Типы певческих голосов. Какие факторы определяют наш тембр голоса? Тембром голоса называется

Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос. Природное количество обертонов в сочетании с тренировкой дикции - секрет завораживающего звучания голоса.

Тембр голоса, виды

Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:

  • тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
  • баритон;
  • бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.
  • сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
  • меццо-сопрано;
  • контральто. Это низкий голос.

От чего зависит тембр

Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Практически невозможно найти несколько людей, которые способны петь одинаково. Изменить голос кардинально едва ли удастся. А вот если обратиться к педагогу – то вполне возможно улучшить его окраску.

Как определить тембр голоса

Самостоятельно, не обладая определенными знаниями и навыками, определить тембр практически невозможно. В домашних условиях вы лишь можете предположительно отнести свой голос к тому или иному виду тембра. Наиболее точные данные можно получить при использовании специализированной аппаратуры - спектрометра. Он изучает исходящий звук, а после – классифицирует его в правильном направлении. Подробнее о спектрометрах можно прочитать в конце статьи.

Как изменить тембр голоса

Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.

Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».

Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.

В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, как расширить диапазон голоса ? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:

Что влияет на тембр голоса

  1. В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
  2. Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
  3. Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
  4. Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.

Спектрометр и не только

Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.

Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.

Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.

Человеческий голос – это сугубо индивидуальный показатель, такой как папиллярный узор или мимика. Тембр голоса у женщин традиционно выше, чем у мужчин. Это обусловлено физиологией и строением связок. Бывают такие голоса, которые буквально завораживают и обладают скрытым магнетизмом. Многим людям, по роду их деятельности, бывает очень важно общаться, стараясь сразу же расположить собеседника и установить с ним контакт.

Но даже слабый, невыразительный вокал можно развить с помощью специальных упражнений. Речь о них пойдет ниже.

  1. Высокий.
  2. Средний.
  3. Низкий.

Высоким тембром обладают женщины, средним – дети, а низким, соответственно, мужчины. Данная классификация позволяет упрощенно охарактеризовать регистры, на самом же деле в каждом классе существует такое же разделение. Для женщин это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Именно так, по сложившейся традиции, определяются певческие женские голоса.

Важно. Обе разновидности сопрано редко совместимы, в исключительных случаях, когда исполнительница с легкостью исполняет партии всего диапазона, такой тембр называют колоратурным.

Меццо-сопрано принадлежит зрелым, волевым женщинам, у него глубокое и сильное звучание. Пожалуй, самый насыщенный обертонами (и достаточно редкий), низкий и певучий голос – контральто. Обладательница таких данных, кроме женских партий, способна также озвучивать мальчиков-подростков.

Как правильно определить тембр женского голоса

Чтобы более полно представлять, о чем идет речь, достаточно привести примеры известных оперных персонажей:

  • Сопрано колоратурное – Снегурочка, Царевна Лебедь.
  • Лирический тембр сопрано – Татьяна из «Евгения Онегина», Тамара в «Демоне».
  • Драматическое сопрано – Лиза в «Пиковой даме».
  • Меццо – Кармен, Амнерис из «Аиды».
  • Контральто – Полина («Пиковая дама»), Ратмир в «Руслане и Людмиле», Лель из «Снегурочки».

Тонкость состоит в том, что оперные арии пишутся под определенный диапазон, установки задаются автором и не меняются на протяжении многих лет. Поэтому, с небольшой погрешностью, можно сопоставить свои (тестируемые) вокальные данные с эталонными. Из известных примеров – испанская оперная прима Монсеррат Кабалье (сопрано), популярная исполнительница и автор песен Сиа (лирическое сопрано).

  1. индивидуальной комплекции – пропорций тела, толщины костей, объемов резонирующих органов (легких, трахеи, черепа);
  2. состояния и строения голосовых связок (в том числе их подвижности);
  3. строения живых тканей (кожи, скелета, сухожилий, соединительных тканей);
  4. темперамента (как способности вжиться в образ, передать с помощью голоса внутренние переживания).

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Важно. В сухом климате диапазон будто бы «зажимается» на верхних частотах, а в слишком влажном теряет подвижность.

Несмотря на то, что большей частью индивидуальные вокальные данные предопределены конституцией и физиологией человека, их можно развить с помощью специальных упражнений, сделать тембр глубже, насыщеннее обертонами и оттенками.


Особенности развития женского тембра голоса

Как известно, у девочки в процессе взросления и превращения в девушку тоже происходят мутации, в том числе и касающиеся голосовых связок. Только они не так явно выражены, как у мальчиков. Согласно последним данным, полное формирование гортани у женщин завершается приблизительно к 30 годам.

При этом отмечают определенные ключевые моменты возраста, которые влияют на обычный и певческий голосовой диапазон: 12-15 и 23-25. Непосредственно сама мутация завершается в течение 6 недель максимум, протекает она настолько мягко, что почти незаметна (как окружающим, так и самой девочке). Но это вовсе не означает, что не идут никакие внутренние изменения организма: гортань изменяет размеры почти вдвое, наблюдается интенсивный рост хрящей. Тембр становится ниже, у вокального теряется диапазон, но зато он получает более густой окрас.

Началу мутации предшествует активация гормонального фона (начало менструального цикла). Может появиться легкое покраснение гортани, иногда способность нормально говорить пропадает на несколько дней.

Внимание. В данный период очень важно соблюдать осторожность при занятиях вокалом, нагрузке на голос вообще. При малейшем проявлении срывов (хрипы, переутомление) следует немедленно снять нагрузку. Так получится сохранить свои данные и благополучно перенести мутацию.

Упражнения для развития голоса

Большей частью голосовой тембр тесно связан с состоянием связок, их плотностью, а также жизненным объемом легких. Достигается это тренировкамидля – не случайно оперные певцы так много внимания уделяют распевкам и отработке техники: без них любые природные данные – ничто. Существуют и совсем уж экзотические способы (например, горловое пение на очень низких тонах, которые требуют работы диафрагмой). Специалисты дают несколько простых, но эффективных советов:

  • Встать перед зеркалом и произносить настолько долго, насколько это возможно, звуки «И», «Э», «А», «О», «У».
  • Вести звук «М» с закрытым ртом. Если при этом приложить руку к животу, можно ощутить вибрацию.
  • Особое значение придается звуку «Р» и словам, в которых он есть: роль, рысь, забор, мороз и другим. Считается, что это придает голосу силу и энергичность.
  • В заключение гимнастики проделывается «упражнение Тарзана»: для этого нужно, произнося звуки из 1 задания, одновременно стучать себя кулаками в грудь. Считается, что данная практика также помогает в профилактике простудных заболеваний и инфаркта миокарда.

Пропагандисты методики утверждают, что буквально через несколько недель занятий голос станет глубже и насыщеннее. Хорошо помогают развить чувственный низкий тембр голоса у женщин занятия вокалом: для этого совсем не обязательно посещать специальные студии, можно петь дома или в любительском хоре. Способствуют , повышению мышечной активности брюшной полости различные дыхательные практики, йога, медитации.

Главное при этом условие – работа диафрагмы. Так называют мышечную перегородку, разделяющую грудной отдел и брюшную полость. Укрепить ее можно с помощью специальных практик:

  1. Медленно, размеренно вдыхать воздух носом до ощущения полного заполнения легких (раздутия грудной клетки), считая при этом (например, от 1 до 10).
  2. Задержать дыхание, точно так же считая до 10.
  3. Сделать выдох, не выпуская воздух сразу, а все так же считая до 10.

Такие упражнения помогают развить жизненную емкость легких, особенно, если постепенно увеличивать продолжительность тренировки. Это ответ на вопрос, как понизить тембр голоса у мужчин.

В заключение

Развить свой тембр, не обладая талантами оперной певицы, можно с помощью простых и результативных упражнений. Эффект от них наступит довольно-таки быстро, что поможет в общении с людьми, на работе и .

С первого слова «привет» можно произвести впечатление. Приятный женский голос влияет на восприятие человека. Поэтому владеть им должны не только профессиональные оперные певицы. Те, кому посчастливилось иметь приятный женский голос, ждет успех на любом поприще. Это касается работы оператором на телефоне или менеджером по ведению переговоров, а в личной жизни: победами над мужскими сердцами.

Поговорим, каким бывает красивый женский голос, какова его классификация, как певицы готовятся к исполнению песни и почему для озвучки рекламы ищут приятный женский голос.

Словосочетания подразумевают умение петь. Звук здесь имеет определенную высоту и способность длиться долго. Пение песни проявляется в гласных, реализуется дыханием со вздохом, без шума, большого объема воздуха и медленным выдохом.

  • бытовыми;
  • профессиональными.

«Привет» профессии каждый начинающий певец говорит через постановку голоса. При этом вырабатываются следующие голосовые характеристики:

  • широта диапазона;
  • яркость;
  • сила;
  • гибкость;
  • красота;
  • не утомляемость;
  • другие качества.

Тембр и выдержка звуков играют особую роль. Оперные голоса характеризуются полетностью, чтобы их было далеко слышно. Металлические «нотки» и полетность характерны для высокого обертона. А мягкость звука достигается в низко-частотном диапазоне. Певческий голос - сильный. Он заполняет собой весь зал.

У мальчиков и девочек выделяют следующие типы:

  • сопрано;
  • дискант (только и у мальчиков);
  • альт (под ним подразумевается низкий женский или детский голос).
  • тенор (высокого плана);
  • баритон (средний);
  • бас (низкий).
  • сопрано (высокого плана) - оперные партии Снегурочки из произведения Римского-Корсакова;
  • меццо-сопрано (средний) - оперные партии леди Макбет из произведения «Макбет» Верди;
  • контральто (низкий) - оперные партии Ольги из произведения «Евгений Онегин» Чайковского.

Красивый женский голос - певческий

  • Грудной, обладающий большой силой звучания, но скудный по тембру.
  • Микстовый или средний, где сочетается грудное и головное звучание.
  • Головной - открытый и светлый.

Переходные ноты и регистры имеют разную протяженность.

  • лирическим;
  • драматическим;
  • лирико - драматическим.

В отличие от высокого сопрано, красивый женский голос меццо-сопрано сопровождается большей красотой тембра, силой и грудным резонансом. Он подразделяется на высокое (лирическое) и низкое (драматическое - контральто). Голос женщины в первом случае, подвижен и мягок. Второй - менее подвижен, с большим количеством грудных нот. Он называется контральто. Этот красивый женский голос с большим диапазоном грудного регистра, а в малой октаве - с густыми нотами.

Иногда отличить друг от друга два низких голоса сложно. Для этого слушают грудные ноты в малой октаве. Полнозвучные ноты здесь определят меццо-сопрано. Правда, если красивый женский голос контральто поставлен хорошо, то ноты почти не отличаются. Тогда оценивают по тесситуре и переходным нотам к головному регистру, насколько легко удается повысить и понизить голос.

Распевки

Певица говорит «Привет» своему голосу перед тем, как исполнить песни, через подготовку к предстоящей нагрузке. Если этого не сделать, голос женщины рискует сорваться. Рассмотрим некоторые виды упражнений, подходящие для распевки опытных певиц и начинающих исполнительниц.

Подбирается тональность, соответствующая нижнему пределу диапазона голоса ученицы. Партии повторяют на полтона выше. А когда достигается высокий предел, следующую партию следует понизить на полтона, и так постепенно доходить нижнего диапазона.

Каждое последующее упражнение для распевки усложняют. Чтобы добиться успеха, обращают внимание на следующие моменты:

  • правильное дыхание;
  • постановка задействованных органов;
  • направленность потока звука;
  • четкое выполнение рекомендаций.

Рассмотрим базовые упражнения.

  • Пение закрытым ртом (губы сжаты, зубы разжаты). Это настоящий «привет» распевки.
  • Игра на губах (похожа на звук ребенка, который повторяет звуки машины: губы не зажаты, но закрыты). Начинается с нижнего предела, который следует сперва повысить, а потом понизить.
  • Глиссандо имеет два варианта распевки. В первом случае повторяется второе упражнение, но не отдельными нотами, а скольжением. Во втором случае рот открывают, но производят носовой звук, создавая препятствие воздуху.
  • Вьени, вьини, вьяни (итальянское «вьени» означает «где»). Исполняется в трех вариациях, каждая из которых строится на 5-ти звуках.
  • Последнее упражнение распевки «Стаккато» выполняется обрывистыми нотами. Оно напоминает смех. Везде повысить и понизить звукоряд нужно одинаково.

Озвучки для рекламы и какой самый красивый женский голос для мужчин?

Приятный женский голос в рекламе ассоциируется с вниманием и заботой. Голос женщины для озвучки используют производители парфюмерии, косметики, бытовой техники. Подарки, отдых, кафе, рестораны, и даже автомобили - всем этим женщины интересуются.

Красивый женский голос - прямой путь к сердцу мужчины. Но от такой озвучки доверие возникает и у слушательниц. Таким образом, умело использованный голос женщины побуждает представительниц слабого пола сделать незапланированные покупки. Он воздействует на них на эмоциональном уровне.

А вот мужчины после прослушивания озвучки реагируют по-иному. Красивый женский голос, звучащий в эфире, вызывает у них недоумение, как это они не догадались сами об этой покупке. Как видно, голос профессионально используется не только для исполнения песни, но и, по крайней мере, для озвучки.

Сказать «Привет» как «Я тебя люблю» способна только та, у которой красивый женский голос, и она умеет им пользоваться. Но что, по мнению мужчин, означает «красивый»? Контральто - этот бархатистый грудинный приятный женский голос вызывает симпатии у мужчин. Трудно представить себе, как даже женщина милой наружности, сказав «привет» визгливо, понравится мужчине. Красивый женский голос для мужчин - степенный, «влажный», иногда с придыханием. Он вызывает у сильной половины человечества инстинкт охотника.

Вот так действует этот таинственный и загадочный голос. Наверняка у читательниц появилось желание потренировать голосовые связки. Что ж, интернет в этом поможет! Выполняйте распевку, включив аудио или видеозапись, и скоро вы заметите, как будете управлять голосом сознательно.

Тембром называют окраску звука, его яркость, теплоту, мягкость и индивидуальность. Звучание голоса характеризуется основным тоном и рядом обертонов (дополнительных звуков). Большое количество обертонов придает яркость и сочность звуковой палитре.

Тембр голоса зависит от строения человека. Очень редко встречаются люди с одинаковым его звучанием. Довольно трудно изменить голос, хотя человек с помощью определенных упражнений может улучшить его окраску. Для этого можно делать упражнения, рекомендованные учителями вокала, регулярно заниматься декламацией и пением, распевать мантры.

Тембральная окраска зависит от формы и объема ротового резонатора, плотности смыкания связок, формы и объема трахеи. Звучание и тембр голоса часто свидетельствует о работе всего организма человека. Неповторимость его обуславливается строением органов речи и состоянием нервной системы. Благодаря работе в разных режимах, аппарат речи придает тембру различные вариации. Практически любой голос можно поставить (придать правильное звучание), научиться управлять его частотностью и, следовательно, его эмоциональной окраской, которая будет уместна в определенных ситуациях.

По тембру можно судить о состоянии человека. Звучание ухудшается при усталости, подавленности, стеснении, сердитости и других психологических состояниях. При хорошем настроении, уверенности в себе звучание становится прозрачнее и чище.

Часто встречающиеся недостатки тембра: одышка, резкость, хрипота и гнусавость. Одышка говорит о частом вдыхании и выдыхании, поэтому при разговоре нужно стараться контролировать их ритм. Резкость возникает из-за слишком сильной сомкнутости связок, что нередко происходит при нервозности и перенапряжении. Она бывает постоянная и кратковременная. Пронзительный голос часто характеризует сварливых людей. Хрипота возникает чаще всего при недостаточной вибрации голосовых связок. Это может быть при болезнях горла или при переутомлении связок. Гнусавостью называют сильное пропускание струи воздуха сквозь Она появляется у людей, имеющих определенное свойство этой полости: приток воздуха в нее более свободный, чем его выход. Такое явление часто наблюдается при насморке или гайморите.

В сложились некоторые стереотипы восприятия того или иного звука. Так, высокое интонирование ассоциируется людьми с юностью и пассивностью, поэтому к владельцам высокого тембра голоса относятся как к несозревшим индивидам. Нередко такое звучание вызывает у многих неприятные эмоции. Очень низкий тембр голоса, особенно без модуляции, слушать очень тяжело. Его обладателей неприятно слушать и их воспринимают как неинтересных и скучных собеседников. Резкий тембр голоса практически всегда производит неприятное впечатление. Его владельцев ассоциируют с сильно раздражительными и нервными людьми, поэтому к ним относятся с предубеждением. Звучание с некоторым придыханием имеет ярко выраженную сексуальную окраску, поэтому оно часто плохо воспринимается в обычной повседневной жизни.

Идеальным для человеческого уха считают тембр голоса с правильной модуляцией по низким и высоким тонам. Для характеристики различного звучания нередко используют сценическое разделение видов тембра, хотя часто применяют более обыденные названия. Сценический тембр золотой, бархатный, серебряный, медный. Обычное подразделение звучания: жесткий, богатый, мягкий, твердый, слабый, холодный, тяжелый. Певческие голоса нередко подразделяют на приятный, металлический, мелодический, мягкий, глухой. Основная их классификация определяется высотой звучания. Мужские голоса разделяют на:

Бас (очень низкий, бывает центральный (низкий) и певучий (высокий));

Баритон (подразделяют на лирический и драматический);

Тенор (самый высокий, бывает лирическим и драматическим).

Контральто (низкий);

Меццо-сопрано;

Сопрано (очень высокий, его виды: лирическое, драматическое, колоратурное).

​​​​​​​

​​​​​​​Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.

От природы каждому дан сильный и красивый голос. Достаточно послушать, как своим голосом пользуются младенцы. Приятный голос - это голос, в тембре которого присутствуют все частоты - от низких до высоких. Почему у одних людей голос приятный, а у других нет? Чаще всего причины следующие:

По голосу можно судить о характере человека, уровне его здоровья, о его настроении. По голосу можно понять, стоит иметь дело с этим человеком или лучше держаться от него подальше. В голосе слышен уровень развития человека. По голосу можно понять истинные намерения собеседника.

​​​​​​​Специалисты говорят, что можно "говорить ртом", "говорить горлом", "говорить грудью" и даже "говорить животом". О чем идет речь? - Речь идет о вовлечении тела в процесс звучания. От природы у человека звучит (резонирует) все тело, от макушки до пяток (так происходит у младенцев). Но вследствие внутренних напряжений (зажимов) – вибрации от голоса перестают проходить сквозь всё тело и остаются только на уровне горла («говорить горлом»). Это очень обедняет тембр. «Говорить грудью» - это значит наполнять вибрациями от голоса грудь; «говорить животом» - наполнять вибрациями живот.

Почему не только мужчины, но и женщины мечтают сделать голос более низким? Разве мужчинам не нравятся нежные женские голоса? - Потому что, как раз низкие краски придают голосу нежность. Низкие частоты делают голос более бархатным, сочным. Но это, конечно, в том случае, если в голосе присутствуют средние и высокие обертоны. Это примерно - как хорошо настроенная аудиосистема (эквалайзер). Если в голосе преобладают низкие частоты – он будет звучать грубо. Если в голосе преобладают высокие частоты – он будет звучать пискляво. Если в голосе преобладают средние частоты – он вообще не будет восприниматься на слух.

На тембр и красоту голоса влияют не только голосовые связки и дыхание - но и осанка, степень усталости и скорость речи (чем она медленнее, тем голос ниже, богаче). Осанка сильно влияет на голос. Хорошая осанка – залог хорошего дыхания. А хорошее дыхание – залог хорошего голоса.

Можно порекомендовать регулярно плавать – для укрепления мышц, поддерживающих хорошую осанку. В комплексе с голосовыми упражнениями, это дает хорошие результаты. От продолжительности сна – тоже многое зависит. Солисты Мариинского театра рассказывают, если лечь спать до полуночи, а проснуться до 10 утра, то голос в этот день звучит заметно лучше!

Богатый голос – это следствие внутреннего спокойствия и расслабленности человека. Если человек внутренне спокоен и расслаблен, у него голос будет звучать сочнее и богаче. Научитесь входить в состояние внутреннего спокойствия, расслабленности, и при этом, оставаться бодрым и бдительным! Тогда голос звучит максимально хорошо, а скорость речи - естественная.