ВОРОНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

МЕТОДИСТ, ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РЦ ДОД

 

«Формирование творческих способностей у младших школьников на занятиях в дополнительном образовании».

 

Творческие собностей учащихся – интересная и серьёзная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. В наше время наличию творческих способностей у младших школьников, их возможности мыслить оригинально и интересно уделяется большое внимание. В  дальнейшем, специалисты, умеющие мыслить нестандартно, «креативно», востребованы практически во всех профессиональных сферах – от разработки сложных программных продуктов до дизайна помещений и зданий.

Многие родители уверены, что способности ребёнка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то определённому виду творчества (рисование, вокал, сочинительство). Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено воздействием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни.

Именно поэтому очень важно вовремя оценить степень «вовлеченности»  ребёнка в творческий процесс, его желание находить необычные и уникальные решения.

Актуальность данного направления в работе с детьми можно рассмотреть с нескольких позиций.

Во–первых, сегодня одной из проблем современной педагогики является развитие творческих способностей учащихся. В педагогической практике в разных областях деятельности идёт активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развивать творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей своё место в жизни, свой путь, своё направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Во–вторых, творческие способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике. Деятельность человека осуществляется не по образцу. Он способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное за пределами требуемого, за пределами задачи, которая ставится перед ним.

В–третьих, одной из задач, педагога – это развитие творческих способностей школьников, связанных с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способностей ставить проблемы и находить пути их решения.

 

Несколько критериев, по которым можно судить о готовности младшего школьника к творчеству:

  1. Творческая активность. Любит нестандартные задания, с удовольствием фантазирует, сам может придумать что-то новое: литературного героя, несуществующее животное, свой вариант окончания любимой сказки, мультфильма.
  2. Оригинальность. Его ответы на простые вопросы ставят взрослых в тупик, находит оригинальные решения для предложенных задач, не любит выбирать из готовых вариантов.
  3. Гибкость. «Фонтанирует» идеями во всех сферах обучения: от решения логических упражнений до заданий по изготовлению чего-либо на уроках труда.

 

Этапы организации работы по развитию

творческих способностей учащихся.

 

  • Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе по развитию творческих способностей учащихся.
  • Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
  • Подбор материалов и проведение специальных тестов, анкет, диагностик, позволяющих изучить личность каждого ребёнка.
  • Создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся.

Работа с коллективом учащихся по развитию творческих способностей состоит из нескольких этапов:

- подготовительный;

- творческий;

- развивающий;

- обобщающий.

Подготовительный этап  направлен на:

  • изучение личности каждого ребёнка (индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей, способностей и др.);
  • вовлечение в активные формы творческой и познавательной деятельности;
  • формирование познавательного интереса.

Виды деятельности: педагогическая диагностика, урочная и внеурочная деятельность, участие в делах коллектива, портфель достижений учащихся, летопись класса, работа над созданием коллектива, создание родительского актива класса и т.д.

Творческий этап направлен на:

  • творческое развитие учащихся;
  • формирование познавательного интереса;
  • развитие ученического самоуправления.

Виды деятельности: вовлечение в работу кружка; урочная и внеурочная деятельность; привитие любви к чтению; участие в делах кружка; участие  мероприятиях проводимых в центре; совместная работа с библиотекой, музеем, педагогами дополнительного образования и т.д.

Развивающий этап направлен на:

  • развитие и расширение творческой активности и познавательных интересов учащихся;
  • формирование исследовательских навыков.

Виды деятельности: продолжается работа по всем видам деятельности, начатая во втором классе; исследовательская и проектная деятельность.

Обобщающий этап направлен на изучение и анализ результатов работы, подведение итогов.

Формирование творческих способностей учащихся приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль школы, педагог дополнительного образования в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать педагог дополнительного образования. Таким образом, роль педагога в развитии творческих способностей очень значима и необходима. Именно педагог (наряду с семьёй) находится ближе всего к ребёнку.

Может быть, моя работа поможет начинающим педагог дополнительного образования работать в этом направлении, но хочется отметить, что контроль и руководство со стороны учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе невозможно свободное проявление личности. Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у него такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.

Завершить свою работу хочу словами В.А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Литература

 

  • Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.
  • Горбачёва Т.А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребёнка на творческое развитие.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 55 – 57.
  • Иванова Н.В. Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.// Нач. школа. - 2006. - № 3. – С. 16 – 20.
  • Кринос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Просвещение, 1992.
  • Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.
  • Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.
  1. Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 111 – 113.
  2. Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.
  3. Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.
  4. Mary POP. ru
  5. nsportal. ru.