Видная Ирина Владимировна,

Методист, педагог дополнительного образования,

ГБОУ ДО РА «Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»

 

Патриотическое воспитание через экологическое образование в дополнительном образовании.

Воспитание есть усвоение

хороших привычек (Платон)

 

Патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем. Воспитание патриотизма начинается с познания ценностей отечества. Любовь и преданность к Родине формируется с признательности красоты родных мест, с любви к природе.

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Все мы дети Великой России, но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же говорят о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение американских индейцев, которые ощущали свое единство с природой: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». Сколько смысла в этих простых словах! Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели.

Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты.

Экологическое образование общественного сознания является решающим фактором обеспечения экологической безопасности, укрепления здоровья людей. Экологическая направленность образования декларирует как один из приоритетов государственной политики в сфере образования, а как цель образовательного процесса определен формирование экологического самосознания, экологической этики и экологической культуры молодежи.

Работа естественно-научного направления центра дополнительного образования детей республики Адыгея, направлена на формирование патриотического воспитания.

Задачами нашего обучения являются:

  • Формирование у детей представлений о человеке как о части природы;
  • О единстве и ценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения природы;
  • Обучение грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и его профессиональной деятельности;
  • Формирование экологического самосознания, гражданской ответственности и патриотического воспитания на примерах отношения человека к природе.

Экологическое воспитание, развитие экологического самосознания сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, направлено на привитие любви к природе.

    Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограничениях возрастных возможностях познавательной деятельности школьников, что создаёт основы для изменения и обновления всех компонентов экологического образования. Главный вопрос такого обновления – определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям.

Экологический календарь – один из способов привлечения внимания людей к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре. Существуют множество различных экологических дней, которые люди всего мира отмечают ежегодно. В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные мероприятия.

В нашем центре, регулярно проводится просветительская работа и пропаганда экологических знаний, через проведение мероприятий связанных с экологическими датами страны и мира. Традиционно в центре проводятся: День птиц, День Земли, Республиканский экологический практикум по проблемам защиты окружающей среды посвященный Дням защиты от экологической опасности, Республиканская природоохранная акция «Мы чистим мир» и др.

Данные мероприятия преследуют цели по повышению экологической грамотности и культуры детей, формированию личностного отношения к экологическим праздникам и датам, формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания, ответственного отношения к сохранению окружающей среды и формированию экологического самосознания.

Все мероприятия естественно-научного направления привлекают молодое поколение к различным формам природоохранной деятельности: исследовательской, практической, агитационно-пропагандистской, культурно-развлекательной, познавательной, помогают стать им социально активными гражданами города, приобрести навыки решения экологических проблем, самим заниматься просветительской работой.

Научно-исследовательская работа – одно из направлений нашего центра, где активное участие принимают обучающиеся, которые заинтересованы в данных исследованиях. Лучшие проекты, научно-исследовательские работы принимают участие в работе секций, научно-практической конференции, в которой регулярно занимают призовые места.

         Педагогами естественно-научного направления организуются экологические праздники, участниками которых становятся обучающие. Мероприятия проводятся в форме КВН, интеллектуальных игр, с целью привлечения детей и формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания.

Деятельность центра по становлению и развитию экологического самосознания в рамках патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

  • Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.
  • Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.
  • Экологическое образование – создание информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде.

 

Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.

Воспитание патриота – сложный процесс. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому вся работа естественно-научного направления направлена на пробуждение любви к родному краю, России. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия!