Министерство образования и науки Республики Адыгея
               Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
                                             образования детей Республики Адыгея
                     «Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»
 
 
                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:
                                                                                                         Директор РЦДОД
 
                                                                                                   _____________  А.И. Кленов
                                                                                                   «____» __________ 2016 г.
 
                                                                                                      Принята на заседании
                                                                                                     Педагогического совета
                                                                                                            Протокол № ______
                                                                                                       от «____» сентября 2016 г.
 
 
 
         ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
                           Учебного объединения (кружка) учащихся
 
 
                                             АРХЕОЛОГИЯ
 
 
 
 
        Направленность                                                        туристско-краеведческая
        Срок реализации Программы                                 2 года
        Вид Программы                                                        модифицированная
        Возраст обучающихся                                              12-16 лет
 
 
 
 
 
 
 
                                                  Педагог дополнительного образования: Сапожников
                                                                                                                                         Юрий
                                                                                                                                  Александрович
 
 
 
 
 
 
 
                                                            с. Красногвардейское
                                                                           2016
 
                        Программа учебного объединения «Археология»           
                                              Пояснительная записка
 
 Школьные музеи, как важнейшую составную часть регионального компонента учебного плана общеобразовательной школы, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественного образования и культуры. Участвуя в деятельности школьных музеев, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования методов обучения и воспитания, вносят свой вклад в дело собирания и сохранения объектов культурно-исторического наследия родного края.
 
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Актуальность программы – приобщение и знакомство с основами археологии, изучение непосредственных остатков человеческой деятельности в древности дает возможность реконструировать не только их экономическую историю и духовную культуру, но и в целом процесс исторического развития.
Новизна программы заключается в выявлении и собирании источников об археологических памятниках природы, истории и культуры своего района и региона проживания.
Практическая значимость программы состоит в привитии и усвоении учащимися навыков поисково-исследовательской работы:
Педагогическая целесообразность – в углублении и расширении знаний на основе углубленного изучения истории родного края, его археологического прошлого.
Связь программы с уже существующими – дополнительная образовательная программа составлена с учетом материала других программ краеведческой направленности.
 
Вид программы – модифицированный.
 
Цель программы:
      - знакомство школьников с древнейшими периодами нашей истории, с процессом
         возникновения жизни на Земле, становления человечества,
- формирование у них материалистического мировоззрения,
- приобретение навыков практической научно-исследовательской работы, 
      - воспитание патриотизма, гражданственности и социальной ответственности, любви
    к своей Отчизне и уважительного отношения к другим народам;
 
Задачи программы:
  Обучающие
- на основе имеющихся базовых знаний по истории, научить применять их для решения      познавательных и практических задач;
- научить навыкам практической научно-исследовательской работы;
  Развивающие
- развить интерес детей к предмету;
- приобщить их к углубленному изучению исторического прошлого родного края по вещественным источникам;
- развивать умения получать, сопоставлять и анализировать необходимую информацию из  разнообразных источников;
  Воспитывающие
- воспитать у них материалистическое мировоззрение;
- воспитать чувства патриотизма, гражданственности и социальной ответственности, любви к своей Отчизне и уважительного отношения к другим народам.
 
Приобщение детей к работе способствует развитию историзма их мышления, знакомству с основами   археологии,  полевой работой археологов, топографии и туризма.
 
 
 
Отличительной особенностью данной программы, является организация занятий археологией, что вырабатывает у детей трудолюбие, приучает к усидчивости и дисциплинированности при работе с музейными экспонатами, способствует развитию их аналитического мышления, дает дополнительные знания по истории и культуре народов нашей Родины.
 
Этапы реализации программы – программа рассчитана на постоянное усложнение материала, усвоение его в период перехода от одного уровня к другому, в их преемственности и взаимосвязи.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-17 лет.
Состав группы – постоянный в течение учебного года. (или переменный во время каникул).
 
Особенности набора детей – набор в группу свободный.
Количество обучающихся – по годам обучения –
1-й год обучения- 15 человек.
2-й год обучения – 10-12 человек.
 
Срок реализации дополнительной образовательной программы:
 - продолжительность образовательной деятельности 2 года.
 
Формы и режим занятия:
Основные формы организации образовательного процесса по программе:
- индивидуальные и групповые занятия;
- практические и теоретические;
- учебно-исследовательские
- практические - реставрационные
Выбор формы занятий зависит от темы, сложности, а так же от особенности контингента обучающихся.
Режим занятий:
Количество часов - 324 час.
Количество занятий в неделю - 9 час( по 3 часа-раза в неделю)
 
Обучающиеся должны знать:
- как получать и синтезировать знания по истории родного края
- историческое и биологическое прошлое «малой родины»
- археологическое прошлое страны
 
Обучающиеся должны уметь:
-  получать, сопоставлять и анализировать необходимую информацию из разнообразных
   источников.
- применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
- применять полученные навыки и умения в практической жизни
 
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе:
Способы учёта знаний, умений:
- практикумы;
- зачёты;
- участие в краеведческих чтениях, районных и республиканских,   краеведческих, исследователь-
  ских конкурсах, олимпиадах, научно- практических конференциях.
 
Формы работы: теоретическая (лекции, теоретические занятия, исследования).
                               практическая (формирование музейных коллекций, реставрация
                              реконструкция и восстановление экспонатов).
                              Проектная (изучение методической литературы, сборников из
                              опыта работы, подготовка карт, терминологических словарей,
                              конференции и экскурсии).
                              научно-исследовательская (поиск, исследование и изучение
                              археологических находок, их классификация и систематизация)  
                              туристическая (организация походов и научно-поисковых
                              экспедиций)   
 
При работе по данному плану детьми приобретаются следующие умения и навыки:
  • поисковая творческая работа;
  • структурирование, анализ и синтез информации;
  • интеграция информации из разных отраслей знания;
  • умение исследовать имеющуюся информацию и творчески ее применить;
  • умение самостоятельно работать и организовывать себя;
  • умение работать в группе;
  • умение выступать перед аудиторией в качестве лектора или экскурсовода.
 
Критерии отслеживания образовательного уровня обучающихся.
Система оценки результатов уровневая: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
                          
 
  Критерии оценки:
Высокий уровень
- воспитанник  хорошо знает теоретические основы по соответствующей теме и самостоятельно реализует полученные знания в практической деятельности.
Средний уровень
- воспитанник знает теоретические основы по соответствующей теме, но нуждается в помощи при реализации полученных знаний в практической деятельности.
Низкий уровень
- воспитанник недостаточно усвоил теоретические основы по соответствующей теме, практическую деятельность может осуществлять только под чьим-либо руководством.
 
Механизм отслеживания образовательного уровня:
- тесты, творческие задания, оформленные стенды или экспозиции.
                      ( после каждого раздела программы.)
- анкетирование, наблюдение
                      ( в течение года.)
- анализ, творческие выставки, экспозиции, летописи, воспоминаний.
                    (  1-е и 2-е полугодие).
Результатом выполнении дополнительной программы для обучающихся является создание музея о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках. Процессом поиска и радостью находок  воспитанник может делиться на краеведческих конференциях обучающихся республики. Педагог получит возможность отслеживать туристские и краеведческие достижения своих воспитанников.
 
Подведение итогов :
-участие в промежуточной аттестации  после первого года обучения;
-итоговая аттестация после второго года обучения.
 
                                                             
                      
 
 
 
 
 
 
 
    Учебно – тематический план объединения «Археология»
                                                     ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
                                                           

 

п/п

                                   тема

Общее кол-во часов

 

 

теория

практика

 

1.

Краеведение. Понятие об археологии. Археология как наука.

9

9

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Место археологии среди исторических наук.

 

 

       9

9

 

 

3.

Методика археологических работ.

 

      14

9

5

 

 

4.

Древний каменный век(палеолит)

 

       3

3

_

 

5.

Неолитические поселения и могильники Кавказа.

 

      18 

15

3

 

6.

Энеолит

 

       3

3

_

 

7.

Бронзовый век на территории Кавказа

 

       3

3

_

 

8.

Первые древние государства на Кавказе

 

       18

18

 

 

 

 

9.

Железный век на Северо-Западном Кавказе

 

       12

12

_

 

 

10.

Причерноморье в античное время

 

       18

18

 

 

 

11.

Племена Северо-Западного Кавказа в раннем железном веке

       12

12

 

 

 

 

 

 

12.

Народы Кавказа в эпоху переселения народов

       18

18

 

 

 

13.

Происхождение славян

 

       18

18

 

 

 

14.

Материальная культура восточных славян

 

       18

18

 

 

15.

Археологические памятники  Древней Руси

 

       24

24

 

 

 

16.

Археологические культуры и местные археологические памятники

 

       27

18

9

 

17.

Моделирование и макетирование, археологический рисунок

 

       24

9

15

 

18.

Туризм. Топография ориентирование.

 

       18

15

3

 

19.

Туристические навыки

 

       27

18

9

 

20.

Походы и экспедиции. Подготовка и проведение похода.

 

       31

21

10

 

 

Промежуточная аттестация.

 

 

 

 

 

                                        Итого:

      324

270

54

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
                                                    
 
                                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
                                                       ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
 
    Краеведение. Понятие об археологии. Археология как наука.
Краеведение, ее место в исторической науке. Понятие археологии как отрасли исторической науки. Связь археологии и краеведения. Изменение характера археологии за последние десятилетия.
    Место археологии среди исторических наук.
Археология как основа исторических представлений и знаний о древнейшем прошлом человечества. Археология и этногенез. Археологические находки и их
значение для установления областей обитания племен и племенных союзов.
   Методика археологических работ.
Полевая работа, особенности работы на размывах. Способы датировки археологических находок. Относительная и абсолютная хронология. Совершенствование хронологических исследований. Категория археологических памятников. Понятие об археологической культуре. Методика раскопок отдельных археологических памятников.
    Древний каменный век (палеолит)
Периодизация палеолита. Флора и фауна палеолита. Палеолитические стоянки и человек палеолита. Орудия труда эпохи палеолита, техника их изготовления.
Палеолитические памятники Северо-Западного Кавказа.
    Неолитические поселения и могильники.
Люди неолита, виды их хозяйственной деятельности. Неолитические племена
Средней Азии м Кавказа. Стоянки неолита. Неолитическая материальная культура. Родовой строй. Способы датировки в неолите.  
    Эненолит.
Культуры первых земледельцев Северо-Западного Кавказа. Трипольская культура. Типы поселений. Керамическое производство. Орудия труда, украшения. Погребения трипольской культуры.
  Бронзовый век на территории Кавказа.
Древнейшие очаги металлургии бронзы, способы ее обработки. Бронзовый век Кавказа и Закавказья. Типы могильников, остатки поселений эпохи бронзы.
Керамика эпохи бронзы. Виды хозяйственной деятельности эпохи бронзы.
  Первые древние государства на территории Кавказа.
Города – крепости. Техника каменного строительства. Ирригационные сооружения. Орудия труда. Вооружение, украшения, письменность. Виды хозяйственной деятельности. Религиозные представления.
  Железный век на Северо-Западном Кавказе.
Техника и организация железоделательного производства. Первые железные орудия труда и вооружение. Значение железа для человека. Качественный переворот хозяйственно-экономической деятельности. Кочевое скотоводство. Скифо-сарматский период. Курганные захоронения (царские курганы).
  Причерноморье в античное время.
История раскопок античных городов. Ольвия, Хесонес, Пантикапей, Фанагория.  Каменное строительство. Катакомбная культура. Орудия труда, предметы вооружения. Виды хозяйственной деятельности. Местные племена и их роль в  культуре причерноморских городов.
   Племена Северо-Западного Кавказа в раннем железном веке.
Виды хозяйственной деятельности. Орудия труда и вооружение. Виды поселений.
Могильники. Предки народов, живущих ныне на Северо-Западном Кавказе, в раннем железном веке. Понятие об этногенезе. Топонимика. Особенности материальной культуры племен железного века Закавказья.
   Народы Кавказа в эпоху переселения народов.
Гунны, болгарские племена, аланский племенной союз. Типы поселений. Материальная культура. Бескурганные могильники и курганные погребения.
Пути продвижения отдельных племен и народов. Хазария.
 
Происхождение славян.
Индоевропейские группы народов. Анты и склавины. Ранние славяне в Западной
Европе. Расселение славянских племен. Западные восточные и южные славяне.
Образ жизни и занятия восточных славян. Земледельческая культура восточных
Славян. Восточные славяне и их соседи.
  Материальная культура восточных славян.
Орудия пашенного земледелия. Предметы вооружения, быта, ремесленное производство. Типы поселений. Выделение ремесел, появление племенных городов. Религия восточных славян. Язычество.
  Археологические памятники Древней Руси.
Могильники Сунгиря и Владимира. Проторусы. Русы-бореалы. Русь Киевская.
Раскопки в Киеве. Дружинные могильники. Городища. Предметы материальной культуры восточных славян. Монументальные археологические памятники.
   Археологические культуры и местные археологические памятники.
Понятие археологической культуры. Хронологические рамки археологических
культур. Относительная хронология. Археологические памятники Закавказья и
Причерноморья. Могильники и курганы. Памятники материальной культуры. Местные археологические памятники.
  Моделирование и макетирование, археологический рисунок. (по данному разделу предусмотрены практические и лабораторные работы с материалом музея)
Понятия моделирования и макетирования. Реконструкция.
Туризм. Топография и ориентирование.
Туристско-бытовые навыки. Основы безопасности. Снаряжение туриста. Организация походов и экспедиций. Понятие топографии. Топографическая карта. Узловые топографические знаки. Туристское и экспедиционное ориентирование. Азимут, компас, карта.
  Туристические навыки.
Основы медицинской помощи. Оказание первой помощи. Снаряжение. Туристические узлы и их назначение, основные способы страховки и самостраховки.
   Походы и экспедиции. Подготовка и проведение похода.
Формирование группы. Физическая подготовка туриста. Туристическая группа,
распределение обязанностей в группе. Строй, темп в группе. Основы безопасности в походе. Дисциплина.
     
Ожидаемые результаты 1-го года обучения:
-включение детей в учебно-познавательный процесс;
-сформированность у них поисковых и исследовательских навыков;
-усиление интересов обучающихся истории родного края.
 
 
Промежуточная аттестация.
 
 
 
 
 
 
 
                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              
 
 
   УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ «АРХЕОЛОГИЯ»
                                                                 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
 

№ п/п

                       

             Тема

Количество часов

     в том числе

 ТЕОРИЯ

ПРАК-ТИКА

1.

Археология, ее связь с другими науками

 

9

9

_

2.

История археологической науки в России

 

9

9

 

3.

Специализация археологии по времени, территории и методам работы

 

15

15

 

4.

Геологическое прошлое Земли

 

18

18

 

5.

Палеоантропология и археология

 

18

18

_

6.

Мезолит Кавказа

 

18

18

 

7.

Археологические культуры древности

 

9

9

 

8.

Археология Греции и Египта

 

9

9

 

9.

Основы нумизматики

 

9

9

 

10.

Архитектурные монументальные памятники

 

18

18

 

11.

Древнерусская монументальная архитектура

 

18

18

_

12.

Археологическая разведка

 

18

12

6

 

13.

Археологические раскопки на территории Адыгеи

 

27

9

18

14.

Методика археологических раскопок

 

27

9

18

15.

Подготовка к весенне-летней археологической экспедиции

 

18

9

 

9

 

16.

Туристический минимум

14

9

 

5

17.

Подготовка к проведению похода

 

18

3

15

18.

Туристский поход

 

22

_

22

19.

Археологическая экспедиция

 

24

_

24

20.

Разряды и нормативы. 

 

6

6

6

 

Итоговая аттестация.

 

 

 

 

                                        ИТОГО:

324

216

108

                                                  
 
 
                                             
 
 
 
                                                    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
                                                         ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
   Археология, ее связь  с другими науками.
Археология и этнография. Археология и открытие новых письменных источников. Археология и антропология. Связь археологии с геологией и палеонтологией. Археология и история архитектуры. Археология и история техники. Археология и вспомогательные исторические дисциплины.
    История археологической науки в России.
Археология и музейное дело в России. Археологические учреждения в России.
Краеведческие и археологические музеи в России. Охрана архитектурных памятников.
    Специализация археологии по времени, территориям и методам работы.
Археология каменного века, античная археология, скифо-сарматская археология,
средневековая археология, славянская археология. Археология Северо-Западного Кавказа.
    Геологическое прошлое Земли.
Понятие о геологических эрах и периодах. Способы датировки геологических периодов. Палеонтология. Основные виды горных и осадочных пород. Окаменелости, их происхождение и виды. Ледниковый период. Разломы земной коры.
    Палеоантропология и археология.
Ископаемые предки человека, австралопитек, питекантроп, неандерталец, гейдельбергский человек. Гоминиды. Характеристика отдельных видов ископаемых гоминид. Явления атавизма. Реконструкция лица человека. Определение возраста человека. Труд и становление человека.
Мезолит Кавказа.
Стоянки и поселения в период мезолита. Мезолит Кавказа. Мезолитические погребения. Наскальные рисунки. Микролиты и вкладышевая техника. Первые изделия из глины.
   Археологические культуры древности.
Местные археологические памятники. Выходы на местные археологические памятники. Глазомерная съемка местных археологических памятников.
     Археология Греции и Египта.
Памятники архаического периода. Крито-микенская культура. Грческая торговля и колонизация. Греческая скульптура и терракота. Поселения времени неолита и
бронзы в долине Нила. Египетская письменность. Погребальные обряды. Храмы и пирамиды. Технические изобретения египтян. Египетская хронология.
    Основы нумизматики.
Понятие нумизматики. Нумизматика как отрасль исторической науки. Нумизматические археологические находки. История монетного дела. Монетное дело Востока. Деньги как исторический источник.
   Архитектурные монументальные памятники.
Дольмены, менгиры, кромлехи. Архитектурные стили, приемы строительства.
Памятники архитектуры Греции, Вавилона, Римской империи, Руси. Романский
стиль, готика.
Древнерусская монументальная архитектура.
Принципы и техника древнерусского деревянного зодчества. Техника каменного строительства Древней Руси. Стили древнерусской архитектуры домонгольского периода. Архитектурный декор. Архитектурная терминология.
   Археологическая разведка.
Геология и археология. Расположение однородных археологических памятников
в сходных геологических условиях. Археологические памятники и речные размывы. Археологическая разведка и археологические карты. Сведения об археологических памятниках, опрос населения. Маршрутное обследование для выявления археологических памятников.
 Археологические раскопки на территории Адыгеи.
Уляпские погребальные курганы. Местные курганные захоронения. Археологические находки на размывах Тщикского водохранилища. Палеонтологические находки Юрского периода. Дольменная культура.
 
;
 
Методика археологических раскопок.
Раскопка древних поселений. Шурф, раскоп, стратиграфия. Перекопы, культурный слой. Могильный комплекс, особенности его раскопа. Коллективные погребения. Методика раскопа монументальных памятников. Техника обмеров.
Составление археологических планов и чертежей, разрезов культурного слоя.
Система фиксации археологических находок. Охрана памятников истории.
   Подготовка к весеннее-летней археологической экспедиции.
Топография. Составление карты маршрута. Туристское ориентирование. Навыки
Ориентирование по солнцу и предметам местности. Ориентирование по компасу и карте.
   Туристический минимум.
Инструкция по организации и проведению туристических походов. Нормативы походов. Медицинские требования к участникам похода. Первая медицинская помощь в условиях похода. Правила безопасности.
   Подготовка к проведению похода.
Формирование группы. Распределение обязанностей в группе. Личное и групповое снаряжение. Страховка и самостраховка.
   Туристический поход.
Строй и темп в походе. Особенности движения группы по шоссе, в лесу, горной местности. Бивак, работа на биваке.
   Археологическая экспедиция.
   Итоговое занятие. Разряды и нормативы.
Разрядные требования по туризму.
Ожидаемые результаты 2- года обучения:
- знание форм и методов научно-поисковой работы
- научно-исследовательская работа в области археологии;
- владение методами и способами реставрационных и практических работ
Итоговая аттестация.
 
 
Методическое обеспечение программы.
  - методические разработки занятий:
- поурочные разработки
- учебно-методическая литература
 
Дидактический и лекционный материалы:
-  Основы Археологии, Лопатин В.А.: лекции
-  Вестник Археологии:  Майкоп, 1975-1985 г.г.
- Туманов В.Е.,  Школьный музей. ЦДЮТиК, 2003.
  - Экспозиции школьного музея
- Учебные презентации по Археологии
 
Перечень методических материалов:
- Чеучев Н.Ш.  Организация историко-краеведческой работы школы. Майкоп,1987.
- Краеведение:  пособие для учителя/под ред.А.В.Даринского-М;1977
- Журнал регистрации музейных экспонатов.
- Журнал учета музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
 
                    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
                                       ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
  1. Наличие специальной и научно-методической литературы (библиотечка)
  2. Наличие помещения для проведения занятий с кружковцами.
3.Помещение и оборудование для экспонирования и хранения экспонатов.
4.Музейный актив из числа обучающихся и педагогов.                           
5.Музейная экспозиция.
6.Журналы регистрации музейных экспонатов.
7.Журналы учета музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
8.Устав музея, свидетельство о регистрации.
9.Технические средства обучения (видеопроектор, фильмоскоп и т.п.)
10.Интернет (желательно)
 
                                             КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
                                                ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА
Авдусин Д.А.  Археология СССР.  М; Высшая школа, 1967.
Авдусин Д.А.  Археологические разведки и раскопки.  Изд-во МГУ, 1979.
Арциховский А.В. Основы археологии.  М; Госполитиздат,1954.
Вестник археологии.  Майкоп;  1972-1985 г.г.
Археологические открытия.  1975-1979 г.г. М; Наука.
Матюшин Г.А.  Археология в школе. М; Просвещение, 1964.
Блаватский В.Д.  Античная археология Сев. Причерноморья. М; Наука.1961.
Крупнов Е.И.  Древняя история Северного Кавказа. М; Изд-во АН СССР,1954.
Триста веков искусства. Сборник научных очерков. Изд-во Искусство,1976.
Греков Б.Д.  Киевская Русь. Учпедгиз, 1949.
Асов А.И.  Славянские руны и «Боянов гимн». М; «Вече», 2002.
Сокровище российских древностей. Описание Архангельского Московского
Собора. Репринтное издание. 18 в.
Историки античности в двух томах. Изд-во Правда, 1989.
Туманов В.Е.  Школьный музей. ЦДЮТиК, 2003.
Чеучев Н.Ш.   Организация историко-краеведческой работы школы. Майкоп,1987.
Краеведение:  пособие для учителя/под ред.А.В.Даринского-М;1977.
                                                
                                           КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
                                                     ДЛЯ КРУЖКОВЦЕВ
Алексеев В.П.  История первобытного общества. М; Наука, 1968.
Амальрик А.С.  В поисках исчезнувших цивилизаций. М; Наука, 1966.
Верестов В.  Меч в золотых ножнах. М; Детгиз, 1964.
Блаватский В.Д.  Открытие затонувшего мира. М; Наука, 1963.
Гуревич А.Я.  Походы викингов. М; Наука, 1966.
Гумилев Л.Н.  Открытие Хазарии, М; Наука, 1966.
Кацва Л.А., Юрганов А.Л.   История России 8-15 в.в. Учебник для 7 кл. М; 1996.
Горянов С.Г., Егоров А.А.  История России 9-18 в.в. Учебник для 8 кл. М; 1996.
История культуры Др.Руси/под ред. Б.А. Рыбакова. М; АН СССР, 1949.
Кузнецов В. А.  Аланские племена Северного Кавказа.– МИА 1962. № 106.
Ляпушкин И. И.  Памятники салтово‑маяцкой культуры в бассейне р. Дона. – МИА, 1958, № 62.
Магомедов М. Г.  Хазарские поселения в Дагестане. – СА, 1975, № 2.
Магомедов М. Г.  Древние центры Хазарии. – СА, 1975, № 3.
 
                                                    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ;