Поколение битников. Субкультуры в ссср, как это было (фото). Битники в России

Человеческое общество всегда разделялось на слои, классы, группы по определенным признакам. В наше время границы подобных классификаций, безусловно, стали менее заметны, чем раньше, а некоторые и вовсе исчезли.
Однако социальные группы, выделяющиеся среди общей массы своими чертами, будь то идеи, убеждения, политические взгляды, внешний вид, вкусы и предпочтения, всегда были есть и будут существовать. Субкультур достаточно много, но мы решили поговорить о трех самых популярных и значимых, на наш взгляд, и начнем с одной из наиболее ярких и примечательных, давшей толчок многим субкультурам современности – бит-поколении, или же битниках.

Бит-культура зародилась в послевоенные годы (1950), когда в Калифорнийском университете встретились четыре молодых писателя: Аллен Гинсберг, Джек Керуак, Нил Кессиди и Уильям Берроуз. Бесцельно слонявшиеся со скучающим видом по улицам, они пытались выйти за рамки традиционной литературы, отвергая общепринятые нормы искусства и американской политики и жизни в целом. Позже к ним начали присоединятся другие молодые творческие люди и просто молодежь среднего класса схожих нонконформистских взглядов.

«Мы битники, приятель. Битник – значит блаженный, это значит, что у тебя бьется сердце, это что-нибудь, да значит. Это изобрел я.»
Джек Керуак.

Бит-поколение (beat-generation) обязано свои названием Джеку Керуаку – можно сказать, основоположнику и идейному лидеру битников. Тогда слово «beat» уже значило на разговорном языке «потрепанный жизнью», «усталый», однако, придумав неологизм «beatitude» (от слов beat и attitude, «усталое отношение к жизни»), Керуак окончательно закрепил название целого поколения: бит-поколение. Слово «бит» также обладало и другим значением: так назывался музыкальный ритм в джазе. А что могло сопутствовать их литературному бунту, как не бибоп-джаз, символ бунта музыкального? Тогда музыкальными кумирами битников стали родоначальники бибопа – легендарные Майлз Девис, Диззи Гиллеспи, а иконой – Чарли Паркер, чей стиль жизни был не чужд битникам. Именно из бибоп-джаза в творчество битников перекочевал такой прием, как спонтанность, ставший одним из основных литературных приемов Керуака. Джек призывал писать спонтанно, безыскусно и свободно, предложив даже не использовать знаки препинания, а пробелы использовать лишь для подчеркивания интонации, для выдоха или же вдоха перед новой мыслью.

В творчестве битников считалось вполне нормальным так называемое «психоделическое озарение», наркотики имели место быть в их жизни, но не являлись основополагающим источником вдохновения. В то время среди людей искусства еще не произошел наркотический бум, но жизни любимых битниками Майлза Девиса и Чарли Паркера оборвались именно благодаря наркотикам.

Интересный факт, что сленг, каким мы его знаем сейчас, зародился именно в бит-культуре. К примеру, вездесущее американское «cool» и позже ставший рок-н-рольным штамп «live fast die young» (живи быстро умри молодым) появились именно тогда. Внешне битников было легко узнать по черным водолазкам, бороде, длинным волосам, черным очкам, сандалиям, а на карикатурах их нередко изображали с бонго (африканскими барабанами).

«Библией» битничества по праву считают роман Джека Керуака «В дороге», вобравший в себя все идеи бит-поколения, свободу, отрицание традиционных ценностей. Роман был написан за три недели и правда «в дороге»: Керуак бродяжничал, после того как его комиссовали с флота из-за подозрения на шизоидное расстройство личности, что среди битников тогда было нормой. Изначально Джек хотел, чтобы его книга издавалась рулоном, чтобы, разворачивая каждый фрагмент, читатель ощущал то же движение, что и он во время своих скитаний. Из-за того, что массу эмоций, мыслей и чувств, которая обрушивается на писателя, ему сложно адаптировать для читателя (а возможно, Керуак просто не видел в этом смысла), произведения Керуака очень не просто читать, ни в переводе, ни в оригинале. Однако вклад в литературу, внесенный битниками бесценен.

«Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят.»
«В дороге», Джек Керуак.

Битники были довольно воинственно настроены против американской «системы», вдохновляясь марксизмом и русским анархизмом. По дороге, вымощенной наркотиками, алкоголем, нетрадиционной сексуальной ориентацией, бунтом во всех возможных проявлениях, они пришли в небытие, возможно, осознав, что лучший способ избежать системы, которой они противостояли, – замкнуться в себе.

Контркультура

Контркультура - в широком смысле - тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру . Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Возникновение контркультуры на самом деле -- явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений.

Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах:собственно, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 50-х - 70-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку.

Битники

3.1. Состояние Мира на момент зарождения контркультуры

Война была хорошо реализуемой ещё до того как США присоединились к конфликту. Поскольку США подготовились бороться, Рузвельт имел представление того, на что должен походить послевоенный мир. 6 января 1941 г. он выступил перед членами конгресса с речью, вошедшей в американскую историю как речь о "четырех свободах": свобода слова и высказываний, свобода каждого человека поклоняться Богу тем способом, который он сам избирает, свобода от нужды, свобода от страха («что в переводе на понятный всем язык означает такое основательное сокращение вооружений во всем мире, чтобы ни одно государство не было способно совершить акт физической агрессии против кого-либо из своих соседей»).

Как контрапункт к тем идеалистическим военным целям, большинство американцев сражалось за концепцию той доброй жизни, которую они помнили дома.Военный корекспондент Джон Херси однажды спросил молодого моряка за что же он бореться.После мимолетного раздумья солдат вздохнул и сказал: «Господи, что бы я отдал за кусок черничного пирога!».

Америка решает испробовать своё новое оружие-атомную бомбу.

Первая бомба, урановое оружие, названное «Little Boy», была сброшена на Хиросиму 1945 года 6 августа (убив 70.000 человек мнгновенно и ранив 70.000).Три дня позже 2 плутонивые бомбы «Fat Man» упали на Нагасаки (убив 40.000 и ранив 60.000).

Семена Холодной Войны, доктрина Трумана, основание НАТО в 1949, увеличение власти правительства, попытки продвигать социальную реформу, дискриминация «цветных»(магазины «только для белых» и т.д.),дискриминация латино-американцев, борьба женщин за равноправие полов....так выглядел Мир на тот момент времени.

В таких условия произошло зачатие битничесва, «разбитого поколения», отвергающего традиционную мораль и общепринятые социальные ценности пуританского и консервативного общества.

3.2. Зачатие Бита

Джон Чиарди в своей знаменитой статье: «Эпитафия разбитым», объясняя массовый успех битников, писал, что «у молодёжи есть все основания для того, чтобы бунтовать против нашего американского самодовольства. Каждый день вставать в половине седьмого, в восемь отмечаться у табельщика, в пять возвращаться домой, и смотреть купленный в рассрочку телевизор, -- такой образ жизни вряд ли может прельстить молодого человека».Таким людям противела жизнь человека-автомата живущего и ненавидящего по расписанию.

Битники героизировали спонтанность, Дзэн, марихуану, пейот, джин и кофе, дикие путешествия на машинах; жизнь низов, безжалостную честность в превращении частных чувств в общественное..

"Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради привилегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе ни к чему...они-узники потогонной системы, произвдства,потребления, работы, производства, потребления, передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев скитаются по свету с рюзаками за спиной, уходят в горы молиться, смешат детей и радуют стариков, молодых девчонок делают счастливыми, а старых - ещё счастливие, все они - Безумцы Дзэна, ходят и слагают стихи, возникающие в их головах просто так, безо всякой причины; тем, что они добры, совершая странные поступки, они заставляют всех, все живые существа видеть вечную свободу..." - Джек Керуак.

Битничество оформилось как довольно агрессивно настроенная идеологическая группировка, увлекающаяся дзэн-буддизмом, практикующая искусство медитации, эксперементирующая с психоделиками, неистово творившая и (что наиболее важно) думающая. Если к этому прибавить протест (активный протест) против американской внешней политики, американского "общественного мнения" и "общественной морали", а также против святая святых - американского образа жизни, то можно понять, почему битничество-это протест интеллектуалов.

3.3. Название

"beat", в оригинальном уличном использовании: «исчерпанный», «на дне мира», «ищущий», «бессонный», «наивный», «проницательный», «отвергнутый обществом», «сам по себе», «остроумный», «проворный».

Джек Керуак употребил фразу «Beat Generation» в 1948, обобщая свой социальный круг, чтобы характеризовать андерграунд, нонконформистскую молодёжь, собирающуюся тогда в Нью-Йорке; название родилось в беседе с романистом Джоном Клеллоном Холмсом (издал ранний роман о битниках, названный “Go”, в 1952, наряду с манифестом в ”New York Times Magazine”: “This is the beat generation”). Прилагательное «beat» было введено в группу Гербертом Ханком, хотя Керуак расширил значение термина. Другие определения, обсуждаемые Холмсом и Керуаком были «найденые» и «furtive» (скрытый, тайный; неизбежный).

Термин «битник» был выдуман Хербом Каном в «Хрониках Сан-Франциско» 2 апреля 1958, вероятно как игра на имени российского спутника «Спутник».Определение слова «битник» по Кану, предлагало, что битники были "далеки от мейнстрима общества" и "возможно прокоммунисты".

Это, возможно, было намерением Кана изобразить «Бит поколение» как анти-американцев. Возражая против термина Кана, Аллен Гинсберг написал в "Нью-Йорк Таймс" для порицания "грязного слова битник," комментируя, ", Если битники и не освещенные Бит поэты наводняют эту страну, они будут созданы не Керуаком, а индустрией массовых коммуникаций, которые продолжают промывать людям мозги."

Новый термин Кана прикипел и стал популярным ярлыком, связанным с новым стереотипом мужчин с козлиными бородками и беретами, играющих на бонго, в то время как женщины, в чёрных ласинах, танцуют.

3.4. История

Движение битников прошло несколько этапов: первичного зарождения (40-е годы), развития (конец 40-х - начало 50-х), становления(конец 50-х), расцвета(на рубеже 50-х - 60-х), а также так называемого «пост-существования» (60-е годы).

Битники поначалу были литературной группой - это была компания молодых писателей и поэтов, не приемлющих эстетических установок «официального» искусства. Первые писатели «Beat Generation» встретились в Нью-Йорке: Джек Керуак, Аллен Гинсберг, Уильям С. Берроуз, (в 1948) и позже (в 1950) Грегори Корсо.

Центральные фигуры (за исключением Берроуза) собрались вместе в Сан-Франциско в середине 1950-ых, где они встретились и стали друзьями с писателями, связанными с Ренессансом Сан-Франциско, такими как: Кеннет Рекскорт, Гэри Снайдер, Лоренс Ферлингетти, Майкл Маккльюр, Филип Валлен, Гарольд Норс, Лью Велч, и Кирби Дойл. Там они встретили много других поэтов, которые мигрировали в Сан-Франциско, потому что город имел репутацию нового центра креативности.

В 1953 году начинающий поэт Лоуренс Ферлингетти начал издавать небольшой журнальчик под названием "City Lights"("Огни большого города", аллюзия на знаменитый фильм Чаплина), а через два года на Коламбус, центральной улице Сан-Франциско при издательстве был открыт одноименный книжный магазин, где и стали продаваться первые книги битников, самые знаменитые из которых - сборник прозаических фрагментов, эссе, новелл и медитаций Джека Керуака «В дороге» (1957) и поэма Аллена Гинзберга «Вопль» (1955).

3.5. Наркотики

Классические члены Бит Покления-- как сказал Аллен Гинсберг, "круг вольнодумцев" -- использовали множество различных наркотиков.

В дополнение к алкоголю, обычному в американской жизни, они также интересовались марихуаной, бензедрином и, в некоторых случаях, опиатами, типа морфия. В течении времени, многие из них начали использовать психоделические наркотики, типа мескалина, яге (также известный как Ayahuasca), и ЛСД.

Большую часть этого использования можно справедливо назвать «экспериментальной», часто они были вообще незнакомы с эффектами этих наркотиков, также присутствовали интеллектуальные аспекты их интереса к наркотикам и простое преследование гедонистического опьянения.

3.6. Гомосексуализм

Помимо прочих качеств, резко выделявших битников среди городской буржуазии и даже среди, казалось бы, близкой им творческой и университетской интеллигенции, была их открытая сексуальность, причём не столько гетеросексуальность, сколько гомосексуальность, на что в США в те годы было наложено фактически табу.Гомосексуализм был вне закона, во всяком случае, несмотря на многие реформы в западном обществе, его рассматривали не только как грех, но и как преступление.

3.7. Музыка

Джаз и блюз для битников быстро стал главным культурным сопровождением - один из идеологов битничества Джон Артур Мэйнард говорил о джазе в таких терминах, как "новый завет" и "откровение". Речь чаще всего шла о бопе, который появился незадолго до самих битников и пробивал себе дорогу на сцену через целые ушаты критических помоев, которые лились на него со всех сторон: один из критиков, Уинторп Сарджент, например, писал, что-де если негра с детства воспитывать на хорошей музыке типа Бетховена, то он бросит свои варварские дудки и начнет слушать академические произведения. Так вот, боп сделал исполнителя почти священной фигурой и подарил битникам такие понятия, как одиночество в толпе и спонтанность.

3.8. Литература

Битники тяготели к бессюжетности, свободному стиху, метафорическому языку, шокирующей лексике, импрессионистичности и натуралистичности описаний. Бит был построен на заимствованных ритмах, долгих витиеватых фразах без перерыва на вдох.

Биты следовали собственным лихорадочным призывам. Керуак написал ставшие знаменитыми слова в романе В Дороге: «Единственные люди для меня -- безумцы, безумные жить, безумные говорить, безумные быть спасенными... которые хотят иметь всё сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят, как сказочные римские свечи, взрывающиеся пауками среди звезд.». Сам роман был написан за три недели в безостановочной кофеново-бензедриновом угаре на 147-метровом рулоне бумаги без единого знака препинания.

«Первая мысль -- самая лучшая,» -- таково было правило Гинзберга.

Берроуз активно пользуется «методом нарезок» (cut-up method), о котором писатель узнаёт от своего друга, поэта и художника, Брайона Гайсина. Данная техника письма впервые предлагается дадаистами в 20-е годы, но Берроуз несколько трансформирует её. Суть метода писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую -- личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущая книга. Только, в отличие от дадаистов, Берроуз весьма скрупулёзно подходит к компоновке различных кусков и последующему редактированию текста. В заключение цитата самого Берроуза:

«Человек читает газету, и его взгляд скользит по колонке в разумной аристотелевской манере -- мысль за мыслью, фраза за фразой. Но подсознательно он читает и колонки, расположенные по бокам, а также осознает присутствие сидящего рядом попутчика. Вот вам и нарезка.»

«Поэзия двадцатого века,подобно всем искусствам и наукам,перенесла центр тяжести на исследование-экспериментирование с тем самым материалом,из которого она состоит.Поскольку любой человек глубоко внутри себя понимает, что все его видения и все его истины в конечном счёте лишены содержания...следующим шагом должно стать исследование...движущей силы видений, то, что лежит в истоке истины, а значит-сами слова...а значит, использовать радикальное средство - полное устранение содержания.» - Аллен Гинзберг, «Индийские Дневиники».

«Нет такой причины, из-за которой любая строка должна начинаться от левого поля страницы.Глупая привычка: будто все мысли в мозгу выстраиваются в шеренги, как призванные в армию новобранцы.Начнём новую мысль на краю и органически проследим за её развитием, как с неё слетает вся шелуха, выявляя её форму, когда одна ассоциация связана с другой, с прыжками-пробелами, указывающими на связи и разрывы между веще-мыслями, ломаный синтаксис, чтобы указать на колебания и провалы в мыслях -ГРАФИЧЕСКИ показывая движение ума...Это проще, чем деспотичная форма сонета, ведь человек никогда не думает посредством диалектически застывших форм катрена или сиснтетических форм сонета: но наше мышление работает, используя блоки ощущений и образов.» - Аллен Гинзберг, «Индийские Дневники».

3.9. Буддизм - религия Бита

Буддизм, древняя и в высшей степени философическая азиатская традиция, был религией Бита. Он начал влиять на жизни главных нью-йоркских Бит авторов в середине 1950-ых, когда Джек Керуак и Аллен Гинсберг начали интересоваться им. Керуак и Гинсберг начали свои поиски, читая книги в библиотеках, но когда они мигрировали к Калифорнии, начали воплощать буддизм в жизнь (главным образом Дзэн), вдохновленные Гэри Снайдером (битник, больше всех связанный с буддизмом) и Кеннетом Рекскортом.

Буддизм изменит жизнь любого, кто начинает понимать его, и все работы, которые Кероуак написал после середины пятидесятых, особенно «Бродяги Дхармы» и «Биг Сур», могут интерпретироваться как буддийские притчи. Работы Гинсберга - подвергались не меньшему влиянию Буддистской мысли.

3.10. Наследие

Гинзберг характеризовал некоторые из существенных эффектов творческого Бит-движения в следующих сроках:

· Духовное освобождение, сексуальная "революция" или "освобождение", то есть, гей-освобождение, несколько катализируя женское освобождение, освобождение чёрных, активность Серой Пантеры.

· Освобождение слова от цензуры.

· Демистификация и/или декриминализация гашиша и других наркотиков.

· Эволюция ритма и блюза в рок-н-ролл как высокую художественную форму, как свидетельствуется Битлз, Бобом Диланом, и другими популярными музыкантами вдохновленными в поздние пятидесятые и шестидесятые поэтами и писателями Бита.

· Распространение экологического сознания, подчеркнутого вначале Гэри Снайдером и Майклом Маккльюр, понятие "Свежей Планеты."

· Оппозиция военной-индустриальной машинизированной цивилизации, как подчеркнуто в работах Берроуза, Ханка, Гинсберга и Keруака.

· Внимание к тому, что Кероуак назвал (после Спенглера) "второй религиозностью" развивающейся в пределах передовой цивилизации.

· Возвращение к высокому оцениванию индивидуальности вопреки государственному единообразию.

· Уважение к земле и местным народам и существам, как объявлено Керуаком в его лозунге «В Дороге»: "Земля - индийская штука."

Кинематограф.

Кажущаяся хаотичная спонтанность Роберта Олтмана многим обязана Биту, равно как и черно-белые медитации Джима Джармуша и ловкий неаффектированный фильм Ричарда Линклэйтера «Лодырь». А каждое дорожное кино, от ярких и наглядных (Тельма и Луиза, Что-то Дикое) до инертных (Калифорния), рабски следуют пикареску «В Дороге».

«Берроуз -- один из кирпичей моего письма,» -- говорит сценарист и режиссер Гас Ван Сент. -- «Когда я располосовал три законченных сценария и совместил их у себя в компьютере, чтобы сделать My Own Private Idaho , -- это именно то, что сделал бы он. Это какая-то магия: это как кидать главы в урну, а затем наобум вытаскивать их одну за другой. Этот метод позволяет вселенной диктовать тебе, а не твоему собственному думающему разуму.»

Литература.

В литературе, как это ни странно, последователей Бита найти сложно. Музей Уитни определяет, например, Пола Битти как «молодого поэта, сформировавшегося под влиянием бит-культуры.» Сам же Битти заявляет: «Движение на меня не влияло.» Поэт Спарроу так же осторожен. «Я трудился, чтобы бунтовать,» -- говорит он. -- «Меня интересуют ясность и четкость, а не их бредящий стиль. Но все эти редакторы говорят мне, что я слишком битов. Может, они и правы; тогда я, наверное, битник третьего поколения. Это ужасная доля.» Современным поэтам, утверждает Рон Колм(ООНевыносимый)) , нужно «очистить чрезмерно слюнявое психическое пространство Битников, чуть-чуть прикончить папочку» -- как это сделали сами Битники, махнув литературный модернизм на джаз.

Бит имел большое влияние на Рок-н-ролл, включая главные его фигуры, такие как Битлз, Боб Дилан и Джим Моррисон. Имидж мятежной рок-звезды во многом аналогичен образу Бита. Вот - несколько примеров их причастности к Рок-н-роллу и другим формам поп-культуры:

· Одна из причин по которой «the Beatles» использовали в названии букву "a" («жуки»-«beetles») это то, что Джон Леннон был поклонником Керуака.

· Боб Дилан признает, что очень многим обязан Керуаку и Гинзбергу, как в своем галлюцинаторном языке, так и в нежелании повторять дубли при записи.

· Джим Моррисон называет Керуака самым важным вдохновителем.Также он учился поэзии у Ферренгетти.(Клавишник Рэй Манзарек говорит, что «The Doоrs» никогда не сформировались бы, если бы не Керуак.

· Гинзберг был другом, а Кэссиди членом «Merry Pranksters» (литературная коммуна) Кена Кизи, которая также включала членов рок-группы «the Grateful Dead».

3.10. Наследие

· Гинзберг работал с панк-группой «The Clash». Берроуз работал с группами «Sonic Youth»(«Битники повлияли на нас очень сильно в смысле радости манипулирования языком,» -- говорит гитарист Соник Ют Ли Ранальдо. -- «А также в использовании нашей собственной жизни в качестве предмета изображения и в нашем лишенном иллюзий взгляде на современную жизнь.»), «R.E.M.», Куртом Кобейном(Курт Кобейн выпустил компакт-диск с Уильямом Берроузом, перед которым также преклонялись панки (Патти Смит ставила его «наверх, рядом с Папой Римским»)) , «Ministry», и другими.

· Боно из «U2» говорит о Берроузе как о главном вдохновителе, Берроуз мимолётно появился одном из «U2» видео.

· Термин хэви-метал впервые появляется в романе Берроуза «Экспресс „Сверхновая“» 1964 года.

3.11. Пост-существование и Выводы

Битники взяли слишком высокий "аккорд", их протестующие голоса были так громки, так надрывны, что в конце концов сорвались на фальцет. Они смогли предложить своему поколению только один способ борьбы с обществом, из которого они сами себя выгнали, - уход от него, уход в себя, в "другие сферы", в дзен-буддизм, в"радостную преступность"(Дж.Керуак), в вызывающе-нарочитую гомосексуальность и наркотики (У.Берроуз, провозгласивший, что "лучший Выход это Вход")...

«Мне нравится слышать, как имя Керуака упоминается как символ путешествий, как символ проживания жизни, как она есть,» -- говорит художник Джек Пирсон, чьи фотографии и бриколажи полны образов дорожных странствий и печальных мотелей. -- «Как и Керуак, я думаю, что мое искусство на стене -- просто почтовая открытка от жизни, которая и есть реальное искусство.» Однако, проясняет Пирсон, «при этом мне вовсе не хочется садиться и читать его книги».

Битники одержали триумф не сколько как литература, сколько как зажигательная метафора... чего-то.

Бит интерпретируется настолько легко потому, что находится внутри: он --состояние сознания. Он не вызывает в памяти никаких физических объектов, а наша культура воспринимает все визуально (мы поверим, что по-настоящему узнали Битников, как только кино Копполы выйдет на экраны).

Сами битники, фактически, часто стремились к тому, чтобы быть в центре внимания. То, что Берроуз появлялся в рекламных роликах фирмы Найки, что Гинзберг продал свои архивы (включая обрезки бороды и пару старых теннисных тапочек) Университету Стэнфорд приблизительно за 1 миллион долларов, или то, что Керуак толокся на литературных конференциях, жадный до признания, не должно удивлять нас. «Вероятно, все, что останется... это сыпь испаряющихся анекдотов, да несколько серьезных работ, что были все-таки произведены на свет,» -- писал Джон Клеллон Холмс. -- «Мы заплатили за дерзость окрестить себя "поколением".»

В наше время по всему миру среди молодежи, и не только, наблюдается интересная тенденция: дауншифтинг, побег от цивилизации и переосмысление традиционных ценностей. Люди по всему миру начинают жить свободнее, слушать себя, свои желания и идут вслед за своей мечтой. Сейчас происходит событие неимоверного масштаба и значения, революция сознания. И, как и любой глобальный и значимый процесс, это ментальное освобождение также имело свои истоки. Можно смело сказать, что в начале были битники. Почему? Это становится понятно, если вспомнить историю движения битников и оценить еговлияние на современность.

Кто такие битн ики

Битники – это субкультура, зародившаяся в сороковых годах прошлого века в Америке. Мастодонтами и литературными ее представителями были Джек Керуак и Алан Гинзберг. Изначально битники — это так называемое «разбитое» поколение молодых людей в сороковые годы, так же как и «потерянное поколение» первой мировой Ремарка. Под битниками понимали молодежь, бежавшую от традиционных устоев, и даже от «американской мечты». Они не испытывали радости по поводу начала войны, зато были рады, когда она закончилась. Не хотели жить по схеме университет – работа – семья, хотели найти смысл в беспорядке жизни. Меняли работы, постоянно переезжали с места на место, редко женились и еще реже заводили детей. Они были искателями.

Долгий путь к признанию

Американское общество в те годы не было готово принять такой образ жизни, и потому битников не особо любили. К тому же, из-за того, что битники в числе первых подняли протест против традиционного уклада жизни, они, не находя отклика в окружающих, все больше увлекались выпивкой и наркотиками. Можно сказать, что битники – коллапс общества, признак того, что ему требовалось обновление, революция сознания. В Америке на это ушло несколько десятков лет.

Стиль одежды битников

Как у любой другой субкультуры, у битников был особый стиль одежды. Одним из основных атрибутов битника считался чёрный свитер (обязательно с высоким горлом на манер «водолазки») и берет, допускались также белые майки без рисунка. Не редкостью было ношение двух барабанов бонго - в качестве символа культуры чернокожего населения. Определенной прически битник не имел, но волосы были преимущественно длинные (примерно до плеч и почти всегда прямые), в одежде преобладал чёрный цвет. Зачастую битник носил тёмные непроницаемые очки.

Мужской стиль битников

Помимо чёрного цвета для обоих полов характерной была одежда в полоску и сутаны с капюшоном. Для мужчин одним из атрибутов также была «козлиная бородка». Самой распространенной обувью были обычные кожаные сапоги.

Одежда женщин-битников

Девушки носили черные, опять же, колготки и аналогичного тона макияж. Для женского пола были характерны трико, свитера (в том числе вязаные), длинные юбки, капри.

Влияние стиля битников на современную моду

Примечательно, что выработанный битниками стиль оказал большое влияние на формирования гардероба готов. Спустя более чем пятьдесят лет он вновь оказался актуален - американский дизайнер Марк Джейкобс (бренд «Marc Jacobs») в 2008 году представил осеннюю коллекцию одежды, вдохновленную модой 50-х и 60-х. До Джейкобса популяризированием образа битников занимался не менее известный французский модельер Ив Сен-Лоран (бренд «Yves Saint Laurent»).

Битники и хипстеры

Бит-культура впоследствии стала основой для таких субкультур как хиппи и хипстеры. Советские стиляги, ванильные, а также западные и российские эмо – наследие битников уже в третьем поколении. У каждой из субкультур своя идеология – стиляги шли против повсеместной советской цензуры, эмо ратовали за свободное выражение эмоций, на западе – грусти, а в России – радости. Конечно, потом культура эмо в России извратилась, в основном за счет калькирования, и стала больше походить на культуру самоубийц, но истоки ее все же у битников – явное выражение эмоций считалось неприличным и неуместным, выражение их также своеобразный протест.

Российские хипстеры и битники

В наше время самая распространенная субкультура в России – хипстеры. Молодежь от 15 до 30 лет читает книги о путешествиях и самосовершенствовании, рефлексирует свой опыт в твиттер, носит вязаные свитера и очки в толстой пластиковой оправе и делится между собой впечатлениями в уютных маленьких кофейнях или альтернативных кафе. Хипстеры много читают, по возможности много путешествуют и активно самовыражаются. От битников их отличает большая конфорность и приятие традиционных ценностей. Большая часть хипстеров прилежно заканчивает университеты, а потом и создает семью. Они хорошо встраиваются в общества, хоть и отличаются своеобразным мышлением и образом жизни.

Битники в наше время

Битники в России

Интересно, что в последнее время, а именно с середины двухтысячных и до наших дней культура битников вновь становится популярной в России и в мире, При этом забавно, что значительная часть людей об этом даже не подозревает и не вспоминает о битниках вообще. Тем не менее образ жизни битников проникает в современную культуру и привлекает все больше адептов.

Успех «Сверхъестественного» и его связь с бит культурой

Своеобразным началом возрождения битников можно считать 2005 год, когда 13 сентября на канале The WB в Америке состоялась премьера сериала «Сверхъестественное». Двое молодых людей ездят по всей Америке на чёрной Chevrolet Impala 1967 года, живут в отелях, каждый день в новом, а иногда и в своей машине. Образ жизни Сэма и Дина Винчестеров не так важен, как род их занятий (охота на нечисть), однако он стал тем, за что сериал полюбила значительная часть зрительской аудитории в России. Молодежь, особенно хипстеры, вынужденная жить по определенному сценарию, откровенно пускала слюни на удивительные приключения братьев. Можно задаться вопросом «А причем тут битники?» — и ответ на него очень прост: и образ жизни главных героев, и даже их имена были заимствованы из романа Джека Керуака «В дороге».

Влияние бит культуры на современную российскую молодежь

Этот роман, к слову, экранизировали в 2012, и фильм получил Золотую пальмовую ветвь за режиссуру, а так же неоднозначную, но бурную реакцию зрителей. В России после экранизации романа вновь проявился интерес к Керуаку и бит-культуре, хотя и на современный лад. Молодежь начала буквально сбегать от цивилизации и системы.

По интернету ходит множество историй о девушках и юношах, отчислившихся или отчисленных из университетов, уволившихся или уволенных с работы, путешествующих совершенно без денег по всей России, а то и по всему миру. Некоторые ездят автостопом из Москвы во Владивосток, кто-то строит себе маленькую одноместную яхту и в ней по океану уплывает из Петербурга в Америку. Таких историй год от года все больше.

Городская российская молодежь под влиянием бит-культуры

Да и в городах наблюдается интересная тенденция. Молодежь заканчивает университеты, но не спешит строить карьеру и заводить семью, а путешествует, перебивается кратковременными заработками. Некоторые даже живут в машинах. Некоторые просто работают то там, то здесь, не выезжая из города, но и не стремясь зажить «взрослой» жизнью. Отчасти это связано с экономикой и довольно депрессивными предположениями насчет будущего, но в основном – можно с уверенностью сказать: желание именно свободы и самопознания движет российскими нео-битниками.

Битники на западе.

На западе с культурой битников произошло кое-что очень интересное. Она переехала жить в леса и дикую природу. Все тот же побег от системы, только теперь это уже не беспорядочные путешествия по материку, а целые коммуны беглецов в горах и на побережьях. Именно словом битник таких людей теперь не называют, а зовут их дауншифтеры, но суть явления одна и та же.

Все глобальные изменения начинаются с протеста. Разнообразие субкультур в двадцатом веке — не что иное, как показатель необходимости подобных изнений. На раскрепощение сознания и переосмысление значения собственной жизни повлияло множество субкультур и факторов, и битники — одна из наиболее ярких. Из этой статьи вы узнали о движении битников, его истоию и влияние на современность и о том, что ими двигало изначально. Будьте свободны и счастливы, в конце концов, оно того стоит!

Битники (англ. Beatniks ; beat — как разбитый; niks — русский суффикс как «Спутник», который тогда был у всех на слуху) молодежная , которая стала популярной в 50х-60х годах. Можно сказать, первая молодежная , с которой «выросли» все остальные.

Почему возникли битники?

Идеология битников начала формироваться в повоенные годы, когда после победы над нацисткой Германией и ее союзниками, страны-победители начали активно развивать экономику, что способствовало обогащению населения и повышения уровня жизни.

Особенно в этом отношении отличались США где даже возник образ жизни «Американская мечта» — ухоженная жена-домохозяйка, румянощекие дети, работа в крупной корпорации, хорошая машина, дом-«полная чаша» и тд. Потребительская культура и хвастовство своими доходами не всем нравилось, и нашлись молодые люди, которые начали откровенно протестовать против такого стиля жизни.

В русле течения битников стоят три фигуры. Это писатели Джек Керуак, Ален Гинсберг, Уильям Берроуз, которые своими произведениями распространяли идеи свободы и протеста против тогдашнего общества. Эта идея бунта для многих молодых была куда интереснее, чем однообразная жизнь рядового американца.


Какая идеология у битников?

Идеология битников базируется на протесте, подкрепленному марксисткой идеологией, и свободе от социальных и религиозных норм. Особенно интересными эти идеи показались артистической молодежи. Поэты, художники, музыканты, стали исповедовать почти нищенский образ жизни: слонялись по затертым кафешках, собираться в подвалах и демонстрировали свои произведения таким же как они, тем кто поймет, и все это приправлено джазом, который они так любили.

Отделяя себя от общества, которое их высмеивало, они прибегали к походам с рюкзаками по бескрайним просторам Америки, экспериментам с алкоголем и наркотиками ( и ), и гомосексуализме, считавшийся весьма модным в битников.

Как одевались битники?

Распространенный образ битника это темная фигура в темных, непроницаемых очках с беретом на голове.
Очень популярной была черная или в горизонтальную полоску водолазка и белая без рисунка футболка. Девушки носили темные леггинсы, длинные юбки, трико, свитер, капри. Ребята надевали мешковатые штаны и отпускали «козлиные бородки» . Обувались битники в сандалии, кеды, кожаные сапоги.
Часто можно было увидеть битника с бонго как проявление поддержки африканской культуры.

Какую музыку слушали битники?

Битники боготворили джаз, с его импровизациями, анархическим духом, не желанием ничего исправлять, а только делать, как нравится. В нем они видели проявление своей идеологии.

Битники были первой , и многое в них позаимствовали следующие , такие как хиппи, хипстери и тд. Они имели свой сленг который мы до сих пор используем как например «cool» — круто , «сat» — чувак , «dig» — врубатся .
В настоящее время наблюдается некоторая реконструкция битников среди «людей искусства».

Надеюсь что эта информация была для вас полезной и интересной.

Пишите комментарии.Дима. М.Д. «Сила Молодых» Украина.

Неформалы. Целая группа молодёжных движений в СССР 80-90-х годов. В целом они не отличались большим разнообразием. Тем не менее они сформировали свой язык самовыражения, уличные стили, моду, искусство, коммуникации, и самодостаточный меломанский рынок.

Моды

С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.

Моды. Москва, 1988 год


Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова


Моды. Челябинск, начало 80-х

Хардмоды

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".

Хардмоды. Красная площадь, 1988 год


Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год

Сайкобиллы

Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике

Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой


Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год


Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова

Байкеры

В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк клубов, и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах. Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства

Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл


Байкеры. Кимирсен, 1990 год


Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова


Байкеры. Тема, 1989 год

Битники

Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х.Когда под этот термин попадали модные декаденты посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то "лиг", ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.

Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова


Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83


Битники. Челябинск, конец 70-х

Фанаты

Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из "кузьмичей"(простых посетителей стадионов) и выездной элиты, сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло "бандами", мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар "Саяны" на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться "банды" вокруг других команд

Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой


Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина


Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83

Любера

Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название "любера" уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень "подмосковного братства",пытавшегося контролировать не только обозначенные территории,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву "народной дружины", эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и "неформалов".

Любера. 1988 год


Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Любера. Любера и подольские в ЦПКО им.Горького, 1988 год