыгеи. Изучение памятников погибшим в годы войны.
Практические занятия
Экскурсия в музей «Адыгея в годы Великой Отечественной войны» Выполнение заданий по движению «Отечество», «Военная история», «Дети и война», «Поиск».
  1. История Адыгеи
Изучение древней истории Адыгеи. Происхождение названия города «Майкоп». Старые названия улиц и их происхождение.
Практические занятия.
Экскурсии и походы по Адыгее. Выполнение заданий движения «Отечество» «Летопись родного края», «Этнография».
  1. Памятные места г. Майкопа и Майкопского района
Изучение памятников истории и культуры. Изучение топонимики г. Майкопа и Майкопского района. Изучение легенд о происхождении, истории и культуры Майкопского района.
Практические занятия.
Экскурсии, походы по памятным местам г. Майкопа и Майкопского района.
  1. Историко-краеведческие наблюдения
Ведение дневника. Фиксация наблюдения. Правила записи исторических событий. Работа в фондах музеев, архивов и библиотеках. Копирование документов. Ведение дневника, фиксация исторических сведений.
Практические занятия
Работа в фондах краеведческого музея, знакомство с краеведческими объектами.
  1. Работа школьного краеведческого музея.
Изучение «Положения о школьном музее». Экспозиция музея. Аннотирование экспонатов. Фонды музеев. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». «О деятельности музеев образовательных учреждений».
Практические занятия
Экскурсия в музей.
  1. Разрядные и нормативные материалы.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися. Нормативы степенных походов. Разрядные требования по туризму.
  1. Топография и ориентирование на местности.
Масштаб карты. Измерение расстояния на туристских и спортивных картах. Условные знаки туристских и спортивных карт.
Практические занятия.
Ориентирование по солнцу и предметам местности, ориентирование по компасу и карте. Способы измерения расстояния на местности.
  1. Подготовка и проведение похода. Распределение обязанностей в группе (административно-хозяйственных, поисково-краеведческих, временных походных должностей). Личное снаряжение. Ремнабор. Составление меню для двухдневного похода. Рецепты походных блюд. Виды палаток и их установка. Строй, темп в походе. Обязанности направляющего и замыкающего. Движение группы по шоссе, в лесу, горной местности.
Практические занятия.
Виды палаток и их установка. Движение группы по шоссе, в лесу, горной местности. Разведение костра. Виды костров: «колодец», «шалаш» и др. Работа на биваке. Однодневный поход.
 
Промежуточная аттестация.


 
Учебно-тематический план
объединения «Историки-краеведы»
второго года обучения
 

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Туристско-краеведческие возможности Адыгеи

12

3

9

2

Охрана природы Адыгеи

12

3

9

3

Комплексное изучение Адыгеи

20

6

14

4

Историческое краеведение

25

6

19

5

Изучение археологического наследия Адыгеи

30

9

21

6

Памятники истории и культуры Адыгеи

30

9

21

7

Изучение туристско-краеведческого движения «Отечество»

30

9

21

8

Памятные места, связанные с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и художников Адыгеи

30

12

18

9

Работа школьного краеведческого музея

20

12

8

10

Военно-патриотическая работа.

20

6

14

11

Историко-краеведческие наблюдения

20

6

14

12

История Адыгеи

30

9

21

13

Памятные места Майкопского района

30

9

21

14

Разрядные и нормативные материалы по туризму

3

3

 

15

Топография и ориентирование на местности

3

3

 

16

Туристские навыки

6

6

 

17

Подготовка и проведение похода.

3

3

 

 

Промежуточная аттестация.

 

 

 

                                                           ИТОГО:

324

114

210

 
 
Содержание программы
второго года обучения.
 
  1. Туристско-краеведческие возможности Адыгеи.
Определение тематики путешествий и экскурсионных объектов. Изучение литературы по избранному маршруту.
Практические занятия.
Выбор экскурсионных объектов и разработка маршрутов историко-краеведческих экспедиций
  1. Охрана природы Адыгеи
Закон об охране природы Адыгеи. Участие школьников по охране природы, защита от загрязнений окружающей среды.
Практические занятия
Выполнение заданий туристско-краеведческого движения «Отечество». «Природное наследие», «Экология».
  1. Комплексное изучение Адыгеи.
История Адыгеи. История фабрик и заводов Адыгеи. Выдающиеся люди Адыгеи герои войны и труда. История школы. Памятные места Адыгеи.
Практические занятия.
Походы, экскурсии, путешествия по Адыгее Изучение памятных мест районов. Описание, фотографирований памятных мест. Сбор краеведческих материалов Выполнение заданий туристско-краеведческого движения «Отечество». «Летопись родного края», «Культурное наследие», «Земляки».
  1. Историческое краеведение.
Объект краеведения. История республики как объект краеведческой деятельности. Особенности школьного краеведения и его задачи. Краеведение и туризм. Использование исторического краеведения в воспитательной работе.
Практические занятия
Экскурсия (знакомство с краеведческими и историческими объектами. Фотографирование и зарисовка.
  1. Изучение археологического наследия Адыгеи.
Что изучает наука археология. Археологические раскопки Адыгеи. Археологические памятники и значение «Майкопской культуры»
Практические занятия
Знакомство с археологическими памятниками. Экскурсии в музей: знакомство и изучение отдела археологии.
  1. Памятники истории и культуры Адыгеи.
Памятники истории и культуры и их научное и историческое значение. Закон Российской Федерации «Об охране памятников истории и культуры» Виды памятников: археологические, исторические, документальные. Памятники культуры. Монументы.
Практические занятия
Выявление памятников истории и культуры, фотографирование, зарисовка.
        
  1. Изучение туристско-краеведческого движения «Отечество»
Программа движения. Формы работы. Изучение 19 направлений движения «Отечество».
Практические занятия
При изучении программ, фиксировать происходящие события и явления природы, описание событий, относящихся к природе и истории Адыгеи, вести специальные летописи и хроники (пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек, краеведческими материалами. Экскурсии в Национальный музей.
  1. Памятные места, связанные с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, художников Адыгеи.
Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, художников Адыгеи. Изучение культурного наследия. Изучение и охрана памятников. Закон об охране памятников.
Практические занятия
Знакомство с памятными местами, зарисовка и описание этих мест. Выполнение заданий туристско-краеведческого движения «Отечество». Экскурсии по памятным местам.
  1. Работа школьного краеведческого музея.
Изучение «Положения о школьном музее». Экспозиция музея. Аннотирование экспонатов. Фонды музеев. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». «О деятельности музеев образовательных учреждений».
Практические занятия
Экскурсия в музей.
  1. Военно-патриотическая работа
Адыгея в годы Великой Отечественной войны. Начало войны. Земляки – герои войны. Участие в войне детей и учителей Адыгеи. Изучение памятников погибшим в годы войны. История памятников.
Практические занятия
Экскурсия в музей «Адыгея в годы Великой Отечественной войны» Выполнение заданий по движению «Отечество», «Военная история», «Дети и война», «Поиск».
  1. Историко-краеведческие наблюдения
Ведение дневника. Фиксация наблюдения. Правила записи исторических событий. Работа в фондах музеев, архивов и библиотеках. Копирование документов. Ведение дневника, фиксация исторических сведений.
Практические занятия
Работа в фондах краеведческого музея, знакомство с краеведческими объектами.
  1. История Адыгеи
Изучение древней истории Адыгеи. Происхождение названия города «Майкоп». Старые названия улиц и их происхождение.
Практические занятия.
Экскурсии и походы по Адыгее. Выполнение заданий движения «Отечество» «Летопись родного края», «Этнография».
  1. Памятные места Майкопского района
Изучение памятников истории и культуры. Изучение топонимики Майкопского района.  Легенды о происхождении, истории и культуры Майкопского  района.
Практические занятия.
Экскурсии, походы по памятным местам Майкопского района.
  1. Разрядные и нормативные материалы по туризму.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися. Нормативы степенных походов. Разрядные требования по туризму.
  1. Топография и ориентирование на местности.
Масштаб карты. Измерение расстояния на туристских и спортивных картах. Условные знаки туристских и спортивных карт.
Практические занятия.
Ориентирование по солнцу и предметам местности, ориентирование по компасу и карте. Способы измерения расстояния на местности.
  1. Туристские навыки.
Первая помощь при: мозолях, ушибах, пищевых отравлениях, растяжениях, ожогах, солнечном ударе, способы остановки кровотечения. Туристские узлы.
Практические занятия.
Первая помощь пострадавшим. Туристские узлы и их назначение, основные способы страховки и самостраховки.
  1. Подготовка и проведение похода
Распределение обязанностей в группе (административно-хозяйственных, поисково-краеведческих, временных походных должностей). Личное снаряжение. Ремнабор. Составление меню для двухдневного похода. Рецепты походных блюд. Виды палаток и их установка. Строй, темп в походе. Обязанности направляющего и замыкающего. Движение группы по шоссе, в лесу, горной местности.
Практические занятия.
Виды палаток и их установка. Движение группы по шоссе, в лесу, горной местности. Разведение костра. Виды костров: «колодец», «шалаш» и др. Работа на биваке. Однодневный поход.
 
Промежуточная аттестация.

 
 
Учебно-тематический план
объединения «Историки-краеведы»
третьего года обучения
 

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Адыгея в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг)

10

4

6

2

Защитники Брестской крепости

10

4

6

3

Героическая оборона Ленинграда («дорога жизни»)

10

4

6

4

Оборона Москвы (Велика Россия, отступать не куда, позади Москва)

10

4

6

5

Борьба жителей Адыгеи против фашизма.

10

4

6

6

Труженики тыла Адыгеи

10

4

6

7

Оккупация Адыгеи фашистами. Подпольное партизанское движение Адыгеи в годы войны

20

6

14

8

Участие школьников Адыгеи в войне

20

6

14

9

Сталинградская битва

10

4

6

10

Окончание Великой Отечественной войны

10

4

6

11

Уроженцы из Адыгеи – участники Великой Отечественной войны – герои СССР

20

6

14

12

Изучение туристско-краеведческого движения «Отечество»

21

5

16

13

Комплексное изучение Адыгеи

20

8

12

14

Памятники истории и культуры Адыгеи

30

10

20

15

Памятные места, связанные с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и художников Адыгеи

30

10

20

16

Работа школьного краеведческого музея

30

10

20

17

Разрядные и нормативные материалы по туризму

2

2

0

18

Топография и ориентирование на местности

9

5

4

19

Подготовка и проведение похода

15

7

8

20

Туристские навыки

7

4

3

21

Двухдневный поход.

20

 

20

 

Промежуточная аттестация.

 

 

 

                                                           ИТОГО:

324

111

213

 
 
 
 
 
 
Содержание программы
 третьего года обучения
 
 
         1 Адыгея в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг)
Начало войны. План нападения на СССР (план «Барбаросса»). Массовый патриотизм советских людей в первые дни войны. Заявления в военкоматы с просьбой отправиться в действующую Красную Армию.
Практические занятия.
Работа в архиве, библиотеке, посещение музея. Выявить и собрать документы, вещевые и изобразительные памятники, отражающие историю войны: письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи, записи воспоминаний участников войны.
         2 Защитники Брестской крепости.
Участие земляков в боях за Брестскую крепость.
Практические занятия.
Работа в архивах, библиотеках по изучению материала о битвах за Брестскую крепость. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         3 Героическая оборона Ленинграда.
Земляки – участники обороны Ленинграда. «Дорога жизни» - дорога по Ладожскому озеру.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках по изучению материалов об обороне Ленинграда. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         4 Оборона Москвы («Велика Россия, отступать некуда, позади Москва»)
Участники обороны Москвы из Адыгеи.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках по изучению материалов об обороне Москвы. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         5 Борьба жителей Адыгеи против фашизма.
Формирование в Адыгее добровольческих кавалерийских полков. 4-й гвардейский казачий кавалерийский корпус. Добровольцы кавалерийских полков из Адыгеи
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война». Экскурсия в музей.
         6 Труженики тыла. «Все для фронта, все для победы»
Переход промышленности и сельского хозяйства Адыгеи на военный режим. Подвиги тружеников тыла Адыгеи.
Практические занятия.
Работа в архивах, библиотеках. Встречи с очевидцами. Экскурсии на предприятия Адыгеи. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         7 Оккупация Адыгеи фашистами. Подпольно-партизанское движение Адыгеи в дни оккупации. Подвиги партизан.
Изучение подпольно-партизанского движения в Адыгее. Майкоп в дни оккупации. Майкопский район – партизанские места.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках, посещение музея. Экскурсии по боевым местам Адыгеи. Встреча с участниками подпольно-партизанского движения. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         8 Участие школьников Адыгеи в войне
Изучение подвигов юных пионеров Адыгеи. Знакомство с программой движения «Дети и война».
Практические занятия.
Работа в архивах, библиотеках, посещение школьных музей. Выполнение заданий движений «Отечество» «Дети и война».
9 Сталинградская битва
Участие земляков в Сталинградской битве.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках. Выполнение заданий движений «Отечество». Экскурсия в музей.
         10 Окончание Великой Отечественной войны
Подписание акта о капитуляции Германии. Водружение знамени Победы над Рейхстагом. Уроженцы Адыгеи – участники штурма Берлина.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках. Выполнение заданий движений «Отечество». Экскурсия в музей.
         11 Уроженцы из Адыгеи – участники Великой Отечественной войны – герои Советского Союза.
Изучение материалов о подвигах героев Советского Союза из Адыгеи.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках. Выполнение заданий движений «Отечество». Экскурсия в музей.
         12 Туристско-краеведческое движение «Отечество».
Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятельности. Концепция движения и содержание тематических программ. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня.
Практические занятия.
Организация походов, путешествий, экскурсий, направленных на реализацию конкретных программ, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях по истории населенных пунктов или отдельных памятников. Подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, Книг памяти. Выявление останков павших воинов и гражданского населения, установление имен погибших. Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставки, праздников, тематических дней и др.
         13 Комплексное изучение Адыгеи.
История Адыгеи. Центр Адыгеи – Майкоп, его история. Выдающиеся люди Адыгеи герои войны и труда. История школы. Памятные места Адыгеи. Использование краеведческого материала на уроках.
Практические занятия.
Походы, экскурсии, путешествия по Адыгее. Изучение памятных мест районов. Описание, фотографирование памятных мест. Сбор краеведческих материалов. Выполнение заданий туристско-краеведческого движения «Отечество» - «Летопись родного края», «Культурное наследие», «Земляки».
         14 Памятники истории и культуры Адыгеи.
Изучение закона об охране памятников истории и культуры Российской Федерации и Адыгеи. Виды памятников: археологические, исторические, документальные (рукописи, архивы, фольклор, музыка, печатные издания), историко-революционные памятники.
Практические занятия.
Выявление памятников истории и культуры, их фотографирование, зарисовка.
                  15 Памятные места, связанные с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, художников Адыгеи.
Памятные места, связанные с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, художников Адыгеи и их значение в изучении культурной сокровищницы народа. Мемориальные музеи, музеи-квартиры. Памятники архитектуры. Изучение и охрана памятников.
Практические занятия
Знакомство с памятными местами, зарисовка и описание этих мест. Выполнение заданий туристско-краеведческого движения «Отечество»- «Исчезнувшие памятники России», «Культурное наследие», «Летопись родного края», «Литературное краеведение».
         16 Работа школьного краеведческого музея.
Изучение «Положения о школьном музее». Федеральный закон (24 апреля 1996 г., принят Госдумой). «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Письмо Минобразования России № 28-51-81/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений». Название и профиль школьного музея. Организация музея. Комплектование фондов школьного музея. Фонды школьного музея. Музейная экспозиция.
Практические занятия
Сбор материалов для музея в туристских походах и путешествиях. Экспозиция музея. Фонды музея.  Правила комплектования и обработки музейных материалов. Работа с экскурсоводами.
         17 Разрядные и нормативные материалы.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися. Нормативы степенных походов. Разрядные требования по туризму.
         18 Топография и ориентирование.
Масштаб карты. Измерение расстояния на туристских и спортивных картах. Условные знаки туристских и спортивных карт.
Практические занятия.
Ориентирование по солнцу и предметам местности, ориентирование по компасу и карте. Способы измерения расстояния на местности.
         19 Подготовка и проведение похода.
Распределение обязанностей в группе (административно-хозяйственных, поисково-краеведческих, временных походных должностей). Личное снаряжение. Ремнабор. Составление меню для двухдневного похода. Рецепты походных блюд. Виды палаток и их установка. Строй, темп в походе. Обязанности направляющего и замыкающего. Движение группы по шоссе, в лесу, горной местности.
Практические занятия.
Виды палаток и их установка. Движение группы по шоссе, в лесу, горной местности. Разведение костра. Виды костров: «колодец», «шалаш» и др. Работа на биваке. Однодневный поход.
         20 Туристские навыки.
Первая помощь при: мозолях, ушибах, пищевых отравлениях, растяжениях, ожогах, солнечном ударе, способы остановки кровотечения. Туристские узлы.
Практические занятия.
Первая помощь пострадавшим. Туристские узлы и их назначение, основные способы страховки и самостраховки.
         21 Двухдневный поход.
Ознакомление с инструкцией по организации и проведению походов. Комплектование группы и распределение обязанностей. Составление схемы маршрута и графика движения. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте. Режим дня. Организация бивака, костра. Гигиена туриста, самоконтроль, первая доврачебная помощь в походе. Сушка одежды и обуви.
Практические занятия
Подготовка к походу. Определение цели похода. Подготовка схемы и сметы похода. Подготовка необходимого снаряжения. Проверка знаний кружковцев и выработка туристских навыков в походе.
Знакомство с историческими объектами. Методы фиксирования исторических событий. Запись воспоминаний. Работа в фондах краеведческого музея, знакомство с краеведческими объектами.
        
Промежуточная аттестация.
 
                                        
                                          Учебно-тематический план
                                           четвертого года обучения
 

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Битва на Курской дуге

10

4

6

2

Защитники Новороссийска – «Малая земля»

10

4

6

3

Героическая оборона Ленинграда («дорога жизни»)

10

4

6

4

Оборона Москвы (Велика Россия, отступать некуда, позади Москва)

10

4

6

5

Борьба жителей Адыгеи против фашизма.

10

4

6

6

Труженики тыла Адыгеи

10

4

6

7

Оккупация Адыгеи фашистами. Подпольное партизанское движение Адыгеи в годы войны

20

6

14

8

Участие учителей Адыгеи в войне

20

6

14

9

Сталинградская битва

10

4

6

10

Окончание Великой Отечественной войны

10

4

6

11

Уроженцы из Адыгеи – участники Великой Отечественной войны – герои СССР

20

6

14

12

Изучение туристско-краеведческого движения «Отечество»

21

5

16

13

Памятники истории и культуры Адыгеи

30

10

20

14

Древняя история Адыгеи. Языческое верование. Христианство.

10

4

6

15

 Культура и быт адыгов.

20

8

12

16

Работа школьного краеведческого музея

30

10

20

17

Археологическое наследие Адыгеи

22

10

12

18

Топография и ориентирование на местности

9

5

4

19

Подготовка и проведение похода

15

7

8

20

Туристские навыки

7

4

3

21

Двухдневный поход

20

 

20

 

Итоговая аттестация

 

 

 

                                                           ИТОГО:

324

113

211

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание программы
четвертого года обучения
 
         1 Курская битва.
Участие земляков в боях на Курской дуге.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках по изучению материала о битве на Курской дуге. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         2 «Малая земля».
Участие земляков в боях за «Малую землю».
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках по изучению материала о битве за «Малую землю». Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         3 Героическая оборона Ленинграда.
Земляки – участники обороны Ленинграда. «Дорога жизни» - дорога по Ладожскому озеру.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках по изучению материала о битве за Ленинград. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         4 Оборона Москвы («Велика Россия, отступать некуда, позади Москва»)
Участники обороны Москвы из Адыгеи.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках по изучению материала о битве за Москву. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         5 Борьба жителей Адыгеи против фашизма.
Формирование в Адыгее добровольческих кавалерийских полков. 4-й гвардейский казачий кавалерийский корпус. Добровольцы кавалерийских полков из Адыгеи
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война». Экскурсия в музей.
         6 Труженики тыла. «Все для фронта, все для победы»
Переход промышленности и сельского хозяйства Адыгеи на военный режим. Подвиги тружеников тыла Адыгеи.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках. Встречи с очевидцами. Экскурсии на предприятия Адыгеи. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         7 Оккупация Адыгеи фашистами. Подпольно-партизанское движение Адыгеи в дни оккупации. Подвиги партизан.
Изучение подпольно-партизанского движения в Адыгее. Майкоп в дни оккупации. Майкопский район – партизанские места.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках, посещение музея. Экскурсии по боевым местам Адыгеи. Встреча с участниками подпольно-партизанского движения в Адыгее. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война».
         8 Участие учителей Адыгеи в войне
Изучение подвигов учителей Адыгеи. Знакомство с программой движения «Поиск» и «Великая Отечественная война».
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках, посещение школьных музей. Выполнение заданий движений «Отечество»
9 Сталинградская битва
Участие земляков в Сталинградской битве.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война», «Поиск». Экскурсия в музей.
         10 Окончание Великой Отечественной войны
Подписание акта о капитуляции Германии. Водружение знамени Победы над Рейхстагом. Уроженцы Адыгеи – участники штурма Берлина.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война», «Поиск». Экскурсия в музей.
         11 Уроженцы из Адыгеи – участники Великой Отечественной войны – герои Советского Союза.
Изучение материалов о подвигах героев Советского Союза из Адыгеи.
Практические занятия.
Работа в архивах и библиотеках. Выполнение заданий движений «Отечество» и «Великая Отечественная война», «Поиск». Экскурсия в музей.
         12 Туристско-краеведческое движение «Отечество».
Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятельности. Концепция движения и содержание тематических программ. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня.
Практические занятия.
Организация походов, путешествий, экскурсий, направленных на реализацию конкретных программ, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях по истории населенных пунктов или отдельных памятников. Подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, Книг памяти. Выявление останков павших воинов и гражданского населения, установление имен погибших. Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставки, праздников, тематических дней и др.
         13 Памятники истории и культуры Адыгеи.
Изучение закона об охране памятников истории и культуры Российской Федерации и Адыгеи. Виды памятников: археологические, исторические, документальные (рукописи, архивы, фольклор, музыка, печатные издания), историко-революционные памятники.
Практические занятия.
Выявление памятников истории и культуры, их фотографирование, зарисовка.
         14 Древняя история Адыгеи. Языческие верования. Христианство, ислам.
Изучение древнего прошлого Адыгеи. Языческие верования. Христианство.
  История возникновения ислама.
Практические занятия.
Экскурсия в музеи, посещение религиозно-культовых сооружений на территории Адыгеи.
         15 Культура и быт адыгов.
Попытки создания письменности у адыгов. Воспитание детей. Аталычество. Жилищное строительство. Золотошвейное искусство. Плетение циновки.
Практические занятия.
Экскурсия в музей. Фотографирование, зарисовка циновок, изделия золотошвейного искусства.
         16 Работа школьного краеведческого музея.
Изучение «Положения о школьном музее». Федеральный закон (24 апреля 1996 г., принят Госдумой). «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Письмо Минобразования России № 28-51-81/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений». Название и профиль школьного музея. Организация музея. Комплектование фондов школьного музея. Фонды школьного музея. Музейная экспозиция.
Практические занятия
Сбор материалов для музея в туристских походах и путешествиях. Экспозиция музея. Фонды музея.  Правила комплектования и обработки музейных материалов. Работа с экскурсоводами.
         17 Изучение археологического наследия Адыгеи.
Поселения и погребения – археологические объекты. Археологические раскопки. Обработка археологических материалов. Правила хранения археологических материалов.
Практические занятия.
Знакомство с археологическими объектами. Участие в раскопках. Обработка археологических материалов.
         18 Топография и ориентирование.
Масштаб карты. Измерение расстояния на туристских и спортивных картах. Условные знаки туристских и спортивных карт.
Практические занятия.
Ориентирование по солнцу и предметам местности, ориентирование по компасу и карте. Способы измерения расстояния на местности.
         19 Подготовка и проведение похода.
Распределение обязанностей в группе (административно-хозяйственных, поисково-краеведческих, временных походных должностей). Личное снаряжение. Ремнабор. Составление меню для двухдневного похода. Рецепты походных блюд. Виды палаток и их установка. Строй, темп в походе. Обязанности направляющего и замыкающего. Движение группы по шоссе, в лесу, горной местности.
Практические занятия.
Виды палаток и их установка. Движение группы по шоссе, в лесу, горной местности. Разведение костра. Виды костров: «колодец», «шалаш» и др. Работа на биваке. Однодневный поход.
         20 Туристские навыки.
Первая помощь при: мозолях, ушибах, пищевых отравлениях, растяжениях, ожогах, солнечном ударе, способы остановки кровотечения. Туристские узлы.
Практические занятия.
Первая помощь пострадавшим. Туристские узлы и их назначение, основные способы страховки и самостраховки.
         21 Двухдневный поход.
Ознакомление с инструкцией по организации и проведению походов. Комплектование группы и распределение обязанностей. Составление схемы маршрута и графика движения. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте. Режим дня. Организация бивака, костра. Гигиена туриста, самоконтроль, первая доврачебная помощь в походе. Сушка одежды и обуви.
Практические занятия
Подготовка к походу. Определение цели похода. Подготовка схемы и сметы похода. Подготовка необходимого снаряжения. Проверка знаний кружковцев и выработка туристских навыков в походе.
 
Итоговая аттестация.
 
 
 
 
 
 
 
В конце каждого года обучения   по программе «Историки-краеведы» в учебном объединении обучающиеся должны владеть знаниями в области краеведения: географии района, исторического прошлого, истории заселения и освоения земель адыгским народом, судьбы жителей района; основными туристскими и краеведческими навыками.
В конце обучения по программе «Историки-краеведы» обучающиеся должны владеть знаниями по краеведению, по географии, истории района, истории района в годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны, периода мирного развития, его социально-экономического положения и развития на современном этапе; навыками исследовательской работы, туристскими навыками, принимать участие в республиканских краеведческих мероприятиях.
 
Методическое обеспечение программы.
Для достижения поставленных в программе целей и задач, реализация программного содержания используется частично-поисковый метод обучения (приемы: изложение различных точек зрения на вопрос, рассмотрение исторических событий с различных позиций, побуждение детей делать сравнение, обобщение, выводы).
 Частично-краеведческий, поисковый, исследовательский метод обучения придаёт взаимодействию педагогов и воспитанников субъект- субъективный характер, который выражается в реализации педагогом демократического стиля, открытости, диалогичности и рефлективности действия.
 Для активного включения ребят в краеведческую, поисковую. Познавательную деятельность, улучшения их позиции в коллективе, создания доверительных отношений, закрепления полученных знаний используется игра (интеллектуальная, историческая, литературная), как метод организации учебно-воспитательного процесса.
Каждое занятие предполагает использование различных способов подачи учебного материала:
Аудиального (рассказ педагога, беседы)
Визуального (показ иллюстраций, работа в музее, в архиве)
Это позволяет учитывать психологические и возрастные особенности воспитанников для более успешного освоения ими программного материала.
 
1.Обеспечение программы методическими видами продукции:
- разработки игр
- бесед, викторин
- конкурс краеведческих исследовательских работ
- конференции: «
  1. Дидактический и лекционный материалы.
- географические карты мира, РФ, РА;
- фотографии: виды старого и современного района, портреты политических деятелей, исследователей, деятелей культуры, науки, искусства, чья жизнь и деятельность были связаны с районам.
  - оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, анкеты, вопросники и т. д.
- личное и групповое снаряжение туриста: палатки, спальники, туристские коврики, рюкзаки и т.д.
- «Портфель» экскурсовода: открытки, буклеты, карты - схемы, путеводители и др.
- технические средства обучения: фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон, диктофон, компьютер и т.д.
 
  Методические рекомендации
 При составлении учебно-тематических планов на основании программы учебного объединения «Историки-краеведы» педагог должен исходить из своей личной педагогической квалификации, опираясь на годовые календарные планы учреждения и распределять учебный материал в удобных вариантах по полугодиям.
 При этом необходимо учитывать факторы: объем учебного материала, последовательное усложнение материала.
 Рекомендуется нагрузка при различных формах проведения занятий:
-теоретические занятия в помещении до 2-х часов.
-практические занятия на местности, экскурсии до 4-х часов.
-тренировки на местности до 6 часов.
-однодневные походы до 8 часов.
 Рекомендуется с первого похода поручать участникам группы готовить небольшие краеведческие сообщения. Руководитель может пополнить и углубить эти сообщения.
 При планировании работы педагогу необходимо использовать все виды межпредметных связей: опорные, сопутствующие, перспективные, а также соотносится со школьными курсами по географии, биологии, литературе и т.д.
 Для определения результативности работы рекомендуем регулярно проводить зачеты по итогам каникул, по итогам полугодия, учебного года, после изучения крупных тем, с целью проверки усвоения теоретического и практического курса программы.
 
Перечень методических материалов:
1.Календарно-тематические планы.
  1. Разработки открытых занятий:
  2. Разработки мероприятий:
Для осуществления и реализации программы школа располагает следующей материальной и научно- методической базой, кадровым обеспечением:
- Учебные классы, школьный музей, комната-музей, спортивный зал.
- Педагог дополнительного образования, классные руководители, учителя истории, географии, физической культуры.
-Шаговая доступность школьного музея, библиотеки, архива
 
                     Список литературы для педагога.
 
  1. . Закон РФ «Об использовании памятников истории и культуры»
  2. Закон РФ «Об охране природы»
  3. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Сборник документов. - М.:1976.
4.Константинов Ю.С. Из истории детско-юношеского туризмав России. 1918-2008.- М.:ФЦДЮТиК, 2008.
  1. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. –М.: ФЦДЮТиК, 2007.
  2. Министерство образования РФ ЦДЮТиК Туристско-краеведческое движение «Отечество» 2003
  3. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. -М.: ФЦДЮТиК, 2006.
8.Персин А.И. Словарь юного краеведа. -М.: ФЦДЮТиК, 2008.
9.Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. -М.: ФЦДЮТиК, 1992-2015гг.
10.Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе организации отдыха детей и молодежи. /Сост. Константинов Ю.С., Усков С.В.-М.: ФЦДЮТиК,2006.
11.Сборник докладов и аннотаций Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». -М.: ЦДЮТур,1995-2009.
  1. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. - М.:1988.
  2. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу –краеведу. -М.: 1994.
  3. Туманов В.Е. Школьный музей-хранитель народной памяти. –М.: ФЦДЮТиК,2006.
  4. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей. / под ред. Константинова Ю.С., Маслова А.Г. – М.: Советский спорт, 2005.
  5. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. - Тверь, 1992.
  6. Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юношеств. 2006-2015гг.. Издатель-ООО «Школьная библиотека».
 
 
                        Список литературы для детей.
 
  1. Жерноклев И.В. Жерноклева В.И. Памятники и памятные места в предгорьях Адыгеи Майкоп 1973
  2. Анфимов И.В. Курганы рассказывают. Краснодар. 1982
  3. Анфимов И.В. Древнее золото Кубани. Краснодар. 1988
  4. Памятные места Кубани. Добрый след на земле. Краснодар. 1983
  5. Безусько Т.С. Слюсарев И.Ф. В устье Хаджоха. Майкоп. 2011.
  6. Джимов Б.М. Коссович П.Ф. Майкоп, Краснодар 1980
  7. Апарин Н.Г., Киселев А.В. Золотые звезды Адыгеи. Майкоп. 1980
7.Помни их имена. Коллектив авторов. Краснодар. 1982
  1. Духу М, А. Они ковали победу. Воспоминания, очерки, статьи. Майкоп. 1985
  2. Информационный сборник Это- моя родина. / Сост. Хатит С.Ш. Майкоп.:2004.
  3. Иминова А.М. В краю гор и легенд. Майкоп, 2001.