Договор о дружбе и границе между ссср и германией. Подписан «договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» между ссср и китаем Вместе — против империализма

28 сентября 1939 года – после 20 дней сопротивления был подписан акт о капитуляции Варшавы, в этот же день в результате переговоров между наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым и министром иностранных дел Германии И. фон Риббентропом был подписан «Договор о дружбе и границе между СССР и Германией». Секретные дополнительные протоколы к которому фиксировали новый раздел сфер влияния Советского Союза и Третьего рейха: Литва переходила в советскую «зону», а западные земли Польши превращены в немецкое генерал-губернаторство, а также координировали недопущение «польской агитации» на территории захваченной Польши.

Описание

К договору прилагалось три секретных протокола — один конфиденциальный и два секретных. Конфиденциальный протокол определял порядок совершения обмена советскими и германскими гражданами между обеими частями разделённой Польши, а секретные корректировали зоны восточноевропейских «сфер интересов» в связи с разделом Польши и предстоящих «специальных мерах на литовской территории для защиты интересов советской стороны», а также устанавливали обязательство сторон пресекать любую «польскую агитацию», затрагивающую интересы сторон.

В ходе вторжения в Польшу немцы заняли Люблинское воеводство и восточную часть Варшавского воеводства, территории которых, в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа, находились в сфере интересов Советского Союза. Для того, чтобы компенсировать Советскому Союзу эти потери, был составлен секретный протокол к этому договору, в соответствии с которым Литва, за исключением небольшой территории Сувалкского района, переходила в сферу влияния СССР. Этот обмен обеспечил Советскому Союзу невмешательство Германии во взаимоотношениях с Литвой, что в результате привело к учреждению Литовской ССР 15 июня 1940 года.


Договор о дружбе и границе между СССР и Германией

Правительство СССР и Германское Правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к соглашению в следующем:
  1. Правительство СССР и Германское Правительство устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при сем карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.
  2. Обе Стороны признают установленную в статье 1 границу, обоюдных государственных интересов окончательной, и устраняют всякое вмешательство третьих держав в это решение.
  3. Необходимое государственное переустройство на территории западнее указанной в статье линии производит Германское Правительство, на территории восточнее этой линии - Правительство СССР.
  4. Правительство СССР и Германское Правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.
  5. Этот договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами должен произойти возможно скорее в Берлине. Договор вступает в силу с момента его подписания. Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках.

Секретный дополнительный протокол

Нижеподписавшиеся полномочные представители заявляют о соглашении Правительства Германии и Правительства СССР в следующем:

Секретный дополнительный протокол, подписанный 23 августа 1939 года, должен быть исправлен в пункте 1, отражая тот факт, что территория Литовского государства отошла в сферу влияния СССР, в то время когда, с другой стороны, Люблинское воеводство и часть Варшавского воеводства отошли в сферу влияния Германии (см. карту, приложенную к Договору о Дружбе и Границе, подписанному сегодня).

Как только Правительство СССР примет специальные меры на Литовской территории для защиты своих интересов, настоящая Германо-Литовская граница, с целью установления естественного и простого пограничного описания, должна быть исправлена таким образом, чтобы Литовская территория, расположенная к юго-западу от линии, обозначенной на приложенной карте, отошла к Германии.

Нижеподписавшиеся полномочные представители, по заключении Договора о Дружбе и Границе, заявляют о своем согласии в следующем:

Обе Стороны не будут допускать на своих территориях никакой польской агитации, затрагивающей территорию другой стороны. Они будут подавлять на своих территориях все источники подобной агитации и информировать друг друга о мерах, предпринимаемых с этой целью.

Итоги

В результате этих событий под контроль СССР перешла территория в 196 тыс. км² с населением около 13 млн человек.

После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года договор, так же как и все остальные советско-германские договоры, утратил силу. При заключении Соглашения Сикорского-Майского 30 июля 1941 года советское правительство признавало советско-германские договоры 1939 г. утратившими силу в части территориальных изменений в Польше.

ДОГОВОР
о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между
Российской Федерацией и Украиной


Прекратил действие с 1 апреля 2019 года -
сообщение МИД России от 1 апреля 2019 года
____________________________________________________________________

Ратифицирован
Федеральным законом РФ
от 2 марта 1999 года N 42-ФЗ

опираясь на исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы и сотрудничества между народами России и Украины,

отмечая, что Договор между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 года способствовал развитию добрососедских отношений между обоими государствами,

подтверждая свои обязательства, вытекающие из положений Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, подписанного в Дагомысе 23 июня 1992 года ,

считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам их народов, служит делу мира и международной безопасности,

стремясь придать новое качество этим отношениям и укрепить их правовую основу,

преисполненные решимости обеспечить необратимость и поступательность демократических процессов в обоих государствах,

учитывая договоренности в рамках Содружества Независимых Государств,

подтверждая свою приверженность нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций , и следуя обязательствам, взятым в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, договорились о нижеследующем:

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны как дружественные, равноправные и суверенные государства основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве.

Статья 2

Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ.

Статья 3

Высокие Договаривающиеся Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права.

Статья 4

Высокие Договаривающиеся Стороны исходят из того, что добрососедство и сотрудничество между ними являются важными факторами повышения стабильности и безопасности в Европе и во всем мире. Они осуществляют тесное сотрудничество в целях укрепления международного мира и безопасности. Они предпринимают необходимые меры с тем, чтобы способствовать процессу всеобщего разоружения, созданию и укреплению системы коллективной безопасности в Европе, а также укреплению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов безопасности.

Стороны прилагают усилия к тому, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами, и сотрудничают в предотвращении и урегулировании конфликтов и ситуаций, затрагивающих их интересы.

Статья 5

Высокие Договаривающиеся Стороны проводят регулярные консультации с целью обеспечения дальнейшего углубления двусторонних отношений и обмена мнениями по многосторонним проблемам, представляющим взаимный интерес. Они в необходимых случаях координируют свои позиции для осуществления согласованных действий.

В этих целях по согласованию между Сторонами проводятся регулярные встречи на высшем уровне. Министры иностранных дел Сторон встречаются не реже чем два раза в год.

Рабочие встречи между представителями других министерств и ведомств Сторон для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, проводятся по мере необходимости.

Сторонами могут создаваться на постоянной или временной основе смешанные комиссии для решения отдельных вопросов в различных областях.

Статья 6

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны.

Статья 7

В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к другой Высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимости осуществляют согласованные или совместные меры с целью преодоления такой ситуации.

Статья 8

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают свои отношения в сфере военного, военно-технического сотрудничества, обеспечения государственной безопасности, а также сотрудничества по пограничным вопросам, таможенного дела, экспортного и иммиграционного контроля на основе отдельных соглашений.

Статья 9

Высокие Договаривающиеся Стороны, подтверждая решимость идти по пути сокращения вооруженных сил и вооружений, будут способствовать процессу разоружения и взаимодействовать в деле неукоснительного выполнения соглашений в области сокращений вооруженных сил и вооружений, в том числе ядерных.

Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны права и свободны на тех же основаниях и в таком же объеме, как и своим собственным гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством Сторон или их международными договорами.

Каждая из Сторон защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих на территории другой Стороны, в соответствии с обязательствами по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и другими общепризнанными принципами и нормами международного права, договоренностями в рамках Содружества Независимых Государств, участниками которых они являются.

Статья 11

Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.

Статья 12

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле.

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказывать в этих целях равноценную государственную поддержку.

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат по этим вопросам соглашения о сотрудничестве.

Статья 13

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в экономике, воздерживаются от действий, могущих нанести экономический ущерб друг другу. В этих целях, сознавая необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства путем создания условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, Стороны принимают эффективные меры для согласования стратегии осуществления экономических реформ, углубления экономической интеграции на основе взаимной выгоды, гармонизации хозяйственного законодательства.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут обеспечивать широкий обмен экономической информацией и доступ к ней предприятий, предпринимателей и ученых обеих Сторон.

Стороны будут стремиться к согласованию своей финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, валютной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической, а также таможенной политики, к созданию равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов, будут содействовать формированию и развитию прямых экономических и торговых отношений на всех уровнях, специализации и кооперации технологически связанных производств, предприятий, объединений, корпораций, банков, производителей и потребителей продукции.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут способствовать сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации между промышленными предприятиями при разработке и производстве современной наукоемкой продукции, включая продукцию для нужд обороны.

Статья 14

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечат благоприятные условия для прямых торговых и иных экономических отношений и сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц, в соответствии с действующими национальными законодательствами, уделяя особое внимание развитию экономических связей приграничных регионов.

Статья 15

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности предприятий и организаций другой Стороны, включая стимулирование и взаимную защиту их инвестиций. Стороны будут поощрять различные формы кооперации и прямых связей между хозяйствующими субъектами обоих государств, независимо от форм собственности.

Статья 16

Высокие Договаривающиеся Стороны взаимодействуют, в ООН и других международных организациях, включая экономические, финансовые, оказывают поддержку друг другу во вступлении в международные организации и присоединении к соглашениям и конвенциям, участником которых не является одна из Сторон.

Статья 17

Высокие Договаривающиеся Стороны расширяют сотрудничество в области транспорта, обеспечивают свободу транзита лиц, грузов и транспортных средств через территории друг друга в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным, воздушным, морским, речным и автомобильным транспортом между обеими Сторонами и транзитом по их территории, включая операции через морские, речные и воздушные порты, железнодорожные и автомобильные сети, а также операции через линии связи, магистральные трубопроводные и электрические сети, расположенные на территории другой Стороны, осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных отдельными соглашениями.

Статья 18

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в проведении поиска и аварийно-спасательных работ, а также в расследовании чрезвычайных происшествий на транспорте.

Статья 19

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают соблюдение правового режима государственного имущества, имущества юридических лиц и граждан одной Высокой Договаривающейся Стороны, находящегося на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны, в соответствии с законодательством этой Стороны, если иное не предусмотрено соглашением между Сторонами.

Стороны исходят из того, что вопросы отношений собственности, затрагивающие их интересы, подлежат урегулированию на основе отдельных соглашений.

Статья 20

Высокие Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание развитию сотрудничества в обеспечении функционирования национальных топливно-энергетических комплексов, транспортных систем и систем связи и информатики, способствуя сохранению, рациональному использованию и развитию сложившихся в этих областях комплексов и единых систем.

Статья 21

Высокие Договаривающиеся Стороны на основе отдельных соглашений осуществляют сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства, совместном производстве и разработке ракетно-космической техники на принципах равноправия, взаимной выгоды и в соответствии с международным правом. Высокие Договаривающиеся Стороны способствуют сохранению и развитию сложившихся кооперационных связей предприятий ракетно-космической отрасли.

Статья 22

Высокие Договаривающиеся Стороны будут оказывать взаимное содействие при ликвидации возникших в результате чрезвычайных ситуаций аварий на представляющих взаимный интерес для обеих Сторон линиях связи, магистральных трубопроводах, энергетических системах, путях сообщения и других объектах.

Порядок взаимодействия при проведении аварийных и восстановительных работ определяется отдельными соглашениями.

Статья 23

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в области образования, науки и техники, в развитии исследовательской деятельности, поощряя прямые связи между их научно-исследовательскими организациями и осуществление совместных программ и разработок, в особенности в области передовых технологий. Вопросы использования результатов совместных исследований, полученных в ходе сотрудничества, будут согласовываться в каждом конкретном случае путем заключения отдельных соглашений.

Стороны взаимодействуют в сфере подготовки кадров, поощряют обмен специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами. Они взаимно признают эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях и заключат по данному вопросу отдельное соглашение.

Стороны осуществляют обмен научно-технической информацией, а также сотрудничают по вопросам защиты авторских и смежных прав, других видов интеллектуальной собственности в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами своих стран в этой области.

Статья 24

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области культуры, литературы, искусства, средств массовой информации, туризма и спорта.

Стороны взаимодействуют в области сохранения, реставрации и использования их историко-культурного наследия.

Стороны всемерно содействуют укреплению и расширению творческого обмена и взаимодействия между коллективами, организациями и объединениями деятелей литературы и искусства, кинематографии, книгоиздательской сферы, архивного дела своих стран, проведению традиционных дней национальных культур, художественных фестивалей и выставок, гастролей творческих коллективов и солистов, обмена делегациями деятелей культуры и специалистов на государственном, региональном и местном уровнях, организации национальных культурных центров на территории своих государств.

Стороны оказывают государственную поддержку в разработке и реализации совместных программ возрождения и развития индустрии туризма, освоения новых перспективных рекреационных зон, сохранения, реставрации и эффективного использования культурно-исторических и религиозных памятников и объектов. Всемерно поощряются укрепление контактов между спортивными организациями и клубами, совместное проведение межгосударственных спортивных мероприятий.

Стороны совместно разрабатывают и реализуют взаимовыгодные программы развития материально-технической базы телевидения и радио, в том числе спутникового вещания, обеспечивают на паритетной основе организацию теле- и радиопередач в России - на украинском языке, в Украине - на русском языке.

Стороны будут содействовать развитию контактов между людьми, политическими партиями и общественными движениями, профсоюзами, религиозными организациями и объединениями, оздоровительными, спортивными, туристическими и другими объединениями и союзами.

Весь комплекс вопросов, предусмотренных настоящей статьей, явится предметом отдельных соглашений.

Статья 25

Высокие Договаривающиеся Стороны осуществляют сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способствуют согласованным действиям в этой области на региональном и глобальном уровнях, стремясь к созданию всеобъемлющей системы международной экологической безопасности.

Стороны исходят из того, что вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе вопросы охраны и использования экосистем и ресурсов реки Днепр и других трансграничных водотоков, действий в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, подлежат регулированию на основе отдельных соглашений.

Статья 26

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и заключат по этому вопросу отдельное соглашение.

Статья 27

Высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан. Они заключат специальные соглашения с целью решения вопросов трудовых отношений, трудоустройства, социальной защиты, возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с несчастными случаями на производстве, социального обеспечения граждан одной Стороны, осуществляющих трудовую деятельность или приобретших трудовой стаж на территории другой Стороны, и по другим вопросам в этой области, требующим согласованных решений.

Стороны обеспечат свободный и своевременный перевод пенсий, пособий, алиментов, средств по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и других социально значимых платежей гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим или временно пребывающим на территории другой Стороны.

Статья 28

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать по вопросам восстановления прав депортированных народов в соответствии с договоренностями в рамках СНГ на двусторонней и многосторонней основе.

Статья 29

Высокие Договаривающиеся Стороны как причерноморские государства готовы и далее развивать всестороннее сотрудничество в деле спасения и сохранения природной среды Азово-Черноморского бассейна, проведения морских и климатологических исследований, использования рекреационных возможностей и природных ресурсов Черного и Азовского морей, развития судоходства и эксплуатации морских коммуникаций, портов и сооружений.

Статья 30

Высокие Договаривающиеся Стороны сознают важность сохранения технически единой для Российской Федерации и Украины системы сбора, обработки, распространения и использования гидрометеорологической информации и данных о состоянии окружающей среды для обеспечения интересов населения и национальной экономики и будут всемерно содействовать развитию сотрудничества в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Статья 31

Высокие Договаривающиеся Стороны уделяют особое внимание развитию взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники, подготовки высококвалифицированных кадров для лечебных учреждений Сторон.

Статья 32

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в решении вопросов по регулированию миграционных процессов, включая меры по предупреждению и недопущению нелегальной миграции из третьих стран, для чего заключат отдельное соглашение.

Статья 33

Высокие Договаривающиеся Стороны сотрудничают в борьбе с преступностью, прежде всего с организованной, терроризмом во всех его формах и проявлениях, в том числе преступными деяниями, направленными против безопасности морского судоходства, гражданской авиации и других видов транспорта, незаконным оборотом радиоактивных материалов, оружия, наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой, включая незаконное перемещение через границу предметов, представляющих культурную, историческую и художественную ценность.

Статья 34

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в правовой сфере на основе отдельных соглашений.

Статья 35

Высокие Договаривающиеся Стороны способствуют развитию контактов и сотрудничества между парламентами и парламентариями обоих государств.

Статья 36

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Высоких Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 37

Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Высокими Договаривающимися Сторонами.

Статья 38

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат между собой другие соглашения, необходимые для осуществления положений настоящего Договора, а также соглашения в областях, представляющих взаимный интерес.

Статья 39

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами*.
-----------------
* Договор вступил в силу 1 апреля 1999 года.

Со дня вступления в силу настоящего Договора прекращает свое действие Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой от 19 ноября 1990 года .

Статья 40

Настоящий Договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет затем автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не заявит другой Высокой Договаривающейся Стороне о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного десятилетнего периода.

Статья 41

Настоящий Договор подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава ООН .

Совершено в г.Киеве 31 мая 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 2 марта 1999 года N 42-ФЗ - "Бюллетень международных договоров", N 5 за 1999 год).

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Президент Украины
Л.Кучма

Текст документа сверен по:
"Бюллетень международных договоров",
N 7, июль 1999 года

28 сентября 1939 г. СССР и Германия заключили договор «О дружбе и границе». Его подписали германский министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп, он прибыл в Москву 27 сентября, а советской стороны - народный комиссар по иностранным делам СССР Вячеслав Михайлович Молотов. В переговорах по вопросу о заключении германо-советского соглашения также приняли участие Иосиф Сталин, советский полпред в Германии А. А. Шкварцев, а со стороны Третьего рейха - германский посол в СССР Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург. Это соглашение закрепило ликвидацию Польского государства и подтвердило ранее заключённый пакт Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 года. Договор действовал до 22 июня 1941 года, когда после нападения Германии на СССР, все советско-германские договоры утратили свою силу.

Согласно договору «О дружбе и границах», советское и германское правительства, после распада бывшего Польского государства, рассматривали исключительно как свою задачу вопросы по восстановлению мира и порядка на этой территории и обеспечения народам, живущим там, мирного существования, соответствующее их национальным особенностям.

К договору прилагалось несколько дополнительных протоколов. Конфиденциальный протокол определял порядок произведения обмена советскими и германскими гражданами между обеими частями расчлененной Польши. Два секретных протокола корректировали зоны «сфер интересов» в Восточной Европе в связи с разделом Польского государства и предстоящих «специальных мерах на литовской территории для защиты интересов советской стороны» (Литва отошла в сферу влияния Советского Союза в обмен на польские земли к востоку от Вислы, отошедшие к Германии). Также были установлены обязательство сторон пресекать любую «польскую агитацию», затрагивающую интересы двух держав.

Польша на пути к гибели

Современные поляки любят называть себя «жертвами» двух тоталитарных режимов – Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. Между ними они ставят знак равенства и некоторые даже хотят выставить современной России счёт за оккупацию, расчленение и уничтожение Польского государства. Что особенно гнусно – в России находятся их пособники, которые хотят «наказания» нашей Родины.

Однако если приглядеться внимательно к Республики Польша в 1918-1939 гг. (II Речи Посполитой) то можно обнаружить, что Польское государство не было «невинной жертвой» козней агрессивных соседей. Варшава с 1918 года проводила активную внешнюю политику направленную на восстановление Великой Польши «от моря до моря». Основное направление экспансии поляков было восточное, однако и другие соседи испытали территориальные претензии Варшавы. Польские политики не препятствовали началу большой войны в Европе. Фактически Польша была «очагом войны», всячески раскачивала «общеевропейскую лодку», сделала всё, чтобы мировая война началась. В сентябре 1939 года Польше пришлось расплатиться за ошибки предшествующих годов и политику своего правительства.

До 1918 года польский народ жил в трёх империях – Австро-Венгрии, Германии и России. В Первую мировую войну все три империи потерпели поражение и рухнули. Государства-победители Великобритания, США и Франция выделили из павших держав территории проживания поляков и соединили их с «Царством Польским», которое получило независимость из рук большевиков. На востоке границу Польши определили по т. н. «линии Керзона». Поляки воспользовались тем, что их земли окружали разгромленные империи и их обломки и захватили намного больше земель, чем им определили. Так в октябре 1920 года польские вооруженные силы захватили часть Литвы с городом Вильно (исторической столицей Литвы). От поляков также пострадала Германия и новое государство Чехословакия. Антанта была вынуждена признать эти самозахваты.

Весной 1920 года, когда территорию России раздирала Гражданская война, польские войска без особого труда захватили значительные территории Украины и Белоруссии, включая Киев и Минск. Польское руководство во главе с Юзефом Пилсудским планировало восстановить Польское государство в исторических границах Речи Посполитой 1772 года, с включением Украины (включая Донбасс), Белоруссии и Литвы. Польская элита, после поражения Германии и России в Первой мировой войне. планировала доминировать в Восточной Европе. Советские армии перешли в контрнаступление и выбили противника с советских территорий. Однако Ленин и Троцкий потеряли чувство меры и уверенные в начале революции в Польше, превращения её в одну из социалистических республик, отдали приказ на вторжение на собственно польские территории. Тухачевский потерпел серьёзное поражение под Варшавой. По Рижскому мирному договору 1921 года к Польскому государству отошли обширные земли, которые находились к востоку от Линии Керзона, с преобладанием непольского населения. В состав Польши вошли Западная Украина и Западная Белоруссия, Гродненская губерния, Волынская губерния и часть территорий других губерний бывшей Российской империи. Это соглашение уже заложило «мину» под отношения двух стран. Москва рано или поздно должна была поднять вопрос о возвращении украинских и белорусских земель. Варшава была недовольна результатами войны – Речь Посполитую в границах 1772 года создать не удалось. Захватив такую добычу, поляки в последующие годы проводили политику национального угнетения и колонизации восточных областей. Литовцы, белорусы, украинцы, русины и русские стали гражданами второго сорта в Польше. Это до самого начала Второй мировой войны определило стабильно плохие отношения между СССР и Польшей, причём инициатором регулярно выступала Варшава. В частности, в начале 1930-х годов СССР имел торговые соглашения почти со всеми странами мира, а Польша согласилась заключить такой договор только в 1939 году, за несколько месяцев до своей гибели.

Предательство Франции и внешняя агрессия. 12 марта 1938 года Германия ввела войска в Австрию. Однако накануне, 10 марта на польско-литовской границе произошёл инцидент, там был убит польский солдат. Польша отклонила предложение Литвы создать совместную комиссию для расследования этого происшествия. Был выдвинут ультиматум с требованием признать за Польшей принадлежность Виленского края и установить дипломатические отношения между государствами. Этот ультимативное требование поддержала и Германия. В польской прессе была развёрнута кампания с призывом похода на Каунас, Варшава стала готовиться к захвату Литвы. Берлин был готов поддержать оккупацию поляками Литвы, заявив, что его интересует только Клайпеда (Мемель). Советский Союз был вынужден вмешаться. Глава советского внешнеполитического ведомства 16 и 18 марта вызывал к себе польского посла и объяснил, что хотя между Литвой и СССР нет военного союза, но Союз может вмешаться в польско-литовский конфликт.

Франция была союзником Польши и оказалась в сложном положении. Германия захватывает Австрию, а поляки в союзе с немцами угрожают Литве. Союзная Польша получает перспективу войны с СССР. Париж предлагает Варшаве утихомириться и помочь французам в австрийском вопросе. Однако поляки попрекают французов в том, что те не поддерживают их в литовском вопросе. Интересная выходит картина: Третий рейх захватывает Австрию и готовится полностью обрушить Версальскую систему, Франция боится этого и хочет привлечь в качестве союзника СССР, который также с тревогой смотрит на появление «очага войны» в Европе. В это время официальная союзница Франции Польша с благословения Германии готовит захват Литвы. В итоге вопрос с пропуском советских войск через польскую территорию, в случае войны из-за Австрии, не был решён положительно. Таким образом, Варшава позволила Берлину захватить Австрию без последствий и обессилила Францию. Фактически поляки помогли совершить первую агрессию в Европе. Хотя одновременные жесткие действия Франции, СССР и Польши в отношении агрессора, которые поддержала бы и Англия, могли остановить будущую большую войну.

В процессе уничтожения Чехословакии Варшава также сыграла далеко не последнюю роль. Чехословакия имела оборонительный союз с Францией направленный против Германии (такой же союз Франция имела и с Польшей). Когда в 1938 году Берлин предъявил претензии Праге, в интересах французов было, чтобы поляки заключили военный союз с чехословаками. Однако Польша категорически отказалась это делать. Аналогичная ситуация возникнет и в 1939 году, когда Варшава выдержит сильное давление Парижа и откажется заключать военный союз с Советским Союзом.

Дальнейшие события покажут, что Варшава имела хищный интерес к Чехословакии – поляки хотели отхватить от попавшей под удар страны свой кус добычи. Французы заключили военное соглашение с СССР о защите Чехословакии от немцев в 1935 году. Причём Москва обязалась помочь Чехословакии только, если ей поможет Франция. В 1938 году немцы потребовали у Праги отдать часть территории - промышленно развитую, богатую полезными ископаемыми область на севере и северо-западе Чехии, Судетскую область (получила своё название по расположенным на её территории горам Судеты). В результате Франция, как союзник Чехословакии, в случае нападения немцев должна была объявить Третьему рейху войну и ударить по нему. В этот момент союзник Парижа, Варшава заявляет французам, что в этом случае Польша останется в стороне от конфликта. так как не Германия нападает на Францию, а Франция на Германию. Кроме того, польское правительство отказывается пропускать советские войска в Чехословакию. В том случае, если бы СССР попытался пробиться через польскую территорию силой, то кроме Польши, в войну с Союзом вступила бы и Румыния (поляки имели с румынами военный союз направленный против России). Своими действиями Варшава полностью лишила Францию мотивов защищать Чехословакию. Париж не решился защищать Чехословакию.

В результате Варшава приложила руку к знаменитому Мюнхенскому сговору, когда Италия, Германия, Франция и Англия отдали Судетскую область Берлину. Польская военно-политическая элита не только не поддержала своего союзника – Францию, в этот тяжёлый момент, но и приняла прямое участие в расчленении Чехословакии. 21 и 27 сентября, в самый разгар судетского кризиса, польское правительство предъявило чехам ультиматум о «возвращении» им Тешинской области, где жило 80 тыс. поляков и 120 тыс. чехов. В Польше нагнеталась античешская истерия, шёл процесс создания добровольческих отрядов, которые направлялись к чехословацкой границе и устраивали вооружённые провокации. Самолёты польских Военно-воздушных сил вторгались в воздушное пространство Чехословакии. Одновременно польские и немецкие военные договаривались о линии демаркации войск на случай вторжения в Чехословакию. 30 сентября Варшава направила Праге новый ультиматум и одновременно с гитлеровскими войсками ввела свою армию в Тешинскую область. Чехословацкое правительство, оставшись в международной изоляции, вынуждено было уступить Польше Тешинскую область.

Польша напала на Чехословакию совершенно самостоятельно, без согласия Франции и Англии, да ещё и в союзе с Германией. В результате говоря о зачинщиках Второй мировой войны нельзя заострять внимание только на Германии, Италии и Японии, Польская Республика является одним из агрессоров, который начал войну в Европе.

Дружба нацистской Германии и Польши. До прихода нацистов к власти в Германии отношения Берлина с Варшавой были напряженными (из-за захвата поляками немецких земель после первой мировой войны). Однако, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты, положение радикально поменялось. Польская элита стала близким, хотя и не официальным, партнером Берлина. Союз базировался на общей ненависти к советскому режиму. И польская элита, и нацисты лелеяли мечты о «жизненном пространстве» на Востоке, огромные территории СССР должны были сгладить противоречия между двумя государствами.

В 1938 году, когда в Польше готовились поучаствовать в разделе Чехословакии, Москва внятно предупредила Варшаву, что СССР может принять соответствующие меры. Варшава запросила Берлин о его отношении к этой проблеме. Польский посол в Германии сообщил в Варшаву, что Рейх в случае польско-чешского конфликта сохранит доброжелательное отношение к Польскому государству. А в случае польско-советского конфликта Германия займёт позицию более чем доброжелательную (Берлин намекнул на военную поддержку в войне Польского государства с Советским Союзом). В начале 1939 года Берлин и Варшава вели переговоры о сотрудничестве против СССР. Министр иностранных дел Польши Юзеф Бек сообщил немецкой стороне, что Варшава претендует на Украину и выход в Чёрное море.

Польша перед падением. В 1939 году Берлин выдвигает полякам ультиматум – предоставить коридор для создания железнодорожной транспортной ветки к Восточной Пруссии и отдать Данциг. Польша в ответ объявляет мобилизацию. Понятно, что в виду такой угрозы Польше не помешал бы новый сильный союзник. Англия и СССР предлагают Польше и Румынии расширить рамки своего оборонительного союза, направив его и на отражение немецкой угрозы. Однако польское правительство категорически отказывается. Польская военно-политическая элита считает, что у них и так все козыри на руках – союз с Францией и гарантии Англии. Поляки уверены, что дело закончится только угрозами, немцы не решатся на войну с мощной коалицией стран. В результате Гитлер ударит по СССР, а не Польше. В случае нападения Германии на СССР, через Прибалтику и Румынию, польское правительство собирались реализовать замыслы по захвату советской Украины.

В это время Советский Союз предпринимал огромные усилия по созданию военного блока с Англией и Францией (союзницами Польши), чтобы предотвратить большую войну в Европе. Польское правительство продолжало свой самоубийственный курс и отказывалось от военной помощи СССР категорически. Англо-франко-советские переговоры продолжались в течение четырех месяцев, но не принесли положительных результатов. Одной из главных причин провала переговоров, наряду с позицией британского правительства, которое подталкивало Берлин к походу на Восток, было нежелание Варшавы пустить советские войска на свою территорию.

Франция занимала более конструктивную позицию – в отличие от британцев французы не могли отсидеться на своих островах. Гибель Польского государства означала, что у Франции в Европе больше нет союзников, и она остается один на один с Германией. СССР и Франция даже уже и не требовали от Польши полноценного военного союза с русскими. Польское правительство просили предоставить только коридор для прохода советских войск, чтобы они могли вступить в борьбу с немцами. Варшава снова ответила категорическим отказом. Хотя французы сняли и вопрос о будущем выводе советских войск – они обещали послать две французские дивизии, и одну английскую, чтобы поддержка была международной. Советское правительство, Англия и Франция могли предоставить абсолютные гарантии вывода Красной Армии с польской территории, после завершения конфликта.

В итоге Москва, понимая желание Польши и Англии спровоцировать конфликт между СССР и Германией, решила выиграть время, и пошла на заключение договора о ненападении с немцами.

Германо-Советский Договор о дружбе и границе между СССР и Германией

Правительство СССР и Германское правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к соглашению в следующем:

Статья I

Правительство СССР и Германское правительство устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при сем карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.

Статья II

Обе Стороны признают установленную в статье I границу обоюдных государственных интересов окончательной и устранят всякое вмешательство третьих держав в это решение.

Статья III

Необходимое государственное переустройство на территории западнее указанной в статье линии производит Германское правительство, на территории восточнее этой линии — Правительство СССР.

Правительство СССР и Германское правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.

Этот договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами должен произойти возможно скорее в Берлине.

Договор вступает в силу с момента его подписания.

Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках.

За Правительство
Германии
И. Риббентроп

По уполномочию
Правительства СССР
В. Молотов

КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ

Правительство СССР не будет создавать никаких препятствий на пути имперских граждан и других лиц германского происхождения, проживающих на территориях, находящихся в сфере его интересов, если они пожелают переселиться в Германию или на территории, находящиеся в германской сфере интересов. Оно согласно с тем, что подобные перемещения будут производиться уполномоченными Правительства империи в сотрудничестве с компетентными местными властями и что права собственности эмигрантов будут защищены.

Аналогичные обязательства принимаются Правительством Германии в отношении лиц украинского или белорусского происхождения, проживающих на территориях, находящихся под его юрисдикцией.

За Правительство
Германии
И. Риббентроп

По уполномочию
Правительства СССР
В. Молотов

Нижеподписавшиеся полномочные представители заявляют о соглашении Правительства Германии и Правительства СССР в следующем:

Секретный дополнительный протокол, подписанный 23 августа 1939 года, должен быть исправлен в пункте I, отражая тот факт, что территория Литовского государства отошла в сферу интересов СССР, в то время, когда, с другой стороны, Люблинское воеводство и часть Варшавского воеводства отошли в сферу интересов Германии (см. карту, приложенную к договору о дружбе и границе, подписанному сегодня). Как только Правительство СССР примет специальные меры на литовской территории для защиты своих интересов, настоящая германо-литовская граница, с целью установления естественного и простого пограничного описания, должна быть исправлена таким образом, чтобы литовская территория, расположенная к юго-западу от линии, обозначенной на приложенной карте, отошла к Германии.

За Правительство
Германии
И. Риббентроп

По уполномочию
Правительства СССР
В. Молотов

СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ (о недопущении польской агитации)

Нижеподписавшиеся полномочные представители, по заключении германо-русского договора о дружбе и границе, заявляют о своем согласии в следующем:

Обе Стороны не будут допускать на своих территориях никакой польской агитации, затрагивающей территорию другой стороны. Они будут подавлять на своих территориях все источники подобной агитации и информировать друг друга о мерах, предпринимаемых с этой целью.

За Правительство
Германии
И. Риббентроп

По уполномочию
Правительства СССР
В. Молотов

В ближайшее время в Киеве могут начать подготовку к выходу Украины из Договора о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве с РФ. Вопрос о его денонсации поднимали еще в 2014 году. Но тогда до конца дело так и не довели, боясь, что в России это могут воспринять как объявление войны.

В этом документе заложены основы долгосрочного стратегического партнерства между странами в сферах политики, экономики, энергетики, транспорта, военно-технического сотрудничества, науки, культуры, образования, информации, здравоохранения и других областях. Само существование этого договора служит залогом наличия фундамента для возрождения двусторонних отношений. Однако нормализовывать их Киев, похоже, не намерен.

Помимо денонсации Договора о дружбе Украина грозится пойти еще на один не самый добрососедский шаг - ввести визовый режим с нашей страной. Он может начать действовать уже через полгода. В Раде намерены начать обсуждение вопроса на этой неделе.

Ранее представитель украинского внешнеполитического ведомства Марьяна Беца сообщила, что МИД будет готов к введению такого режима, если будет принято соответствующее политическое решение. "Но нужно очень взвешенно и сбалансированно подходить к нашей стратегии относительно визового режима с Россией, учитывая некоторые факты", - сказала она.

В числе таких фактов, к примеру, то, что в нашей стране находятся порядка четырех миллионов граждан Украины.

Что ждет отношения двух стран, "Правде.Ру" рассказал Владимир Олейник, украинский политик и управленец.

- Есть мнение, что дело идет к фактическому объявлению войны. Вы согласны?

Если говорить о войне как о войне не информационной, не экономической, а вооруженной, то этот заказ существовал изначально: развязать войну с Россией. Но главное, что украинский народ не хочет воевать. Но это уже не анекдот, когда было семь волн мобилизации. А заметьте, как на практике происходит: объявляют мобилизацию, а значительная часть призывников убегает на территорию страны-агрессора, прячется от призыва. Самое удивительное, что убегает большая часть не только с Восточной, но и с Западной Украины. Кто временно, на заработки, но только бы не на войну.

Но однозначно: украинский народ воевать не хочет. Он понимает, что война несправедливая. Было бы справедливо, если бы в первых рядах тогда на этой войне стояли дети, родственники Порошенко, Гройсмана, депутаты бы участвовали, которые разжигают. Поэтому большой войны не будет. Но соответствующие манипуляции будут, чтобы продолжать обстреливать и транслировать призывы к Западу: "Давайте денежки под это". И так далее.

Относительно визового режима. Во-первых, эту музыку заказывали снова извне. "Ребята, мы вам даем "безвиз", а вы нам тоже должны за это", - это их рассуждения. Это можно воспринимать фактически как ответ на безвизовый режим с Европой, пусть он и под большими условиями.

Если введут визовый режим с Россией, это будет означать, что реально могут последовать зеркальные последствия, а это очень серьезно усложнит работу тех людей, которые трудятся в России. Около 4 миллионов работают, нелегально работают, но зарабатывают серьезные ресурсы. Они являются серьезными инвесторами для Украины. Где-то около трех миллиардов долларов, по подсчетам экспертов, ежегодно от мигрантов из России приходят на Украину. Запрет денежных переводов страшно навредит экономике, но ведь сегодня задача шайки Порошенко не в этом состоит. Главный вопрос для них очень частный: как удержать власть? Нужны постоянные конфликты.

Что будет, если Украина выйдет из основополагающего Договора о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве с РФ?

На основании того договора, которому 20 лет, мы реально реализовали много хороших проектов, но многие были и не реализованы. Но это проблема другая. Сейчас необходимо учитывать новые реалии, без этого уже невозможно. Поэтому нужна смена власти, и после этого заключение нового договора.

Понимаете, невозможно на карте отодвинуть Россию. Это никому не под силу. Для меня и для миллионов моих соотечественников русские - дружеский народ, самый близкий, а для некоторых, агрессивно настроенных, это соседи, но куда вы их денете? Как вы строите отношения с соседями? Дружить и договариваться - это неизбежно, а как по-другому? И выгод много - и социальных, и экономических - можно извлечь от такого подхода. А куда вы денетесь от родственных связей, от дружеских отношений между людьми, от народной дипломатии, которая существует?

Но Западу Украина нужна для другого. С их подачи те, кто у власти в Киеве сейчас, ведут войну против собственного народа. Против собственных национальных интересов. А почему? Чтобы обслуживать чужие национальные интересы. Так вот: надо понимать, в чем суть этой власти. Это же власть от дьявола, она не исповедует христианской идеологии: объединяйтесь, любите ближнего. Все наоборот: разъединяйтесь, конфликтуйте. А дальше идет, как известно, "разделяй и властвуй".

Уверен, решение о визе с Россией у некоторых вызовет одобрение, а у большинства - возражение. Но им плевать: главное, чтобы был конфликт. Переименование проспекта Ватутина в проспект Шухевича, вот это как? Лучше уже в Адольфа Гитлера переименовать проспект, чего уж там, давайте быть конкретнее. Они же понимают, что возникнет конфликт между теми, кто будет возражать, и теми, кто поддерживать. В этом и цель. Постоянно общество надо держать в конфликте. Нужна другая власть, которая скажет: давайте объединяться, давайте предварительно опрос проведем, референдум, может быть, по некоторым вопросам учтем мнение населения.

Поэтому я могу прогнозировать дальше и выход из большого договора, и объявление войны - де-юре, де-факто не будет. А де-юре могут объявить войну. Мы сегодня уже близки. Что такое страна-агрессор? Это страна, с которой ты находишься в конфликте. Но в оригинальном таком конфликте. Порошенко так работает, заплатил миллиард рублей в бюджет РФ, и он воюет.

Рано или поздно власть сметут, но от того, что максимально разорваны все связи с Россией, тем, что придут на смену, будет труднее восстанавливать отношения. Так?

Тот паровоз ненависти, который они начали двигать с 2014 года в мировой политике, требует огонька. Поэтому туда постоянно подбрасывают такие вещи, которые разъединяют людей. Они сейчас усложняют ситуацию, терзают народ конфликтами, чтобы не задали главный вопрос: а что же произошло на Украине, а где жизнь по-новому, которую обещал Порошенко, почему высокий уровень коррупции? Только бы не эти вопросы.

Теперь о другой власти. Я вам скажу: придет она, без сомнений. Пускай читают философию и в целом изучают мировую науку. Рано или поздно любое количество перерастет в качество, и исчезнет эта власть. Другая придет. Безусловно, решит вопрос конфликта на Донбассе. Он внутренний. Будут прямые переговоры, без всякого Минска. Обязательно будет поездка следующего президента в Москву, а потом в Брюссель, где он скажет: "Помогите нам, не надо вмешиваться во внутренние дела. Мы решим этот внутренний конфликт, но вы должны сегодня считаться с тем, что Россия наш сосед, и мы сегодня братские народы". И в один момент это все произойдет.

Если бы я, например, видел, что Порошенко поддерживают 84-85% населения, как Путина, тогда хоть можно было заявлять о политике в интересах большинства. Но все наоборот, его ненавидят 86%. И это при том, что Порошенко заявляет, что "с нами вся Европа, весь мир". А по отношению к России и Путину говорит: "Против них вся Европа, весь мир".

По последним исследованиям Института им. Разумкова, только 4% поддерживают политику Порошенко. Это те, кто допускает, что он движется в правильном направлении. Все остальные считают направление неправильным, а многие так просто ненавидят Порошенко.

Когда придет новый руководитель, ему надо сказать, что весь этот страшный конфликт, который разожгли нынешние марионеточные власти, абсолютно лишний, он не приносит Украине ничего, кроме бедности, нищеты, давайте будем развивать другие отношения, нормальные, человеческие. Все произойдет в одну минуту. Протрезвление происходит моментально. Уже задают многие вопрос себе, что же произошло и почему. Многие не хотят признать свою вину. Я лично ее признаю. В какой-то мере каждый должен сказать: да, я виноват. И начать исправлять ошибку. И мы ее исправим.