Методические разработки по электробезопасности для спо. Классный час на тему "электробезопасность". Игра: «Что может быть опасным»

Урок по электробезопасности

в 1 Б классе

«В мире электричества»

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Ребята, внимательно послушайте загадку и отгадайте её:

По тропинкам я бегу,

Без тропинок не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (электрический ток)

Как вы думаете, нужен ли электрический ток человеку? Да.

Какую пользу приносит электричество человеку? От электричества работают холодильники, стиральные машины, чайники, компьютеры, телевизоры, троллейбусы.

Без электричества не смогут работать врачи, бухгалтера, учителя, монтажники, водители троллейбусов. Потому что от электричества работают многие приборы, необходимые человеку. Без электрического тока зубной врач не сможет полечить зуб, водитель троллейбуса не сможет перевозить пассажиров, монтажник не сможет выточить деталь на станке.

Вывод: Но каждый человек должен помнить - электрический ток нужен, но он не безопасен для жизни.

(Стук в дверь. Входят в класс лесные звери: заяц и лиса)

Заяц: Ой, беда, ой, беда

Помогите нам друзья!

Учитель: Что такое? Что случилось?

Сценка (белка гладит ленточки)

Лиса: Ленту гладила белочка Анюта

И в окно увидела подруг,

И совсем забыла про утюг.

Заяц : Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки,

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Учитель: Ребята, а почему у белочки чуть не возник пожар?

(Ответы детей). Белочка бросила включенный утюг на ленточке.

Учитель: Как же быть? Как нам быть?

Как зверятам подсобить?

Учитель: Знаю я один секрет.

Чтобы не было больше бед,

Пригласим мы всех зверей

На урок к себе скорей.

Проходите лесные жители, садитесь с ребятами.

II . Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «В мире электричества».

Игра: «Что может быть опасным»

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если услышите, что-то опасное, поднимите руку.

(электроплита, книга, электрическая розетка, футбольный мяч, стиральная машина, стол, тарелка, пылесос, утюг )

III . Изучение нового материал а

Сегодня мы с вами поговорим об электрическом токе, о правилах пользования электроприборами.

Учитель: Ребята, что вы знаете об электрическом токе? Где он находится?

(Ответы детей) В проводах телевизора, холодильника, компьютера, розетках.

Учитель: Электричество - это тоже «трубы», только по ним к нам в дом поступает энергия. И как вода находит дырочку в трубе, и случается авария, также и электроэнергия становится опасной, если неисправны провода.

Человек может случайно дотронуться голой рукой до провода, и его ударит током. Провода могут соединиться, и произойдет короткое замыкание (гаснет свет), или даже может возникнуть пожар. Поэтому, если увидите оголенный провод, неисправный выключатель или розетку, надо сразу сказать об этом взрослым!

История возникновения электричества берет свое начало с 550 г. до нашей эры.

Впервые явления, ныне называемые электрическими, были замечены в древнем Китае, Индии, а позднее в древней Греции.

Сохранившиеся предания гласят, что древнегреческому философу Фалесу Милетскому было уже известно свойство янтаря, натёртого мехом или шерстью, притягивать обрывки бумаги, пушинки и другие лёгкие тела.

И вы, не раз я думаю, наблюдали за тем, что авторучка или расческа, натертая об волосы притягивает кусочки бумаги.

Давайте проведем с вами такой опыт. У вас на столе лежат авторучки и мелкие кусочки бумаги. Взяли ручки, натерли о волосы и поднесли к бумажкам. Что вы наблюдаете? Да бумажки притягиваются к авторучке. Это явление получило название электризации.

Но откуда же в наш дом приходит электричество? (ответы детей)

Электричество поступает по проводам.

Учитель: В дом электричество поступает по проводам, а к проводам оно приходит от электростанций.

Самые первые электростанции были ветряными. (слайд 2-3)

https://pandia.ru/text/78/573/images/image003_74.jpg" width="250" height="178 src=">

Потом стали строить солнечные электростанции. (слайд 5)

https://pandia.ru/text/78/573/images/image005_49.jpg" width="214" height="141 src="> и атомные электростанции

III. Физкультминутка.

Тили - бом! Тили - бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка с фонарем,

А собачка с помелом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

IV. Продолжение работы над новым материалом.

Учитель: Ребята, а чтобы не случилось такой беды как у кошки, что должен знать каждый человек? (ответы детей)

А какие правила безопасности с электроприборами знаете вы?

(ответы детей)

V Отработка правил безопасного обращения с электроприборами

Сейчас мы будем отгадывать загадки, и разъяснять, в каких случаях вещи бывают опасными.

1. На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине. (Чайник.)

- Когда чайник опасен?

(Когда электрочайник включают, не налив в него воду, втыкают вилку в неисправную розетку, дотрагиваются до работающего электрочайника мокрыми руками; обычный чайник забывают выключить после того, как в нем вскипела вода, и т. д.)

2. Идет пароход –

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать (Утюг.)

В каких случаях люди рискуют, пользуясь этим нужным прибором?

(Электрический утюг оставляют включенным без присмотра, берут мокрыми руками и т. д.)

3. Маша кофту замарала.

Но руками не стирала.

Есть особая машина -

Постирает от души нам. (Стиральная машина.)

Ребята, когда эта незаменимая для любой хозяйки вещь стано­вится опасной для детей? (Когда ее включают без разрешения родителей, берут мокрыми руками за электрическую вилку, открывают крышку во время работы и т. д.)

Молодцы! И запомните: нельзя совать руку в стиральную ма­шину во время работы, пытаясь вытащить из нее что-нибудь. Руку может затянуть и искалечить. У большинства современных моделей люк блокируется во время работы, но если нет - будьте бди­тельны сами.

4. Вот так дом, одно окно.

Каждый день в окне - кино. (Телевизор.)

(Дети и учитель обсуждают правила пользования телевизором.)

-Обобщение: Итак, все эти вещи относятся к группе опасных ве­щей - электрические приборы. Они таят в себе угрозу по двум причинам:

Во-первых, эти предметы могут вызвать пожар.

Во-вторых, по ним проходит электрический ток, который мо­жет ударить.

Учитель: Подведем итог нашим высказываниям. Какие же основные правила безопасности с электроприборами существуют:

VI .Работа с пословицами об опасных ситуациях.

Не зря народ сложил такие пословицы:

«Опасение – половина спасения»,

«Берегись бед, пока их нет»

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Ответы учащихся: надо быть осторожными, знать и соблюдать правила безопасного поведения, чтобы не попадать в сложные ситуации)

VII . Просмотр презентации «Правила электробезопасности

в быту и на улице»

Презентация. Правила обращения с электроприборами.

1. Первое правило (слайд)

Никогда не проникай в трансформаторные подстанции.

ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

2. Второе правило (слайд)

Нельзя пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах и саунах.

3. Третье правило

Не вставляй вилку в розетку мокрыми руками.

4. Четвертое правило (слайд)

Ни в коем случае не подходи к оголенному проводу и не дотрагивайся до него. Может ударить током.

5. Пятое правило (слайд)

Выдергивая вилку из розетки, никогда не тяни руками за электрический провод , может случиться короткое замыкание.

6. Шестое правило

Никогда не протирай включенные приборы влажной тряпкой.

7. Седьмое правило

Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

Бытовая техника" href="/text/category/bitovaya_tehnika/" rel="bookmark">бытовой техники , которая работает от электрического тока. А электроприборы помогают человеку в быту. Но чтобы не стать жертвой пожара, надо правильно обращаться с электроприборами дома, в школе, на работе. Электрический ток – верный друг и помощник человека. И к электричеству мы должны относиться бережно и внимательно. А об опасностях обращения с электроприборами мы уже поговорили.

Ученик: Каждый знает, что утюг -

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Ученик: Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Учитель: Очень часто в розетку мы включаем сразу несколько электроприборов. Например: телевизор, утюг, стиральная машина, холодильник, компьютер. А этого делать нельзя. Потому что перегретая розетка тоже может стать причиной пожара или короткого замыкания.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Я думаю, наши лесные гости узнали, что такое электрический ток и как опасен он для жизни, откуда поступает в наш дом электричество, познакомились с правилами безопасного обращения с электроприборами.

Заяц: Ой, беда, ой, беда

Помогите нам друзья!

Лиса: Ленту гладила белочка Анюта

И в окно увидела подруг,

Отвлеклась всего на три минуты

И совсем забыла про утюг.

Заяц : Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки,

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Во дворе у Саши будка

На двери рисунок есть

Если хочешь быть здоровым-

В эту будку ты не лезь!

Электричество полезно

Электричество прекрасно,

Но если ты на столб полезешь-

Электричество опасно!

Если видишь - провод порван-

Отойди в сторонку:

Ведь электрический заряд

Опасен для ребенка!

Знай, что провод оголенный

Вовсе не игрушка

Чуть однажды не погиб

Наш сосед Андрюшка!

В ванной можно чистить зубы,

Можно голову помыть,

Только там мы вряд ли будем

Феном волосы сушить.

Ученик: Мы б от холода дрожали,

Без него темно бы было.

Очень многое не знали,

Ну конечно плохо б было.

Ученик: Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, плохо было б жить.

Ученик: Каждый знает, что утюг -

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Ученик: Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Введение

Представление об опасности электрического тока

Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения.Запомните: безопасного тока не существует!

Электроустановки – это оборудование, которое используется энергетиками для передачи электрической энергии, а также все бытовые приборы, окружающие нас в повседневной жизни.

Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце, возникают тяжелые ожоги. Человек может погибнуть или стать инвалидом.

Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее!

Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек.

Безопасным считается напряжение 12 вольт. Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети, напряжением 220 - 380 вольт (220 вольт - для освещения и бытовых приборов, 380 вольт - для трехфазных электродвигателей и других промышленных потребителей). Но это напряжение очень опасно для человека.

Наибольшее количество смертельных электротравм происходит с людьми, попавшими под напряжение 220 - 380 вольт.

Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Конструкторы и энергетики позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям.

Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитовые, играх вблизи электрооборудования возникает реальная угроза для жизни.



Вот почему так важно всем знать правила обращения с электрическими приборами и другими электроустановками, во время предупредить товарища об опасности шалости вблизи электрических линий и подстанций, уметь обезопасить себя и других людей при обнаружении повреждения в электрической сети.

Электричество в быту

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:

1). Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист-электрик!

2). Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. Это очень опасно!

Вы не должны проходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях!

Запомните, разбивая ради боловства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

3). Опасность поражения людей электрическим током очень велика в помещениях с земляными, цементными и бетонными полами, хорошо проводящими электрический ток (это ванные комнаты, бани, сараи, гаражи, подвалы). В этих помещениях должны применяться электроприборы и переносные электролампынапряжением 12 вольт , включенные через специальный понижающий трансформатор. Такое же напряжение должно применяться для переносных приборов и ламп, применяемых в саду, огороде и во дворе.

Некоторые люди пренебрегают этим и присоединяют непосредственно к сети напряжением 220 вольт бытовые электроприборы в ванных комнатах, пользуются переносными электролампами в гаражах и подвалах, устанавливают электроплитки в сырых помещениях и сараях, а подобные нарушения приводят к печальным последствиям.



Примеры:

Мальчик решил приготовить уроки вечером в саду. Взяв включенную через удлинитель напряжением 220 вольт настольную лампу, в которой была повреждена изоляция внутренних проводов, он стал выходить из дома. В комнате по его телу, очевидно, проходил небольшой электрический ток, который он не ощущал, так как сухой деревянный пол оказывал большое сопротивление. Но как только мальчик коснулся земли, сопротивление резко снизилось, ток увеличился, и мальчик был смертельно поражен электрическим током.

Юноша 16 лет самовольно провел проводку напряжением 220 В в погреб и при ввертывании лампы коснулся пальцем цоколя и погиб.

Имеются случаи гибели людей, которые производили замену электроламп и ремонт электропроводок под напряжением, стоя на батареях отопления, водопроводных трубах, ваннах, газовых плитах и других хорошо заземленных предметах или касаясь их.

Запомните!

Запрещается пользоваться электрическими приборами и переносными электролампами напряжением 220 вольт в помещениях и на открытом воздухе при наличии земляных, цементных, бетонных и других полов, хорошо проводящих электрический ток, а также в сухих помещениях, в которых не исключена возможность одновременного прикосновения к электроприбору и хорошо заземленным предметам.

4). Если вы, прикоснувшись к корпусу электроприбора, трубам и кранам водопровода, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам почувствуете «покалывание» или вас «затрясет», то это значит, что данный предмет находится под напряжением в результате какого-то повреждения электрической сети. Это сигнал серьезной опасности!

В других, более худших условиях (например, стоя босиком на мокром полу), повторное прикосновение к этому же предмету, находящемуся под напряжением, может привести к смертельному поражению электрическим током.

Что необходимо сделать в этих случаях:

Немедленно отключить поврежденный электроприбор от сети;

Если появилось напряжение на трубах, ванне и т. д., немедленно отключить электросеть при помощи автоматических выключателей или выкручивания предохранителей у электросчетчика;

Предупредить окружающих об опасности и немедленно сообщить о случившемся взрослым!

Примеры:

При переходе с поднятым вверх удилищем под воздушной линией коснулся провода удилищем и погиб 18-летний юноша.

6-летний мальчик погиб от электротравмы, которую он получил, коснувшись провода на крыше одноэтажного дома, где он играл с друзьями.

3). Большую опасность представляют провода воздушных линий, расположенные в кроне деревьев или кустарников или вблизи от них. Не прикасайтесь к таким деревьям и не раскачивайте их, особенно в сырую погоду! Они служат проводником электрического тока.

Пример:

7-летний мальчик, играя во дворе дома, залез на высокую березу и, раскачиваясь на ветвях, приблизился к проводам линии напряжением 10 киловольт и был поражен электрическим током.

4). К печальным последствиям приводят игры вблизи воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций, а нередко озорство и лихачество отдельных ребят.

Пример:

Ребята из озорства сделали наброс тонкой проволоки на один из проводов воздушной линии электропередачи и погибли от удара электрическим током.

5). Важно знать, что попасть под напряжение можно и не касаясь токоведущих частей, а только приблизившись к ним. В воздушном промежутке между электроустановкой и телом человека возникнет электрическая дуга и нанесет несовместимые с жизнью ожоги.

Примеры:

Подросток влез на металлическую опору воздушной линии напряжением 110 киловольт, чтобы палкой спугнуть с нее голубя. Приблизившись к проводу, он был смертельно поражен электрическим током.

5-классник, игравший со своими сверстниками рядом с электроустановкой, несмотря на предупредительные плакаты, поднялся по дверцам ячейки на крышу электроустановки, приблизился к токоведущим частям и был поражён током.

Подросток 14 лет сломал вентиляционную решетку трансформаторной подстанции и залез в нее с целью хищения цветного металла. Случайно прикоснувшись к токоведущим частям попал под напряжение и погиб.

Два мальчика с насыпи полезли на крышу трансформаторной подстанции чтобы поиграть. Приблизились к высоковольтным проводам и получили удар током. Один из них остался инвалидом.

- играть вблизи воздушных линий электропередачи и подстанций;

- делать набросы на провода воздушных линий и запускать «воздушного змея» вблизи них;

- влезать на опоры воздушных линий, приставлять к ним лестницы и другие предметы;

- проникать за ограждение, внутрь или на крышу подстанций, открывать дверцы электрических щитков;

- залезать на крыши домов и сооружений, а также деревья, если вблизи проходят линии электропередачи.

6). Летом, находясь в походе, опасно останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций.

Пример:

Семья отдыхала па берегу реки, поставив палатку в уютном уголке под проводами воздушной линии электропередач. От порыва ветра дерево упало на провода, оборвав провод, и он упал на землю вблизи 15-летней девушки, которая в это время загорала около палатки. Девушка была смертельно поражена электрическим током. Ее мать, пытаясь оказать помощь, приблизилась к телу дочери и тоже погибла.

Запомните!

Вывод

Ребята, не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости вблизи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым и в РЭС.

Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление!

Будьте осторожны ребята! Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей

Урок по электробезопасности для старших классов

Введение

Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в народном хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.

Занятие по электробезопасности в начальной школе

Цель: учить детей безопасному поведению в быту

Цели урока.

Образовательные : 1. Раскрыть вопрос: что такое электрический ток

2. Сформулировать пути решения проблемы экономии электричества.

Развивающие: 1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умений работать с научной информацией, анализировать, сравнивать, излагать свою точку зрения.

Воспитательные: 1. Формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат, чувства ответственности при эксплуатации электроприборов.

Задачи : Познакомить детей с электрическим током, с использованием его в быту;

Учить осторожному обращению с электричеством для предупреждения травматизма;

Познакомить с правилами электробезопасности;

Воспитывать бережное отношение к электричеству;

Оборудование: резиновые шарики, кусочки шерстяной ткани по количеству детей, плакаты со знаками электробезопасности.

Проблема: Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можем ли мы внести свой вклад в решение проблемы? Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта? Какую технику безопасности нужно соблюдать при эксплуатации электроприборов?

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чем мы с вами будем говорить попробуйте угадать,прослушав стихотворение.

Мой дед - большой любитель басен.

Вещает мне о том, о сем,

А чтобы смысл всегда был ясен,

Я сам читаю обо всем.

Давным-давно была пора,

Еду варили у костра,

Подъем лишь солнышко взойдёт,

Отбой - как темнота придет.

Но изменились времена,

И жизнь чудес теперь полна.

Компьютер можем мы включить,

И в город дальний позвонить,

Волны движенье уловить,

По новому людей лечить,

Дровами печи не топить,

Камином новым удивить,

И обогреть и накормить,

Что надо -ярко осветить.

Ведь электричество наш друг.

Но надо умным быть, чтоб вдруг.

Не превратилось во врага.

Во вред не сделало шага.

Мораль сей басни такова-

Должна работать голова.

И делать надо всё с умом

Чтоб слёз не проливать потом.

Учитель:

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Презентация №1 (слайд №1)

(ответы детей ) Правильно, об электрическом токе. А вы знаете, что это такое и откуда берётся электрический ток? (ответы детей ) а сейчас мы с вами проведём опыт.

Опыт с воздушным шариком и тканью. Когда натираешь предметы о ткань они получают энергию, поэтому начинают притягивать предметы более лёгкие, натирая шары о шерстяную ткань, мы с вами увидели что мелкие, мелкие бумажки) предметы притягиваются к шару.

Это происходит, потому что шар получил энергию, иначе говоря, наэлектризовался.

Существует безопасное электричество,как случае с шариками опасное, которое идёт по проводам.

Приведите, пожалуйста, примеры электрических приборов, которые использует человек.

(ответы детей)

Учитель:

Впервые способность натёртых тел притягивать к себе лёгкие предметы обнаружили древнегреческие ткачи. Они обратили внимание на то, что отдельные детали станков, изготовленные из янтаря при трении о шерсть притягивали пушинки, пылинки, соломинки и другие легкие предметы. Это свойство приписывали только янтарю. от названия которого и произошло слово «электричество», которое произошло от греческого слова «электрон» - янтарь.

Стихотворение

Мы сестрёночки - близняшки

Нас частичками зовут.

Мы на помощь к вам приходим,

Когда нам заряд дадут.

По тонким и толстым бежим проводам,

И в нужный момент попадаем мы к вам.

О каких сестренках идет речь?

Как их зовут?

А их зовут мельчайшие заряженные частицы. (слайд№2)

Электричество это поток мельчайших заряженных частиц - электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Когда этих электронов накапливается много возникает электрическое напряжение.

Как вы думаете, электричество попадает в наш дом?

(ответы детей)

Правильно по проводам. (слайд№3)

Подобно тому, как вода бежит по шлангу, так электричество попадает в наш дом по проводам. А к проводам оно подходит от электростанций, а самые первые электростанции были ветряные(слайд№4)

Как вы думаете, какое значение для нас имеет электрический ток?

(ответы детей)

А скажите есть ли на свете профессия, которая могла бы обойтись без электрического тока?

Кто же изобрёл электричество?

(слайд№5)

Как же появилась первая лампочка?

Сначала в античную эпоху появилась масляная лампа-глиняный или металлический чайничек с маслом, сквозь носик которого пропущен фитиль(слайд№6)

Лампа коптила много столетий, затем в середине 19 века из нефти получили керосин, появилась керосиновая лампа(слайд№7)

Одновременно изобретали и осваивали газ и в наш дом пришли газовые горелки (слайд№8)

А теперь отгадайте загадки (загадки про лампочку)

Она снаружи вроде груши,

Вист без дела днём.

А ночью освещает дом.

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырёк-

Загорелся огонёк!

С потолка свисает груша.

И не думай грушу скушать,

Светиться как солнце,

Уронишь - разобьётся!

Ведущий:

Лампа сутки погорит

Сто кило угля спалит!

Если светит зря она,

Где же экономия сырья?

Кто же изобрёл лампочку?

(слайд №9 фото Томаса Эдисона)

Ребята, а как вы думаете, можно ли экономить электричество?

(ответы детей)

А как?

(ответы детей)

(слайд №10«Правила экономных и бережливых ребят)

(слайд №11)

(слайд №12)

(слайд №13)

(слайд №14)

(слайд №15)

(слайд №16)

(слайд №17)

(слайд №18)

(слайд №19)

Заходит ТОК

Здравствуйте друзья! Я загадаю вам загадку. а вы отгадаете кто я.

По тропинке я бегу

Без тропинки не могу

Где меня ребята нет-

Не зажжется в доме свет! (ответы детей)

ТОК: Правильно, меня зовут электрический ток. А что вы обо мне знаете(ответы детей)

ТОК: Верно ребята. Сейчас я загадаю загадки, а вы их отгадаете. За каждый правильный ответ я вам дам жетон, тому, кто наберет больше жетонов присвоится звание главного электрика.

*Берегитесь пыль и мусор,

Живо с вами разберусь я!

И не прячьтесь по углам,

Все равно найду вас там!(слайд №20) (пылесос)

*Этот прибор идеальный

Греет воду моментально.

Стоит лишь его включить

Вскоре чай нам можно пить!(слайд №21) (чайник)

*Живет в нем вся вселенная

А вещь -необыкновенная (слайд №22)(телевизор)

*Поверчу волшебный круг

И меня услышит друг! (слайд №23) (телефон)

*Летом папа наш привёз

В белом ящике мороз

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты

Мясо, рыбу, фрукты (слайд №24) (холодильник)

*к дальним селам-городам

Кто идет по городам?

Светлое Величество-

Это……. (-ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)

ТОК:

Вы молодцы ребята! Давайте посчитаем заработанные жетоны (награждение лентой победителя)

ТОК: а теперь давайте поиграем в игру. я буду называть предмет, а вы если он электрический – сидите, а если не электрический – встаёте(телевизор,тарелка,лампочка,дерево,самолёт,стул.холодильник.вилка. утюг и т.д.)

ТОК: Молодцы ребята! Я уверен в том, что вы усвоили, что такое электрический ток, могу спокойно вас покинуть и пойти к другим ребятам! До свидания!

Ведущий: очень помогает нам электричество. но к себе требует уважения: хочет чтобы с ним обращались как положено. (презентация №2 «Правила электробезопасности»)

Ведущий:

Ребята. Не огорчайте своих родителей своими необдуманными действиями! Предостерегите товарищей от опасной шалости вблизи электрообьектов! этим вы спасёте ему жизнь!

ГБОУ «Школа» № 609

Зеленоградского округа г. Москвы

Классный час

на тему: « Электробезопасность»

Разработчик:

Учитель школы № 609

Шальнова Людмила Васильевна

Классный час

Тема: « Электробезопасность»

Цели: учить школьников видеть опасность при пользовании электричеством, учить пользоваться бытовыми приборами в домашних условиях; предупреждение детского травматизма, предотвращение поражения электрическим током; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Все мы любим радоваться жизни, радоваться детству, общаться с друзьями, гулять и играть во дворах в прятки, догонялки, рисовать мелом на асфальте, на бумаге. Есть на самом деле столько бесценного в этом счастливом времени детства! Но давайте оставаться благоразумными. Обратим внимание на соблюдение правил безопасности, которыми нельзя пренебрегать в жизни.

Современная жизнь немыслима без электричества. Электричество окружает нас повсюду: дома, на улице, в школах и детских садах. Мы не задумываемся о том, что это может быть очень опасно. Мы настолько привыкли к безопасности и надёжности электроприборов, что, вставляя в розетку вилку от утюга или магнитофона, не задумываемся о печальной статистике.

3.Что может произойти при неисправности электроприбора или розетки?

Рассуждения учащихся.

4.Что такое трансформатор и где его можно встретить?

Рассуждения учащихся.

5.Объяснения учителя.

Трансформатор - он гудит, провода мотаются, на а что по ним течёт, током называется.

Наверное, многие задавали вопрос своим родителям, что это за домик у нас во дворе? Так вот, этот, казалось бы, безобидный с виду домик, совсем не домик, а целая трансформаторная подстанция. О том, для чего же нужна эта подстанция, насколько она полезна, но в то же время ОЧЕНЬ ОПАСНА , мы и поговорим.

Что же такое на самом деле трансформаторная подстанция? Трансформаторная подстанция – это энергетическое оборудование, предназначенное для повышения или понижения напряжений в электрической цепи и для распределения электроэнергии. Именно с помощью этого оборудования электричество попадает в наши дома, и жизнь становится светлее и интересней.

Но, с другой стороны, трансформаторная подстанция – это не нужно играть рядом с такими объектами! Представляете, если даже от простой розетки, лампочки можно получить серьёзные травмы, то какую травму можно получить в трансформаторной подстанции, которая находится под очень высоким напряжением.

6.Правила, которые должны знать все дети.

Запомни!

Если ты увидел трансформаторную подстанцию с открытой дверью, никогда не заходи внутрь, так как проникновение на подобные энергообъекты может закончиться плачевно. Немедленно сообщи взрослым об открытой двери!

Необходимо всегда обращать внимание на знаки, предупреждающие об опасности!

9 заповедей для вас и ваших родителей:

как избежать поражения электрическим током

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

Никогда не проникай в трансформаторные подстанции, ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

Прежде, чем включить незнакомый электроприбор, не поленись внимательно ознакомиться с инструкцией (это поможет не только быстрее освоить новинку. Но избавит тебя и окружающих от очень серьёзных проблем).

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ

Не следует пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах и саунах (электрический провод в воде подобен укусу сотни разъярённых кобр)

ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Не вставляй вилку в розетку мокрыми руками.

ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ

Выдёргивай вилку из розетки, никогда не тяни за электрический провод руками, может случиться короткое замыкание.

ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ

Ни в коем случае не подходи к оголённому проводу и не дотрагивайся до него. Может ударить током.

ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ

Никогда не протирай включённые электроприборы влажной тряпкой.

ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ

Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ

В случае возгорания электроприборов вызывай пожарную службу « 01».

7.Вопросы после беседы

    Где мы можем повстречать электричество?

    Что такое трансформаторная подстанция?

    Почему трансформаторная подстанция полезная, но очень опасная?

    Что нужно сделать, если в трансформаторной подстанции открыта дверь?

    Что должно быть изображено на знаке, предупреждающем об опасности?

8.Итоги классного часа.

Попробуй по памяти перечислить все 9 заповедей « КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ».

Перед Вами методические указания для проведения внеклассного часа по теме «Электробезопасность», которые помогут донести детям информацию об опасности электрического тока. Вы можете ознакомиться с ними на этой странице, либо скачать в формате PDF (4,7 Mb)

Энергетики «МРСК Урала» призывают к бдительности и соблюдению правил безопасного поведения при взаимодействии с электричеством. Особенно это касается детской и подростковой аудитории. Для того, чтобы обезопасить детей от нежелательного воздействия электрического тока, мы взрослые, обязаны постоянно обучать детей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь так СТРАШНО, когда причиной трагической случайности становятся пять минут, которые мы не уделили нашим детям.

Среди детей разных возрастов, случаи электротравматизма распределяются неравномерно, в большей мере под воздействие электрического тока попадают дети младшего школьного возраста.

Особое внимание необходимо уделить взаимодействию именно с данной возрастной категорией и более плотно организовать работу с родителями.

Данные методические рекомендации разработаны специалистами «МРСК Урала» для преподавателей ОБЖ, классных руководителей образовательных учреждений, персонала оздоровительных лагерей детского отдыха. В них представлены основные правила поведения с электричеством дома и на улице для проведения внеклассного часа «Электробезопасность».

Вы можете скачать

План проведения внеклассного часа по теме «Электробезопасность»

Введение

Дорогие ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека.

Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.

Представление об опасности электрического тока

Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения. Запомните: безопасного электрического тока не существует!

Электроустановки - это такое оборудование, которое используется энергетиками, а также все бытовые электроприборы, окружающие нас в повседневной жизни.

Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце. При перегреве отдельных участков тела возникают тяжелые ожоги. Человек погибает или становится инвалидом.

Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее!

Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек.

Безопасным считается напряжение 12 вольт. Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети, напряжением 220 и 380 вольт (220 вольт - для освещения и бытовых приборов, 380 вольт - для трехфазных электродвигателей машин и механизмов). Это напряжение экономически выгодно, но очень опасно для человека.

Наибольшее количество смертельных несчастных случаев происходит с людьми, попавшими под напряжение 220 и 380 вольт.

Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Энергетики позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям. Все электроустановки имеют ограждение, предупреждающие знаки и плакаты безопасности и закрыты на замок.

Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитки возникает реальная угроза для жизни.

Вот почему так важно всем знать правила обращения с электрическими приборами и электропроводками, вовремя предупредить товарища от опасной шалости вблизи электрических линий и подстанций, уметь обезопасить себя и других людей при обнаружении повреждения сети.

Действие электрического тока на организм

Опасность электрического тока состоит в том, что у человека нет специальных органов чувств для обнаружения на расстоянии электрического тока. Электрический ток не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Невозможно без специальных приборов почувствовать, находится ли данная часть электроустановки под напряжением или нет. Это приводит к тому, что люди часто не осознают реально имеющейся опасности и не принимают необходимых защитных мер.

Большое значение в исходе поражения имеет путь, проходимый током в теле человека. Поражение будет более тяжелым, если на пути тока оказываются сердце, грудная клетка, головной и спинной мозг. Наиболее опасными путями прохождения тока через человека являются: рука-ноги, рука-рука.

Непосредственными причинами смерти человека, пораженного электрическим током, является прекращение работы сердца, остановка дыхания вследствие паралича мышц грудной клетки и электрический шок. Наиболее неблагоприятный исход поражения человека электрическим током будет в случаях, когда прикосновение произошло влажными руками к электроприборам или электропроводу в сыром или жарком помещении.

Поражение электричеством может иметь место в следующих формах:

  • остановка сердца или дыхания при прохождении электрического тока через тело
  • электроожог
  • механическая травма из-за сокращения мышц под действием тока
  • ослепление электрической дугой

Смерть обычно наступает из-за остановки сердца или дыхания, или того и другого. Под действием электрического тока сокращаются мышцы тела. Если человек взялся за находящуюся под напряжением часть оборудования, он возможно, не сумеет оторваться без посторонней помощи. Более того, его, возможно, будет притягивать к опасному месту. Под действием переменного тока мышцы периодически сокращаются с частотой тока, но пауза между сокращениями бывает недостаточной, чтобы освободиться.

Повреждения от электрического тока определяются силой тока и длительностью его воздействия. Чем меньше сопротивление человеческого тела, тем выше ток. Сопротивление уменьшается под действием следующих факторов:

  • высокое напряжение
  • влажность кожи
  • длительное время воздействия
  • повышение содержания углекислого газа в воздухе
  • высокая температура воздуха
  • беспечность, психическая и психологическая неподготовленность к возможному электрическому удару

Больше всего от действия электрического тока страдает центральная нервная система. Из-за повреждения ее нарушается дыхание и сердечная деятельность. Участки тела с наименьшим сопротивлением (т.е. более уязвимые):

  • боковые поверхности шеи, виски
  • тыльная сторона ладони, поверхность ладони между большим и указательным пальцами
  • рука на участке выше кисти
  • плечо, спина
  • передняя часть ноги

Электроожоги излечиваются значительно труднее обычных термических. Некоторые последствия электротравмы могут проявиться через несколько часов, дней, месяцев. Пострадавший должен длительное время жить в "щадящем" режиме и находиться под наблюдением специалистов.

Правила поведения с электричеством в быту

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:

    НЕЛЬЗЯ пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.

    ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист-электрик!

    НЕЛЬЗЯ пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО! ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ проходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях! ЗАПОМНИТЕ , разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

    НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными электроприборами. Если из телевизора, холодильника или пылесоса пахнет горелой резиной, если видны искры - надо немедленно отключить прибор от сети и рассказать о неисправном приборе взрослым.

    НЕЛЬЗЯ самим чинить и разбирать электроприборы.

    Выключая электроприбор, НЕЛЬЗЯ тянуть за шнур. Надо взяться за штепсель и плавно вынуть его из розетки.

    НЕЛЬЗЯ играть с электрическими розетками. Если ты увидел неисправную розетку, выключатель, оголенный провод, ничего НЕ трогай и сразу расскажи об этом взрослым!

    ПОМНИ , электричество не терпит соседства с водой. Чтобы не получить удар током, НЕЛЬЗЯ касаться включенных электроприборов мокрыми руками или протирать электроприборы влажной тряпкой.

Правила поведения вблизи энергообъектов

Энергообъекты - это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Воздушные линии электропередачи напряжением 35, 110 киловольт и выше отвечают за электроснабжение городов и поселков. Воздушные и кабельные линии электропередачи напряжением 6 и 10 киловольт отвечают за электроснабжение внутри городов и поселков, а также сельских населенных пунктов. Линии электропередачи напряжением 380 вольт обеспечивают электроэнергией многоквартирные жилые дома, а 220 вольт - отдельные квартиры.

Подстанции и высоковольтные линии электропередачи делятся по классам напряжения: 35 и 110 киловольт и выше и трансформаторные подстанции напряжением 6 - 10 киловольт - это как раз те трансформаторные будки.

Подстанции предназначены для понижения напряжения в сети переменного тока и для распределения электроэнергии. Трансформаторные подстанции расположены в каждом населенном пункте и в силу их повсеместности представляют особую опасность для населения!

Все энергообъекты несут в себе реальную опасность для жизни!

Запомните простые правила:

    Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним. Удар током можно получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения. Поэтому давай договоримся: любой провод или электроприбор считать находящимся под напряжением! Даже если до тебя его трогали два десятка человек. А вдруг именно в это же время, когда ты взял его в руки, кто-то за несколько метров от тебя включил рубильник! Если все же человек попал в зону «шагового напряжения» нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги. Запомните, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров.

    СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО влезать на опоры высоковольтных линий электропередачи, играть под ними, разводить костры, разбивать изоляторы на опорах, делать на провода набросы проволоки и других предметов, запускать под провода-ми воздушных змеев.

    Если ты увидел оборванный провод, незакрытые или поврежденные двери трансформаторных будок или электрических щитов, НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙ и незамедлительно сообщи взрослым.

    Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ открывать лестничные электрощиты, находящиеся в подъездах домов, влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, заходить в трансформаторные будки, электрощитовые и другие электротехнические помещения, трогать руками электрооборудование, провода.

    Летом, находясь в походе, либо идя на рыбалку, ОПАСНО останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций и рыбачить под проводами линии электропередачи.

Помощь пострадавшему от электрического тока

Необходимо помнить, что человека, пораженного электрическим током, можно спасти, вернуть к жизни, если правильно и, главное, быстро оказать ему помощь.

Запомни! Не следует предпринимать самостоятельно мероприятия по спасению пострадавшего. Лучше это следают взрослые, либо специалисты-энергетики. Незамедлительно позови их на помощь!

Оказать эффективную помощь пострадавшему от электрического тока может человек, хорошо знающий Правила освобождения пострадавшего от электрического тока и оказания первой помощи.

Какие действия должен предпринять взрослый, чтобы оказать помощь?

  • Вызвать бригаду скорой помощи
  • Оценить обстановку и, по возможности освободить пострадавшего от действия электрического тока
  • Оказать первую помощь до приезда бригады скорой помощи

Ни в коем случае нельзя прикасаться к пострадавшему сразу же. Возможно,он все еще находится под действием электрического тока. Дотронувшись до пострадавшего, человек может также попасть под удар. Необходимо отключить источник электроэнергии (вывернуть пробки, выключить рубильник). Если это невозможно, необходимо отодвинуть источник тока от себя и от пострадавшего сухим, непроводящим ток предметом (веткой, деревянной палкой).

Если необходимо оттащить пострадавшего от провода электросети, надо при этом помнить, что тело человека, через которое прошел ток, проводит ток так же, как и электропровод. Поэтому голыми руками не следует дотрагиваться до открытых частей тела пострадавшего, можно касаться только сухих частей его одежды, а лучше надеть резиновые перчатки или обернуть руки сухой шелковой материей.

После прекращения действия электрического тока необходимо обратить внимание на присутствие признаков жизни (дыхания и пульса на крупных сосудах). При отсутствии признаков дыхания и пульса необходимы срочные реанимационные мероприятия: проведение закрытого массажа сердца и искусственной вентиляции легких (искусственного дыхания). Осмотрите открытые участки тела пострадавшего. Всегда ищите два ожога (места входа и выхода электрического тока). Наложите на обожженные участки стерильную или чистую салфетку. Не используйте с этой целью одеяло или полотенце - волокна с них могут прилипнуть к обожженной поверхности. Для улучшения работы сердца следует увеличить приток крови к нему. Для этого уложите пострадавшего так, чтобы его грудь находилась несколько ниже ног.

Всех пострадавших от удара током следует как можно быстрее госпитализировать.

Предупреждающие знаки по электробезопасности

Для предотвращения случайного проникновения в электроустановки, и тем самым предотвращения поражения электрическим током людей, существуют специальные предупреждающие знаки и плакаты. Они вывешиваются или наносятся на опоры воздушных линий электропередачи любого напряжения, двери различных электрощитов, в которых находится электрооборудование, на ограждениях и заборах, огораживающих электроустановки. Наличие таких знаков подразумевает запрет проникновения со стороны населения в электроустановки или подъем на опору линий электропередачи.

Знаки предупреждают человека об опасности поражения электрическим током. Пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их - недопустимо!

Уважаемые ребята!

Не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости вблизи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым или позвонить по телефону 112 .

Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление!

Будьте осторожны ребята! Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей!

Тест на знание ключевых правил электробезопасности

    Где человек встречается с электричеством?

    Какие основные причины поражения человека электрическим током?

    Почему опасно пользоваться электроприборами без разрешения взрослых?

    Можно ли пользоваться телевизором, чайником, пылесосом, если они неисправны?

    Что нужно сделать, если искрят контакты в розетке и пахнет горелым?

    Почему нельзя трогать оголенные концы провода?

    Как нужно себя вести на улице, чтобы не получить удар электрическим током?

    На что нужно обратить тебе внимание, выбирая место для игр? А для рыбалки?

    Что необходимо делать, если ты увидел на улице оборванный провод?

    Как правильно оказать первую помощь пострадавшему от действия электрического тока?

    Что означают предупреждающие знаки?