ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы организация туристско-экологической и краеведческой деятельности под руководством педагогов, изучение экологии родного края и усвоение учебного материала на основе краеведческого минимума и туристского путешествия.
Актуальность программы определяется необходимостью изучения начального (базового) уровня туристско-экологической деятельности для освоения туристского, экологического и краеведческого минимума и приобретения прочных навыков безопасного участия в туристских путешествиях. Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебного процесса юных туристов-экологов на различных этапах многолетней подготовки.
Новизна программы заключается в её комплексном характере, соединении туризма, экологии и краеведения.
Практическая значимость программы определяется особым построением учебного процесса, основанное на активном занятии обучающихся теоретической и практической деятельностью в области туризма, экологии и краеведения, участие в конкурсах, соревнованиях, походах.
Педагогическая целесообразность. Необходимость разработки данной программы обусловлена недостатком методических разработок и недостаточной проработкой последовательности изучаемого материала в типовых программах. Развития у обучающихся интереса и потребности к изучению родной природы, повышению туристской квалификации.
Вид программы – модифицированная.
Цели программы:
- создание оптимальных условий для развития и самореализации детей,
- формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальной, эмоционально-чувственной, творческой, духовной, эстетической, экологической культуры.
Основные задачи программы:
Обучающие:
  • обучение основам техники пешеходного туризма, приемам техники
    безопасности, организации быта в походах, экспедициях;
  • расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных
    в средней школе;
  • обучение приемам мониторинга окружающей среды.
    Развивающие:
  • интеллектуальное и духовно-нравственное развитие детей;
  • развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве
    с интеллектуальным и духовным развитием;
  • развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией, органи­зовывать и проводить занятия с младшими школьниками.
Воспитательные:
  • воспитание патриотизма посредством занятий краеведением;
  • воспитание экологической культуры, чувства ответственности за
    состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности
    по ее изучению, охране, воспроизведению;
  • воспитание коллективизма, освоение стандартов культуры труда и
    общения;
  • воспитание самообладания и силы воли;
 - формирование умения видеть красоту окружающего мира;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • коррекция отклоняющегося поведения.
Отличительные особенности программы. Данная программа носит образовательно-развивающий характер, предусматривает раскрытие индивидуальных психологических особенностей детей, овладение туристскими, экологическими и краеведческими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, участвовать в походах и путешествиях. Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в содержание программы включены вопросы по природе, истории, краеведению и туризму, потому что свой родной край необходимо изучать комплексно.
 В программе большая часть уделяется туристской подготовке, технике, походам, путешествиям, а также предусматривает усилие экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, природных комплексах с точки зрения биогеоценологии.
 Основной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической туристско-экологической деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности.
 Экология изучает не только взаимоотношения растений, животных и окружающей среды, но и человека, своей жизнедеятельностью воздействующего на природу.
 Экология по праву считают научной основой охраны и рационального использования природы. Именно поэтому программа формирует у детей понятия о целостности природных комплексов, путях их рационального использования и охраны, воспитания бережного отношения к природе.
Следующая особенность этой программы в том, что в ней предусматривается активное участие детей в общественно полезной деятельности, овладение навыками туризма, ориентирования, фенологических и краеведческих наблюдений.
Принцип построения программы состоит в том, что в основе всех направлений туристско-экологической деятельности- от туризма и до экологии, лежит туристское путешествие -от простой прогулки до многодневной экспедиции. Поэтому, для успешного решения поставленных задач, необходимо заложить прочную и разнообразную основу в подготовке юных туристов-экологов, позволяющую им свободно ориентироваться во всех аспектах как туризма, так и краеведческой, экологической деятельности.
Этапы реализации программы.
Программа предъявляет единые требования к уровню туристской и экологической подготовки, воспитанникам на каждом этапе обучения.
Первый этап – 1-й год обучения. Начальная туристская подготовка и участие в простейших экологических исследованиях.
Второй этап – 2-й год обучения. Совершенствование теоретических и практических знаний и навыков по туризму и экологической деятельности. Подготовка и проведение степенных походов и оформление материала о проведенных экологических исследованиях.
Третий этап – 3- и 4-годы обучения. Дальнейшее совершенствование навыков подготовки и проведение похода первой категорий сложности и  овладение приемами организационной работы в различных направлениях деятельности – туристской, краеведческой и экологической.
Этапы обучения различаются стоящими перед ними задачами, объемом получаемой информации и требованиями к качеству её усвоения.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения детей, в возрасте 11-16 лет, но в случае необходимости может быть реализована в течение более длительного срока. После прохождения четырехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.
Контингент учебного объединения.
Комплектовать состав учебного объединения из детей:
- первый год обучения – 15 человек;
- второй год обучения – 10-12 человек;
-третий год обучения – 8- 10 человек;
- четвертый год обучения – 8 человек.
В составе учебного объединения должно быть не менее 15 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и походных мероприятиях
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по ме­ре роста опыта и знаний детей следует делать больший упор на группо­вые (2-3) человека и индивидуальные занятия. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
 
Заниматься в учебном объединении могут мальчики и девочки, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям туризма. Поэтому, ведя запись желающих заниматься туризмом и экологией, необходимо проконсультироваться с врачом, а в иных случаях и с родителями по вопросу допуска детей к походам, соревнованиям и получить на каждого ребёнка медицинскую справку-разрешение заниматься туризмом. Нужно также получить письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий учебного объединения и его участие в походах, соревнованиях.
.
Сроки реализации программы – 4 года, но в случае необходимости может использоваться в течение большего срока, причем работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Формы и режим занятий.
Основные формы организации образовательного процесса по программе:
- индивидуальные и групповые занятия;
- теоретические и практические;
- организация экскурсий, походов, эколого-краеведческих экспедиций;
- изучение и описание природных объектов родного края с целью их
рационального использования и сохранения;
- выявление случаев негативного воздействия человека на окружающую среду, участие в их ликвидации;
- изучение и описание природных объектов с целью создания эколо­гических троп;
- изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории республики;
- участие в различных научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д.);
- оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям (ООПТ);
- тренировки и практические занятие на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;
- соревнования, полевые лагеря и лагерные сборы;
- игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;
- творческие мастерские;
- пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой
информации.
На первом году обучения основное внимание уделяется техническим приемам и бытовым навыкам пешеходного туризма, а также обеспече­нию безопасности, без которых нельзя организовать поход, исследовательскую экспедицию, провести занятие, тренировки.
При изучении тем, связанных с краеведением и экологией окажет большую пользу посещение краеведческого, художественного и других музеев.
Теоретические занятия необходимо сопровождать иллюстративным и пояснительным материалом, использовать игровую методику, приглашать на занятие известных и опытных путешественников, специалистов.
Все занятия следует строить так, чтобы дети проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки технической подготовки, походного быта, краеведческой работы. Большое значение имеют занятия, связанные с подготовкой снаряжения, его ремонтом и хранением, работы на биваке, выполнение краеведческих заданий.
Занятие по топографии лучше всего проводить в занимательной, игровой форме (описание маршрута, топографический диктант, соревнование на скорость определения топографических знаков и т.д.). Особое место занимает обучение навыкам быстрого чтения карты. Можно использовать моделирование из песка или пластилина рельефа, изображенного на карте.
Занятие по ориентированию необходимо проводить на местности, используя контрольные пункты (КП), изготовленные сначала при непосредственном участии руководителя, затем самостоятельно.
Для овладения техникой пешеходного туризма желательно участие в различных соревнованиях и тренировках на зимних и летних сборах.
На втором году обучения программа предусматривает углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследовательской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях, отработку навыков пешеходного туризма, ориентирования. Большое место также отводится обеспечению безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций.
Успех прохождения программы зависит от уровня и количества занятий на местности и проведения походов и экспедиций. Рекомендуются доступные для детей самостоятельные исследования в природе при участии руководителя объединения и различных специалистов. Большое внимание уделяется проведению наблюдений, ведению записей, участию в конкретных природоохранных мероприятиях.
На третьем году обучения программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также природных комплексов с точки зрения биоценологии, рассматриваются взаимоотношения организмов в биоценозе. Здесь обобщается ранее изученный материал, формируется понятие о природе как о целостной динамичной системе, которое является опорным для формирования понятия об охране природы. На краеведческом материале дети знакомятся с примерами рационального использования природы, ее ресурсов и природных комплексов.
Воспитанники учебного объединения приобретают начальное экологическое образование, навыки организации внеклассной туристско-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы. Одновременно они продолжают формирование собственных туристско-краеведческих и экологических знаний, умений, навыков.
Четвертый год обучения включает разнообразную организационную работу детей в различных направлениях деятельности - туристской, краеведческой, экологической.
 
Особое внимание необходимо уделять при изучении каждой темы годового цикла вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма, проведении каждого занятия, тренировки, соревнований. Воспитанники, прошедшие четырехгодичное обучение, могут участвовать в походах, в городских и республиканских слётах туристов-краеведов, туристов-экологов, быть помощником руководителя похода I категории сложности, организатором мероприятий внеклассной туристско-краеведческой и экологической работы, проводить исследование в природе и участвовать в научно-практических конференциях различного ранга.
Успешное освоение материала программы зависит во многом от продуманного построения учебного процесса.
 Теоретические занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа в течение всего года. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года и погодных условий.
Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участие в соревнованиях, научно-практических конференциях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Уже с первого года обучения обучающиеся принимают участие в полевых лагерях, а со второго года - в исследовательских экспедициях
Режим занятий. Программа каждого года занятий учебного объединения рассчитана на 216 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности, а также проведение учебно-тренировочных походов, экологических экспедиции, участие в туристских соревнованиях. Периодичность занятий. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год, причем практические занятие составляют большую часть программы.
- количество занятий в неделю – 6 часов по 3 часа- 2 раза в неделю.
 В связи со спецификой работы туристских объединений, время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсий в своем населенном пункте устанавливается в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, соревнований, загородной экскурсии, полевого лагеря, экспедиции - 8 часов. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия и времени года. При составлении учебного календарного плана следует предусматривать на отдельных занятиях чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Разделы тематического плана необязательно изучать в той строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, на вторую половину каждого занятия следует планировать практическую работу самих обучающихся.
 
Ожидаемые результаты:
  • приобретение детьми знаний о природе, истории и культуре республики;
  • овладение навыками изучение и описание природных объектов, и  разработка предложений по их рациональному использованию и охране;
  • использование эколого-краеведческого материала в образовательном процессе;
  • создание экологических троп;
  • -участие в работе школьного эколого-краеведческого музея;
  • пропаганда эколого-краеведческих знаний;
  • позитивное общение с окружающими;
  • овладение техникой и тактикой туризма;
  • - приобретение навыков ориентирования на местности;
  • - оказания первой доврачебной помощи;
  • рост мастерства ребёнка от элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта до выполнения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию.
Программа предъявляет единые требования к уровню туристско-экологической подготовленности детей на каждом этапе обучения.
     К концу первого года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основные термины применяемые в туризме и экологии;
- основы начальной туристской подготовки и экологического образования;
- элементы начальной топографической подготовки;
- правила поведения в туристском походе;
- классификацию экстремальных условий природной среды;
- легенды природных памятников родного края, населенного пункта;
- иметь представление о правилах и приемах выживания в природной среде;
- начальные сведения о возможных травмах и заболеваниях в походе.
Обучающие должны уметь:
- подготовить и провести степенной поход на значок «Юный турист России»;
- применять на практике полученные знания по организации туристского быта;
- находить и показывать условные знаки карты на местности;
- грамотно упаковать рюкзак и подобрать себе оптимальную одежду для участия в походе;
- разработать простейший маршрут для экологических исследований растительного и животного мира, следов их жизнедеятельности родного края, населенного пункта.
К концу второго года обучения.
Обучающие  должны знать:
- основные правила поведения человека в природной среде;
- примеры рационального и нерационального природопользования;
-основные принципы организации фенологических и краеведческих наблюдений ;
- правила проведения соревнований по туризму;
- состав походной аптечки;
- основные продукты питания, нормы расхода в походе.
 Обучающиеся должны уметь:
- подготовить и провести степенной поход на значок «Турист России»;
-участвовать в соревнованиях по туризму;
- ориентироваться по карте с помощью компаса;
- оказать первую доврачебную  помощь;
- оформить отчет о фенологических и краеведческих наблюдениях в виде доклада на школьной конференции или оформленного материала для стенда.
К концу третьего года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- о природе как о целостной динамичной системе;
- об экологическом подходе в изучения растительного и животного мира родного края;
- расширить знания по географии, биологии, экологии, полученных в средней школе;
- тактику и технику преодоления дистанций по туризму;
- способы ориентирования без компаса;
- способы приготовления пищи в условиях природной среды;
- состав и требования к упаковке походной аптечке для похода 1-категории сложности.
Обучающиеся должны уметь:
- подготовить и провести поход 1-категории сложности;
-повысить спортивную квалификацию;
-владеть основными приема ми ориентирования на местности;
-подготовить помощников руководителя для эколого-краеведческой работы в школе;
- сформировать лекторскую группу для пропаганды природоохранной деятельности.
          К концу четвертого года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- расширить знания о природе, истории, культуре родного края;
-изучить и описать природные объекты с целью создания экологических троп
- литературные источники, материалы краеведческого музея, архивные документы по истории родного края;
- тактику и технику туризма для выполнения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию.
- нормативные документы по туризму;
- нормативные документы по МКК;
-методику полевых исследований, наблюдений, ведению записей.
Обучающиеся должны уметь:
 - подготовить младших инструкторов-организаторов эколого-краеведческой и туристской работы;
- спланировать маршрут экологических троп;
-пропагандировать природоохранную деятельность и эколого-краеведческие знания через СМИ;
-участвовать в работе школьного эколого-краеведческого музея и в различных научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, слетах и семинарах).
 
Способы определения результативности программы.
 
 Подведение итогов реализации программы проводится ежегодно. Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правилами организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ», Письмом Министерства образования РФ №15-Т от 30.08.96.
Способы определения результативности:
- индивидуальные отчеты;
-анкетирование членов объединения;
-участие в туристских соревнованиях и слетах (туристско-краеведческих, юных экологов), научно-практических конференциях, олимпиадах, викторинах, конкурсах.
-проведение степенных и категорийных походов.
 
По итогам года учебное объединение должно познакомить учащихся школы со своей работой в фотоматериалах, стенной печати или на школьной конференции. Экологические исследовательские работы детей выдвигаются на различные конкурсы и конференции. Эколого-краеведческие материалы должны быть оформлены в виде выставки, докладов, рефератов и использованы в образовательном процессе школы.
  Подведение итогов:
- участие в промежуточной аттестации после каждого года обучения;
-итоговая аттестация после четвертого года обучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                   
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ
                                     «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»
1-й год обучения
 

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Основы туристской подготовки

42

11

31

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма.

2

1

1

1.2

Туристское снаряжение.

6

3

3

1.3

Организация туристского быта.  Привалы и ночлеги.

6

4

2

1.4

Питание в походе.

3

1

2

1.5

Подготовка и организация похода. Поход 1 дн.

10

1

9

1.6

Физическая подготовка. Поход 2 дн.

15

1

14

2.

 Краеведение

40

9

31

2.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы Адыгеи.

9

3

6

2.2

История и культура республики.

20

3

17

2.3

Туристские возможности Адыгеи.

11

2

9

3

Топография и ориентирование

20

6

14

3.1

 Топографическая и спортивная карты.

8

2

6

3.2

Ориентирование

12

2

10

4

Обеспечение безопасности в походе

14

7

7

4.1

Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций.

4

3

1

4.2

Правила санитарии и гигиены.

4

2

2

4.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

6

2

4

5

Организация экологической работы. Наблюдение за природой.

100

16

84

5.1

Наша планета-Земля.

7

1

6

5.2

Понятие о биосфере.

4

1

3

5.3

Понятие о почве.

9

3

6

5.4

Луг и пастбище.

19

3

16

5.5

Лес.

12

3

9

5.6

Водные биогеоценозы.

10

1

9

5.7

Наблюдения в природе.

18

1

17

5.8

Туризм и охрана природы.

18

2

16

5.9

Основы исследовательской работы.

3

1

2

 

Промежуточная аттестация.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого за период обучения

216

49

167

 
                Содержание программы учебного объединения
                    «Юные туристы-экологи»
 
                                      1 год обучения
  1. Основы туристской подготовки
1.1.         Туристские путешествия, история развития туризма -
Теоретические занятия -
Туризм - средство познания своего края, физического и духовного раз­вития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения тру­довых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России.
Краеведение, туристско-краеведческое движение «Отечество», основ­ные его направления.
Практические занятия
Анкетирование членов кружка. Психологические игры на тему «Да­вай познакомимся».
  • Туристское снаряжение -
Теоретические занятия -
Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Сна­ряжение для зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назна­
чение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы.
Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, полов­
ник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Ремонт­
ный набор, аптечка.                     \
Практические занятия -
Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт.
1.3.     Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Теоретические занятия
Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и
бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака).
Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусор­ной ямы), заготовка дров.
Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение пала­ток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в па­латке.
Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры.
Типы костров. Правила разведения костра.
Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хране­ния и переноски колюще-режущих предметов.
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт)
Организация ночлегов в помещении.
Игры в пути и на привале. Туристская песня.
Нормы поведения туристов в населенных пунктах.
Практические занятия
Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригод­ного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра).
Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инстру­ментом.
Игры в пути и на привале.
Разучивание и исполнение туристских песен.
            1.4 Питание в походе
Теоретические занятия
 
Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации пи­тания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горя­чих блюд.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов для 1-2 дневного похода.
Закупка, фасовка и упаковка продуктов.    Приготовление пищи на костре.
1.5. Подготовка и организация путешествия
Теоретические занятия
Права и обязанности участников похода.
Подбор группы. Должности в группе постоянные и временные. Рас­пределение обязанностей в группе.
Определение цели и района похода. Подбор литературы и картогра­фического материала. Составление плана подготовки похода.
Разработка маршрута, составление плана-графика движения.
Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник.
Отчетная документация. Требования к отчету. Систематика и оформ­ление собранного материала. Написание отчета.
Практические занятия -
Работа с краеведческой литературой. Подготовка и чтение докладов по географии, истории и культуре района путешествия при подготовке к походу.
Работа с собранным материалом, его определение, систематика, оформление. Подготовка и чтение докладов по итогам похода.
1.6. Физическая подготовка туриста
Теоретические занятия
Краткие сведения о строении, функциях организма и влиянии физи­ческих упражнений на организм. Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-волевая подготовка. Закаливание. Ут­ренняя зарядка.
Практические занятия
Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале, лыжная подготовка. Обучение плаванию.
  1. 2. Краеведение
  • Географическое положение, природные условия и ресурсы республики Адыгея
Теоретические занятия
 
Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, расти­тельный и животный мир Республики Адыгея.
Практические занятия -
«Путешествия» по карте. Посещение музеев. Подготовка мини-док­ладов о природе родного края.
  • История и культура Республики Адыгея -
Теоретические занятия -
Сведения о прошлом своего населенного пункта. Памятники истории и культуры.
Практические занятия - 20 часов
Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов.
Творческие мастерские. Подготовка мини-докладов по истории, культуре родной Адыгеи.
  • Туристские возможности Адыгеи
Теоретические занятия
Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи края. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Практические занятия
Экскурсии по республике, в Национальный музей.
 
  1. Топография и ориентирование
    • Топографическая и спортивная карты
Теоретические занятия
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация карты. Условные знаки топографических карт.
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической кар­ты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрогра­фия, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные пред­меты. Изображение рельефа на топографической и спортивной картах.
Практические занятия
Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности. «Путешествие» по карте.
Упражнения на запоминание условных знаков.
  • Ориентирование
Теоретические занятия
Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движе­ния по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежу­точные ориентиры.
Приближенное определение сторон горизонта по особенностям мест­ных предметов. Действия при потере ориентировки.
Практические занятия -
Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
  1. Обеспечение безопасности в походе
  • Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций
Теоретические занятия
Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры без­опасности при проведении занятий в помещении и на улице.
Правила поведения при движении группы (пешком и на транспорте).
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Ор­ганизация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.
Использование простейших узлов и техника их вязания.
Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотно­шения с местным населением.
Правила поведения в условиях полевого лагеря. Правила купания.
Практические занятия
Обучение технике вязания узлов. Отработка техники преодоления ес­тественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпен­штока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.
  • Правила санитарии и гигиены
Теоретические занятия
Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умы­вание, купание, закаливание в походе. Защита окружающей среды от за­грязнения (умывание, мытье посуды, утилизация бытовых отходов).
Дикорастущие лекарственные растения, правила их сбора и примене­ние. Ядовитые растения и грибы.
Практические занятия
Сбор лекарственных растений, сушка и хранение, применение.
Изучение ядовитых растений и грибов по картинкам и нахождение их в природе.
  • Основные приемы оказания первой доврачебной помощи -
Теоретические занятия
Медицинская аптечка. Ее комплектование, хранение, транспорти­ровка. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная ап­течка туриста.
Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожо­гах, укусах насекомых и пресмыкающихся.
Правила переноски пострадавшего.
Практические занятия
Комплектование медицинской аптечки.
Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему: опреде­ление травмы, практическое оказание помощи. Переноска пострадавшего.
  1. Основы экологии. Организация экологической работы
  • Наша планета Земля
Теоретические занятия
Наше место во Вселенной. Развитие понятий о Солнечной системе: Птолемей (геоцентрическая система мира), Дж. Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей (гелиоцентрическая система мира). Теория Канта Лапласа, О.Ю.Шмидта.
Строение Солнечной системы. Происхождение нашей планеты и воз­никновение жизни. Эволюция. Геохронология. Земля как единое целое.
Практические занятия 
Наблюдения за звездным небом.
Экологические игры.
Творческая мастерская «Мой адрес во Вселенной».
Экскурсия в планетарий.
  • Понятие о биосфере
Теоретические занятия
Понятие о биосфере. Биосфера - «живая» оболочка Земли. Границы биосферы.
Практические занятия - Экологические игры.
5.3  Понятие о почве
Теоретические занятия
Зачем изучают почву. Состав и структура почвы. Почва – среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы. Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Древние методы обработки почв. Почему истощается почва? Туристская тропа – причина водной эрозии почв. Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений, севооборот, правильная вспашка, полив и орошение, роль полезащитных полос.
Практические занятия
Изучение почвенного среза. Измерение высоты снежного покрова в различных местах (склонах, полях, городе, лесу). Правила хождения в природном окружении(склон)
Экскурсии в различные природные комплексы (по выбору) и по изу­чению различных форм рельефа.
5.4. Луг и пастбище
Теоретические занятия
Разнообразие и экологпические особенности растений и животных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища. Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка. Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия. Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве.
Практические занятия
Фенологическое наблюдение. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызывающие. Притивоэрозионные мероприятия. Экскурсия на луг, пастбище.
5.5. Лес
Теоретические занятия
Лес – природное единство. Рекреационные зоны. Значение леса в природе и жизни человека. Норм и правила поведения в лесу. Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов республики Адыгея, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству  лесов в крае.
Практические занятия
Экскурсия в лес. Зарисовка и фотографирование деревьев, кустарников, цветов. Изучение животного мира лесов. Сбор гербария Выявление и учет количества вредителей леса. «Биологическая тропа» в лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности. Строение растений(поперечное и продольное строение ствола дерева).
5.6. Водные биогеоценозы
Теоретические занятия
Аквариум – модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взимосвязи между ними. Цепи питания. Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды – мир микроскопических организмов. Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы. Меры по охране водоемов, малых рек.
Практические занятия
Экскурсии по рекам республики Адыгея. Изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности  их к жизни в воде. Определение степени загрязненности  воды. Наблюдение за жизнью обитателей  аквариума. Рассмотрение капли дождя и воды из лужи под микроскопом.
5.7Наблюдения в природе
Теоретические занятия
Значение наблюдательности и умения вести наблюдения.
Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказание погоды по растениям и поведению животных. Гидрологические наблюдения (определение скорости течения реки, ее ширины и глубины). Гербаризация растений.
Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото- и кино­съемка. Сбор природного материала и его оформление.
Краеведческие наблюдения. Встречи, беседы с местным населением.
Практические занятия
Наблюдения за признаками изменения погоды в природе.
Определение скорости течения реки, ее ширины и глубины.
Сбор, засушивание растений и оформление гербария.
Сбор коллекции насекомых и правила ее оформления.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии с целью развития наблюдательности на маршруте, по эко­логической тропе.
5.8. Туризм и охрана природы
Теоретические занятия
Закон об охране природы. Участие туристов в охране и преобразова­нии природы. Виды природоохранной деятельности школьников.
Практические занятия
Участие в экологических акциях («Уберем мусор», «Чистый род­ник», «Чистый двор» и т.д.).
Изготовление и развешивание кормушек, искусственных гнездовий для птиц.
5.9.Основы исследовательской работы.
Теоретические занятия
Понятие об исследовательской работе. Тема исследования. План ис­следовательской работы. Работа со справочной литературой (справочни­ками, словарями, определителями). Методы сбора материала. Правила оформления исследовательской работы.
Практические занятия
Выбор темы исследования, составление плана исследовательской рабо­ты, подбор литературы, правила оформления исследовательской работы.
Исследовательская деятельность в природе.
 
Промежуточная аттестация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»
2-й год обучения

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Подведение итогов летнего полевого сезона

3

1

2

2.

Основы туристской подготовки.

67

16

51

2.1

История развития туризма.

3

3

 

2.2

Туристское снаряжение.

3

1

2

2.3

Туристский быт.

3

1

2

2.4

Питание в походе.

6

3

3

2.5

Туристская группа.

3

2

1

2.6

Подготовка и проведение туристского путешествия.

17

3

14

2.7

Физическая подготовка.

9

 

9

2.8

Туристские слеты и соревнования.

23

3

20

3

Топография и ориентирование

14

5

9

3.1

Топографическая и спортивная карты. Измерение расстояний.

3

2

1

3.2

Спортивное ориентирование.

11

3

8

4

Обеспечение безопасности

20

4

16

4.1

Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций.

3

 

3

4.2

Правила санитарии и гигиены.

3

2

1

4.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

14

2

12

5

Краеведение

43

9

34

5.1

Краеведческие объекты Республики Адыгея.

17

 

17

5.2

Рельеф и полезные ископаемые республики.

3

1

2

5.3

Климат.

3

1

2

5.4

Гидрография.

8

4

4

5.5

Растительный мир Адыгеи.

8

4

4

5.6

Животный мир Северо-Западного Кавказа.

4

2

2

6

Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдение за природой.

69

27

42

6.1

 Охрана окружающей среды. Природоохранная деятельность.

6

3

3

6.2

Биологические системы. Уровни организации.

9

6

3

6.3

Среда и её факторы.

9

3

6

6.4

Фенологические наблюдения.

6

3

3

6.5

Почвы республики. Охрана почв.

12

3

9

6.6

В мире цветковых растений.

6

3

3

6.7

Природный комплекс и его компоненты.

12

3

9

6.8

Исследовательская деятельность.

9

3

6

 

Промежуточная аттестация.

 

 

 

Итого за период обучения

216

62

154

                                Содержание программы учебного объединения
                                                    «Юные туристы-экологи»
                                                2-й год обучения
  1. Подведение итогов летнего полевого сезона
Теоретические занятия
Обработка собранного материала. Оформление гербария, составление коллекций. Отчет о проделанной работе.
Практические занятия
Работа с гербарием. Оформление коллекций, газеты, стендов. Школь­ная научно-практическая конференция.
  1. Основы туристской подготовки
2.1.         История развития туризма. Туристские путешествия
Теоретические занятия
Роль туристских походов, путешествий и экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма и углублении знаний, по­лученных в школе, приобретении трудовых навыков и воспитании само­стоятельности, чувства коллективизма.
История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи. Книги о путешествиях и их авторы: Обручев, Арсеньев, Федосеев и др.
Туристские традиции своего коллектива.
Знакомство с туристами-земляками.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипед­ный, спелеотуризм.
Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный.
Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориен­тированию, туристскому многоборью.
2.2.         Туристское снаряжение
Теоретические занятия
Личное и групповое снаряжение, основные требования к нему: лег­кость, прочность, безопасность эксплуатации, удобство использования, гигиеничность, эстетичность. Правила упаковки снаряжения в рюкзаке и размещения в палатке. Обувь и уход за ней. Сушка обуви и одежды в походе.
Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток.
Кухонное оборудование для летних и зимних походов. Хранение и пе­реноска режуще-колющих инструментов.
Оборудование для исследовательской работы.
Практические занятия
Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона года и ус­ловий похода. Подготовка специального снаряжения и оборудования для исследовательских работ.
2.3.         Туристский быт
Теоретические занятия
Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов:
  • жизнеобеспечение (наличие воды и дров);
  • безопасность (удаленность от населенных пунктов, отсутствие су­хих и гнилых деревьев, расположение на высоких берегах рек);
  • комфортность (освещенность, продуваемость, эстетичность поляны).
    Типы костров и их назначение. Костровое оборудование.
    Практические занятия
Работа группы на привале. Разведение костра при неблагоприятных условиях (сырая погода, сильный ветер, туман). Заготовка растопки.
2.4.         Питание в походе
Теоретические занятия
Особенности питания в многодневном походе. Режим питания. Нор­мы дневного рациона. Способы уменьшения веса продуктов (использова­ние сублимированных продуктов, возможности заброски и пополнения продуктов на маршруте).
Использование дикорастущих растения, ягод, грибов.
Практические занятия 
Составление меню по норме закладки продуктов и списку продуктов.
Фасовка и упаковка продуктов.
Приготовление пищи на костре.
Приготовление блюд из дикорастущих растений, ягод, грибов.
2.5.         Туристская группа
Теоретические занятия
Обязанности членов туристской группы.
Практические занятия
Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, про­ведения и подведения итогов похода.
2.6.         Подготовка и проведение туристского путешествия
Теоретические занятия
Формирование туристской группы. Распределение обязанностей в
группе. Походная документация.
Подведение итогов похода, путешествия. Разбор действий группы. Требования к отчету. Обработка собранных материалов.
Практические занятия
Комплектование личного и группового снаряжения. Составление плана подготовки похода. Составление сметы расходов.
Самостоятельная работа по развертыванию лагеря. Установка пала­ток. Заготовка дров. Устройство костра.
Подготовка отчета о походе. Оформление газеты.
Работа с собранным материалом.
Сушка и ремонт походного снаряжения и инвентаря.
2.7.         Физическая подготовка
Подвижные игры на воздухе и в спортивном зале. Поход.
2.8.         Туристские слеты и соревнования
Теоретические занятия
Правила организации и проведения туристских соревнований учащих­ся Российской Федерации. Задачи туристских слетов и соревнований. Классификация соревнований. Спортивная и конкурсная программа.
Права и обязанности участников, представителей, тренеров. Положе­ние и условия проведения соревнований. Порядок проведения, подведе­ние итогов и награждение победителей.
Охрана природы
Соревнования по спортивному ориентированию. Виды соревнований по спортивному ориентированию (по выбору, в заданном направлении). Подведение итогов соревнований.
Соревнования по туристскому многоборью. Личное и командное сна­ряжение участников. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников.
Туристский слет. Положение и условия проведения слета. Виды со­ревнований в программе слета. Конкурсная программа.
Практические занятия
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, турист­скому многоборью, в туристском слете.
 
  1. Топография и ориентирование
 3.1. Топографическая и спортивная карты. Измерение расстояний
Теоретические занятия
Топографическая и спортивная карты. Их отличия. Условные знаки топографической и спортивной карты. Изображение рельефа на топогра­фической и спортивной карте. Влияние рельефа на выбор пути движения.
Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки. Глазо­мерный способ определения расстояний. Необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение расстояния шагами. Определение пройденного расстояния по времени движения.
Способы определения расстояния до недоступного предмета, опреде­ления высоты предмета.
Практические занятия
Упражнения на запоминание условных знаков.
Измерение расстояний на карте с помощью линейки, курвиметра, нитки.
Измерение длины шага, перевод числа шагов в метры.
Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага. Определение высоты предмета.
  •  Спортивное ориентирование
Теоретические занятия
Ориентирование при помощи компаса и карты. Снятие азимута с кар­ты. Определение азимута на предмет. Движение по азимуту. Приемы об­хода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.
Соревнования по спортивному ориентированию. Правила соревнований.
Практические занятия
Движение по азимуту по пересеченной местности.
Упражнения в различных видах спортивного ориентирования.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
 
  1. Обеспечение безопасности
  • Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций
Теоретические занятия
Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов и занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.
Правила дорожного движения для пешеходов. Порядок движения группы в населенном пункте, вдоль дорог, при пересечении дорог.
Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Использование специального снаряжения: страховочная сис­тема, веревки, карабины и т.д. Узлы в туризме, их применение.
Практические занятия
Преодоление препятствий (бревно, параллельные перила, склон) с применением страховочных систем.
Освоение техники вязания узлов.
  • Правила санитарии и гигиены
Теоретические занятия -
Личная гигиена туриста. Одежда и обувь для тренировок, походов и экспедиций. Средства личной гигиены на тренировках, в походах, экс­педициях. Практические занятия
Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
  • Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Теоретические занятия
Походная аптечка. Показания к применению лекарственных препа­ратов. Хранение, транспортировка и пополнение походной аптечки. Ле­карственные растения, возможности их использования в походных усло­виях.
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.
Практические занятия
Комплектование походной аптечки.
Изучение лекарственных растений по гербариям и справочникам.
Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, перело­мах, утоплении, ожогах. Применение повязок.
Обучение приемам транспортировки пострадавшего.
Экскурсия в природу для сбора и изучения лекарственных растений.
 
  1. Краеведение
  • Краеведческие объекты республики Адыгея
Практические занятия
Экскурсионные объекты на территории Адыгеи: исторические, архитек­турные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объ­екты. История и культура республики. Экскурсионная работа. Требования к организации экскурсии. Работа экскурсовода.
 «Путешествие» по карте.
Составление паспорта на краеведческий объект.
Походы и экскурсии к наиболее интересным экскурсионным объек­там родного края.
Разработка и организация экскурсии в районе школы.
  • Рельеф и полезные ископаемые Республики Адыгея
Теоретические занятия
Геологическое строение и полезные ископаемые республики. Главные черты
рельефареспублики, его влияние на формирование микроклимата, гидро­графии края, растительного и животного мира. Формирование совре­менного рельефа.
Наиболее типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве.
Рациональное природопользование. Понятие об исчерпаемых и неис­черпаемых ресурсах.
Практические занятия
Определение горных пород и минералов.
  • Климат республики Адыгея
Теоретические занятия 
Атмосфера. Проблемы охраны атмосферы.
Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на распространение растений и животных, хозяйственную деятельность че­ловека. Характеристика климата края. Фенологические наблюдения. Знакомство с картой погоды. Учет характера господствующих ветров и других климатических факторов при размещении промышленных пред­приятий.
Практические занятия-
Организация фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
5.4   Гидрография 
Понятие о гидросфере планеты. Вода - основа жизни. Вода как полез­ное ископаемое. Масштабы потребления воды на планете, в стране, в республике.
Общая характеристика гидрографии республики. Реки, озера, болота, родники и их особенности.
Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов.
Биоиндикационные способы определения чистоты воды в водоеме.
Практические занятия
Определение чистоты воды по макрозообентосу (животным дна водоема).
Анализ проб воды из различных водоемов на содержание солей хими­ческими методами. Использование простейших приборов.
  • Растительный мир республики Адыгея
Теоретические занятия
'Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Зна­чение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» рас­тений. Лекарственные растения края и их использование.
Практические занятия
Определение растений луга, леса, поля, водоема, болота.
Гербаризация сорных растений.
Составление картотеки охраняемых растений.
Подготовка и проведение бесед учащихся о редких и исчезающих рас­тениях родного края.
Экскурсии по изучению растений луга, леса, водоема.
  • Животный мир республики Адыгея
Теоретические занятия
Обзор животного мира края. Редкие и исчезающие животные республики. «Красная книга» животных.
Практические занятия
Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности.
Подготовка и проведение беседы учащихся об охраняемых животных родного края.
Экскурсии в краеведческий музей, в природу.
  1. Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе
  • Охрана окружающей среды Природоохранная деятельность
Теоретические занятия
Охрана природы в России. Основные документы по охране природы. Закон об охране природы. Задачи особо охраняемых природных террито­рий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, нацио­нальных парков. Понятие об антропогенных факторах среды. Рацио­нальное природопользование. Регуляция численности промысловых животных и ценных растений.
Рекреация. Научная организация рекреационных территорий. Ту­ризм и охрана природы.
Практические занятия
Участие в благоустройстве сквера, парка, лесных территорий, мест и зон отдыха.
Сбор семян ценных пород деревьев и кустарников.
Заготовка кормов для зверей и птиц.
Экскурсия в рекреационную зону.
  • Биологические системы
Теоретические занятия
Уровни организации живого. Уровни организации биосистем: организменный, популяционно-видовой, биоцеонотический, биосферный.
Практические занятия
Основные свойства биосистем: организменного – обмен веществ, энергии и информации, рост, развитие, выживание, динамическое равновесие, ограниченное сроками жизни; популяционно-видового – устойчивое воспроизводство особей, динамичное равновесие численности, способность к эволюции; биоценотического – трансформация вещества и энергии в пищевых цепях, динамическое равновесие за счет изменения видового разнообразия и численности популяций, развитие во времени; биосферного – круговорот веществ и энергии между живым и косным веществом динамическое равновесие, саморегуляция процессов в биосфере.
  • Среда и ее факторы
Теоретические занятия
Основные задачи экологии. Понятие о среде. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Характеристика основных биосистем: организм, популяция, биоценоз, биосферы.
Практические занятия
Изучение приспособлений к абиотическим факторам у различных организмов, видов, сообществ. Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Влияние туризма. Экскурсия в краеведческий музей.
  • Фенологические наблюдения
Теоретические занятия
I Использование фонологических наблюдений при изучении родного края и в народном хозяйстве. Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Организация наблюдений и изучение сезонных явлений природы.
Практические занятия
Ведение дневника наблюдений. Составление календаря погоды.
Экскурсия «Осень в природе»
  • Почвы республики Адыгея. Охрана почв
Теоретические занятия
Понятие о почвах. Состав и строение почв. Свойства почв. Условия формирования. Понятие о почвенной карте. Способы обработки почв. Охрана почв от эрозии и загрязнения.
Практические занятия
Изучение почвенного среза. Очистка и укрепление оврагов.
  • Почвы республики. Охрана почв.
Теоретические занятия
Понятие о почвах. Состав и строение почв. Свойства почв. Условия формирования почв. Развитие почвенного покрова местности. Понятие о почвенной карте. Охрана почв от эрозии и загрязнения.
Практические занятия
Изучение почвенного разреза в разных местах республики. Оценка почв по полевым данным. Взятие почвенных проб. Участие в работе по борьбе с оврагами, создании лесополос.
6.7.    В мире цветковых растений
Теоретические занятия
Разнообразие цветковых растений республики. Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие – плодово-ягодные, медоносные, лекарственные и др.; культурные – хлебные, кормовые, плодово-ягодные, декоративные и т.д. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. «Красная книга».
Практические занятия
Определение видового состава цветковых растений республики по гербарию и в природе с помощью определителя. Составление гербария.
  • Природный комплекс и его компоненты
Теоретические занятия
Зональные и азональные природные комплексы Адыгеи. Факторы, влияющие на их формирование. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе. Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа - общество - человек». Общая характеристика при­родных комплексов родного края.
Практические занятия
Экскурсии в лес, на луг, на водоем по изучению природного комплекса.
  • Исследовательская работа
Теоретические занятия
Использование специального оборудования и приборов при проведе­нии исследовательской работы. Работа со специалистами. Специальная литература. Архивные документы.
Определители растений, насекомых. Правила сбора и засушивания растений.
Практические занятия
Работа с ботаническими папками, прессом. Использование определи­телей при определении растений, насекомых. Подготовка и проведение эспедиции.
 
Промежуточная аттестация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»
3-й год обучения
 

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Подведение итогов летнего полевого сезона

6

3

3

2.

 Туристская подготовка

63

21

42

2.1

Личное и групповое снаряжение.

12

3

9

2.2

Туристский быт. Привалы и ночлеги.

12

6

6

2.3

Питание в туристском походе.

6

3

3

2.4

Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе.

12

9

3

2.5

Организация и проведение туристского похода, путешествия.

12

 

12

2.6

 Подведение итогов похода, путешествия.

6

 

6

2.7

Физическая подготовка.

3

 

3

3

Топография и ориентирование

18

6

12

3.1

Топографическая и спортивные карты.

6

3

3

3.2

Спортивное ориентирование.

12

3

9

4

Обеспечение безопасности

48

15

33

4.1

Психологические факторы, влияющие на безопасность группы в походе.

12

6

6

4.2

Безопасность в походе и экспедиций при проведении исследовательских работ.

12

9

3

4.3

 Безопасность при проведении естественных препятствий.

12

 

12

4.4

Первая доврачебная помощь.

9

 

9

4.5

Транспортировка пострадавшего.

3

 

3

5

Краеведение

18

9

9

5.1

Общегеографическая характеристика Республики Адыгея.

9

6

3

5.2

Туристские возможности Республики Адыгея.

9

3

6

6

Основы экологии. Организация экологической работы.

63

33

30

6.1

Природа-целостная , динамическая система.

12

6

6

6.2

Составление экологической тропы.

12

6

6

6.3

Среда и её факторы.

12

6

6

6.4

Лес, как пример растительного сообщества.

12

6

6

6.5

Природоохранная деятельность.

9

6

3

6.6

Подготовка лекторской группы.

6

3

3

 

Промежуточная аттестация.

 

 

 

Итого за период обучения

216

87

129

 
                          Содержание программы учебного объединения
                               «Юные туристы-экологи»
                                      3-й год обучения
  1. Подведение итогов летнего полевого сезона
Обработка собранного материала. Отчет о проделанной работе. Школьная научно-практическая конференция.
Практические занятия
Оформление гербария, составление коллекций. Оформление коллек­ций, стендов, газеты.
Участие в школьной научно-практической конференции.
 
  1. Туристская подготовка
2.1.         Личное и групповое снаряжение
Практические занятия
Изготовление тентов для палаток и кухни. Изготовление летних и зимних бахил. Подготовка снаряжения к экспедиции.
Изготовление гербарных папок и прессов, коллекционных и поход­ных энтомологических коробок, сачков (водного и энтомологического).
2.2.         Туристский быт. Привалы и ночлеги
Организация ночлегов в межсезонье, зимой. Ветрозащитная стенка. Использование разборной печки. Ночлег в палатке без печки. Практические занятия Организация ночлега в условиях поздней осени.
2.3.         Питание в туристском походе
Расчет калорийности дневного рациона. Способы увеличения кало­рийности дневного рациона в многодневном походе, экспедиции. «Кар­манное» питание (перекус). Витамины. Съедобные дикорастущие расте­ния и грибы.
Практические занятия
Расчет меню и калорийности дневного рациона в различных вари­антах.
Приготовление блюд из дикорастущих растений и грибов.
2.4.Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе
Движение группы по дорогам, тропам, по азимуту. Необходимость разведки и маркировки маршрута. Техника движения по травянистой равнине, песку, через кустарники, по камням, по болоту.
Движение по травянистому склону, осыпям. Самостраховка альпен­штоком.
Преодоление брода. Самостраховка во время брода.
Практические занятия
Отработка техники преодоления препятствий.
2.5.         Организация и проведение туристского похода, путешествия
Практические занятия
Разработка маршрута похода, экспедиции. Составление плана-гра­фика похода.
Оформление маршрутной документации, утверждение ее в МКК.
Составление сметы расходов на проведение похода, экспедиции. За­купка необходимых продуктов и их расфасовка. Подготовка снаряжения.
Изучение маршрута с помощью отчетов групп, прошедших этот мар­шрут краеведческой литературы, карт. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их преодоления. Изучение экологиче­ской обстановки в районе похода.
2.6.         Подведение итогов похода, путешествия
Практические занятия
Сушка и ремонт туристского инвентаря и снаряжения.
Подготовка отчета о походе, экспедиции.
Обработка собранного материала, составление коллекций, оформле­ние гербария.
Проведение отчетного вечера, конференции, подготовка газеты, вы­ставки по итогам похода, экспедиции.
2.7.         Физическая подготовка
Практические занятия
Подвижные игры в спортивном зале и на воздухе, лыжная подготов­ка, плавание.
  1. Топография и ориентирование
3.1. Топографическая и спортивная карты
Определение масштаба карты при отсутствии данных. Старение кар­ты, ее генерализация. Чтение карты.
Определение азимута по карте и на местности. Азимутальный ход. Определение точки стояния на карте.
Практические занятия
Прокладка и описание маршрута.
Игры и упражнения с использованием спортивной карты.
3.2. Спортивное ориентирование
Ориентирование с использованием спортивной карты. Определение точки своего стояния и выбор пути движения.
Различные виды ориентирования (в заданном направлении, по выбо­ру, по легенде, на маркированной трассе). Соревнования по спортивному ориентированию. Правила соревнований.
Практические занятия
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
 
  1. Обеспечение безопасности
4.1.   Психологические факторы, влияющие на безопасность группы в
походе
Роль психологического климата в группе в обеспечении безопасности участников похода, экспедиции и успешности работы. Причины возник­новения конфликтов и способы их устранения.
Практические занятия
Проигрывание и разбор конфликтных ситуаций.
4.2.   Безопасность в походе, экспедиции, при проведении исследова­тельских работ
Наблюдение за погодой - одна из мер обеспечения безопасности. Ос­новные признаки изменения погоды.
Действия в случае потери ориентировки: остановка движения, опре­деление местонахождения, поиск ориентиров, дорог, следов. Поиск крупных линейных и площадных ориентиров. Движение по генерально­му азимуту.
Действия при отставании от группы. Попытка догнать группу только в случае ее видимости или до развилки троп, дорог. Ожидание помощи. Изготовление временного укрытия, разведение костра. Самостоятель­ный выход к населенному пункту.
Действия группы при потере участника.
Техника безопасности при работе на склоне, на берегу водоема, в лесу.
Практические занятия
Отработка действий группы в искусственно созданных экстремаль­ных ситуациях.
4.3.         Безопасность при преодолении естественных препятствий
Практические занятия
Преодоление различных препятствий с использованием страховочных систем. Использование переправы по веревке с перилами, навесной переправы. Движение по склону с альпенштоком.
Приемы и способы страховки. Страховка групповая, самостраховка, комбинированная. Узлы: удавка, булинь, брамшкотовый, академиче­ский и др. Техника их вязания. Участие в соревнованиях по туристско­му многоборью.
4.4.         Первая доврачебная помощь
Практические занятия
Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при пере­ломах, ранах, ушибах, вывихах, кровотечениях. Помощь при травмах брюшной полости, укусах ядовитых насекомых и пресмыкающихся.
Составление заданий и тестов по определению различных травм и оказанию первой доврачебной помощи.
4.5.         Транспортировка пострадавшего.
Практические занятия
Иммобилизация пострадавшего. Наложение повязок, шин. Изготов­ление транспортировочных средств и транспортировка пострадавшего.
 
  1. Краеведение
 5.1. Общегеографическая характеристика Республики Адыгея
Исследование особенностей рельефа, гидрографии, растительности, климата Адыгеи. Характеристика промышленности, сельского хо­зяйства, транспорта, дорожной сети. Развитие промышленного освое­ния территории республики, усиление воздействия хозяйственной деятельно­сти человека на окружающую среду. Экологические проблемы республики.
Практические занятия
Работа со справочной литературой и картографическим материалом по родному краю.
Пополнение коллекции школьного краеведческого музея, уголка, оформление газеты.
Участие в научно-практической конференции.
5.2. Туристские возможности республики
Исторические и культурные центры республики, ООПТ. Туризм и рекреа­ция.
Практические занятия
Работа с картами, справочной литературой по республике Адыгея.
Разработка краеведческого многодневного маршрута с целью изуче­ния исторических и культурных центров края и осуществление похода по этому маршруту Экскурсия в рекреационную зону по изучению антропогенного воз­действия.
  1. Основы экологии. Организация экологической работы
6.1.         Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система
Компоненты природного комплекса и их взаимодействие. Устойчи­вость природного комплекса. Влияние антропогенных факторов на при­родный комплекс. Смена биоценозов. Биологическое равновесие.
Практические занятия
Экскурсии в природу.
6.2.   Составление экологической тропы
Экологическая тропа – как наиболее действенная форма работы по экологическому воспитанию и образованию школьников. Выбор места для экологической тропы.
Практические занятия
Нанесение на карте маршрута экологической тропы. Описание объектов. Выход на место маршрута. Маркировка трассы.
6.3.         Среда и ее факторы
Понятие о среде. Факторы среды: абиотические, биотические, антро­погенные. Влияние туризма и рекреации на среду. Влияние среды на биологические системы. Изменения в биоценозах, колебания численно­сти, смена биоценозов.
Практические занятия
Изучение приспособлений к абиотическим факторам среды у различ­ных организмов.
Установление реакции сообществ на антропогенные факторы.
Вычерчивание схем взаимосвязей в биоценозе.
6.4.         Лес, как пример растительного сообщества
Понятие о биоценозе. Леса родной республики Адыгея. Понятие о сообществе на примере леса. Лес - экологическая система. Биология растений и живот­ных леса. Знакомство с видовым составом леса. Типы лесов. Значение леса (водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно-гигиеническое, эстетическое, рекреацион­ное). Саморегуляция в биоценозе.
Практические занятия
Описание лесного сообщества.
Определение деревьев и кустарников по коре, веткам и почкам, хвой­ных пород по хвое, шишкам и семенам. Составление коллекций.
Лихеноиндикация (определение загрязненности окружающей среды
по лишайникам).                          
Выявление влияния фактора вытаптывания на травяной покров, под­рост, появление суховершинности.
6..5.  Природоохранная деятельность
Охрана природы. Природные ресурсы республики перспективы их даль­нейшего использования. Рекреационные
Практические занятия
Изучение скорости зарастания кострищ, влияния фактора беспокой­ства на видовой состав животных.
Учет порубок деревьев, разоренных гнезд, муравейников, выявление степени депрессии, степени флуктуирующей асимметрии и т.д.
Благоустройство рекреационных территорий.
6.6. Подготовка лекторской группы.
Отбор лекционного материала. Требования к речи лектора. Использо­вание средств наглядности.
Практические занятия
Подготовка и проведение экологических мероприятий (конкурсы, викторины, тематические вечера).
Проведение игр и занятий с младшими школьниками.
Проведение экскурсий по экологической тропе.
 
Промежуточная аттестация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»
4-й год обучения
 

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Подведение итогов летнего полевого сезона

6

3

3

2.

 Туристская подготовка

58

 

58

2.1

Усовершенствование и изготовление туристского снаряжения.

6

 

6

2.2

Подготовка и проведение похода, экспедиции.

17

 

17

2.3

Подведение итогов похода.

9

 

9

2.4

Физическая подготовка.

9

 

9

2.5

Туристские слеты и соревнования.

17

 

17

3

Топография и ориентирование

30

18

12

3.1

Топографическая съемка

6

3

3

3.2

Ориентирование в сложных условиях

24

15

9

4

Обеспечение безопасности

18

12

6

4.1

Безопасность в походе, экспедиции при проведении исследовательских работ.

12

9

3

4.2

Первая доврачебная помощь.

6

3

3

5

Краеведение

22

8

14

5.1

Население, культура и быт Республики Адыгея

18

9

9

6

Основы экологии. Организация экологической работы.

82

48

34

6.1

 Понятие об атмосфере.

6

6

 

6.2

 Здоровье человека.

6

6

 

6.3

 «Красная книга» и ее значение. Растения занесенные в «Красную книгу»

6

6

 

6.4

 Разработка экологической тропы в лесопарковой зоне.

12

12

 

6.5

 Составление экологических сказок.

6

6

 

6.6

 Экологическая культура.

18

12

6

6.7

 Подготовка лекторской группы

9

 

9

6.8

 Исследовательская деятельность.

9

9

 

 

Итоговая аттестация.

 

 

 

Итого за период обучения

216

89

127

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание программы учебного объединения
                              «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»
4-й год обучения
  1. Подведение итогов летнего полевого сезона
Практические занятия
Обработка собранного материала. Оформление гербария, составление коллекций. Отчет о проделанной работе. Оформление индивидуальных исследовательских работ.
Участие в школьной научно-практической конференции.
  1. Туристская подготовка
2.1.         Усовершенствование и изготовление туристского снаряжения
Практические занятия
Знакомство с различными конструкциями и изготовление самодель­ных палаток, спальных мешков и др. элементов снаряжения. Примене­ние современных материалов для изготовления снаряжения.
2.2.         Подготовка и проведение похода, экспедиции
Практические занятия
Выбор района путешествия. Изучение возможности использования забросок. Изучение сложных участков маршрута и составление плана их преодоления. Составление плана подготовки путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями.
Разработка маршрута похода. Составление плана-графика исследова­тельской работы.
Подготовка туристского снаряжения. Подготовка специального ис­следовательского оборудования.
Изучение краеведческой и специальной литературы.
Оформление маршрутной документации.
Составление сметы расходов, меню, списка продуктов. Закупка и рас­фасовка продуктов.
2.3.         Подведение итогов похода, путешествия
 Сушка и ремонт туристского инвентаря и снаряжения.
Подготовка отчета о походе, экспедиции.
Обработка собранного материала, составление коллекций, оформле­ние гербария.
Проведение отчетного вечера, конференции, подготовка газеты, вы­ставки по итогам похода, экспедиции.
2.4.         Физическая подготовка
Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале, лыжная подготовка, плавание.
2.5.         Туристские слеты и соревнования
Практические занятия
Подготовка и участие в соревнованиях по спортивному ориентирова­нию, туристскому многоборью, в туристском слете. Знакомство с поло­жением и условиями соревнований. Отработка спортивных навыков сог­ласно условиям. Подготовка конкурсной программы.
 
  1. Топография и ориентирование
3.1.         Топографическая съемка
Топографическая съемка местности простыми приборами (азиму­тальная и маршрутная).
Практические занятия Вычерчивание плана, схемы местности.
3.2.         Ориентирование в сложных условиях
Особенности движения в ночное время. Снаряжение для прохожде­ния маршрута в темноте (фонари, батарейки, компас, планшет для кар­ты). Правила работы с фонарем. Обеспечение безопасности при ночном передвижении.
Особенности ночного ориентирования (ориентиры, отсчет расстояния).
Движение группы. Направляющий и замыкающий. Перекличка.
Практические занятия
Поиск и установка контрольных пунктов в разное время суток и в различных условиях.
Отработка движения в ночное время. Ночное ориентирование.
 
  1. Обеспечение безопасности
4.1. Безопасность в походе, экспедиции, при проведении исследова­тельских работ
Действия в экстремальных ситуациях (отсутствие воды, продуктов питания, теплой одежды). Способы добывания воды, пищи, огня.
Субъективные и объективные опасности. Меры по исключению субъ­ективных (плохая подготовка, недисциплинированность, неточный кар­тографический материал, пренебрежение страховкой и др.) и преодоле­нию объективных (технически сложные участки, резкое изменение по­годы, ядовитые животные, стихийные бедствия и др.) опасностей.
Практические занятия
Отработка способов добывания огня и воды.
Изготовление одежды и снаряжения из подручных материалов.
Изготовление укрытий.
4.2. Первая доврачебная помощь
Измерение температуры, пульса, артериального давления. Общая оценка состояния организма. Согревающие и охлаждающие процедуры, их применение. Определение видов травм (переломов, вывихов, растя­жений, кровотечений и др.) и оказание первой доврачебной помощи.
Практические занятия
Действия группы при несчастном случае. Отработка приемов транс­портировки пострадавшего.
  1. Краеведение
5.1. Население, культура и быт Республики Адыгея.
Население республики Адыгея, ее национальный состав. Культура республики. Народные праздники, обряды, обычаи. Народные промыслы.
Практические занятия
Воспроизведение народных праздников, обрядов.
Творческие мастерские (плетение, вышивка, шитье золотом, и др.).
 
  1. Основы экологии. Организация экологической работы
6.1.  Понятие об атмосфере
Атмосфера: состав, строение. Антропогенные выбросы в атмосферу. Влияние атмосфер-загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека. Парниковый эффект.
6.2.   Здоровье человека
Понятие о здоровье человека. Влияние среды на здоровье человека. Предельно допустимые экологические нагрузки.
6.3.  «Красная книга» и ее значение. Растения Адыгеи, занесенные в «Красную книгу».
Углубленное изучение «Красной книги». Экземпляры произрастающие на территории Адыгеи. Экскурсии в лес, луг.
6.4.  Разработка экологической тропы в лесопарковой зоне
Изучение карты местности. Выбор маршрута. Экскурсия по предполагаемому маршруту. Нанесение на карте маршрута. Описание объектов экологической тропы.
6.5.   Составление экологических сказок.
Выбрать растения и животных, которые встречаются на территории Адыгеи и составить экологические сказки.
6.6.         Экологическая культура
Понятие экологической культуры. Методы формирования экологиче­ской культуры. Значение овладения основами экологии, пропагандист­ская деятельность.
Практические занятия
Участие в природоохранных мероприятиях, организации экологиче­ских праздников.
Разработка экологической тропы и участие в организации ее работы.
6.7.         Подготовка лекторской группы
Практические занятия
Разработка и проведение экологических бесед, игр для младших школьников.
Участие в разработке и проведении массовых экологических меро­приятий.
6.8.         Исследовательская деятельность. Практические занятия
Работа над индивидуальными исследовательскими проектами. Уча­стие в научно-практических конференциях.
 
Итоговая аттестация.
 
 
 
 
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
1-го года обучения:
-     формирование элементарных эколого-туристских знаний, умений, навыков: техники туризма и ориентирования, умения вести себя в при­
роде, производить анализ проделанной работы.
2-го года обучения:
-умение учащихся пользоваться полученными экологическими и туристскими знаниями, умениями, навыками;
-выполнение разрядных норм по спортивному ориентированию, тех­нике туризма, спортивным походам;
-участие в конкурсах и соревнованиях по туризму, биологии, эколо­гии;
-     участие в экологических акциях.
3-го года обучения:
-     совершенствование туристских и экологических знаний, умений и
навыков, повышение спортивной квалификации.
4-го года обучения:
-     подготовка младших инструкторов-организаторов эколого-краевед-
ческой и туристской работы.
Оценка конечного результата производится по индивидуальным от­четам, результатам анкетирования членов объединения, по результатам участия в туристских соревнованиях и слетах, научно-практических конференциях.
 
Методическое обеспечение программы
- наличие утвержденной программы;
- методические разработки по темам программы;
- наглядные пособия;
-технологический набор схем, спортивных карт;
-разработки игр, викторин, экскурсий, конкурсов, конференций;
- специальная литература.
 Для повышения познавательного интереса существует много различных методов Прежде всего, это игровые технологии.  Большинство занятий либо полностью построены на игре, либо включает её элементы.
Большую помощь педагогу может оказать серия сборников «Походная игротека», выпущенная ФЦДЮТиК. На теоретических занятиях по программе следует использовать иллюстративный и пояснительный материал, приглашать известных и опытных путешественников и специалистов.
 
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.
 В данной программе предлагается использовать методики изучения различных элементов и приемов туризма и спортивного ориентирования.
 В учебно-воспитательном процессе важно организовать участие в соревнованиях по технике туризма и спортивному ориентированию. Динамичность и зрелищность технической дистанции привлекает обучающихся. Кроме того. Любые соревнования независимо от их масштаба (внутри учебной группы, между группами разных школ и т.д) имеют большое воспитательное значение. Обучающиеся не только демонстрируют навыки, полученные на занятиях, но и учатся анализировать удачи и поражения, делать выводы. Планировать подготовку к следующим состязаниям, помогать товарищам по команде.
Особое внимание при реализации программы необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведения каждого занятия, тренировки, соревнования.
 
 Кадровое обеспечение.
Педагог учебного объединения должен иметь опыт проведения туристских походов различной степени сложности, обладать знаниями по экологии, уметь организовать и провести туристские соревнования различной направленности
 
Материально-техническое обеспечение
 Туристское снаряжение:
1, палатки-5 шт.
  1. рюкзаки-15 шт.
  2. спальные мешки-15 шт.
  3. Котлы, горелки- 3 комплекта.
  4. Пенополиуретановые коврики-15 шт.
  5. тент-3 шт.
  6. топор, пила
  7. грудные и нижние обвязки-7 шт.
  8. карабины-25 шт.
10.основная веревка-2 шт. по 40 м.
11.топографические карты и компасы
12.инструменты и ремонтный набор.
 Специальные оборудования, инструменты и материалы для экологических экспедиций (бинокль, микроскоп, пинцет, лупа, энтомологический сачок и т.д.)
 
 Экономическое обеспечение.
Занятия в учебном объединении не требует стационарного размещения, не требует штата обслуживающего персонала, сторожа. Повара и т.д., что дает возможность экономии средств на приобретение спортивного инвентаря. Спонсоры выделяют деньги на техническое оснащение. Управление образования и центр дополнительного образования детей- деньги на питание и проезд во время проведения соревнований.
 
Организационное обеспечение.
- необходимый контингент обучающихся;
- соответствующее требованиям расписание;
- спонсорская и родительская помощь;
-связь с общественностью.
 
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
1.Алексеев АЛ. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2.Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М.: Физкультура и спорт, 1983.
3.Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М.: Проф-издат, 1985.
4.Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
5.Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. М.: Мысль, 1996.
6.Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Ту­рист», 1983.
7.Волович В.Г. Академия выживания. М.: «Толк», «Технополюс», 1996.
8.Второе П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.
9.Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного турист­ского похода. М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
10.Гладков НА., Михеев А.В., Гладушин В.М. Охрана природы. М.: Просвещение, 1975.
11.Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1975.
12.Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003.
13.Константинов Ю.С, Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М.: ЦДЮТиК, 2002.
14.Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2003.
15.Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменно отчета о пе­шеходном туристском путешествии школьников. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
16.Маслов А.Г., Константинов Ю.С, Дрогов ИЛ. Полевые туристские лагеря. М.: В лад ос, 2000.
17.Рыков НЛ. Зоология с основами экологии животных. М.: Просвеще­ние, 1981.
  
 
Список литературы для обучающихся.
                                                       
1.Беляева B.C., Василевская С Д. Изучаем природу родного края. М.: Просвещение, 1974.
2.Жерноклев И.В.,Жерноклева В.И. Памятники и памятные места  в предгорьях Адыгеи. Майкоп, 1973
3.Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Педагогика, 1976.
4.Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.
5.Формозов А.Н. Спутник следопыта. М.: Детиздат, 1975.
6.Шебзухова Э.А. Животный мир Адыгеи. Майкоп, Изд-во АГПИ, 1992