Лит музыкальная композиция по экологии. Литературно-музыкальная композиция «Земля – наш дом. Звучит песня «Прости, Земля»

Людмила Долгова
Декада, посвященная году экологии в России. Сценарий литературно-музыкального праздника

«Декада экологии ,

«»

Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.

В. Сухомлинский

Не как обычно начались учебные занятия 1 марта, в первый день весны, в школе № 935 города Москвы : вместо привычных звонков на урок и с урока - музыка П. И. Чайковского «Времена года» , вместо привычного гомона ребят на перемене после сложного урока - пение лесных птиц. А еще на переменах работает школьный радиоузел, и по всей школе и в самых дальних ее уголках звучат стихи и отрывки из художественных произведений о природе нашей родной земли, которые читают все желающие заранее подготовленные учащиеся.

Конечно, все ждали этого дня - 1 марта - начало декады экологии , посвященной году Экологии в России , потому что работа проделана немалая : готовились к конкурсу чтецов, к конкурсу рисунков, агитплакатов и стенгазет, отбирали фотографии для фотоотчетов. Старшеклассники вели исследовательские работы и писали доклады об экологии нашего округа , учащиеся среднего и младшего звена участвовали в рейде «Помоги братьям нашим меньшим» (развешивали кормушки для птиц, убирали мусор около школы, вблизи своих домов, в нашем дендропарке).

В первый день декады была организована выставка художественных работ учащихся школы : рисунки, агитки и стенгазеты. Приятно удивило многообразие тем и художественное воображение, красочность и настроение. Были работы талантливо выполненные, а были и не очень. Но все эти работы объединяло не просто желание принять участие и показать свое мастерство, а пригласить к размышлению, призвать к действию. Особый интерес вызвал раздел выставки «Фотоотчеты «Мы и природа» : фотографии учащихся с классом, с семьей, с друзьями в лесу или на берегу реки, в походе или на прогулке; много было фотографий ребят с животными. Такой интерес навел на идею создания постоянно действующей выставки тематических фоторабот, и мы даже уже придумали тему следующей выставки «Мы и история нашей страны» , посвященной 72 годовщине Великой Отечественной войне.

Очень интересной получилась интеллектуальная командная игра-викторина «Нам разум и сила даны…» между учащимися 6-7 классов, которая проходила в третий день декады . Участникам были предложены конкурсы и задания не только на проверку экологических знаний , но и умения работать в команде. Задорно звучали девизы команд и кричалки болельщиков, с юмором и смекалкой подготовлены домашние задания. Хочется сказать большое спасибо за организацию и проведение этой игры библиотекарю городской детской библиотеки № 140 Бузовкиной Марине Валерьевне, выразить благодарность за многолетнее сотрудничество со школой, содержательные библиотечные уроки.

Эстафету у ребят 6 - 7 классов приняли старшеклассники, т. к. следующим мероприятием в плане декады была конференция «Экология природы - экология души » с участием учащихся 8 - 10 классов. Чтобы не растекаться мыслями по древу, организаторы конференции, учителя биологии и географии, определили достаточно узкую тему, касающуюся экологии нашего округа Царицыно. Тема узкая, но материала больше, чем предостаточно : бирюлевский дендропарк, заповедник «Царицыно» , яблоневый сад в Загорье, Герценовский пруд, деревья сакуры в парке Царицыно.

Не подумайте, что в стороне остались ребятишки 5-х и начальных классов. Да, для них не было конкурсов, но они принимали участие в развлекательном мероприятии - были зрителями спектакля театра-студии филиала детской библиотеки № 140. Хотя и не просто зрителями. Персонажи сказочного действа активно привлекали к участию ребят : заставляли волноваться, переживать и даже защищать героев сказки, для этого зрителям нужно было правильно ответить на вопросы викторины и отгадать загадки.

Но, пожалуй, самым ярким мероприятием в декаде был литературно-музыкальный праздник-призыв «Мы в ответе.» , в котором приняли участие школьный хор, лучшие чтецы, танцевальная группа, здесь же были подведены итоги Декады экологии .

Сценарий литературно-музыкального праздника - призыва

«Мы в ответе.»

1. Звучит стихотворение на фоне видеоряда картин природы :

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег :

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру :

«Я сберегу вас, сберегу!»

2. Ведущий. Добрый день, друзья, жители планеты Земля! 2017 год в России объявлен годом Экологии . И не только потому, что проблема экологии в нашей стране , равно как и во всем мире, наиболее актуальна. Это еще одна возможность напомнить нам, людям, что мы являемся частью природы, мы ее дети. Поэтому состояние нашей природы напрямую отражается на нас, на нашем здоровье, не только физическом, но и душевном.

3. Выступление танцевальной группы «Шарики воздушные»

4. Литературная композиция .

1 чтец «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» ,- так писал Л. Н. Толстой более двухсот лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.

2 чтец Пусть всегда светит солнце,

Зеленеют поляны,

Пусть всегда будет чистой река,

Пусть цветы расцветают,

Распускаются листья,

А по небу плывут облака.

3 чтец Этот мир был подарен

Просим всех ребят! Все вместе

4 чтец На красивой планете

Будет радостно детям

Любоваться на лес и поля.

Сбережем для себя мы,

Для друзей и для мамы

Дом, что мы называем Земля! Все вместе

5 чтец «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо» , - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, учиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других : жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса, безысходности в словах Роберта Рождественского : «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды» .

6 чтец Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

1 чтец Не думай о природе свысока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное,

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Поэтому спасем родимый край,

Спасем мы душу для этого великолепия!

Чтец 2 Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна чистая вода, птице - чистый воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

3 чтец Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

4 чтец Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

5 чтец Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Все вместе Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда и на Земле

Мы сами сохранимся!

5. Выступление хора с песней «Хоровод»

6. Ведущий. Природа дала нам жизнь, природа дает нам питание, воду. Но почему нам не вспомнить, что природа - это еще и источник вдохновения для великих и бесконечно дорогих нам русских писателей и поэтов : А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, М. Пришвина. Времена года - это отдельная история. Точно знаю, что нет в этом зале человека, который бы не любил лето! А для Пушкина любимым временем года была осень :

Осенняя пора, очей очарованье!

Прекрасна мне твоя печальная краса.

А вот Иосифа Бродского вдохновляла - зима :

Умолкло все. Зима сама

холодных губ не разжимает.

Она молчит. Внезапно, вдруг

упорства ты ее не сломишь.

Вот оттого-то каждый звук

зимою ты так жадно ловишь.

Ну и уж каждый знает строчки Ф. Тютчева : «Люблю грозу в начале мая.»

Как тут не вспомнить известные слова Б. Окуджавы : «У природы нет плохой погоды.» !

7. Ведущий. Неотъемлемую часть природы составляют животные - братья наши меньшие. Наши домашние любимцы греют нашу душу, дарят любовь, делят одиночество. Стихотворение «Собаке Качалова» С. Есенина читает участница Второго Московского конкурса «Художественное слово» уч. 11 «Б» класса Вердина Александра.

8. Чтение стихотворения «Собаке Качалова»

9. Ведущий. Но мы не должны забывать, что и природа также нуждаются и в нашей любви, и заботе. По тому, как человек относится к животным, домашним или бродячим, можно в полной мере судить о его нравственности, о его душе.

10. Выступление уч-ся 7 «Д» класса со сценкой «Про котенка»

Девочка Я нашла в саду котенка…

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал? Мама!

Мама Лучше не проси,

Где взяла, туда неси!

Девочка Летом я бы не просила,

Но сейчас темно и сыро! Мама!

Мама У меня забот без котенка-

Полон рот!

Девочка Где живут лесные звери?

В норке…в логове…в пещере…

Иль в каком-нибудь дупле,

Вместе с матерью в тепле!

А у этого зверька

Ни кормушки, ни кутка…

Мама Прекрати волынку эту!

Дед Что за шум, а драки нету?

Почему в слезах девчонка?

Девочка Я нашла в саду котенка,

Только мама…

Дед Стой, стой, стой,

Где найденыш этот? Ой!

До чего же страшный зверь!

Вот что сделаем теперь :

Ты пойди к себе, умойся

И немножко успокойся.

Да, найденному плеснуть

Молочка не позабудь…

Дед к маме Разве ты забыла?

Как у нас в семействе было :

Две собаки, два кота,

Куры, гуси. Красота!

Не могу поверить чтобы…

Мама У котов в шерсти микробы!

И собаки и коты все заразны!

Дед Это ты говоришь слова такие?

Без любви к животным

Вырастают дети злые… Дочь!

Ты отбрось сомненья прочь,

Разреши коту остаться…

Ну куда ему деваться?

Оставляем значит?

Дед Внученька, иди сюда!

Все уладилось прекрасно!

Девочка Он хорошенький ужасно :

Мама! Дедушка!

Дед Ну вот, как по маслу все идет.

Если б каждому ребенку

По щенку или котенку,

Не осталось бы зверька

Без кормушки и кутка!

11. Ведущий : Ребята, не забывайте о своих четвероногих друзьях, послушайте, какой совет дают вам ребята :

1 чтец Берегите своих кошек и собак,

Надевайте поводок, когда ходите гулять!

Не забудьте вовремя кормить и поить,

Прививки им делать и просто любить!

2 чтец Давайте любить все живое,

Ведь это чудесно, ребята!

Чтоб птицы дружили с тобой и со мною,

Чтоб хомка свой нос любопытный не прятал,

Бежал по дорожке щенок без помех,

И кошки доверчивы были,

Вместе Нам нужно всегда быть в ответе за тех,

Кого мы к себе приручили!

12. Ведущий (выходя из-за кулис) : Что для тебя планета Земля?

3 чтец (с другой стороны кулис) : Земля – это чистое синее небо…

4 чтец : Земля – это яркое солнце…

5 чтец : Зелёный лес и пение птиц

6 чтец : Земля – это хрустальная вода в реке, которую так и хочется зачерпнуть, чтобы напиться…

13. Выступление танцевального коллектива «Вальс цветов»

14. Мелодия песни переходит в тревожную музыку :

1 чтец : Но с каждым новым днём всё темнее небо – это дымят заводы,

2 чтец : Всё тусклее солнце – смок не даёт пробиться его лучам.

3 чтец : Стареют и умирают леса - заражены почвы.

4 чтец : И давно прошли времена, когда из реки можно было пить.

Вместе : Внимание люди! Опасность грозит планете! Экологическая опасность !

15. Ведущий : Все мы понимаем, как важно сохранить чистой воду, леса. И ведь не очень трудно выполнять элементарные вещи - не захламлять реки и озёра, не сливать в них грязь и нечистоты, не оставлять после себя мусор в лесу, не ломать деревья.

От нас с вами зависит, в каком мире мы будем жить : среди мусорных развалов или на зелёно – голубой счастливой планете Земля.

16. Выступление хора с песней «Солнечный круг»

Конечно, это мероприятие - только маленькая частичка большой работы школы по формированию экологической культуры учащихся , воспитанию у ребят осознания природы как высшей ценности, понимания ее красоты, развитию способностей чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее.

Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Вот почему для нас экологическое воспитание школьников является необходимой формой работы как на уроках, так и во внеурочное время.

Статью по итогам декады Экологии и сценарий литературно-музыкального праздника-призыва «Мы в ответе…»

подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 935»

Долгова Людмила Викторовна

«Мы – жители планеты земля!»

Цель: создать условия для формирования экологической культуры учащихся.

Задачи:

1. Формирование у детей экологической культуры.
2. Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы, и общества.
3. Способствовать формированию у детей убеждения о необходимости охраны природы, как в своем крае, так и на всей планете.

Ход мероприятия:

Звучит музыка гр. Земляне «Земля - наш дом». На экране появляются слайды красивой природы.

Ведущий: Природа - это дом, в котором мы живем

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить во веки.

Звучит громкая музыка. Выбегают туристы. Все вслух говорят:

Мы туристы,

Мы туристы, весело живем

Обожаем воздух чистый

И водицу пьем.

Мы туристы,

Мы туристы, мы в пути с утра

Не страшна нам непогода

Не страшна жара

1-й: Как тебе нравится эта полянка?

2-й: Подойдет! Приземляйся!

1-й: Красота!

2-й: Хорошо сидим!

1-й: Слышь, ты чё там забыл?

2-й: Память о себе оставить надо!

1-й: Ну?

2-й : Ну вот на том дубочке вырезал: здесь был Петруха. Класс!

Все хором: Класс!

Танцуют, раскидывая мусор.

3-й: Пошли на речку.

4-й: А мусор куда?

1-й: Брось возиться, оставь там, где лежит?

2-й: На славу мы поели,

И чай попить успели

Костер тушить не станем,

Давайте так оставим!

Танец девочки в красном платье, с красными косынками, имитирующими пожар в лесу.

Ведущий: Беда, беда, в лесу беда

Друзья, скорее все сюда

Огонь достал уж до небес,

Погибло все, сгорит наш лес.

Выбегает баба-яга и разгоняет «Огонь», т.е. тушит. Выходит лесовичок.

Лесовичок: Кто шумит в моем лесу

Ничего я не пойму

Всех из леса прогоню

Хорошенько проучу.

Хоть я добрый лесовик

Ворчуном быть не привык,

Все же строгость проявлю,

Я ведь так свой лес люблю.

Баба-Яга: Туристы нынче в лес пришли

И чуть наш лес не подожгли.

Раздаются выстрелы, идет браконьер.

Браконьер: О! Здесь есть чем поживиться,

Какая миленькая птица

С лисички будет воротник

В лесу шутить я не привык

Зайчатинка пойдет на суп

Из мишки будет мне тулуп.

Браконьер уходит, на ходу стреляя.

1 ведущий: Умолкло все. Пришла беда,

Застыли в ужасе леса

Земля вся скорчилась от боли

Лишь тишина, печаль и горе.

Кадры загрязненной природы, звучит музыка песня гр.Земляне «Прости, Земля»

Звучит тревожная музыка на ее фоне слова:

Ведущий: Опомнись, вздрогни человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век.

Травой душистой на лугу,

И трелью птиц веселой, звонкой

И шумным плеском родника

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав.

Появляются вновь Лесовичок и Баба-яга.

Баба-яга: Браконьеры прибежали

Зверей веревками связали

И птичек всех перестреляли

Спасай скорее лес!

Лесовичок: Кто здесь хозяйничать посмел?

Обидеть кто зверей сумел?

Сейчас злодеев проучу

Бандитов всех я закручу

Делает круговые движения руками и звучит музыка, имитирующая сильный ветер. Туристы и браконьер выбегают и кружатся по сцене. Затем они падают на колени и просят их пощадить.

Баба-яга: Да, есть еще вредители

Природы расхитители

Таких, вам, честно скажем

Как следует, накажем.

Лесовичок :

Во-первых, туристы уберут за собой весь мусор

А браконьер отпустит всех пойманных зверей и птиц.

А я сейчас проведу сеанс перевоспитания.

Лесовичок протягивает руку над головами туристов и браконьера и читает вслух следующие слова.

Я не трону муравья,

Жилье муравейника,

Не спугну я соловья

Певца чародейника.

Посажу я кустик,

Куст белой сирени,

Пусть усталый путник

Отдохнет в тени.

Не сломаю веточки

Из куста калины,

И вы будете деточки

Добрыми такими.

Туристы и браконьер хором произносят:

КЛЯНЕМСЯ БЫТЬ ДОБРЫМИ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ!

Туристы: Мы любим лес в любое время года

Мы слышим речек медленную речь

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь!

Браконьер : Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защитится

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий: Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?

Звучит песня «Ничего на свете лучше нету….»


Литературно-музыкальная композиция по экологии.
*звучит музыка* На сцену выходит путник и вертит карту в руках.Путник: Ой, куда это я попал? Может я не туда свернул? Да нет вроде… всё правильно: планета «Земля», находится по адресу «Млечный путь…*бубнит*», так, так, ага... всё верно! Только вот что стало с этой планетой? Вокруг мусор, грязь…Неужели она всегда была такой?.. И поблизости нет никого, пойду поищу!*уходит со сцены*музыка и танец
Житель1: Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те страданья, что Земле Приходится терпеть.
Житель2: Надолго хватит нам воды, Коль растворен в ней яд?
Житель3: Надолго хватит тех лесов, Где топоры стучат?
Житель4: Спасти поля, луга, леса и чистую гладь рек- Всю землю, можешь только ты, Разумный человек
Выходит путник
Путник: Вы кто? Откуда здесь взялись?
Житель1: Мы все - жители планеты Жили на планете этой.Житель4: Жили мирно, не тужили, Потому что все дружилиЖитель3: И природой дорожили.Путник: Что же стало, расскажите?
Житель2: Мы дадим тебе ответ, Всё испортил человек! Житель1: Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней!
Житель3: Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Житель4: Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Житель2: Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Житель3: Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Житель1: Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Житель4: Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!Аня и Настя поют песню «Аист на крыше»Где это было,
Когда это было,
В детстве а может во сне.
Не было места
Прекрасней и чище,
Чем на земле.Чистые реки,
Цветы и деревья,
Птицы и звери в лесу.
Люди, прошу, не сгубите случайно
Мира красу!
Всюду заводы, отходы и мусор,Небо не видно во мгле.
Люди спасите, люди спасите
Жизнь на земле!*музыка затихает**Выходит девушка с земным шаром в руках*Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала... Грудь моя покрыта
Рубцами ран-живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли...
Очнитесь люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасли!*уходит**на фоне музыка шумного города*Выходит человек, осматриваясь:Хорошо здесь стало… Машины кругом, асфальт и ни-ка-кой природы! Разве не чудо? Не то что раньше-лес повсюду, не пройти, не проехать. Да кому этот лес, собственно говоря, вообще нужен? Только место зазря занимает. А сейчас то: куда ни глянь, ни травинки, ни кустика, ни деревца какого. Красота! Недавно мы тут завод новый построили. Большой...Даже не большой – ОГРОМНЫЙ! Спросите: а отходы куда? Куда? Куда? Ясное дело – в реку! А что? Этих рек вон их сколько: одной больше, одной меньше…Что станется? А сейчас что главное? Главное сейчас - это промышленность! А о природе можно и потом позаботиться…*Выходит путник и жители*Путник: Неправильно ты думаешь, человек! О природе нужно начать заботиться уже сейчас, потому что твоего "потом" может даже и не настать. Ежегодно в Тихий океан “дети природы” вываливают миллионы тонн мусора, киты выбрасываются на берег, а айсберги почернели от грязи...
Житель3: Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
Житель2: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
Житель4: Пять миллиардов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.
Житель1: На грани превращения в пустыню двести миллионов квадратных километров, территория в два раза превышающая площадь Канады. Что дальше?
Житель4: Когда-то мы шутили: “В споре с природой человек еще не сказал своего последнего слова”. Теперь уже не до шуток.Путник: Набатным колоколом звучит слово «ЭКОЛОГИЯ» сегодня.
Человечество должно перестать умиляться и восторгаться по поводу бурного развития науки и техники. Человек: Настала пора, спросить себя, а не слишком ли дорогую цену платим мы за эти успехи, превращая мир в огромную свалку?Песня «Расскажите, птицы»
Житель1:Бернард Шоу, известный драматург, писал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

Название мероприятия:

Литературно-музыкальная композиция

« Сохраним природу Земли»

Форма проведения:

экологический праздник

Цель: обобщить, закрепить и

углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках биологии.

Участники: уч-ся 3-9 классов

Место проведения: актовый зал

Ответственный:

Цели : обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках биологии и в экологическом кружке.

Задачи : способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях; продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников; способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.

Оборудование : экран, мультимедийный проектор; презентация об охране природы , сопровождающая передачу «Очевидное и вероятное».

Библиотекарь : Здравствуйте! Приветствуем всех собравшихся в этом зале. Начинаем наш праздник, посвященный охране природы, охране родного края.

Если вас вдруг остановит пронзительная синева и сердце замрет, как бывало от удивления и восторга. Если, как осенние листья, осыпятся с души мелкие тревоги, вся суета сует и душа наполнится светом и тишиной…Если вдруг оцепенеет уже готовое прозвучать слово, и вы ощутите, что в вашу жизнь вошло обыкновенное земное чудо, и вы почувствуете, что вы часть природы…

(Под музыку) У моей России

Холмы, перелески, луга и поля -
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей -
Частица родины моей.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

I Ведущий : Сегодня самая злободневная тема – охрана природы. Проблемы экологии стали самыми грозными после ядерной войны.

II ВЕДУЩИЙ : Это не просто слова. За этими словами – горькая истина. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Вот о чём говорят факты.

I Ведущий «Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн вещества и материалов на свои нужды, а что в замен?»

II ВЕДУЩИЙ : «Растительный покров планеты уже не в состоянии переработать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива».

I Ведущий «Леса на земле исчезают с огромной скоростью: зелёное одеяние Земли ежегодно сокращается на 1%».

II ВЕДУЩИЙ : «Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных и растений. Красная Книга «разбухает» от всё новых и новых заданий, вносимых в неё под звуки траурных маршей экологической катастрофы».

I Ведущий : «Загрязняются и становятся безжизненными водоёмы , теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, воздух городов и рабочих посёлков порой далёк от санитарных норм ».

Ведущий 1 . Ежегодно на нашей планете отмечается два особых календарных праздника: День Земли и День Окружающей среды.

Из Указа Президента от 10 августа 2012 года: «В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду постановляю: провести в 2013 году в Российской Федерации Год охраны окружающей среды.

Это не очередные «красные даты», которые обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день – напоминание о проблемах охраны природы. Слайд №9.

Библиотекарь : «Вот почему говорить сегодня об экологии, это значит говорить о спасении жизни».

(На сцену выходят 2 девочки с глобусом в руках и читают стихотворение «Стон Земли».)

1.Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала. Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело

И яды травят воды чистых рек

Всё то, что я имела и имею

Своим добром считает человек.

2.Не потому ли, загораясь мщеньем

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясением,

На все обиды я ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплёскивают с лавой боль Земли.

Очнитесь, люди!

Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти

Ученик:

Мы пришли показать, как помочь в спасении природы.

Сцена 1.
Поляна в смешанном лесу.
Уж сколько раз твердили миру
Что не руби сучок, коль восседаешь ты на нем,
Царек!
Но только все не впрок,
И в разуме корысть отыщет уголок
Двум этим богачам послал бог кучу денег.
На джипах в ельник въехали они
И разговор такой вот завели…
Русский : О, русский лес, как много в нем и сказок и чудес…
Русский 2 : Да, да и прибыли. Тех самых денег, что так ласкают взгляд и слух.
Голубчик, как неприлично ты богат, как хорошо идут твои дела.
Русский : Растут счета. Из ничего! Из щепок этих, из этой древесины.
Все здесь срублю! И распилю на щепки!
Вот здесь, среди дубов, завод химический поставлю.
(Бьет себя по лицу). Повыведу проклятых мошек, всех мух и комаров,
И потекут рекой деньжата.
Мы экономией займемся, зароем трубы от завода в землю.
Спущу отходы в этот чудный пруд.
Пусть в нем лягушки сдохнут, они мешают слушать…
Звон монет
Русский : Дружище, я устал, поедем перекусим.
Сцена 2.
Автор : Три бабочки, услышав разговор,
От ужаса прийти в себя не могут
1. Бабочка
Двуногий человек ни шагу не ступил в мой лес.
Ты посмотри, какая груда дряни!
И это сделал разумный человек!
2. Бабочка : Вот если б я была царицей всей природы,
Я рвами и шипами огородила лес,
Чтоб человек не смел над лесом издеваться
3. Бабочка : Вот если б я была царицей всей природы,
Вернуть заставила людей туда, где зарождалась жизнь.
Так вспомнили они, что лес - их дом,
Он кормит, жизнь даёт планете
А, ну-ка в лес людей! Их всех в Лес-Ликбез»
Короед : О чём вы, братцы?
Вы слышали, что происходит в мире?
Я, короед и то боюсь:
Наш лес хотят срубить и нас хотят всех заморить
Бабочка: Да как они посмели!
Сцена 3 . (появляется Грибница и Водоросли)
Вы посмотрите, под мудрым дубом
Рождается семья. Наш лес хорош и чист,
Та свадьба это чистоты примета
Грибница . Подружки, я замуж выхожу, вот мой жених!
Водоросли . Красавица моя! Моя грибница,
При всех прошу руки твоей,
Стань мне женою. Как воды рекам - так ты нужна мне.
Гриб : Я сама вода, я нашему союзу рада, и буду я
Служить тебе вовек.
Дуб : И мне, твоя вода, грибница и мне нужна,
Ты наш хранитель водного ресурса,
Я ваш покорный дуб.
Я дам вам дом с зелёною листвой,
А вы мне плату - воду.
Мы рады все такому симбиозу (Семья лишайников)

1.Бабочка : Я зареву!
2.Бабочка : А я заплачу! (Машет крылышками)
3. Бабочка: Какое умиротворение! Само блаженство!
Какой тут рай!
Автор. И только вымолвить успела,
Ель со стоном заскрипела…
Застучали молотки и зазвучали пилы
Сцена 4 . (строительство хим. завода)
Год прошёл как сон дурной…
Не слышно пение птиц, природа вымирает
Грибница : Что с тобою, дуб могучий?
Дуб: Болею я. Моя листва до первого снежка
Не зазеленеет:
Дымит завод, выбрасывая яды,
Не слышно музыки лесной
Водоросли : Тяжек воздух мне земли,
Засыхают плети.
Грибница . Отравлена вода, и я больна.
Водоросли: Прощай, любимая, я засыхаю.
Дуб. Все оглохли, а может все ослепли.
Сердца вам выел короед
Не стыдно, царь природы,
Зачем законы издаёшь?
Для нас? Да мы без них, да и без вас
Прекрасно жили!
Началом всех начал мы были, есть и будем!
Ворона . Я б каркнула во всё воронье горло,
Да вот в зобу дыханье спёрло.
Ты плюнул в пруд и из него напился. Не стыдно?
Да при таких деньгах природу загубил ты
Ты сэкономил. Но на чём? Твой сын - астматик ,
А дочь твоя страдает аллергией .
Автор : Прошло ещё полгода

Сцена 5
(Бизнесмены)
1. Русский : О Русский лес, как много в нём и сказок, и чудес!
Да, я богат, ошибок совершил немало.
Оставлю я завод.
Поставлю фильтры. Очищу пруд, и в нем форель я разведу,
И дом построю здесь. Друзья пусть приезжают.
Посадим новый лес!
Прости меня, о матушка – природа,
Прости меня, мой лес!
Ты всех богатств важней!
Я буду жить с умом в содружестве, а не с корыстью!
Верну все то, что у тебя отнял!!!
Мораль всей басни такова: «Умел испортить - умей восстановить».
За все придется в жизни нам платить.
Сцена 6 .(Выходят все герои)
Все : Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю.
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.

Библиотекарь :Ребята нашей школы любят родную природу и свою Отчизну. Они весной возле школы высаживают красивые цветы, ухаживают за ними. В каждом кабинете растет много различных видов прекрасных цветов. Слайд №7.

Ведущий 2 . Осенью мы не забываем о наших маленьких друзьях птицах. Среди начальной школы проводился птичий КВН. Одно из заданий которого было сделать скворечник. Ребята с удовольствием выполнили это задание и по окончанию КВНа мы пошли вешать скворечники на территории нашей школы. Также проводятся акции «Чистые дорожки», конкурсная программа «Это пестрый, волшебный, загадочный мир». В мае учащиеся нашей школы проводят акцию «Чистый село» (фото 1), где убирают мусор, садят саженцы клена, сосны. Слайд №8.

Группа учащихся исполняет песню на мотив «Ничего на свете лучше нету…»

1. Ничего на свете лучше нету

Чем беречь, друзья свою планету

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Ведь друзья всегда, всегда в дороге.

2. Мы свое призванье не забудем

Сохраним мы воду чистой людям.

Сбережем мы воздух, лес и реки,

Библиотекарь :Мы обращаемся ко всем, кому не безразлична судьба нашего района, кто хочет, чтобы он был чистым и зеленым. Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш родной край ухоженным и красивым.

Птицам – небо, зверю – леса, рыбе – вода, а человеку – Родина. Слайд №10.

Гимн Природе . Мелодия песни «Солнечный круг»

1.Против стрельбы, против беды.

Встанем за нашу планету.

Звери навек, Счастье навек,

Так повелел человек!

Припев: Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить.

2.Природа для нас - дом наш второй,
Радость побед и открытий!
Природа для нас - праздник навек!
Чтоб вырос здоров Человек!

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»

Разработали:

Преподаватель химии Преподаватель химии

«Все меньше – окружающей природы,

все больше – окружающей среды»

Р. Рождественский

Говорить сегодня об экологии – это

значит, говорить не об изменении жизни

как прежде, а о ее спасении

В. Распутин

Цель: - подвести учащихся к размышлению о том, что отношение к природе каждого из нас является мерилом человеческой ценности;

Заставить задуматься о том, что безнравственное отношение к природе ведет не только к потере здоровья, но и к моральному разрушению человека.

Задачи: - показать общие проблемы темы: «Человек и земля, человек и природа»; звучание этой темы в жизни, в литературе, в публицистике, в музыке;

- ответить на вопрос: «Воспринимает ли человечество проблему взаимоотношений человека и природы, как главную проблему современного мира?»;

- формировать у учащихся ответственность за будущее страны по принципу: я – человек, ты – человек, мы – люди;

- осветить экологические проблемы нашего региона;

- развивать чувство патриотизма, духовность;

- воспитывать умение сострадать, быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг нас.

Оборудование, наглядность:

1. Книжная выставка «Раненая земля».

2. Стенд «Растения и животные, занесенные в Красную книгу».

3. Альбом с репродукциями картин о природе.

4. Демонстрация слайдов о загрязнении зон отдыха в нашем городе.

5. Музыкальные сюжеты из произведения «Времена года», песни о Земле.

6. Рисунки учащихся на тему: «Спасите планету Земля».

Ведущий 1: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью. В. Солоухин когда-то написал: «… имеющий в руках цветы – плохого совершить не может». Для каждого человека, природа была не только пейзажем, формирующим эстетический вкус, воспитывающим представление о прекрасном, но и с мыслями о природе связаны представления об естественности человеческого существования.

Гармония социального и природного в жизни – это гармония ума и сердца, разума и чувства.

Звучит музыка.

1 чтец: Летит – Земля

С восхода до восхода,

Из года в год

Со скоростью мгновений

Великая –

В ногах у пешехода,

И капельная точка –

Во Вселенной.

2 чтец: Единая!

С пятью материками

И с выводками разных островков

Спеленатая мягко облаками

Овеянная тысячью ветров.

Исполняется песня «Земля в иллюминаторе», группа «Земляне»

3 чтец: Я – Земля

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет

Я так устала… плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

4 чтец: Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем

Я против сил бездумных восстаю,

И, сотрясая Тверь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулкану

Выплескивают славой боль Земли …

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

Ведущий 2: Как много чарующих строк создано писателями и поэтами о природе. «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».

Чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных полей, зверей и птиц становится все меньше и меньше. Поэтому ученые, писатели, работники заповедников – все, кто постоянно связан с природой, бьют во все колокола, чтобы задумались, забеспокоились все люди на земле. «Нет человека, который бы, как остров, сам по себе; каждый человек есть часть суши, часть материка, и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа…А потому, не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звенит по тебе», - писал Дж. Джонн.

Сегодня мы понимаем, что природа не безгранична, потому что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Загрязнение окружающей природной среды самая большая катастрофа в жизни не только человека, но и всего живого. Эта трагедия порождена человеком и направлена против человека.

Ведущий 1: экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и окружающей среды. В середине 20 века в связи усиливающимся воздействием человека на природу, экология приобрела особое значение.

Ведущий 2: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

Песня на мотив песни «Мгновения»

Не думай о природе с высока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное…

1 чтец: Я люблю тебя, большое время

Но прошу – прислушайся ко мне

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота

Загнанного волка пощади

Чтобы на Земле осталось что-то

От чего щемит в моей груди.

2 чтец: Наши ученые определили, что в атмосферу уже выброшено более 200 млрд. СО2, более 700 млн. т пылевых газообразных соединений. Выбросы серы составили 231 млн. т, в результате чего пролились кислотные дожди, отравившие воду во многих водоемах . Погибли леса – «легкие планеты» а Азии, Африке, Латинской Америке, Средиземноморье.

Усиленное применение минеральных удобрений и пестицидов привело к эрозии почв. Ежегодно теряется 7 млн. га пахотных земель. Засушливые районы Земли подвержены опустошиванию. Ежегодно опустошиваются в среднем 6 млн. га обрабатываемых земель в Африке, в районе Аральского моря.

Ведущий 1: «Вот, например, земля и люди. Взаимная зависимость несомненная человек отдает земле свой труд, а он плоды. Это везде на земном шаре. Я же хочу понять свою землю не в общем плане, а конкретно, дает ли она особый характер человеку? Может быть это не заслонение ни горами, ни лесами широкое небо, светлые просторные дали, которые видит человек то колыбели до погоста, дают ему особую открытость души и щедрость натуры. Может быть, это спокойно величавые реки, принизанные солнцем леса рождают в нем особую доброту незлобивость. Может быть, мое утверждение покается спорным, но долгие годы наблюдения привели меня к выводу: человек скорее всего срывается с нравственных якорей, когда уходит с источника, питающего его.» После проблем мира и войны, проблема человека и земли, человек природа – самая важная в нашей современности.

2 чтец: Океан седой гудит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету,

Широко шагает новый век

На Земле уж белых пятен нету

Черные сотрешь ли, человек?

Ведущий 1: Каковы же проблемы экологии нашего края?

Иногда Нижневартовский район называют раненной землей? Почему? А вот ответ:

В 100 граммах грунта Обской губы – 10 граммов нефти

В самой Оби нефть превышает допустимый предел в сотни раз

Вот уже более десятка лет мертвое озеро Самотлор, ничего, кроме нефти, в нем нет.

На восстановление нормальной экологии нашего края потребуется не иене 500 лет.

Ведущий 2: Юрий Вэлла,- потомственный оленевод, охотник, замечательный писатель, коренной житель нашего края живет по законам природы. Он старается сохранить те крохи культуры, что еще остались в памяти северных народов. Юрием Вэллой создана целая серия произведений, посвященным экологическим беседам родины, поэт назвал их «лесными болями», и точнее, наверное, не сказать.

1 чтец: по Варьегану плывет нефть, нефть, нефть.

Лодку, сети и весло пропитала нефть.

Щуку вспорешь,

Нож в нефти.

За водой для чайника некуда идти.

От соседей прибежали с бедственной вестью:

Даже у вороны брюхо пожирнело,

Облако на небе тоже почернело.

На подоле черном масленые кляксы,

Лес мой перечеркнут черной полосой.

Олененок детства, что ты горько плачешь?

Я твой нос чумазый вымою росой.

3 чтец: Обращаюсь ко всем живущим

Разных стран и наречий разных,

Ради жизни веков грядущих

Объявить повсеместный праздник:

«Экологически чистый день на Земле».

4 чтец: Если праздник удачным будет

Можно силы свои устроить

Сговориться надежно людям

И на радость людей устроить

Год без выстрела, дней спокойных,

Год без пыток ночей осторожных

Вот тогда, позабыв о войнах,

«Экологически чистый год на Земле».

1 чтец: И Земля зацветет отменно

Из кровавого выйдет круга

Вы разучитесь постепенно

На земле убивать друг друга.

Люди! Дело только за Вами!

Звучит песня «Прости, Земля»