Пояснительная записка.

Направленность – спортивно познавательная.

 

Актуальность. Новизна, отличие от других программ.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса туристов-краеведов на различных этапах многолетней подготовки. Новизна программы в ее комплексном характере, соединении спортивного ориентирования, туризма и краеведения.
Практическая значимость.
Построение учебного процесса, основанное на активном занятии обучающихся теоретической и практической деятельностью в области краеведения, участие в конкурсах, соревнованиях, походах.
Вид программы – авторская.
Цель: Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом и краеведением, воспитание любви к Родине.
Задачи. Обучающие:
1.Дать знания по истории, географии, этнографии, литературе своего края. Научить приёмам исследовательской и поисковой работы, выработать навыки практической работы.
  1. Научить основам туристской техники, умению ориентироваться, выживать в условиях походной жизни.
Воспитательные:
1.Помочь подросткам освоить культурные, духовные, трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений.
  1. Воспитывать патриотизм, бережное отношение ж природе, стремление к физическому совершенству.
Развивающие:
  1. Развивать творческую инициативу, самостоятельность, прививать навыки коллективной жизни.
  2. Развивать эстетические потребности и вкусы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от других программ.
Данная программа туристско-краеведческого объединения, учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, содержит вопросы по природе, истории, этнографии, археологии, литературе своего края, потому что свой родной край необходимо изучать комплексно. В программе большая часть уделяется спортивному ориентированию, туристской технике, походам и путешествиям, потому что это основа туристско-краеведческого объединения.
 
Ведущие теоретические идеи.
Одним из направлений работы являет­ся туристско-краеведческая деятельность.  Как и всякий вид спорта, туризм решает следующие задачи: пропаганда здорового образа жизни, содействие правильному физическому развитию, стремление к физическому совершенству, выработка дви­гательных умений и навыков.
Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину и национальность, человек теряет себя, своё лицо.
Этапы реализации.
Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся 6 - 10 классов. Время, отведенное на обучение, в первый и второй и третий годы составляет 324 часа, из расчета 9 часов в неделю на одну группу.
Возраст детей.
Программа первого года обучения рассчитана на учащихся 6 - 8 классов.
Программа второго года обучения рассчитана на учащихся 8 - 9 классов.
Программа третьего года обучения рассчитана на учащихся 9 - 10 классов.
Вид детской группы – профильный.
Особенности набора детей – свободный.
Количество обучающихся по годам – 1 год – 15 – 18 человек; 2 год – 13 – 15 человек; 3 год 10 – 12 человек.
Сроки реализации программы -  Программа рассчитана на 3 года. Время, отведенное на обучение, в первый, второй, третий годы составляет 324 часа, из расчета 9 часов в неделю на одну группу.
Программа первого года обучения рассчитана на учащихся 6 - 8 классов, недельная нагрузка 9 часов (36 часа в неделю, 324 часа в год).
Программа второго года обучения рассчитана на учащихся 8 - 9 классов, недельная нагрузка 9 часов (36 часа в месяц, 324 часа в год).
Третий год обучения рассчитан на учащихся 9 - 10 классов, недельная нагрузка 9 часов (36 часа  в месяц, 324 часа в год).
Формы: Занятия проводятся в форме теоретической, практически-теоретической (смешанной) и соревновательной.
Беседы, работа с картой, дополнительной литературой, игры, экспедиции, походы, участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, туризму, участие в краеведческих конференциях.
Режим занятий. Режим занятий предполагает круглогодичный цикл с чередованием теоретических и практических занятий, экскурсии на местности, однодневные и многодневные походы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа теории и 6 часов практики. Всего в неделю 9 часов, 324 часа за год. Обучение заканчивается многодневным походом.
Методики и технология обучению и воспитанию
Занятия носят преимущественно практический характер. Это экскурсии, наблюдения, составление схем, графиков, диаграмм, измерения высот, скорости течения воды, расхода воды в реке, объёма воды в водоёме, сбор гербария, коллекции горных пород и минералов, работа с компасом и картой, археологические работы, исследование памятников истории и культуры и многое другое. Часть занятий проводится в виде бесед и лекций. На занятиях учащиеся сами выступают с сообщениями по различным вопро­сам, учатся работать с краеведческой литературой, вести записи исследований. Учащиеся активно занимаются природоохранной работой, участвуют в туристских соревнованиях. Одна из основных форм работы " походы с выполнением краевед­ческой работы. Летом проводятся многодневные походы, экспедиции.
Использование новых технологий: проектная работа, использование ИКТ.
Ожидаемые результаты
1 год обучения. По завершении первого года обучения, обучаемые должны знать:
- требования к технике безопасности при проведении тренировок по-спортивному ориентированию и в походе;
- основные формы рельефа;
- охраняемые животные и растения;
  • условные знаки спортивных карт;
  • правила пользования туристским снаряжением;
  • понятия: азимут, компас, карта;
-   тактику движения и выбора пути движения в зависимости от характера местности и вида соревнований;
 - вредное влияние курение и употребление спиртных напитков на здоровье и работоспособности спортсмена.
По завершении первого года обучения, обучаемые должны уметь:
- вести исследовательскую и поисковую работу;
- оформлять результаты исследований;
- работать с картой;
- обращаться с туристским снаряжением;
- планировать маршрут похода;
- иметь туристские навыки;
- вести природоохранную работу.
2 год обучения.
По завершении второго года обучения, обучаемые должны знать:
  • основные причины травматизма при занятиях туризмом и меры их предупреждения;
  • правила обращения с огнем;
  • глазомерную съемку местности;
  • вести метеорологические и фенологические наблюдения;
  • классификацию туризма и ориентирования;
  • способ определение расстояния;
  • движение по азимуту, чтение карты;
  • тактику и технику движения в походе;
  • личное и групповое снаряжение;
  • виды узлов;
  • спуск, подъем и переправа с помощью туристского снаряжения.
- вредные влияния курения и употребление спиртных напитков на здоровье, и работоспособность спортсмена.
По завершении второго года обучения, обучаемые должны уметь:
-   технику и тактику туризма в объеме программы второго года обучения;
- вести исследовательскую, поисковую работу;
- вести природоохранную работу.
3 год обучения.
По завершении третьего года обучения, обучаемые должны знать:
- туристские возможности своего края;
- растительность своего края;
- животные своего края;
- рельеф своего края;
-воды своего края
-организацию и проведение соревнований по туризму и спортивному ориентированию на местности;
-организацию туристского быта;
- вредные влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсмена.
По завершении третьего года обучения, обучаемые должны уметь:
-   технику и тактику туризма, спортивного ориентирования и краеведения в объеме программы третьего года обучения;
-вести поисковую и исследовательскую работу;
- писать исследовательские работы;
- выступать на конференциях с исследовательскими работами.
 
 
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Выставки работ, участие в спортивных соревнованиях, выполнение спортивных разрядов, написание исследовательских работ, выступление на краеведческих конференциях.
 
Подведение итогов:
- участие в промежуточной аттестации после первого и второго года обучения;
- итоговая аттестация после третьего года обучения.
 Учебно-тематический план объединения "Туризм и краеведение"
                                         Первый год обучения

Наименование темы

Часы

Теория

Пр - ка

1.

Введение. Туристские возможности  края.

9

3

6

2.

План местности

27

9

18

3

Метеорологические наблюдения

18

6

12

4

Фенологические наблюдения

27

9

18

5

Растительность своего края

27

9

18

6

Животные своего края

18

6

12

7

Рельеф своего края

27

9

18

8

Горные породы и полезные ископаемые

27

9

18

9

Воды своего края

18

6

12

10

Охрана природы

12

6

6

11

Прошлое своего края

9

3

6

12

Походная практика

51

21

30

13

Туристская техника

45

15

30

14

Подведение итогов. Промежуточная аттестация.

6

3

3

 

 Итого

324

114

210

 
Содержание учебной программы "Туристы - краеведы" первого года обучения
  1. 1. Туристские возможности своего края.
 Знакомство с картой своей республики  Маршруты выходного дня.
  1. План местности.
Компас, устройство компаса. Определение сторон горизонта. Условные знаки топографических карт. Масштаб  План местности. Азимут. Практические занятия. Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Вычерчивание плана местности.  Чтение топографи­ческих карт. Движение по азимуту.  Ориентирование по плану местности.
  1. Метеорологические наблюдения.
Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.  Наблюдения за  погодой.
  1. Фенологические наблюдения.
Времена года, сезонные изменения в природе. Наблюдения за растениями и животными  своей местности. Практические занятия. Организация фенологических наблюдений, ведения дневников  наблюдения за сезонными изменениями  в природе. Экскурсии в природу.
  1. Растительность своей края.
 Растения луга, леса, водоёмов. Значение леса. Редкие и исчезающие растения. Лекарственные  растения. Практические занятия. Экскурсии в природу  Сбор гербария, фотографиро­вание, зарисовки. Работа с микроскопом.
  1. Животные своего края.
Животные луга, леса, водоёмов. Охраняемые живот­ные. Практические занятия. Экскурсии в природу.  Фотографирование, зарисовки, описание.
  1. Рельеф своего края.
Основные формы рельефа, особенности рельефа своей местности: горные хребты, вершины, пещеры, каньоны, речные долины. Практические занятия. Экскурсии в природу. Фотографирование, зарисовки, составление и вычерчивание схем, планов местности, высотных графиков.
  1. 8. Горные породы и полезные ископаемые своего края.
 Осадочные, магматические, метаморфические горные породы, минералы. Полезные ископаемые, их использование и значение для экономики. Почвы, охрана почв. Практические занятия. Определение образцов горных пород и минералов, Экскурсии к геологическим обнажениям, на карьер, сбор коллекции горных пород и минералов своей местности. Изучение и зарисовка почвен­ного разреза.
  1. Воды своего края.
 Главные реки и их притоки, малые реки своего края. Озёра, пруды, водохранилища, подземные воды, их значение. Практические занятия. Изучение и описание малых рек, определение скорости течения реки, расхода воды, наблюдение за годовым режимом реки. Экскурсии в природу.
  1. Охрана природы.
 Правила поведения  в природе. Заповедники, заказники, национальные парки. Охраняемые растения и животные своей местности. Практические  занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора, расчистка родников.
  1. Прошлое своего края.
История своего края от древнейших времён до  наших дней. Моя родословная, история моей семьи, генеалогическое дерево рода. История моей улицы, моего посёлка, города. Практические занятия. Сбор материала по истории семьи, посёлка, вычерчи­вание генеалогических деревьев своего рода, запись воспоминаний участни­ков событий, охрана памятников.
  1. Походная практика.
 Походы выходного дня. Многодневные походы.
  1. Туристская техника.
Техника безопасности  в походе. Медицинская подготовка туриста. Личное и групповое снаряжение, питание в походе. Привалы и биваки. Практические занятия. Однодневные походы,  многодневный поход. Участие в туристских слётах и соревнованиях.
  1. Подведение итогов работы.
Оформление практических работ. Составление фотоальбома. Изготовление наглядных пособий для школьных кабинетов. Изготовление отдельных экспонатов для краеведческого музея. Организация выставок.  
 
Промежуточная аттестация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Учебно-тематический план объединения «Туризм и краеведение».
                                           Второй год обучения
 

П№

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Туристские возможности своего края

4

4

-

2.

Топография

12

8

4

3.

Спортивное ориентирование

28

8

20

4.

Музейное дело

8

2

6

5.

Географическое краеведение

54

24

30

6.

Историческое краеведение

20

4

16

7.

Этнография

14

10

4

8.

Археология

34

14

20

9.

Литературное краеведение

14

10

4

10

Охрана природы

16

4

12

11.

Туристская техника. Туристские соревнования, слёты.

60

12

48

12.

Походы экспедиции. Промежуточная аттестация.

60

12

48

13.

Итого

324

112

212

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание учебной программы "Туризм и краеведение"
2 год обучения.
  1. Туристско-краеведческие возможности своего края.
 Физико-географическая и экономическая характеристика своего края. Маршруты многодневных походов  и походов выходного дня. Экскурсионные объекты. Практические занятия. Работа с картой своей местности. Разработка маршрутов выходного дня. (4 часа)
  1. Топография.
 Компас. Азимут. Условные знаки топографических карт. Масштаб. Чтение карты, определение расстояний и направлений по карте. Маршрутная и полярная съёмки местности. Практические занятия. Маршрутная и полярная съёмки местности. Определе­ние сторон горизонта по компасу, карте, местным признакам. Движение по азимуту. Работа с топографическими картами. (12 часов)
  1. Спортивное ориентирование.
 Условные знаки спортивных карт, масштаб карты, ориентирование карты. Комплексное чтение карты, определение расстояний, точки стояния, выбор пути движения, определение азимута по карте. Правила соревнований, Практические занятия. Игры на местности с элементами техники ориентиро­вания. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. (28 часов)
  1. Музейное дело.
 Методика сбора и фиксации материалов, составление полевой описи. Учёт и хранение фондов. Инвентарная книга. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Практические занятия.  Работа в краеведческом музее. Проведение инвентаризации, описаний, хранение предметов в ходе  экскурсий и походов. Создание школьного краеведческого музея. (8часов)
  1. Географическое краеведение.
Рельеф и геологическое строение своей местности.  Основные формы рельефа. Горные породы и минералы, полезные ископаемые.  Почвы и их виды. Растительный и животный мир. Эндемики, реликты, редкие и исчезающие растения и животное.     Метеорологические  и гидрологические наблюдения. Реки, озёра, пруды, водохранилища, подземные воды своего района. Практические занятия  Работа с картами, справочниками, определителями горных пород и минералов, определителями растений, насекомых, птиц. Определение горных пород и минералов, определение растений, насекомых, птиц. Сбор гербария, коллекции горный пород и минералов. Экскурсии на карьер, к геологическим обнажениям, в лес, поле, водоём. Однодневные походы к наиболее интересным объектам. Работа в краеведческом музее. (8 часов)
  1. Историческое краеведение.
 Памятники истории своего края, их значение. Виды памятников: археологические, исторические, культурные, документаль­ные, историко-революционные, Великой Отечественной войны, трудовой славы, архитектуры, монументы. Практические занятия. Выявление, изучение и охрана памятников истории и культуры. Паспортизация, фотографирование, зарисовка. Выполнение заданий местных организаций по охране памятников истории и культуры своего края. Запись воспоминаний участников событий. (20 часов)
  1. Этнография.
Этнический состав населения своей республики.  Быт, культура, народное творчество, изобразительное искусство, музыка, танцы, обряды, обычаи, традиции народов своей местности. Практические занятия. Разучивание народных игр, танцев, песен. Выступле­ния с концертами. Сбор фольклорного материала. Поселение этнографического музея. (14 часов)
  1. Археология.
 Археологические памятники своего края: пещеры, курганы, могильники, дольмены, менгиры, кромлехи. Методика археологических работ. Практические занятия. Составление археологических планов и чертежей, разрезов культурного слоя, знакомство с системой фиксации археологически находок  Экскурсии к археологическим памятникам, описание, зарисовки. (34 часа)
  1. Литературное краеведение.
 Писатели, поэты своего края, их произведения. Практические занятия. Чтение произведений  поэтов и писателей своего края. Читательские конференции, встречи с авторами литературных произведений. Сочинение рассказов, стихов о своём крае. (14 часов)
  1. Охрана природы.
Памятники природы своего края, особо охраняемые территории - заповедники, заказники, национальные парки. Практические занятия. Участие в работе "голубых патрулей", " зелёных патрулей", очистка леса, посадка зелёных насаждений, охрана родников, колодцев. (16 часов)
  1. Туристская техника.
Техника безопасности в походе. Личное, групповое, специальное туристское снаряжение. Медицинская подготовка. Питание в походе. Привалы и биваки. Тактика и техника движения. Узлы, работа с верёвками. Практические занятия. Узлы. Спортивный спуск, спортивный подъём  с по­мощью специального туристского снаряжения. Переправы по бревну, навесная переправа, движение по кочкам, по жердям. Участие в соревнованиях по туристской технике, в туристских слётах. Участие в однодневных и многодневных походах. (60 часов)
  1. Походы и экспедиции. Летний многодневный поход с выполнением краеведческой работы. (60 часов).
 
Промежуточная аттестация.
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-тематический план объединения «Туризм и краеведение»
Третий год обучение

№№

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

11.

Организация и планирование туристско-краеведческой работы в школе

6

2

4

22.

Спортивное ориентирование

54

10

44

33

Охрана природы

20

6

14

34.

Краеведение

62

32

30

45.

Туризм.

62

22

40

56.

Школа выживания

42

22

20

67.

Туристские походы и экскурсии

62

12

50

8.

Оформление отчётов. Итоговая аттестация.

16

6

10

 

Итого

324

112

212

 
                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Содержание учебной программы "Туризм и краеведение "
                                                3 год обучения.
 
  1. Организация и планирование туристско-краеведческой работы в школе. Цели и задачи туристско-краеведческой работы в школе. Туристский организатор школы и его обязанности. Формы туристско-краеведческой деятельности в школе: походы выходного дня и многодневные путешествия, экскурсии и туристско-краеведческие экспедиции, туристские слёты и соревнования, школьные выставки и музеи, краеведческие конференции и олимпиады, туристские вечера, конкурсы фотографий и песен. Практические занятия  Планирование туристско-краеведческой работы в школе на месяц, четверть, годовой план. Разработка туристских мероприятий. (6 часов)
  2. Спортивное ориентирование.
 Топографическая подготовка. Техническая и тактическая подготовка. Правила соревнований. Организация  и судейство вида "Спортивное ориентирование". Практические занятия. Участие в соревнованиях по спортивному ориентиро­ванию. Участие в судействе школьных соревнований по спортивному ориентированию. (54 часа)
  1. Охрана природы.
Природоохранная работа. (20 часов)
  1. Краеведение.
Исследовательская работа на выбранную тему по природе, истории, этнографии, археологии, литературе, культуре своего края. Работа с краеведческой литературой, полевые исследования, опрос очевидцев, работа в краеведческом музее. Оформление работы. Выступление с докла­дами на краеведческих конференциях, участие в районных и республиканских мероприятиях по краеведению. Практические занятия. Организация и судейство  школьных мероприятий выставок, конкурсов, вечеров, конференций, викторин   на краеведческую тематику. Работа по заданию местных организаций по охране памятников  истории и культуры. (62 часа)
  1. Туризм.
 Туристские соревнования. Виды туристских соревнований и их особенности. Правила соревнований по туристскому многоборью.  Требования к снаря­жению и форме одежды участников. Участники соревнований. Техника безопасности при проведении туристских соревнований. Практические занятия. Обучение преодолению препятствий, включаемых в соревнования по туристской технике. Судейство соревнований по туристской технике. Участие в районных и республиканских соревнованиях по туризму. (62 часа)
  1. Школа выживания.
 Факторы риска и факторы выживания. Как правильно подать сигнал бедствия. Аварийное ориентирование. Аварийно-спасательные наборы. Как в аварийной ситуации обеспечиться продуктами питания. Как защититься от неблагоприятных климатических воздействий. Первая медицинская помощь в аварийных условиях. Способы транспортировки пострадавшего. Практические занятия. Оказание первой медицинской помощи, способы транспортировки пострадавшего. Участие в соревнованиях по Поисково-Спасательным Работам (ПСР). Организация и судейство соревнований вида "ПСР" и "Школа выживания" в школе. (42 часа)
7.Туристские походы и экскурсии.
Разработка маршрута похода, составление схемы, графика движения, подбор группы, распределение обязанностей в группе, снаряжение личное и групповое, питание. Краеведческая работа в походе. Практические занятия. В течение учебного года члены кружка совершают однодневные и многодневные походы в роли младших инструкторов. (62 часа)     
  1. Оформление отчётов о походе.
 Типовая форма и содержание отчёта о походе. Оформление письменных отчётов с подробным описанием похода, оформление фотоальбомов, отчёт о краеведческой работе в походе. (16 часов
 
Итоговая аттестация.
 
Методическое обеспечение программы.
Авторские разработки мероприятий: «Путешествие в домик Лесника», «Поиск Сокровищ», «Робинзонада», «Пешком по свету», «Лесные приключения», «Школьный турслет», «КВН». Методика проведения экскурсий, походов, конкурсов. Авторские фотографии, видеофильмы. 
 
        Список  литературы для педагога
  1. Алёшин В.М., Калиткин Н.М. Соревнования по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
  2. Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. - М.: Профиздат, 1973.
  3. Верба И.А., Галкин Я.В. и др. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М.: Просвещение,1988.
  4. Герасимов В.П., Огризко З. А. Краеведческий музей и школа. - Методическое пособие. М., 1965.
  5. Игнатьев В.Н. Музееведение. Советские музеи. Учебное пособие. - М., 1968.
  6. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2001.
  7. Музофаров В.Г. Определитель минералов и горных пород. – М.: Учпедгиз., 1960.
  8. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов. - М., 1987.
  9. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1988 - 2000гг. - М.,1998
  10. Сафиулин А. 3. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1974.
  11. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодёжи. - М., 1999.
  12. Сергеев И. С. Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. - М.: Просвещение, 1974.
  13. Строев К.Ф. Краеведение. - М., 1977.
  14. Турист. - М.: Физкультура и спорт, 1974.