Дамиан архиепископ курский. Священномученик Дамиан (Воскресенский), Курский, архиепископ. Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя

Воскресенский Дмитрий Григорьевич, родился 23 октября 1873 года в селе Брусовое Фатежского уезда Курской губернии в семье священника. Родственник протоиерея Михаила Салохина.
Окончил Курское духовное училище и в 1894 году — Курскую духовную семинарию.
В 1894-1895 годах служил псаломщиком церкви села Николаевка Путивльского уезда Курской губернии.
В 1895-1897 годах работал надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.
6 января 1897 года рукоположен во иерея епископом Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) и определен к клиру Спасо-Преображенского собора города Путивля.
В 1901 году, после смерти жены, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1905 году со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил Санкт-Петербургский Археологический институт.
27 ноября 1904 года пострижен в монашество с именем Дамиан архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским).
В 1904-1905 годах состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника храма святого благоверного Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо священника Георгия Шавельского, бывшего на русско-японской войне).
В 1905-1907 годах — преподаватель гомилетики Смоленской духовной семинарии, в 1907-1908 годах — смотритель Старооскольского духовного училища. С 1908 по 1911 год — на той же должности в Обоянском духовном училище.
28 июля 1911 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии.
12 мая 1918 года хиротонисан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии. Пребывал в Переславль-Залесском Даниловом Троицком мужском монастыре, исполняя там обязанности настоятеля.
24 сентября 1920 года Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 года предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы.
13 января 1922 года был досрочно освобожден по амнистии. Вернулся в Переславль-Залесский Данилов монастырь, где выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из монастыря.

В июне того же года еп. Дамиан вслед за Владимирским митрополитом Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам епископа Дамиана, он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» , соглашаясь с ограничениями, поставленными митрополитом Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-административным вопросам епископ Дамиан игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» православное сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени патриарха Тихона, что вызывало доносы местных священников-обновленцев.

5 декабря 1922 года епископ Дамиан был арестован Владимирским отделом ГПУ. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона» . Виновным себя не признал.
23 февраля 1923 года Комиссией НКВД по административным высылкам приговорен к 2 годам ссылки, которую отбывал в поселке Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В ноябре 1925 года назначен временно управляющим Владимирской епархией.

22 декабря 1925 года участвовал в собрании архиереев в Московском Донском монастыре во главе со Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей патриаршего местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола. 23 января 1926 года он посетил в Нижнем Новгороде митрополита Сергия, который ознакомил его с завещательным распоряжением местоблюстителя Крутицкого митрополита Петра (Полянского) о передаче своих полномочий в случае ареста митрополиту Сергию. В связи с этим епископ Дамиан призвал членов ВВЦС признать митрополита Сергия канонически законным временно исполняющим обязанности местоблюстителя, чтобы предотвратить раскол среди иерархов Церкви. Однако руководители ВВЦС не отказались от своих претензий на высшую церковную власть, в связи с чем 29 января митрополит Сергий запретил в служении архиереев, вошедших в состав ВВЦС, в том числе и епископа Дамиана. Убедившись в раскольнических действиях архиепископа Григория, 2 февраля епископ Дамиан покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. Принеся покаяние, он был вновь принят в лоно РПЦ. В дальнейшем Дамиан прямо называл «григорианцев», как и обновленцев, раскольничьим движением, поддерживаемым властями для разрушения единства Церкви.

В 1926-1927 годах временно управлял Владимирской епархией.
В 1927 году возведен в сан архиепископа.
С мая 1927 года — архиепископ Полтавский и Переяславский и временно управляющий Днепропетровской епархией.

25 апреля 1928 года перемещен на Курскую кафедру. По словам архиепископа Дамиана, причиной этого перемещения стали его разногласия с другими украинскими архиереями на состоявшемся в Киеве собрании епископов по вопросу о поминовении имени патриаршего местоблюстителя митрополита Петра и возникавших в связи с этим вопросах об автономии Украинской Церкви .

В 1929 году призывался на летнюю сессию Священного Синода.

С 1930 году в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органами ОГПУ систематически арестовывались все благочинные, назначаемые архиепископом Дамианом. В связи с этим он отказался от новых назначений и предложил сельскому духовенству обращаться непосредственно к архиерею. Ежедневно владыка принимал у себя в среднем около 10 священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей. Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству.

9 февраля 1930 года был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников».

Вновь арестован 26 июля 1932 года в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной области РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским епископом Николаем (Могилёвским), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу так называемой Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» . 26 декабря 1932 года Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами заключения. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Осенью 1937 года НКВД принял директиву об уничтожении узников, остававшихся на Соловецких островах. Архиепископ Дамиан был доставлен в поселок Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Приговорен к расстрелу Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской области. Расстрелян 3 ноября 1937 года в лесном урочище Сандормох, ныне город Медвежьегорск, Карелия. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Память 21 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборах Курских и Полтавских святых.
Молитвословия:
Тропарь, глас 4:
От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Российскую и спаси души наша.
Кондак, глас 3:
Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Молитва:

Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божий возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошєд и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочєстно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Молитвы

Тропарь священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Русскую и спаси души наша.

Кондак священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Житие

Архиепископ Курский Дамиан , в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии 23 октября 1873 года в семье священника. Он окончил Курские духовное училище, затем духовную семинарию в 1894 г., после чего служил псаломщиком в г. Путивле, а затем настоятелем церкви в с. Николаевке Путивльского уезда. Здесь у него родились один за другим два сына: Михаил и Андриан. Но вскоре он потерял супругу, Молитвы вернули о. Дмитрию силы, и он поступил на учебу в Санкт-Петербургскую Духовную академию, одновременно учился и в Археологическом институте.
27 ноября 1904 года, в день празднования иконы Курской Коренной Знамение, он был пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1905 г. завершил учебу в Академии и вскоре вернулся в Курскую губернию, став смотрителем Старооскольского, а затем Обоянского духовных училищ. С 1911 года ректор Смоленской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита.
В июле 1918 года архимандрит Дамиан был хиротонисан во епископа Переяславского. Это была первая архиерейская хиротония по благословению Патриарха Тихона. Владыка Дамиан не смог быть равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь, расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению св. мощей. Он открыто выступал в поддержку Патриарха Тихона и Матери-Церкви. Это не осталось не замеченным властями. В сентябре Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время гражданской войны за хранение контрреволюционной литературы и рукописей....
Вскоре он был арестован за сопротивление изъятию церковного имущества, а 23 февраля 1923 года был выслан на 2 года в Туркестан.
Вернувшись из ссылки, последовательно занимал Владимирскую, Полтавскую и Курскую архиерейские кафедры. Будучи Курским Преосвященным, владыка Дамиан был возведён в сан архиепископа.
В Центрально-Черноземной области владыка Дамиан организовал разветвленную сеть общественно-религиозной организации Ревнители Церкви, которая вела борьбу с насилием советской власти против Церкви. Многие священники приняли участие в деятельности этой организации, в которой насчитывалось более 250 человек.
26 декабря 1932 года архиепископ Дамиан был судим вместе с группой своих приверженцев и приговорен к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловки. Оттуда он уже не вернулся, а 3 ноября І937 года был расстрелян.
В 1998 г. прошла конференция, впоследствии перешедшая в Дамиановские чтения. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Православной Церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых.

Ар-хи-епи-скоп Кур-ский Да-ми-ан , в ми-ру Дмит-рий Гри-горь-е-вич Вос-кре-сен-ский, ро-дил-ся в с. Бру-со-вое Фа-теж-ско-го уез-да Кур-ской гу-бер-нии 23 ок-тяб-ря 1873 го-да в се-мье свя-щен-ни-ка. Он окон-чил Кур-ское ду-хов-ное учи-ли-ще, за-тем ду-хов-ную се-ми-на-рию в 1894 г., по-сле че-го слу-жил пса-лом-щи-ком в г. Пу-тив-ле, а за-тем на-сто-я-те-лем церк-ви в с. Ни-ко-ла-ев-ке Пу-тивль-ско-го уез-да. Здесь у него ро-ди-лись один за дру-гим два сы-на: Ми-ха-ил и Ан-дри-ан. Но вско-ре он по-те-рял су-пру-гу, Мо-лит-вы вер-ну-ли о. Дмит-рию си-лы, и он по-сту-пил на уче-бу в Санкт-Пе-тер-бург-скую Ду-хов-ную ака-де-мию, од-новре-мен-но учил-ся и в Ар-хео-ло-ги-че-ском ин-сти-ту-те.
27 но-яб-ря 1904 го-да, в день празд-но-ва-ния ико-ны Кур-ской Ко-рен-ной "Зна-ме-ние", он был по-стри-жен в мо-на-ше-ство с име-нем Да-ми-ан. В 1905 г. за-вер-шил уче-бу в Ака-де-мии и вско-ре вер-нул-ся в Кур-скую гу-бер-нию, став смот-ри-те-лем Ста-ро-ос-коль-ско-го, а за-тем Обо-ян-ско-го ду-хов-ных учи-лищ. С 1911 го-да - рек-тор Смо-лен-ской ду-хов-ной се-ми-на-рии, воз-ве-ден в сан ар-хи-манд-ри-та.
В июле 1918 го-да ар-хи-манд-рит Да-ми-ан был хи-ро-то-ни-сан во епи-ско-па Пе-ре-я-с-лав-ско-го. Это бы-ла пер-вая ар-хи-ерей-ская хи-ро-то-ния по бла-го-сло-ве-нию Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на. Вла-ды-ка Да-ми-ан не смог быть рав-но-душ-ным к на-чав-шим-ся с пер-вых дней со-вет-ской вла-сти го-не-ни-ям на Цер-ковь, рас-пра-вам над свя-щен-но-слу-жи-те-ля-ми, за-кры-тию хра-мов, осквер-не-нию св. мо-щей. Он от-кры-то вы-сту-пал в под-держ-ку Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на и Ма-те-ри-Церк-ви. Это не оста-лось не за-ме-чен-ным вла-стя-ми. В сен-тяб-ре Вла-ди-мир-ский рев-три-бу-нал при-го-во-рил его к ли-ше-нию сво-бо-ды на все вре-мя граж-дан-ской вой-ны за хра-не-ние "контр-ре-во-лю-ци-он-ной ли-те-ра-ту-ры и ру-ко-пи-сей...".
Вско-ре он был аре-сто-ван за со-про-тив-ле-ние изъ-я-тию цер-ков-но-го иму-ще-ства, а 23 фев-ра-ля 1923 го-да был вы-слан на 2 го-да в Тур-ке-стан.
Вер-нув-шись из ссыл-ки, по-сле-до-ва-тель-но за-ни-мал Вла-ди-мир-скую, Пол-тав-скую и Кур-скую ар-хи-ерей-ские ка-фед-ры. Бу-дучи Кур-ским Прео-свя-щен-ным, вла-ды-ка Да-ми-ан был воз-ве-дён в сан ар-хи-епи-ско-па.
В Цен-траль-но-Чер-но-зем-ной об-ла-сти вла-ды-ка Да-ми-ан ор-га-ни-зо-вал раз-ветв-лен-ную сеть об-ще-ствен-но-ре-ли-ги-оз-ной ор-га-ни-за-ции "Рев-ни-те-ли Церк-ви", ко-то-рая ве-ла борь-бу с на-си-ли-ем со-вет-ской вла-сти про-тив Церк-ви. Мно-гие свя-щен-ни-ки при-ня-ли уча-стие в де-я-тель-но-сти этой ор-га-ни-за-ции, в ко-то-рой на-счи-ты-ва-лось бо-лее 250 че-ло-век.
26 де-каб-ря 1932 го-да ар-хи-епи-скоп Да-ми-ан был су-дим вме-сте с груп-пой сво-их при-вер-жен-цев и при-го-во-рен к рас-стре-лу, за-ме-нен-но-му ссыл-кой на 10 лет в Со-лов-ки. От-ту-да он уже не вер-нул-ся, а 3 но-яб-ря І937 го-да был рас-стре-лян.
В 1998 г. про-шла кон-фе-рен-ция, впо-след-ствии пе-ре-шед-шая в Да-ми-а-нов-ские чте-ния. В 2000 го-ду на Юби-лей-ном Ар-хи-ерей-ском Со-бо-ре Пра-во-слав-ной Церк-ви ар-хи-епи-скоп Кур-ский Да-ми-ан был при-чис-лен к ли-ку свя-тых.

Юби-лей-ный Ар-хи-ерей-ский Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, со-сто-яв-ший-ся в се-ре-дине ав-гу-ста 2000 го-да в Москве, при-чис-лил к ли-ку свя-тых 1154 но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских, по-движ-ни-ков ве-ры и бла-го-че-стия. Все они по-имен-но бы-ли из-вест-ны, хо-тя ми-ру не яв-ле-ны, но ве-до-мы Бо-гу. Сре-ди про-слав-лен-ных Со-бо-ром но-во-му-че-ни-ков есть и слу-жи-те-ли Кур-ской епар-хии - ар-хи-епи-скоп Да-ми-ан (Вос-кре-сен-ский), епи-скоп Рыль-ский Иоанн (Па-шин), ар-хи-епи-скоп Онуф-рий (Га-га-люк), ар-хи-епи-скоп Кур-ский (впо-след-ствии Ря-зан-ский) Иуве-на-лий (Мас-лов-ский), ар-хи-епи-скоп Пав-лин (Кро-шеч-кин), Они под-вер-га-лись же-сто-чай-шим го-не-ни-ям со сто-ро-ны без-бож-ной вла-сти, но от Хри-ста, от ве-ры пра-во-слав-ной не от-рек-лись. В 1937-1938 го-дах они бы-ли рас-стре-ля-ны.

Молитвы

Тропарь священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, святи́телю Дамиа́не, к тебе́, я́ко ско́рому моли́твеннику и помо́щнику, ми́лостиво припа́даем и усе́рдно мо́лим: защити́ зе́млю Ру́сскую и спаси́ души́ на́ша.

Перевод: С юности Христа возлюбил ты, святитель Дамиан, к тебе как к быстрому помощнику и молитвеннику смиренно обращаемся и усердно молим: защити землю Русскую и спаси души наши.

Кондак священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

Святи́тельскую благода́тию обле́кся еси́, Це́рковь святу́ю, я́ко Неве́сту Христо́ву, страданьями доблесне укрепля́л еси́. Моли́ о на́с Христа́ Бо́га, святи́телю Дамиа́не. Велича́ем тя́, святи́телю о́тче Дамиа́не, и чти́м святы́е страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́.

Перевод: Святительской благодатью облекся ты, Церковь святую, как Невесту Христову, в мученичестве доблестно укреплял ты. Моли о нас Христа Бога, святитель Дамиан. Прославляем тебя, святитель отче Дамиан, и почитаем святые страдания твои, которые ты претерпел за Христа.

Святы́й новому́чениче, святи́телю Христо́в Дамиа́не! Ди́вный па́стырю и доблестный во́ине Христо́в! Ты́ все́ю душе́ю от ю́ности за́поведи Бо́жии возлюби́л еси́. Те́м же Госпо́дь яви́ тя́ прее́мника Апо́столом Свои́м. И во дни́ гоне́ния лю́таго на ве́ру Правосла́вную, я́ко и́стинный па́стырь, яви́лся еси́, кре́стный пу́ть с па́ствою свое́ю проше́д и та́ко вене́ц му́ченический восприя́л еси́, обре́тший благода́ть, моли́теся за ны́. И ны́не, о, хода́таю на́ш пред престо́лом Царя́ Сла́вы, испроси́ у Него́ ве́ру оте́ческую утверди́ти, Це́рковь Святу́ю от ересе́й и раско́лов огради́ти, ве́рных укрепи́ти, заблу́ждших обрати́ти, боля́щия исцели́ти, многострада́льное Оте́чество на́ше умири́ти и от враго́в сохрани́ти ненаве́тно. И моли́твами твои́ми изба́вимся от вся́кия беды́ и напа́сти, и та́ко на земли́ благоче́стно пожи́вше, жи́зни ве́чныя на Небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе со все́ми Святы́ми просла́вим в Тро́ице сла́вимаго Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист священномученику Дамиану, архиепископу Курскому

Кондак 1

Духа Святаго носителю избранный, исповедниче Церкви Православный, адаманте твердейший, похвальная вопием ти, святый священномучениче Дамиане с сонмом новомучеников - Ревнителей Церкви, кровию своею всю Россию освятивших, приносим похвалы своя. И, взирая на благие страдания твоя, зовем ти: Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Икос 1

Ангелы и Боголюбивые людие Христу приносят благодарение, от рода священническаго для пастырскаго служения тя избравшего, святителю Богомудре Дамиане. Во дни гонений лютых, яко страж верный и пастырь добрый, паству Курскую не оставил, но душу свою за спасение ея положил. О сем похвальная вопием ти:

Радуйся, рода иерейскаго Богоугодной молитвы рождение; радуйся, земли Курения благоуханное цветение. Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный. Радуйся, воплощение доброты и богомудрия; Радуйся, Святой Руси Божие предначертание. Радуйся, веры нерушимое основание. Радуйся, пламенный ревнителю апостольских преданий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 2

Провидев щедролюбивый Господь, яко верным чада Православный Церкви многими соблазнами обуреваемы быти, Ангела - Провозвестника Евангельския истины, глашатая неустрашима в земле нашей воздвиже тя Господь, пастыря добра, яко душу свою за овцы полагающа. Мы же, благодаряще Бога, пастыря верна и стража прилежна даровавшего нам, зовем Ему: Аллилуйя.

Икос 2

От юности твоея, Богомудре Дамиане, орлу уподобился еси, к высоте небесней возлете, да постигнеши Богословскую премудрость в свете истиннаго благочестия просветившеея. Мы же, наставляеми тобою, поклонимся Богу, во Троице Святей славимому, вопия ти похвалы сия: Радуйся, паству Христову паче благ мира сего возлюбивый; Радуйся, делателю винограда Христова избранный. Радуйся, твоими молитвами гнев Божий утоляется. Радуйся, святителем Владимирские земли поставленный. Радуйся, нашего упования не посрамляющий; Радуйся, разума Апостольския Церкви хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 3

Сила Вышняго яве показа тя, священнопроповедниче Дамиане, в трудах крестоношення суща, егда всеоружием Божией благодати козни тьмочисленных враг Православный веры разрушал еси, Богу поя: Аллилуйя.

Икос 3

Имея веру несомненную и помысл чист, вся красная мира сего презрел еси, Дамиане Богоблаженне. И в чине святительстем Господеви послужил еси. Тем же благостию украшенный, аки звезда путеводная светиши всем, вопиющим ти: Радуйся, Единаго Христа всем сердцем возлюбивый; Радуйся, дарованный талант приумноживый. Радуйся, яко угождал еси Богу всяческим служением; Радуйся, правды и истины всегда искавый; Радуйся, истину дерзновенно вещавый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 4

Бурю страстей внутрь имея, помышлениями суетными обуреваеми, не возможем, Дамиане всемудре, величия мученичества твоего проповедати, обаче твоими молитвами ко Господу в правоверии и благочестии укрепляемы, воспеваем Ему: Аллилуйя.

Икос 4

Слышавше и видевша людие православныя равноангельское стояние твое, на страже апостольской чистоты веры и единства Церкви Христовой, достоблаженне Дамиане, веру непорочно соблюдше и Имя Христово прославивше. Мы же, видя величие подвига твоего, зовем к тебе прилежно: Радуйся, Христа возлюбивый, с ним же за мир сораспеншийся; Радуйся, теплотою Божественной любви души наша согревающий; Радуйся, стада Христова пастырь верный; Радуйся, молитвенник за народ наш неутомимый. Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; Радуйся, заблудших благостный наставник. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 5

Боготечную звезду яви тя Господь, досточудне отче наш Дамиане; зане паству твою добре осиял еси светом Евангельской истины, правы стези указуя к Царствию Христову и научая присно взывати к Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Видевше гонители здочестивые, яка твердо упование твое на Господа и любовь к Нему, злобою дышащие людие страдания измышляху; ссылкой изнурения веру твою попрати и тя посмеянием диаволу явити. Ты же вся козни бесовские попрал еси. О сем мы приносим тебе похвалы таковыя: Радуйся, у кормила правления епархией твердо стоялый; Радуйся, свет Христов верным возсиявый. Радуйся, яка тобою ревности по Бозе исполняемся. Радуйся, нужды духовно окрадуемых предваряли; Радуйся, народу православному похваление. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 6

Проповедник благочестия явился еси, делателю непостыдный и право правящий слово Истины, священномучениче Дамиане, яко добрый воин Христов ограждая паству свою в годину искушений и соблазнов и подвизаясь взывати истинному Богу: Аллилуйя.

Икос 6

Возсиял еси во граде Полтаве» яко звезда лучезарная, блистанием твоим озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия, ныне плодами сеяния насыщавши вся, мы же с любовию взываем к ти сице: Радуйся, на престол святительский промыслом Божиим восшедый; Радуйся, крестный путь с паствой своей прошедый; Радуйся, яко овец заблудших и обреченных на заклание не оставил еси. Радуйся, даже едину овцу заблудшую отыскавый. Радуйся, для народа русского сокровище драгоценное - Церковь сохранивый; Радуйся, от распрей церковных много скорбевый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 7

Желая невозбранно пастырем добрым быти, Богоносне отче Дамиане, на пользу чад своих, да вси взыщут истиннаго Бога. Мы же, уповая на преславное ходатайство твое, со дерзновением воспеваем; Аллилуйя.

Икос 7

Перваго и дивнаго святителя по патриаршему благословению Церкви Российския вемы тя, святителю Дамиане, понеже во исповедании не устрашился еси человеческих прельщений и святоотеческия заветы соблюл еси. Сего ради и крепость духовную подаде ти Глава Церкви - Христос; мы же, недостойнии, приносим ти сицевая; Радуйся, самоотвержение всецело показавши; Радуйся, спасение многих взыскавый. Радуйся, промысла Божия о людех провозвестниче; Радуйся, дивное нравов очищение. Радуйся, послушание патриаршему Местоблюстителю явивый; Радуйся, сокровищ Православной веры усердный хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 8

Странное и преславное чудо есть маловерным и малодушным зрети тя, святителю Дамиане, како во дни гонений на Курскую кафедру пришел еси, Православную веру утвердил еси, мудростию словес своих научил еси стадо твое Богоугодно воспевати: Аллилуйя.

Икос 8

Весь исполнь любве Христовы, паству свою не оставил еси, молитвы Всевышнему о нас возсылая; мы же, чтуще светлую память твою, благодарственное пение приносим ти: Радуйся, обилием любви твоея мир удививый; Радуйся, славу предоброго и преблагаго пастыря снискавый; Радуйся, апостольских преданий ревнителю; Радуйся, вокруг себя верных собравши; Радуйся, верность Царю святому Николаю сохранивый; Радуйся, архиереев соседних епархий объединивый; Радуйся, яке Божественнаго священства правило был еси; Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 9

Вси людие паствы курския, видевше тя, архипастыря своего, обличившего опустошителей храмов Божиих, яко пророк Илия лжепророков Иезавелиных, ты же любовию к людям исполнен сый, слезныя молитвы Богу вознося, взывал Ему: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, священномучениче Дамиане; мы же, к покаянию тобою подвигаемии, благосердию твоему подражати хотяще, песньми похвальными тя ублажаем сице: Радуйся, добрый наставниче и мудрый правителю; Радуйся, колеблющихся в вере твердый оградителю. Радуйся, яко тобою Святое Православие ревностно охраняется; Радуйся, во мраце нечестия правую веру утверждали; Радуйся, славу Царю Небесному мужественно снискавши; Радуйся, гнев Божий на милость к нам, грешным, преложивый, Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 10

Спасти хотя Церковь Русскую, преславне отче наш Дамиане, ревнителей веры отеческой совокупил еси, богоборческим козням противился еси. Мы же, почитающе всечестныя страдания твоя, вопием прославльшему тя Богу; Аллилуйя.

Икос 10

Матерь Божия, Стена необоримая, Небеси и земли, Владычице пречистая, град Курск ограждающая, строителя тайн Божии и стража верна Церкви Сына своего и Бога нашего избрав тя, отче Дамиане; ныне же ты у престола Царя Славы на Небесех со всеми святыми и Ангелами Небесными, молишься о нас. Мы же, радостию исполненнии, вопием ти: Радуйся, Покровом Пречистыя Богородицы осеняемый. Радуйся, Эдема Небесного сопричастниче. Радуйся, Ангелам собеседниче, святым соучастниче. Радуйся, в невечернии дни Райских блаженств наслаждаешися. Радуйся, изможденных горестями житейскими укрепляющий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, священномучениче Христов, сияеши бо ныне на небеси, яко верен Святитель правдою одеялся ecи и в рай сладости вкушаеши; о песнословящих Тя Христа прилежно моли, вопиющих Ему: Аллилуйя.

Икос 11

Светозарного светильника, елея молитвы чистыя преисполнена, и пламенем веры светло сияюща, воздвиже тя Господь, священномучениче Дамиане, Богохранимей земле Курския. Мы же, видем тя в Троическом Свете пребывающего и Отечеству нашему мира и благоденствия просящего, с упованием веры, зовем ти: Радуйся, на земле преподобного Феодосия родившийся, Радуйся, святителя Иоасафа славный преемниче, Радуйся, Иоанна Затворника достойный продолжателю, Радуйся, преподобного Серафима во образ себе избравший, Радуйся, преподобного Исаакия в пример вменивший, Радуйся, святому Онуфрию путь уготовлявший. Радуйся, Собора Курских святых преславное украшение. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 12

Благодати Святаго Духа испроси народам православным, преблагий пастырю стада Христова Дамиане пречудный. Ты же, молитвенниче всеусердный, ублажи Пречистую Матерь и всех Святых, во еже спастися нам. Силою благодати укрепит и нас, немощных, да твоими молитвами всякия козни победим, вопием Всеблагому Богу нашему: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще много страда льны я подвиги твоя, святителю Христов Дамиане, и ублажаем мученическую кончину твою, ибо тобою в Троице славимый Бог наш славно прославися. Сего ради приносим ти похваления сицевыя: Радуйся, труд крестоношения Богоугодно подъявый; Радуйся, сосуде Духа Святаго исполненный; Радуйся, вечное приемый от Бога благословение; Радуйся, за веру и благочестие заточения и смерть приявый; Радуйся, славы Божией велий ревнителю; Радуйся, паствы твоея присное радование. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Кондак 13

О, преславный исповедниче Христов Дамиане! Прийми от нас, любящих тя чад твоих, приносимое тебе малое моление наше и теплым ходатайством твоим ко Господу огради Церковь Православную и Боголюбивый народ наш, от междоусобиц братских, расколов и еретических смятений, да в покаянии сокрушенном избавимся праведнаго гнева Божия, бед и грядущия вечныя муки и сподобимся с гобою, яко чада со отцем, во веки воспевати Богу; Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божии возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошед и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочестно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Дамиан (Воскресенский Дмитрий Григорьевич) - архиепископ

Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский

23 октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии, священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитрием.

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырскую заботу родителя, Димитрий возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 г. Курскую духовную семинарию, он некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображенского собора в Путивле, а затем надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.

6 января 1897 г. епископом Иувеналием (Половцевым) Димитрий был рукоположен в сан иерея и назначен клириком церкви села Николаевки Путивльского уезда. Спустя 4 года после смерти жены Димитрий Воскресенский поступил в Петербургскую духовную академию и одновременно в археологический институт.

В день празднования иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной - 27 ноября 1904 г. ректором академии епископом Сергием (Страгородским) Димитрий был пострижен в монашество с именем Дамиана в присутствии преосвященного Антония (Волынского), подарившего ему «Псалтирь следованную» со своей дарственной надписью.

В годы русско-японской войны отец Дамиан состоял благочинным академического духовенства и при этом исполнял обязанности священника суворовской церкви Академии Генерального штаба.

По окончании в 1905 г. Петербургской духовной академии Воскресенский назначается преподавателем Смоленской духовной семинарии. Спустя 2 года - смотрителем Старооскольского духовного училища, а еще через год - Обоянского духовного училища.

28 июля 1911 г. отец Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии, где его и застал октябрьский переворот.

В июле 1918 г. он был хиротонисан в епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Преосвященный Дамиан участвовал в открытии мощей святителей Иосафа, Ермогена и Питирима.

Владыка Дамиан не мог оставаться равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь Христову, к расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению святых мощей. Его активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защита Русской Православной Церкви не остались не замеченными большевистскими властями. Уже в сентябре 1920 г. Владимирский ревтрибунал приговорил владыку Дамиана к лишению свободы сроком на все время гражданской войны за хранение рукописей «контрреволюционного» характера. Хотя специальным предписанием ВЦИК епископ был освобожден из тюрьмы, но ярлык «контрреволюционер» прочно приклеился к нему, и ОГПУ требовался только повод для нового ареста.

Он не заставил себя ждать. Голод стал бедствием для миллионов людей. Патриарх Тихон обратился с воззванием ко всем православным оказать помощь умирающему населению и благословил церковно-приходские советы и общины «жертвовать на нужды голодающих драгоценные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Но в феврале 1922 г. ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе, как святотатство и всячески препятствовало этому. Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято-Данилова монастыря, воспротивился изъятию имущества, как якобы «принадлежащего государству», за что и был арестован Владимирским губотделом ГПУ. 23 февраля 1923 г. епископ Дамиан был выслан в Туркестан на два года.

После ссылки владыка вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 г. он был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год возглавил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла директива, утверждающая, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 г. по западным районам Центрально-Черноземной области прокатилась волна массовых антиколхозных выступлений под лозунгами: «Отдайте землю и волю и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой колхозы, долой советскую власть - власть бандитов, давайте царя». По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу, что «контрреволюционные массовые выступления» явились результатом «подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви», возглавляемой архиепископом Дамианом». Вместе с владыкой было арестовано 3 епископа, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь.

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 г. приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заключением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. Судя по архивным документам, и на Соловках опальный архиепископ не смирился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать», высказанные в кругу братьев по несчастью, оказались пророческими.

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил к сонму новомучеников и исповедников Российских архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского).

Источники, использованные для составления жития:

1. А. И. Раздорский. Дамиан (Воскресенский). Православная энциклопедия, т. 13, с. 707-708
2. БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

Архиепископ Курский Дамиан, в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии 23 октября 1873 года в семье священника. Он окончил Курские духовное училище, затем духовную семинарию в 1894 г., после чего служил псаломщиком в г. Путивле, а затем настоятелем церкви в с. Николаевке Путивльского уезда. Здесь у него родились один за другим два сына: Михаил и Андриан. Но вскоре он потерял супругу, Молитвы вернули о. Дмитрию силы, и он поступил на учебу в Санкт-Петербургскую Духовную академию, одновременно учился и в Археологическом институте.

27 ноября 1904 года, в день празднования иконы Курской Коренной «Знамение», он был пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1905 г. завершил учебу в Академии и вскоре вернулся в Курскую губернию, став смотрителем Старооскольского, а затем Обоянского духовных училищ. С 1911 года – ректор Смоленской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита.

В июле 1918 года архимандрит Дамиан был хиротонисан во епископа Переяславского. Это была первая архиерейская хиротония по благословению Патриарха Тихона. Владыка Дамиан не смог быть равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь, расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению св. мощей. Он открыто выступал в поддержку Патриарха Тихона и Матери-Церкви. Это не осталось не замеченным властями. В сентябре Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время гражданской войны за хранение «контрреволюционной литературы и рукописей...».

Вскоре он был арестован за сопротивление изъятию церковного имущества, а 23 февраля 1923 года был выслан на 2 года в Туркестан.

В Центрально-Черноземной области владыка Дамиан организовал разветвленную сеть общественно-религиозной организации «Ревнители Церкви», которая вела борьбу с насилием советской власти против Церкви. Многие священники приняли участие в деятельности этой организации, в которой насчитывалось более 250 человек.

26 декабря 1932 года архиепископ Дамиан был судим вместе с группой своих приверженцев и приговорен к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловки. Оттуда он уже не вернулся, а 3 ноября І937 года был расстрелян.

В 1998 г. прошла конференция, впоследствии перешедшая в Дамиановские чтения.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Православной Церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в середине августа 2000 года в Москве, причислил к лику святых 1154 новомучеников и исповедников Российских, подвижников веры и благочестия. Все они поименно были известны, хотя миру не явлены, но ведомы Богу. Среди прославленных Собором новомучеников есть и служители Курской епархии – архиепископ Дамиан (Воскресенский), епископ Рыльский Иоанн (Пашин), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский (впоследствии Рязанский) Иувеналий (Масловский), архиепископ Павлин (Крошечкин), Они подвергались жесточайшим гонениям со стороны безбожной власти, но от Христа, от веры православной не отреклись. В 1937–1938 годах они были расстреляны.