Список слов для расширения словарного запаса. Красиво говорить: как развивать свой словарный запас. Слушай больше музыки

Приблизительно полмиллиона слов. В среднем словарный запас одного человека составляет 3000 слов, то есть выразительные возможности довольно ограниченны. Чем больше слов вы знаете, тем больше у вас средств для реализации мысли в речи, тем приятнее и легче с вами беседовать. Для пополнения словарного запаса можно применять следующие методы.

Больше общайтесь – вступайте в словообмен с разными людьми. От собеседника вы можете узнать много новых слов, особенно если он - представитель другого поколения, другой профессии или имеет увлечения, отличные от ваших. Кроме того, в разговоре вы можете услышать слова из своего пассивного словарного запаса, вспомните их и активно используйте. И не бойтесь спрашивать, незнакомое слово! Поверьте, желание человека понять другого помогает найти общий язык.

Читайте вслух. При чтении «про себя» в восприятии участвуют только зрительные анализаторы. Когда задействованы еще и слуховые, вы крепче запоминаете новые слова.

Делайте подробный по свежим следам. Пока прочитанный текст еще не угас в памяти, есть шанс произнести редкие слова, которые вы в нем встретили. Ребенка можно просить близко к тексту тему из домашнего задания. Если ему не знакомы какие-то слова, объясните их значение. Такая словарная работа пойдет на пользу вам обоим.

У каждого слова русского языка есть синонимический ряд, состоящий в среднем из 5-6 слов (синонимы – это слова близкие по значению). Возьмите любой текст, написанный вами, и попробуйте заменить слова в нем на близкие по смыслу, но так, чтобы содержание не изменилось и было понятным. Если затрудняетесь в подборе слов, обратитесь к словарю синонимов.

Заучивайте наизусть стихи. Это не только позволит проявить утонченность в подходящий момент, но и поможет овладеть многими элегантными и грациозными словами, свойственными только поэтической речи. Они не годятся для повседневности и пылятся на задворках памяти, но так вы сможете хотя бы привыкнуть к их звучанию в своей голове. Увидите, вам будет интересно.

Запишите с десяток новых слов и попробуйте составить рассказ с ними. Слова чаще всего никак не связаны между собой, и вплетать их в осмысленный текст будет увлекательно. Это поможет не только запомнить новые слова, но и ввести в активный словарный запас кое-что из пассивного.

Пополнение словарного запаса является непременным условием успешного овладения иностранным языком. Вот несколько действенных способов запоминания иностранных слов.

Карточки
Пишите слова на разноцветных карточках с двух сторон: на одной стороне – иностранное слово, а на обороте – его перевод и пример употребления (удобнее запоминать слова в контексте, то есть вместе с близлежащими словами). Неплохо использовать карточки разных цветов для сортировки по частям речи. Так как карточки не закреплены, вы не будете запоминать слова в последовательности и всегда можете перемешивать их. Они маленькие и компактные, работать с ними можно даже в дороге.

Стикеры
Расклейте стикеры с названиями на различные предметы в своей комнате или квартире. Они постоянно будут попадаться вам на глаза, скорее запомните.

Нам кажется, что ребенок осваивает язык так легко, естественно и без видимых усилий с его стороны (не то что мы, второй, например, язык – зубрим, зубрим, а результат ничтожный). Однако это не значит, что ребенок совершенно не прилагает никаких усилий, он работает всерьез: не ограничивается подражанием, а конструирует и моделирует, работает как квалифицированный лингвист, анализирует речь, которую слышит, а потом на бессознательном уровне выводит правила употребления языковых единиц.

Первое и основное условие развития речи у ребенка – он должен оказаться в языковой среде, и чем раньше это происходит, тем лучше для малыша (даже и на втором языке легче всего заговорить, если окажешься “в среде”, а еще лучше в стране, где все на нем говорят). “Лучше поздно, чем никогда” в случае развития речи “не срабатывает”, как раз наоборот, существует “критический возраст”, после которого человек никогда уже не сможет заговорить (в этом смысле Маугли был обречен на молчание).

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием как в определенный период жизни, когда у него существуют максимальные возможности усвоения чего-либо. Замечательный итальянский педагог Мария Монтессори назвала такие периоды сензитивными. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно. Знать об этих периодах взрослый должен для того, чтобы предоставить ребенку соответствующую окружающую среду для реализации его потребностей. Сензитивный период развития речи, по Монтессори, длится от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет. Пять-шесть лет и есть тот критический возраст, после которого даже попадание в языковую среду уже ничем не поможет.

Попав в языковую среду до шести лет, ребенок рано или поздно заговорит, если он здоров. Но это не значит, что не нужно ему помогать, от родителей потребуется помощь, тогда ребенок овладеет языком легко, словарь и грамматика его будут богатыми и разнообразными, так что он без труда сможет выражать свои мысли, читать книги.

Расширение словарного запаса

Любому человеку, говорящему на каком-то языке, нужен “строительный материал” – слова, из которых он и будет строить свои фразы. Чем он богаче, тем больше возможностей для комбинации, а это залог успешного общения: для каждого человека можно найти “свои слова”.
У ребенка сначала накапливается пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок знает, понимает, может различать на слух (первые 50 слов ребенок понимает примерно на пять месяцев раньше, чем сможет их произносить). Это нетрудно заметить, задавая ему вопросы, разговаривая, наблюдая за реакцией. И кроха обязательно вас удивит. Своим огромным словарным запасом (пассивным). Сначала он “сможет” найти названный вами предмет глазами, потом за ним потянутся его ручки, и, наконец, ребенок выполнит какое-то сложное действие или вашу команду. Покажет “глазки у зайчика”, постучит в дверь, или поднимет ножку, чтобы засунуть ее в ботинок. Это понимание и станет вашей первой наградой за многомесячные разговоры “как будто бы с самим собой”. Активный словарный запас – те слова, которые ребенок произносит, употребляет. Только побыв какое-то время в пассивном словаре, слово перекочевывает в активный словарь.

В ранний период формирования речи оценить точно словарный запас ребёнка очень сложно, поэтому оценки приблизительные.

В среднем к году ребенок произносит два-три слова, а в период от 18 до 24 месяцев жизни дети осваивают словарь объемом от 25 до 90 слов.

Существует минимум и максимум слов, который ребенок может освоить в определенный период.

Приведем таблицу освоения слов Е. А. Аркин:

Возраст максимум минимум
1.0-1.2 58 3
1.3-1.5 232 4
1.6-1.8 383 27
1.9-1.11 707 44
2.0-2.2 1227 55
2.3-2.6 1509 171
3.0-4.0 2346 598

Как помочь ребенку узнать новые слова, достичь максимума в расширении словарного запаса? Главное условие – общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса. Ребенок с рождения обладает “впитывающим сознанием”, он готов подражать нам во всем.

Ребенок должен с рождения (а лучше еще в утробе матери) слышать речь, разную, много, и родители должны разговаривать не только между собой, хотя бы иногда (а лучше часто) речь должна быть организована специально для малыша, так ребенок гораздо быстрее сможет постичь структуру языка, на котором говорят его родители. Когда мы говорим с кем-то, кто хорошо нас понимает, мы спешим, недоговариваем фразы, “съедаем” окончания и т. д. А теперь представьте, что перед нами иностранец, который вообще пока еще мало что понимает… И наша задача не просто добиться от него понимания, а научить отвечать, выражать свои просьбы или протест словами, быть коммуникативно активными. Мы будем говорить медленно, четко выговаривая, простыми предложениями, подкрепляя свои слова действиями и жестами.
Общение можно и нужно совмещать с любым занятиями: прогулкой, обедом, игрой, купанием, одеванием. Не упускайте момент, когда ребенок сосредотачивается на каком-то объекте, чтобы словесно его прокомментировать или хотя бы проверить наличие в лексиконе нужного слова.
Внимание: звуки вашего голоса не может заменить телевизор или радио. Найдите время, чтобы в течение дня хотя бы раз (а лучше несколько) поговорить с малышом, обращаясь только к нему. Поверьте, он оценит такой диалог. Помните, дети немых родителей начинают говорить намного позже, ведь они позднее начинают добывать речевой материал. Однако не забывайте, что малыш слышит ВСЕ, в том числе, как вы разговариваете между собой, что говорит воспитательница в детском саду, соседка и т. д., поэтому не удивляйтесь, если ребенок повторит то, что он однажды услышал. Но “закрепится” слово только в том случае, если станет “активным”, “часто слышимым” (частота повторения при этом играет важную роль). Частотные слова быстрее попадают в активный словарь.

Называйте предметы и явления действительности

Называйте все, что попадается вашему крошке на глаза, даже если вы едете в машине, можете дать ему задание называть то, что вы видите за окном, помогайте, если это трудное задание. Усложните его, если малыш подрос и прекрасно справляется: попросите называть, например все зеленые предметы. Рассказывайте ребенку о животных и природе: “кто что ест”, “где живет”, “кто его детеныш”, “как разговаривает” и т. д., называйте продукты, части тела, одежду и т. п.
Вводите новые слова. Делайте это через “трехступенчатый урок”: сначала объясните, что это такое (например, три игрушки: собака, кошка, медведь), потом спросите, где (например, где кошка, а где медведь), если ребенок ответил правильно, переходите на третью ступень: это кто?, а если нет, вернитесь на первую, снова объясните, кто есть кто.

Чем более наглядны ваши “уроки”, тем лучше. Если нет игрушек или настоящих предметов, используйте картинки, фотографии и т. п. Сравнивайте, находите сходство и отличия.
Подбирайте антонимы – слова с противоположным значением, или синонимы – слова с таким же значением. Расскажите малышу соответствующую сказку или скажите, что у вас игра “Наоборот” или “Такой же”. Можно, например, бросать мяч. Вы говорите слово, бросаете мяч, ребенок подбирает нужный ответ, возвращает мяч. Антонимы – узкий-широкий, гладкий-шершавый, легко-тяжело, холодно-жарко и т. п. Придумайте, например, как можно больше “приятных” слов для принцессы: красивая, очаровательная, милая, ненаглядная, неописанной красоты и т.д. Подбирайте сами синонимы во время игр: “собачка лает, кошка мяукает, корова мычит, баран блеет и т. д.”

Учите ребенка обобщать

В течение какого-то времени все слова используются ребенком как имена собственные, например, мячик для малыша, это именно этот конкретный маленький синенький мячик, а не мячик вообще, а киса – это только его плюшевый игрушечный котенок. При осмыслении значений слов у ребенка много трудностей: не так легко незрелому уму классифицировать предметы и явления. Мы о таких вещах просто не задумываемся, кошку с собакой не перепутаем, и наличие пяти одинаковых мячиков не поставит нас в тупик. Помогайте малышу разобраться: показывайте разные мячики или зайчиков, описывайте их свойства: “этот большой”, “этот маленький”, “этот зеленый”, сравнивайте, рассказывайте. Купите детскую энциклопедию, показывайте в ней картинки с разными породами собак и т. д. Разбирая покупки, раскладывая фрукты и овощи, называйте: “Это фрукты: яблоки, груши, апельсин, банан и т. д., а это овощи: морковь, лук, картошка и т. д.” На прогулке покажите транспорт, в зоопарке животных и пр. Обобщающее слово очень важно. Используйте карточки. Смешивайте их и просите выбрать только птиц (ягоды, мебель, одежду и т. д.)

Читайте и разыгрывайте сказки. В сказках встречаются архаизмы и историзмы: старче, светелка, столбовая дворянка, кичка, царские палаты, песнь, брег, чредой, лобызать, принцесса, маркиз, лучина и много других; слова просторечные и диалектные: простофиля, надобно, пуще, кабы, заплуталась, шныряет, зябла, пособи и т.д.

В сказках перечисляются, например, предметы обихода и кухонная утварь: сито, корыто, кадушка, ушат, скалка (“Федорино горе”), глаголы, обозначающие различные голоса животных (звукоподражательные глаголы): мяукать, хрюкать, крякать, квакать, мычать, реветь, чирикать, мурлыкать, ржать, жужжать (“Путаница”) и многое другое. Когда они стоят в “одном ряду”, ребенку легче разобраться. Есть в сказках и сравнения: “Но, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга”, “и вы будете опять, словно солнышко, сиять” (“Федорино горе”); “бьет он волка, точно сваю”, “заревел медведь белугой” (“Терем-теремок”); “нежная и ясная, как прекрасный розовый лепесток” (“Дюймовочка”) и др., есть множество фразеологизмов впредь тебе наука, говорят тебе честью (“Сказка о рыбаке и рыбке”), уму-разуму учить, припустил во все лопатки (“Теремтеремок”).

Водите ребенка в музей. Позитивные эмоции, связанные с искусством, формируют и обогащают словарный запас детей, там можно показать предметы искусства, материалы (мрамор, бронза, дерево, фарфор и т.д.), рассказать об основных видах искусства (живопись, архитектура, скульптура, графика, декоративноприкладное искусство и т.д.), костюмах, музыкальных инструментах, о Красоте (удивительная, восхитительная, обворожительная, чудесная…).

Наталья Кулакова ,
кандидат филологических наук,
психолог,
победитель Санкт-петербургского конкурса
грантов для молодых ученых и специалистов,
мама троих детей
Центр Натальи Кулаковой «Солнечный круг».: Санкт-Петербург, ст.м. «Приморская», ул. Кораблестроителей, д.16, корп.2.

Как известно, сначала было Слово. Очевидно, что с тех пор слов стало намного больше, благодаря чему мы сегодня можем читать и писать, формулировать свои мысли и добиваться максимальной точности передачи их смысла окружающим. Хотя время от времени приходится признать, что слова подводят. Часто ли вы произносите фразу «у меня просто нет слов!»? И не только потому, что эмоции действительно сильнее любых формулировок. Просто порой обычных и привычных слов действительно оказывается недостаточно. И тогда вам ничего не остается, кроме как увеличить свой словарный запас.

Или хотя бы расширить свой лексикон сообразно тем новым задачам, которые возникли перед вами и потребовали более богатого, развитого языка. Что бы это ни было – новая работа, необходимость выступить перед большой аудиторией или просто желание самосовершенствования - развивать свой словарный запас можно и нужно. Мы поделимся с вами эффективными способами улучшить словарный запас, причем без лишних слов (простите за каламбур, но для расширения словарного запаса без этого никак).

Большой словарный запас, или как пополнить набор слов
Наука о языке использует для обозначения словарного запаса красивый термин: лексикон. И это название лучше передает суть понятия, ведь лексикон – это не просто «архив», беспорядочное накопление словарных единиц, а совокупность всех слов, которыми владеет человек, пользуется социальная группа или располагает язык. Здесь сразу требуется уточнение: владеть и пользоваться – это далеко не всегда одно и то же, в том числе по отношению к словам. Поэтому лексикон, или словарный запас, характеризуется видом:

  1. Активный словарный запас – то количество слов, которым вы пользуетесь постоянно, каждый день, в общении с близкими, коллегами и всеми окружающими, а также слышите по телевизору и вокруг себя и можете в любой момент использовать, не задумываясь о них специально. Активный словарный запас находит воплощение в вашей устной речи и письме, сообщениях в социальных сетях и т.п. Главный признак активного словарного запаса – это пассивность, с которой вы его используете, то есть отсутствие необходимости прилагать усилия, чтобы подобрать какое-то слово специально или припомнить его значение.
  2. Пассивный словарный запас – это все известные вам слова, включая те, значение которых вы понимаете, встречая в устных или письменных источниках, но никогда (или крайне редко) используете в своей речи. Разумеется, пассивный словарный запас намного (даже в несколько раз) больше активного. При желании и/или необходимости вы можете напрячь память и выудить из нее слова пассивного запаса. Но в повседневной практике это неиспользуемый «архив», и в этом смысле определение «запас» подходит ему как нельзя лучше.
  3. Внешний словарный запас – это понятие используются, как правило, в психолингвистике для обозначения неизвестных конкретному человеку слов, относящихся к специфическим отраслям знаний. Эти слова не будут поняты человеком, если он услышит их или встретит в тексте. Такое себе «слепое пятно», в зоне которого находятся, как правило, узкие профессионализмы, специальные термины, неологизмы, вычурные архаизмы и т.п.
Границы между разными видами словарного запаса зыбкие, размытые и постоянно колеблющиеся в ту или иную сторону. По мере взросления и интеллектуального развития человека его лексикон увеличивается: если первоклашка в среднем использует около 2000 слов (активный словарный запас), то к выпускному классу это количество увеличивается примерно до 5000 слов, и больше ему просто не нужно для повседневной жизни. Львиная доля приходится на активный словарный запас. Обладатели диплома о высшем образовании расширяют свой словарный запас приблизительно до 10 000 слов, но среди них уже намного большая часть относится к пассивному запасу, применяемому лишь изредка, по случаю.

Словарный запас эрудированных людей может насчитывать и 30 000, и 50 000 слов. Очевидно, что лишь малая часть из них относится к активному запасу, который применяется для повседневного общения с окружающими. Остальные слова можно счесть пассивным запасом, который эрудиты задействуют лишь в общении с такими же интеллектуалами или при чтении сложной литературы. При этом их пассивный словарный запас для большинства среднестатистических людей будет внешним лексиконом, то есть попросту неизвестным.

Как расширить свой словарный запас
Сфера деятельности, круг общения и образ жизни накладывают отпечаток, но даже невзирая на них каждый желающий может увеличить свой словарный запас. Даже сейчас, дочитав статью до этих строк, вы могли пополнить свой словарный запас новыми для себя лексемами (словами). И можете продолжить расширять словарный запас, взяв на вооружение проверенные временем и рекомендованные филологами упражнения по развитию словарного запаса:

  1. Общение – устное и письменное. Словарный запас – это, по сути, инструмент, которым вы пользуетесь с определенной целью (озвучить свои соображения, желания и выводы). Любой навык усиливается от активного применения и наоборот. Значит, для развития словарного запаса нужно пользоваться им как можно больше. Общаясь, вы увеличиваете свой словарный запас за счет двух приемов. Во-первых, перенимаете новые слова от своих собеседников. Во-вторых, стараетесь подобрать слова для более точных формулировок, тем самым переводя их из своего пассивного словарного запаса в активный. Можно сказать, что словарный запас растет пропорционально кругу общения. Поэтому не ограничивайте список собеседников и старайтесь включать в него разных, непохожих друг на друга людей. Разговаривайте с попутчиками в транспорте, продавцами-консультантами, коллегами, соседями, товарищами в спортзале и на курсах вождения, переписывайтесь на форумах и страницах соцсетей.
  2. Чтение. Книга (а также газета, журнал, интернет-СМИ и даже объявление на афишной тумбе) – неиссякаемый источник информации. В зависимости от задач, выбирайте классическую художественную, научно-популярную или специальную литературу и уделяйте чтению не меньше часа ежедневно. Чтобы улучшить словарный запас быстрее и эффективнее, читайте вслух. Проговаривание слов способствует лучшему запоминанию. Еще полезнее для развития лексикона читать непосредственно словари. К вашим услугам толковый словарь, словарь синонимов, словарь редких слов, орфографический словарь и множество других, специализированных справочников.
  3. Слушание. Если нет времени читать книги или болтать без особой цели, можно увеличить словарный запас с помощью прослушивания аудиокниг и песен. В этом случае происходит восприятие текста на слух, но вы не видите слов перед собой. Для людей-«аудиалов» этот способ подходит идеально. В аудиоформате можно найти практически любую книгу, от исторических романов до сборников афоризмов. Запишите ее в плеер и слушайте по дороге на работу, в автомобильных пробках и/или перед сном.
  4. Запоминание. Чтобы не только пополнить свой словарный запас, но и привести его большую часть в активное состояние, слова нужно не только узнавать, но и запоминать. Лучший способ запомнить что-либо – это повторить лично. Пересказывайте прочитанные и/или услышанные тексты, причем как можно ближе к тексту, стараясь сохранить авторский стиль и манеру изложения. Заучивайте стихи, тексты песен и определения специальных терминов. Это один из самых эффективных методов расширить словарный запас, используемый даже в школьном обучении.
  5. Изучение иностранного языка. Словарный запас не может и не должен ограничиваться одним языком – учите иностранные. Например, русский язык состоит примерно из полумиллиона слов, английский – 250 000 слов, японский – больше 50 000 слов. Чем больше новых языков вы изучаете, тем больше связей устанавливаете между ними и тем проще вам вызвать их из памяти в нужный момент.
  6. Ведение дневника. Допустим, по какой-то объективной или субъективной причине вы не можете позволить себе языковые курсы, у вас нет времени на чтение и желания на активную переписку. Тогда пишите для себя. Это не самый быстрый и действенный, но все же работающий способ увеличить словарный запас. Расширение лексикона происходит за счет необходимости формулировать все те мысли, которые обычно остаются в форме эмоций и побуждений. Чтобы перенести их на бумагу, вам придется подыскать подходящие слова, и наверняка для этого понадобится пассивный словарный запас.
  7. Лингвистические игры. Для увеличения словарного запаса придумано множество увлекательных приемов: например, кроссворды, шарады или другие головоломки. Разгадывая их, вы даже невольно интересуетесь новыми словами и их значениями. На курсах ораторского мастерства можно получить специальные задания для развития словарного запаса или отыскать их в учебниках. Это и составление эссе из слов одной части речи (только из существительных, только из глаголов и т.п.), и попытка использовать слова, начинающиеся на одну определенную букву, и многие другие упражнения, развивающие лексикон и разминающие извилины.
Обязательным условием того, чтобы улучшить свой словарный запас, являются активные и осознанные действия в этом направлении. Ваша речь – как часть тела, которая для развития требует постоянных тренировок. Если вы будете игнорировать и пропускать незнакомые слова, то у них просто не будет шансов попасть в ваш словарный запас. Поэтому есть только один путь постоянно увеличивать запас слов: встречая незнакомое выражение или слово, обязательно выясняйте его значение. Пользуйтесь для этого словарями, интернетом и расспрашивайте других людей. И тогда репутация Эллочки-людоедки вам не грозит, чего мы искренне желаем!


Эксперт-консультант по технике речи и риторике, радиоведущая

Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов? Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.

Редакция сайта rabota.ua продолжает спецпроект «Сила голоса», который откроет вам уникальные возможности вашего голоса, поможет развить силу убеждения, научит правильно дышать и получать удовольствие во время длительных выступлений и самого процесса говорения.

Наш эксперт – , эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» , расскажет о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям.

Предыдущие выпуски спецпроекта:

Иногда мы сталкиваемся с тем, что нам не хватает слов для поддержания разговора, ведения дискуссии, переговоров или просто, чтобы объяснить свою позицию. Нам кажется, что мы не способны самостоятельно дать определения или придумать ассоциации. Но на самом деле мы можем все, при условии, что задействуем словарный запас в полном объеме.

Источники лексикона

Некоторые нейролингвисты уверены, что если запустить как фильм всю информацию, содержащуюся в мозге одного человека, то ее бы хватило на беспрерывный просмотр в течение 200 лет. Мы неосознанно запоминаем все слова, которые мы когда-либо услышали на улице, в семье, по ТВ или радио, прочитали в книгах и журналах. Многие из услышанных или прочитанных слов мы не используем в своей речи. Но иногда мозг приоткрывает дверцу, и проскакивают странные непонятно откуда взявшиеся словосочетания или фразы. Так пассивный словарный запас проявляется в определенных ситуациях, неразрывно связанных с конкретным словом, ведь мы запоминаем слова образами.

В те моменты, когда нам необходимо выглядеть образованнее, умнее, интеллигентнее, мы задаемся вопросом: «А как то, что есть у меня в пассивном лексиконе, вывести в авангард, т.е. активный лексикон?». На помощь приходят простые упражнения. C некоторыми из которых мы знакомы с детства: мы либо играли в словесные игры с друзьями, не понимая, насколько они полезны, либо нас ненавязчиво вовлекали в развивающую игру хорошие учителя и родители.

Упражнения для развития словарного запаса

1. Алфавит

Быстро называйте в алфавитном порядке слова-существительные в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5 секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б – барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …».

Проделайте то же самое, называя сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…

2. Десяточка

Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему. Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не больше 7 слов.

Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так: «Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».

3. Ассоциации

Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение, стимулирует мыслить шире.

У каждого человека существует своя ассоциация для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета. Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10 первых ассоциаций, которые придут вам в голову: «Лампочка – это свет, вечер, мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов, Ленин, эксперименты Теслы, анекдот про «сколько гуманитариев нужно, чтобы выкрутить лампочку?», напоминание о ремонте».

Еще одно упражнение. Оно «вытягивает» слова из пассивного запаса и учит шире смотреть на предметы и явления. Возьмите любой предмет, который находится у вас перед глазами, и назовите 10 его определений: «Ручка: шариковая, белая, пластмассовая, легкая, пишущая, экологичная, неудобная, памятная, подарочная, смешная».

4. Игра «Я знаю 5 имен»

Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память, расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран. Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее, называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов и пр.

5. Вспомнить все

Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик. Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.

6. Трехлитровая банка

Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет через горлышко банки, а механизатор – нет.

7. Списки

Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву. Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от того, что именно вам нужно прокачать.

Хотите расширить словарный запас? 4 совета, которые помогут повысить словарный запас и блеснуть знаниями перед друзьями.

Русский язык – пожалуй, самый выразительный язык в мире.

А количество слов нашего великого и могучего переваливает за пятьсот тысяч.

Ну Вы себе только представьте!

Из всех этих пятисот тысяч красивейших слов, способных выразить красоту души и окружающего мира вы от силы знаете тысячи 4-5, а используете и того меньше.

Хотите поспорить?

Вот вам небольшой тест.

Напишите напротив каждого следующего слова его значение (будьте честными сами с собой – на вас никто не смотрит:)):

  • суфражистка
  • жантильный
  • епитимья
  • аберрация
  • клеврет
  • колумелла
  • фраппировать

Для первого раза достаточно.

А теперь скажите, сколько слов из этого списка вы знаете?

А сколько употребляете? Ноль? Не густо!

Однако не стоит переживать!

Лучше задумайтесь о том, как увеличить словарный запас и блеснуть знаниями перед друзьями.

Великий и могучий

Друзья, хочу сказать, что вам (да и мне за компанию) несказанно повезло.

Уже с рождения вы получили самое мощное и выразительное средство в свое распоряжение – .

Более в мире нет ни одного языка, способного так эмоционально отразить бурю чувств, переживаний и негодований.

Порой для выражения чувства или эмоции нам достаточно всего одного слова, тогда как иностранцам требуются целые предложения.

Недаром величайшие поэты воспевали «великий и могучий», а многие народы до сих пор воспевают наших поэтов и писателей.

И зная, какое богатство вам досталось просто стыдно им не пользоваться и быть неграмотным лентяем!

Поэтому давайте собираться с духом и думать, как расширить словарный запас .

А я, в свою очередь, помогу вам в этом.

Как увеличить словарный запас: повышаем IQ

Естественно, все пятьсот тысяч слов вы никогда не сможете использовать, да и запомнить их будет нереально.

Однако пару лишних тысяч я вам могу гарантировать.

Но только в том случае, если вы примените полученные советы и начнете работать над своим лексиконом.

Итак, в качестве небольшого введения скажу, что словарный запас каждого человека делится на пассивный и активный:

  • пассивный – все слова, которые мы знаем, но не используем,
  • активный – все используемые нами слова в повседневном лексиконе.

И если ваш пассивный словарный запас может насчитать 4 тысячи слов, то активный вряд ли перевалит за 3 тысячи.

Поэтому сейчас ваша цель по максимуму улучшить словарный запас .

Совет 1. Занимаемся пересказом и расширяем словарный запас

Если вы в школе не любили пересказы, то зря.

Ведь это не глупые выдумки учителей, а задания, направленные на развитие лексикона ребенка.

И во взрослой жизни вам опять придется к ним вернуться.

Что от вас требуется?

Прочитайте небольшой рассказ или главу из книги, после чего сами себе вслух перескажите прочитанное.

Пересказывайте текст максимально подробно с использованием всех слов, имеющихся в тексте.

Если этих слов вы не знаете – то вам придется их заучить.

Интересные факты:

  • Существует так называемый базовый английский, состоящий из 850 слов. Считается, что этого достаточно для обычной жизни.
  • В лексиконе произведений А. С. Пушкина — более 20 000 слов.

Задумываясь, как повысить словарный запас , начинайте читать все книжки вслух.

Чтением вслух мы тоже пополняем свой лексикон.

Ведь если вы быстренько пробежали текст глазами, незнакомые вам слова могут не засесть в памяти.

А вот при чтении вслух все редкие и незнакомые слова будут лучше откладываться в памяти.

Читая постоянно вслух, позже вы можете даже не заметить, как начнете употреблять в повседневном лексиконе больше слов и выражений.

Совет 3. Используйте незнакомые слова и улучшаем словарный запас

Запомните главное правило: незнакомые слова никогда не отложатся в вашей памяти, если вы будете их просто учить.

Поэтому действуйте по-другому.

Вечером выбирайте 2-3 новых для себя слова, а на следующий день старайтесь использовать их, вставляя в предложения.

К примеру, берете первое слово «суфражистка» и используете при любом подходящем случае.

Отказалась ваша подруга проходить через открытую для нее дверь, а вы ей: «Ты что, суфражистка?» (на минуточку представила реакцию вашей подруги – смешно стало:)).

Используемые в повседневной речи незнакомые слова запоминаются в разы быстрее!

Совет 4. Учите наизусть стихи и повышайте свой словарный запас

При запоминании стихов или отрывков из любимых книг также расширяеться словарный запас.

Запоминая стихотворение и проговаривая его вслух вы, тем самым, запоминаете незнакомые слова и подсознательно начинаете использовать их в повседневной речи.

и немного пополнить свой словарный запас!

Вперед (лень в топку!)

Как видите, способы увеличения словарного запаса довольно просты.

Нужно лишь взять себя в руки и начать хотя бы с одного совета.

А завтра можете начать использовать незнакомые слова в предложениях.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту