Структура современной семьи. Структура и типы современной семьи в РФ; социальная и правовая защита семьи и её отдельных типов Структура и типы современной семьи

Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Общество испытывает повышенную потребность в прогнозировании путей развития российской семьи, которой суждено жить в новой социально-экономической ситуации. В условиях обострения социальных проблем со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи. Трудно решаемые проблемы жилищного обеспечения, материального достатка, трудоустройства создают у семьи чувство непредсказуемости перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт. По данным Госкомстата, до 85% семей повседневно ощущают давление той или иной неотложной проблемы. Помощь отдельным категориям семей не решает сегодня проблему нации, так как количество проблем у другой, большей части населения, не включенной в сферу льготных категорий, возрастает быстрее, чем их собственный воспитательный потенциал.

В обстановке динамичности возникающих социально- педагогических проблем в семье принимаемые меры по ее социальной поддержке запаздывают, а нередко и остаются нереализованными из-за того, что цели деятельности специалистов различного профиля не всегда ориентированы на эффективную поддержку семьи, а их осуществление сдерживается организационной и кадровой необеспеченностью. Реализация различных проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависит от эффективности действующей системы мер социально-педагогической поддержки, которая ориентирована не только на решение этих проблем, но и на укрепление, развитие внутреннего потенциала семей для выполнения собственных социально-значимых функций.

Социально-педагогическая поддержка как вид деятельности направлена на помощь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, на основе активизации ее социального участия. Однако позитивные возможности социальнопедагогической поддержки используются слишком слабо. До настоящего времени недостаточно разработаны теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки семьи, имеются разночтения в определении ее сущности и содержания.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизации) семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью; как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессий, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи . Формы семей разнообразны, их типологизации зависит от предмета изучения. Наиболее типичные современные модели семей: моногамная семья, полигамная, нуклеарная семья, расширенная семья, патриархальная (традиционная) семья, неполные, материнские семьи, альтернативные семьи.

Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

  • 1) общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);
  • 2) противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);
  • 3) антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества).

Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может быть: ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены не способны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений – пенсионеры, инвалиды).

Психологическая структура современной семьи включает семейную систему как единое образование, обладающее определенными особенностями функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей – членов семьи; вторая образована диадой муж – жена; третья – сиблингами (братья, сестры); четвертая – диадами родитель – ребенок. Подсистемы каждой группы имеют определенные границы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная семейная система способна обеспечить удовлетворение потребностей всех входящих в нее подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными элементами суперсистемы – значимыми для нее другими лицами: друзьями, соседями, представителями социума. На рис. 2 показано взаимодействие между различными системными элементами семьи и ее внешнего окружения.

Семейные консультанты, работающие с нуклеарной семьей, должны уметь оценивать особенности ее структурной организации. Семья, как правило, возникает в тот момент, когда два человека образуют брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в брак, привносит в него свои собственные представления и ожида-

Рис. 2.

ним относительно того, каким образом должны строиться семейные отношения.

Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Постепенно супружеская пара формирует определенную систему отношений с уникальными стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоционального и социального благополучия. Еще до появления в семье детей супруги, как правило, успевают осознать потребности, которые их объединяют, а также разобраться в требованиях, которые предъявляет к ним социальное окружение.

С появлением в семье нового члена, т.е. ребенка, внутрисемейные отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной мере измениться. Диадический союз превращается в триадический, предполагающий общение между тремя людьми, ребенок обладает присущими ему потребностями и стилем поведения. Гибкость, характеризующая отношения супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его темперамент и стиль поведения совместимы с соответствующими особенностями родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между темпераментом и стилем поведения ребенка и соответствующими характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и отец переживают психический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком возникают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой неспособны самостоятельно решать проблемы своих взаимоотношений. Тогда зачастую эти нерешенные проблемы отражаются на отношениях с ребенком. Единственной формой сохранения хороших отношений супругов является участие обоих в уходе за ребенком.

Если в семье появляется еще один ребенок, формируется еще одна подсистема – сиблингов (братьев, сестер). Взаимоотношения сиблингов не похожи ни на какие другие взаимоотношения, характеризующие иные подсистемы. Иногда, когда сиблинги конкурируют друг с другом или находятся в очень близких отношениях, родители могут переживать сложные чувства. Тем не менее, если семья отличается сбалансированностью взаимоотношений между всеми ее членами, родители обычно достаточно легко адаптируются к подсистеме сиблингов. Кроме того, такие семьи используют подсистему сиблингов в качестве одного из своих ресурсов. В отличие от вариантов, когда родители пытаются вмешиваться во взаимоотношения сиблингов, это, как правило, нарушает баланс данной подсистемы. Если родители не предоставляют сиблингам возможности самостоятельно разрешать возникающие между ними конфликты или, пытаясь повлиять на их отношения, отдают предпочтение одному из них, когда они нс учитывают старшинство одного ребенка над другим и перекладывают ответственность со старшего ребенка на младшего, – все это приводит к усилению внутрисемейной дисгармонии.

Благодаря этому, как правило, удается определить дисбаланс внутрисемейных отношений. Для того чтобы лучше оценить многообразие реакций всех членов семьи друг на друга, психологу-консультанту, психотерапевту очень важно иметь возможность общения с ними. Невозможно понять причины эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка, не оценив давления, которое он испытывает со стороны своих братьев, сестер и родителей. Если консультант, пытаясь воздействовать на проблемного ребенка, вступит с родителями в альянс и не учтет при этом влияние и роль других сиблингов, высока вероятность того, что тс сделают напрасными все усилия психолога и родителей.

Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между ее членами обеспечивает им наилучшее функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Распределение семейных ролей во многом зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем, оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Распределение ролей всегда связано с ценностями и представлениями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Существуют два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека, – это относится к ролям лидера, ведомого, "козла отпущения" и др. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру. Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням:

  • 1) индивидуальные роли на уровне семьи;
  • 2) роли на уровне подсистем: например, на уровне подсистемы родитель – ребенок, подсистемы сиблингов и т.д.;
  • 3) роли, которые семья в целом играет в обществе.

Семейные нормы – сформированный набор установок

и ожиданий, регулирующий поведение супругов и существенно влияющий на поведение отдельных членов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значительной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение ее члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля.

Система ценностей состоит из социальных, семейных и индивидуальных ценностей, является результатом ее культурной идентификации и объединения систем ценностей членов семьи, которые определяются их жизненным опытом. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи, и благодаря этому психолог-консультант определяет стратегию лечения и способы повышения функциональных возможностей семьи.

  • Более подробно см. § 1 настоящего учебника.

Главные тенденции, характеризующие тип современной семьи, который доминирует в Европе и США с середины 1960-х гг., демографы связывают с изменениями в системе ценностей, прежде всего с ростом индивидуализма и рационализма. Это проявляется в уменьшении численности браков, распространении сожительств, падении рождаемости и ее «старении», преобладании малодетных семей, а также увеличении числа внебрачных детей и распространении добровольной бездетности.

Если классическая семья (отец-кормилец и мать-домохозяйка, прожившие в браке с юности до старости и вырастившие нескольких детей) определяла судьбу человека, то современная семья представляет собой один из проектов, которые человек осуществляет в течение жизни. По мнению известного английского социолога Э. Гидденса, это сопряжено с меняющейся ролью традиции в жизни современного человека, а в сфере интимной жизни выражается изменением идеала любви. Романтический идеал, предполагавший сохранение супружеских отношений на протяжении всей жизни и экономическую зависимость женщины от мужчины, постепенно сменяется идеалом «чистых отношений». В них на первое место выходит ценность интимности, которая предполагает эмоциональную открытость друг другу и равный «обмен» эмоциями. «Чистые отношения» в отличие от романтических, в принципе, не строятся с целью брака или даже сожительства. Основанная на таких отношениях совместная жизнь продолжается лишь до тех пор, пока сохраняется взаимное, эмоциональное удовлетворение, открытость и доверие друг другу.

Для современной семьи характерна неопределенность гендерных и родительско-детских отношений. Центральный пункт противоречий в ней (иногда такую семью называют постсовременной) - наличие сильнейших центробежных тенденций. Каждый из членов семьи стремится удовлетворять свои индивидуальные цели, при этом размыты скрепляющие отношения нормы, которые были четко прописаны в традиционной семье. Такие нормы определяли, что экономический вклад мужчины-отца - основа его семейного главенства и что обязанность женщины-матери - вести домашнее хозяйство, а также ухаживать за детьми. В современной семье, напротив, все является объектом обсуждения: родительство, сексуальность, распределение домашней работы и финансы. Это делает отношения более хрупкими и конфликтными. По мере того как мужчины, женщины и дети перестают ориентироваться на патриархальную субординацию, на первый план выдвигаются их эмоциональные потребности и индивидуальные стремления.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что сегодня нет единственной, нормативной модели семьи. В России в последние полтора-два десятилетия более или менее единую для всех слоев населения советскую семейную модель («работающая мать») сменил выбор семейных моделей. Результаты социологических исследований обнаруживают увеличение возраста вступления в первый брак, откладывание брака и рост незарегистрированных сожительств. Кто-то с прискорбием констатирует, что семья в России переживает глубочайший кризис. Кто-то с энтузиазмом объявляет, что мы движемся в сторону цивилизованного западного общества. Несомненно одно: семья меняется и эти изменения настолько значительны, что не заметить их нельзя.

В своем развитии семья стремительно идет от многодетности и среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества и в целом на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки. Новая структура семьи обусловливается четко проявляющимся процессом ее нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой как положительные, так и отрицательные моменты . С одной стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность и ответственность, а процесс адаптации молодых супругов друг к другу проходит легче. Но, с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка.

В семье наблюдается активный процесс эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще всего строятся на основе партнерства, а также признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу, и жене нужны понимание, уважение, внимание, забота, поддержка и терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Семья становится биархатной, т.е. такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих.

Демократизация отношений в семье в первую очередь изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой. Происходит переход от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности и функции, к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными. Сложнее и труднее идет процесс демократизации отношений между поколениями. Еще многие родители придерживаются авторитарных методов воспитания, используя приказания, категорические требования и запрещения без особых разъяснений, а также физические наказания.

Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть пугающим. Общественное мнение стало воспринимать его как нормальное явление, а в некоторых ситуациях даже как благотворное. Причинами этого процесса часто оказываются неспособность к адаптации и грубость супругов, а также алкоголизм.

В современном мире появились совершенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи и т.д. На основании эмпирических данных можно говорить и о разных формах семьи. В XX в. наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без них, получил распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одним родителем. Неполная семья - результат овдовения или развода. При этом если в первой половине XX в. неполные семьи были главным образом результатом овдовения, то со второй половины - развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни - наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода.

В последнее время широкое распространение получили альтернативные браку семьи. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может появиться или уже появился ребенок. Отметим еще одну своеобразную форму брака - так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. Уильям Годвин, английский анархо-социалист, утверждал, что совместное проживание супругов - зло, препятствующее их самостоятельному развитию вследствие несовершенства людей, а также различия их склонностей и потребностей. С такой моделью семьи связывается возможность реального равноправия супругов, а также обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.

С появлением «новых русских» широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М. Босанац дал название «семья-конкубинат», означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка, или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной. Другими словами, мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка.

В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И. Голод, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Муж и жена всегда составляли основу семьи и были супругами, но их союз был либо экономическим, либо репродуктивным, либо воспитательным, но не супружеством. Супружество же представляет собой личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Принципы, которые лежат в его основе, реализуются в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, рост внутренней ответственности и автономии от социальных общностей), а также распространением этих качеств на женщин, что было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации. Семья-супружество способствует личностному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. Отношения между супругами определяются в ней не родством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентристской семье), а свойством. Муж и жена не подчиняют безоговорочно свои интересы интересам детей, а их отношения основываются на эротизме, понимаемом как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают разнообразные отношения между полами и поколениями, а также создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

В последнее время в семье отношения между мужем и женой строились по принципу взаимозаменяемости, где отсутствовало жесткое закрепление обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной - роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, а жена становится хозяйкой дома; во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом. Сфера обслуживания, став дорогой, компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье.

Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, выражающемуся в появлении богатых, среднеобеспеченных и бедных семей. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла из-за недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная сфера), невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, а также платного образования и здравоохранения. Экономическое неблагополучие семьи сказывается прежде всего на детях, которые не получают многое из того, что им необходимо. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня. В таких семьях главная задача - выжить в данной ситуации. Материальные проблемы, став главными в семье, разрушают ее гуманистическую сущность. Это проявляется прежде всего в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, подчеркиваются лишь материальные проблемы, а в общении недостает теплоты, заботы и внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, а родителей от детей. Социологи, психологи, педагоги исследуют возможности оптимизации кризисных взаимоотношений между родителями и детьми и развития позитивной социализации подростков даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Всемьедети не только рождаются, ной воспитываются. Главная задача семьи - формирование нравственных начал в ребенке. Именно семья должна создавать такую атмосферу, в которой у ребенка формируется способность жалеть, сочувствовать и сопереживать другому человеку. Этому способствуют три вида семейной любви: супружеская, родительская и детская. Переплетаясь между собой, они и создают особую, благоприятную для ребенка атмосферу. Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей в настоящее время, деформируют складывающиеся в ней отношения, оказывая негативное воздействие на ее стабильность и воспитательный потенциал.

История пока не дала альтернативы семье. Незыблемость института семьи не подвергает сомнению ни один исследователь. Опросы общественного мнения как на Западе, так и в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, а также здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья - одно из условий деградации общества.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы биологические предпосылки возникновения семьи?
  • 2. Каково определение брака?
  • 3. Что понимается под групповым браком?
  • 4. Каково значение понятий «экзогамия» и «эндогамия»?
  • 5. Что такое полиандрия и полигиния?
  • 6. Что такое полигамия и моногамия?
  • 7. Каковы особенности парного брака?
  • 8. Каковы экономические, психологические и социальные предпосылки возникновения семьи?
  • 9. В чем заключается сущность семьи?
  • 10. Какая семья называется нуклеарной, а какая - расширенной?
  • 11. Каковы особенности патриархальной семьи?
  • 12. Что представляет собой гарем?
  • 13. Что такое феминизм?
  • 14. Какова сущность эгалитарной семьи?
  • 15. Что такое биархатная семья?
  • 16. Что понимается под сожительством?
  • 17. Каковы особенности Годвин-брака?
  • 18. Что такое семья-конкубинат?
  • 19. Что понимается под супружеством?

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ

ВВЕДЕНИЕ

1. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1. Понятие семьи и брака

1.2. Классификация современной семьи

1.3. Функции семьи

2. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек один вообще не мог существовать, через большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей. Семья - это и малая ячейка общества, элементарная его клеточка, осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации - успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затруднения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.

1. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1. Понятие семьи и брака

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с достаточно ранних эпох. В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Разумеется, пренебрегать биологическими законами, проявляющимися в жизнедеятельности семьи, нельзя. Однако семья - социальное образование, имеющее в каждом конкретно - историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

При всех различиях, зафиксированных в истории или наличествующих в наше время, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою двойственную, социально - биологическую природу. Функции современной семьи, каждую из них в отдельности, с большим или меньшим успехом можно осуществлять и вне семьи. Но в совокупности в ней все они реализуются наилучшим образом.

Семья - это особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «семья» и «брак».

Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

В научной литературе под семьей принято понимать основанное на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально - классовым признакам.

В семье протекает воспитание подрастающего поколения, закладываются основы формирования личности. Она несет в себе код нравственных представлений и ценностей, выработанных и воспринятых обществом. Культура семейных отношений - составная часть и отражение общей культуры общества. Наконец, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры общества. Потребление и, прежде всего, семейное потребление - назначение и цель общественного производства. По уровню и структуре потребляемых семьей благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени экономического развития. В то же время семейное хозяйство выступает значимой составной частью производства в любой стране.

Таким образом, семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную, духовную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи.

1.2. Классификация современной семьи.

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептuвной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей.

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи .

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство,

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на:участие в общественном труде на ряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи.

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно разнообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Приведем классификацию типов семей, данную Гурко Т.А. Основой для таких типологий, по ее мнению, могут выступать:

1. Юридическая регистрация брака:

— семьи, основанные на браке;

— фактические семьи или внебрачные сожительства;

— оформленные юридически, но живущие раздельно супруги — разделение (separation).

2. Очередность брака лиц, составляющих ядро семьи:

— семьи, основанные на первом браке обоих супругов;

— семьи, основанные на повторном(ых) браке(ах) супруга(ов) (remarriage).

3. Юридические отношения родителей и детей:

— оба супруга живут с родными детьми и до их рождения не имели других детей;

— семьи, где хотя бы один из супругов уже имел детей до вступления в брак, дети могут проживать как в данной, так и в другой семье — сводные;

— приемная семья, в которой дети усыновлены;

— временно приемная семья, в которой проживает ребенок на какой-то период изолированный от родных родителей;

— опекунская семья.

4. Семейная структура. Обычно выделение различных структурных типов семьи происходит по дихотомическому принципу:

— расширенная (трехпоколенная, родственная, «коммуна»)

— нуклеарная;

— моногамная — полигамная;

— отсутствие несовершеннолетних детей (до 18 лет в РФ)

— их наличие (в свою очередь выделяются одно-, двух- или мало-, средне-, многодетные);

— полная (с несовершеннолетними детьми проживают родные или неродные мать и отец)

— неполная (с несовершеннолетними детьми проживает только мать или только отец) в свою очередь по источнику формирования могут быть классифицированы на: внебрачные; после развода; после овдовения; возникшие в результате раздельного проживания супругов по разным причинам .

5. Социально-демографические характеристики мужа и/или жены — возраст, профессиональный статус, образование, отношение к религии:

— студенческая семья;

— семья несовершеннолетних;

— семья рабочего;

— сельская семья.

В зарубежной литературе:

— двухкарьерная (муж и жена относятся к профессионалам);

— семья среднего класса;

— «черные» семьи (в США),

— межнациональные;

— семья безработного,

— семья полицейского,

— гомосексуальная и т.д.

6. Семьи со специфическими проблемами.

Под специфическими проблемами чаще всего подразумеваются отклонения в поведении (алкоголизм, наркомания, насилие, гениальность, проституция, преступность, правонарушения, склонность к суициду) и психические и физические заболевания ее членов: как взрослых, так и детей.

7. Этап жизненного цикла.

— семья молодоженов без детей;

— семья с первым младенцем;

— семья, в которой первый ребенок поступает в школу;

— семья, в которой младший ребенок поступает в школу, а мать возвращается к работе;

— «пустое гнездо», семьи пожилых супругов, от которых отделился последний ребенок;

— семья бабушки и дедушки;

— семья пенсионеров (потеря статуса и связей, изменение материального положения).

Можно так же выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Таким образом, каждая из категорий семей характеризуется протекающим в ней социально-психологическим явлением и процессом, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

1.3. Функции семьи.

Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях.

Функции семьи в различных средах деятельности:

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве

Хозяйственно - бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно - бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение в семье

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообщенние членов семьи

Социально - статусная

Предоставление определенного статуса членам семьи

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга

Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабильность индивидов и их психотерапия

Получение индивидами психологической защиты

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

Таким образом, выполняя такое количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой- либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи.

2. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

1. Социально - экономические проблемы : К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально - бытовые проблемы : по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

3. Социально - психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально - типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.

5. Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально - психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально - экономический, медико-санитарный, социально - демографический, социально - психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев .

Итак, современная российская семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к насущной потребности профессионального вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института - семьи.

3. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

Социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

Координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) .

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из :

  1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

  1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.
  4. Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2. Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

· содействие в открытии предприятий семейного типа;

· профессиональная ориентация детей и подростков;

· выплата пособий по временной не занятости;

· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

· оказание помощи в кадровом обеспечении;

· социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются :

  1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.
  2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.
  3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
  4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).
  5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.
  6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:
    • повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;
    • помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
    • повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;
    • помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
    • Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004 - 692 с. (с. 501 - 514).

      Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61).

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

    «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

    «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

    «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

    «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

    нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

    расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

    Структурный состав:

    полная семья (есть мать и отец);

    неполная семья (есть только мать или отец);

    искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Функциональные особенности:

  • гармоничная семья;

    дисгармоничная семья.

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:

    экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую . В доиндустриальном обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;

    репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения). А.Г. Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность репродуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан [Зацепин, 1991]. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, - необходимостью ограничения уровня рождаемости;

    функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;

    сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;

    функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;

    функциюэмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;

    рекреативную (восстановительную) - функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

    функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи) [Зацепин, 1991; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].

Валерия Протасова


Время на чтение: 3 минуты

А А

В современной семье не только изменилась традиционная роль женщины, но и поменялась роль мужчины. Например, в Западной Европе уже не удивляются, если мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Психологи считают, что важно осознавать, как супруги воспринимают новые ситуации, готовы ли они к и отчего зависит лидерство в вашей семье.

По характеру распределения семейных обязанностей и тому, как решается в семье вопрос лидерства, социологи выделают следующую классификацию типов семей в России :

  • Патриархальный тип, муж-добытчик.
    В такой семье муж зарабатывает гораздо больше жены, однако у них есть общие интересы. Они отлично проводят свободное время вместе. Психологи отмечают, что при небольших амбициях жены такая семья будет иметь долгую и счастливую историю.
  • Патриархальный тип, золотая клетка.
    Отличается от предыдущего варианта отсутствием общих интересов у мужа и жены. Они проводят время порознь, а встречаются лишь в постели и на кухне. Подобная модель может долго устраивать женщину, заинтересованную в финансовой выгоде.
  • Патриархальный тип, муж-неудачник.
    Жена зарабатывает больше мужа, однако он считает себя главным во всем. Конечно, женщину такая ситуация не радует, а у мужчины развивается комплекс неполноценности. Такая семья обречена на конфликты, итогом которых становится развод или ежедневные скандалы.
  • Матриархальный тип, хранительница кошелька.
    Жена зарабатывает больше мужа или поровну, она сама распоряжается финансами. Например, жена принимает решение о ремонте, а муж начинает двигать мебель.
  • Матриархальный тип, муж-домохозяин.
    Жена полностью обеспечивает семью, а муж занимается домашним хозяйство детьми. Для счастливых долгих отношений важно, чтобы такое положение устраивало мужа во избежание комплекса неполноценности.
  • Матриархальный тип, муж-алкоголик или альфонс.
    Муж не работает, а если и зарабатывает, то тратит все деньги на себя. Жена — не только главная добытчица семьи, но и хранительница очага. Читайте также:
  • Партнерский тип.
    Самый идеальный вариант для большинства людей. Оба партнера работают. Сам заработок не имеет значения, ведь отношения строятся на полном равноправии и доверии. Семейный бюджет и домашние обязанности распределяются на обоих партнеров.
  • Конкурентный тип.
    В этой семье нет главного, но идет постоянная борьба за власть. Такие семьи построены на адреналине из-за нежелания договариваться и идти на компромиссы. Обычно в таком типе семьи задействованы эгоцентричные личности, но прийти к такому результату могут и другие люди в силу разных причин.

Теперь вы знаете определение типа семьи, и возможно, обратите внимание на справедливое распределение ответственности и обязанностей . Ведь главный — не тот, кто решает, а тот, кто отвечает за последствия решений.