Двигатель шкоды рапид 1.6 110 л с. Надежный двигатель Skoda Rapid. Течь антифриза из-под помпы

Компактный лифтбек Шкода Рапид имеет в основе переработанную платформу от . Чешская модель по сравнению со своим немецким визави располагает более длинной колесной базой 2602 мм (у Polo – 2553 мм). Соответственно, по общей длине кузова Rapid также имеет превосходство – 4483 мм против 4390 мм. Подвеска автомобиля скомпонована из передних стоек МакФерсон и задней полузависимой торсионной балки. Пакет для плохих дорог позволил увеличить дорожный просвет модели до 170 мм.

Имеющиеся в распоряжении Шкода Рапид силовые установки почти повторяют моторную гамму того же Поло за небольшим исключением. Причем с момента начала продаж линейка была пересмотрена. Автомобиль вышел на российский рынок в 2014 году со следующими моторами:

  • 1.2 MPI 75 л.с., 112 Нм. Начальный агрегат с небольшим литражом, тремя цилиндрами и распределенным впрыском топлива.
  • 1.6 MPI 105 л.с., 153 Нм. Атмосферный мотор с распределенным впрыском.
  • 1.4 TSI 122 л.с., 200 Нм. Самый мощный из доступных Рапиду двигателей оснащается чугунным блоком цилиндров, компрессором с давлением наддува 1.8 бара и системой изменения фаз на впускных клапанах.

В 2015 году в Калуге началось производство модернизированных 1.6-литровых «атмосферников» семейства EA211. Были переработаны головка блока цилиндров, сам блок, поршни, шатуны, выпускные клапаны, масляный и водяной насосы. Обновленные двигатели мощностью 90 и 110 л.с. пополнили линейку двигателей Шкода Рапид, а «младший» 1.2 MPI, напротив, был исключен. Плюс к этому отдача турбированного 1.4 TSI была увеличена со 122 до 125 л.с.

На сегодня лифтбек от Skoda можно приобрести в следующих конфигурациях:

  • 1.6 MPI 90 л.с, 155 Нм с 5-ступенчатой МКПП;
  • 1.6 MPI 110 л.с., 155 Нм с 5-ступенчатой «механикой» или 6-диапазонным «автоматом»;
  • 1.4 TSI 125 л.с., 200 Нм с роботизированной трансмиссией 7DSG.

Новые 1.6-литровые агрегаты отличаются хорошей экономичностью, потребляя около 5.8-6.1 литра на 100 км. Расход топлива Шкода Рапид с 1.4 TSI и «роботом» DSG еще меньше – порядка 5.3 литра.

Подробные технические характеристики Шкода Рапид – сводная таблица:

Параметр Шкода Рапид 1.6 MPI 90 л.с. Шкода Рапид 1.6 MPI 110 л.с. Шкода Рапид 1.4 TSI 125 л.с.
Двигатель
Код двигателя н/д
Тип двигателя бензиновый
Тип впрыска распределенный непосредственный
Наддув нет да
Количество цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
4
Объем, куб. см. 1598 1395
Мощность, л.с. (при об/мин) 90 (4250) 110 (5800) 125 (5000)
155 (3800) 155 (3800) 200 (1400-4000)
Трансмиссия
Привод передний
Коробка передач 5МКПП 5МКПП 6АКПП 7DSG
Подвеска
Тип передней подвески независимая типа МакФерсон
Тип задней подвески полузависимая
Тормозная система
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Рулевое управление
Тип усилителя электрический
Шины
Размер шин
Размер дисков 5.0Jx14 / 6.0Jx15 / 7.0Jx16
Топливо
Тип топлива АИ-95
Экологический класс Евро-5
Объем бака, л 55
Расход топлива
Городской цикл, л/100 км 7.8 7.9 8.2 7.0
Загородный цикл, л/100 км 4.6 4.7 4.9 4.3
Смешанный цикл, л/100 км 5.8 5.8 6.1 5.3
Габаритные размеры
Количество мест 5
Количество дверей 5
Длина, мм 4483
Ширина, мм 1706
Высота, мм 1474
Колесная база, мм 2602
Колея передних колес, мм 1463
Колея задних колес, мм 1500
530/1470
170
Масса
Снаряженная, кг 1150 1165 1205 1217
Полная, кг 1655 1670 1710 1722
Максимальная масса прицепа (оборудованного тормозами), кг 1000 1200
Максимальная масса прицепа (не оборудованного тормозами), кг 570 580 600 600
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 185 195 191 208
Время разгона до 100 км/ч, с 11.4 10.3 11.6 9.0
Параметр Шкода Рапид 1.2 MPI 75 л.с. Шкода Рапид 1.6 MPI 105 л.с. Шкода Рапид 1.4 TSI 122 л.с.
Двигатель
Код двигателя CGPC CFNA CAXA
Тип двигателя бензиновый
Тип впрыска распределенный непосредственный
Наддув нет да
Количество цилиндров 3 4
Расположение цилиндров рядное
Количество клапанов на цилиндр 4
Объем, куб. см. 1198 1598 1390
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 76.5 х 86.9 76.5 х 86.9 76.0 х 75.6
Мощность, л.с. (при об/мин) 75 (5400) 105 (5600) 122 (5000)
Крутящий момент, Н*м (при об/мин) 112 (3750) 153 (3800) 200 (1500-4000)
Трансмиссия
Привод передний
Коробка передач 5МКПП 5МКПП 6АКПП 7DSG
Подвеска
Тип передней подвески независимая типа МакФерсон
Тип задней подвески полузависимая
Тормозная система
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Рулевое управление
Тип усилителя электрический
Шины
Размер шин 175/70 R14 / 185/60 R15 / 215/45 R16
Размер дисков 5.0Jx14 / 6.0Jx15 / 7.0Jx16
Топливо
Тип топлива АИ-95
Экологический класс Евро-5
Объем бака, л 55
Расход топлива
Городской цикл, л/100 км 8.0 8.9 10.2 7.4
Загородный цикл, л/100 км 4.5 4.9 6.0 4.8
Смешанный цикл, л/100 км 5.8 6.4 7.5 5.8
Габаритные размеры
Количество мест 5
Количество дверей 5
Длина, мм 4483
Ширина, мм 1706
Высота, мм 1461
Колесная база, мм 2602
Колея передних колес, мм 1463
Колея задних колес, мм 1500
Объем багажника (мин/макс), л 530/1470
Дорожный просвет (клиренс), мм 170
Масса
Снаряженная, кг 1135 1155 1195 1230
Полная, кг 1640 1660 1700 1735
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 175 193 192 206
Время разгона до 100 км/ч, с 13.9 10.6 11.9 9.5

Н аше издание уже публиковало сразу несколько тестов Skoda Rapid, и последний был в конце 2014-го, как раз в исполнении с 1,6-литровым атмосферником на . Что же изменилось?

Прежде всего, автомобиль получил новое, причем отечественное, «сердце»: в прошлом году на заводе концерна Volkswagen близ Калуги было начато производство двигателей ЕА211 в двух вариантах мощности, 90 и 110 л. с. Соответственно, линейка Rapid ощутимо прибавила в мощности. Если в начале продаж базовая комплектация оснащалась 75-сильным мотором, то сейчас подавляющее большинство Rapid поступает в продажу именно с собранными в России движками. Вот и у героя нашего теста под капотом – 110 лошадок. А комплектация – совсем другая, существенно проще. Такие автомобили популярны у таксомоторных компаний: есть все, что надо, но ничего лишнего.

Евроглазый прохожий

Ну а теперь, как водится, поговорим о внешности... И тут сразу бросается в глаза, что Rapid – самый что ни есть «европеец», и что характер у него, как и полагается, твердый и нордический.

Стоимость:

от 736 000 рублей

Взгляните на прямоугольные блоки фар: в памяти у меня почему-то сразу всплыли строки про «евроглазого прохожего». Правда, в раскосых глазах конкурентов родом из страны утренней свежести есть светодиодные элементы даже в недорогих комплектациях, а тут – только привычный галоген. Но «бледным и худым» (если уж продолжать цитировать Шевчука) внешний вид автомобиля называть совсем не хочется. Скорее, строгим и серьезным... И эта строгость особенно хорошо видна в случаях, когда Rapid оказывается на парковке рядом с Rio или Solaris.

Жесткая, лишь слегка изогнутая грань, тянущаяся вдоль всего кузова, связывает облик воедино и придает ему целостность. На этот образ работают и четкие, будто вычерченные циркулем, контуры колесных арок, и геометричная пластика боковин, и граненые сопряжения крыльев и заднего бампера. Rapid слегка готичен и основателен, как собор Святого Вита в Праге или башня пражской ратуши на Староместской площади.



Обратите внимание: дизайнеры не стали придавать крыше модную куполообразную форму, сохранив легкий излом в области задней стойки. Может быть, это не так изящно смотрится, зато решает проблему пространства над головой задних пассажиров. А теперь самое время вспомнить, что хотя Rapid и выглядит таким же седаном, как Solaris, Rio или Granta, но на самом деле имеет пятую дверь и является хэтчбеком, точнее, лифтбеком, как его называют в компании-производителе. И что это позволило отвести для перевозки багажа рекордные 530 литров полезного объема (для сравнения, объем багажника Hyundai Solaris составляет 465 л, Kia Rio – 500 л, Renault Logan – 510 л, одноплатформенного VW Polo sedan – 460 л).


Зачем в машине табуретка

Что еще более важно, то в отличие от седанов, где проем багажника представляет собой узкий лаз, пятая дверь, вздымаясь на высоту человеческого роста, открывает для погрузки вещей огромный, ничем не ограниченный проем. Ну а если «завалить» спинки сидений второго ряда, то полезный объем составляет около полутора кубометров (а точнее, 1 470 л). Этого вполне достаточно, чтобы перевезти на машине кухонный шкафчик или коробку с современным телевизором с полутораметровой диагональю.

1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Объем багажника, л:

Еще для всяких мелочей в багажнике предусмотрены ниши за колесными арками и серьезного вида крючки, на которые можно повесить пакеты из супермаркета. Правда, тут возникает один эргономический казус: чтобы закрыть багажник даже мне, с моим ростом в 182 см, нужно вытянуть руку вверх. А «мужичку с ноготок» или миниатюрной барышне придется прыгать или возить с собой табуреточку...

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Кстати, как раз у такой миниатюрной барышни я и принимал машину на тест. Все очень спешили – к десяти утра нужно было добраться до завода VW в Грабцево под Калугой (о поездке на завод и о том, как там делают эти самые Skoda Rapid, ), так что я просто прыгнул за руль и немедленно обнаружил, что не могу подогнать сиденье под себя: не хватает диапазона продольного перемещения.

С положением рук на руле – все нормально, благо он регулируется и по углу, и по вылету, а вот педальный узел – слишком близко, хоть убей. Естественно, ноги тут же развалились в стороны и вошли в соприкосновение с жесткими деталями салона. Как же так, ведь все мои коллеги всегда дружно хвалили именно диапазон регулировок водительского сиденья и утверждали, что за рулем может удобно устроиться хоть Мальчик-с-пальчик, хоть Дядя Степа?


И только вечером, уже возвращаясь домой, я понял, что сижу слишком высоко, почти утыкаясь головой в потолок. Стоило мне опустить сиденье, как оказалось, что микролифт одновременно сдвигает сиденье назад, и мне пришлось его даже чуть подвинуть обратно к рулю и подкорректировать угол рулевой колонки. Зато посадка получилась практически идеальной!


Такой дресс-код

Ну а в остальном интерьер Rapid строг, как костюм банковского клерка. Серый верх, черный низ: светло-серый потолок, темно-серая обивка сидений, черный пластик передней панели. Это царство черного и серого оживляют только делали из или под сатинированный алюминий – ну так и на костюме клерка может быть заколка... Пластик жесткий (хотя и качественный), руль без каких-либо дополнительных органов управления, черные циферблаты аналоговых приборов с хорошо читающейся белой разметкой и тонкой хромированной окантовкой, монохромный дисплей между ними. Словом, минимализм на марше...

1 / 9

2 / 9

3 / 9

4 / 9

5 / 9

6 / 9

7 / 9

8 / 9

9 / 9

А сам руль мне понравился и по размеру, и по сечению, и по тактильным ощущениям. Во всяком случае, в руках он не скользит, и профиль его вполне удобен для хвата при положении рук как «9-3», так и «10-2». А вот любителей в спокойной обстановке вести машину «одной левой» Rapid в такой комплектации не порадует: штатного бокса-подлокотника в автомобиле не предусмотрено, так что им останется только завидовать пассажирам заднего дивана, у которых откидной подлокотник есть.


Кстати, задние пассажиры вообще будут чувствовать себя неплохо: в их распоряжении – вполне приличное пространство. Во всяком случае, «сам за собой» я сел без всяких проблем, при этом мои колени отделяли от спинки сиденья водителя как минимум сантиметров десять.

1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Минимальная достаточность

Вопрос с развлечениями в дороге также решен в рамках концепции «минимальной достаточности»: дисплея на центральной консоли нет, штатной навигации нет, системы hands-free нет. Есть обычное радио. Чуть было не написал «магнитола», но, естественно, в наши дни никому не нужна возможность воспроизводить музыку с компакт-кассет, да и CD и DVD тоже понемногу уходят со сцены. Rapid предлагает желающим «взять музыку в дорогу» AUX- и USB-входы, а также слот для SD-карточек. В принципе, на сегодняшний день этого вполне достаточно.


Можно, конечно, посетовать на то, что AUX, USB и гнездо прикуривателя притаились в глубокой нише за селектором АКПП, так что выполнить операцию по смене носителя (за исключением замены SD) на ходу будет не очень удобно, но все-таки это не слишком важные мелочи. Запаса музыки на среднесдельной флешке хватит не на один день... А еще мне понравился дизайн самой «балалайки», у которой главная (и единственная) ручка управления является и дисплеем. Выглядит панель радиоприемника строго, современно, лаконично и элегантно, как часы недорогого, но все-таки известного бренда (например, Swatch, Orient или Casio) на руке все того же банковского клерка.


На самом деле эргономику Rapid можно назвать если не идеальной, то весьма близкой к этому определению. Все органы управления, включая клавиши стеклоподъемников, находятся на своих местах. Их не надо искать, к ним не нужно тянуться...

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Даже круиз-контроль, управление которым выведено на левый подрулевой переключатель, который отвечает за свет, в сути не вызывает никаких проблем. Кстати, поначалу я решил, что в тестируемой комплектации «круиза» просто нет (потому что рычажок с нарисованным циферблатом и стрелочкой удачно прячется за спицей руля), а когда узнал, что есть, очень удивился тому, что скорость задается дискретно, с шагом аж в 10 км/час.


Шумим, но экономим

Ну а на ходу... Честно говоря, очень не хочется повторять то, о чем уже сотню раз написано: об очень «правильной», хотя и слегка скучной, без изюминки и задора, управляемости, свойственной всем автомобилям на платформе А05+ (она же PQ25). О том, что подвеска у Rapid довольно плотная, настолько плотная, что не любит серьезных препятствий на дороге. «Лежачих полицейских», например, лучше проходить «крадучись», иначе не миновать жесткого, вплоть до пробоя, пинка под задний мост. И никакие раллийные приемы вроде «динамической разгрузки» не помогают...


Но на трассе тандем 110-сильного мотора и АКПП разгоняет автомобиль достаточно энергично, и управление им на предельно разрешенных (ну или, скажем честно, ненаказуемых) скоростях не вызывает никаких сложностей. Другое дело, что 1,6-литровый атмосферник нельзя назвать особенно тяговитым, и пика крутящего момента он достигает только на 3 800 оборотах. Соответственно, для энергичных обгонов нужен не менее энергичный кикдаун, при этом отклик коробки я не могу назвать мгновенным.

1 / 2

2 / 2

И тут нужно сказать пару слов о шумоизоляции: если на умеренных скоростях она не вызывает никаких нареканий, то уже после 90 км/час в салоне начинают отчетливо слышаться и аэродинамические, и колесные шумы, а при кикдауне и звук двигателя пробивает поставленные перед ним преграды. Недаром Интернет пестрит объявлениями компаний, предлагающих «дополнительную шумоизоляцию Skoda Rapid – быстро, профессионально и недорого».


Словом, Rapid располагает к умеренно быстрой и спокойной езде, и именно при таком режиме эксплуатации он доставляет наибольшее удовольствие от вождения, да и расход горючего в таком случае оказывается весьма скромным. Например, за поездку в Калугу с возвращением в Москву (а это около 400 километров) автомобиль не сжег и половины бака. Несложные подсчеты дали порядка 6 литров на 100 км, и это чуть ли не первый случай в моей практике, когда реальный расход практически совпал с табличными значениями!

Skoda Rapid 1,6 AT
Заявленный расход топлива на 100 км

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Не гляди назад, не гляди...

А еще, если бы я купил такой автомобиль, то перво-наперво помчался бы в какой-нибудь сервис ставить «парктроник», потому что ни в салонное зеркало заднего вида, ни в боковые зеркала абсолютно не видно, что происходит под бампером. Так что, маневрируя на парковке, проще простого «боднуть» если не соседний автомобиль, то какой-нибудь столбик или высокий бордюрный камень. Слава богу, и сами комплекты парковочных датчиков стоят не слишком дорого, и установка не пробьет в вашем бюджете ощутимую брешь.


Так что мы имеем в итоге? Добротный автомобиль, облик которого определяет немецко-чешская основательность, в котором нет ни латинского изящества, ни французского шарма, ни восточной вычурности (которая, кстати, в гомеопатических дозах многим у нас нравится), зато хватает практичности и строгой элегантности.


Такой автомобиль однозначно рассчитан не на ищущего возможности «гонять» и «зажигать» молодого человека, любящего все яркое и броское, а на серьезного семьянина среднего и старшего возраста. Ну и на корпоративное использование, естественно... Плюс ко всему, модель вроде бы бюджетная, собранная в России и специально к нашим условиям адаптированная (во всяком случае, дорожный просвет Rapid увеличен до вполне пристойных 170 мм)... Но тут получается, как в КВН у «Сибирских сказителей»: «Хорошо стало жить люду русскому! Хорошо – хорошо, да не очень-то...».

Ценовой фактор в действии

Потому что автомобиль в такой комплектации, как у нас на тесте (Active, окраска «металлик», черный салон, кондиционер и некоторые опции), стоит, согласно официальному конфигуратору, 794 000 рублей. И все бы ничего, но одноплатформенный VW Polo sedan в комплектации Trendline – с таким же мотором, АКПП и с такими же опциями – стоит... те же самые 794 000 (опять же, согласно официальному конфигуратору)! Так что если учесть, что сама по себе марка Volkswagen в России считается более престижной, то и вдвое более высокие цифры продаж VW Polo станут вполне понятными.



Если же потенциальный покупатель решит обратить внимание на продукцию корейских компаний, например, на Kia Rio, то за эти деньги он получит и климатическую установку, и мультируль, и задние датчики парковки, и датчик света, а с учетом действующих сейчас скидок – то и мультимедийную систему с Bluetooth, бесключевой доступ и передний подлокотник. Такая же картина наблюдается и в случае абсолютного лидера рынка Hyundai Solaris, причем и Rio, и Solaris предлагают более мощный 1,6-литровый атмосферник, развивающий 123 л. с.

Вот и получается, что сам по себе Rapid весьма неплох (хотя и подходит далеко не всем покупателям), но ценовой фактор расставляет конкурентов по тем местам, на которых они сейчас находятся.


Элементарная логика подсказывает, что в такой ситуации марке Skoda нужно, во-первых, продолжать работать над общим укреплением своего имиджа и авторитета, а во-вторых, постараться за счет повышения уровня локализации увеличить насыщение Rapid опциями (без повышения цены). Собственно, именно в этих направлениях работа и идет, а что станет ее результатом – посмотрим.

ВАМ ПОНРАВИТСЯ SKODA RAPID 1,6 AT, ЕСЛИ:

  • Ваш любимый писатель – Карел Чапек и скромные герои его книг – почтальоны и врачи;
  • Вы считаете, что главное в семейном автомобиле – объемистый багажник;
  • Жизнь дала трещину, и вы решили пойти поработать в такси.

ВАМ НЕ ПОНРАВИТСЯ SKODA RAPID 1,6 AT, ЕСЛИ:

  • Вы уверены, что за такие деньги вам положено «больше автомобиля»;
  • В автомобиле вы цените именно эмоциональность, прежде всего – динамику;
  • Вы ненавидите строгие костюмы и галстуки.

Что касается управляемости, то особых замечаний он не вызвал. Конечно, мой коллега Михаил Кулешов, ругал его за недостаточную поворачиваемость и чрезмерную склонность «крестить» траекторию, если выражаться языком автогонщиков (ЗР, 2016, № 10). Подпишусь под каждым его словом. Но то, что проявлялось в предельных режимах на автодроме «Смоленское кольцо», почти незаметно в повседневной эксплуатации. Рулится Rapid как среднестатистическая фольксвагеновская малолитражка: без огонька, зато в целом стабильно и предсказуемо.

Телеметрия

Маршрутный компьютер не переставал радовать скромным расходом топлива . Он показывал чуть более 10 литров на каждые 100 километров пути в перегруженном трафиком городе и какие-то нереальные 5,2 литра при езде по трассе со средней скоростью 80 км/ч. Если же регулярно выходить на обгон в режиме «тапка в пол», не давая стрелке спидометра опускаться ниже отметки «100», то расход возрастает до семи с небольшим литров на сотню. И это не в ущерб завидной для многих одноклассников динамике - просто космос!

Конечно, я перепроверил показания трип-компьютера по бортовому журналу, в который прилежно заносил все данные о заправках. Серьезных отклонений не заметил: за время, проведенное в редакции, Rapid тратил в среднем 8,2 литра АИ‑95 на 100 километров. А ведь он чаще скучал в столичных пробках и лишь несколько раз отправлялся в многокилометровые пробеги - до Астрахани, Тамбова и Тольятти.

Безусловно, главная заслуга в экономичности принадлежит тандему нового атмо­сферного мотора 1.6 MPI с алюминиевым блоком цилиндров и 6-ступенчатого автомата. Двигатель серии ЕА211, который собирают в Калуге, - это глубокая модернизация предшественника, 105‑сильного агрегата, который устанавливали на автомобили Skoda Fabia и Volkswagen Polo Sedan. Цепной привод ГРМ канул в Лету, теперь вместо него ремень, благодаря чему мотор стал заметно тише. Конструктивно новый атмосферник во многом унифицирован с турбомоторами линейки TSI. Кстати, не наблюдал я и повышенного расхода масла. До самого ТО доливать его не пришлось - уровень даже не приблизился к отметке «min».

Автоматическая коробка передач настроена неплохо. В некоторых режимах она требует нежного обращения с педалью акселератора. К примеру, добавлять газку после движения накатом следует плавно, чтобы избежать неприятного рывка. Впрочем, я быстро приноровился - и забыл об этом недостатке. В остальном же автомат переключается вовремя и на нужную мне передачу. Я точно знаю, насколько следует утопить педаль акселератора, чтобы электроника выбрала на одну передачу ниже, и насколько, чтобы автомат «прыгнул» сразу на две ступени вниз.

Седан? Нет, не слышал

Отдельной похвалы заслуживает багажный отсек . Знаю многих, кто в свое время пересел с седана на автомобиль с двухобъемным кузовом, и не слышал, чтобы после такого опыта возвращались обратно к седану. Лифтбек - это действительно удобно. Конечно, всё, что мне доводилось укладывать в Rapid, скорее всего, влезло бы и в багажник большинства седанов B‑класса. Дело в удобстве погрузки, особенно если поклажа крупногабаритная.

Атрибуты двухобъемного кузова при этом незаметны: в обычном положении полка не гремит на ходу даже при езде по разбитой дороге, а если она мешает при погрузке, ее можно поставить вертикально за спинками сидений второго ряда. В подполье есть органайзер с фиксаторами на липучке, с помощью которых в багажнике можно закрепить груз любой конфигурации. Впрочем, все это присуще и другим моделям концерна Volkswagen, а вот с общепринятым утверждением об идеальной эргономике, пожалуй, не соглашусь. Рычажок для регулировки зеркал, расположенный на водительской двери, частенько отвлекал от дороги. Тем, кому Бог не дал гибкие пальцы, включить обогрев боковых зеркал непросто. А в более дорогих версиях есть еще функция складывания зеркал, которая включается тем же джойстиком. Обращали внимание, как после начала дождя или снегопада автомобили концерна Volkswagen начинают хлопать зеркалами? Неспроста.


В начале июня 2015 года чешская автомобильная компания Skoda начала выпускать на территории России Skoda Rapid с новым бензиновым двигателем объемом 1.6 литра. Он уже знаком многим по моделям OCTAVIA и YETI, но имеет существенные отличия. Атмосферные моторы объемом 1.6 л - классика жанра. И, казалось бы, после того как карбюратор заменили впрыском, изобретать уже больше нечего. Но SKODA доказывает, что стремление к совершенству - процесс бесконечный.

С самого начала

Разработка нового мотора - дело очень затратное: счет идет на многие миллионы евро. По этой причине нередки случаи, когда разные автомобильные компании объединяются, чтобы сделать один мотор для совместного использования. При этом европейским покупателям атмосферные моторы сейчас не очень интересны: по уровню расхода топлива они не могут состязаться с современными турбодвигателями, а сегодня это почти приговор. По этой причине атмосферные моторы для бюджетных машин, популярные в России и ряде других стран, чаще модернизируются, чем меняются радикально.

Что же привело SKODA к созданию нового атмосферного мотора, когда и старый был неплох? Ответ звучит удивительно: внедрение новой платформы MQB, которая преимущественно рассчитана на применение турбодвигателей. Совсем запутались? Дело в подходе.

Платформа MQB - это набор неких универсальных решений для создания автомобилей разных марок, входящих в концерн Volkswagen. Решения эти касаются кузовов и подвески, узлов трансмиссии и систем безопасности, радионавигационных устройств и, разумеется, двигателей. Такой подход экономически выгоден и концерну, и потребителям: лучше объединить усилия и средства, чтобы разработать один очень хороший мотор, который будет использоваться на десяти разных моделях, чем сделать несколько средних с инженерной точки зрения двигателей.


Для автомобилей на платформе MQB (к ним, в частности, относится новая Octavia) была разработана линейка новых турбированных моторов, дизельных и бензиновых. Но принцип «универсальных кирпичиков» применялся и тут. Какие из двигателей этой линейки не возьми, у них обязательно найдутся общие черты. К примеру, клапанов на цилиндр окажется ровно четыре. Блок цилиндров будет отлит из алюминиевого сплава. Распределительные валы вращает зубчатый ремень. А вот выпускной коллектор так вообще не виден снаружи: он встроен в головку блока цилиндров. Так вот и удалось, не расходуя лишних средств, создать атмосферный мотор объемом 1.6 литра, отвечающий всем современным требованиям: его придумывали не с нуля, а имея в запасе арсенал готовых решений.

Для начала новый двигатель предложили в России для новой SKODA Octavia, затем - для SKODA Yeti, теперь подошла очередь SKODA Rapid. Стоит отметить: мотор, о котором идет речь, 1.6 MPI серии ЕА211, был разработан и доведен до серийного образца инженерами SKODA в Чехии, а используется на автомобилях разных марок, входящих в концерн.

Характеристики мотора

1.6 MPI - это рядный четырехцилиндровый 16-клапанный двигатель рабочим объемом 1598 куб. см, оснащенный системой распределенного впрыска топлива. С прежними моторами с таким же названием (но серии ЕА111), ведущими свою родословную с 1990-х годов, имеет мало общего. По сути, их объединяет рабочий объем, расстояние между осями цилиндров (82 мм) и распределенный впрыск топлива во впускной коллектор.

Разработчикам сделали простую, но изящную конструкцию. Например, блок цилиндров. Он спроектирован по принципу Open Deck. То есть цилиндры соединяются с самим блоком только в его нижней части, а с боков свободно омываются антифризом. Отсутствие лишних перемычек благотворно сказывается на охлаждении цилиндров, исключается проблема кавитации, то есть образования вредных воздушных пузырьков, которые приводят к медленному разрушению омываемых охлаждающей жидкостью поверхностей (кстати, явлением кавитации объясняется шум чайника при нагреве).

Равномерное охлаждение цилиндров способствует и уменьшению расхода масла на угар. При неравномерном охлаждении стенок цилиндров возникают микродеформации, из-за которых кольца не по всей окружности прилегают к стенкам плотно, и масло попадает в камеру сгорания. Если нет деформации, то и масло угорает меньше.

Блок на двигателях ЕА211 отлит из алюминиевого сплава, а цилиндры образуют гильзы из прочного серого чугуна. Мотор с гильзами не самое дешевое, зато очень хорошее с инженерной точки зрения решение. Чугун - материал износостойкий, хорошо отводит тепло. Кроме того, за счет сильно шершавой внешней поверхности (той, что омывается антифризом со всех сторон) теплообмен становится еще более эффективным, поскольку площадь контакта стенок гильзы с охлаждающей жидкостью возрастает.


Если же покрутить в руках алюминиевый поршень нового мотора, то можно заметить, насколько простую форму он имеет. Его днище плоское, только выемки для клапанов. Раньше поршни имели намного более сложную форму. Шаг назад? Отнюдь. Плоский поршень легче «фигурного», что делает мотор более динамичным. Почему раньше не могли делать такие простые поршни? Да потому что за простотой этой стоят годы исследований. Не знали раньше, как с плоским днищем поршня добиться оптимального распределение топливной смеси в камере сгорания.

Алюминиевая головка блока цилиндров, как было сказано выше, на MQB-двигателях имеет встроенный выпускной коллектор. Обычно выпускной коллектор находится снаружи и известен тем, что очень сильно нагревается уже через секунды после пуска двигателя. Прикосновение к нему грозит сильным ожогом. Оно и понятно: в коллектор попадают раскаленные газы сразу из камеры сгорания. Инженеры концерна решили воспользоваться этим свойством коллектора и спрятали его в головку блока цилиндров. Теперь раскаленные газы прогревают мотор, и он быстрее выходит на рабочую температуру. Прогретый мотор имеет большую отдачу, чем холодный, меньше расходует топлива и, что важно зимой, быстрее обеспечивает теплом салон. Кроме того, такая конструкция легче традиционной. Да, всего на два килограмма, но совокупность подобных мер привела к тому, что новый двигатель легче прежнего на треть.

Раздельное охлаждение

Сверху на головку блока цилиндров устанавливается корпус распредвалов. Он также изготавливается из алюминия. Валы вращаются на новых шариковых подшипниках радиальной конструкции: потери на трение снижаются, а вместе с ними и расход топлива.

Изменились и клапана: они стали легче, а ради снижения потерь на трение приводятся в движение посредством роликовых коромысел с гидрокомпенсаторами, а не напрямую от распредвалов. Причем на всех без исключения моторах ЕА211 вдобавок используется регулирование фаз на стороне впуска. Раньше такое решение встречалось только на дорогих многоцилиндровых двигателях. Подробно на этой технологии останавливаться не будем, но напомним: она помогает поднять отдачу двигателя в широком диапазоне оборотов. Ведь, по-хорошему, для каждого рабочего режима надо подобрать определенное время открытия впускных клапанов. Например, на малых оборотах их желательно прикрывать пораньше, на высоких, наоборот, попозже. Без системы изменения фаз этого добиться невозможно.

Доработке подверглась даже такая простая, казалось бы, деталь, как впускной коллектор. Инженеры оптимизировали расположение и конфигурацию каналов таким образом, чтобы течение воздуха встречало наименьшее сопротивление. А специальные резонаторные камеры позволили уменьшить колебания потока и, как следствие, снизить шум при работе мотора.

Оптимизации подверглась и система охлаждения. В новом двигателе антифриз циркулирует в двигателе по двум независимым контурам: блока цилиндров и его головки. Спросите, к чему такие сложности? Все объясняется очень легко. Чем совершеннее мотор, тем меньше он вырабатывает лишнего тепла. С одной стороны, хорошо. С другой - он дольше выходит на рабочую температуру и меньше выделяет тепла для печки. Интегрированный в головку блока цилиндров выпускной коллектор и двухконтурная система охлаждения позволяют эту особенность современных моторов нивелировать.

Работает схема так: пока двигатель не прогреется до 80 градусов, антифриз вообще не покидает пределы мотора. Лишь после этого рубежа первый термостат открывается, связывая контур головки блока с насосом и расширительным бачком. В результате камеры сгорания получают усиленное охлаждение, наполнение цилиндров улучшается, уменьшается вероятность возникновения детонации. Контур блока цилиндров при этом все еще остается изолированным от общей системы - ему нужно набрать температуру, чтобы снизить трение в кривошипно-шатунном механизме. И лишь когда в этой зоне датчики зафиксируют 105 градусов, сработает второй термостат, система охлаждения выйдет на большой круг и соединится с радиатором. На деле все происходит очень быстро: температурная стрелка движется прямо на глазах.

Возможно, некоторые решения «традиционалистам» покажутся странными. Например, есть мнение, что цепь в приводе ГРМ надежнее ремня. Когда-то так было. Армированный стекловолокном ремень на новом моторе 1.6 MPI рассчитан на весь срок службы двигателя, зато, в отличие от цепи, не растягивается и меньше шумит.

Конечно, скептик заметит, что если сравнивать характеристики старого и нового двигателей, то разница вроде бы мизерная. «Четверка» 1.6 литра получается на пять «лошадок» мощнее (110 сил против 105 ранее), имея чуть более высокий максимальный крутящий момент 155 Нм (прежде - 153 Нм). Не маловат ли «выход» для такого обширного списка технических изменений? Для ответа на этот вопрос лучше всего заглянуть в тот раздел, что описывает экономичность автомобиля. И тут мы обнаружим, что со старым двигателем Rapid с мотором 1.6 MPI и механической коробкой передач в городском цикле расходовал 8.9 л/100 км, а с новым - 7.9 л/100 км. С новой автоматической коробкой разница в городе еще более заметна: экономия составляет около двух литров с сотни.

Мотор 1.6 MPI серии ЕА211 поставляется и в дефорсированном варианте. Наряду со 110-сильной версией покупателям «Рапида» предлагается «облегченная» - по отдаче, а не конструкции - версия: ее мощность снижена до 90 лошадиных сил, а величина крутящего момента такая же, как на 110-сильном моторе, то есть 155 Нм. Можно сэкономить и на цене машины, и на страховке, и на оплате ежегодного транспортного налога.

➖ Качество сборки
➖ Расход масла
➖ Сверчки в салоне
➖ Шумоизоляция
➖ Эргономика

Плюсы

➕ Вместительный багажник
➕ Просторный салон
➕ Дизайн

Достоинства и недостатки Шкода Рапид 2018-2019 в новом кузове выявлены на основе отзывов реальных владельцев. Более детальные плюсы и минусы Skoda Rapid 1.6 90 и 100 л.с. с механикой и автоматом (АКПП) можно узнать из рассказов ниже.

Отзывы владельцев

1. Сиденье впуклое вовнутрь, и это на новой машине, как следствие — больная спина, купил на али поясничный подпор (неудобно, но деваться некуда).

2. Расположение подстаканника и пепельницы под кнопками за рычагом КПП — зачем?

3. Расположение прикуривателя, он же розетка, вертикально вверх торчащим — на кой? Как следствие, на каждой кочке выскакивает зарядка / антирадар и вообще что угодно, как ни втыкай, а еще он прямо под подлокотником, и чтоб туда подлезть…

4. Изофикс спрятан в прорезях в обивке, то есть не между спинками и сиденьем, а разрезали обивку и воткнули его туда.

5. Я среднего роста и телосложения (176/77), но почему педали делают так близко, а руль, даже если его отрегулировать по вылету, так далеко? Почему я должен сидеть скрючившись?

6. Резина самая фиговая, какую только можно найти — Кама… Это и повышенный шум, и управляемость, и конечно безопасность.

7. В магнитоле нет блютуса, пластик на нем весь потерся от кабеля, который тянулся к розетке. Питание розетки не выключается, после того как вынул ключ зажигания (обратите внимание, можно и не завестись по утру). Ответная часть ремня оч далеко, я застегиваю с трудом, жена беременная, просит чтоб я застегнул.

8. Педаль сцепления срабатывает где-то в середине, словно уже диски отработали половину своего ресурса (у коллеги тоже самое).

9. Воздух из центральных жалюзи всегда дует в лицо, как не регулируй.

10. Задняя передача включается утапливанием рычага в тоннель — спорное решение, ибо не информативно. Мне больше нравится кнопка, как в солярисе.

11. И самое главное — ЦЕНА, люди сравнивайте не просто цену авто, но и его обслуживание.

Виктор Илов, ездит на Skoda Rapid 1.6 (110 л.с.) MT 2016 г.

Видео отзыв

Новый Рапид был без музыки с 4 передними динамиками. За копейки нашел родную музыку и задние 4 динамика. Парктроник? 2 700р и пол дня в гараже. Крючок фаркопа — еще пол дня.

Поломки незначительные: на пробеге 800 км сломался термостат. Заменил сам на оригинал (2 000 р). На 15 000 км застучал рычаг стабилизатора — тоже заменил. На ТО не езжу (на предыдущих машинах тоже ни разу). Масло — опелевское GM 5W-40, той же спецификации, как и родное фольксвагеновское (которое в 2,5 раза дороже) каждые 10 000 км.

За 2 года пробежал 40 000 км. Сверчков нет. Динамика управляемости посредственная. Езжу, не жалею уже 2 года.

Владелец ездит на Шкода Рапид 1.6 (90 л.с.) на механике 2014 г.в.

Строгие формы, все лаконично, без выпендрежа. Впечатляет свет! Вроде обычные галогенки, но светоотдача вообще сказка. Сделал вывод, что на прежних машинах вообще слепой ездил.

Салон в Шкоде Рапиде большой, карапузы веселятся от души, место позволяет. Лифтбэк у меня в эксплуатации впервые, раньше все седаны были. Багажник — это что-то с чем-то! С седаном ни в какое сравнение не идет.

Подвеска практически не убиваемая. За время эксплуатации два диска и покрышки в лохмотья, а подвеска живая. На последнем ТО диагностировали подвеску — все в норме. Кстати, сама подвеска настроена так, что не жесткая, но по трассе идет уверенно, без всяких там подруливаний и в поворотах не заваливается.

Из недостатков Skoda Rapid отмечу слабую шумоизоляцию. Зимой лобовое потрескивало. И вообще мне кажется, что лобовое стекло не айс. Трещинки пошли даже не от шипов, а от мелких камешков. В штатной цифровой магнитоле нет USB-порта. Сиденья лучше сразу в чехлы — быстро пачкаются.

Владимир Новиков, отзыв о Шкода Рапид 1.6 (110 л.с.) механика 2014 г.в.

Не покупайте этот хлам))) Ну или приготовьтесь менять следующие детали и терять время у дилера: ваккум тормозного насоса, газовые упоры багажника, динамики нижние, обивка сидений, пена для спинок, подогрев сидений, рулевая рейка, опорные подшипники, главный цилиндр сцепления, втулки стабилизаторов, компрессор кондиционера, осушитель, каркас спинки водительского сидения, стойка стабилизатора правая, стеклоподъемник левый, переустановка багажника (трет уплотнитель), подушка ДВС + правая опора двигателя.

Это не считая скрипов, сверчков, вибраций и прочего) Автомобиль реально отстой, жалею что купил…

На новом Рапиде ломаются такие вещи, которые в голове не укладываются, я в шоке. Если вы думаете, что возьмете механику и все норм будет, то не тут то было — каждые 20 000 км из строя выходит главный цилиндр сцепления.

Алексей Титов, ездит на Skoda Rapid 1.6 (105 л.с.) АКПП 2014 г.

Автомобиль приобретен в июле 2017-го, комплектация Style, МКПП, с добавлением ряда опций (биксеноновые фары, литые диски R 16, регулировка по высоте пассажирского сидения и подогрев задних сидений). Цена со всеми скидками — 802 000 рублей. За первый месяц эксплуатации машинка пробежала 8 тысяч км, проехав из Челябинска до Подмосковья, оттуда в Крым и обратно в Челябинск.

Внешний вид для этого класса автомобилей считаю отличным. При росте 188 см я удобно в ней разместился (при максимально поднятом сидении, что удивительно), чего не могу сделать в Поло-седане (что странно).

Сидеть в машине приятно, управлять ею тоже удобно и приятно. МКПП переключаю 2-3 пальцами, очень приятная вещь. Шумоизоляция хорошая. Обивка сидений дорогая. Современные световые приборы, головное устройство, блютус, круиз-контроль и климат-контроль работают идеально.

Разгоняется, на мой взгляд, очень резво, как и все Шкоды. При 120 км/ч тахометр показывает ровно 3 000 оборотов (отличный результат), и расход топлива сильно вверх не ползет. Меня вначале смущали 90 л.с., пока я не понял, что 110 л.с. (или, например, 123 на других машинах этого класса) достигаются у красной зоны тахометра. Часто ли Вы раскручиваете движок до красной зоны? Лично я — никогда. Средний расход на 92-ом бензине на трассе от 5,7 до 7 литров на 100 км, по городу диапазон шире — от 7,5 до 10.

Слишком жесткая подвеска, очень не любит плохих дорог. Не хватает ассистента подъема в гору (удивительно, но в дорогой комплектации его нет, это отдельная опция).

Машина очень чувствительна к давлению шинах, поэтому нужно следить (возможно дело в низкопрофильных колесах). Главный недостаток — цена, снизить бы в этой комплектации на сотню (хотя бы на 50) — был бы лучший авто в своем классе.

Отзыв о Шкода Рапид 1.6 (90 л.с.) на автомате 2017 года

После пары недель пробег 500 км. Я обычно езжу немного, все необходимое находится рядом. Что интересное по машине на данный момент можно отметить:

— Радует спортивное сиденье. Очень хорошая боковая поддержка, сидишь как влитой. Рука на переднем подлокотнике, настроил руль по высоте и вылету, все удобно.

— Боковые зеркала небольшие, но обзорность хорошая. Из-за тонировки в зеркале заднего вида как-будто сумерки, хорошо, что машины ездят с включенными ДХО или фарами.

— Музыка неплохая, читается флешка, файлы по папкам, ловит радио хорошо, да и телефон по блютусу работает.

— Двигатель, конечно, радует. Если требуется резко ускориться, то газ в пол, и машина выстреливает. Пока можно отметить туговатую педаль газа, и если давить на нее плавно, то ускорение происходит с небольшой задержкой. Надеюсь, дальше разработается.

— Коробка DSG работает идеально, пока никаких пинков, тычков не заметил.

Отзыв о Skoda Rapid 1.4 TSI (125 л.с.) на роботе DSG 2017 г.в.