Самуэль ганеман основоположник. История лженауки: гомеопат и кофененавистник. Создание основ и принципов гомеопатического лечения

Самуэль Фридрих Христиан Ганеман (1755-1843 гг) – врач-исследователь, основатель , переводчик, полиглот, химик, естествоиспытатель, а также исключительно порядочный человек прожил долгую, плодотворную жизнь. Его ученики и сторонники написали на его могильной плите «Он прожил свою жизнь не напрасно».

Семья. Учеба. Практика

Родительская семья дала Самуэлю любовь, хорошее воспитание, начальное образование. Отец его был саксонским художником по фарфору. Собственным примером он привил сыну трудолюбие, ответственность, крепкие нравственные устои. Семья была небогатой и многодетной. Серьезное образование для сына не предполагалось. Но когда отец хотел забрать Ганемана со школы, то уговорили оставить сына в учебном заведении и учили его бесплатно. Мальчик был талантлив и исключительно умен. Имея от природы живой аналитический ум, Ганеман уже в подростковом возрасте вел уроки для своих сотоварищей и написал трактат «О дивном строении человеческой руки».

Медицинское образование он получил в Университете Лейпцига, а затем Вены. Диплом врача ему вручили в 24 года. Обширная врачебная практика Самуэля Ганемана не приносила ему самому морального удовлетворения. Медицина того времени считала, что болезнь это нечто такое, что поселяется в человеке отдельно и мучает его. Эту болезнь следовало из организма «вывести или вытравить». Средства для этого использовали действенные – рвотные препараты, кровопускания, пиявки, слабительное – в ход шло все, что могло «извлечь» из больного побольше наружу. Часто пациенты не выдерживали такого лечения и уходили от близких раньше, чем их покидала болезнь.

Лекарства стоили дорого, имели в рецептурном составе множество ингредиентов. Чем сложнее была рецептура – тем действеннее считалось лечение. Источник: flickr (Turki Al-Fassam).

В дозировке не стеснялись ни доктора, ни аптекари. Например, препараты, содержащие ртуть, давались до изъязвления десен, до отравления.

Это интересно! Ганеман настолько был не согласен с существующей практикой лечения, что в какой-то момент совсем оставил врачебную деятельность. Он не считал возможным брать деньги с больных за неэффективное лечение.

На жизнь пытался заработать переводами, для себя занимался исследовательской деятельностью.

Гомеопатия - учение Ганемана

Работа переводчика сыграла ключевую роль в жизни Самуэля Ганемана. Переводя с английского текст о лечении малярии препаратом , он внутренне не согласился с тем, как объясняет автор лечебное действие хины. Испытав лекарство на себе, будучи совершенно здоровым, он понял, что хина вызывает у него симптомы лихорадки очень схожие с той болезнью, против которой ее принимают.

Так впервые был сформирован первый и . Свое учение Ганеман назвал «Гомеопатией».

Три принципа гомеопатии

Закон подобия - первый и главный принцип гомеопатии.

Во избежание отравления пациентов лекарствами, Самуэль Ганеман стал испытывать, какие минимальные дозы могут быть лечебными. В ходе проводимых экспериментов он пришел к выводу, что чем более разбавленное (потенцированное) лекарство дается пациенту, тем лучшее исцеляющее действие на него оно оказывает.

Это и был второй основополагающий принцип гомеопатии .

Третий принцип гласил – один больной, одно лекарство.

Ганеман избегал сложной рецептуры. Он считал, что у каждого вещества есть определенная болезнь, с определенным набором симптомов. Эти симптомы присущи исключительно данному лекарству, поэтому именно оно и «направляет, стимулирует» жизненные силы организма на борьбу со «своим» заболеванием.

Впоследствии свое открытие Ганеман успешно применил для лечения больных во время эпидемии тифа. Он разослал свои рекомендации многим врачам, которые также успешно лечили больных тифом и раненых солдат.

Обратите внимание! Все выводы Самуэль Ганеман основывал на собственных экспериментах. Он описывал только то, что видел, испытывал и в чем убеждался на опыте, а не отвлеченные теоретические изыскания.

Действенную гомеопатическую практику Самуэль Ганеман продолжал до самой своей смерти, «нажив» множество последователей своего учения, тысячи благодарных больных и не меньшее количество скептиков и противников гомеопатии.

Гомеопатия Ганемана и гомеопатия сегодняшняя


Гомеопатия сегодня, как и два столетия назад, вызывает большое количество споров и не меньшее количество приверженцев. Гомеопатия видоизменяется и все больше используется врачами классической практики.

Гомеопатия - отрасль альтернативной медицины, основанная еще в 18 веке Самуэлем Ганеманом. Отрасль обладает такими принципами, как подобное лечить подобным, применять минимальные дозы лекарства и лечить не болезнь, а человека. Из-за того, что несколько веков назад официальная медицина мало чем отличалась от гомеопатии, она пользовалась огромной популярностью, и помогла жизням сотен людей. И всё это благодаря человеку, который создал данное направление - Самуэлю Ганеману.

Фридрих Христиан Самуэль Ганеман родился 10 апреля 1755 г. в небольшом немецком городке Мейсен в Саксонии. Его отец и дед работали художниками на знаменитой фарфоровой фабрике, которой славился регион, и готовили Ганемана к такой же работе. Семья была бедной, денег всегда не хватало, поэтому мальчику зачастую приходилось не ходить в школу. К двенадцати годам Самуэль уже владел многими языками: английским, французским, итальянским, греческим и латинским. Знания дали ему возможность заниматься переводом и репетиторством, зарабатывая таким образом себе на жизнь.

Отец Ганемана сыграл большую роль в развитии сына. Так, например, он зачастую запирал маленького Самуэля в комнате, озадачивая его каким-либо вопросом, для того, чтобы у него развивалось мышление. Отец говорил ему: «Все доказывай, держись хорошего, не бойся быть мудрым». Кроме того, когда мальчик подрос, отец обратился в престижную школу Св. Афры с просьбой взять его сына на учебу, и руководство приняло его в 1770 году. Благодаря выдающимся умственным способностям мальчика, он учился бесплатно.

В 1775 году он успешно защитил диплом на тему «Замечательное устройство человеческой руки» и закончил школу Св. Афры. Денег у Ганемана по-прежнему практически не было, но все же он решил покинуть Мейсен, и отправиться в Лейпциг. Там он поступил в Лейпцигский университет, и начал изучать медицину, но спустя два года обучения понял, что научная база учебного заведения слабовата, и перевелся в Венский университет, в котором на протяжение 10-ти месяцев учился у известного австрийского врача Йозефа фон Кварина. Уже тогда он начал свою медицинскую практику, и вскоре, по окончании обучения, должен был поступить на частную службу.

Спустя несколько лет, в 1779 году, он отправился в Эрланген, где защитил диссертацию «О причинах и лечении судорожных болезней» и получил степень доктора медицины. У него появилась возможно начать настоящую практику. Он путешествовал по небольшим немецким городкам, и за пару лет завоевал доверие десятков местных жителей, которые обращались к нему со своими недугами. Знакомство с аптекарем из Дессау привело его к Иоганне Леопольдине Генриетте Кюхлер - женщине, на которой в 1781 году молодой Самуэль женился. В их браке родились четыре дочки и один сын.

Какое-то время у него не ладилось с работой, ему даже пришлось вновь заниматься переводами, но в том же 1781 году он получил должность сельского врача на саксонских медных рудниках. В эти же годы Ганеман начал подробнее изучать некоторые аспекты современной медицины. Любознательность привела его к недостаткам теорий и приемов лечения, которые использовали в то время. По его мнению, многие способы лечения не имели никакого объяснения, но применялись к людям. Он разочаровался в возможностях современной медицины.

Спустя время он отказался от медицинской практики, признав, что пациенты могут прожить без его помощи. Он устроился преподавать в Лейпцигскую Академию. Изучал научные статьи иностранных писателей, так как к тому моменту знал почти все европейские языки и несколько древних. Его внимание привлекли химия и фармакология. В период с 1875 по 1789 годы он жил в Дрездене, и зарабатывал тем, что переводил научную литературу.

Про свою врачебную практику в то время он писал следующее: «К своей практике я могу относиться лишь как к занятию, приносящему усладу сердцу». В 1789 г. он вместе с женой и детьми переехал в Лейпциг, где опубликовал научный труд о сифилисе, в котором описывалась препарация ртути, разработанная лично им, и которая по-прежнему известна как «гемановская растворимая ртуть». Но денег от этой деятельности не хватало его семье на жизнь. По словам ученого, они вынуждены были стирать белье с помощью сырого картофеля, потому что у них не было денег на мыло.

Из-за критики современной медицины, многие коллеги высмеивали Ганемана. Несмотря на это, он был человеком, который мыслил нестандартно, и проявлял огромнейший интерес к делу, которым занимался. Ганеман много читал и испытывал на себе те препараты, о которых узнавал. Но его разочаровывало то, что привычная медицина не лечит людей и, к тому же, приносит совсем мало денег.

Его жизнь начала меняться в 1790 году, когда ему в руки попалось английское сочинение Уильяма Калена «Materia medica», в котором описывались основы фармакологии. Тот писал о противомалярийных свойствах хинной корки, о ее горечи и вяжущих свойствах. Ганеман исследовал на себе хинную корку в небольших дозах, и затем пережил болезненные расстройства, напоминавшие симптомы малярии, с которой ему приходилось ранее сталкиваться. Он был поражен, и решил глубже изучить этот вопрос и выявить закономерность. В результате, он узнал, что хина используется при лечении малярии потому, что сама способствует ее возникновению. Для ученого это стало настоящим открытием, и тогда он выявил первый основополагающий закон гомеопатии, который гласит: «Подобное лечит подобное». Кроме того, опыты привели его к тому, что малые дозы препаратов могут действовать совсем иначе, нежели большие.
Спустя несколько лет, в 1796 году в медицинском журнале Гуфеланда в 1796 году он опубликовал свой первый труд о гомеопатии «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ», в котором рассказал о принципах гомеопатии и зарождении нового направления в медицине в целом. Он снова принялся за практику.

Его пациентов привлек новый метод лечения, но Ганеману по-прежнему не удавалось обжиться в каком-либо городе. В 1799 году он смог продемонстрировать многим людям эффективность гомеопатии, которая строится на закономерности «подобие лечит подобное». Началась эпидемия скарлатины, и Ганеман принялся за лечение людей. После того, как он успешно применил гомеопатические дозы Беладонны, люди наконец обратили на гомеопатию внимание. Это произвело сенсацию, однако, Самуэль подвергся нападкам со стороны общественности, так как за свое открытие попросил небольшое вознаграждение. При этом, бедные пациенты получали Беладонну совершенно бесплатно, в отличие от обеспеченных пациентов.

Последующие годы Ганеман продолжал проводить опыты с препаратами, читать литературу и писать научные статьи. В 1803 году он написал эссе «Об эффектах кофе на основе оригинальных наблюдений», в котором говорилось о том, что многие болезни людей возникают из-за употребления кофе. Позже он опровергнул данную теорию, но затем в возрасте 80-ти лет выдвинул «псорическую теорию» заболеваний, которой приписывал те же последствия, что и при употребления кофе. В последней теории он утверждал, что все хронические болезни возникают не от употребления кофе, а от некоей «первичной псоры», которая передается от человека к человеку.

В 1805 г. Ганеман напечатал на латинском языке первые опыты действия различных лекарств на здорового человека, где впервые было упомянуто слово «гомеопатия». Он назвал новую терапию «Homeo pathy» («Аналогичное страдание»)

В 1810 г. Самуэль Ганеман публикует книгу «Органон врачебного искусства», в которой описываются основы и законы лечения больных. В ней практик рассказывает о законе подобия, принципе использования одного лекарства, а также о минимальных дозах и назначении лишь тех лекарств, который были испытаны на живых людях. Однако, после выхода данной книги, он обрел как поддержку, так и полное непонимание и нападки со стороны общественности. Многие его оскорбляли.

Все дело было в том, что Ганеман сам изготавливал свои лекарства, так как они не требовали много сырья. Это буквально взбесило врачей и аптекарей, они видели в нем серьезного конкурента, способного подорвать их деятельность. Однако, это не пугало Ганемана. Он продолжал испытывать препараты на себе и своей семье, и давать их пациентам. В 1812 году он наконец-то основался в Лейпциге, и начал преподавательскую деятельность, открыв курс лекций о «рациональной медицине». На лекциях он подробнее и более углубленно рассказывал студентам о гомеопатии.

Первыми учениками Ганемана были Гросс, Штапф, Рюкерт и Гартман, получившие позже популярность. В 1813 году Наполеон вовсю атаковал Лейпциг, в результате чего его армия была разгромлена. Однако, было много раненых солдат, а также людей, заболевших тифом. Всё это привело к эпидемии. Ганеман вместе со своими учениками лечили больных, и это давало хороший результат. Все, кто попадал к нему на лечение, выздоравливали, однако, он не мог спасти всех, страдавших тифом. Поэтому, он разослал рекомендации практикующим докторам по всей Германии, в которых описал, как лечить больных. Его гомеопатический метод спас несколько тысяч пациентов, что доказало эффективность гомеопатии. При этом, многие врачи и аптекари по-прежнему не унимались, и жаловались, что тот распространяет препарат собственного изготовления.

Ганеман продолжал свою деятельность в Лейпциге до 1820 года, затем правление запретило ему самостоятельно изготавливать препараты для раздачи больным. В 1821 году он переехал в Кётен, где приобрел поддержку и защиту герцога Фердинанда. Тот стал его пациентом, и разрешил ему продолжать опыты и врачебную практику, и самостоятельно изготавливать лекарства. К тому моменту о нем знали даже в других странах, поэтому его пациентами зачастую были иностранцы. Со временем, люди начали доверять гомеопатии, и у Ганемана становилось все больше и больше сторонников.

В 1828 году Ганеман разработал концепцию миазмов в книге «Хронические болезни». Он утверждал, что многие хронические болезни людей вызваны гипотетическим инфекционным агентом (миазмом). Согласно данной теории, «первичная псора» после излечения или самопроизвольного исчезновения симптомов далее развивалась как неуклонно прогрессирующая системная болезнь (так называемая «внутренняя псора»), имеющая хронический характер и разнообразные проявления. На этой теории основывается и современная концепция «гомеопатической медицины». Многие гомеопаты не приняли его концепцию, потому что сочли недостаточно естественной.

В 1830-1831 годы в России началась первая в истории вспышка холеры, которая стремительно распространилась по Европе. Стандартная медицина не справлялась с эпидемией, зато гомеопатия вновь показала результаты. Ганеман применял Камфору, Медь и Чемерицу, и таким образом спасал многих людей.

Бруннов писал о Ганемане следующее: «…От своих учеников Ганеман требовал не только умственного развития и прилежания, но и строгой нравственности. Мне известен один случай, когда он отказал одному талантливому молодому медику, так как узнал, что тот находится в близких отношениях с одною особою легкого поведения. В религиозных вопросах Ганеман, принадлежавший к лютеранскому вероисповеданию, держался вдалеке от всяких положительных догматических верований. Он был чистым, твердо убежденным деистом. – «Я не могу не благодарить Бога и не преклоняться пред Ним при виде Его творений» — часто говорил он».

В 1835 году Ганеман принял решение покинуть Германию из-за того, что ему не нравилась приобретенная известность, а также для того, чтобы распространять учение о гомеопатии в другие страны. Он поселился в Париже, где успешно практиковал. В 1937 году он занимался лечением Никколо Паганини, который страдал от урологической патологии.

У Ганемана началась черная полоса в жизни: его единственный сын покинул Германию и пропал без вести, дочери вышли замуж, а любимая скончалась. Но, перебравшись во Францию, он женился второй раз на молодой француженке Мелани д’Эрвиль Гойе, которая была младше Ганемана в 2 раза. При этом, она была умной женщиной, поэтому у них с Ганеманом сложилось абсолютное понимание и лад в жизни. Увлечениями Мелани были медицина, естествознание и живопись.

Именно из-за Мелани он уехал в Париж, потеряв всякую связь со своими детьми. Она соблазнила его признанием со стороны французов и приятным отдыхом, а затем убедила снова практиковать. Благодаря этому, Ганеман в возрасте 80 лет не просто пожинал плоды своей жизни, беззаботно отдыхая, но также продолжал свою деятельность. В свою очередь, Мелани благодаря Ганеману открыла клинику для бедных, и была его ассистентом вплоть до смерти.

Во Франции он получил признание и славу. Он пользовался уважением окружения. Самуэль Ганеман пожелал, чтобы на его могиле были написаны следующие слова: «Есть два сокровища в жизни: совершенное здоровье и безупречная совесть; гомеопатия дает первое, любовь к Богу и ближнему дает второе». Ганеман умер 2 июля 1843 г. в возрасте 89 лет от пневмонии. Его похоронили на кладбище Пер-Лашез. Сторонники гомеопатии со всего мира съезжаются к могиле Ганемана в день его рождения и смерти.

"Высшее и единственное назначение врача состоит в том, чтобы возвращать здоровье больному - излечивать его".
Самуэль Ганеман

Гомеопатия - это высокосистематизированный метод мощного стимулирования жизненной силы организма с целью излечения от болезни. Он основан на нескольких простых, но глубоких законах Природы, которые, однако, противоречат общепринятым взглядам. Разветвленная система гомеопатии слишком сложна, чтобы ее можно было изучить на нескольких семинарах или по прочтении этой книги. Законы ее легко сформулировать, но трудно понять. Для того, чтобы начать их применять, нужны многие годы обучения и практики; не меньшие, если не большие, чем для обычного медицинского образования.

В качестве хорошего введения в Гомеопатию нам следует обратиться к сюжету 170-летней давности, одному из самых интересных в истории медицины. Он разворачивается вокруг одной личности. Я уверен, что со временем этот человек займет своё место среди таких гигантов истории, как Эйнштейн, Ньютон и Гиппократ. Подобно им, этот человек своими открытиями кардинально и надолго изменил наши представления не только о здоровьи и болезни, но и о природе в целом. Поэтому мы проследим сейчас подробнее его жизнь, эволюцию его мыслей, что должно помочь нам прояснить основные принципы гомеопатии.
В 1810 году в Торгау, небольшом немецком городке, вышла книга "Органон врачебного искусства". Ее автор, Самуэль Ганеманн, был известен как выдающийся врач и автор медицинских книг, так что выход его новой работы сам по себе вызвал интерес читателей. Однако по прочтении книги медицинское сообщество Европы пришло в возмущение. Им предлагалась совершенно новая система медицины, принципиально противостоящая традиционной медицине того времени.
Ганеманн назвал свою систему медицины гомеопатией - от греческого homeos - "подобный" и pathos "страдание". Таким образом, гомеопатия означает "лечение чем-то, что вызывает эффект, подобный самому страданию". В новой книге Ганеманн изложил законы и принципы своей науки, собранные опытным путем за 20 лет. Короче говоря, Ганеманн утверждал и доказывал, что:

1. Излечение происходит в соответствии с определенными законами, заложенными в природе.
2. Излечение в обход этих законов невозможно.
3. Не существует болезней как таковых, есть лишь больные люди.
4. Поскольку болезнь есть состояние динамической природы, то и лекарство должно быть таким же.
5. На каждой стадии болезни пациент нуждается только в одном лекарстве. Если это лекарство не найдено, то он не может быть излечен, но может получить временное облегчение.

Благотворное действие гомеопатии было настолько заметно, что новый метод стал быстро завоевывать признание в Европе и в мире. Однако при первой публикации книга Ганеманна встретила жесточайшее сопротивление со стороны врачей, по-прежнему назначавших пациентам кровопускание, слабительное и потогонное. Но Ганеманн не был обескуражен: неординарная личность, он был привычен к непониманию.
Его первый биограф, Томас Брэдфорд, рассказывает, как отец Ганеманна запирал сына одного для того, что называл "умственными упражнениями"*,
*Thomas Lindslcy Bradford, "Life and Letters of Dr. Samuel Hahnemann: Pliiladelphin, Boericke & Tafel, 1895.
т.е. задачами, которые мальчик должен был решить самостоятельно. Таким образом, Ганеманн развил в себе интуицию и понял ограниченность рассудочной логики.
Ганеманн проявлял признаки раннего развития практически во всем, чего касался. Так, в 12 лет он получил от своего учителя поручение преподавать греческий язык другим детям. В университете он занялся химией и медициной, а также переводом книг по этим наукам с английского языка на немецкий. В 1779 г. он окончил Лейпцигский университет с врачебным дипломом и вскоре опубликовал серию работ по медицине и по химии. В 1791 г. за работы по химии он был избран членом Академии наук в Майенсе. Его "Аптекарский словарь" стал общепризнанным учебником того времени; его выбрали для осуществления стандартизации германской фармакопеи.
Вскоре, по завершении медицинского образования, Ганеманн женился, у него родились дети. Имея семью и надёжную репутацию в химии и медицине, он, тем не менее, продолжал испытывать неудовлетворенность. К большому огорчению коллег и друзей, он оставил медицинскую практику. Объясняя свой поступок, он так писал одному из друзей:
"Для меня было мукой блуждать во тьме при лечении больного, назначая лекарство в соответствии с той или иной гипотезой, попавшее в фармакологию в связи с чьим-то произвольным суждением. Вскоре после женитьбы я оставил медицинскую практику, так как не мог больше подвергать больных риску. Поэтому я и обратился исключительно к химии и писательской деятельности".

Убеждения Ганеманна не поколебались и после того, как его любимые дети заболели. Он писал одному из друзей: "Мои сомнения удвоились, когда я обнаружил, что не могу дать детям никакого постоянного облегчения". Ганеманн продолжал заниматься переводами, доставляя семье весьма скудный источник пропитания. Врачебной практикой он мог бы обеспечить семье безбедное существование, но предпочёл бедность необходимости принять систему, ошибки и неопределенность которой вызывали у него отвращение.
Но ум Ганеманна оставался пытливым, открытым и систематичным. Он неотступно исследовал основные вопросы здоровья и болезни. В это время он и наткнулся на первый фундаментальный закон гомеопатии. Он переводил Materia Mеdica (собрание сведений о действии лекарственных веществ), написанную Кулленом, профессором Лондонского университета. Куллен посвятил 20 страниц книги лечебным показаниям Перуанской коры (источник того, что теперь называется хинином).
Автор приписывал благотворное действие лекарства при лечении малярии его горькому вкусу. Ганеманн был настолько неудовлетворен объяснением, что сделал нечто совершенно неординарное: сам стал принимать Перуанскую кору! Этот поступок не имел прецедента в медицине. До сих пор неизвестно, что подтолкнуло его к этому, но эксперимент начал новую эру в медицине. Результат он описывал так:
"Я стал принимать по 4 драхмы хорошей хины дважды в день, от чего стопы, кончики пальцев и т.п. у меня похолодели, я стал вялым и сонливым. Затем у меня началось сердцебиение, пульс стал малым и твердым. Конечности мои были охвачены дрожью и слабостью, голова пульсировала, щеки покраснели, началась сильная жажда. Короче, появились все характерные для перемежающейся лихорадки симптомы, кроме потрясающего озноба. Появились даже такие специфические симптомы, как своеобразное умственное отупение, ригидность конечностей и, прежде всего, неприятное ощущение онемения в каждой части тела. Приступ продолжался всякий раз около 2-3 часов и повторялся только в случае приема лекарства. Я прекратил прием лекарства и стал совершенно здоровым"*.
*T.L.Bradford, op. cit.

Представьте себе, как потряс Ганеманна результат этого эксперимента! В медицине всегда было общепринято, что при появлении симптома следует давать лекарство для облегчения этого симптома Эта связь до автоматизма впечатана в головы врачей и пациентов. Однако Ганеманн на собственном опыте обнаружил, что лекарство, помогающее при малярии, вызывает у здорового человека именно эти симптомы!
Многие просто проигнорировали бы эти наблюдения, сочтя их исключением. Но Ганеманн был настоящим ученым-эмпириком. Для него важнее был именно факт, независимо от того, подходит он под общепринятые догмы или нет. Восприняв свое наблюдение всерьез, он занялся дальнейшими экспериментами. Результаты подтвердили, что его "случайные" наблюдения открывают реальное явление Природы: вещество, вызывающее определенные симптомы у здорового, излечивает их же у человека больного.
Это открытие, вне связи с тем, что его автор был уже широко известен, привлекло к Ганеманну значительное число врачей - таких же, как он, искателей истины. Вместе они начали экспериментировать на себе, принимая различные средства. Эти опыты продолжались в течение шести лет. Все наблюдения после приема каждого из лекарств были скрупулезно записаны. В это же время Ганеманн, имевший доступ к обширной медицинской библиотеке и свободно владевший латинским, греческим, арабским, английским и французским языками, составил обширнейшее собрание записей о случайных отравлениях, сделанных врачами разных стран за многие века. Описания вызванных ядами симптомов соединялись с полученными в экспериментах на Ганеманне и его друзьях-врачах - в подробные тома.
Вскоре Ганеманн и его коллеги обнаружили, что эти симптомокомплексы подобны многим заболеваниям, перед которыми оказывалась бессильной научная медицина. Попробовав давать эти лекарства пациентам, у которых находили подобные симптомы, они были поражены достигнутыми в соответствии с этим принципом излечениями так называемых "неизлечимых" болезней. Ганеманн удостоверился, что всякое лекарство помогает именно при той группе симптомов, которые оно вызывает в здоровом организме.


Процесс, при помощи которого в здоровом организме экспериментально вызываются патогенезы тех или иных веществ, Ганеманн назвал "испытанием" лекарства. Ортодоксальная медицина (которую гомеопаты называют "аллопатией" от корня allo, означающего "другой") также испытывает лекарства; но важное различие состоит в том, что аллопаты испытывают лекарства на животных. Животные не говорят. Они не могут рассказать о тонких изменениях настроения, различных типах боли, которые могут описать испытуемые люди. Кроме того, физиология животных существенно отличается от человеческой. Ганеманн ясно понимал ограниченность медицины, основанной на опытах на животных Для создания обоснованной терапии, эксперимент должен быть поставлен в тех же условиях, в тех же рамках, в каких будет действовать лекарство. Этого требует простой здравый смысл, но для современников Ганеманна это было революцией.
Посвятив экспериментам несколько лет, Ганеманн вернулся к врачебной практике, но уже гомеопатической. Во время консультации он записывал все физические и психические симптомы пациента. Затем он искал гомеопатическое лекарство, вызывавшее у него или у его коллег подобные симптомы (или же эти симптомы наблюдались в результате случайного отравления). Таким образом он добился весьма значительных успехов в лечении, причём иногда добивался скорого и стойкого эффекта даже одним-единственным приёмом лекарства!


Гомеопатический принцип, известный сегодня под названием Закона подобия, Ганеманн обосновывает в 19-м параграфе "Органона".
"Так как болезни представляют собой ничто иное, как изменение в состоянии здоровья человека здорового, обнаруживающееся посредством видимых признаков, и как излечение возможно только посредством перемены болезненного состояния на здоровое, то легко понять, что лекарствами невозможно было бы излечивать, если б они не имели силы изменять состояние человеческого здоровья, ощущения и отправления организма, и что только на этой силе основано их целебное свойство".

Ганеманн, поняв и сформулировав этот основополагающий закон, не чувствовал себя его первооткрывателем. Он цитирует множество авторов, которые, как ему кажется, сформулировали или хотя бы намеком указали на этот закон задолго до него. Например, Гиппократ несколько раз в своих книгах называет два метода лечения: "подобным" и "противоположным". Булдук писал задолго до Ганеманна, что ревень лечит понос, благодаря своим слабительным свойствам. Другой автор, Бетардинг, говорил, что трава сенны лечит колику именно потому, что вызывает ее у здоровых. А современник Ганеманна Сталь писал, что "совершенно ложно принятое в медицине правило лечить противоположным. Наоборот, болезни излечиваются и исчезают от лекарств, способных вызывать подобное же поражение"*.
*S.Hahnemann, Organon of the Art of Healing, 6-th ed. Boericke and Tafel, Phila.,1917, p. 46. Обратившись в глубину веков, в ветхозаветные времена, мы встретим утверждение Мекилты, что человек лечит противоположными средствами, а Бог - подобными!
"Придите и смотрите: исцеление Святого, будь Он благословен, не таково, как человеческое. Человек не лечит тем же, чем ранит: он ранит ножом, а лечит пластырем. Но не так Святой, будь Он благословен, ибо Он исцеляет тем же, чем наносит удар"*.
*"Mekilta de-rabbi Ishmael", trans J.Z.Lauterbach, The Jewish Publication Soc. of America, Phila., p. 239.

Хотя и другие замечали этот принцип, гений Ганеманна сделал огромный шаг вперед. Ему было дано увидеть, что Закон подобия - глубокая истина, что мы можем определить лечебные свойства веществ, систематически испытывая их на здоровых людях. Этот систематический метод был первым из его многочисленных вкладов в медицинскую мысль.


Невозможно до конца понять гомеопатию , не познакомившись с историей жизни и исканий Самуэля Ганемана . Невозможно стать гомеопатом высокого класса, не проследив развитие и совершенствование Ганеманом своего метода. Ганеман прошел долгий путь: от малозначимого для любого другого врача или ученого клинического наблюдения — к созданию стройной, великолепно разработанной теории, базирующейся на естественном законе; от грубых, материальных доз — к малым, потом к минимальным; от частых приемов — к редким, потом — к одному-единственному, затем — к разделенным жидким дозам. К сожалению, современная гомеопатическая литература на русском языке мало уделяет внимания личности основателя гомеопатии . Упор все еще делается на "информационный вал", на книги, призванные объяснить "как лечить", а не помочь понять метод через его историю. Разумеется, все вышесказанное относится и к биографии Ганемана.

Этот перекос отражает все еще существующие "экстенсивные" тенденции в гомеопатии стран СНГ, когда доктора хотят по возможности быстрых, и при этом далеко не всегда высококачественных знаний, а книги по истории гомеопатии не издаются, т.к. издатели боятся, что литература такого сорта не найдет достаточного количества читателей. Приятным исключением на этом фоне стало издание компилятивной работы Н. Архангельской "С. Ганеман и его гомеопатия" , объединившей в себе и по сей день наиболее подробную и добросовестную биографическую работу д-ра Рихарда Хаеля (1873—1932) "Самуэль Ганеман: его жизнь и труды" (содержащую не только полное биографическое описание и богатую библиографию, но и все ставшие доступными письма великого основателя гомеопатии), очень интересную, хотя и не столь тщательно отредактированную и скрупулезную книга д-ра Томаса Брэдфорда (1847—1918) "Жизнь и письма Самуэля Ганемана" (1895) , а также "Гомеопатический роман: история Самуэля и Мелани Ганеман" и "В поисках позднего Ганемана" Римы Хэндли.

Статьи раздела:

  • Самуил Ганеман. Очерк его жизни и деятельности (книга Л. Бразоля)
  • Ганеман: авантюрная карьера мятежного врача (книга М. Гумперта) новое!
  • Заслуги Ганемана в химии и фармацевтике (глава из книги В. Амеке "Возникновение гомеопатии и борьба против ее распространения")

Основоположником гомеопатии, как самостоятельнойсистемы лечения в медицине, по праву считается немецкий ученый – Фридрих Христиан Самуил Ганеман.

Он родился 10 апреля 1755 г. в Саксонии, в небольшом городкеМейсене. И дед, и отец его были художниками назнаменитой фарфоровой фабрике и готовили к этому сына. Не исключено, что именно это обстоятельство, глубокое ощущение гармонии, которое дает искусство, наложило отпечаток на личность Ганемана и его научную деятельность.

Ганеман не стал художником, он избрал медицину. Медицинское образование получил в Лейпциге (1775 г.), с 1777 г. в Вене, затем в Эрлангене. В 1779 г. защитил дипломную работу. В 1781 г. дополнил медицинское образование изучением фармацевтики в Дессау.

После окончания университета Ганеман посвятил лечебной практи­ке несколько лет. Он был не удовлетворен, а скорее разочарован возможностями медицины. Позже он приступил к преподавательской деятельности в Лейпцигской Академии. В то же время Ганеман занимался пе­реводами научной литературы, т.к. знал почти все европейские языки и несколько древних. Сферой его интересов стали химия и фармакология.

По складу своей личности Ганеман был человеком незаурядным, отличающимся большой активностью в работе. Экспериментальные нау­ки еще не сформировались, и почти единственной возможностью для исследования лекарств были опыты насебе. Он испытывал насебе те лекарства, о которых читал.

В 1784 г. С.Ганеман, вступив в брак с Генриеттой Кюхлер, падчерицей дессауского аптекаря, переехал в Дрезден, где занимался врачеванием в городских больницах. С 1789 г. начинается первый лейпцигский период жизни С.Ганемана. К этому времени он уже пользовался репутацией ученого и опытного практического врача. Литературная деятельность С.Ганемана не ограничивалась переводами. Он стал автором следующих работ: «Об отрав­лении мышьяком», «Наставление основательно излечивать старые преждевременные и гнилые язвы», «Руководство для врачей к венерическим болезням»; изобрел способ изготовления растворимой ртути, описал химические свойства желчи и желчных камней и др.



Медицинская практика не принесла С.Ганеману удовлетворения. В то время применялись лечебные приемы, истощающие больных: большие дозы потогонных, рвотных, мочегонных и слабительных средств, производились частые и обильные кровопускания. Все это приводило в уныние, порождало ощущение беспомощности и бесперспективности ме­дицины. С.Ганеман постепенно отходит от медицинской практики, погружается в литературную работу, включая и переводы.

В 1790 году Ганеман переводит лекарствоведение эдинбургского профессора В. Куллена («Материа Медика»). В разделе охине его по­разили противоречия в описанииее лечебного влияния, и Ганеман принял хину в терапевтической дозе, наблюдая заее действием. К его удивлению симптомы, которые он отметил, совпали с симптомами малярии, которой он до этого сам болел. У него развилась типичная периодическая лихорадка.

Врожденное чувство гармонии и философский склад ума требовали поиска закономерности. Ему стало ясно, что хина потому занялаисключительное положение в лечении малярии, что сама способна вызывать такую же картину. Эта аналогия стала для Ганемана принципом выбора лекарств для лечения.

Постулированный С.Ганеманом принцип получил многочисленные частные подтверждения. Например, ртутные препараты в токсических до­зах поражают организм, затрагивая многие органы и системы, при этом значительно повреждается толстая кишка (тяжелый язвенный колит). Между тем, этиже препараты в малых дозах действуют благоприятно при дизентериеподобных колитах. Мышьяк вызывает холероподобный понос, а в гомеопатическом применении препаратами мышьяка излечиваются поносы различной природы. Йод раздражает дыхательные пути, а в малых дозах благотворно действует при бронхитах. Сера при длительном воздействии приводит к распространенному дерматиту, а в гомеопатии Sulfur iodatum излечивает различные кожные заболевания. Cantharis vesicatoria (шпанские мушки) в токсических дозах вызывает воспаление мочевого пузыря, а в гомеопатических до­зах облегчает страдания больных циститом и уретритом. Спорынья в больших дозах вызывает тяжелое поражение организма со спазмом сосудов, осложняющимся развитием гангрены, а в малых дозах Secali cornutum с успехом используется при облитерирующем атеросклерозе, и т.д. Постепенно созревала концепция, которая легла в основу гомеотерапии как новой системы лечения.

Ганеман, не приписывающий себе чужих открытий, пишет, что принцип подобия как возможный принцип выбора лекарства для лечения, был известен давно. Заслуга его состоит в том, что он пришел к заключению, что таким образом надо поступать не с единичными случаями, а всегда и со всеми лекарствами, и это является общим принципом выбора лекарств.

В І796 году в журнале фон Туфеланда Ганеман опубликовал свой труд "Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ", который можно считать первым трудом, провозгласившим принципы гомеопатии, а эту дату можно считать годом рождения нового направления в медицине. Затем Ганеман прекратил преподавание в университете и вернулся к лечебной деятельности. Ему предстояло на практике проверить всеобщность принципа подобия, в дальнейшем выраженного формулой “Simila similibus curantur” («Подобное лечится подобным»).

Основной труд Самуила Ганемана «Органон врачебного искусства» во всем мире считается основополагающим классическим трудом по гомеопатии. Вышедший первым изданием в 1810 г., через 20 лет после открытия С.Ганеманом гомеопатического метода лечения, «Органон» содержит философские, теоретические и практические аспекты гомеопатии в представлении автора способа гомеопатии.

Книга многократно переиздавалась и переводилась на многие языки. Пятое издание «Органона» в русском переводе В. Сорокина было опубликовано в 1884 г. Особый интерес представляет шестое издание «Органона», тщательно переработанное С.Ганеманом в возрасте 86 лет, в последний период его врачебной практики в Париже. По словам В. Берике, выдающегося гомеопата начала ХХ века, подготовившего к печати в 1922 г. последний правленый автором текст труда, это был вариант пятого немецкого издания, опубликованного еще в 1833 году, «буквально прослоенный рукописными листами». Последний вариант, вышедший в свет только через 80 лет после окончания работы над ним автора, сам С.Ганеман считал «наиболее близким к совершенству».

Предисловие к «Органону» написано С.Ганеманом еще в 1833 г. и подтверждено им при подготовке 6-го издания книги. В предисловии сопоставляется старая медицинская школа (аллопатия) с ее постоянно ослабляющими больных воздействиями (в то время производились повторные кровопускания, ставились многочисленные пиявки, кровососные банки, клизмы и т.д.) с гомеопатией, которая «избегает всего, хотя бы в малейшей степени ослабляющего больного» и «является спасительным и благословенным делом». Без такого сопоставления, резкого и взаимозаключающего, в то время было бы невозможно выделение, становление и развитие гомеопатической системы лечения, сосуществующей сегодня с другими направлениями врачевания, обогащенными крупными успехами и достижениями.

Первая часть «Органона» содержит основные теоретические представления автора и его положения о механизмах гомеопатического и лечебного эффекта (подобное лечится подобным). Идеалом лечения, по С.Ганеману, является «быстрое, мягкое и окончательное восстановление здоровья… кратчайшим наиболее надежным и безопасным способом на основе легко понимаемых принципов. Но врач является и «хранителем здоровья, поскольку он знает факторы, расстраивающие здоровье и вызывающие смерть, и знает, как предохранить от них здоровых людей». Врач должен быть истинным практиком целебного искусства, причем истинное назначение врача «состоит не в наукообразной болтовне, а в оказании помощи страждущему». С.Ганеман призывает лечить, не теоретизируя.

Второй раздел «Органона» содержит практические рекомендации по применению гомеопатии. Чтобы правильно и эффективно лечить, врач должен исследовать больного, знать действие лекарств и правильно их применять. Среди «возбуждающих» острые заболевания причин выделяются отрицательные влияния окружающей среды, психические воздействия, «острые миазмы». Одни из них «могут поражать каждого человека не более чем один раз за всю жизнь, как, например, оспа, корь, коклюш, скарлатина, свинка и т.д.», другие же – «часто рецидивировать при сохранении основного характера своих проявлений». С.Ганеман замечает, что острые болезни «чаще всего являются временными обострениями скрытой псоры». Современному читателю близок и понятен этот тезис. Например, острый нефритический синдром в большинстве случаев оказывается обострением хронической нефропатии, характер которой уточняется нефробиопсией. Среди хронических болезней С.Ганеман различает истинные и ложные. Первые – это миазматические болезни (сифилис, сикоз и псора), вторые – следствие злоупотребления лекарствами или результат воздействия тех или иных вредностей (нарушения в еде, употребление возбуждающих средств и др.). При острых болезнях жизненная сила заболевшего способна одолеть их или миазмы в короткий срок побеждают жизненную силу. Следовательно, по С.Ганеману, исходы острых миазматических болезней – выздоровление или смерть. Нельзя не добавить: возможен переход заболевания в затяжную или хроническую форму.

Заключительный раздел «Органона» посвящен мероприятиям, поддерживающим гомеопатическое лечение. С.Ганеман подтверждает действие на «жизненный принцип» «динамической силы минеральных магнитов, электричества и гальванизма». Он положительно относится к «животному магнетизму», предлагая называть его из уважения к Месмеру месмеризмом. «Сильная воля человека, действующая из самых лучших побуждений на больного посредством контакта и даже без него, и даже на некотором расстоянии, может динамически передать жизненную энергию здорового гипнотизера», «мощь сильной доброй воли может временами творить чудеса». Эти соображения С.Ганемана сегодня не кажутся чуждыми и неприемлемыми для нас. Многие «мануальные процедуры» автор наделяет «успокаивающим и раздражающим» эффектом. Массаж особенно эффективен тогда, когда его «делает сильный доброжелательный человек», но этот метод «не должен излишне применяться к сверхчувствительным пациентам». Ванны полезно присоединять к общему лечению в периоде выздоровления и улучшения состояния больного «при надлежащем внимании к состоянию выздоравливающего, температуре воды, продолжительности и частоте повторения процедур». По-видимому, творец гомеопатии не отрицает и роли музыкотерапии: «доносящиеся издалека нежнейшие звуки флейты… могут наполнить нежное сердце возвышенными чувствами и растворить его в религиозном экстазе».

Его авторитет как искусного врача возрастает с каждым годом, расширяется практика. Вместе с тем С.Ганеман постоянно сталкивается с недовольством, завистью и противодействием врачей и аптекарей. В период с 1793 по 1810 г. С.Ганеман вынужден часто переезжать из одного города в другой, практикуя в Мольшкбене, Геттингене, Пирмонте, Брауншвейге, Вольфенбюттеле, Кенингслюттере, Альптоне, Гамбурге, Мелне, Махеме. Параллельно с практикой составляется объемистый «Аптекарский лексикон», создавший С.Ганеману славу ав­торитетного знатока фармации. В окончательно оформленном виде концепция гомеопатии представлена в первом издании знаменитого «Органона».

Важнейшим этапом становления и распространения гомеопатии стал второй лейпцигский период жизни С.Ганемана (І8ІІ-І82І гг.), когда он преподавал в университете. Вопреки противодействию многочисленных недругов, он успешно защитил диссертацию на медицинском фа­культете, представив обстоятельное историко-медицинское исследование «О геллеборизме древних». Необыкновенная глубина изучения пре­дмета, блестящее знание огромного количества древних источников, убедительность и логичность изложения исключили все возражения даже самых недоброжелательных оппонентов. Получив право преподавать в крупнейшем европейском университете, С.Ганеман сплотил вокруг себя многочисленных учеников и последователей. Это был период быс­трого развития знаний и практического опыта по гомеопатии, накопления обстоятельных описаний патогенеза гомеопатических лекарств.

В 1811 году вышла его книга «Чистое лекарствоведение» в 6-ти томах, где описано 60 лекарственных средств. В 1828 году была издана книга «Хронические болезни» в 5-ти томах. В этих книгах, кроме закона подобия описаны два других правила гомеопатии: применение малых доз и необходимость испытания действия лекарств на здоровом человеке.



Вместе с успехами гомеопатии, ростом авторитета С.Ганемана и его школы нарастали и силы его оппозиции. Возник судебный процесс междуним и лейпцигскими аптекарями, требовавшими передать изготовление любых лекарств в свои руки. В результате С.Ганеману было официально предписано все свои гомеопатические лекарства выписывать исключительно через обычные аллопатические аптеки, находящиеся в руках яростных противников гомеопатии. Это было равносильно запрещению врачебной гомеопатической практики в Лейпциге.

Летом 1821 г. С.Ганеман винужден был переехать в небольшой городок Кетен под покровительство герцога Фердинанда Ангальт-Кетенского, приверженца гомеопатического лечения. С.Ганеман, слава о врачебном искусстве которого уже разнеслась по всей Германии, вновь получил свободу медицинской практики с правом самостоятельного приготовления и отпуска гомеопатических средств. В Кетен ста­ли стекаться больные не только со всех регионов Германии, но и из соседних стран.

В кетенские годы С.Ганеман выпустил капитальный многотомный труд «Хронические болезни», в основу которых была положена концепция миазмов. Были также основательно уточнены и детализированы важнейшие принципы гомеопатии – потенцирование или динамизация лекарств, доказательство и объяснение эффективности малых доз. В 1831 г., когда в Европе распространилась холера, С.Ганеман предложил использовать для лечения этого тяжелейшего заболевания, уноси­вшего тысячи жизней, гомеопатические средства (камфора, вератрум, соли меди). Положительный эффект гомеопатии был подтвержден многими врачами того времени, в частности, в Австрии, Венгрии, Англии, Италии, России и др.

В 1830 г. С.Ганемана постигло несчастье – смерть жены, которая была его верным другом и спутником во всех жизненных невзгодах и многочисленных переездах, подарившая ему 11 детей. После смерти жены он продолжал уединенную жизнь и практику в Кетене. Количество больных, приезжавших к С.Ганеману, увеличивалось. В 1835 г. в возрасте 80 лет он женился на 35-летней парижанке Марии Мелани Харвили и переехал в Париж.

Последний, парижский период жизни С.Ганемана был насыщен интенсивной медицинской практикой. Он стал одним из самых популярных врачей в Париже, был окружен почетом и уважением.

Однако, и в это время продолжались нападки на учение Ганемана. В 1845 году медицинский совет попросил французского министра Франсуа Гизо принять меры против гомеопатии, запретить ее применение, однако Гизо ответил очень умно: «Если гомеопатия химера или метод, не имеющий ценности, она исчезнет. Но если, наоборот, она прогрессивна, то распространится, что бы не делали. Академия должна желать этого более всего, поскольку ее задача – стимулировать научный прогресс и научные открытия».

В связи с возрастом и непосильной нагрузкой здоровье С.Ганемана стало ухудшаться. 2 июля 1843 г. на 89-м году жизни он скончался и был похоронен в Па­риже на кладбище Пер-Лашез, где на монументе с бюстом С.Ганемана выбито латинское изречение «Non inutilis vixi» («Я прожил не напрасно»).

Два столетия гомеопаты всего мира свято соблюдают основной жизненный принцип этого великого человека: лечить «верно, безопасно, быстро и надежно». Это была, без сомнения, выдающаяся личность, неистовая по своему характеру, гениальная по величине своего таланта.