СВЕТЛАНА
Конспект НОД в подготовительной группе по финансовой грамотности «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №1 «Теремок»»
Конспект НОД в подготовительной группе
по финансовой грамотности
Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Составила: воспитатель высшей квалификационной категории
Рейн Светлана Ивановна
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательная: познакомить с деньгами.
Развивающая: расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы)
уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации); формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.
Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотр мультфильма, презентация.
Оборудование:
Кошелек с набором разных монет и банкнот;
Изображение пластиковой карты;
Бумага и цветные карандаши;
Ноутбук, проектор.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.
Организация детской деятельности.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, наш кот Белобок нашёл интересный предмет и принёс его нам.
Воспитатель демонстрирует кошелек.
Воспитатель: Что это такое?
Воспитатель: Для чего же нужна эта кошелек?
Воспитатель: Правильно, чтобы складывать деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям деньги?
2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Отвечают дети.
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
Воспитатель: Если мы едим на автобусе, мы платим?
Воспитатель: Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.
3. Беседа о деньгах (просмотр презентации)
Воспитатель: А, что лежит в кошельке?
Дети: деньги, деньги.
Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И правда денежки.
Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.
Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.
Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?
Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?
Воспитатель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь?
Давайте отправимся в прошлое денег и узнаем откуда появились деньги. На чем можно попасть в прошлое.
Дети: самолет, ракета, машина времени.
Воспитатель: Правильно на машине времени. Я открою вам секрет, машина времени перед вами. Дети заходите в машину времени (звучит музыка). Вот вам палочка «перемещалочка» передавайте ее друг другу. Вот мы и оказались в прошлом.
Воспитатель: Прошлое денег началось с древнего мира. (презентация 2слайд).
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу (презентация 3слайд).
Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных. Зёрна, соль, орехи, ракушки (презентация 4 и 5слайд).
Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки (презентация 6 слайд).
Затем появились деньги похожие на современные (презентация 7,8 слайд).
После металлических появились бумажные деньги (презентация 9 слайд).
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в кошельке оказалась ракушка?
Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.
4. Просмотр мультфильма
Воспитатель: Совершенно верно. А теперь на нашей машине времени отправляемся в гости к тетушке Сове. (Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» «Что такое деньги 1 серия»)
5. Рассматривание денег
Воспитатель: Заходим в машину времени и отправляемся в настоящее. Вот мы в настоящем. Присаживаемся за столики. Для вас на столиках лежат кошельки, давай-те посмотрим что в них. Что это?
Дети: монеты, банкноты.
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства).
Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).
Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
5. Игра «Дополни»
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
6. Физ. минутка
7. Изготовление денег.
Воспитатель: Ребята давайте изготовим деньги для сказочного леса, в котором живут Белобок и его друзья. Вам нужно будет раскрасить банкноты и придумать номинал (стоимость) монет и банкнот, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом.
Воспитатель: Что вы придумали: монету или банкноту?
Какой она формы?
Как она называется?
Что и почему на ней изображено?
8. Заключительная часть.
О чем мы сегодня говорили?
Какие бывают деньги?
Чем отличается монета от банкноты?
Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (Наличные деньги).
А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Публикации по теме:
Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.
От первых шагов финансовой грамотности к экологическому воспитанию дошкольников 2 слайд Цель 3 слайд Задачи 4 слайд Актуальность 5 слайд Проект состоит из 3 этапов: Подготовительный этап проекта. 1. Подбор.
«Деньги». Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности детей Тема: «Деньги» Цель: формирование основ финансовой грамотности детей Задачи: Познакомить детей с назначением и использованием денег, вспомнить.
В ГБОУ школа 2057 прошел квест для дошкольников в честь ДНЯ Финансовой грамотности. Ниже представлен краткое описани как это было. Ход.
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: «Взрослые секреты о деньгах»
Цель: знакомство детей с экономическим понятием «деньги»
Задачи:
- образовательные: дать определение понятия «деньги», для чего они нужны, какого достоинства бывают деньги и какие (купюры, монеты), закрепить состав числа 7, обобщить понятия плоские и геометрические фигуры, введение нового термина «благотворительность», учить детей рассуждать и делать выводы
- коррекционные : развивать прослеживающую функцию глаза и фиксацию взора, зрительное восприятие, учить детей ориентироваться в пространстве, развивать логическое мышление, воображение
- воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность при ответах на вопросы, умения сочувствовать, помогать ближнему.
Оборудование:
Демонстрационный материал: карта, схема пути, «зашифрованные» и реалистичные животные (ёж, белка, лиса, заяц, медведь), объёмные и плоские геометрические фигуры, презентация «Что такое деньги», настоящие купюры и монеты, поднос для денег, диск с музыкой для физминутки, сундук, костюм продавца, игрушки: куклы 6 шт., машины 6 шт., мишка, мяч, кубики
Раздаточный материал: карты – схемы на каждого ребёнка, фишки
Проведение НОД:
Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие и будем искать клад. Как называют людей, которые ищут клады?
Дети: кладоискатели
Педагог: Вот и вам я предлагаю поиграть в кладоискателей. Чтобы найти клад, нам нужна карта. И она у нас есть. Наш клад находится в дремучем лесу, нам его найти помогут лесные звери и схема нашего пути. Итак, отправляемся на поиски клада.
(на доске карта – прямоугольник, разделённый на 24 клетки: 4 – по горизонтали и 6 по вертикали; на карте расположены геометрические фигуры, а под ними картинки животных; на схеме – геометрические фигуры расположены в том порядке, в котором надо идти)
Педагог: Тот, кто зарыл этот клад, спрятал зверей – помощников за геометрическими фигурами. Найдя всех лесных зверей, мы сможет отыскать клад. Посмотрите, у вас на картах есть чёрная стрелочка – это начало пути, она находится в левом нижнем углу. Поставьте фишку на эту стрелочку. Посмотрите на схему, к какой первой геометрической фигуре мы направимся.
Дети: к синему треугольнику.
Педагог: Как добраться до синего треугольника?
Дети: 2 клетки вверх
Педагог: Поставьте фишку на синий треугольник. Какие объёмные фигуры соответствуют треугольнику?
Дети: конус и пирамида
Педагог: Угадайте, что за зверёк спрятался за треугольником. (по тени)
Дети: ёжик
Дети: оранжевому кругу
Педагог: Как к нему дойти?
Дети: 3 клетки вправо.
Педагог: Поставьте фишку на оранжевый круг. Какая объёмная фигура соответствует кругу?
Дети: шар
Педагог: Что за зверёк спрятался за кругом? (заштрихованный контур)
Дети: заяц
Дети: зелёному квадрату
Педагог: Как к нему дойти?
Дети: 2 клетки вниз.
Педагог: Поставьте фишку на квадрат. Какая объёмная фигура соответствует квадрату?
Дети: куб
Педагог: Кто у нас тут спрятался? (часть изображения – хвост лисы)
Дети: лисичка
Дети: жёлтому овалу
Педагог: Как к нему дойти?
Дети: 1 клетка влево
Педагог: Поставьте фишку на овал. Какая объёмная фигура соответствует овалу?
Дети: эллипсоид
Педагог: Кто у нас здесь? (наложение контуров - медведь в листьях)
Дети: медведь
Дети: красному прямоугольнику
Педагог: Как до него дойти?
Дети: 4 клетки вверх
Педагог: Поставьте фишку на прямоугольник. Какие объёмные фигуры соответствуют прямоугольнику?
Дети: параллелепипед и цилиндр
Педагог: Кто у нас тут спрятался? (разрезное изображение)
Дети: белочка
Педагог: это она и спрятала клад. Чтобы откопать клад, нам понадобятся силы. Давайте разомнёмся.
Физкультурная пауза
Поработали мы дружно, отдохнуть теперь нам нужно.
Тихо встаньте, улыбнитесь, все в танцоров превратитесь.
Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте не стесняйтесь!
Педагог: Белочка посмотрела, какие вы молодцы, и решила сама отрыть для нас клад. Посмотрим, что же в нашем сундуке.
Дети: Деньги
Педагог: Сегодня на занятии я вам открою взрослые секреты о деньгах.
Презентация «Взрослые секреты о деньгах»
Педагог: Посмотрите, есть м еталлические деньги - монеты. Они отличаются по цвету и размеру. (показ сопровождается рассматриванием настоящих деньг) Есть копейки и рубли. Монеты номиналом 1 и 5 копеек делают из стали, покрывают тонким слоем мельхиора, поэтому они серебристые. Какие ещё монеты серебристые?
Дети: 1, 2 и 5 рублей
Педагог: А какие монеты золотистого цвета?
Дети: 10 и 50 копеек, 10 рублей
Педагог: Монеты по 10 и 50 копеек изготавливали из латуни. 10-рублевые монеты, сделаны из стали с гальваническим покрытием.
Педагог: Есть бумажные деньги. Они тоже отличаются по цвету, размеру. На них изображены исторические места различных городов России.
10 рублей . Красноярск.
(На лицевой стороне 10 рублей изображен мост через Енисей и часовня Красноярска. А на оборотной стороне открывается вид на плотину Красноярской ГЭС. На деньгах написан город - Красноярск.)
50 рублей . Санкт-Петербург
(На лицевой стороне 50 рублей изображена скульптура, на фоне Петропавловской крепости, и эта скульптура располагается на Биржевой площади города Санкт-Петербург у основания Ростральной колонны. На другой стороне денег – общий вид Ростральной колонны и здания Биржи. На деньгах написан город – Санкт-Петербург.)
100 рублей . Москва
(На лицевой стороне 100 рублей изображена квадрига Аполлона, которая украшает портик здания Государственного академического Большого театра. А на оборотной стороне 100 рублевой купюры помещено изображение общего вида здания Государственного академического Большого театра. На деньгах написан город – Москва.)
500 рублей. Архангельск
(На лицевой стороне 500 рублей изображен памятник Петру Первому, который находится в городе Архангельск. А на другой стороне показан вид Соловецкого монастыря. На деньгах написан город – Архангельск.)
1000 рублей . Ярославль
(На лицевой стороне 1000 рублей на фоне Ярославского кремля изображен памятник Ярославу Мудрому. На оборотной стороне купюры – церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле и вид на колокольню. На деньгах написан город – Ярославль.)
5000 рублей . Хабаровск
(На лицевой стороне 5000 рублей изображен памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н. М. Муравьеву-Амурскому, который в конце 19 века был установлен в Хабаровске. А на другой стороне купюры изображен мост через реку Амур в Хабаровске. На деньгах написан город – Хабаровск.)
Для удобства люди придумали электронные деньги – пластиковые карты.
Педагог: А для чего нужны деньги?
Дети: Деньги нужны, чтобы покупать что – то: одежду, продукты, электрические приборы…, расплачиваться за услуги: отдых, потребление электричества дома, воды… Деньги служат средством накопления.
Педагог: Откуда берутся деньги у ваших родителей?
Дети: Они их зарабатывают.
Педагог: Деньги могут поступать из различных источников:
- деньги, получаемые за труд, работу - заработная плата;
- доход от активов (вклад в банке, сдача квартиры …)
- доход социальный (деньги, кот. платит государство: пенсия, пособия)
Педагог: Что нельзя купить за деньги?
Дети: Нельзя купить за деньги небо, море, солнце, дружбы, счастье, семейное благополучие, здоровье, уважение людей…
Педагог: А у нас с вами самая главная задача и сохранить наше зрение, давайте проведём зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика «Будь здоров!»
Чтобы глазки зорче были, и в очках, чтоб не ходить,
Эти нужные движенья предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ножки.
Влево, вправо по быстрей.
Удивимся – что такое? И закроем их скорей.
А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов.
Открывай глаза. И снова на занятье. Будь здоров!
(Движения глазами по тексту стихотворения)
Педагог: А теперь пришла пора посчитать деньги в нашем сундуке.
Считаем монеты:
1р.+ 1р.+ 1р.+ 1р.+ 1р.+ 1р.+ 1р.+ 1р.+ 1р.+ 1р.= 10 рублей
2р. + 2р. + 2р. + 2р. + 2р. = 10 рублей
5р. + 5р. + 5р. + 5р. = 20 рублей
10р.+ 10р.+ 10р.+ 10р.+ 10р.+ 10р.+ 10р.+ 10р.+ 10р.+ 10р.= 100 рублей
Педагог: Сколько всего получилось монет?
Дети: 140 рублей
Педагог: Считаем купюры:
100р.+ 100р.+ 100р.+ 100р.+ 100р.+ 100р.+ 100р.+ 100р.+ 100р.+ 100р.= 1000р.
1000р. + 5000р. = 6000р.
Сколько всего?
Дети: 7000р.
Педагог: Какие мы с вами богатые!
Педагог: Предлагаю наши деньги потратить на благотворительность!
Что такое на благотворительность?
Дети: Оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
Педагог: Какие 2 слова спрятались в слове «благотворительность» - благо творить, то есть творить добро. О громное количество детей находится в детских домах или приют ах. У них нет родителей, их некому обнять, поцеловать, им никто не покупает личных игрушек. Невозможно равнодушно относиться к таким деткам. Давайте мы, сотворим добро, купим им игрушки.
Педагог: У нас с вами 7т. рублей. В магазине продаются куклы и машинки. Цена одной куклы 1т. рублей, цена одной машинки тоже 1т. рублей. Сколько мы можем купить кукол и машин на наши деньги?
Педагог: Давайте купим 3 куклы и 4 машинки, так как мальчиков обычно больше бывает в детских домах.
Игра «Магазин»
Покупатель: Дайте нам, пожалуйста, 3 куклы и 4 машинки.
Продавец: Вот возьмите.
Продавец: Вот возьмите. А в нашем магазине проходит акция. Решив задачи, вы сможете бесплатно получить игрушки. Будете участвовать?
Покупатель: Да
Продавец: Тогда слушайте внимательно.
- На берёзе три толстых ветки. На каждой ветке по два яблочка. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
- Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый из них? (каждый играл по 2 часа)
- Лошадь темнее коровы, корова темнее собаки.Кто темнее всех? (лошадь)
Педагог: А на оставшиеся монеты, мы приобретём шарики. Помогите нам взрослые. Шарик стоит 7 рублей, а у нас 140 рублей. Сколько мы сможем купить шариков?
Взрослые: 20 шариков
Педагог: Мы с вами совершили очень хороший поступок. Дети будут рады.
Педагог: Заканчивая, наше занятие, мне бы хотелось сказать вот о чём.
Есть много пословиц о деньгах. Вот одна из них: Время – деньги.
Потеря времени это - потеря денег. Можно было бы их заработать. Время надо беречь, расходовать его с толком, ибо оно тоже деньги. И не забывать творить добро на этой земле. Вот и время нашего занятия подошло к концу.
Что вы узнали нового? Понравилось ли вам на занятии? Почему?
На занятие не скучали, ценность денег изучали.
Знаем мы, как их копить, чтобы что-нибудь купить.
Все мы вдумчиво считали, сколько стоит, узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить, с математикой дружить.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, и время провести с пользой. Возьмите заготовки монет и попробуйте придумать свои деньги.
«Что такое деньги?»
Образовательная область - Познавательное развитие.
Подготовительная группа.
Цель: содействие финансовому просвещению дошкольников.
Задачи:
- расширить знания детей о возникновении денег
- закрепить понятие «купюра» и «монеты» и их номиналы
- развивать умение подбирать предметы для игры;
Материал и оборудование: деньги разным номиналом (монеты: 10, 50 копеечные; 1, 2, 5 и 10 рублевые; бумажные: 10, 50, 100, 200, 500, 1000 рублевые), карточки, кошельки, мультфильм, презентация «Возникновение денег» мультимедийное оборудование, коробка в виде банкомата, парикмахерская и магазин
Ход образовательной деятельности.
Звучит песня про деньги из мультфильма «Приключение Буратино»
Воспитатель : Ребята, а пока вас не было к нам в группу зашел Буратино и оставил нам большой мешок. Смотрите ребята, а здесь записка. И что же здесь написано.
Дети: Деньги для группы № 10
Воспитатель: А вы знаете, что такое деньги?
Дети: Деньги - это…
Воспитатель : Правильно.
А вы знаете как появились деньги?
Давайте посмотрим презентацию «Возникновение денег» и все с вами узнаем.
Воспитатель (после просмотра презентации):Теперь мы с вами узнали историю появления денег.
Мы совсем забыли про мешок Буратины. (Воспитатель открывает мешок, достает кошелки и деньги. Каждый ребенок берет по кошелку, в котором находятся деньги)
Воспитатель : Маша у тебя в кошелке бумажные деньги или монеты?
Маша : Монета.1 рубль.
Воспитатель : А какие деньги вы еще знаете?
Дети (открывают кошелки смотрят на свои деньги и отвечают):2, 5, 10 рублей…
Воспитатель : А у меня в кошелке есть бумажные деньги. Смотрите это 50 рубле, 100 рублей, 500 рублей. А несколько лет назад у нас в стране появилась и 200-рублевая купюра.(Дает их детям)
Воспитатель : А давайте мы с вами нарисуем свои деньги?
Дети в мастерской художника.
Дети штампами украшают бумагу, рисуют номинал своей купюры.
Воспитатель : Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем. (Физкультминутка).
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл-
Видно денег не нашёл:
Чтобы монетку нам достать-
Нужно на носочки встать.
Воспитатель : А что можно сделать деньгами?
Дети : Купить, потратить…
Воспитатель : Правильно. А что можно купить на наши деньги?
Дети : Конфеты, игрушки…
Воспитатель : Правильно. За деньги можно купить товары и услуги.
Воспитатель с детьми подходят к уголку парикмахера.
Девочка Даша – парикмахер:
Парикмахер - это чудо!
Это славная причуда.
Это стильные прически,
Лаки, краски и расчески.
Девочек и мальчиков парикмахер причесывает, вдевает заколки.
Воспитатель : За свою работу парикмахер должен получить деньги.
(Дети платят парикмахеру за услугу и вместе с воспитателем подходят к магазину).
Мальчик Саша – продавец :
Я сегодня продавец
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.
Дети покупают товары (игрушечные овощи и фрукты) и расплачиваются с продавцом.
Воспитатель : А как вы думаете, ребята, откуда у пап и у мам появляются деньги? (Дети отвечают). Правильно. За свою работу ваши родители получают заработную плату. И многие из них получают зарплату на карточке. А как же они снимают деньги со своих карт?
Дети : В банке, через банкомат.
Воспитатель вместе с детьми подходят к банкомату (коробке) и учатся пользоваться им.
Воспитатель : Мы сегодня с вами молодцы. Много поиграли и узнали. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…». Мне очень понравилось с вами играть. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Знания дались на раз!»
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Знакомство с деньгами»
Байкалова Надежда г. Красноярск МБДОУ №63
Цель: Закрепить с детьми роль денег в повседневной жизни. Обучение детей решению арифметических задач. Обучение детей сравнению чисел (с использованием монет).
Задачи: Познакомить детей с деньгами и их предназначением.
Решать и оставлять задачи с применением монет.
Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Расширить словарный запас: деньги, рубль, монета, купюра и т.д.
Виды деятельности : Коммуникативная, игровая, двигательная.
Материалы: Деньги – монеты достоинством 1,2,5рублей; купюры достоинством 10 и 50 рублей, копейки.
1 часть
Воспитатель: К нам в детский сад, сегодня пришел Буратино. Он очень расстроен. Так как потерял одну очень нужную ему вещь. А какую, сейчас узнаем. Давайте откроем тетради, поставьте точку на пересечении линий (графический диктант)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Дети: Ключ.
Воспитатель: Правильно ключ, а давайте подумаем к какой двери может подойти этот ключ. (Ответы детей) Этот ключ от двери, которая находиться в каморке у папы Карло.
Физминутка:
Мы глазами миг, миг (моргать глазами)
Мы плечами чик, чик (движение плечами вверх)
Раз туда, два сюда (руки на пояс повороты вправо, влево)
Повернись вокруг себя
Сели встали, сели встали
Руки к верху все подняли
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора.
2 часть.
Беседа с детьми:
Кто из взрослых в вашей семье работает?
Кем они работают?
Ч то взрослые получают за свой труд?
Что такое деньги?
Зачем нужны деньги?
Давайте рассмотрим монеты и бумажные купюры. Сравним их и скажем чем они похожи и чем отличаются? С одной стороны денежного знака указана его стоимость (есть цифры), а с другой стороны - герб нашей страны. Что есть на сторонах и купюр и монет (ответы детей).
Отличаются деньги материалом из которого они изготавливаются. Купюры печатаются а монеты штампуются из металла. Монеты изготавливаются из разного металла, а купюры печатаются разных цветов.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в магазин. Нам надо сделать покупки. Перед нами на витрине лежат продукты: хлеб, йогурт, огурец, капуста и т. д.
3 Часть. Составление задач.
1.Ване мама дала десять рублей и просила купить хлеб за 2 рубля и йогурт за 7 рублей. Сколько Ваня потратил денег? И сколько у него осталось? (ответы детей) Составление задач детьми самостоятельно. Ответы у доски.
2.Булочка стоит 3 рубля, а пряник 5 рублей. Сколько стоит булочка и пряник вместе?
4 часть. Игра «Отвечалка»
Как играть: Кинуть мяч и задать ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.
Примечание . Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько ушей у двух мышей?.. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба? Сколько крыльев у птиц? Сколько колес у машины?…..
Подведение итогов.
Чем мы сегодня с вами занимались? Что нового узнали? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Воспитатель Ерофеева Марина Александровна
музыкальный руководитель Камышникова Ирина Геннадьевна
МАДОУ детский сад № 39 города Тюмени
Программное содержание:
Познавательное развитие:
ü Вызвать интерес к занятию путём создания игровой ситуации.
ü Закрепить знания детей о роли денег в жизни человека, умение пользоваться монетами достоинством 1 рубль считать до 10 и больше.
ü Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
ü Формировать у детей первоначальные измерительные умения, измерять длину предмета с помощью разных условных мерок.
ü Закреплять знания детей в умение ориентироваться впоследовательности дней недели.
ü Продолжать развивать умение решать логические задачи на слух.
ü Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки "+"," -" и "=". А так же формировать умение решать простые решения с опорой на наглядность в пределах 10 при решении арифметической задачи пользоваться знаками действия "больше, " "меньше".
ü Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги и развивать логические качества и концентрацию внимания.
Социально - коммуникативное развитие:
ü Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. Проявлятьжелание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказывать правильный ответ.
Речевое развитие
ü Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
ü Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных факта и событиях.
Художественно – эстетическое развитие:
ü Поддерживать интерес к занятию путём музыкальных игр и соревновании, развивать у детей музыкальный вкус, любовь и интерес к музыке.
ü Побуждать исполнять детский фольклор, выразительно выполнять движения по тексту частушек. Чисто интонировать в пределах октавы.
ü Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, выполнять движения под музыку.
Методы и приёмы:
Сюрпризный момент: «появление денег в группе», «Скоморох встречает на ярмарке », «угощение в нутрии матрешки».
Словесный: беседа, доклад магистров математикис пояснением, вопросы, поощрение, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Игровой: игровые задания «Цифры заблудились», «Живая неделя», «Математические задачки-Отгадай-ка».Распевка «Здравствуйте», музыкальная игра «Все умеем мы считать», подвижная игра «Горшки», инсценировка купцов «У дядюшки Якова», исполнение «Частушечные бои».
Практический: составление примеровиз математических знаков и цифр на магнитном мольберте, измерениедлины предметов разной меркой, выполнение задания на планшетах «Найди брата близнеца», покупка товара на ярмарке.
Словарная работа: Побуждать интересоваться смыслом слова «Рубль, рубить, бумажная купюра, расписка».Активизация словаря: деньги, рубль, монета, купюра, чеканят, штампуют, металл.
Предварительная работа
Чтение сказки «Золотой ключик», рассматривание денежных купюр, поход в магазин игрушек, «создание мини музея, выставка разнообразных денег». Фото презентация на тему «История чеканки серебряных монет в г. Невьянске Свердловской области в Демидовском поместий в наклонной Невьянской башне.
Материал :
Головной убор для магистров, атрибуты для показа магистров по теме доклада; мешок с пшеном, топор, кувшин, овчинка, ракушки, монеты, бумажная расписка в шкатулке, бумажные купюрысоветских времён, электронные карточки. Презентация при рассказе математических магистров. Конверт с заданиями, 2 мольберта, конверты со знаками и цифрами. Мешочки, сшитые на каждого ребенка. Кожаный мешок для монет у Скомороха достоинством 1рубль в количестве 100 монет. Планшеты карандаши по количеству детей.
Ход образовательно - игровой деятельности.
(Дети входят в группу, а на полу разбросаны бумажные деньги.)
Воспитатель: Ой, а почему у нас здесь беспорядок, везде бумажки разбросаны? Возможно, этот мусор с улицы ветер принес к нам в группу. Что нам с ним делать? (ответы детей, начинают собирать) Ребята, на что похожи эти бумажные прямоугольники? (это деньги). А что такое деньги, и для чего они нужны, вы знаете? (с помощью денег можно приобрести необходимые товары и услуги). Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?
А кто знает, как произошли деньги? А хотите об этом узнать?
Дети: Хотим!
Воспитатель:
Чтобы об этом узнать, мы сегодня пригласили в гости Тюменских «Магистров математики»,которые познакомят нас с происхождением денег.
(В роли магистров участвуют дети).
1 ребенок:Магистр математики 1-ой степени. В древности люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы – топоры. Земледельцы – зерно. Скотоводы – овец, шерсть, кожу.
Обмениваться разными вещами было не очень удобно, и люди стали думать, какой предмет можно использовать для обмена. Так как скот надо было кормить, продукты могли испортиться,и это было неудобно.
2 ребенок.2-ой магистр математики : Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки животных. Самыми удобными деньгами оказались металлические монеты. Их можно было чеканить, монеты любой стоимости: из меди дешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недостаток: они очень тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: во время поездки на базар грабители сразу находили мешок с деньгами.
Пора немного отдохнуть.(Проводит ребенок)
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
3 ребенок 3-ий магистр математики : И поэтому люди придумали хранить золото в банках, а вместо монет брали с собой в дорогу бумажные расписки. Позднее появились бумажные деньги, которыми оплачивают различные товары и услуги.
На бумажных купюрахс одной стороны денежного знака стоит цифра, определяющая стоимость этой купюры, а с другой стороны изображен герб нашей страны. Деньги бывают бумажными, и металлическими. (Рассматривание бумажной купюры.)
Физкультминутка.
В понедельник я стирал,
Пол во вторник подметал,
В среду я выпекал калач,
Весь четверг искал я мяч,
Чашки в пятницу помыл,
А в субботу торт купил.
Всех друзей я воскресенье
Пригласил на день рожденье.
4 ребенок 4-ый магистр математики: Историческое понятие «рубль» возникло в 13 веке в Новгороде. Слово "рубль" имеет очень древнюю историю. Это слово произошло от слова "рубить", так как монеты в то время не чеканили. Их попросту рубили, из длинного куска металла, на маленькие кусочки, которые имели разную величину и вес.Сейчас таких рублей нет, но есть другие круглые монеты, с таким же названием.Которые сейчас рубить не нужно, их чеканят на станках, на Московском и Питерском монетном дворе. Монеты отличаются одна от другой величиной и стоимостью и в настоящее время. (Показывает монеты).
Воспитатель: Рублем называют валюту, которая используется в России и некоторых других государствах.В наше время для удобства были придуманы электронные деньги. Для того чтобы мы могли пользовать электронными деньгами, были придуманы банковские карты на которых хранятся электронные деньги. И поэтому в место наличных денег, которые мы держим в руках, чаще используембанковские карточки. (Показ).
Их основное достоинство в том, что они занимают мало места в кошельке. И с их помощью можно рассчитываться в магазинах, в маршрутках, в аптеках и других учреждениях.
Воспитатель: Ну вот, теперь вы знаем всё о деньгах, как они возниклидавайте поблагодарим наших ученых. Ребята, а у Ирины Геннадьевны сегодня в музыкальном зале проходит ярмарка. Хотите пойти на нее? Берите скорее свои мешочки и отправляемся к ней в гости на ярмарку.
Спускаемся в музыкальный зал на ярмарку.
(Несколько мальчиков провожают гостей до музыкального зала, предлагают присесть на стульчики.)
(В зале детей встречает скоморох)
Скоморох : Проходи, честной народ! Ярмарка вас в гости ждет!
Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!
Распевка «Здравствуйте»
Проводиться с ритмичными хлопками, скоморох показывает, а дети за ним повторяют.
(Скоморох приглашает детей купить товар).
Не стесняйтесь, подходите, да чего-нибудь купите!Полюбуйтесь на товары: здесь у нас есть самовары, крендельки да булочки, туески да дудочки, ложки золоченые, узоры крученые. Товару много, мне одному все не показать. Может кто-нибудь из вас мне поможет?
Дети: Да.
Скоморох: А вот и короба для вас стоят, разбирайте!(Несколько детей подходят к коробам, одевают их на себя и рассказываю о своем товаре)
"У дядюшки Якова"
Скоморох: Приходили гончары, продавали нам горшки! А как, сейчас расскажу. Вставайте в кружок, девочки шаг вперед, приседайте на корточки, вы - "горшки", а мальчики - продавцы. Я буду покупателем. (рассказывает как "покупать горшки" и правила игры)
Подвижная игра "Горшки"
Скоморох: У нас товару видимо - невидимо! Подходите, подходите! Все, что хочется, купите, если деньги у вас имеются? (Да, дети показывают деньги). Деньги-то у вас не настоящие, на них вы у меня ничего не сможете купить! (дети огорчаются) Не огорчайтесь. Вы можете заработать настоящие монеты, если выполнитемои задания. Согласны?
Дети: Согласны!
Скоморох: (Подает конверт с заданиями воспитателю)
Скоморох: А за правильно выполненное задание каждому игроку в команде я буду давать один рубль! Можете начинать.
(Воспитатель зачитывает задания для каждой команды)
Выполнение математических задании.
№1«Определи длину».
Как узнать какая длинау каната, и каким способом можно измерить длину Жорика?(Змея из поролона.)
С помощью, какой мерки можно измерить длину? Варианты детей; с помощью линейки, ниточки, палочки, ленточки, шага, с помощью прыжка, гусиного шага (ладошка), шаг великана, шаг гномика, шаг пингвина (приставным шагом), шаг попугая(2 пальчика), прыжок лягушки, прыжок кенгуру (с мячом).
№2. задание «Цифры заблудились»
Постройте цифры по порядку от 1 до 10.
Команда детей держат в руках карточки с цифрами от 1-10 в разброс.
Вторая команда выстраивает игроков с цифрами в числовой ряд по порядку.
№3. задание для обеих команд «Живая неделя» -Музыкальная игра «Все умеем мы считать»2 раза.
Скоморох: А следующее задание для обеих команд. Выполнять его будете по очереди. Под музыку вы будете подскоками двигаться по кругу и напевать: все умеем мы считать, даже можем показать, прыгай, прыгай не зевай, себе цифру выбирай! С окончанием музыки берете любую цифру, а затем выстраивайтесь по порядку в соответствии с цифрой и днями недели.
Усложнение задания: показать дни недели со вторника и т.д.Скоморох предлагает детям построиться от «вторника» по порядку, называя дни недели: цифры 2 – я вторник и т.д.
№4. Логические задачки.
Отгадай-ка
- Ø - Какая птица вылупляется из яйца, а сама яиц не кладет? (петух).
- Ø Стала курица считать, маленьких цыплят. Желтых пять и черных пять… Сколько было поскорее сосчитай у курицы маленьких цыплят.
- Ø Мама купила четыре шара красного и голубого цвета. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
- Ø Женя пойдет в театр через три дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состояться спектакль.
- Ø Внуку Шуре добрый дед дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук?
- Ø Братьев этих ровно семь, вам известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний.
№5. Составь математическое решение с помощью цифр знаков «больше », «меньше», «ровно». (Задание на мольбертах).
1.Решение с помощью знаков.Подбери математический знак к количеству предметов, которые изображены на карточках.
2.Дети составляют математическую запись с помощью цифр и знаков.
№6. «Найди брата близнеца» работа с карточками на планшетах.
Для первой команды «Найди таково же Ёжика», а для второй команды «Найди таково же Мышонка».
Скоморох: Вы, ребята, молодцы, со всеми моими математическими заданиями справились и денег, наверное на покупки у вас хватит! Настроение у всех приподнятое, но прежде чем пойти покупать товар выполните мою последнюю просьбу, устройте для меня забаву - частушечные бои. У вас две команды, посмотрим чья команда задорнее и веселее споет!
«Частушечные бои»
Скоморох: Молодцы! Вот вам еще по монете. Деньги заработали,теперь и товар можно купить.Подходите выбирайте, что по нраву покупайте!
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красивая матрешка изготовленная мастерами. Давайте купим её в группу. (Воспитатель называет ценник, считает монеты вслух, а денег не хватает, расстраивается и обращается к детям). А монет - то не хватает, что же мне делать. А так хочется купить матрешку. Дети добавляют свои монеты. Воспитатель благодарит детей, обнимает всех. Подытоживает: общими усилиями у нас с вами получилось купить матрешку. Одному тяжело, а объединившись вместе, у нас получилось решить эту проблему.
Скоморох: Есть даже такая пословица, не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: Ребята, к нашей дружной группе эта пословица подходит?
Ой, а матрешка-то тяжелая, интересно, сколько внутри маленьких матрешек находиться. Открывает матрешку, а там сладкий сюрприз. Дети угощают гостей и себя.
Скоморох: До свидания! Деньги будут, еще приходите, да товар у меня купите!
Литература
- Н.Г. Зеленова «Мы живем в России» г. Москва 2015. г
- Новикова «Математика 6-7 лет».
- О.А. Соломенникова «Радость творчества» г. Москва 2008.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?