«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. План самообразования по фэмп воспитателя подготовительной к школе группы План самообразования воспитателя подготовительной группы по фэмп

Елена Сергеевна Горчева
План самообразования Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Цель : Прививать детям интерес к знаниям по математике , с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики , способствовать развитию у детей внимания , сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи :

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте .

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме .

Сроки : учебный 2016 – 2017 год

Практический выход : отчет

Литература :

1. - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

2. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

3. «Играем в числа» - серия пособий

4. «Развиваем восприятие , воображение» - А. Левина.

5. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников » - Москва, 1990г.

6. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

7. В. Волина «Веселая математика » - Москва, 1999г.

8. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы » - Санкт-Петербург, 2002г.

9. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике » - Москва, 1989г.

план на 2016 -2017 учебный год

Этапы реализации Задачи Сроки

Подготовительный Изучение методической литературы

по Сентябрь-октябрь

Практический Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (изготовление и проведение дидактических игр) Ноябрь-апрель

Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития май

1. Подготовительный

сентябрь - октябрь

Изучение литературы по данной теме

2. Диагностический

Ноябрь – январь

«Форма и цвет»

игр :

«Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

«Подбери ключик к замочку»

«Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

«Найди предмет такого же цвета » (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

«Составь цепочку из предметов одного цвета » (Выбрать : ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

3. Практический

Февраль – апрель

«Количество и счёт»

1. изготовление и проведение дидактических игр :

«Угости зайчика»

«Сделай по ровну»

«Собери бусы»

«Ежики»

«Магазин игрушек» (много, один, поровну)

«Ориентировка в пространстве» .

«Ориентируемся в пространстве»

«Передай соседу»

«Найди предмет »

«Где чей домик

4. Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития

Работа с педагогами :

-«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности »;

-«Формирование основ математических представлений в детском саду »;

- «Развитие математических способностей у дошкольников » ;

- «Математика и логика детей старшего дошкольного возраста »

Работа с родителями :

-«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала » ;

-«Веселая математика дома » ;

Оформление выставки для родителей : «Математические игры и упражнения для дошкольников »

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту. На третьем году жизни дети становятся.

Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1. Старший дошкольный возраст 2. Познавательная деятельность 3. Фронтальная форма проведение занятия 4. Продолжительность занятия 30 минут.

2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя Евдокимова Светлана Николаевна Тема: «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного.

План работы по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ №137 Агафоновой С. В. на 2015-2016 .г. ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании.

Марьям Зулькарнаева
План самообразования воспитателя по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы»

Тема : «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы посредством дидактических игр»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе . И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Цель : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме . Овладение способами проектирования воспитательно -образовательного процесса.

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал.

2. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме .

3. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.

4. Обобщить педагогический опыт работы по теме « у дошкольников через дидактические игры».

Направления саморазвития :

1. Изучение нормативно – правовых документов.

2. Изучение методической литературы.

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом.

4. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы , открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).

5. Работа с детьми.

6. Повышение квалификации.

7. Работа с семьей, социумом.

8. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

9. Аттестация.

Ожидаемые результаты :

Оформление собственных методических разработок в форме информационно - педагогических модулей (обобщение опыта работы.)

Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.

Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.

Перспективный план мероприятий на 2016-2017 уч. г.:

1. Изучение нормативно-правовых документов 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

В течение 2016-2017 учебного года

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

1. А. Белошистая «Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей ». Дошкольное воспитание-2000-№2 , с. 74.

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных . – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М : Просвещение 1989.

4. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает? – М.:Просвещение,1991.

5. Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2-7 лет » Волгоград : Учитель, 2013.

6. Сербина Е. В. «Математика для малышей » / Издательство : Москва Просвещение, 1992.

7. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель» , 2006г.

8. Ерофеева Т. И. и др. «Дошкольник изучает математику . Как и где?» . – М., 2002.

9. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

10. Метлина А. С. «Математика в детском саду » Просвещение, 2006.

11. Никитин Б. П. «Ступеньки Творчества или развивающие игры» , Москва, Просвещение, 1991 г.

12. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений , Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.

13. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

14. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 98 с.

15. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ,»– М.: 2006.

16. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

17. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду » , 3-е издание. – М., 2006.

18. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей . /Ярославль. Академия развития, 1996.

Интернет-ресурсы :

http://dohcolonoc.ru ;

http://nsportal.ru ;

http://www.edu.ru ;

http://www.detskiysad.ru ;

http://www.moi-detsad.ru ;

http://ivalex.ucoz.ru.

Публикации по теме:

План по самообразованию воспитателя на 2014–2015 учебный год План по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год. 1. Консультация для вновь поступивших педагогов «Требования, предъявляемые к содержанию.

Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» Хочу поделится опытом по теме "Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры" В 2010 году мною была взята.

Отчет по самообразованию за 2015–2016 г. воспитателя МБДОУ №16 Пашиной О. А. «Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС» Цель: формирование комплексной.

У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не.

План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 180” План самообразования воспитателя.

План по самообразованию воспитателя Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Чтобы не отстать от времени, педагог.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Попова Ирина Викторовна

воспитатель

Общий стаж

Педагогический стаж

Педагогический стаж в данном коллективе

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

25 лет 25 лет 5 лет 1

2016 - 2017 учебный год

старшая группа

Этап работы над темой: подготовительный

Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2017года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

ПРОЕКТ

Тема: «Развитие математических способностей у детей

дошкольного возраста через игровую деятельность»

2016 год

1.

Введение.

Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку) Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в лес к белочке", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка-лесовичка", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.

. Цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

    Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

    Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;

    Разработать перспективный план работы с детьми;

    Оформить в группе уголок «Я считаю»;

    Создать картотеку математических игр.

    Создать кружок по математике «Затейники»

2. Реферативная часть.

Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

3. Проектная часть.

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

Теоретический

Изучение научно-методической литературы;

обзор информации по исследуемой теме в Интернете

сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Практический

Разработка конспектов занятий с детьми

сентябрь

2016 – 2017 гг.

Оформление в группе «Я считаю»

октябрь 2016 г.

Создание картотеки математических игр

ноябрь 2016 г.

Подготовка материала для кружка

сентябрь 2016

май 2017 г.

Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников»

декабрь 2016 г.

Выход темы:

    Проведение открытых занятий. Тема: «Приключение на числовой поляне» (май 2017 г.)

    Оформление картотеки математических игр.

    Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».

    Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

    Отчет о проделанной работе за учебный год.

4. Заключение.

План работы по самообразованию

Воспитатель

Жуйкова Инна Анатольевна

Подготовительной группы

«Почемучки»

МДОУ д/с «Улыбка»

Тема: «Работа с родителями по ФЭМП»

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи: Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Литература:

1 Программ «Радуга» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, и др.

2.Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.: Детство-пресс, 2006.

3.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.

4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

Раздел плана

Сроки выполнения

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки работ и т. д.)

Сентябрь

Родительское собрание

«Задачи на учебный год»

Анкетирование по ФЭМП

Октябрь

Анкетирование по ФЭМП

Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП »

Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками .

Ноябрь

Консультация для родителей

«Математические игры»

Проект «И прекрасна и сильна математика страна»

математический КВН.

Декабрь

Консультация для родителей

«Зачем детям математика»

Выступление на педсовете «работа с родителями по ФЭМП»

Выпуск стенгазеты «И прекрасна и сильна математика страна»

Январь

Родительское собрание

«Дидактические игры по математике»

Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).

Февраль

Тематическая консультация

«Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны»

Сочинение сказки «Про цифры»

Март

Консультация для родителей

«Роль д/и по фэмп для детей »

Выставка рисунков детей совместно с родителями «величина»

Апрель

Информация для родителей в родительский уголок

«Занимательная математика»

Участие родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома»

Родительское собрание «Итоги года»

Выпуск стенгазеты «Какими мы были»

Ф Ф.И.О воспитателя Филимонова Елена Анатольевна

Дата рождения: 26.01.1987г

Образование (когда и какое учебное заведение закончил): 2009год, Высшее профессиональное образование. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елабужский государственный педагогический университет»,

Специальность по диплому: Педагог-психолог, учитель коррекционно-педагогической деятельности по специальности «Педагогика и психология»

Место работы: МБДОУ «Детский сад №17 г. Лениногорска» МО «ЛМР»

Занимаемая должность: воспитатель

Дата назначения на должность: 12.08.2012г.

Общий трудовой стаж: 8 года

Педагогический стаж: 7 года

Курсы повышения квалификации: «Современные подходы к организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО» в объеме 72 часов в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный институт»

Курсы переподготовки: «Педагогика психология дошкольного образования» Институт экономики, управления и права (г. Казань). Срок обучения 24 октября 2014 года-16 марта 2015 года.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

МБДОУ №17 работает над проблемой: Изучение и внедрение в воспитательно- образовательный процесс ФГОС ДОО

Тема самообразования: «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

Цель: Создание условий, для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи :

1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;

2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Педагоги

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Актуальность:

Предмет математики настолько серьезен,

Что надо не упускать случая,

Сделать его занимательным

Б. Паскаль

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Предполагаемый результат:

1. Расширение знаний детей о занимательном математическом материале.

2. Умение анализировать работу.

3. Активизация познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач.

4. Формирование положительного отношения к труду.

5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.

6. Активизация родителей в совместную творческую деятельность.

7.Развитие творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.

8.Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая,коллективная)