Биография тютчева. Анализ творчества федора тютчева Начало литературной деятельности тютчева что подтолкнуло

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) является одним из знаменитых русских поэтов, внесших огромный вклад в развитие лирического поэтического направления.

Детство поэта проходит в родовом поместье Орловской губернии, где Тютчев получает домашнее образование, обучаясь у нанятого педагога Семена Раича, который прививает мальчику желание изучать словесность и иностранные языки.

По настоянию родителей, закончив Московский университет и защитив кандидатскую диссертацию по лингвистическому направлению, Тютчев поступает на дипломатическую службу, которой посвящает всю свою жизнь, работая в Государственной коллегии иностранных дел.

Более двадцати лет своей жизни Тютчев проводит за рубежом, находясь на дипломатической работе в Германии, где заключает первый брак с Элеонорой Петерсон, которая дарит ему трех дочерей. После смерти жены Федор Иванович женится во второй брак, где у него рождается еще несколько детей, однако имеет любовные связи на стороне, посвящая своим любимым женщинам многочисленные стихотворения.

Первые стихи поэт сочиняет еще в юношеском возрасте, подражая древним авторам. Возмужав, Тютчев раскрывается в качестве любовного лирика, использовавшего приемы, присущие европейскому романтизму.

Вернувшись на родину со второй семьей, Тютчев продолжает работу тайным советником, но не бросает своего поэтического увлечения. Однако в последние годы его жизни творчество поэта направлено на создание не лирических произведений, а имеющих политическую окраску.

Подлинная известность и признание к поэту приходят уже в зрелом возрасте при создании им многочисленных стихотворений, передающих пейзажную и философскую лирику, которые он сочиняет, выйдя в отставку с государственной службы и поселяясь в усадьбе Царского села.

Тютчев уходит из жизни после продолжительной болезни в возрасте семидесяти лет в пригороде Санкт-Петербурга, оставив после своей смерти в наследие несколько сотен стихотворений, отличающихся излюбленной тематикой поэта в форме изображений природных явлений в различных видах, а также любовной лирикой, в которой демонстрируется вся гамма эмоциональных человеческих переживаний. Перед кончиной Тютчев успевает волею судьбы встретиться с Амалией Лерхенфельд, женщиной, бывшей его первой любовью, которой он посвящает свои знаменитые стихи под названием «Я встретил вас…»

Вариант 2

Федор Иванович появился на свет 23 ноября 1803 года на территории усадьбы Овстуг, расположенной в небольшой Орловской губернии.

Начало образования было положено в домашних условиях, родители и опытные педагоги помогали ему изучать поэзию, написанную в Древнем Риме, а также латынь. После его отдали в университет Москвы, где он обучался на факультете словесности.

В 1821 году, он оканчивает учебное заведение и сразу приступает к работе чиновником, занимающим должность в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата его отправляют работать на территорию Мюнхена. Он живет на территории иностранного государства 22 года, там же он встретил свою настоящую и единственную любовь, с которой счастливо жил в браке, в котором у него появилось три дочки.

Начало творчества

Тютчев начинает творить в 1810 году, а ранний период заканчивается через десять лет. Сюда включаются стихотворения, написанные в юности, которые похожи на произведения прошлого века.

Второй период начинается с 20 года и заканчивается в 40-вые. Он начинает использовать черты европейского романтизма, а также обращается к исконно русской лирике. Поэзия в этот момент приобретает черты оригинальности и присущему ему отношения к окружающему миру.

В 1844 году автор возвращается на историческую Родину. Там он на протяжении достаточного времени работает цензором. В свободное время он общался с коллегами по цеху в кружке Белинского, в котором также состоят Тургенев, Некрасов и Гончаров.

Произведения, написанные в этот период, никогда не выходят в печать, он старается писать на политические темы, поэтому старается не показывает творчество окружающим. А последний сборник выходит в печать, но не обретает большой популярности.

Количество перенесенных бед приводит к ухудшению здоровья и общего состояния, поэтому автор умирает в Царском Селе в 1873 году. За это время он пережил множество трудностей, которые разделил вместе со своей любимой супругой.

Общая лирика поэта насчитывает около 400 стихотворных форм, на территории России множество музеев, которые рассказывают о творчестве автора и его непростой жизни, а также времени, проведенном за рубежом.

  • Липа - сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс окружающий мир)

    Дерево липа относится к лиственным деревьям, крона широкая, зачастую имеет овальную форму, высота превышает 28 метров. В природе различают свыше 40 видов этих деревьев, они относятся к деревьям-долгожителям, живут свыше 450 лет.

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

Творчество Федора Ивановича Тютчева сильно своей философской составляющей. Оно благотворно повлияло на становление русской поэзии. Работы Тютчева принадлежат к лучшим созданиям русского духа. Всё написанное поэтом Тютчевым носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, самобытного, грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.

Начало поэтической деятельности
Сборник, состоящий из трёхсот стихотворений, треть из которых — переводные, ряд писем, да несколько статей – это творческий багаж Тютчева. Века проходят, а работы автора остаются востребованными и любимыми читателями.

Творческая судьба Ф.И.Тютчева была необычной. Довольно рано поэт начинает печатать свои стихотворения, но они долго остаются незамеченными. В девятнадцатом веке считалось, что его лирические монологи, внушённые картинами природы, были прекрасны. Но русская публика находила описания природы и в «Евгении Онегине», автор которого отзывался при этом на всё, что волновало современных читателей.

Так, бурный 1825 год вызвал у Тютчева два любопытных стихотворения. В одном, обращаясь к декабристам, он замечал:

«О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить.
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов;
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов».

В другом стихотворении он говорит о том, как «грустно идти навстречу солнцу и движенью за новым племенем плести», как для него «пронзительны и дики сей шум, движенье, говор, крики младого пламенного дня».

«Ночь, ночь, о, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса?..»

Это писалось в то время, как Пушкин с ободряющим словом привета обращался «во глубину сибирских руд» и восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма».

Пройдут годы и только тогда современники разглядят несравненную словесную живопись Тютчева.

В 1836 году А.С.Пушкин основал новый журнал «Современник». С третьего тома в «Современнике» начали появляться стихотворения, в которых было столько оригинальности мысли и прелести изложения, что, казалось, только сам же издатель журнала мог быть их автором. Но под ними весьма чётко выставлены были буквы: «Ф.Т». Носили они одно общее название: «Стихотворения, присланные из Германии» (Тютчев тогда жил в Германии). Они и были из Германии, но не подлежало никакому сомнению, что автором их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души.

С 1841 года это имя уже не встречалось в «Современнике», в других журналах оно тоже не появлялось, и, можно сказать, с того времени оно вовсе исчезло из русской литературы. Между тем, стихотворения господина Ф.Т. принадлежали к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии.

Лишь в 1850 году фортуна улыбнулась — в журнале «Современник» Н.А.Некрасов лестно отозвался о русском поэте Тютчеве, и о нём заговорили в полный голос.

Одухотворение природы в поэзии Тютчева
«Ночная душа» Тютчева ищет тишины. Когда ночь спускается на землю и всё принимает хаотически неясные формы, его музу в «пророческих тревожат боги снах». «Ночь» и «хаос» постоянно упоминаются в стихотворениях Тютчева 20-30-х годов девятнадцатого века. Его «душа хотела б быть звездой», но только невидимой для «сонного земного мира» и горела бы она «в эфире чистом и незримом». В стихотворении «Лебедь» поэт говорит, что его не прельщает гордый полёт орла навстречу солнцу.

«Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего!
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон,
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен».
.
И здесь та же картина ночной красоты. Война 1829 года, взятие Варшавы нашли негромкий отклик в душе Тютчева.

«Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою?»,

Так спрашивает себя поэт. В мраморно-холодном и прекрасном стихотворении «Silentium» (в переводе с латинского «Молчание») Тютчев повторяет слово «молчи».

«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими - и молчи».

У многих поэтов мы находим указания на эти муки слова, бессильного полно и правдиво выразить мысль, так чтобы «мысль изреченная» не была ложью и не «возмущала ключей» нравственного чувства. Молчание не могло быть спасением от этого состояния. Тютчев молчал только о тех мыслях, которые навевались «буйной годиной» современности, но с тем большим «пристрастьем» отдавался он впечатлением ночной и правдивой природы. Созерцая южное небо, вспоминая о родном севере, он вырывается из-под власти окружающих его красот природы, доходит до любви ко всей Вселенной. При взгляде на коршуна, высоко взвивавшегося к небу, поэту становится обидно, что человек, «царь земли, прирос к земле».

Нужно понять, полюбить всю природу, найти в ней смысл, обожествить её.

«Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».

Даже губительные силы природы не отталкивают поэта. Своё стихотворение « Mal’aria» он начинает строками:

«Люблю сей божий гнев, люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло…»

Стихотворение «Сумерки» выражает сознание близости поэта к замирающей природе:

«Час тоски невыразимой!
Все во мне – и я во всем…»

Поэт обращается к «тихому, сонному» сумраку, зовёт его «вглубь своей души»:

«Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай».

Поэт всюду говорит о природе, как о чём-то живом. У него «зима на весну ворчит», а «та ей в глаза хохочет»; весенние воды «бегут и будят сонный берег», природа сквозь сон улыбается весне; весенний гром «резвится и играет»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста» и т.п. («Весна», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид», «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Песок сыпучий по колени»).

Высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.

«Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной».

Развитие той же мысли мы находим в замечательном стихотворении «Колумб»:

«Так связан, соединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
Скажи заветное он слово -
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его».

В этом пункте мировоззрение Тютчева соприкасалось с мировоззрением Гёте, и недаром так близки были отношения обоих поэтов, познакомившихся во время заграничной жизни Тютчева.

Пейзажная лирика Тютчева родом из тех четырёх времен года, что дарит нам природа. В поэзии Федора Ивановича нет разделяющей грани между человеком и природой, они – одной стихии.

Любовная лирика Тютчева не замыкается сама на себя, хотя во многом автобиографична. Она гораздо шире, общечеловечнее. Любовная лирика Тютчева – образец нежности и проникновенности.

«Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…»

Творчество Тютчева преисполнено глубокого философского смысла. Его лирические размышления, как правило, не отвлечённые, они тесно связаны с реалиями жизни.

Приоткрыть занавес перед секретами мироздания, по мнению лирика, невозможно, но это может произойти для человека, находящегося на грани дня и ночи:

«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир…»
«Цицерон»

Большое ли творческое наследие надо оставить после себя, что стать великим? На примере судьбы Ф.И.Тютчева, можно сказать: «Нет». Достаточно написать несколько гениальных творений – и потомки не забудут о вас.

Адаптация текста: Ирис Ревю

Федор Иванович Тютчев – величайший русский поэт 19 века, ярко отразивший в своем творчестве животрепещущие темы, касающиеся природы, любви, гармонии, причем человеческие чувства и природные явления неразрывно связаны в его стихотворениях между собой. На первый взгляд может показаться, что его произведения просты – и в самом деле, порой своей легкостью они напоминают журчащий ручеек, – но на самом же деле их следует читать, тщательно вдумываясь в каждую строчку.

В своей поэзии Тютчев отразил проблематику времени, в котором он жил, сложность

И реализм жизни, а все его стихи пропитаны остротой мысли и напряжением. Ведь недаром значительное место в произведениях Тютчева занимает гроза – символ чего-то тревожного, в какой-то степени даже трагического. В его стихотворениях вообще можно увидеть много символических образов, хотя он был больше склонен к реализму, – исследователи его творчества устанавливают связи между стихотворениями и событиями жизни поэта, принимая во внимание и то, кому было посвящено то или иное произведение.

В своем раннем творчестве Тютчев подражал Пушкину, но уже очень скоро его стихи приобрели особую индивидуальность.

Обычно он писал двустопным ямбом – должно быть, именно поэтому стихотворения кажутся такими легкими. Именно Пушкин обратил внимание общества на малоизвестного тогда поэта, напечатав его стихотворения в своем журнале «Современник». Стихотворения Тютчева сразу пришлись по душе публике, особенно высоко ценилась его любовная лирика.

Тургенев отмечал, что каждое стихотворение этого подающего надежды поэта начиналось мыслью, появившейся под влиянием очень сильно чувства, которое зажигалось искрой и выплескивалось на бумагу. Кроме того, мысли поэта были тесно переплетены с природой и неотступно следовали за ней. Особенно значимым в его любовном творчестве стал «Денисьевский цикл».

В стихотворениях Тютчева также отлично заметны противоречия и сопоставления: например, он считал, что человек приносит природе разрушения, а природа без вмешательства человеческой руки – сильное и могучее существо. Человек слаб по сравнению с природой, но вместе с тем Тютчев воспевает необычайную силу духа человека, его свободу мыслей.

Сейчас, спустя много лет, читательский интерес не угасает к творчеству Тютчева: желающие понять загадку прекрасной поэзии этого поэта снова и снова обращаются к его произведениям. Одни стихотворения поражают лишь красотой описаний природы – например, «Осенний вечер», другие – стихотворения с глубоким философским подтекстом: “Видение”, “Последний катаклизм”. Но все произведения этого великого поэта еще долгое время будут находиться на почетном месте в русской литературе.

Жизнь Федора Ивановича Тютчева складывалась на первый взгляд вполне благополучно и бесконфликтно. Детство он провел в усадьбе Овстуг Орловской губернии, в Москве и подмосковном имении Троицком. Получил домашнее образование, причем его учителем и первым литературным наставником был С.Е. Раич, известный поэт и переводчик, знаток и поклонник античности и итальянской культуры. В 1819-1821 гг. учился в Московском университете и окончил его по отделению словесных наук со степенью кандидата. В конце 1821 г. начал служить по дипломатической части, через год получил назначение в Мюнхен, где оставался до 1833 г., затем был переведен в Турин на должность старшего секретаря русской миссии, причем одно время он исполнял и должность посланника. В 1839 г. Тютчев оставил службу и уехал в Швейцарию, чтобы обвенчаться с Эрнестиной Дернберг. Затем он переехал в Мюнхен и лишь осенью 1844 г. возвратился в Россию, где вновь поступил на службу по Министерству иностранных дел. В 1848 г. был назначен на должность старшего цензора, а с 1858 г. являлся председателем комитета “ценсуры иностранной”. Этот послужной список, однако, отражал только внешнюю сторону жизни Тютчева. Внутренняя же была отмечена многими драмами, многими “взрывами страстей”.

Всепоглощающей страстью Тютчева являлась политика. Сохранилось свидетельство, что даже на смертном одре, уже исповедавшись и причастившись, он продолжал думать о злобе дня; едва ли не последними его словами были: “Какие получены подробности о взятии Хивы?” Интерес Тютчева к политике нельзя считать дилетантским. Тютчев был одним из самых профессиональных и самых образованных публицистов так называемого “консервативного лагеря”, которые обращались к проблеме “Россия и Запад”.

Чиновник на государственной службе и политический публицист по призванию, Тютчев был человеком эпохи романтизма, с его мучительными поисками недостижимой гармонии, с его индивидуалистической разобщенностью и с его ясным сознанием невозможности примирения рассудка и чувства. Тютчев вел себя именно как человек эпохи романтизма, когда самовольно оставил службу, чтобы обвенчаться с любимой женщиной, Эрнестиной Дернберг. И это венчание происходило в начале июля 1839 г., когда не прошло и года со времени кончины его первой жены, Элеоноры Тютчевой, которую он искренне любил и смерть которой пережил как личную трагедию. Чрезвычайно драматичным было увлечение Тютчева Е.А. Денисьевой. В течение четырнадцати лет, с 1850 по 1864 г., их отношения, которые они и не думали скрывать, воспринимаются в обществе как безусловно скандальные. Сделавший нешуточную светскую карьеру, всегда дороживший своей репутацией в обществе, Тютчев в это время демонстративно пренебрегает светскими условностями и обычаями. Странная раздвоенность души Тютчева, власть, которую имели над ней страсти, сложность и даже непредсказуемость его характера неоднократно отмечались современниками. В дневнике его дочери сохранилось в высшей степени характерное замечание: “Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное”.

Первое выступление в печати Тютчева-поэта относится к 1819 г., однако замечен и оценен он был довольно поздно. На формирование его литературной репутации оказали благотворное влияние публикации обширных подборок его стихов Пушкиным (“Современник”, 1836) и Некрасовым (“Современник”, 1854, приложение). При жизни поэта увидели свет два отдельных издания его стихотворений - в 1854 г., под редакцией И.С. Тургенева, и в 1868 г., под редакцией И.Ф. Тютчева и И.С. Аксакова.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ. Во второй половине 20-х гг. XIX в., когда мыслящая часть русского общества интенсивно вела поиски новых идеологических систем, особое значение приобретала классическая немецкая философия. Начиналась эпоха философского романтизма, и Тютчев разделил с будущими славянофилами (Шевыревым, Хомяковым, Погодиным) интерес к немецкой романтической метафизике и эстетике, в частности к Шеллингу. Из философии Шеллинга Тютчев “заимствует”, однако, не столько какие-то конкретные идеи, сколько общую постановку вопроса о соотношении индивидуального и всеобщего: отдельной личности противостоят “мировая душа”, одухотворенный космос, “всеобщая жизнь природы”; преодоление этого противостояния мыслится как условие реализации личностью своих творческих возможностей, обособление личности - как безусловное зло. При этом предполагается, что мир души в принципе соизмерим с миром Космоса (шеллингианский принцип тождества “микрокосма” и “макрокосма”).

Тютчев был одним из самых последовательных русских романтиков, однако не участвовал в литературной борьбе своего времени. Это было обусловлено отчасти биографически (многие годы он провел за границей, находясь на дипломатической службе), отчасти же его сознательной и последовательной ориентацией на роль дилетанта в искусстве. В этом отношении Тютчев принадлежит пушкинской эпохе, когда демонстрация дилетантизма была чем-то большим, нежели просто литературной игрой. В самом деле, романтический автор - дилетант в том смысле, что он не ремесленник и не педант, повинуется не вкусам толпы, даже не той или иной литературной традиции, а прежде всего таинственному и неизъяснимому вдохновению, подчас же и личному мистическому опыту. При этом литературная традиция не отвергалась и не игнорировалась, она рассматривалась как материал для свободного экспериментирования, причем в самых разных сферах - например тематики, лирической композиции, жанра.