"Добро и зло" план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Классный час «Добро и зло Понятия о добре и зле детям


«Добро - это хорошее дело. Зло - плохой человек». (8 лет)

«Добро - это когда человек добрый и помогает. Зло - когда человек злой, он бьет и обижает». (8 лет)

«Добро - это когда дети дружат и играют. Зло - драка». (8 лет)

«Добро - это радость, счастье, исполнение мечты, нет ссор и ругани, и никто никого не убивает. Зло - это много ругани, обид, споров, все идет не так». (9 лет)

«Добро - это добро. А зло - это что-то противное и, короче, зло». (11 лет)

«Добро - это когда люди бескорыстно помогают друг другу; когда улыбаются и радуются; когда мама тебя любит. Зло - это когда люди издеваются друг над другом». (12 лет)

«Добро - это счастье за счастье других. Зло - это эгоизм и ненависть». (12 лет)


«Зло, мне кажется, плохое отношение человека к окружающим. Бог сотворил мир прекрасным, добрым. Зло - то, что идет против Божиего творения. Грех - это зло. Ненависть, хитрость, коварство и т.д. - проявления зла. Зло - это что-то противное, гадкое, страшное. Я думаю, зло и красота никогда не совместимы». (13 лет)

«Я думаю, что добро - это очень широкое слово. Мне тяжело объяснить значение этого слова, наверное, потому, что в детстве я мало его получала. Добро - это хорошее отношение к окружающим, любовь к ближним. Семья - это добро. Если есть у тебя хорошие друзья - это добро. Добро - это когда даешь руку помощи, утешишь, поможешь. Если у человека радость - то это добро. Общение с дорогими тебе и любимыми людьми. Зло - это когда человеку причиняешь боль. Если тебе обидно и грустно ужасно - это тоже зло. Меня часто обижают и очень сильно оскорбляют. Я думаю, что это - большое зло». (14 лет)

«Добро. Честно, я даже не знаю, что это. Ну, наверно, это умение помогать людям, но молчать об этом, а именно быть поскромнее, лишний раз отдать последнее своему другу (подруге). Зло. Со злом встречаюсь чаще в нашем мире. Больше всего меня бесит эгоизм, сплетни, “крысятничество”, предательство, трусость. Зло - это когда человек ради выгоды для себя способен на что угодно, любую низость». (15 лет)

«Для меня добро - это любовь и милосердие. Добром я считаю настоящую дружбу. Преданность и верность друг другу супругов - это тоже добро. Добро - это когда внезапно получаем помощь от незнакомых людей. Внутренняя сила и легкость человека, легкость души - это тоже добро. Уважение старших - тоже добро. Умение слушать… тоже добро. Добро - это то, что дает человеку возможность развиваться, совершенствоваться, дает ему какой-либо (положительный) стимул жить. Нежность матери к ребенку - это тоже добро. Надеяться и верить - тоже добро. Зло для меня - это предательство, неверие, жестокость, мстительность. Недружелюбность (предвзятость) человека по отношению ко всему - другим людям, к миру и т.п. Мне часто не нравится, как люди, например в общественном транспорте, высказывают друг другу гадости. Это как бы мельком проявления зла. Зло - это предательство, лицемерие, проявление грубости. Зло - это измена. Расизм, фашизм - тоже зло. Нельзя ненавидеть человека только за национальность или вероисповедание». (15 лет)

«Для меня зло - это то, что меня окружает. В людях много зла. Люди могут предать! Это касается каждого. Людей идеальных нет, любой человек может сделать что-нибудь плохое. Зло - когда мстишь, лицемеришь, делаешь пакости. Каждому человеку присущи эти качества. Он может делать зло, даже не задумываясь об этом. Но людям присуще и добро. С одними людьми человек хороший и добрый, а с другими - жестокий и злой: у каждого свой выбор любить и ненавидеть. Добрые люди всегда для меня - это кто отзывается с тобой по-хорошему, любит тебя и гордится тобой». (15 лет)

«Для меня нет точного разделения добра и зла. Человек сам выбирает, как он считает, “добро”, но потом его выбор выливается “злом”. От этого человек считает себя несчастным. Добро - это когда человек может радоваться за других. Зло - это истребление морских черепашат. Человек сам уничтожает, что создал. Час пик - зло. Деньги - зло. Деньги - добро». (15 лет)

«Добро: правда, совесть, вера, любовь, эмоции, чувства, добродетель, общение, понимание, умение любить, жизнь, сочувствие, ценности и интересы (например, для меня музыка, концерты, Интернет, общение, любовь, увлечение, книги, искусство), грусть, значки, арафатка, дружба, независимость от общества.

Зло: ложь, агрессия, тирания, диктат (диктатура), фашизм, наркотики, система управления, школа, учеба, кража, убийство, загрузка мозгов и истребление души, дурное влияние, дурь, зависть, сочувствие, тьма, метро, водка, общество, алчность, одиночество, не знаю, не разобрался». (16 лет)

«Добро - любить других, уметь прощать, желание понять других, помочь в трудную минуту. Зло - не любить, причинять людям вред, быть жестоким, эгоистичным, стервозным». (17 лет)

«Добро - это смех, радость, надежда, когда один человек помогает другому, это что-то положительное, это рождение… Зло - это смерть, убийство, ненависть, презрение, издевка, оскорбление, подозрение, что-то отрицательное…» (17 лет)

«Добро - не обижать людей, уважать всех людей, любить людей, детей, безграничная отдача людям, жизнь ради других людей. Зло - обижать людей, не уважать людей, не любить людей, жестокость, несправедливость». (17 лет)

Епанова Любовь
Конспект классного часа в 1 классе «Добро и зло»

Классный час в 1 «а» классе на тему «Добро и зло »

Цель : формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу .

Задачи :

Дать определение добра и зла ; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека ;

Учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно , повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

Приобрести опыт коммуникативной деятельности.

Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе

Основные термины и понятия : добро и зло как основные этические понятия.

Обеспечение : компьютер, словарь, мультимедийный проектор, лучи солнышка, пословицы и поговорки, напечатанные правила доброты .

Ход занятия

1. Организация деятельности учащихся.

Учитель :

- Добрый день и добрый час !

Как я рада видеть Вас!

Не придётся нам писать,

Мы сегодня на уроке

Будем с Вами рассуждать.

Человеческая доброта удивительна ,

А улыбка от души восхитительна!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

2. Вступительная беседа.

Ребята, посмотрите на экран. (2 слайд)

Что объединяет картинки? (предположения детей)

Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)

Я вам дам ещё одну подсказку. (3 слайд)

Посмотрите на экран. Знакомые герои? Какая общая тема объединяет картинки из сказок? (ответы детей)

Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа «Добро и зло » (слайд 4)

2. Сообщение темы.

Учитель : Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней .

Ребята, сегодня будем говорить об основных понятиях – добро и зло .

Вы узнаете :- Что такое добро и что такое зло .

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла .

3. Актуализация знаний.

Ребята, добро бывает разное . Какое? (рассуждение детей) .

Посмотрим на слайд. (слайд 5) Добро – это (счастье, семья, жизнь, добро , мама, ласка, забота, любовь, красота, радость.

А что значит быть добрым человеком ? (ответы детей) (слайд 6)

Добрый человек совершает хорошие поступки;

Старается всем помочь;

Заботится о других;

Приносит пользу окружающим и самому себе;

Уважает старших;

Защищает младших.

Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро , которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать,но его должен иметь каждый человек : и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце , добрую душу , добрые слова , чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Я принесла с собой словарь русского языка С. И. Ожегова. Давайте найдем точное понятие слову добро (слайд 7)

Но есть и противоположное действие слову добро- (это зло.)

Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей)

Уточним в словаре, не ошиблись ли вы в своих ответах. (слайд 8)

Быть легче добрым или злым ?

Как вы думаете? Почему? (ответы детей)

4. Знакомство с рисунками детей.

В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру , Правде, Красоте.

А чего больше в жизни : добра или зла ? Давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали. Расскажите, что у вас там нарисовано.

(Рассказы детей)

Ребята, на каждом вашем рисунке нарисовано добро , а почему вы не нарисовали рисунки со злом? (потому что рисовать добро легче )

А какой предмет часто присутствовал почти на всех рисунках? (солнце)

А как вы думаете почему?

Вывод : солнце – это символ света, чистоты, мира, добра )

А теперь посмотрим на слайды и скажем,что нарисовано на этих рисунках : добро или зло . (слайды 9-17)

5. Изготовление солнышка.

Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно . Давайте представим, что мы с вами лучи солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе. (слайд 18)

Сейчас в группах вы изготовите солнышко. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.

(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро , радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида, товарищество, ненависть, красота, драка, любовь)

Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?

6.Игровой момент : соберите пословицу.

Существует множество пословиц и поговорок о добре . Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицы и попытаться объяснить её значение. (соедините эти пословицы на листах, которые лежат перед вами)

Добро помни , а пожнёшь

Что посеешь, то и зло забывай

За добро добра не делает никому

Худо тому, кто добром плати

Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт .

Добро худо переможет

А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)

Жизнь дана на добрые дела .

Не одежда красит человека, а его добрые дела .

Вывод делает учитель :Пословицы нас учат :

Хвалить за хорошие поступки и не всегда замечать недостатки людей;

Шутить по -доброму ;

Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни.

Молодцы! Хорошо поработали с пословицами.

Большинство людей считают себя добрыми . Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Давайте и мы попробуем сделать доброе дело .

7. Поиграем в игру «Сделай доброе дело » (посоветуйтесь в группах)

Как бы вы могли помочь?

Бездомным собакам и кошкам;

Пожелтевшим от жары цветам;

Своей бабушке, которая несёт сумки;

Пожилым, больным людям в общественном транспорте;

Уставшей маме.

8. «Волшебные слова» (2мин.)

Доброта , милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим , чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта .

Предлагаю вспомнить вежливые слова.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день )

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.

9. Притча о добре и зле . (4мин.)

Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 19)

Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)

Просмотр притчи «Два волка"

А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется «Два волка» . А что же такое притча? Притча – это рассказ с нравоучением.

(при просмотре притчи учитель читает текст сам или хорошо читающий учащийся (слайд 20, видео)

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину :

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.Один волк представляет зло : зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро : мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность .

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался,а потом спросил :

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил :

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Скажите, о каких двух волках говорил старик?

Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

Как вы понимаете последнюю фразу?

– Надо ли учиться доброте ?

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло , и мы в этом убедились на примере притчи. Да, непросто быть добрым человеком . Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки .

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла . В сказках встречаются добрые и злые герои . Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый , а какой злой. Я предлагаю вам игру «Сказка»

10. Игра «Сказка» . (слайды 21-23)

Я буду называть и показывать сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой . Если добрый , вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Мальвина.)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (слайд 24)

Пусть в вашей жизни всегда будет как в сказке.

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых , справедливых, честных людей.

Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора. Помогает человеку совершать добрые дела дружба , уважение, вежливость, доброта , понимание, улыбка.

11.Игра с мячом : круговая беседа.

Я чувствую себя счастливым, когда ….

(хорошо всем, все улыбаются и т. д.)

12. «Правила доброты »

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты . Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро » . (слайд 25) (на доске появляются отпечатанные правила)

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить.

Давайте ещё раз зачитаем наши правила.

13. Звучит песня "Дорогою добра ”

(слайд 26)

Хочешь чтоб тебя любили

Делай людям ты добро

Очень скоро убедишься

Поступаешь ты умно.

Человек, в душе которого доброта , приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила. И закончить классный час я хочу словами известного сказочного героя :

(слайд 27) «Ребята, давайте будем добрыми »

Нередко мы употребляем в повседневной речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не задумываясь над их смыслом. Данные понятия представляют собой наиболее обобщенные формы морально-этической оценки, которые служат для разграничения нравственного и безнравственного.

Общие определения

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

В обобщенной форме оно отсылает ко всему безнравственному, которое противоречит требованиям общественной морали и заслуживает всяческого порицания и осуждения. С другой стороны, с категорией добра неразрывно связано понятие добродетели - положительного свойства личности, указывающего на ее высокую моральную ценность. Противостоит добродетели порок.

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления - то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

  • Добро как качество определенного поступка.
  • Как совокупность моральных норм позитивного характера.
  • Как нравственная цель деятельности.
  • Как моральное качество личности.

Проблема добра и зла: диалектика понятий

В философии считается, что категории хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, равно как и абсолютного худа. В каждом злом деянии есть хотя бы крохотная частица добра, а в каждом добром содержатся элементы зла. Помимо этого, благо и худо могут меняться местами. Например, в Спарте новорожденных детей, имеющих физические изъяны, сбрасывали в пропасть. А в Японии когда-то старых и беспомощных людей переносили живыми в так называемую «долину смерти». То, что в настоящее время называется варварством, когда-то считалось благим деянием.

Даже в наше время один и тот же поступок может быть расценен как дурной и хороший одновременно. Это напрямую зависит от контекста ситуации. Например, если в перестрелке сотрудник полиции лишает жизни серийного убийцу, то в данном случае убийство правонарушителя будет расценено как благо.

Чем является зло

Зло представляет собой этическую категорию, противоположную добру. Оно обобщает в себе разнообразные представления о безнравственных деяниях, а также о качествах личности, наносящих вред другим людям. Данные действия и качества заслуживают морального порицания. Зло - это все то, что противостоит благу общества и отдельно взятого человека: болезни, расизм, бюрократия, различные преступления, шовинизм, алкоголизм, наркомания.

Хорошее и плохое в Каббале

Сторонники древнего иудаистского учения под названием Каббала полагают: сколько в мире хорошего, ровно столько же присутствует и зла. Ценить человек должен и первое, и второе, принимая с благодарностью любые подарки судьбы.

Как правило, человек пытается избегать зла и стремится к добру. Однако каббалисты полагают, что это не совсем правильный подход. Добро и зло должны цениться одинаково, ведь последнее представляет собой необходимый элемент реальности, уравновешивающий жизнь.

Человек должен благодарить за зло точно так же, как и за добро. Ведь оба эти явления существуют ради одной цели - подтолкнуть людей к более высокой ступени развития. Зло существует только ради того, чтобы божье создание могло существовать. Если бы существовало одно лишь добро, его невозможно было бы рассмотреть. Ведь добро - это явление Творца. И чтобы его ощущать, человек должен изначально иметь в себе противоположную природу.

Религиозные представления

Религия, в частности православие, утверждает: добро и зло являются определяющими силами в жизни человека. С этим сложно не согласиться. Каждый человек говорит о себе, что он стремится к добру. Если человек не определился в том, что является для него хорошим, а что плохим, что черно, а что бело, то он ступает на зыбкую почву. Такая неопределенность лишает его каких-либо нравственных ориентиров.

Отцами церкви добро и зло не признаются как два равнозначных начала. Подобный дуализм возник в еретических учениях гностиков и манихеев. Творческая сила принадлежит одному лишь добру. Зло же - это испорченность, полное отсутствие бытия. Оно не имеет самостоятельного значения и существует только лишь за счет добра, искажая его истинную природу.

Представления философов о природе человека

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек - добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие - злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

На что опирается правоведение?

В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными - не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае - по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.

Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, - это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, - результат его добросовестности.

Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.

Какого сорта люди преобладают в мире

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, каких людей больше - добрых или злых. Ведь определенно хороших и плохих не бывает. Каждая личность содержит в себе и то, и другое. Но иногда случается так, что человек совершает больше ошибок, нежели правильных действий. И тогда о нем могут сказать, что он зол, хотя это и не будет характеризовать его природу в полной мере. Ошибки - это неотъемлемое свойство человека разумного. Избежать их нельзя.

Добро и зло в мире нередко бывает сложно распознать. Доброта может скрываться от посторонних людей. Например, хороший человек совершает благие поступки, руководствуясь библейским принципом: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С другой стороны, зло всегда лучше организовано. Есть всевозможные преступные группировки и банды, которыми правят деньги и разбой. Чтобы их «планы» исполнялись, бандитам приходится быть лучше организованными. Так как это заметно, создается впечатление, что в мире больше злых людей.

Противостояние блага и худа: что побеждает?

Нередко люди задаются вопросом о том, почему добро побеждает зло. Действительно, во многих сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В жизни человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость побеждают по той причине, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. Иными словами, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, нужно прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.

Оксана Зайферт
Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое добро и зло»

Цель : сформировать у детей представления о понятиях «добро » и «зло» , о хороших, добрых поступках .

Задачи :

1. Познакомить детей с понятиями «добро » и «зло»

2. Развивать умение отличать плохое от хорошего.

3. Воспитывать стремление совершать добрые дела .

4.Поразмышлять о важнейших нравственных ценностях : добре , дружбе, любви, сложности нравственного выбора.

5. Побудить к целенаправленному воспитанию в себе доброты .

6. Закреплять навыки чтения.

Предварительная работа : чтение стихотворений, художественных произведений (В. Маяковский «Что такое хорошо , и что такое плохо » и др., пословиц, высказываний о добре и зле . Рассматривание иллюстраций о хорошем и плохом поведении людей. Изготовление деталей аппликации для картины.

Материал : плакаты с пословицами и высказываниями «Доброе слово человеку , что дождь в засуху» , «Не одежда красит человека, а его добрые дела » , «Спешите делать добро » .Таблички с надписями : зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, солнце, мама, улыбка, дружба, воспитатель, радость, дети, честность, преданность, смелость, любовь, песня. Чистый лист бумаги (ватман, детали аппликации,вырезанные из цветной бумаги : дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. Клей – карандаш на каждого ребенка, игрушечные весы. ПК, проектор,фонограммы песен : «Если добрый ты » , «Барбарики» , «Космос»

Воспитатель : Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие – мы поговорим о доброте . Что такое добро ? Как вы думаете? (ответы детей) Это все хорошее, доброе , красивое.Например : солнце, улыбка, мама, цветы, воспитатель, (дети продолжают) . А еще есть зло, как вы думаете, что это такое ? (ответы детей) . Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда, несчастье (дети продолжают) .

Воспитатель : Мы живем с вами на планете Земля. И если существуют на нашей планете добро и зло , значит, люди могут творить добрые и злые дела . Вспомните, когда вы встречали в вашей жизни добро , а когда зло? (ответы детей) . Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы с вами отправились на ракете в космическое пространство и наш путь лежит на планету «Добро » . Итак, давайте закроем глаза, руки опустим вниз, расслабимся (дети выполняют, звучит спокойная музыка) . А теперь откроем глаза. Мы приземлились на планету добра . Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем? (ответы детей) .

Просмотр презентации «Добро и зло »

Воспитатель : а теперь мы с вами вернемся на родную планету, чтобы делать только добрые дела . Давайте снова закроем глаза, опустим наши руки вниз, расслабимся (звучит музыка) . Итак, мы вернулись назад. Ребята, послушайте стихотворение о добрых людях .

Кто любит собак или прочих животных,

Веселых котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла,

Тот людям вовеки не сделает зла.

(Р. Сеф)

Воспитатель : Итак, какого же человека можно назвать добрым ? (ответы детей) . Подведем итог, добрый человек – это тот , кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Вспомните, часто ли употребляете добрые слова , их еще называют «волшебными словами» (ответы детей) .А теперь послушайте пословицу : Доброе слово человеку , что дождь в засуху. Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей) . Но не только слова, но и дела должны быть добрыми .Как гласит пословица : Не одежда красит человека, а его добрые дела . А еще вам необходимо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать на улице, в транспорте, в природе (ответы детей) . Как вы думаете, трудно ли быть добрым ? (ответы детей) . Что для этого нужно иметь? (добрую душу , доброе сердце ) .

Физкульминутка. (группа «Барбарики» - «Что такое доброта » ) дети танцуют танец.

Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение А. Барто «Вовка – добра душа » .

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна :

С добрым утром ! С добрым утром !

Я спросила : - Это мне?

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то :

С добрым утром ! С добрым утром !

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем :

Это Вовка - есть такой !

Воспитатель : Пусть ваша душа будет такой же доброй , как у героя этого стихотворения. Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои . Сейчас мы поиграем в игру. Я буду показывать картинку сказочного героя, если он добрый - вы хлопаете в ладоши, если злой – вы приседаете и закрываете лицо руками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Мальвина) А на какого героя вы хотели бы быть похожи? (ответы детей) Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце – это доброта . Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. Как вы думаете, чего на свете больше, добра или зла ? (ответы детей) . Может быть нам помогут это узнать старинные весы? (Воспитатель показывает чашечные весы) . На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями : горе, война, беда, грубость, и т. д., а на другую – «добро » (солнце, весна, мама, честность, верность, улыбка и т. д.) . Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром . (дети подходят к весам по одному, читают свои таблички с надписями, объясняют значение слова и кладут на чашу свою табличку. Вскоре чаша весов «добра » перевешивают чашу «зла» )

Воспитатель : Вот видите, ребята, как можно победить зло.Так и в жизни : капельки добра , сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки – в море добра . Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след .Один мудрец заметил : Человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело ? (ответы детей)

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные детали аппликации : дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. (звучит музыка «Песня кота Леопольда)») Получается красивая картина.

Воспитатель : Ребята, как мы назовем нашу картину? ответы детей (Как прекрасен этот мир, Доброта , Мир)

Воспитатель : какое чувство вы испытали, делая доброе дело ? (ответы детей) . Делать добро очень приятно и радостно! Вы еще дети, но впереди вас ждет еще много добрых дел ! Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй !

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • Электронная почта
Подробности Категория: Советы родителям

добро и зло для детей

Однажды дочь спросила меня о добре.

Я крепко обнял её и начал повествование.

Жизнь – это постоянная борьба добра со злом. Часто кажется, что зло невозможно победить, оно постоянно выигрывает. Ты видишь, что подлый и лживый человек, обманщик, нечестным путём достигнувший высот, пребывает в почёте, а честный, с открытым сердцем и чистой душой – живёт в нищете. На одно доброе дело приходится тысяча злых. Поэтому добру так тяжело пробиться в жизни.

Но не стоит отчаиваться. Доброе дело имеет большую ценность, оно долговечно. Это семя, которое способно дать новые ростки, подарить новую жизнь, сделать человека счастливым. Злые поступки быстротечны и пусты, и приносят лишь временную радость тому, кто их совершает, а после обязательно оборачиваются страданием.

Например, человек, жаждущий богатства, добился его нечестным путём. Итог жизненного пути такого богача завершает расплата за содеянное. Во многих случаях нечестные люди несчастны, у них нет семей, преданных друзей, любящих родственников. Они доживают свой век в полном одиночестве, злые, отчаявшиеся. Это – расплата за «счастливые» годы, прожитые в удовольствиях от траты "шальных" денег.

Добрый же человек зарабатывает деньги честным трудом. В течение жизни он обзаводится семьёй, друзьями и близкими знакомыми, которые ценят его за то, что он есть, любят его. У доброго человека "золотые" руки, способные создавать. Своими деяниями он радует окружающих, приносит пользу миру.

Сейчас борьба добра со злом обострилась. Хороших людей становится всё меньше, а зло чаще побеждает. Победа тёмных сил видна повсюду: распадаются браки, нечестные занимают руководящие посты, безграмотность правит миром. Люди стали меньше читать, развивать себя, работать над собой, а больше желать денег и славы, стали жить только для себя. Это очень плохо. Но не нужно опускать руки и становится такой, как все, нужно стремиться стать лучше.

Пусть путь будет тернистым. Пусть твои друзья, выбравшие недобрый путь, процветают и живут жизнью, полной безмерных удовольствий. Не стоит завидовать им и роптать на судьбу. Не нужно ломаться, поддаваться нелепым желаниям. Помни, невзгоды пройдут, а терпение и труд принесут тебе и окружающим больше пользы, чем минутная нажива. А главное – ты будешь счастлива, живя в гармонии с собой.