Монастыри костромского края связанные с именами святых. Святые угодники божии, особо почитающиеся на костромской земле. Преподобный Тимон, старец Надеевский

Собор Костромских святых. Православный календарь на 5 февраля Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня 5 февраля (23 января по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Вторник 37-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать седьмой недели после великого двунадесятого праздника Пятидесятницы - Святой Троицы). Поста нет. В Русской Православной Церкви сегодня совершается празднование Собору Костромских святых, воспоминание VI Вселенского Собора, а также память 11 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них. * * * Собор Костромских святых. Среди городов, основанных на заре древнерусской государственности, Кострома занимает особое место. Именно отсюда в 1613 году от Рождества Христова был призван на царство 16-летний Михаил Романов, что положило конец Смутному времени. Костромская земля славится своими древними храмами и монастырями. И конечно, целым сонмом духовных подвижников, которым в 1981 году в Русской Православной Церкви было установлено отдельное празднование - Собор Костромских святых. Соль Земли Русской: 5 февраля – собор Костромских Святых Праздник был установлен по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и приурочен ко дню памяти преподобного Геннадия Костромского. И уже 5 февраля 1982 года во многих православных храмах впервые было совершено богослужение в честь Небесных покровителей града Костромы. Первым по времени Костромским святым является преподобный Авраамий, победивший язычество в пределах Ростова Великого и Костромы. В соборе - десятки средневековых подвижников и, конечно, целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия, включая Царственных страстотерпцев. И каждому из нас необходимо хотя бы раз в жизни посетить эти благословенные земли, имеющие особое значение для России. Чтобы ощутить уникальное чувство исторической памяти и непременно поклониться Костромским святым, которые являются заступниками не только Костромы и её окрестностей, но и всей Русской Земли. * * * Воспоминание VI Вселенского Собора. Этот собор созвал в 681 году от Рождества Христова в Царьграде Ромейский император Константин Погонат, царствовавший в 668-685 годах. Соборные деяния были направлены против монофелитской ереси, приверженцы которой уничижали Человеческую Волю Христа. Около 170 соборян утвердили исповедание православной веры о двух истинных волях во Христе - Божественной и человеческой. VI Вселенский Собор. Фото: www.pravoslavie.ru Священномученик Климент и мученик Агафангел. Святые страдальцы, учитель и ученик, принявшие многие мучения за верность Христу и Его Церкви в период жесточайших антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Точная дата мученической гибели святого Агафангела неизвестна, святитель же Климент был усечён мечом язычниками после совершения Божественной литургии в 312 году от Рождества Христова, незадолго до прекращения в Римской империи гонений против христиан. Священномученик Климент Анкирский. Фото: www.pravoslavie.ru Преподобный Мавсима (Маисима) Сирин. Сирийский святой IV столетия от Рождества Христова, добровольно принявший на себя подвиг нищенства и служения ближним. Несмотря на крайнюю бедность, в своей хижине праведник всегда держал полными два сосуда: с хлебом и маслом. Двери дома никогда не закрывались, и любой голодный и нуждающийся мог получить пищу из рук этого святого. Преподобный Саламан молчальник. Святой IV столетия, первым из угодников Божиих взявший на себя очень тяжелый подвиг молитвенного молчальничества. На протяжении многих лет преподобный Саламан общался только с Господом и отошёл к Нему в 400 году от Рождества Христова. Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский. Святой IV-V столетий, в молодости сделавший прекрасную светскую карьеру, став римским сенатором, после чего принял Христа и решил посвятить Ему свою жизнь. Он раздал имущество бедным и во всём помогал сиротам и нуждающимся. В конце IV века святого Павлина избрали епископом Ноланским. Однажды, не имея возможности выкупить пленных у вандалов, святитель сам пошёл к ним в рабство в обмен на сына бедной вдовы. Когда вандалы узнали, кого взяли в плен, то освободили старца, но он уговорил отпустить с ним и других христиан. Скончался святитель Павлин на 79-м году своей земной жизни в 431 году от Рождества Христова. Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Один из самых почитаемых святых Костромской земли, в честь которого было установлено празднование Собору Костромских святых. Преподобный Геннадий родился в Белой Руси в городе Могилёве, откуда в поисках монашеских духовных подвигов отправился в Московскую и Новгородскую Русь, а затем в Вологодские и Костромские пределы. На костромском Сурском озере святой Геннадий вместе с преподобным Корнилием Комельским основал монашескую пустынь, впоследствии ставшую Геннадиевым монастырём. Скончался старец в 1565 году от Рождества Христова. Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Фото: www.pravoslavie.ru Перенесение мощей святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Русский святой, возглавлявший архиерейскую кафедру Великого Новгорода в первые годы XIV столетия. Немало сделав для восстановления и благоукрашения храмов и монастырей, владыка Феоктист оставил архипастырское служение и уединился для монашеских духовных подвигов в Благовещенской обители, взяв на себя обет безмолвия. Отошел ко Господу в 1310 году от Рождества Христова. Честные мощи этого святого были перенесены в город Юрьев в 1786 году. Преподобномученик Серафим (Булашов), преподобномученицы Евдокия (Кузьминова) и Екатерина (Черкасова), мученица Милица Кувшинова. Православный игумен, насельницы монашеских обителей и мирянка, пострадавшие за веру в период советских богоборческих гонений и принявшие мученический венец в этот день в кровавом 1938 году. Прославлены в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. * * * Поздравляем православных христиан памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Воспоминания протоиерея Сергия Щукина о владыке Василии Кинешемском

Живя в первые годы революции в Москве, мне пришлось встречаться с некоторыми представителями московской интеллигенции, для которых октябрьский переворот послужил толчком для полного внутреннего перерождения. Это были своего рода «кающиеся интеллигенты», осознавшие свою вину в годы, предшествовавшие революции.

Среди них наиболее запомнилась мне личность Вениамина Сергеевича Преображенского. В те годы ему было лет 40–45. Сын священника, он учился в духовной академии, а потом, под влиянием духа времени, поступил в университет. Это совсем не значит, что он потерял веру; нет, он остался верующим, но его более привлекала педагогическая деятельность, чем священническая. Он был талантливым педагогом, причем его интересовали не столько вопросы образования, сколько воспитания и, в частности, религиозного. Поэтому, он часто посещал доклады в Московском Христианском Студенческом Кружке, где я с ним и познакомился. Он оказался интересным собеседником и охотно беседовал со студенческой молодежью на религиозно-нравственные темы.

Между прочим, от Вениамина Сергеевича я впервые более подробно узнал о скаутизме. Он рассказывал нам, что бывал заграницей для ознакомления с европейскими школами. Что, будучи в Англии, его особенно заинтересовала воспитательная система Баден-Пауэлла, т.е. «бой-скаутизм», который в те годы только что появился. Эта система Вениамину Сергеевичу так понравилась, что он, вернувшись в Москву, написал книгу о бой-скаутизме. Я теперь уже не помню названия книги, но, мне кажется, что это была первая книга на русском языке о скаутизме. Вениамин Сергеевич подарил эту книгу в библиотеку Кружка, и я тогда с нею познакомился.

Не могу точно сказать, применял ли сам Bениамин Cергеевич в своей гимназии скаутские методы, но во всяком случае, он был одним из первых, кто познакомил русское общество с основами скаутизма.

А теперь перейду к тому, как реагировал Вениамин Сергеевич на приход к власти большевиков. В конце октября 1917 года в Москве происходило восстание большевиков. Силам красных несколько дней оказывали сопротивление отряды юнкеров, находившихся в Кремле и в некоторых московских зданиях. Многие москвичи были очевидцами этих эпизодов, гражданской войны, когда с обеих сторон проливалась кровь русских людей, главным образом, молодежи. Среди других все это наблюдал и В.С. Преображенский. Картины братоубийственной борьбы на московских улицах до такой степени потрясли его душу, что он уже не мог дальше оставаться в Москве и жить своей обычной жизнью. Его преследовал вопрос: как могли русские люди дойти до такого состояния? В конце концов, он пришел к выводу, что он сам виноват в свершившемся. Для него, как для верующего христианина и педагога стало ясно, что главной причиной революции было неправильное воспитание русских людей, о котором недостаточно заботилось правительство, церковь и общество.

В то же время Вениамин Сергеевич понял свою собственную ошибку и воспринял ее, как свой грех перед народом. Он осознал, что его обязанностью, как окончившего духовную школу, было стать священником и позаботиться о духовном просвещении народа. Но так как он сам, подобно многим другим семинаристам, уклонился от этой обязанности и избрал другой путь, то и на нем лежит часть ответственности. Придя к такому выводу, Вениамин Сергеевич не только покаялся, но и решил сделать все возможное, чтобы исправить свой грех. Он сразу заявил об уходе с должности преподавателя и, почти ни с кем не простившись, уехал к себе на родину в город Кинешму Костромской губернии.

Мы не знаем дальнейших подробностей, но стало известно, что Вениамин Сергеевич вскоре принял монашество (он не был женат) с именем Василий. Через несколько лет, еще при жизни патриарха Тихона, был хиротонисан во епископы и сделался Преосвященным Василием Кинешемским.

На этом посту владыка Василий развил такую проповедническую и организационную деятельность, что вскоре был арестован советской властью и отправлен в ссылку. Из ссылки епископ Василий уже не вернулся, как и многие из священников и архииереев того времени…

Да будут эти краткие строки скромным венком на безвестную могилу убиенного раба Божия епископа Василия (Преображенского), одного из зачинателей Русского Скаутского Движения.

Воспоминания Валентины Петровны Орловой о владыке Василии Кинешемском

В первые годы после революции, когда была отделена Церковь от государства, в народе наблюдался большой подъем религиозного чувства. Было ли это следствием того, что священство получило большую свободу: не так грозна стала власть высшего духовенства, не надо было без конца поминать в службах «Благочестивейшего Самодержавного Государя», что надоело многим, стремившимся идти в ногу со временем, или это было следствием переживаемых тягот, - разруха, голод, а в такое время народ ищет защиты у Бога, (что было и в последнюю войну) - не знаю. Но тогда народ усердно посещал храмы, часто устраивались прения между священниками и атеистами, которые собирали массу народа. «Побеждали» то одни, то другие, и пока еще никого не преследовали. В это время в Кинешме начал служить молодой священник Вениамин Преображенский. Он был сын старого протоиерея, всю жизнь служившего в Кинешемской Вознесенской церкви (сейчас в ней краеведческий музей). Отец Вениамин был высокого образования - он окончил два факультета - философский и богословский, бывал в западных странах - в Париже, Лондоне. Очень начитан, талантливый оратор. В юности, говорят, была у него неудачная любовь, которая глубоко ранила его душу. Не помню, или его невеста умерла, или ее выдали за другого. И вот он стал священником. Очень скоро слух о нем, его необыкновенной жизни и о его прекрасных проповедях прошел по всему городу. И я ходила слушать отца Вениамина и была в великом упоении от его таланта. Было мне тогда 14–15 лет, но я уже много читала.

Был в Кинешме один из самых богатых купцов - Елисов. У него был гастрономический магазин, в котором было все только самое лучшее. Мой папа всегда покупал там на Рождество и на Пасху окороки, колбасу ветчинную, языковую, фисташковую, икру кетовую и черную паюсную. Ах, какое все было вкусное! Сейчас и не приснится! Елисов был соборным старостой и был великим любителем церковного благолепия. Он, вместе с другими «ревнителями веры», съездил в Москву и испросил разрешения у церковных властей открыть в нашем соборе епископскую кафедру и поставить епископом отца Вениамина. Он привез из Москвы известного старого регента Белова, собрал прекрасный хор, вызвал прекрасного протодьякона. Одним словом, так организовал службу в соборе, что из Москвы приезжали слушать ее. И вот пошел слух: «отца Вениамина будут постригать». Ведь прежде чем посвятят в архиереи, надо принять монашеский постриг.

Я, конечно, побежала смотреть. Было это в феврале или марте, во время Великого поста, год точно не помню - или 1919 или 1920. Маленькая, низкая зимняя церковь Вознесения. Народа - сплошная стена. Едва пробилась. Невдалеке от входа, слева, небольшой уголок завешен черными занавесами. Народ шепчет: «он там, он там…» Идет служба. Тогда я совсем не знала еще службы, потому ничего не поняла. Наконец в толпе, с трудом проторили дорожку, не больше метра шириной, и от центральных Царских врат подошли к черным занавескам два монаха в черных рясах и черных клобуках на головах. Они откинули занавеси, и постригаемый упал пред ними ниц. Они стали задавать ему положенные вопросы: «Готов ли ты оставить все земное? Готов ли перенести мучения за веру? Отрекаешься ли ты от отца и матери своих и предаешься ли Христу?» Точно вопросов я не помню, их было довольно много. Получив на все вопросы утвердительные ответы, монахи (это были московские архиереи) сказали ему что-то вроде «следуй за нами», и пошли обратно к алтарю. А он на коленях пополз за ними. И так полз через всю церковь, до самого амвона. До сих пор помню вздох толпы при виде этого, вся масса народа тихо охнула, точно одной грудью. Теперь все действие происходило далеко от меня, плохо было видно, только видела, как выстригали прядь волос с его головы. Далее следовало пение. Кончилось это для меня неожиданно. Впереди меня стояла женщина, голова ее была покрыта поверх пальто вязанным платком. И вдруг я вижу: по платку ползет вошь, по плечам другая, третья… Да ведь какие вши - громадные, толстые, белые, чуть не в сантиметр длиной. А был 1920-й год, был тиф. Я пячусь, пячусь назад, назад. Кое-как выбралась на улицу и бегом домой. Обошлось благополучно. Мне ни одной не досталось. В те годы на полу вокзалов вшей было столько, что они хрустели и трескали под сапогами.

Осенью, в Успеньев день, в нашем соборе, отца Вениамина, нареченного в монашестве Василием, посвящали в архиереи. Из Москвы приехало человек 10–12 митрополитов и архиереев, со своими свитами, со знаменитыми протодиаконами… Было великое торжество. Хор, руководимый Беловым, гремел, протодьяконы старались превзойти один другого в силе и красоте голоса. Митры архиереев сверкали золотом и разноцветными камнями. Эта пышность, блеск, великолепие, а главное красивейшая музыка церковных напевов, буквально, ошарашили меня. Народа было тысячи. Были открыты все двери храма: западные, южные и северные, и на улице стояла толпа народа. С этого дня я стала усердно посещать собор, не пропускала почти ни одной службы, хотя родители меня очень бранили за это. Мне страшно хотелось понять, как «делается» это благолепие. Во-первых, хор. Он стоял на двух клиросах - на одном не уберешься. Ведущее сопрано - Поля Соколова, обладала таким мощным голосом, что рядом стоять - оглушит. И красивый голос. Мощное котральто - Маруся Крылова, тоже под стать ей. В ту пору приезжали руководители из хора имени Пятницкого, звали, звали их обоих в хор, обещали блестящее будущее, но они не пошли. Была еще Голубцова Вера - первый альт, легкий, чистый голос. Был тенор Шура Ветров - лучший голос во всей округе. Может, вы слышали по радио Георгия Павловича Виноградова, вот такой же голос был у Ветрова. Особенно похож голос, когда Виноградов поет: «Далеко, далеко, где кочуют туманы…». Виноградов наш земляк, сын священника из-за Волги. Были баритоны и басы. Далеко не в каждой церкви в Москве был такой хор. Это был поразительный взлет духа, это было незабываемо. Я рада, что могла слышать эту красоту, теперь этого уже не услышишь. Кстати, некоторое время в Иванове управлял хором праправнук Михаила Ивановича Глинки, и я ездила на него смотреть. Хор поет сносно, … некому петь…

Другой знаменитостью нашего собора был протодиакон Леонид Чудецкий. Его взяли из Галича, где он служил в соборе, а старшим там был дядя моего отца, который и приезжал однажды по делам к вл. Василию и останавливался у нас. Так вот Чудецкий, как про него говорили, был действительно Чудецкий. Русский богатырь, высокий, русоволосый, лоб высокий, открытый, брови вразлет, глазища серые, яркие, как стрельнет ими, так на месте убьет. А голос, голос… Начнет читать с низких нот, а залетит на такие верха, что стекла в окнах звенят ему в ответ и кажется, что чистое серебро рассыпается под сводами. И все это без всяких усилий. А походка и все движения его - картина. Артист.

Проезжал Кинешмой Шаляпин, он ехал на свою дачу в Порошино (там теперь дом отдыха и стоит знаменитый шаляпинский самовар). Послушал его Шаляпин и стал звать в Большой театр. Не поехал Чудецкий. Много горя принял он впоследствии. В 30-ых годах его посадили, сидел с уголовниками, его жестоко избили по голове, после чего началась у него эпилепсия. Вернувшись из заключения, он еще немного служил, но это было уже не то. Эпилепсия сказывалась: стоит на амвоне, читает, и вдруг замолчит. В церкви напряженная тишина, ждут. Через несколько секунд продолжает читать - как ни в чем не бывало. Это «малая форма» эпилепсии, когда сам больной не замечает, что на несколько секунд потерял сознание. Но дальше с ним стало хуже, и он окончил жизнь в отделении психиатрии. До сих пор больно. У такого одаренного человека такая участь.

Записки-воспоминания о епископе Василии Кинешемском его духовной дочери Фирсовой Елены

В 1921–1922 годах в доме тети Кати и тети Пани Поповых снимал комнату протоиерей Вознесенского храма о. Владимир Голубев, он был духовно близким им человеком. Я в это время зиму жила у теток, училась во 2-м классе, мне было 9 лет, но я все хорошо помню. Помню, как о. Владимир приходил из храма после всенощной, благословив скудную пищу на столе, садился с нами за стол, и за чаем из самовара много нам рассказывал о приехавшем в Кинешму и служившем псаломщиком в Вознесенском храме Вениамине Сергеевиче Преображенском - сыне протоиерея Сергия. Протоиерей Сергий служил раньше у Вознесения, скончался он в 1919 году. Дом священника поспешили занять и превратили в коммунальные квартиры. Этот дом стоял близко от храма. Его в 60-е годы снесли, построили новый кирпичный дом, там долгое время размещалась городская прокуратура.

Вениамин Сергеевич, будучи псаломщиком, жил в д. Болобанихе в доме Масловых - Макара Васильевича и Николая Васильевича. В 60 –70-е годы вся деревня Болобаниха снесена, жители переселены в район АЗЛК. От внучки Масловых - Шуры Голубевой я узнала, что Вениамин Сергеевич в храм ходил в мирской одежде - белой рубашке и черных брюках. Отец Владимир рассказывал, как Вениамин Сергеевич в 1920 году в Кинешемском Успенском женском монастыре принял монашеский постриг с именем Василий (в честь святителя Василия Великого). Вскоре монаха Василия рукоположили в иеродиакона и в иеромонаха, он продолжал служить в храме Вознесения. В 1921 году его быстро хиротонизировали в Костроме в епископа - викария с епархией в г. Кинешме и Кинешемском районе.

Владыка Василий в своей епархии - в Кинешме и близлежащих деревнях начал создавать христианские православные кружки. Поручал вести кружок верующей женщине, хорошо грамотной. В православных кружках читалось Евангелие, толкование давал сам владыка. В Кинешме кружок был организован в основном из молодежи, занимались в помещении крестильни храма Вознесения. Этот кружок был создан, когда Вениамин Сергеевич был еще псаломщиком. В 1921 г. епископа Василия вызывали на диспуты в городской театр, где оппонентом владыки был атеист Казанцев (сын священника). Диспуты быстро прекратили, т.к. оппонент был слаб в богословской науке.

Я очень хорошо помню Марию Андреевну Дмитриеву, она и ее две сестры: Анна и Екатерина жили в д. Ильино (сейчас ул. Дудникова). Мария Андреевна в 17-летнем возрасте ослепла, но имела большую веру в Бога, по благословению владыки вела кружок в деревне Трезубцево близ Наволок. В кружке также читали Евангелие с толкованием владыки Василия. Мария Андреевна пела на правом кли-росе, читала часы и шестопсалмие наизусть. У себя дома шила верхнюю одежду для деревенских женщин, кроила по специальным выкройкам - лекалам, сделанным из картона, вязала. Вот, действительно, «Господь умудряет слепцы»! Другой руководительницей кружка была Секлетея Тимофеевна Чумакова в деревнях Починок и Велизанец. Ее дядя - Панфилов Василий Андреевич был старостой в храме в Велизанце.

Из бесед отца Владимира я узнала, что с первых дней служения епископа Василия за его миссионерскую деятельность, за его влияние, прекрасные проповеди в соборе, началось преследование. В 1917 г. начал свое патриаршее служение Святейший Патриарх Тихон. В это время начинается гонение на Церковь. 1918 год был обильно полит кровью священников и епископов, расстреливались крестные ходы, при отнятии церковного имущества расстреливали верующих, оскверняли мощи святых угодников Божиих. Патриарх Тихон встал в 20-е годы за веру, за сохранение духовных традиций Церкви, борьбу за чистоту душ христианских.

Епископ Василий был истинным последователем Святей-шего Патриарха Тихона, отстаивал чистоту Единой Святой Апостольской Православной Церкви. Появляется раскол - обновленчество. В 1922 г. арестовывают Патриарха Тихона. Началось устранение неугодных власти архиереев. Об-новленцы повсюду в стране захватывали храмы, изгоняя православных. Епископ Василий благословил пастырей не покидать своей паствы.

Владыка Василий прослужил всего 1 год и 8 месяцев и в 1923 г. был арестован.

В первый раз владыка Василий был сослан в Зырянский край, в Усть-Кулом, где собралось тогда 2 митрополита и 4 епископа. Один из них - Митрополит Кирилл Казанский, который подарил епископу Василию свое архиерейское облачение; он его бережно хранил и перед смертью благословил его разрезать и раздать своим духовным чадам. В Зырянской ссылке 6 архиереев в таежной избушке совершали богослужение. Келейником епископа Василия был Александр Павлович Чумаков 1891 г. рождения, уроженец Костромской губернии. В возрасте 22 лет он был послушником в Оптиной пустыни. Началась Мировая война 1914 года, и его взяли в армию, попал в плен в Румынии, бежал. На родине был псаломщиком. О Кинешемском епископе Василии дошли слухи до Костромы. В 1922 году он приехал в Кинешму, стал келейником владыки. В последствии Александр Павлович следовал за ним и разделял все невзгоды и тяготы ссыльной жизни. Был хорошим плотником и маляром (эти сведения я узнала от самого Александра Павловича). В 1922 году отец Владимир был рукоположен в архимандриты, а в 1925 году посвящен в Нижнем Новгороде в епископа Ветлужского. Келейником у него был брат Александра Павловича - Николай Павлович Чумаков. Епископ Николай в Ветлуге прослужил недолго. По состоянию здоровья был освобожден, уехал, принял старчество. Жил в деревне Ширяево Угольского с/с Костромской области в 22 километрах от Кинешмы за Волгой. Там Николай Павлович поставил избушку-церковушку с келейкой (рядом с кладбищем), вырыл землянку, где останавливались приезжающие к епископу духовные дети. К нему приезжали даже из Москвы и Ленинграда за советом. Отец Владимир, еще живя в Кинешме у моих теток, вложил в мою детскую душу первые зачатки настоящей чистой веры в Бога. Он и в миру вел настоящую монашескую жизнь. Его комната как келья, в ней в углу иконы, аналой, у стены жесткая железная кровать. Помню, как рядом с нашим домом был пожар, пламя ночью освещало ограду Вознесенского храма. В нашем доме все были в панике, суетились, связывали свои пожитки в узлы, плакали. Отец Владимир всех успокаивал, говорил «На все воля Божия». Встал на молитву перед образами и долго усердно молился Богу. А затем велел меня одеть (была зима), взял меня и повел в храм, поставил, а сам ушел в алтарь и начал служить утреню. Наш дом, благодарение Богу, не загорелся, а горевший дом сгорел до основания. Когда закрыли церковь Вознесения, мы духовные чада владыки Василия ходили пешком в деревню Ширяево к владыке Николаю на исповедь, в Великом посте и на Пасху - это было в 1929 году, а в 1930 году зимой он скончался, похоронен рядом на кладбище.

Владыка Василий, будучи в ссылке в Усть-Куломе с митрополитом Кириллом, живя с ним рядом и служа, уверился в его вере и в современном положении Православной Церкви. За митрополитом был авторитет православного богослова, подтвержденный благочестием личной жизни. В мае 1925 года ссылка закончилась, и владыка Василий возвратился в Кинешму. В Воздвиженскую церковь начали стекаться его духовные дети. Исповедовал до поздней ночи. Церковь в Кинешме стала быстро расти. В январе 1926 года власти приказали епископу Василию покинуть город. Вначале уехали с Александром Павловичем на его родину в деревню Анаполь, где вдвоем совершали богослужения в доме (прожили полгода); затем владыка поехал к мощам Серафима Саровского, был в Дивееве, оттуда поехал в Нижний Новгород, где вместе с митрополитом Сергием (Старогородским) участвовал в хиротонии иеромонаха Голубева Николая в епископа Ветлужского. Там же получил епископ Василий назначение - перевод на Вязниковскую кафедру (временно). Этот перевод в Кинешме был встречен великой скорбью. Когда тронулся поезд, люди встали на колени, махали руками, прощаясь, плакали, крестились (подтверждает Ольга Плясова и др). В Вязниках владыка написал рукопись книги, где были собраны его беседы, которые он вел в храме и кружках. В Вязниках его духовная стойкость и его проповеди стали в храм привлекать множество народу, и власть выслала владыку в Кинешму. Вернувшись, он прослужил всего несколько месяцев и власти потребовали, чтобы он уехал в Кострому.

Епископ Василий в Кинешемском Успенском соборе больше не служил. В Кинешму был прислан архиепископ Севастьян Костромской и Галичский. Настоятель собора протоирей Иоанн Альтовский был арестован (умер в лагере). Епископ Василий служил всегда у Вознесения (летняя церковь), зимняя - престол Иоанна Златоуста. В храме прихожане, староста и священник были единомышленны с владыкой. В эти годы там служил отец Николай (Панова), диакон Иоанн Груздев, псаломщик Василий Поспелов. Старостой храма был Григорий Федорович Иванов, а во время его долгой болезни - монахиня Агния (в миру Анастасия Захаровна Орлова), бывшая казначея Кинешемского Успенского женского монастыря (до его закрытия). Алтарницей - ризничной была монахиня Виталия из Успенского женского монастыря. По благословению владыки меня и мою подругу Валю перевели на правый клирос. Регентом была Катя Цыпляева (в монашестве Евпраксия) из закрытого Успенского монастыря. Певчие: Лида Грибунина (сопрано), Маня Волина (альт), Мария Андреевна (2 сопрано), я с Валей - вторые голоса. Все песнопения были хорошо отработаны, пели без нот. В большие праздники «Херувимскую» и «Милость мира» пели по нотам. Часы и шестопсалмие читала Мария Андреевна (слепая) наизусть, кафизмы читала Маня Волина. В Вели-ком посте «Да исправится молитва моя» пели трио: Лида Грибунина, Маня Волина, Мария Андреевна. Стихиры на «Господи воззвах» и «На хвалитех» по голосам пел только левый клирос. Апостол читал Вася Поспелов. Помню иподьяконов владыки: Мишу Разумова - сына настоятеля Успенского монастыря отца Константина, Братолюбова и Васю Смирнова. Будничное богослужение проходило скромно и просто. Сам владыка служил без архиерейского облачения в мантии и клобуке. Но в двунадесятые праз-дники было все очень торжественно. В 1927 году разогнали Дивеевскии монастырь. В Кинешму приехали монахиня Анна, которую поставили регентом на правый клирос, монахиня (как зовут забыла) пела басом, послушницы Марфуша (альт), послушница Нина (1 голос). Хор стал большой. Матушка Анна хотела все мелодии переделать на дивеевский лад. Вспоминаю службу на Христов день, во время пения пасхального канона левый и правый клирос сходились на середину храма и пели по-дивеевски возвышенно и торжественно. Но все это продолжалось недолго. Матушка Анна и старая монахиня, которая пела басом, уехали из Кинешмы. Регентом осталась Катя Цыпляева, и все стало как раньше.

1 Щукин Сергей Сергеевич (1891 - 1977), родился в 1891 году в г. Ростов-на-Дону в семье инженера-железнодорожника. Учился в специализированном московском техническом учебном заведении. В 1918 г. получил диплом инженера-химика. Активный участник московского, а затем ростовского отделения Российского студенческого христианского движения. В 1934 г. был арестован органами НКВД за религиозную деятельность. Приговорен тройкой к пяти годам заключения по ст. 58, п. 10 (контрреволюционная агитация). Ссылку провел в Ухто-Печерских лагерях в Коми. В 1943 г. эвакуировался на Запад. В 1946 г. рукоположен епископом Нафанаилом (Львовым) в сан иерея на Благовещение в барачном храме св. Прокопия Устюжского в г. Гамбург (Германия). Жил и служил в лагере для перемещенных лиц Фишбек под Гамбургом (Германия) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). С 1949 г. служил в г. Брадфорд (Йоркшир, Англия). В 1952 г. переехал в г. Торонто (пров. Онтарио, Канада). Протоиерей. Служил вторым священником в Торонто. Активно работал с молодежью, организовал приходскую школу, Владимирский кружок для старшей молодежи, являлся духовным руководителем русских скаутов-разведчиков в г. Торонто (Канада). С 1966 г. до своей кончины был настоятелем Свято-Троицкого храма в г. Виндзор (Канада). Митрофорный протоиерей (1976). Скончался 5 января 1977 г. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США).

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий – ученик преподобного Сергия Радонежского.
Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, преподобный Авраамий первоначально подвизался и нижегородской Печерской обители, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь. Спустя некоторое время, в поисках места для уединенной монашеской жизни, преподобный Авраамий по благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в Костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области).

Преподобный Адриан Монзенский

Преподобный Адриан (в миру Амос) родился в Костроме и был учеником преподобного Ферапонта Монзенского. В молодости он оставил родительский дом и подвизался в Толгском, Геннадиевом, Спасо-Каменном и Павло-Обнорском монастырях. По указанию преподобного Ферапонта Адриан поселился близ устья реки Монзы (правого притока р. Костромы) и приступил к строительству Благовещенского монастыря, получившего впоследствии имя Адриановой пустыни.

Преподобный Александр Вочский

Преподобный Александр был основателем и игуменом Александровской пустыни на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как «подражатель» в подвигах и даже как «собеседник» преподобного Авраамия Чухломского, скончавшегося в 1375 году, и не позднее начала XVI века, так как в царствование Василия Ивановича III (1505-1553) Александровская пустынь уже существовала и получила от этого царя во владение целую волость.
Юность преподобного в службе воспевается так: «От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев». Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил «свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню.

Преподобный Варнава Ветлужский

Преподобный Варнава жил в XIV-XV веках; вначале он был приходским священником в Великом Устюге, а после кончины супруги принял монашество.
После пострига преподобный удалился от суетной мирской жизни и поселился в безлюдном месте на Красной горе близ реки Ветлуги. Здесь, как повествует житие святого угодника, он «работал Богу в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым».
Двадцать восемь лет преподобный Варнава провел в подвиге отшельничества на Красной горе. Несмотря на то, что в ближайших окрестностях этого места не было людского жилья, о благодатном пустыннике стало известно обитателям древнего Ветлужского края; к угоднику Божию стали обращаться те, кто искал духовного совета, вразумления и утешения. Сохранились свидетельства о пророчествах святого старца, предрекавшего, что по его преставлении ко Господу на Красной горе возникнет иноческая обитель, и «умножит Бог житие человеков».

Священномученик Василий Разумов, иерей Сыпановский

Священномученик иерей Василий Разумов родился в 1879 году в деревне Кучино близ города Судиславля в бедной крестьянской семье. В начале 30-х годов ХХ века он служил священником в Красносельском районе; в 1932 году отец Василий был арестован и приговорен к 5 годам заключения в лагере, откуда его по состоянию здоровья досрочно освободили в 1935 году.
Управлявший в то время Костромской епархией священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский, назначил отца Василия на служение в Свято-Троицкую церковь села Троица Нерехтского района – бывший монастырский храм Троице-Сыпановой Пахомиево-Нерехтской обители. В скорбные годы гонений на Церковь и веру Христову священномученик Василий, укрепляемый своим наставником и духовным другом – священномучеником Никодимом, ревностно защищал истину и чистоту Православия, утверждал свою паству в стоянии за правду Божию, оберегал храм от попыток закрытия и поругания.

Солигаличские новомученики

Священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин.
Протоиерей Иосиф Смирнов родился в 1864 году. Закончив Костромскую Духовную семинарию, с 1885 по 1896 год преподавал в Солигаличском приходском училище. В 1886 году был рукоположен во священника собора Рождества Пресвятой Богородицы; состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковно-приходских школ Солигаличского уезда. В сентябре 1905 году был назначен настоятелем собора. Избирался депутатом городской думы и Солигаличского уездного собрания, состоял членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 году возведен в сан протоиерея. Сведения из послужного списка и материалы периодической церковной печати показывают нам отца Иосифа как образованного, достойного священнослужителя, человека безупречной христианской нравственности, пользовавшегося среди горожан глубоким уважением.

Священномученик Василий (Преображенский),епископ Кинешемский

Епископ Василий (Преображенский Вениамин Сергеевич) родился в 1876 году в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.
Родители его, люди благочестивые и набожные, проводили свою жизнь почти по-монашески. Лишь по необходимости, они выходили из дома, за стены которого не проникали ни новости, ни сплетни, ни праздные разговоры. Это отсутствие житейской суеты привило мальчику сосредоточенность. Он получил высшее светское и высшее духовное образование, защитил диссертацию, получив степень магистра богословия. Однако жизнь свою он хотел устроить, как светский человек. Но Бог готовил ему иную судьбу. Каждое лето Вениамин приезжал домой.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

Преподобный Геннадий, в миру Григорий, происходил из семьи русско-литовских бояр Иоанна и Елены; родился он в городе Могилеве. С детства отрок любил посещать храм Божий, и, наконец, решившись поступить в какую-либо из обителей в Русской земле, тайно покинул родительский дом, обменял богатую одежду у нищих на рубище и в таком виде дошел до Москвы. Здесь он познакомился со своим будущим духовным другом по имени Феодор, также стремившимся к иноческим подвигам. Не найдя себе прибежища в московских краях, подвижники отправились в новгородскую землю; здесь они встретились с преподобным Александром Свирским, который благословил друзьям идти в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому.
Святой Корнилий предсказал Феодору, что его участь – мирская жизнь (действительно, вскоре Феодор вернулся в Москву, имел большую семью и дожил до глубокой старости), а Григория оставил в своей обители, где тот по прошествии долгого времени послушнических трудов принял постриг с именем Геннадий.

Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский

Родился в г. Галиче Костромской губернии, принадлежал к знатному роду бояр Лопотовых. В обители Рождества Богородицы на Галичском озере принял иноческий постриг, удостоен сана священника. Основал на реке Пельшме Вологодскорй губернии монастырь. Скончался 127-летним старцем 30 сентября 1442 года.

Священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский

Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где трудился до 1889 года. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтове Тамбовской губернии и был назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы.
Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 году со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии.

Преподобный Иаков Брылеевский

Преподобный Иаков жил в ХV веке, происходил из рода дворян Брылеевых. Был учеником преподобного Иакова Железноборовского, послушником его монастыря. Основал малый иноческий скит, известный под именем Троицкой Брылеевской пустыни, в четырех верстах от Иаково-Железноборовской обители, где и скончался.

Преподобный Иаков Железноборовский

Преподобный Иаков родился в XIV веке в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. Еще в юном возрасте лишившись родителей, он раздал все свое имущество нуждающимся и принял монашеский постриг в обители игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского.
Стремление к высшему подвигу иночества – отшельнической жизни – побудило преподобного Иакова возвратиться в родной край. Получив благословение святого Сергия, он поселился на берегу реки Тебзы вблизи села Железный Борок, недалеко от города Буя, и пребывал там в уединенной молитве и монашеских трудах.

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в старинной дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование, закончил Военное инженерное училище. В 1827 году вышел в отставку по состоянию здоровья, жил в Александро-Свирском монастыре, в Оптиной пустыни, Дионисиево-Глушицком монастыре.
28 июня 1831 года принял постриг с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, рукоположен в сан иеромонаха, затем назначен настоятелем и строителем Пельшенского Лопатова монастыря. 28 января 1835 года, за усердные труды по возрождению обители, святой Игнатий был возведен в сан игумена, затем в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России

Святитель Иона (его мирское имя неизвестно) родился в конце XIV века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в семье дворянина Феодора Одноуша. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте «в одном из монастырей Галичской страны» – по современным данным, в Благовещенском Унорожском монастыре вблизи реки Вексы в нескольких километрах к северо-западу от Галичского озера. Через некоторое время он перешел в московский Симонов монастырь и около 1430 года был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины в 1431 году митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии. В декабре 1448 года собор русских епископов избрал епископа Иону митрополитом всея Руси; с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата.

Преподобный Кирилл Новоезерский

Родился в Галиче, происходил из дворянского рода Белых или Белого. Тайно оставив родительский дом, удалился в Комельские леса к преподобному Корнилию, от которого принял иноческий постриг. 10 лет подвизался под руководством преподобного Корнилия, а затем по его благословению 7 лет пустынножительствовал. В 1507 году поселился на Красном острове у Нового озера (Белое озеро), построил 2 храма: во имя Воскресения Христова и во имя иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Был посвящен в сан священника. Скончался 4 февраля 1532 года. Мощи преподобного Кирилла были обретены нетленными в 1649 году.

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он принял монашество в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, а затем, по благословению настоятеля обители святого Дионисия, поселился на берегу реки Лух, воздвигнув там церковь во имя Богоявления Господня и создав монастырь. Впоследствии преподобный Макарий переселился на берег реки Волги, где близ озера Желтые Воды основал обитель во Имя Живоначальной Троицы. В 1439 году Желтоводский монастырь был разрушен татарами; после этого преподобный Макарий отправился на реку Унжу, где основал свой третий монастырь.

Преподобный Макарий, миссионер Алтайский

Преподобный Макарий (в миру Глухарев Михаил Яковлевич) родился 8 ноября 1792 года. Обучался в Вяземском Духовном училище и Смоленской Духовной семинарии, после окончания которой был оставлен в ней преподавателем латинской грамматики. В 1817 году закончил Петербургскую Духовную академию со степенью магистра богословия. 18 июня 1817 года назначен инспектором Екатеринославской Духовной семинарии. 24 июня 1818 года пострижен в монашество, 28 июня – рукоположен во иеромонаха.
С 20 февраля 1821 года был назначен ректором Костромской Духовной семинарии. 21 декабря 1821 года возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем костромского Богоявленского монастыря. Попечением преподобного Макария угловая юго-западная башня обители с написанной на ней чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в сохранившуюся до наших дней Смоленскую церковь.

Священномученик Макарий (Кармазин), епископ Екатеринославский

Священномученик Макарий (в миру Григорий Яковлевич Кармазин) родился 1 октября 1875 года в Подольской губернии. 23 августа 1893 года по окончании Подольской Духовной семинарии был рукоположен во священники и служил на приходах Подольской епархии.
В 1902 году отец Григорий Кармазин стал священником 8-го запасного кавалерийского полка, 4 мая 1912 года числился военным священником 152-го пехотного Владикавказского полка. Во время Первой мировой войны был ранен и дважды контужен. За личное мужество и пастырские труды был возведен в сан протоиерея и получил назначение в 729-й пехотный Новоуфимский полк. В качестве военного священника отец Григорий Кармазин служил в Брест-Литовске, Галиции, Риге и других местах, с 1918 по 1922 год – служил на разных приходах Киевской епархии.

Святитель Митрофан, епископ Воронежский

Святитель Митрофан (в миру Михаил) родился 6 ноября 1623 года в с. Антилохово Владимирской области. До 40-летнего возраста жил в миру, был женат, имел сына Иоанна, служил приходским священником в с. Сидоровское недалеко от г. Шуи. Лишившись супруги, в 1663 году принял постриг в Золотниковой пустыни с именем Митрофан. 10 лет был игуменом Яхромской Косминой пустыни. Его заботами в обители был воздвигнут храм в честь Спаса Нерукотворного.
В течение 7 лет, с 1675 по 1682 год, святитель Митрофан был настоятелем Макариево-Унженского монастыря, основанного в пределах костромского края преподобным Макарием Унженским. В годы игуменства святого Митрофана в обители 1680 году был возведен Благовещенский храм с колокольней.

Преподобный Макарий Писемский.

О жизни и трудах преподобного Макария известно очень немногое. Родился святой в середине XIV века; по преданию, его родиной было село Данилово на реке Письме (левом притоке реки Костромы), а сам он по происхождению принадлежал к роду бояр Писемских. Еще в молодости отказавшись от всех преимуществ сословного положения, святой ушел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где и был пострижен в монашество с именем Макарий – в честь преподобного Макария Египетского.
По благословению игумена земли Русской преподобный Макарий, пройдя суровую школу иноческих трудов и подвигов, вернулся на свою родину – в Галичское княжество. Здесь он поставил келью и небольшую часовню на берегу Письмы (это место находится примерно в километре от возникшего позднее монастыря и впоследствии именовалось «старая пустыня преподобного Макария»).

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский.

Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.
С ранних лет его отличало исключительное благочестие и любовь к Святой Церкви. По окончании в 1889 году Костромской Духовной семинарии в течение нескольких лет был он учителем приходской школы. В 1896 году будущий святитель поступил в Киевскую Духовную академию. Здесь 13 августа 1899 г. он принял монашеский постриг с наречением имени в честь праведного Никодима. В следующем году, после успешного завершения академического курса со степенью кандидата богословия, иеромонах Никодим направлен смотрителем Владикавказского духовного училища. Еще через два года он переведен в Кутаиси на должность инспектора духовной семинарии, в 1905 году назначен ректором Псковской Духовной семинарии.

Преподобный Никита Костромской.

Преподобный Никита – ученик, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье (не случайно в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским).
Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

Преподобный Павел Обнорский (Комельский).

Преподобный Павел родился в Москве в 1317 году (эта дата считается традиционной, однако историки полагают, что рождение святого могло совершиться и позднее – в 30-х годах XIV столетия). Когда отец и мать решили женить своего сына, он тайно покинул родительский дом и ушел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где принял монашеский постриг. Пройдя все монастырские послушания, преподобный Павел решился на подвиг безмолвия и по благословению Радонежского игумена удалился вначале в пустынное место вблизи монастыря, а затем, спустя 15 лет – в северные леса.
Придя на костромскую землю, святой поселился вначале вблизи основанной преподобным Авраамием Городецким Ризоположенской Великой пустыни, а затем перешел к другому монастырю преподобного Авраамия – Покровскому на берегу Чухломского озера. Через некоторое время угодник Божий удалился оттуда на небольшую речку Письму, где около 20 лет подвизался вместе с другим учеником святого Авраамия – преподобным Макарием Писемским.

Преподобный Паисий Галичский

Преподобный Паисий, небесный покровитель древнего града на Галичском озере, в конце XIV века пришел в Галичский Успенский монастырь (именовавшийся тогда Никольским) и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева; тем самым наши благочестивые предки свидетельствовали свое почитание высокой духовной жизни преподобного. Многие труды приложил угодник Божий для благоустроения монастыря, для утверждения в нем правил подвижнической иноческой жизни.
Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Овиновской. По соседству с монастырем находились земли благочестивого галичского боярина Иоанна Овина. Желая воздвигнуть в обители новый храм вместо обветшавшего старого, в один из воскресных дней боярин пришел в монастырь, чтобы выбрать место для постройки церкви.

Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых.
В юном возрасте, тайно уйдя из родительского дома, блаженный Симон, принял на себя подвиг юродства во Христе. Он поселился в лесу около села Елнати. Жители села сообщили о нем местному священнику Иосифу и тот взял блаженного в свой дом. Зимою и летом святой ходил босой, в одной рубашке, претерпевая насмешки и унижения, нередко подвергался избиениям.

Преподобный Тимон, старец Надеевский

Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона одного из местных храмов Феодора и его супруги Анисии. Обученный отцом, мальчик уже в семилетнем возрасте свободно читал церковные книги, отличаясь при этом любовью к уединению и молитве.
Получив образование в Нижегородском Духовном училище, Тихон вернулся в родительский дом к уже тяжело больному отцу. В этот период своей жизни юноша часто совершал паломнические путешествия по монастырям Нижегородской, Костромской, Владимирской и Тамбовской епархий.

Преподобный Тихон Луховский

Преподобный Тихон (в миру Тимофей) родился в первой половине ХV века в пределах литовского княжества. В одном из московских монастырей он принял монашеский постриг и отправился в пределы Костромского края. В 3-х верстах от города Луха, в местечке Копытово, преподобный начинает свою отшельническую жизнь. Вскоре на этом месте возникает Никольский мужской монастырь – впоследствии Тихонова пустынь.

Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года. В 1570 году он причислен к лику святых. Житие преподобного составлено в 1649 году. Святые мощи преподобного Тихона пребывают в Свято-Никольской Тихоновой мужской пустыни Ивановской области.

Преподобные Герасим и Фаддей Луховские

Преподобные Фаддей и Герасим Луховские жили в ХVI веке и были учениками преподобного Тихона Луховского. Их имена вместе с именами двух других подвижников, преподобных Филарета и Фотия, сохранились в древнем синодике Тихоновой пустыни и на древней иконе преподобного Тихона. Мощи преподобных Герасима и Фаддея почивают в Свято-Никольской Тихоновой мужской пустыни Иваново-Вознесенской епархии.

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы

Святой великомученик Феодор Стратилат с древних времен является покровителем града Костромы.
Феодор Стратилат (греч. «полководец, главнокомандующий») был правителем Ираклии Понтийской в Малой Азии. При императоре Лицинии в 319 году он за исповедание веры во Христа принял мученическую смерть – после жестокого бичевания его распяли на кресте, а затем усекли мечом голову. Страдания Феодора были описаны его слугой Уаром.
Собор во имя великомученика Феодора

Собор костромских святых

Соборный праздник святых Костромской земли был установлен в 1981 году, по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Празднование было определено на 23 января/5 февраля — день памяти преподобного Геннадия Костромского. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Они принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство; построили 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых.

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы
память 8 (21) февраля и (21) июня

Святой великомученик Феодор Стратилат с древних времен является покровителем града Костромы. Собор во имя великомученика Феодора Стратилата был одним из первых костромских храмов. До наших дней он не сохранился, однако известно, что именно в этот храм в середине 13 в., была принесена чудесно обретенная костромским князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, Феодоровская икона Божией Матери. Свое название эта великая всероссийская святыня, уже без малого восемь веков пребывающая в нашем городе, получила как раз благодаря тому, что долгие годы хранилась в храме великомученика Феодора Стратилата. В «Сказании о Феодоровской иконе Божией Матери» говорится, что накануне ее явления князю Василию в костромском лесу многие горожане видели, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в воинскую одежду и удивительно похожий на изображение Феодора Стратилата в соборном храме его имени. В 1994 году совместным попечением Костромской епархии и администрации области на воинском кладбище Костромы по проекту Л.С. Васильева была возведена часовня во имя великомученика Феодора Стратилата. В 2002 году на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы великомученику Феодору был установлен памятник, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Преподобный Авраамий Галичский
память 20 июля (2 августа)

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий – ученик преподобного Сергия Радонежского. Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. По благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области). Вскоре после прибытия преподобного Авраамия на Галичское озеро, в 1350 году, совершилось чудесное обретение им иконы Божией Матери «Умиление». С этого времени почитание преподобного Авраамия и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становятся неразделимы. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще 3 монастыря: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского района Костромской области), Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресвятой Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского района), Аараамиев Городецкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на северном берегу Чухломского озера (с. Ножкино Чухломского района). В 16-19 веках преподобный Авраамий Галичский являлся одним из наиболее почитаемых святых костромской земли, в это время и крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь. Первые три из четырех монастырей, основанных преподобным Авраамием, в 18 веке были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподробного Авраамия закрыт не был. Рака преподобного была изъята в 1922 году, но святые мощи в советское время никогда не вскрывались.

Преподобный Адриан (в миру Амос) родился в Костроме и был учеником преподобного Ферапонта Монзенского. Преподобный Адриан считается основателем Благовещенского монастыря, получившего впоследствии имя Адриановой пустыни. Преподобный Адриан преставился в 1619 году и был погребен в Воскресенском храме Благовещенского монастыря. В 1764 году Благовещенский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь (ныне это Благовещенский храм с. Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1937 году Благовещенская церковь была закрыта, древние иконы преподобного были утрачены, однако мощи святого не вскрывались и продолжали оставаться под спудом. Богослужения в Благовещенском храме были возобновлены в 1998 году.

Преподобный Александр Вочский
память 30 августа (12 сентября)

Преподобный Александр был основателем и игуменом Александровской пустыни на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич. Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов. Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровное, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. Молва о святости преподобного Александра всегда привлекала к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых». Александр положил основание обители «Александровской пустыни на реке Воче». В 1764 году из упраздненной обители образовался сельский приход села Коровного. Преображенский сельский храм над могилой преподобного был закрыт в 30-е годы 20 столетия и вскоре разрушен, однако мощи святого вскрыты не были.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский
память 23 января (5 февраля)

Преподобный Геннадий, в миру Григорий, родился в городе Могилеве. Григорий принял постриг с именем Геннадий. Для своих сподвижников преподобный Геннадий был истинным образцом кротости, смирения и трудолюбия. Еще при жизни Господь удостоил преподобного дара чудотворения. Он был погребен в созданном им Спасском монастыре. После событий 1917 года Спасо-Геннадиев монастырь был упразднен, мощи – кощунственно вскрыты. Ныне эта обитель (находящаяся в пределах Ярославской епархии, на границе Костромской и Ярославской областей, недалеко от города Любима) пока пребывает в запустении. День памяти преподобного Геннадия с 1983 года стал и днем празднования Собора Костромских святых. В располагающемся рядом со Спасо-Геннадиевым монастырем Троицком храме села Сандогора (Костромская епархия) с давних времен сохраняется благочестивая традиция 1 сентября совершать ежегодное местное празднование преподобному Геннадию.

Преподобный Иаков Железноборовский
память 11 (24) апреля и 5 (18) мая

Преподобный Иаков родился в 14 веке в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. Еще в юном возрасте лишившись родителей, он раздал все свое имущество нуждающимся и принял монашеский постриг в обители игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Возвратившись в родной край он поселился на берегу реки Тебзы вблизи села Железный Борок, недалеко от города Буя. На этом месте преподобным Иаковом была устроена общежительная монашеская обитель. Святые мощи угодника Божия впоследствии прославились многими чудотворениями и исцелениями больных и страждущих.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России
память 31 марта (13 апреля) 28(15) июня

Святитель Иона родился в конце 14 века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в дворянской семье дворянина. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте в одном из галичских монастырей. Позднее он перешел в московский Симонов монастырь где и был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии и был избран митрополитом всея Руси. Именно с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата. В костромском крае память святителя Ионы более всего почиталась на родной для него солигаличской земле. В деревне Одноушево до наших дней сохранилась часовня, построенная над родником, у которого, по преданию, будущий святитель в детские годы уединялся для молитвы.

Преподобный Кирилл Новоезерский
память 4 (17) февраля

Преподобный Кирилл Новоезерский родился в Галиче, происходил из дворянского рода. Тайно оставив родительский дом, удалился в Комельские леса к преподобному Корнилию, от которого принял иноческий постриг. 10 лет подвизался под руководством преподобного Корнилия, а затем по его благословению 7 лет пустынножительствовал. Затем поселился на Красном острове у Нового озера (Белое озеро), построил 2 храма: во имя Воскресения Христова и во имя иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Был посвящен в сан священника. Мощи преподобного Кирилла были обретены нетленными в 1649 году.

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский
память 25 июля (7 августа)

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он принял монашество в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре. Впоследствии преподобный Макарий переселился на берег реки Волги, где близ озера Желтые Воды основал обитель во Имя Живоначальной Троицы. В 1439 году Желтоводский монастырь был разрушен татарами; после этого преподобный Макарий отправился на реку Унжу, где основал свой третий монастырь. В 1444 году он был погребен в стенах обители, которая впоследствии стала именоваться Свято-Троицким Макариево-Унженским монастырем и являлась одной из наиболее почитаемых святынь костромской земли. В конце 1929 года обитель преподобного Макария подверглась закрытию и пребывала с того времени в запустении. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря, находились в музее г. Юрьевца. Возвращение их Церкви состоялось лишь в 1990 году. С 1993 года обитель преподобного Макария возобновлена как женский монастырь.

Преподобный Макарий Писемский
память 10 (23) января

Родился святой в середине 14 века; по преданию, его родиной было село Данилово на реке Письме (левом притоке реки Костромы), а сам он по происхождению принадлежал к старинному боярскому роду. Еще в молодости святой ушел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где и был пострижен в монашество с именем Макарий. По благословению игумена земли Русской преподобный Макарий вернулся на свою родину – в Галичское княжество. Здесь он поставил келью и небольшую часовню на берегу Письмы. Со временем на Письме возникла иноческая обитель, в 2000 году от Рождества Христова торжественно отметившая свое 600-летие. Мощи святого находятся в Преображенском храме Макариево-Писемского монастыря, который на протяжении веков привлекал к себе многочисленных паломников. Священномученик Никодим (Кротков),архиепископ Костромской и Галичский память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Ко-стромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника. С 1932 по 1936 годы Никодим управлял Костромской епархией. Многое претерпел архипастырь в это тяжкое время. В 1934 году был взорван Костромской Успенский кафедральный собор, где около шести веков пребывал чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Однако сама святыня была спасена стараниями архипастыря.

Преподобный Никита Костромской
память 15 (28) сентября

Преподобный Никита был учеником преподобного Сергия Радонежского. Родился святой в XIV веке в Подмосковье. Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В начале 20-х годов 15 века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.

Преподобный Паисий Галичский
память 23 мая (5 июня)

Преподобный Паисий, небесный покровитель древнего града на Галичском озере, в конце 14 века пришел в Галичский Успенский монастырь и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева. Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Овиновской. Обретенная им икона была поставлена в монастырском храме и прославилась впоследствии многими чудотворениями и исцелениями: многие безнадежно больные избавлялись от своих недугов, только прикоснувшись к святому образу. В 1434 году великий князь Московский Василий Темный, воевавший с галичским князем Юрием Дмитриевичем, взял приступом Галич и увез Овиновскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Однако святыня чудесным образом сама, по воздуху, вернулась в монастырь.

Преподобный Пахомий, игумен Нерехтский
память 5 апреля (28 мая)

Преподобный Пахомий Нерехтский родился во Владимире в начале 14 века в семье священника. В возрасте 21 года он принял иноческий постриг во Владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. В поисках удобного места для пустынножительства он выбрал место близ Нерехты на берегу реки Солоницы; издавна оно носило название Сыпаново. При помощи нерехтчан преподобный Пахомий вначале воздвиг храм во Имя Живоначальной Троицы, а затем создал при нем монастырь. Ныне святые мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в возрожденном в 1993 году после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.

Преподобный Тимон, старец Надеевский
память 21 января (3 февраля)

Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии. Его духовным отцом стал великий святой Русской земли – преподобный Серафим Саровский. Он принимал участие в строительстве городецкого Богородице-Феодоровского монастыря – обители, в стенах которой до 1239 года пребывала великая святыня костромской земли чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. После рукоположения в иеромонахи преподобный Тимон переселился в Надеевской пустыни Костромской губернии. По велению Господа он занимался возведением Надеевской пустыни, которая к тому времени пришла в запустение. Он построил каменный Успенский храм с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Макария Унженского, выкопал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого благодатными дарами прозорливости и чудотворений. И по сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных.

Молитвы

Тропарь, глас 4
Днесь град Кострома вельми вами хвалится: в пределех бо земли Костромския, яко звезды светозарныя, возсиявше, чудесы своими вся озарили есте и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие, Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями за град Кострому и всяк град, и страну, и люди, верою и любовию вас почитающия, и о спасении душ наших.
Кондак, глас 8
Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся, отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас, священный ваш собор почитающих и с любовию вопиющих: радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.
Величание
Ублажаем вас, преподобне отче наш Геннадие и всех святых отцев собор, Костромского края покровителей, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Собор Костромских святых

Житие

Со-бор-ный празд-ник свя-тых Ко-стром-ской зем-ли был уста-нов-лен в 1981 го-ду, по ини-ци-а-ти-ве ар-хи-епи-ско-па Ко-стром-ско-го и Га-лич-ско-го Кас-си-а-на (Яро-слав-ско-го) и по бла-го-сло-ве-нию пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си Пи-ме-на. Празд-но-ва-ние бы-ло опре-де-ле-но на 23 ян-ва-ря - день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Ген-на-дия Ко-стром-ско-го. Бо-лее 30 угод-ни-ков Бо-жи-их под-ви-за-лись в мо-на-ше-ском по-дви-ге на Ко-стром-ской зем-ле. Они при-нес-ли они в край Ко-стром-ской стро-гое мо-на-ше-ское об-ще-жи-тие и утвер-ди-ли здесь хри-сти-ан-ство; по-стро-и-ли 18 мо-на-сты-рей, ко-то-рые ста-ли цен-тра-ми ду-хов-ной куль-ту-ры края. Сре-ди ко-стро-ми-чей бы-ли ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны ико-ны этих свя-тых.

В Со-бор Ко-стром-ских свя-тых вхо-дят:

  • Прп. Ав-ра-амий Га-лич-ский, Чух-лом-ской, Го-ро-дец-кий, игум. († 1375, па-мять 20 июля)
  • Прп. Па-хо-мий Нерехт-ский, Сы-па-нов-ский, Ко-стром-ской, чу-до-тво-рец († 1384, па-мять 21 мар-та, 15 мая)
  • Свт. , ар-хи-еп. († 1385, па-мять 26 июня, 15 ок-тяб-ря)
  • Бл-гв. вел. кн. Ди-мит-рий Дон-ской († 1389, па-мять 19 мая)
  • Прп. Ма-ка-рий Пи-сем-ский († XIV в., па-мять 10 ян-ва-ря)
  • Прп. Ки-рилл Бе-ло-зер-ский, игум. († 1427, па-мять 9 июня)
  • Прп. Па-вел Ко-мель-ский (Об-нор-ский) († 1429, па-мять 10 ян-ва-ря, 7 ок-тяб-ря)
  • Бл-гв. кн. Ди-мит-рий Крас-ный, Га-лич-ский († 1441, па-мять 23 сен-тяб-ря)
  • Прп. Гри-го-рий Пель-шем-ский, Во-ло-год-ский, игум., чу-до-тво-рец († 1442, па-мять 30 сен-тяб-ря)
  • Прп. Иа-ков Же-лез-но-бо-ров-ский († 1442, па-мять 11 ап-ре-ля, 5 мая)
  • Прп. Ма-ка-рий Жел-то-вод-ский, Ун-жен-ский († 1444, па-мять 25 июля)
  • Прп. Вар-на-ва Вет-луж-ский († 1445, па-мять 11 июня)
  • Прп. Па-и-сий Га-лич-ский, ар-хим. († 1460, па-мять 23 мая)
  • Свт. Иона Мос-ков-ский, митр., чу-до-тво-рец († 1461, па-мять 31 мар-та, 27 мая, 15 июня)
  • Прп. Иа-ков Бры-ле-ев-ский († XV в., па-мять 11 ап-ре-ля и в день Св. Ду-ха)
  • Прп. Ни-ки-та Ко-стром-ской († XV в., па-мять 15 сен-тяб-ря)
  • Прп. Иа-ков Га-лич-ский († XV-XVI вв., па-мять 4 ап-ре-ля, 30 мая)
  • Прп. Ти-хон Лу-хов-ский, Ко-стром-ской, чу-до-тво-рец († 1503, па-мять 16 и 26 июня)
  • Прп. Ки-рилл Бе-лый, Но-во-е-зер-ский (Нов-го-род-ский) († 1532, па-мять 4 фев-ра-ля, 7 но-яб-ря)
  • Прп. Алек-сандр Воч-ский, Га-лич-ский († нач. XVI в., па-мять 27 мар-та, 30 ав-гу-ста)
  • Прп. Ген-на-дий Ко-стром-ской, Лю-би-мо-град-ский (Лю-бим-ский) († 1565, па-мять 23 ян-ва-ря, 19 ав-гу-ста)
  • Блж. Си-мон Юрье-вец-кий, Хри-ста ра-ди юро-ди-вый († 1584/1586, па-мять 10 мая, 4 но-яб-ря)
  • Прп. Фе-ра-понт Мон-зен-ский, Га-лич-ский, чу-до-тво-рец († 1597, па-мять 27 мая, 12 де-каб-ря)
  • Прп. Ге-ра-сим Лу-хов-ский († XVI в., па-мять 7 июня)
  • Прп. Фад-дей Лу-хов-ский († XVI в., па-мять 7 июня)
  • Прп. Фе-о-до-сий Мон-зен-ский († 1602)
  • Прп. Адри-ан Мон-зен-ский († 1610)
  • Свт. Фе-о-до-рит Ря-зан-ский († 1617, па-мять 10 сен-тяб-ря)
  • Свт. († 1703, па-мять 7 ав-гу-ста, 4 сен-тяб-ря, 23 но-яб-ря)
  • Прп. Ти-мон На-де-ев-ский, ста-рец († 1840, па-мять 10 ян-ва-ря)
  • Прп. Ма-ка-рий (Глу-ха-рев), ар-хим., мис-си-о-нер († 1847, па-мять 18 мая)
  • Свт. Иг-на-тий (Брян-ча-ни-нов) († 1867, 30 ап-ре-ля)
  • Сщ-мчч. Иосиф Смир-нов и Вла-ди-мир Ильин-ский пре-сви-те-ры, Иоанн Кас-тор-ский диа-кон, и мч. Иоанн Пе-ре-бас-кин († 1918, па-мять 22 фев-ра-ля)
  • Цар-ствен-ные стра-сто-терп-цы им-пе-ра-тор Рос-сий-ский Ни-ко-лай II Алек-сан-дро-вич, им-пе-ра-три-ца Алек-сандра Фе-о-до-ров-на, ца-ре-вич Алек-сей Ни-ко-ла-е-вич и ца-рев-ны Ана-ста-сия, Ма-рия, Оль-га и Та-ти-а-на († 1918, па-мять 4 июля)
  • Прмч. вел. кн. Ели-са-ве-та Фе-о-до-ров-на, Ала-па-ев-ская († 1918, па-мять 5 июля)
  • Сщ-мч. Ди-мит-рий (Доб-ро-сер-дов), ар-хи-еп. Мо-жай-ский († 1937, па-мять 8 ок-тяб-ря)
  • Сщ-мч. Ва-си-лий (Ра-з-умов), иерей († 1937, па-мять 9 сен-тяб-ря)
  • Сщ-мч. Ни-ко-дим (Крот-ков), ар-хи-еп. Ко-стром-ской († 1938, па-мять 8 ав-гу-ста)
  • Исп. , еп. Ки-не-шем-ский († 1945, па-мять 31 июля)

Молитвы

Тропарь Собору Костромских святых

Днесь град Кострома́ вельми́ ва́ми хва́лится:/ в преде́лех бо земли́ Костромски́я,/ я́ко зве́зды светоза́рныя, возсия́вше,/ чудесы́ свои́ми вся озари́ли есте́/ и ны́не мо́литеся ко Го́споду, отцы́ преблаже́ннии, Генна́дие, Паи́сие, Авраа́мие,/ Иа́кове, Мака́рие и Пахо́мие, со ине́ми мно́гими на́шего кра́я Небе́сными покрови́телями/ за град Кострому́ и всяк град, и страну́, и лю́ди,/ ве́рою и любо́вию вас почита́ющия,// и о спасе́нии душ на́ших.

Перевод: Сегодня город Кострома особо вами гордится, ибо в пределах земли Костромской, как звезды яркие воссияв, чудесами своими все озарили вы, и сейчас молитесь ко Господу, отцы преблаженные, Геннадий, Паисий, Авраамий, Иаков, Макарий и Пахомий, с другими многими нашего края Небесными покровителями, о городе Костроме и всяком городе, и стране, и людях, с верой и любовью вас почитающих, и о спасении душ наших.

Кондак Собору Костромских святых

Костромска́го кра́я благоче́стия подви́жники и за гра́ды и ве́си страны́ Росси́йския те́плыя предста́тели яви́стеся,/ отцы́ преблаже́ннии, Христа́ Бо́га моли́те о нас,/ свяще́нный ваш собо́р почита́ющих/ и с любо́вию вопию́щих:// ра́дуйтеся, отцы́ преди́внии, Костромска́го кра́я и всея́ Росси́и похвало́ и утвержде́ние.

Перевод: Костромского края благочестивые подвижники и всех городов и сел страны Российской горячие защитники, отцы преблаженные, Христа Бога молите о нас, священное собрание ваше почитающих и с любовью взывающих: «Радуйтесь, отцы удивительные, Костромского края и всей России слава и сила».