Пышная Лариса Николаевна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДО РА «Центр дополнительного

образования детей Республики Адыгея»

«Патриотическое воспитание через экологическое образование»

            Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и приумножить богатство Родины.

         В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем..

         Поэтому я решила работать над проблемой: «Патриотическое воспитание через экологическое образование»

Поставила перед собой цель — ознакомить своих воспитанников с окружающим миром, взаимосвязями и процессами в природе, изучение их роли в жизни человека, воспитание экологического мышления, понимания значимости охраны природы и правильного использования ее ресурсов, привитие трудовых навыков в практической работе по охране природы.

         Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по темам:

  • "Живая и неживая природа»
  • «Основные понятия экологии»
  • «Осень»
  • «Домашние животные»
  • «Зима»
  • «Человек часть природы»
  • «Весна»
  • «Охрана природы»

         Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограничениях возрастных возможностях познавательной деятельности школьников, что создаёт основы для изменения и обновления всех компонентов экологического образования. Главный вопрос такого обновления – определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям.

         В основе построения мероприятий с экологической направленностью, по моему мнению, должны лежать следующие целевые установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса, способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей среды;

- обучение методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

         Я считаю, что разработка мероприятий с экологической направленностью должна проводиться с учётом отражения в них аспектов содержания экологического образования: научно-познавательного, ценностного, нормативного, практически - деятельного.

         Учитываю, что организация практической деятельности в школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены, сажать деревья, очищать родники, пруды ,реки и многое другое.

         Огромный интерес так же вызывает участие в ряде массовых экологических мероприятиях:

  • Выставка детских работ «Дары осени
  • Выставка детских рисунков «Я рисую свою Родину — Россию»
  • «Осенний КВН»
  • Экологическая акция «Птичья столовая»
  • «День цветов»
  • Экологическая акция «Первоцвет»

         Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу.  Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

         Среди многих задач экологического образования и воспитания младших школьников особое место занимает усвоение ими сведений о природе, поведении, отражённых в этнопедагогическом наследии народа, а также овладение практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике. Традиции взаимодействия с природой адыгского народа уходят корнями в далёкое прошлое. И это не случайно. Республика Адыгея  славится своими реками, родниками, лесами, растительным и животным миром. Бережное отношение к окружающей среде ярко выражено в произведениях устного поэтического творчества, которые своей выразительностью, отточенностью образов, близостью к родной природе оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, несут огромный нравственно-эстетический потенциал. Поэтому на своих занятиях я применяю изготовление поделок ссылаясь на народное творчество адыгов.

         Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.