Гелиос бог чего в греческой мифологии. Гелиос - бог нашей солнечной системы. Гелиос — это Солнце

Голова Гелиоса. Эллинистический период, остров Родос. Школа Лисиппа

На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке он держит шар, в другой – рог изобилия; подле него видны головы его коней. Знаменитый Колосс Родосский , между ног которого свободно проходили парусные суда, был также изображением Гелиоса.

Когда после свержения титанов олимпийские боги поделили вселенную, Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Он стал жаловаться Зевсу, и тот поднял для него со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.

Легенда о боге солнца Гелиосе

Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает солнце на своей колеснице в течение года. Путь этот разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими знаками: Овен (апрель) в сопровождении голубя Венеры ; Телец (май), подле него стоит треножник Аполлона ; Близнецы (июнь), сопровождаемые черепахой Гермеса ; Рак (июль) – за ним орел Зевса ; Лев (август) – около него корзина Деметры, ее обвивает змея; Дева (сентябрь), она держит два факела, а за нею шапка Гефеста; Весы (октябрь), их держит ребенок, и подле него волчица Ареса ; Скорпион (ноябрь) с собакой Артемиды ; Стрелец (декабрь) и лампа Гестии с ослиной головой; Козерог (январь) и павлин Геры ; Водолей (февраль) и дельфины Посейдона ; Рыбы (март) и сова Афины . При этом полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.

По древним мифам, Гелиос, выходя из обтекающей весь мир реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название «Солнечные ворота». Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Он ночью описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь. Лишь только Гелиос показывался на востоке, как тотчас же горы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в его колесницу крылатых коней, изрыгающих пламя.

Дни, месяцы, годы, века вместе с горами составляли свиту Гелиоса, жилище которого – роскошный золотой дворец – находилось на самом дальнем востоке. Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Аврора (заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы. В своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого горами и днями, а впереди колесницы летит Аврора, рассыпая на своем пути цветы.

Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, стоял именно на том пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь. Здесь была расположена принадлежавшая Атланту страна Гесперид , и он владел огромными стадами, которые там паслись. Его собственностью был знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.

Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию. В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В таком же виде он чаще всего представлялся и на резных камнях.

Своими горячими и благотворными лучами Гелиос способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла. Вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею , внучкой – «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею . Обе они умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них

Гелиос – бог солнца в греческой мифологии. Его родителями были титаны Гиперион и Фея. Его считали доолимпийским богом и правил он высоко над людьми и богами. Оттуда он наблюдал за всеми и в любое время могу наказать или поощрить. Греки часто называли его «всевидящим». Кстати, другие боги обращались к нему, чтобы узнать тайны друг друга. Гелиоса считали богом, который отмеряет ход времени и покровительствует днями, месяцами и годами.

Кто является богом солнца в Греции?

Согласно мифам проживает Гелиос на восточной стороне Океана в огромном дворце, который окружен четырьмя временами года. Престол его сделан из драгоценных камней. Ежедневно будил Гелиоса петух, являющийся его священной птицей. После этого садился он в огненную колесницу, запряженную четырьмя огнедышащими лошадьми, и начинал свой путь по небу на восток, где у него также был прекрасный дворец. Ночью бог света и солнца возвращался домой по океану на золотой чаше, которую сделал Гефест. Несколько раз Гелиосу приходилось отступать от своего графика. Так однажды Зевс приказал не выходить богу солнца на небо в течение трех дней. Именно в этот период проходила брачная ночь Зевса и Алкмены, вследствие которой появился Гефест. После того как Титаны были свергнуты, все боги начали делить власть и о Гелиосе все забыли. Он начал жаловаться Зевсу и тот сотворил в море остров Родос, посвященный .

Древнегреческий бог солнца чаще всего изображался на колеснице, а вокруг его головы находились солнечные лучи. В некоторых источниках Гелиоса представляют в ослепительном сеянии с горящими страшными глазами, а на голове у него золотой шлем. В руках бог солнца обычно держал хлыст. На одной из статуй Гелиос представлен одетым юношей. В одной руке у него шар, а в другой рог изобилия. Согласно существующим легендам было у Гелиоса много любовниц. Одну из смертных девушек превратили в гелиотроп, цветы которого всегда поворачивались, следуя движению солнца. Другую любовницу превратили в ладан. Именно эти растения считались для Гелиоса священными. Что касается животных, то для бога солнца в Древней Греции наиболее значимыми были петух и орех.

Супруга Гелиоса – океанида Перса, родившая на востоке ему сына, который был царем Колхида, а на западной стороне она подарила ему дочку и она была сильной волшебницей. Согласно существующей информации у Гелиоса была еще одна жена Рода, являющаяся дочерью Посейдона. В мифах рассказывается о том, что Гелиос является сплетником, который часто выдавал секреты других богов. К примеру, он рассказал Гефесту об измене Афродиты с Адонисом. Именно поэтому бога солнца в древнегреческой мифологии ненавидела богиня любви. Гелиос владел семью стадами по пятьдесят коров и столько же баранов. Они не размножались, но при этом были всегда молодыми и жили вечно. Бог солнца любил проводить время, наблюдая за ними. Однажды спутники Одиссея съели несколько животных, и это привело к проклятию со стороны Зевса.

В Греции было достаточно мало храмов, посвященных Гелиосу, но при этом было много статуй. Наиболее популярная из них – Колосс Родосский, которая считалась одной из чудес света. Эта статуя изготовлена из сплава меди и железа, а находится она у входа в Родосский порт. Кстати, в высоту она достигает примерно 35 м. В руках держал факел, который всегда горел и выполнял роль маяка.

Строительством ее занимались в течение 12 лет, но в итоге она разрушилась во время одного из землетрясений. Произошло это спустя 50 лет после завершения строительства. Греческий культ Гелиоса переняли римляне, но у них не был таким популярным и распространенным.

Яркое, ослепляющее своим светом, солнце… Поднимая взор в небо, мы совсем не задумываемся, а какие тайны оно в себе хранит? Быть может, после сотворения мира Бог поручил своим слугам следить за природными процессами, в том числе за солнцем? Или же, наоборот, так называемые божества, на самом деле, ангелы падшие с небес , самовольно вмешивались во владения Творца? Все это - грубые предположения, но действительно сложно объяснить, откуда же в наследии разных народов упоминаются существа, наделенные сверхспособностями. К примеру, древние греки приоткрывают таинственный занавес, повествуя о боге Олимпа Гелиосе и его семейной трагедии.

Каждое утро бог солнца Гелиос появлялся на золотой колеснице, запря-женной четверкой белых крылатых коней (их имена - Свет, Блеск, Гром и Молния). Ночной путь Гелиоса был короче дневного, но этого времени было достаточно для отдыха. Народы, которых первыми и последними касались лучи солнца, назывались эфиопами. Они круглый год пользова-лись благосклонностью бога солнца и поэтому считались счаст-ливейшими из смертных.

Греческий бог солнца Гелиос принадлежал к поколению титанов, счи-таясь сыном Гипериона и Тени, был братом Эос (Зари) и Селены (Луны). По своему возрасту бог солнца превосходил олимпийцев. Поэты и художники представляли греческого бога солнца прекрасным внешностью и облаченным в легкое, колеблемое ветром одеяние, со сверкающими глазами, и развевающимися по ветру волосами, при-крытыми либо лучистой короной, либо драгоценным шлемом. У Гелиоса была единственная слабость - из своих детей, больше всего на свете, он любил сына Фаэтона, рожденного от Климены, и не мог ни в чем ему отказать…

Земля была погружена во мрак ночи, когда бог солнца направился в конюшню, в которой храпели и били копытами, не выносившие замкнутого пространства, кони. Как всегда Гелиос подкатил золотую колесницу и впряг их в нее. В этот момент за спиной послышались шаги, и пе-ред греческим богом солнца предстал Фаэтон. Взгляд Гелиоса стал еще радостнее и лучезарнее.

Отец! - воскликнул Фаэтон, - разреши мне проехать на твоей золотой колеснице. К завтрашнему утру я тебе ее возвращу.

Гелиос был удивлен и слегка поражен не-обычностью просьбы.

— Что это тебе вздумалось?! - проговорил он.

Бог солнца был строг и дал понять Фаэтону, что работу, которую он выполнял на протяжении мириада лет, - далеко не забава. Но юноша стоял на своем, настойчиво просил могущественного Гелиоса со слезами на глазах.

Мои товарищи насмехались на-до мной! Иначе они не поверят, что мой отец бог солнца.

Фаэтон пообещал отцу, что выполнит его работу ничуть не хуже. Гелиос предупреждал сына об опасности: “Подумай! Усидеть ли смертному в моей колеснице, если ни один из богов не берется ею управлять”. Однако Фаэтон слушать не хотел, обнял отца сколько было сил.

В итоге, греческий бог солнца проявил обычную человеческую слабость перед сыном и разрешил взять свою колесницу Фаэтону. Одев на голову сына венец, Гелиос приказал, ни в коем случае не выпускать из рук поводья, чтобы не случилось. Фаэтон быстро вскочил на золотую колесницу. В это же мгновение распахнулись ворота, и золотая колесница вылетела в открытое небесное про-странство. Новое, не испытанное ранее чувство полета наполнило сердце юноши гордыней: «Я, правлю солнечной золотой колесницей, и весь мир взирает на меня».

Кони неслись на огромной скорости, об этом можно было судить лишь по тому, с какой стремительностью навстречу летели и скрывались за горизонтом звезды, как быстро растворялась в утреннем тумане Селена, но Фаэтон этого не почувствовал. Забыв обо всем, он гнал коней бичом. Внезапно золотая колесница наклонилась, Фаэтон испугался, поняв, что колеса выскочили из наезженной ко-леи. В этот момент в его памяти всплыли последние слова бога солнца Гелиоса, родного отца. Он крепче натянул по-водья, но было поздно. Охваченная пламенем золотая колесница металась по небу. Небо потемнело, проявились звезды, каких еще не видели смертные. В другом краю горизонта виднелся искаженный лик Селены, совсем неузнаваемой царицы ночи.

Тяжелее всего пришлось Земле. Покрытые леса-ми горы превратились в огнедышащие вулканы. Некогда прохладные реки и озера закипели. Море вышло из берегов. Населявшие тогда мир драконы сгорали от невыносимой жары. И стала бы мертвой земля, если бы не Зевс, который выхватил из колчана одну из самых разрушительных молний и метнул в Фаэтона. Разбежались бессмертные кони великого бога солнца Гелиоса, а облом-ки золотой колесницы разлетелись по всему свету. И по сей день кое-где можно отыскать ее остатки - сплавившиеся куски небесного металла.

Долго искала морская богиня прах Фаэтона, пока не обнару-жила его на берегу Эридана, сказочной реки. Спустя некоторое время жизнь вошла в свою колею. Только в небе остался Млечный Путь из дыма, след легкомыслия греческого бога солнца Гелиоса и безрассудства его несчастного сына.

Существует целая группа ископаемых предметов, не поддающаяся классификации и далеко выходящая за хронологические рамки теории существования человека на Земле. Это так называемые неопознанные ископаемые объекты-НИО. Под этим названием объединены предметы искусственного происхождения, находимые в ненарушенных пластах горных пород.

Ламия

Бог Аполлон

Великан Ципакна

Схоластика

Рунический алфавит древних славян

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия; некотоpые из пpиводимых тогда...

Творчество Твардовского А.Т.

Родился в деревне Загорье в семье крестьянина-кузнеца. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, но с третьего курса ушёл...

Одежда Фараона

Основной одеждой являлся передник схенти - полоса неширокой ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Схенти фараона был...

Блокада Ленинграда


Одним из наиболее серьезных испытаний, которые пришлось пережить советскому народу на протяжении времени, пока шла Великая Отечественная война, стала блокада Ленинграда, ...

Судьба в индуизме

КАРМА — одно из центральных понятий индийской философии, объясняющее доктрину перерождения и сансары. Исторически восходит к добрахмани стско ведийскому...

Главный по освещению и обогреву у греков - бог солнца Гелиос. Он возглавляет семейное предприятие, поскольку с ним на этой ниве трудятся две его сестры - Селена и Эос.

Калимера

Сам Гелиос - красавец, с прекрасными сияющими глазами, окруженный волшебным светом и развевающимися на ветру волосами.

Обычно он перемещается по небу в колеснице, запряженной четверкой ослепительно белых коней. Колесницу ему выковал мастеровитый Гефест. Ночью бог солнца переплывает Океан на золотом челне, что бы утром вновь явить себя миру. Еще у него есть роскошный дворец, где все сверкает и переливается, и стоит в главной зале трон из самоцветных каменьев. Так же он является счастливым обладателем семи стад коров и семи стад овец. Не корысти ради, а для эстетического удовольствия. Гелиос начинает рабочий день, любуясь этими стадами, за которыми присматривают две миловидные нимфы, и заканчивает его так же - нравится ему смотреть, как пасутся прекрасные животные на сочных лугах Сицилии. Поэтому, когда Одиссей со своей командой по случаю закусили несколькими особями из Гелиосовских стад, бог солнца добился того, что бы нахалов наказали. В результате выжил один Одиссей, остальных лакомок выжгло молнией вместе с кораблем.

Любовные затеи

Подобно другим богам Греции, Гелиос вел вполне гедонистический образ жизни, срывая цветы невинности то тут, то там. Иногда его похождения заканчивались невесело. Так он увлекся некоей Левкофеей, и не нашел ничего лучше, как обесчестить ее, приняв облик ее родной матери. Странная затея. Каким-то образом об этом узнала Клития, ее сестра, которая была сама заинтересована в Гелиосе. Приревновав, Клития сдала сестру отцу. Тот, потрясенный случившимся, закопал Левкофею живьем в землю. Клития, видимо терзаемая раскаянием, умерла от голода. Немного скрасили эту историю боги, превратив Левкофею в ветвь с фимиамом (ароматической смолой), а Клитию - в цветок гелиотропа. Но все равно, какая-то дикая история вышла.

Еще один роман Гелиоса закончился не менее трагически. Была у него возлюбленная по имени Арга, дочка самого Зевса и Геры. Но ей это мало помогло, когда она задела самолюбие лучезарного Гелиоса. В азарте охоты она как-то воскликнула, что беги олень быстрее самого солнца, она все равно догонит его. Гелиос услыхал, эго его пострадало, любовь моментально скончалась, и он превратил Аргу в собаку.

Дети солнца

Надо сказать, и дети Гелиоса отличались дерзким нравом.Так Фаэтон, его сын, решил, что вполне справится с папиным транспортом, и, подобно множеству подростков во вселенной, пока отца не было дома, взял его покататься. Однако, четыре божественные лошадиные силы в руках дилетанта - страшное орудие. Фаэтон не справился с управлением, и пылающая колесница помчалась к земле. Обожженная Гея взмолилась о помощи к Зевсу, тот метнул свою молнию и спалил Фаэтона (еще есть мнение, что Зевсу пришлось устроить потоп, что бы справиться с пожаром, но это уже кто-то льет на мельницу репутации Зевса сладенькую водичку). Любившие Фаэтона сестры, по глупости запрягшие коней для непутевого братца, так горевали, что превратились в тополя на месте гибели брата, а слезы их превратились в янтарь.

Вообще же дети Гелиоса, прозывавшиеся гелиадами, жили на Родосе. Они были очень одаренными, совершили за свою жизнь массу открытий и полезных расчетов. Так например, именно они разграничили время на часы. Самым одаренным из них был Тенаг. К сожалению, часть братьев позавидовали его талантам и убили. Из-за этого им пришлось бежать с острова, остальные же братья остались жить на Родосе.

Гигантомания и алчность

На Родосе дети солнечного бога поселились не случайно - это было место особого поклонения Гелиосу. Знаменитый Колосс Родосский был статуей Гелиоса, отлитой с большим умением и немалыми трудами учеником Лиссипа по имени Харес. Огромная по тем временам высота статуи, 36 метров, поражала воображение гостей острова. Она была видна издалека, ведь колосс был установлен при входе в гавань столицы острова. Появился он потому, что Родоссцы верили, что Гелиос прямо-таки сотворил Родос, вынес из морских глубин на собственных руках (разумеется, с корыстными целями, ему же нужно было место, где бы ему хорошенько поклонялись). Плюс статую воздвигли в благодарность богу за то, что он помог местным жителям, когда на них напал один из наследников Александра Македонского.

Правда Колосс простоял меньше века и упал в результате землетрясения. Но доконала статую не стихия, а страсть арабов к торговле. Когда они захватили остров, то не сохранили лежащую на берегу более тысячи лет статую, и продали Гелиоса на метал. Впрочем, это случилось в те времена, когда Гелиос силы уже не имел, и молнии возмездия ни в кого не полетели.

Калиспера

Сестра Гелиоса, Селена - богиня луны. Она очень любима поэтами и влюбленными. Крылатая, в золотом венце, она двигается по небу, разливая мягкий свет по земле и морю. У нее и любовная история своя, драматическая. Жил был странный юноша, который получил право выбирать, как ему прожить жизнь. Эндимион, так его звали, предпочел бессмертие и вечную юность, но взамен всю свою вечность он обречен был проспать в дальнем гроте. Вот в этого спящего красавца и влюбилась Селена. Каждую ночь она спускалась в пещеру, где он спал. Самое интересное, что сон возлюбленного не помешал Селене иметь от него огромное количество детей - пятьдесят (по числу лунных месяцев олимпийского цикла) и еще примерно пять - по выделявшимся греками фазам луны.

Божественная нимфомания

Эос, тоже сестра Гелиоса. Она замужем за Астреем, богом звездного неба. У них были дети - ветра Борей, Нот, Зефир и Эвр и звезды. Эос работала на заре, подобно Гелиосу она появлялась из океана на своей колеснице и предваряла солнце. Ее тоже очень любили поэты, соревнуясь в нежных эпитетах, в частности прозвали богиню зари «розовоперстой», то есть розовопальцевой. Мол, на заре по небу расходятся нежно розовые полосы света, как будто кто-то хорошенький растопырил пальцы на руках. Вот такая поэзия.

Эос, как оказалось, была неразборчива в связях со смертными мужчинами. Это свойство - своеобразная месть Афродиты за то, что Эос частенько развлекалась с Аресом, присяжным любовником богини страсти нежной. Как результат - толпы соблазненных мужчин, в случае упорства даже похищавшиеся, нежный утренний румянец Эос (то ли от смущения, то ли от удовольствия) и тот факт, что все мужчины без исключения могут ее благодарить за прилив чувственности по утрам. Что-то она такое с ними делает, эта богиня с розовыми пальчиками.

Однажды Эос полюбила одного пастуха, по имени Тифон. По привычке она похитила его, и так им увлеклась, что родила от него сыновей и даже испросила у Зевса для возлюбленного вечной жизни. Только вот по девичьей своей памяти забыла попросить еще и вечную молодость. Бедный Тифон состарился и истлел, и остался от него один только голос. Эос припрятала свою ошибку в дальнюю комнату, где и держит, особо не знакомя с ним гостей.

Калинихта

За темную ночь отвечает дочь Хаоса Никта. Она старше Гелиоса и его сестер и не нуждается в протекции. Она, может, вообще - одна из тех энергий из которых произошло все сущее. И всяко - от нее произошли Смерть, Сон, Убийство, богини судьбы, Эфир - горний воздух, Месть и Старость. С такими детьми можно чувствовать себя спокойно и уверенно в любой ситуации. Живет Никта в Тартаре, мрачной бездне, куда вообще-то ссылают, а не селятся там добровольно.

Несмотря на мрачный имидж и привычки, Никта много благосклоннее к людям, чем ее дети или другие боги. Она навевала на людей покой и негу, гася страсти и ссоры. Так же у нее можно было спросить совета и прорицания в Дельфах и Мегарах. Она знала многое из того, что скрыто от смертных, и, кажется, вела благопристойный образ жизни.


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.