Некрасов писатель произведения. Произведения Некрасова Н. А.: главные темы. Список лучших произведений Некрасова. Размышления у парадного подъезда

Николай Алексеевич Некрасов; Российская империя, Санкт-Петербург; 28.11.1821 – 27.12.1877

Стихотворения Н А Некрасова в наше время достаточно популярны, те более что многие из них проходят согласно школьной программы. Отчасти именно школьники являются основными «поклонниками» творчества Н А Некрасова. А вот поэмы поэта достаточно востребованы не только среди школьников, что и позволило поэзии Н А Некрасова занять высокие места в разнообразных рейтингах нашего сайта, а самому поэту попасть в рейтинг .

Биография Н А Некрасова

Николай Некрасов родился в городе Немиров Винницкого уезда в дворянской семье. Его мать вышла замуж за отца Некрасова без отцовского согласия. В трехлетнем возрасте семья переехала в деревню Грешнево где мальчик стал свидетелем многочисленных оргий и расправ над крестьянами и иногда матерью своего отца. В 1832 году Николай поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. Здесь же он написал свои первые стихи.

В 17-летнем возрасте Николай Некрасов отправился в Петербург, определяться в дворянский полк. Но вопреки пожеланиям отца решил поступить в Петербургский университет на филологический факультет. За это отец полностью отказал сыну в финансовой поддержки, а если учитывать, что Некрасов не поступил в университет, это больно ударило по его благополучию. Университет он стал посещать на правах вольного слушателя и перебиваться временными заработками. Этого часто не хватало даже на обед, а жил Николай на разнообразных съемных комнатах.

Такая жизнь Н А Некрасова продолжалась несколько лет, пока его произведения не начали публиковать в некоторых небольших газетах. Это даже позволило скопить денег на выпуск первого сборника стихотворений Н А Некрасова – «Мечты и звуки». Он не получил положительных отзывов и подобно поэт практически полностью скупил и уничтожил свой сборник.

В 1840 году Некрасов был принят в библиографический отдел журнала «Отечественные записки», кроме того он начал заниматься издательской деятельностью. В его сборниках впервые появились . Это направление деятельности настолько хорошо стало продвигаться, что уже через 6 лет совместно с Панаевым он покупает журнал «Современник», к основанию которого приложил руку . Благодаря знакомству с Белинским новым владельцам журнала удалось переманить к себе знаменитых на тот момент писателей. Кроме того сам Некрасов немало времени уделяет поиску новых талантов и вскоре таковым становится и многие другие.

За издательской деятельностью, Николай Некрасов не забывает и о собственных произведениях. Они также публикуются в журнале «Современник», а стихотворении Н А Некрасова выходят отдельными сборниками. Но после французской революции цензура заметно оживилась и становится все сложнее издавать журнал. Это продолжается аж до 1866 года, когда «Современник» запрещают навсегда. Через два года после этого Некрасов арендует «Отечественные записки», которые удается сделать передовым органом демократической мысли.

Примерно в это же время Н А Некрасов начинает работать над своим главным произведением – «Кому на Руси жить хорошо». Работа над ним продолжается до самой смерти поэта, и стала итоговым размышлением автора о судьбах крестьянства, разоренного реформой. Творчество Н А Некрасова оборвал рак кишечника, который стал причиной смерти в 1875 году.

Поэзия Н А Некрасова на сайте Топ книг

Среди Н А Некрасова произведений стоит выделить поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо» читать которую сейчас достаточно популярно. Это позволило произведению занять высокое место среди и учитывая достаточно стабильный интерес к произведению мы еще не раз увидим его в рейтингах нашего сайта.

Все творчество Н А Некрасова

Все Н А Некрасова произведения перечислить достаточно сложно. Поэтому мы укажем лишь пьесы и поэмы Н А Некрасова, стихотворения же автора собраны в большом количестве сборников писателя.

Поэмы:

  1. Горе старого Наума
  2. Дедушка
  3. Кабинет восковых фигур
  4. Коробейники
  5. Крестьянские дети
  6. Мороз, Красный Нос
  7. На Волге
  8. Недавнее время
  9. О погоде
  10. Рыцарь на час
  11. Современники
  12. Тишина

Пьесы:

  1. Актёр
  2. Забракованные
  3. Медвежья охота
  4. Феоклист Онуфрич Боб, или муж не в своей тарелке
  5. Юность Ломоносова

Некрасов, Николай Алексеевич - Личная жизнь

Некрасов, Николай Алексеевич
Личная жизнь

С. Л. Левицкий. Фотопортрет Н. А. Некрасова


Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву (ур. Брянская) - жену писателя Ивана Панаева.

Авдотья Панаева, привлекательная брюнетка, считалась одной из самых красивых женщин Петербурга того времени. Кроме этого, она была умна и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа Ивана Панаева.

Её собственный литературный талант привлекал в кружок в доме Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Её мужа, писателя Панаева, характеризовали как повесу и гуляку.



Дом Краевского, в котором размещалась редакция журнала «Отечественные записки»,
а также находилась квартира Некрасова


Несмотря на это, его жена отличалась порядочностью, и Некрасову пришлось приложить немалые усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой замечательной женщины. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось.

Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.



Авдо́тья Я́ковлевна Пана́ева


Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи - Иваном Панаевым.

Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева. Всё это вызывало общественное осуждение - про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу.



Некрасов и Панаев.
Карикатура Н. А. Степанова. «Иллюстрированный альманах»,
запрещенный цензурой. 1848


В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Ей даже удалось от него забеременеть, а Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов - так называемый (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе).

Соавторству Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов, имевших большой успех. Несмотря на такой нестандартный образ жизни, эта троица оставалась единомышленниками и соратниками в деле возрождения и становления журнала «Современник»

В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и Николай Алексеевич. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые в дальнейшем привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях.

В 1862 году умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём Панаевой, этой эффектной брюнетке, Некрасов посвятил много своих пламенных стихов.

В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев. Жил он преимущественно в Париже вместе со своими спутницами - родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен (фр. Lefresne), с которой он познакомился ещё в Петербурге в 1863 году.



Н.А. Некрасов в период "Последних песен"
(картина Ивана Крамского, 1877-1878)


Селина была обычной актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре. Она отличалась живым нравом и лёгким характером. Лето 1866 года Селина провела в Карабихе. А весной 1867 года она отправилась за границу, как и в прошлый раз, вместе с Некрасовым и его сестрой Анной. Однако на этот раз она в Россию больше не вернулась.

Однако это не прервало их отношений - в 1869 году они встретились в Париже и весь август провели у моря в Диеппе. Некрасов остался очень доволен этой поездкой, поправив также и своё здоровье. Во время отдыха он чувствовал себя счастливым, причиной чему была и Селина, которая была ему по душе.



Селина Лефрен


Хотя её отношение к нему было ровным и даже чуть суховатым. Вернувшись, Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

Позже Некрасов познакомился с деревенской девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой, простой и необразованной. Ей было 23 года, ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя - Зина.

Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. Однако Некрасов всё же тосковал по своей прежней любви - Авдотье Панаевой - и одновременно любил и Зинаиду, и француженку Селину Лефрен, с которой у него был роман за границей.

Одно из самых своих знаменитых стихотворных произведений - «Три элегии» - он посвятил только Панаевой.

Следует также упомянуть о страсти Некрасова к игре в карты, которую можно назвать наследственной страстью семьи Некрасовых, начиная с прадеда Николая Некрасова - Якова Ивановича, «несметно богатого» рязанского помещика, который довольно быстро лишился своего богатства.

Впрочем, и вновь разбогател он достаточно быстро - одно время Яков был воеводой в Сибири. В результате страсти к игре его сыну Алексею досталось уже одно только рязанское имение. Женившись, он получил в качестве приданого село Грешнево. Но уже его сын, Сергей Алексеевич, заложив на срок ярославское Грешнево, лишился и его.

Алексей Сергеевич, когда рассказывал своему сыну Николаю, будущему поэту, славную родословную, резюмировал:

«Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед - две, дед (мой отец) - одну, я - ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю».

И только Николаю Алексеевичу первым удалось переломить судьбу. Он также любил играть в карты, но стал первым - не проигрывавшим. В то время, когда его предки проигрывали, - он один отыгрывал и отыграл очень много.

Счёт шёл на сотни тысяч. Так, ему весьма крупную сумму проиграл генерал-адъютант Александр Владимирович Адлерберг, известный государственный деятель, министр Императорского Двора и личный друг императора Александра II.

А министр финансов Александр Агеевич Абаза проиграл Некрасову больше миллиона франков. Николаю Алексеевичу Некрасову удалось вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство и которое было отобрано за долг его деда.

Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота. Псовая охота, которую обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, была гордостью Алексея Сергеевича.

Отец поэта давно простил своего отпрыска и не без ликования следил за его творческими и финансовыми успехами. И сын до самой смерти отца (в 1862 году) приезжал к нему в Грешнево каждый год. Некрасов посвятил псовой охоте весёлые стихи и даже одноимённую поэму «Псовая охота», воспевающую удаль, размах, красоту России и русской души.

В зрелом возрасте Некрасов пристрастился даже к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»).

Авдотья Панаева вспоминала, что, когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы - везлись дорогие вина, закуски и просто провизия. С собой даже брали повара. В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи - Савушка («сплошавший на сорок первом медведе») из «В деревне», Савелий из «Кому на Руси жить хорошо».

Также поэт любил охотиться на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи. Ходил он на охоту и с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, с которым они долгое время дружили и переписывались.

Некрасов в своём последнем послании Тургеневу за границу даже просил того купить ему в Лондоне или Париже ружьё Ланкастера за 500 рублей. Однако их переписке было суждено прерваться в 1861 году. Тургенев не ответил на письмо и ружья не купил, а на их многолетней дружбе был поставлен крест.

И причиной тому были не идейные или литературные разногласия. Гражданская жена Некрасова, Авдотья Панаева, ввязалась в тяжбу о наследстве бывшей жены поэта Николая Огарёва. Суд присудил Панаевой иск на 50 тысяч рублей. Некрасов оплатил эту сумму, сохранив честь Авдотьи Яковлевны, но тем самым его собственная репутация пошатнулась.

Тургенев выведал у самого Огарёва в Лондоне все хитросплетения тёмного дела, после чего порвал все отношения с Некрасовым. Некрасов-издатель разошёлся и с некоторыми другими старыми друзьями - Л. Н. Толстым, А. Н. Островским. В это время он и переключился на новую демократическую волну, исходившую из стана Чернышевского - Добролюбова.



Зинаида Николаевна Некрасова (1847-1914)
- супруга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова


Ставшая в 1870 году его поздней музой Фёкла Анисимовна, наречённая Некрасовым на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове - циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг.

Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова - чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь

Произведения Некрасова занимают видное место в отечественной литературе. Значение его творчества состоит в том, что он ввел в поэзию просторечные обороты, фольклорные высказывания, язык крестьян. До него никто не решался сочетать элементы элегии и лирики с острой сатирой. Поэт своим новым приемом обогатил русскую лирику и оказался огромное влияние на современных ему литераторов.

Поэмы

Произведения Некрасова написаны в самых различных жанрах. Однако широкому читателю наиболее известны его поэмы, которые подробно изучаются в школе в средних и старших классах. Самое известное сочинение автора в данном жанре - «Кому на Руси жить хорошо». Над самой главной книгой своей жизни автор работал несколько лет - с 1860 по 1870 год.

Действие поэмы происходит после отмены крепостного права в нашей стране. Сюжет сочинения повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по русской земле в поисках счастливого человека.

Произведения Некрасова в лиро-эпическом жанре написаны простым и понятным языком. Например, сочинение «Мороз, Красный нос» отличается легким стихом, понятным сюжетом и драматизмом в изображении тяжелой жизни крестьян.

О природе

Об истории и русском народе

Другие книги поэта посвящены судьбам представителей разных сословий. Рассмотрим некоторые из них.

"Русские женщины" Эта поэма посвящена описанию путешествия жен ссыльных декабристов в Сибирь. Поэт восторгается мужеством этих женщин и тем упорством, с каким они преодолели выпавшие на их долю препятствия.
"Рыцарь на час" Некоторые темы произведений Некрасова связаны с его философскими размышлениями о смысле жизни. В указанной поэме автор размышляет о судьбе и смерти. Он вспоминает свою мать и хочет осмыслить пройденный жизненный путь, пытаясь понять, почему со временем потерял свои юношеские иллюзии.
"Крестьянские дети" Эта поэма посвящена описанию жизни деревенских ребят. Поэт любуется их наивностью, радостью и с горечью пишет о том, что рано или поздно им придется терпеть все жизненные трудности, связанные с их низким социальным статусом.

Эти произведения являются ключевыми в его творчестве.

Известные стихотворения

Трудно сказать, какое произведение Некрасова является лучшим и знаковым в его творчестве. Каждое его стихотворение имеет немалую художественную и социальную значимость.

В нижеприведенной таблице указаны лишь некоторые стихи поэта. На самом деле их намного больше.

Название Краткая характеристика
"А тройка все летит стрелой..." Это произведение представляет собой описание бега русской тройки по полям. Лирический герой любуется открывшимся красивым видом, а также восхваляет труд пахаря.
"Внимая ужасам войны" Данное стихотворение посвящено матерям погибших героев. Поэт пишет о том, что эти женщины больше всего переживают за безвременно ушедших солдат.
"Несжатая полоса" Это одно из наиболее известных стихотворений поэта, посвященное описанию крестьянского труда. Автор описывает тяжелые условия, в которых живет и трудится простой деревенский работник.
"Однажды, в студеную зимнюю пору..." Данное стихотворение посвящено описанию встрече и разговору лирического героя с крестьянским мальчиком в лесу. Автор тепло описывает труд этого ребенка, который в силу тяжелых условий жизни вынужден работать, как взрослый.
"Размышления у парадного подъезда" Данное произведение носит обличительный характер. Поэт критикует представителей дворянского сословия, которые не обращают внимания на бедность и нужды народа.

Итак, народ в произведениях Некрасова занимает важное место: многие сочинения поэта посвящены описанию тяжелого крестьянского труда и невыносимых условий жизни простых работников.

Пьесы

Некрасов писал не только прозу и поэзию, но также попробовал себя в драматургии. Его перу принадлежит ряд оригинальных водевилей, которые отличались новаторским подходом.

Название Краткая характеристика
"Актер" Данная пьеса посвящена трудовым будням театрального артиста, который пытается отстоять перед начальством свое право на человеческое достоинство и честь. Театральная среда была очень хорошо знакома поэту, поэтому произведение получилось правдоподобным.
"Петербургский ростовщик" Это довольно забавный водевиль, чем-то напоминающий "Скупого" Мольера. Главный герой произведения - жадный и алчный ростовщик, который думает только о деньгах и готов заплатить ради них даже счастьем дочери.
"Осенняя скука" Пьеса посвящена будням помещика, который ради развлечения дает слугам самые нелепые распоряжения.

Итак, Некрасов пробовал себя в самых разных жанрах, однако наиболее известны его стихи и поэмы.

Романы

Эти книги считаются недооцененными критиками и читателями, хотя, несомненно, заслуживают внимания и упоминания. Книга "Мертвое озеро" - это философский роман, повествующий о тяжелой жизни населения деревни.

Озеро олицетворяет темные стороны человеческого существования: здесь происходят убийства, преступления. Однако финал сочинения хороший - новый хозяин изменяет природу и заставляет ее служить на пользу человека.

Произведения Некрасова показывают многогранность его таланта: он с одинаковым успехом писал и поэзию, и прозу. Роман "Три стороны света" - это книга, посвященная путешествию простых людей по России.

22.06.1907, Москва - 15.02.1987, там же
русский писатель

Есть писатели, чья личная известность не идёт ни в какое сравнение с известностью их же собственных книг. И главная тому причина - весьма сдержанное отношение этих скромных людей к шуму и суете, сопровождающим всякий успех; неумение и нежелание заниматься саморекламой. К чему это, если в библиотеках их любимые создания - книги - и без того уже зачитаны до дыр?..
Очевидно, именно таким человеком был Андрей Сергеевич Некрасов. Все знают о приключениях отважного капитана Врунгеля и его помощников Лома и Фукса - или книжку читали, или мультик видели. А вот кто об этих приключениях рассказал, большинство читателей-зрителей не вдруг и вспомнит. И даже если вспомнит, то кто этот загадочный «А.Некрасов», написал ли ещё что-нибудь?.. Тайна, покрытая мраком. Что поделаешь, не любил Андрей Сергеевич много о себе говорить. О других - да, говорил с удовольствием, хвалил всё больше, а о себе…
Ну и напрасно. Ведь о жизни «папы капитана Врунгеля» можно было бы написать настоящий приключенческий роман.
Окончив школу, он стал простым чернорабочим. Потом недолгое время работал монтёром и техником на Московской трамвайной станции. Но мог ли он усидеть на одном месте, если только и делал, что искал приключений на свою голову?
В 1926 году девятнадцатилетний Некрасов отправился в далёкий Мурманск, где поступил матросом в траловый флот. На Севере и на Дальнем Востоке он плавал на самых разных судах и рядовым матросом, и кочегаром. Да кем он только не был!.. «Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскалённых топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане…»
Кто-то недоверчиво скажет: вот завирает, прямо капитан Врунгель! Однако всё это чистая правда - чтобы написать книжку о кругосветном путешествии капитана Врунгеля, нужно было сначала самому объездить весь свет.
Вот разве что в домино играть он так и не научился. Другие матросы, как выпадет свободная минутка, тут же принимались «забивать козла», а Некрасов… «Отстояв вахту, я от нечего делать много читал» (любимейшей его книгой с детства были «Путешествия Марко Поло»),«и чем больше читал, тем больше хотелось мне и самому написать что-нибудь. Я завёл толстую тетрадку и стал записывать туда все интересные случаи, свидетелем или участником которых мне приходилось быть» .
Очерки и рассказы из той тетрадки (а также стихи, которые он подписывал псевдонимом «Топс») начиная с 1928 года стали время от времени появляться в журналах, в том числе детских - в «Мурзилке», в «Пионере»… В 1935 году вышел целый сборник рассказов «Морские сапоги» - о моряках и рыбаках Дальнего Востока. Хороший сборник - до сих пор переиздаётся. Но, как признавался сам Андрей Сергеевич, окончательно он сменил штурманский стол на писательский только после того, как была напечатана другая его книга, - та самая…
А случилось вот как. Где-то в начале 1930-х годов работал Андрей Некрасов в дальневосточном китобойном тресте, директором которого был Андрей Васильевич Вронский, страстно желавший совершить кругосветное плавание. Мечты эти по множеству причин так и остались мечтами. Зато рассказчиком Вронский был просто замечательным и о своей неосуществлённой кругосветке сочинял дивные небылицы. «Он говорил неторопливо, голосом и жестами подчёркивая мнимую значительность сказанного. Свою речь, украшенную множеством остро подмеченных подробностей, он к месту и не к месту пересыпал морскими терминами, часто повторял: «Да-с», «Вот-так», а к слушателям обращался не иначе, как «молодой человек»… Он как бы превращался в добродушного старого капитана, в своих рассказах о былых походах невольно переступавшего границы правды…»
Однажды Некрасов пересказал несколько баек Вронского своему хорошему знакомому Борису Житкову, с которым работал тогда над одной совместной книгой, а тот ему и предложил: «…написали бы вы небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своих походах и не может удержаться, чтобы не приврать» .
Некрасов призадумался. Возникла нехитрая логическая цепочка: Вронский - барон Мюнхгаузен - барон Врангель - капитан Врунгель. Вот так и родился на свет небезызвестный капитан дальнего плавания по имени Христофор Бонифатьевич. Кстати, у спутников его, Лома и Фукса, тоже были свои прототипы.
При работе над рукописью будущей книжки в ход пошли и россказни Вронского, и смешные случаи из дневников самого Некрасова, и разные небылицы, «которыми моряки развлекают друзей в свободное от вахты время» , и забавные истории из детства (например, о прогулочном пароходике «Дарьяль», у которого от кормовой доски отвалились две буквы, и он превратился в «Дарью» - точно так же и яхта капитана Врунгеля из «Победы» стала «Бедой»).
И вот, наконец, в 1937 году повесть напечатали в «Пионере» в виде картинок с подписями или, как сейчас бы сказали, в виде комикса. Правда, ради первой публикации текст пришлось изрядно сократить, но впоследствии Некрасов ничуть не жалел об этом, так как сотрудничество с замечательным художником Константином Ротовым, о котором он всякий раз вспоминал с благодарностью, дало ему очень многое. К примеру, в эпизоде, когда находчивый Христофор Бонифатьевич при полном штиле решил воспользоваться (для ускорения хода) бутылками с содовой, придав яхте реактивность, такая деталь как подбитые пробками чайки была подсказана автору весёлым и наблюдательным художником.
Два года спустя книга вышла отдельным изданием. Появились первые отклики. Восторженную рецензию на «Врунгеля» опубликовал Лев Кассиль - большое ему спасибо! Не очень грамотные, но искренние и трогательные письма без конца присылали в редакцию журнала «Пионер» простые читатели. Впрочем, находились и такие скучные взрослые, которые предрекали повести скорое забвение и называли её вредоносной. Что это за герои, какой пример подают они нашим детям! Сам Христофор Бонифатьевич - враль, каких мало, да к тому же не выпускает изо рта трубку. Лом неравнодушен к спиртному - помните историю, как яхта «Беда» сбилась с курса и чуть не вернулась обратно из-за слишком чуткого к рому носа старшего помощника капитана? Про Фукса и говорить нечего - карточный шулер! Ну и команда подобралась.
К счастью, время всё расставило по местам.
Теперь своей славой капитан Врунгель соперничает со знаменитым бароном Мюнхгаузеном, а небольшая книжка Андрея Некрасова (которая, увы, так быстро кончается!) переиздаётся по нескольку раз в год. Её читают и в других странах: чехи знают Врунгеля как капитана Жванилкина, поляки - капитана Залганова, немцы - капитана Флюнкериха.
…Помимо своей главной книги, Некрасов сочинил ещё множество рассказов, очерков, статей, заметок (в основном, научно-популярных) - по технике, океанографии, авиации, электричеству, истории корабельного дела. До последних дней он путешествовал, был членом редколлегий журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан».
Книги его выходили частенько (как правило, это были тоненькие иллюстрированные книжечки издательства «Малыш»), однако названия большинства из них мало что скажут даже самому искушённому книгочею. Почему-то они, за некоторым исключением, не удержались на плаву, потонули в бездонном литературном море. И только маленькая яхта «Беда» под водительством неунывающего капитана Врунгеля по-прежнему уверенно продолжает плавание.
Семь футов под килем, Христофор Бонифатьевич!

Алексей Копейкин

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.НЕКРАСОВА

КАК МЫ С ГОШКОЙ МОСТЫ СТРОИЛИ / Худож. В.Рябчиков. - М.: Малыш, 1973. - 26 с.: ил.

КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ: [Избр. произведения] / Худож. А.Данилин. - М.: «Экси+», 1993. - 382 с.: ил. - (Детская б-чка приключений).
Содерж.: Приключения капитана Врунгеля: Повесть; Морские рассказы.

ОПЕРАЦИЯ «ТУМАН»: Рассказ / Худож. П.Павлинов. - М.: Малыш, 1972. - с.: ил.

ПО МОРЮ-ОКЕАНУ / Рис. А.Беслика. - М.: Малыш, 1988. - 16 с.: ил.
Книга эта - об истории корабельного дела.
Когда был построен первый корабль? Когда люди догадались, что и по воде можно путешествовать? Наверное, всё началось с обыкновенного бревна, на котором какой-нибудь древний человек перебрался через широкую реку. Потом из брёвен люди связали плот, потом придумали вёсельную лодку, а потом и парусную…
И пустились они странствовать по морю-океану…

ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ. - М.: Дет. лит., 1967. - 479 с.: ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Избр. произведения / Ил. К.Ротова, Л.Фалина, В.Богаткина. - Петрозаводск: Карелия, 1992. - 351 с.: ил.
Содерж.: Приключения капитана Врунгеля: Повесть; Морские сапоги: Рассказы; Рассказы старого боцмана; Из цикла «Мы были на Диксоне».
«Мы были на Диксоне»
«Есть в Сибири большая река Енисей. Она начинается в самом центре Азии, там, где высокие горы Саяны подпирают небо белыми шапками…
Я очень люблю Енисей, часто бываю там и, вернувшись, подолгу вспоминаю бурые скалы крутых берегов и белые разливы утренних туманов, тихие плёсы и бешеную толчею порогов…
Я не раз прошёл Енисей из конца в конец. Но, пожалуй, лучше всего запомнился мне рейс из Красноярска на остров Диксон» .
Сборник «Мы были на Диксоне» включает в себя шесть коротких рассказов: «Капитанская привычка», «Пегий», «Нерпа», «Где ночь живёт», «Олешки» и «Маки».

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / Ил. К.Ротова. - М.: НПО «Геолит», 1992. - 191 с.: ил.
«Приключения капитана Врунгеля»
Если яхта из «Победы» становится «Бедой» - жди крупных неприятностей. Судно может попросту врасти в берег, и никакого кругосветного плавания вам не видать как своих ушей.
От берега-то отчалить - для капитана Врунгеля пара пустяков, но кто же знал, что ждёт его впереди?..
Впрочем, выручила природная находчивость и умение не растеряться в самой безвыходной ситуации. Кому, если не Христофору Бонифатьевичу, пришло бы в голову на разболевшийся зуб принять сигнал SOS с терпящего бедствие парусника; по лондонским петухам, кукарекающим исключительно «по Гринвичу», сверить часы и определить свои координаты; использовать пальму вместо мачты, обыкновенных белок в качестве тягловой силы, бумеранги папуасов для игры в гольф, лимоны как средство против акул, а огнетушитель - против гигантской анаконды?..
Если матрос Фукс при высокой температуре случайно высидел маленьких крокодильчиков, не беда - в хозяйстве всё сгодится! И даже если яхта - на то она и «Беда»! - попадёт в самый центр тайфуна, унывать незачем - капитан Врунгель уж как-нибудь да выберется!..
Кстати, если вы не сильны в морской терминологии, которую так любит Христофор Бонифатьевич, то специально для вас к книге приложен составленный им лично «Толковый словарь для бестолковых сухопутных читателей». Чрезвычайно полезная штука!

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть и рассказы. - М.: Дет. лит., 1983. - 352 с.: ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть и рассказы / Худож. А.Ильин. - М.: ОНИКС 21 век, 2000. - 350 с.: ил. - (Золотая б-ка).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть, рассказы / Худож. А.Акатьев, Л.Фалин. - М.: Центрполиграф, 1997. - 427 с.: ил. - (Классич. б-ка сказочных приключений).
Содерж.: Приключения капитана Врунгеля: Повесть; Морские сапоги: Рассказы; Рассказы старого боцмана.
«Морские сапоги»
Эти рассказы тоже о море. Но вымысла в них нет, хотя приключений достаточно. Здесь Андрей Некрасов просто делится тем, что ему довелось увидеть и пережить в годы его штурманской службы на далёком Охотском море.

«Рассказы старого боцмана»
В одном долгом и нудном рейсе, когда свободного времени было хоть отбавляй, совсем уж было заскучавшего Андрея Некрасова выручил старый речник Фёдор Степанович Бочкин, тридцать лет плававший боцманом по Енисею.
«Человек он солидный, рассудительный, многое на своём веку повидал, и о чём бы ни зашёл разговор, у Фёдора Степановича всегда в запасе забавная история, которую он не прочь рассказать при случае.
Вечерами, усевшись где потише, я часами слушал эти истории, а потом, когда, пожелав мне спокойной ночи, боцман забирался в свою каюту, я записывал его рассказы, стараясь не пропустить ни слова» .

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть / Рис. В.Боковни. - Л.: Дет. лит., 1988. - 192 с.: ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ; РАССКАЗЫ / Ил. П.Северцева. - М.: Пресса, 1992. - 334 с.: ил. - (Мир приключений).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / Худож. А.Ильин. - М.: Пушкинская б-ка: АСТ, 2005. - 319 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / Худож. В.Винокур; Распэ Э. Приключения барона Мюнхгаузена / Обраб. текста О.Трифоновой; Худож. В.Винокур; Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера / Пер. с англ. Б.Энгельгардта; Худож. Н.Алёшина. - М.: ОЛМА-Пресс Гранд, 2004. - 442 с.: ил. - (Книги нашего детства).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / [Худож. В.Дмитрюк]. - М.: Моск. клуб, 1994. - 159 с.: цв. ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: [Юмористич. повесть] / Худож. Г.Юдин. - М.: Дом, 1993. - 197 с.: ил.

РАССКАЗЫ О СЕВЕРЕ И ЮГЕ / Худож. Ю.Копейко. - М.: Малыш, 1979. - 18 с.: ил.
Сколько длится Полярный день? Почему море по ночам светится? Каким бывает смерч? Для чего нужен маяк?
Об этом можно узнать из совсем крошечных рассказов о Севере и Юге…

СИНЕЕ МОРЕ. - М.: Малыш, 1966. - : ил. - (Твоя Родина).

СКАЗКА О ХИМИИ. - М.: Малыш, 1965. - 16 с.: ил.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОЛНЦЕ / Под ред. Н.Артемьева. - М.; Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936. - 31 с.: ил. - (Б-ка юного колхозника).

Алексей Копейкин

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С.НЕКРАСОВА

Некрасов А. История с Врунгелем // Вслух про себя: Сб. статей и очерков сов. дет. писателей: Кн. вторая. - М.: Дет. лит., 1978. - С. 242-247.
Некрасов А. Капитан Врунгель, кто он? // Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля. - М.: НПО «Геолит», 1992. - С. 182-190.
Некрасов А. От автора // Некрасов А. Повести и рассказы. - М.: Дет. лит., 1967. - С. 3-4.
Путешественник, писатель, фантазёр: [К 75-летию А.Некрасова: Интервью с писателем] // Пионер. - 1982. - № 6. - С. 59-60.

Богданов Н. С кого списан Врунгель, или Необычайные похождения Топса, по прозвищу Пляши-нога // Детская литература. - 1989. - № 12. - С. 45-47.
Иванов С. Знаменитый капитан // Пионер. - 1977. - № 6. - С. 64-65.
Кассиль Л. Кругосветное плавание несусветного враля // Детская литература. - 1939. - № 7. - С. 17-20.
Рахтанов И. Трактат о природе вранья, или Сигнал бедствия: По поводу книги А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» // Детская литература. - 1939. - № 7. - С. 21-23.
Сивоконь С. Поэзия находчивости // Сивоконь С. Весёлые ваши друзья: Очерки о юморе в сов. литературе для детей. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 32-44.

А.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.НЕКРАСОВА

Новые приключения капитана Врунгеля. Худож. фильм. Сцен. А.Хмелика. Реж. Г.Васильев. Комп. А.Рыбников. СССР, 1978. В ролях: М.Пуговкин, С.Мартинсон, В.Басов, С.Крамаров, Р.Рудин и др.
Приключения капитана Врунгеля. Мультфильм. В 13-ти сер. Реж. Д.Черкасский. Комп. Г.Фиртич. СССР, 1976-1979. Роль капитана Врунгеля озвучивает З.Гердт. В остальных ролях: Е.Паперный, Г.Шпигель и др.

По сценариям А.Некрасова поставлены также научно-популярные фильмы «Летний день в лесу», «АТС» и др.

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт-демократ, автор блистательных образцов гражданской лирики, сделавший поэзию «народной лирой» и орудием в борьбе за права угнетенного народа. Его поэтическая муза - муза «мести и печали», боли, борьбы с несправедливостью по отношению к крестьянству.

Поэт родился 28 ноября 1821 года в городе Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии, ныне - территория Украины). В Немирове познакомились его родители - отец служил в полку, квартировавшем в этом городе, мать, Елена Закревская, была одной из лучших - красивейших и образованнейших - невест городка. Родители Закревской не собирались отдавать дочь за офицера Некрасова, который явно женился по расчету (к моменту знакомства с Закревской у него образовались карточные долги и желание решить финансовый вопрос за счет выгодной женитьбы). В результате Елена выходит замуж против воли родителей, и, конечно, замужество оказывается несчастливым - нелюбящий муж сделал её вечной затворницей. Образ матери, светлый и нежный, вошел в лирику Некрасова как идеал женственности и доброты (поэма «Мать» 1877 г., «Рыцарь на час» 1860-62 гг.), а образ отца трансформировался в образ дикого, необузданного и тупого деспота.

Литературное становление Некрасова не может быть отделено от фактов его трудной биографии. Вскоре после рождения поэта семья переезжает в родовое имение отца, в Грешнев Ярославской области. У поэта было 12 братьев и сестер, большинство из которых умерли в раннем возрасте. Отец был вынужден работать - поместного дохода на нужды большой семьи не хватало - и он стал служить в полиции исправником. Сына часто брал с собой на работу, поэтому ребенок с малолетства стал свидетелем выбивания долгов, страданий и мольбы, смертей.

1831 год - Николая Некрасова отправляют учиться в гимназию в Ярославль. Мальчик был способным, но отношения с коллективом умудрялся испортить - был резок, остер на язык, сочинял про одноклассников ироничные стихи. После 5 класса обучение прекратил (есть мнение, что отец перестал оплачивать обучение, не усмотрев для не слишком прилежного сына необходимости в образовании).

1837 год - 16-летний Некрасов начинает самостоятельную жизнь в Петербурге. Против воли отца, видевшего в нем скромного чиновника, Николай пытается поступить в университет на филологический факультет. Экзамены не сдал, но с упорством 3 года штурмовал факультет, посещая занятия вольнослушателем. В это время отец отказался поддерживать его финансово, поэтому жить приходилось в страшной нищете, порой с ночевками в приютах для бездомных, в постоянном голоде.

Первые деньги удалось заработать на должности гувернера - Некрасов служит учителем в зажиточной семье, параллельно сочиняя сказки и редактируя азбуки для детских изданий.

1840 год - Некрасов зарабатывает как драматург и критик - петербургский театр ставит несколько его пьес, а «Литературная газета» издает несколько статей. Накопив денег, Некрасов в этом же году издает за свой счет сборник стихотворений «Мечты и звуки», который попал под такой шквал критики, что поэт выкупил почти весь тираж и сжег его.

1840-е годы: Некрасов знакомится с Виссарионом Белинским (который незадолго до этого беспощадно раскритиковал его первые стихи) и начинает плодотворное сотрудничество с журналом «Отечественные записки».

1846 год: улучшившееся финансовое положение позволило Некрасову самому стать издателем - уходит их «Записок» и покупает журнал «Современник», в котором начинают печататься молодые и талантливые литераторы и критики, покинувшие «Записки» вслед за Некрасовым. Царская цензура пристально следит за наполнением журнала, набравшего высокую популярность, поэтому в 1866 году его закрывают.

1866 год: Некрасов выкупает журнал «Отечественные записки», в котором прежде трудился, и намерен довести его до того же уровня популярности, до которого ему удалось довести «Современник». С этого времени он более активно публикуется сам.

Выходят такие произведения:

  • «Саша» (1855 г. Поэма о думающей женщине. Саша близка к народу и любит его. Она находится на жизненном перепутье, много размышляет о жизни, когда ей встречается молодой социалист. Агарин рассказывает Саше о социальном мироустройстве, неравенстве и борьбе, он позитивно настроен и ждет «солнышка правды». Проходит несколько лет, и Агарин разуверился в том, что народом можно управлять и дать ему свободу, он может только философствовать на тему того, как дать крестьянам свободу, и что они с ней будут делать. Саша же в это время занимается пусть мелкими, но реальным делами - она оказывает крестьянам медицинскую помощь).
  • «Кому на Руси жить хорошо» (1860 - 1877 гг.. Эпическая крестьянская поэма, обличающая неспособность самодержавия обеспечить народу подлинную свободу, несмотря на отмену крепостного права. Поэма рисует картины народной жизни и живо наполнена народной речью).
  • «Коробейники» (1861).
  • «Мороз, красный нос» (1863 г. Поэма, воспевающая силу духа русской крестьянки, способной на тяжелую работу, верность, самоотверженность, выполнение долга).
  • «Русские женщины» (1871-71 гг. Поэма, посвященная мужеству декабристок, отправившихся в след за мужьями в ссылку. Содержит 2 части «Княгиня Волконская» и « Княгиня Трубецкая». Две героини принимают решение последовать за сосланными мужьями. Княгини, которым неведома голодное нищее существование, тяжелая работа, отказываются от своей прежней жизни. Они демонстрируют не только любовь и взаимовыручку, присущие всем хранительницам домашнего очага по умолчанию, но и открытое противостояние власти).

Стихотворения:

  • «Железная дорога»
  • «Рыцарь на час»,
  • «Несжатая полоса»
  • «Пророк»,
  • циклы стихов о крестьянских детях,
  • циклы стихов о городских нищих,
  • «панаевский цикл» - стихотворения, посвященне гражданской жене

1875 год - поэт тяжело заболевает, но, борясь с болью, находит силы писать.

1877 год: последние произведения - сатирическая поэма «Современники» и цикл стихотворений «Последние песни».

Поэт скончался 27 декабря 1877 года в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище. Несмотря на страшный мороз, проводить поэта в последний путь пришли тысячи почитателей.