Культ быка у различных народов. К вопросу историографии культов коня и быка в ямной археологической культуре Культ личности или культ великой идеи


Эта идеализированная концепция ритуалов жертвоприношения, использовавшаяся вместе с принесением клятвы и присяги о соблюдении законов, часто цитировалась учеными и исследователями в качестве аргумента сторонников эгейской теории в пользу мистерии, совершавшейся на Атлантиде. В этой связи они цитировали предание о легендарном царе Крита Миносе, которого афинский полководец и историк Фукидид (471 - 402 гг. до н.э.) провозглашает создателем первого в греческом мире флота. Именно Минос, как утверждают, попросил Посейдона послать ему белого быка, которого он мог бы принести в жертву в его честь. Животное было немедленно ему послано, но бык настолько понравился самому царю, что он решил подыскать ему замену и принес в жертву вместо белого быка совсем другое животное. В качестве кары за это непослушание Посейдон вселил в сердце жены Миноса, Пасифаи, пылкую страсть к белому быку. Ее неестественная похоть была удовлетворена с помощью знаменитого мастера Дедала, и в результате совокупления с быком царица родила страшное чудовище - получеловека-полубыка. Это чудовище, известное под именем Минотавра, обитало в мрачных подземельях царского дворца, выстроенных для него Мино- сом и получивших название Лабиринта. Царь Минос издал указ, по которому разбитые им афиняне в качестве ежегодной дани должны были присылать ему семь юношей и семь девушек, чтобы насытить кровожадную похоть чудовища. Эту варварскую дань афиняне продолжали приносить до тех пор, пока Минотавра наконец не убил славный герой Тесей.
Конечно, вышеприведенная история - всего лишь вымысел. Но вскоре после того, как сэр Артур Эванс в 1895 г. начал свои знаменитые раскопки на Крите, стало ясно, что величайшим культом, который исповедовали минойцы более 3500 лет тому
назад, был именно культ быка. В развалинах царского дворца в Кноссе Эванс открыл громадные фрески, с удивительной живостью изображавшие молодых юношей и девушек, совершающих смертельно опасный ритуальный прыжок через спину быка; кроме того, всюду во дворце встречались мотивы и изображения, так или иначе связанные с культом быка.
Для некоторых археологов и историков одного этого было уже вполне достаточно, чтобы высказать убеждение, будто место в Платоновом предании, описывающее жертвоприношения быков в Атлантиде, было основано на воспоминаниях о культе быка, бытовавшем на Крите. Более того, резные каменные колонны, найденные среди развалин миной- ской цивилизации в Акротири и уцелевших руинах Феры, точно так же были признаны свидетельством существования в древности колонн наподобие знаменитой колонны из ори- халька, испещренной священными письменами, у подножия которой во время традиционных собраний царевичей Атлантиды приносился в жертву лучший бык.
Однако возможно ли, чтобы минойские церемониальные игры с быками на острове Крит действительно оказали известное влияние на развитие легенды об Атлантиде? Как ни странно, в пользу такой возможности говорит буквально все, но - отнюдь не по тем причинам, к которым апеллируют сторонники теории «Крит - Атлантида». Античные авторы сообщают нам, что быки приносились в жертву регулярно в честь повелителя морей Посейдона. Особенно ценным подношением на алтарь считался желчный пузырь жертвы, поскольку он «напоминал о горечи морской воды». Таким образом, весьма вероятно, что Платон ввел саму идею о жертвоприношениях быков на Атлантиде просто потому, что это животное приносилось в жертву Посейдону. Но у нас нет никаких оснований связывать эти церемониальные бычьи ритуалы с Критом минойской эпохи потому только, что на Крите юноши и девушки совершали ритуал прыжков через быка, а бычья символика тут и там украшает руины критских городов.
Один весьма уважаемый автор книг об Атлантиде, осуществивший серьезное исследование почитания культа быка на материале платоновского «Крития», - Л. Спраж де Камп. В своем известном труде «Погибший континент: тема Атлантиды в истории, науке и литературе», впервые опубликованном в 1954 г., он считает связь с критским культом быка «наводящей на размышления». Далее он добавляет, что «возможно, что эти мотивы проникли в историю об Атлантиде в виде отдельных фрагментов, которые Платон просто собрал и неосознанно ввел в ткань своей легенды об Атлантиде». И хотя с этим он явно перебарщивает, де Камп отмечает полную несостоятельность гипотезы «Крит - Атлантида», указывая, что «маловероятно, чтобы древние египтяне [в качестве предполагаемых создателей этого мифа] додумались вынести Крит за пределы Средиземноморья, увеличили его размеры как минимум в сто раз и отодвинули его историю в прошлое на 8000 лет назад». Таким образом, легче предположить, что связь между Критом и Атлантидой имеет своим истоком не церемонии с быками, проводившиеся и там и там, а особое почитание бога Посейдона, владычествовавшего над водами, окружавшими и тот и другой остров.

См. "Апис"). Культ Быка и Барана был обращен к одной

и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах - в

небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с

головой овна все относятся к последнему аспекту, а с головой быка

К первому. Озирис, которому был посвящен бык, никогда не

считался фаллическим божеством, также и Шива со своим Быком

Нанди, несмотря на лингам. Как Нанди был чистого молочно-белого

цвета, таким был и Апис. Оба были симаолами порождающей, или

эволюционной, мощи во Вселенском Космосе. Те, кто считают

солнечных богов и быков обладающими фаллическим характером, или

связывают с ним Солнце, ошибаются. Лишь лунные боги и бараны, и

ягнята являются приапическими, и религии, которая, хотя и

несознательно, но все же приняла для своего поклонения бога,

преимущественно лунного, и подчеркивает свой выбор выделением

ягненка - предок которого баран, главным образом фаллический глиф

В качестве своего самого священного символа, мало приличествует

поносить более древние религии за применение того же символизма.

Культ быка, Аписа, Хапи Анкха, или живого Озириса, прекратился

более чем 3 000 лет тому назад; поклонение барану и ягненку

продолжается до наших дней. Мариетт Бей открыл Серапеум -

Некрополь быков Апис, неподалеку от Мемфиса - внушительную

подземную крипту 2 000 футов длиной и 20 футов шириной, хранящую

мумии тридцати священных быков. Если через 1 000 лет

римско-католический собор с пасхальным ягненком в нем был найден

под пеплом Везувия или Этны, были бы будущие поколения правы,

делая отсюда вывод, что христиане были поклонниками "ягненка" и

"голубя"? Все же оба эти символа дали бы им столько же прав на

это как в одном случае, так и в другом. Более того, не все

священные "быки" были фаллическими, т.е. мужскими; были и

гермафродитные и бесполые "быки". Черный бык Мневис, сын Птаха,

был посвящен Богу Ра в Гелиополисе; Пацис Гермонта - Амуну Гору,

и т.д., и т.д., и сам Апис был гермафродитом, а не животным

мужского пола, что являет его космический характер. С таким же

(См. "Апис"). и Барана был обращен к одной и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах - в небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с головой овна все относятся к последнему аспекту, а с головой быка - к первому. Озирис, которому был посвящен бык, никогда не считался фаллическим божеством, также и Шива со своим Быком Нанди, несмотря на лингам. Как Нанди был чистого молочно-белого цвета, таким был и Апис. Оба были симаолами порождающей, или эволюционной, мощи во Вселенском Космосе. Те, кто считают солнечных богов и быков обладающими фаллическим характером, или связывают с ним Солнце, ошибаются. Лишь лунные боги и бараны, и ягнята являются приапическими, и религии, которая, хотя и несознательно, но все же приняла для своего поклонения бога, преимущественно лунного, и подчеркивает свой выбор выделением ягненка - предок которого баран, главным образом фаллический глиф - в качестве своего самого священного символа, мало приличествует поносить более древние религии за применение того же символизма. , Аписа, Хапи Анкха, или живого Озириса, прекратился более чем 3 000 лет тому назад; поклонение барану и ягненку продолжается до наших дней. Мариетт Бей открыл Серапеум - Некрополь быков Апис, неподалеку от Мемфиса - внушительную подземную крипту 2 000 футов длиной и 20 футов шириной, хранящую мумии тридцати священных быков. Если через 1 000 лет римско-католический собор с пасхальным ягненком в нем был найден под пеплом Везувия или Этны, были бы будущие поколения правы, делая отсюда вывод, что христиане были поклонниками "ягненка" и "голубя"? Все же оба эти символа дали бы им столько же прав на это как в одном случае, так и в другом. Более того, не все священные "быки" были фаллическими, т.е. мужскими; были и гермафродитные и бесполые "быки". Черный бык Мневис, сын Птаха, был посвящен Богу Ра в Гелиополисе; Пацис Гермонта - Амуну Гору, и т.д., и т.д., и сам Апис был гермафродитом, а не животным мужского пола, что являет его космический характер. С таким же успехом можно и Тельца Зодиака и всю Природу назвать фаллическими.


Смотреть значение Культ Быка в других словарях

Культ — поклонение
обожествление
Словарь синонимов

Культ М. — 1. Религиозное служение божеству. // Совокупность религиозных обрядов. 2. Восхищенное преклонение перед кем-л., чем-л., почитание кого-л., чего-л. // Предмет такого преклонения, почитания.
Толковый словарь Ефремовой

Культ... — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значения: 1) культурно-просветительный (культобслуживание, культработа и т.п.); 2) связанный с культурно-просветительной работой........
Толковый словарь Ефремовой

Культ — культа, м. (латин. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный. 2. Восхищенное поклонение,........
Толковый словарь Ушакова

Культ Личности — - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающее, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная........
Политический словарь

Культ Политический — есть антропологический феномен политики, выражающийся в обожествлении политических лидеров. Политический культ не составляет исключительную особенность восточных........
Политический словарь

Культ — -а; м. [лат. cultus]
1. Религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды. К. Диониса в древней Греции. Служители культа (духовенство).
2. кого-чего. Поклонение........
Толковый словарь Кузнецова

Культ... — Первая часть сложных слов.
1. Вносит зн.: относящийся, принадлежащий к культурным потребностям. Культтовары.
2. Вносит зн.: обслуживающий культурные потребности. Культбаза,........
Толковый словарь Кузнецова

Позиция Быка — ситуация, когда число покупок ценных бумаг у определенного игрока превышает число продаж и одновременно увеличивается его выигрыш от роста цен.
Экономический словарь

Спрэд "быка" — (bull spread) – опционная
стратегия, основанная на
прогнозе повышения
цены на рынке
спот.
Экономический словарь

Час Быка — устойчивое повышение курсовой стоимости биржевого
товара.
Экономический словарь

Bull Note (облигация "быка") — Облигация, выкупная стоимость которой привязана либо к индексу цен (например к индексу FTSE 100; см.:
Экономический словарь

Bull Position (позиция "быка") — См.: bull (“бык”).
Экономический словарь

Час Быка — - устойчивое повышение курсовой стоимости биржевого товара.
Юридический словарь

Культ — (от лат. cultus - почитание) -1) один из основных элементов религии;действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.),имеющие целью дать видимое выражение........

Культ Предков — одна из ранних форм религии, поклонение духам умершихпредков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков.
Большой энциклопедический словарь

Культ — - почитание, преклонение. Один из основных элементов религии. Чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо (купьт личности).
Исторический словарь

Культ Личности — - политика, возвеличивающая одного человека, характерная, в основном, для тоталитарною режима и пропагандирующая исключительность правителя, его всемогущество и неограниченность........
Исторический словарь

Верховного Существа Культ — гос. религ. культ, декретированный Конвентом во время якобинской диктатуры во Франции 18 флореаля (7 мая 1794). Введение В. c. к. было продиктовано, с одной стороны, намерением........

Культ — религиозный (лат. cultus - почитание) - 1) Система почитания сверхъестеств. сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, молитв, богослужений,........
Советская историческая энциклопедия

Культ Личности Сталина — чуждое принципам марксизма-ленинизма искусственное преувеличение и возвеличивание роли личности И. В. Сталина, которое имело место с начала 30-х гг. Практика К. л. С. привела........
Советская историческая энциклопедия

Культ Предков — религ. почитание душ или духов предков рода, племени или семьи, к-рым приписывалось влияние на жизнь потомков. Стремление расположить этих духов к живым выражалось в........
Советская историческая энциклопедия

Солярный Культ — - почитание солнца, относится к числу древнейших религий.
Исторический словарь

Разума Культ — во Франции в период якобинской диктатуры рационалистич. культ, насаждавшийся взамен христ. культа участниками дехристианизации (инициаторы: Шометт, Эбер, Клоотс, Марешаль).........
Советская историческая энциклопедия

Фюрера, Культ — Существовавшая в Третьем рейхе практика создания образа вождя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Нацистская пропаганда постоянно внушала немецкому........
Исторический словарь

Культ — (от лат. cultus - почитание), один из основных элементов религии; совокупность обрядовых действий, направленных на выражение поклонения перед божеством. Кроме пения, танцев,........
Сексологическая энциклопедия

Гор Культ — почитание гор, повсеместно распространенное в Индии. Горы и холмы почитаются как обители богов (дэва). К числу особо свящ. относятся Гималаи. За их гл. хребтом, по индуистским........
Словарь индуизма

Деревьев Культ — один из древнейших культов в Индии; засвидетельствован со времен протоиндийской цивилизации. Дерево на платформе, окруженное оградой, было древнейшим типом святилища.........
Словарь индуизма

Животных Культ — один из древнейших культов в Индии; сохраняется до наших дней в виде почитания свящ. животных, к разряду к-рых относятся корова, обезьяна, тигр, змея (см. ЗМЕЙ КУЛЬТ), крокодил,........
Словарь индуизма

Змей Культ — почитание змей в разных формах, известное в Индии со времен протоиндийской цивилизации (изображения змей у платформы под свящ. деревом, изображения двух змей, стоящих........
Словарь индуизма

БЫК символизирует мощную жизненную силу, обеспечивающую творение на разных уровнях. С этой силой связано и появление всего сущего (верховные боги-творцы, Отец-небо), и власть над стихиями (боги-громовержцы, возглавляющие пантеоны богов), и плодородие (боги Луны), и власть над человеческим миром (боги Солнца).

Любое божество во времена древних цивилизаций III-II тыс. до н.э. могло принимать образ быка или иметь связанные с ним атрибуты — бычьи рога, бычью голову и т.п. Возникали человекобыки, чудовища типа Минотавра , символизирующие власть материальной природы над человеком. Быки приносились в жертву богам (гекатомба), их кровь не только символизирует силу и ярость животного, но рассматривалась как средство очищения и возобновления. Игры с быками, воспроизводящие мотив укрощения быка, имеют характер посвящения, инициатических испытаний (тавромахия). Ярость быка, его дикость, является эпитетом для богов войны, воинского неистовства, духа битвы, необходимого для победы.

В Египте бычьи рога украшали храмы, гробницы, предметы утвари. Вот лишь некоторые из египетских божеств в облике быка: Апис — божественный бык Мемфиса, Ра — небесный бык, Осирис — земной бык, Мневис — божественный черный бык, Балкис — божественный бык Фив.

Наиболее почитаемым божеством был черный бык Хапи, которого греки называли Апис. Этот священный «бык луны» был, по поверьям, зачат от лунного луча. Он считался душой бога Мемфиса Птаха, а также был посвящен солярному богу Ра. Апис в образе небесного быка ежедневно оплодотворял Небесную Корову, богиню неба Нут. От него она рождала золотого теленка — солнечный диск. Египтяне верили, что ритуальный бег Аписа по полям приносит плодородие и достаток. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Верили, что после смерти душа Аписа воссоединяется с душой Осириса (отсюда имя Серапис).

В Месопотамии бык — символ плодородия и мощи; он соединяет в себе небесное влияние и земную силу. Бог неба — Ану, отец, покровитель и наставник всех богов. На голове у него тиара с рогами — символ величайшего могущества. Нанна, Син — это бог Луны, его эпитет — «бык с лазуритовой бородой». В колесницу сына Нанны, Ишкура, запряжены семь бурь; его называли «диким быком ярости». Ранние изображения Ишкура — в виде быка и льва (их рев слышится в раскатах грома). Одно из животных, соотнесенных с громом, — Небесный бык, которого посылает Инанне (Иштар) Ану, когда она хочет погубить Гильгамеша. «Я — прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля» — говорит о себе богиня грозы, распри и любви Инанна. Главным богом Вавилона был Мардук — крылатый бык, которого называли «теленком Уту», бога Солнца.

В мифологии хеттов и хурритов сам бог грозы Тешуб принимает образ быка и часто изображается как страж входа; у бога грозы два быка — Хурри (утро) и Шери (вечер).

Верховный бог, демиург и первопредок западно-семитской мифологии , Илу, именовался быком и олицетворял плодоносящее начало. Адад, Рамман и Баал — солярные боги плодородия, бури и грома — ездили на быках и звались «быками небесными».

В Древней Индии «красным быком, дающим жизнь», называют Дьяуса ; это отец-небо, порождающий все во Вселенной. Считается, что он — отец Индры, «быка быков» и Агни, бога огня. Ушас — заря, дочь Дьяуса — выезжает на колеснице, запряженной алыми конями или быками, и открывает небесные врата. Имя Дьяуса, означающее «отец дня», имеет точные соответствия в древнегреческом языке (Зевс) и латинском (Юпитер).

Богом света, богом Луны является Сома ; он — оплодотворяющая влага, «семя неба»; он обладает природой света, разлит между небом и землей. Сила, придаваемая божественным напитком сомой, часто приравнивается силе быка.

Существует мифологический мотив о превращении Рудры в быка и его браке с землей, принявшей облик пятнистой коровы. От этого брака родились 37 сыновей-воинов, ставших спутниками Индры.

В Ригведе гром — рев быка, молния — его рога, а дождь — его семя, оплодотворяющее землю. Существует мнение, что санскритские слова «бык» и «дождь» произошли от одного корня. О боге грозы — Индре — говорится, что он разъяренный, как бык, а его могучая сила сравнивается с мужской небесной силой. Бык является атрибутом Агни — «Мощного Быка» — и формой Индры в его плодородном аспекте, отсюда идет обычай приносить ему в жертву по сто быков (гекатомба).

В индуистской мифологии в виде белого быка обычно изображается Нандин, слуга, привратник и друг Шивы, сопровождающий музыкой космический танец бога. Нандин считается ездовым животным Шивы и рассматривается как его зооморфная форма.

Бог подземного мира Яма изображается с головой быка или буйвола; его ездовое животное -черный буйвол.

В Древнем Иране первыми творениями Ахура Мазды были Первозданный Бык — белый и сияющий, как Луна, первый человек по имени Гайа Мартан и первое растение. Первозданных живых существ боги принесли в жертву: истолкли растение, заклали Быка, убили человека, — и из их плоти возникли семена, твари и род людской. Когда Первозданный Бык умер, осталось божество Геуш Урван, Душа Быка. Оно является покровителем стад, с которым соединяются души всех быков, закланных при жертвоприношениях; к нему обращаются, чтобы тучнели пастбища. Но если где-то нарушаются предписания, Душа Быка бросается туда, чтобы наказать виновного и восстановить справедливость.

В минойской культуре бык был одним из наиболее почитаемых священных символов, выражавших могущество, силу и плодородие. На Крите из рогов быка возводились алтари, в виде бычьих голов изготавливались сосуды для жертвенных возлияний — ритоны; известны также акробатические игры с быком — тавромахия. Эта культура названа по имени царя Миноса — мудрого правителя, одного из трех сыновей финикийской царевны Европы, похищенной Зевсом-быком. Бык, посланный из моря Посейдоном — огромный, белый, прекрасный — для подтверждения права Миноса на власть, становится причиной трагедии: рождения Минотавра Пасифаей, женой Миноса.

Тезей, вступающий в поединок с этим чудовищем, человекобыком, — герой греческой мифологии, унаследовавшей богов Крита. Знаменитая гекатомба — жертвоприношение ста быков — упоминается в «Илиаде» Гомера. В «Одиссее» черные и белые быки Гелиоса пасутся на острове Триникрия, представляя день и ночь.

У древних греко в бык был атрибутом Зевса и Афродиты, у римлян связан с Юпитером, Венерой и Европой. Диониса, необузданного бога плодоносящих сил земли, растительности и виноделия, изображали с рогами, а иногда и с головой быка.

В Древнем Риме во время тавроболий — обрядов жертвоприношения быка — посвящаемого обливали бычьей кровью, символизировавшей жизненную силу.

В митраизме вся мифологическая жизнь Митры, Непобедимого Солнца, связана с солнечным циклом. Митра укрощает быка, который символизирует душу мира, его производительные силы, источник весеннего расцвета жизни. Выполняя волю Юпитера-Ормазда, Митра убивает быка, принося его в жертву. И происходит чудо: из тела быка родились все полезные травы и растения; семя его, «собранное и очищенное луной», дало жизнь всем видам полезных животных, а его душа, охраняемая собакой, верным спутником Митры, поднялась в небеса, где, обожествленная под именем Сильвана, стала защитником стад.

К античным времена м восходит культ быков в мифологии Северной Европы. У кельтов боги-быки символизируют силу и мощь. Для друидов бык — это солнце, а корова — земля. У скандинавов бык — атрибут Тора, бога грома, бури и плодородия, кроме того, он посвящен Фрее.

По славянским преданиям, священный золоторогий Бык-Тур — могущественная творческая сила Bceленной, носитель плодородия, символ мужества, храбрости. Древний культ Солнца-быка — бога скотоводов и воинов — проявлялся не только в том, что люди приносили в жертву быков или лепили из теста ритуальные фигурки бычков и коровок, весь мир представлялся огромным быком. К нему обращались как к тотемному предку: «Бык-боже! Царь-отец!». С тех времен и сложилось представление про бога, который управляет молнией и громом и оплодотворяет землю дождем.

В Библии , в насыщенной мистической символикой картине явления бога иудейскому пророку Иезекиилю, присутствуют четыре таинственных животных с лицами человека, льва, тельца и орла. Последующая христианская традиция видела в четырех животных видения Иезекиля символику четырех евангелистов: орел — св. Иоанн, лев — св. Марк, бык — св. Лука и человек — св. Матфей. Символика «четырех ликов» истолковывалась как величественные атрибуты животных-царей: лев — сила, орел — небесное парение, к которым добавлена разумность человека и жертвенность тельца.