Добрыня и змей (в развитие идеи историзма былин). «От древнерусского эпоса к современной мультипликации» (на примере сравнительной характеристики былины «Добрыня и Змей» и мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч») Былина добрыня и змей горыныч краткое

Использование сравнительного анализа в былине «Добрыня и Змей» и современного блокбастера «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Горбатенко М.В., учитель русского языка и литературы

Гимназия № 2, г. Нерюнгри

[email protected]

Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры такие богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством, оставленным нам нашими предками, являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания. Героические былины дошли к нам из глубины веков.

Уровень информатизации современного общества сейчас очень высок, оно всё больше обращается к научным и публицистическим изданиям, и если современное общество меньше уделяет внимание классике, то былина уже совсем забывается. В качестве возрождения русского фольклора используются разные способы, в том числе и современная мультипликация.

Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Современная киноиндустрия, как отечественная, так и зарубежная поражает своим разнообразием, в том числе и мультфильмами.

Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации. Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи мультяшных героев. Мультфильмы влияют на формирование личности ребенка.

Яркие, зрелищные, образные с одной стороны и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

В мультфильме Добрыня Никитич числится на службе Князя Киевского, как и полагается богатырям. Он честно и исправно исполняет свои обязанности, неукоснительно выполняя поручения Князя. Добрыня защищает Княжество Киевское, собирает дань с врагов и подчиненных княжеств, и вообще – делает все, чего требует служба богатыря земли Русской. Добрыня Никитич – состоявшийся семьянин – единственный мультипликационный герой такого плана, чья история не заканчивается в конце мультфильма шумной свадьбой. Добрыня уже много лет служит Князю Киевскому, не сомневаясь в обоснованности его поручений. Но очередная просьба Князя вынуждает Добрыню сомневаться в ее честности. Как истинный богатырь, Добрыня Никитич разрешает конфликт, несмотря на все препятствия, сложности и преграды. Добрыня терпеливо относится к своему назойливому и очень болтливому спутнику Елисею, обучая его премудростям богатырской науки.Добрыня – это колоритный, яркий и самый заметный персонаж мультфильма. Он воплощает в себе наиболее характерные черты собирательного образа богатыря. Он по определению несет в себе спокойствие, уверенность, мощь и разумную отвагу. Добрыня Никитич одновременно умеет быть и серьезным и забавным, он способен удивлять своей непосредственностью и искренностью, он восхищает как самый бесхитростный герой мультфильма. Даже в сложной и неоднозначной ситуации мультфильма, Добрыня Никитич остается все таким же честным и добрым богатырем, который сумеет найти правду и среди самых хитроумных махинаций и бесчестных ухищрений. В Добрыне Никитиче можно узнать черты всех известных русских богатырей – искренность, доброту, мужество, спокойствие, доблесть и, разумеется, безграничную отвагу. Сравнение сюжетов двух произведений.

Можно сделать вывод, что для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

В отличие от былины мультфильм сделан в стиле так называемой «пародии на сказку», родоначальником которого является «Шрек» и имеет все его характерные элементы:

    Общий юмористический тон, Ироническое несоответствие некоторых персонажей и действий их сказочным «прототипам» (например, Змей Горыныч оказывается «хорошим парнем» и другом Добрыни).

    Использование клише из популярных фильмов: Змей Горыныч уклоняется от Добрыни «Матрица»,

    Колыван произносит фразу «А теперь - горбатый! Я сказал: горбатый!» «Место встречи изменить нельзя»

    Фраза «В чём сила, брат?», которую произносит Добрыня, позаимствована из дилогии «Брат».

    Фразы «Ну, что делать с ним будем?» и «Голову ему отрубить!» - иллюзия на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Упоминания о вещах, характерных для нынешнего времени, и оттого комических (Добрыня: «Не знаешь, чего делать? Упал, отжался! Десять раз!.. Двадцать! Вернёмся, я тебя в дружину определю. Там тебя всему научат!» (Имеется в виду современная армия) или же

    Колыван в обмен на услуги обещает Бабе Яге «Дачу под Киевом»).

    Присутствует и герой из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Портрет Тугарина Змея висит на заднем плане на блокпосту басурманов в главной юрте хана Бекета.

    Кроме того, Елисей проезжает Ростов (город Алёши Поповича), когда доставляет письмо к Добрыне. Также, свадебный стол в финальной сцене проходил именно через Ростов.

    Статуэтка, которую хан Бекет берёт из оброка, - это символ премии «Оскар».

На вопрос «Почему интереснее смотреть мультфильм, чем читать былину?» респонденты дали следующие ответы:

Сложный текст для восприятия; при чтении былины сложно представить героев; былину не будешь самостоятельно читать;

Мультфильм смотреть интересно, много приколов; сразу видишь героев;

Мультфильм можно смотреть много раз самому.

Заключение.

1.На героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга.

2.Различна цель создания текстов. Былина «Добрыня и Змей» имеет познавательный характер. Блокбастер «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» -развлекательный характер.

3. Сюжет былины практически не совпадает с сюжетом мультфильма.

4.Данный богатырский блокбастер не доносит до современного зрителя идейного содержания былины «Добрыня и Змей».

5. В современной интерпретации данной былины наблюдается практически полное расхождение с былинным языком.

6. Персонажи в мультфильме трактуются совсем иначе, чем в древнерусской былине.

7. В мультфильм добавлены новые герои, что усложняет сюжет и изменяет взаимоотношения между персонажами.

Мы, русские люди, гордимся своей страной. Нам бесконечно дорого и близко наше настоящее, мы верим в светлое будущее, но ценим и чтим наше прошлое, которое надо помнить для того, чтобы учиться у него.

Мы считаем, что данный мультфильм смешной, интересный, но больше создан для взрослых, чем для детей. Сначала у детей должно сформироваться патриотическое мировоззрение благодаря русским былинам, а потом можно ради развлечения посмотреть мультипликационный фильм.

Литература

1. Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.

2. . Былины / Сост., вступ. ст., подгот. тектов и коммент. Ф.М. Селиванова. - М., 1988.

3. Новый справочник школьника. 5-11 класс. Универсальное пособие. Т.1. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.

4. http://dobrinya.3bogatirya.ru , http://ru.wikipedia.org

5. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

6. . Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1999

Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение.

В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря - дочь известного героя, Микулы Селяниновича. Звали её Настасья.

Образ богатыря - былинного героя

(В. Васнецов " Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем " 1918г )

Основой для создания былинного образа является реальный человек - воевода Добрыня. Он - родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” - в честь рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о народной любви к герою.

Если брать во внимание те сюжеты, в которых даже вскользь упоминается персонаж - их больше 50-ти. Былин, где описывается образ и подвиги Добрыни Никитича, как центральной фигуры - 8. В них описываются его поединки с Ильей Муромцем, Дунаем Ивановичем, борьба со змеем. Былины о Добрыне Никитиче также рассказывают нам о Алеше Поповиче, Василии Казимировиче, Насте, поисках невесты для князя.

Подвиги и героизм русского богатыря

(Иллюстрация - Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча )

Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя - Рогнеды, легла в основу соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”. В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой, магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.

Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв - он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.

Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример любви к своей земле и соотечественникам.

Читается за 20 минут

Добрыня и Змей

Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налёты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змеёныши. Ещё не велела она купаться в Пучай-реке.

Сын-богатырь делает все наоборот. Едет в чисто поле, достигает Сорочинской горы, топчет змеёнышей и выручает пленных земляков. После этого он не торопится восвояси. «Богатырское его сердце распотелося». Не спеша Добрыня подъезжает к Пучай-реке, раздевается и ныряет, приговаривая, что мать была не права: учила, что река свирепая, а она «кротка-смирна, она будто лужа-то дождевая!». В ту же минуту небо заволакивает чёрная туча, раздаются удары, похожие на гром. Это летит разгневанный Змей Горыныч. Он со злорадством обнаруживает богатыря раздетого и безоружного и кричит ему, что теперь Добрыня в его руках.

Добрыня одним взмахом выплывает на берег. Одежда его похищена Змеем, коня нет. Остался лишь один пуховый колпак. Но у богатыря и колпак не прост - «по весу тот колпак; да целых три пуда». И герой запускает им в Змея с такой силой, что сразу отшибает злодею двенадцать хоботов. Чудовище падает на траву. Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достаёт булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеёнышей.

Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака.

Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.

В отчаянии князь Владимир кличет клич, призывая всех богатырей спасти Забаву Путятичну. Багатыри указывают на Добрыню, замечая, что у него есть договор со Змеем. А Алеша Попович говорит, что освободит Князеву племянницу «без драки-кровопролития».

Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжёлый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.

Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белёшенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка - старого, но верного и ещё доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня - долго и очень тщательно: «Седлал Бурка в сёдлышко черкасское, / Он потнички да клал на потнички, / Он на потнички да клал войлочки, / Клал на войлочки черкасское сёдлышко, / Все подтягивал двенадцать тугих подпругов, / Он тринадцатый клал до ради крепости...»

Матушка вручила сыну шёлковую плётку, наказав, когда змеёныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плёткой.

Так оно и случилось. Змеёныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шёлковой плёткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.

В это время из норы выполз Змей и обратился к Добрыне с вопросом, почему вновь прикатил на Сорочинскую гору и супротив уговора потоптал его змеёнышей? Добрыня ответил ему с праведным гневом: «Черт ли тя нёс да через Киев-град!» После этого богатырь предложил сопернику вернуть назад Забаву Путятичну без боя и кровопролития. Однако чудовище бросилось в бой.

Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес: «Молодой Добрыня сын Никитинич! / Дрался со Змеёй ты трое суточки, / Подерись со Змеем ещё три часа: / Ты побьёшь Змею да ту проклятую!»

Добрыня повинуется. Собрав последние силы, он отчаянно дерётся ещё три часа. Наконец Змей падает обессиленный и издыхает. Из его ран извергается море крови. Добрыня хочет покинуть поле боя, но снова слышит небесный наказ: не уходить просто так, а взять копье и что есть мочи бить им во сыру землю, приговаривая: «расступись-ка, матушка-сыра земля ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную».

Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идёт в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради неё предпринял весь этот опасный поход: «Для тебя я эдак теперь странствовал, / Ты поедем-ка ко граду ко Киеву, / Ай ко ласковому князю ко Владимиру».

Добрыня и Маринка

Ефимья Александровна заклинает сына: когда тот пойдёт гулять по Киеву, избегать переулка, на котором живёт королевична Марина Кайдальевна. Она уже завлекла своими волшебными чарами множество знатного и простого народу и всех безжалостно загубила. На ее счету погубленные девять русских богатырей, и Добрыню может ждать та же участь.

Гуляя по городу, Добрыня поначалу действительно сторонится запретного места. Но на глаза ему попадается нежно воркующая голубиная пара. Добрыня чувствует, что это не настоящие голуби, а наваждение нечистой силы. Он без колебаний пускает в голубей калёную стрелу. Но стрела пролетает мимо цели и попадает в косое окошко высокого терема. Это и было окошко Марины Кайдальевны, лукавой чаровницы.

Добрыня, не мешкая, отправляется прямо в этот терем - забрать свою стрелу. Когда он предстаёт перед хозяйкой, то слышит сахарные приветливые речи: «Ах ты душенька, Добрыня сын Никитинич! / Сделаем, Добрынюшка, со мной любовь!»

Богатырь не поддаётся обольщениям и с достоинством отвечает Марине, что он ей «не полюбовничек», поворачивается и выходит на широкий двор. Маринушка пускает в ход свои колдовские чары: «А стругает тут следочки да Добрынины, / Рыла тут во печку во муравлену / И сама же к следочкам приговаривает: / Горите вы, следочки да Добрынины / Во той во печке во муравленой. / Гори-ко во Добрынюшке по мне душа!»

Колдовство срабатывает. Добрыня возвращается в горницу, кланяется коварной красавице и соглашается «сделать с ней любовь». Но Марина решает отомстить Добрыне, превращает его в златорогого тура и выпускает в чисто поле. Тур несётся вперёд, производя вокруг страшное разорение. Он вытаптывает сначала стада мирно пасущихся гусей, потом лебедей, потом овец и коров, наконец, уничтожает табун коней. Владения, по которым он проносится, принадлежат родной Добрыниной тётке премудрой Авдотье Ивановне. Каждый раз после очередного бедствия с вверенной им птицей и скотиной пастухи приходят к Авдотье Ивановне с жалобой на страшного и мощного тура. Авдотья Ивановна прозревает истину и печально признает, что это не тур, а ее любимый племянник, заколдованный ведьмой Мариной. Авдотья Ивановна решает противопоставить злым чарам свои добрые.

Она оборачивается сорокой и летит к ведьме, которую упрекает в проделках, а затем просит вернуть Добрыне прежний богатырский облик. В противном случае тётка грозит Марину тоже обернуть сорокою, что тут же и выполняет.

Марина-сорока летит в поле, находит там золоторогого тура и садится к нему на рога, нашёптывая: если Добрыня согласится пойти с ней, Мариной, под венец, она вернёт ему человеческий облик. Добрыня, понявший, что стал добычей ведьмы, решает схитрить. Он даёт ей обещание жениться: «Сделаю я заповедь великую, я приму с тобой, Марина, по злату венцу».

Колдунья превращает его снова в богатыря, а сама становится девицей. Они являются к князю Владимиру с просьбой о благословении. Затевается богатая свадьба. Добрыня даёт тайный наказ перед пиром: «Ай же, слуги мои верные! / Попрошу у вас же чару зелена вина, / Вы попрежде мне подайте саблю вострую».

Когда богатырь остаётся с Мариной наедине, она снова берётся за колдовство. Сначала ведьма оборачивает Добрыню горностаем, затем соколом, заставляя ломать когти и крылья и потешаясь над его бессилием. Измученный Добрыня-соколик обращается к Марине с просьбой дать ему отдых и позволить выпить чарку. Марина превращает его в добра молодца, не ожидая никакого подвоха. Добрыня тут же кличет слуг и произносит условную фразу. Слуги «поскорешенько» подают ему острую саблю, и богатырь, не мешкая, сносит ведьме голову - за ее «неумильные» поступки.

Наутро отдохнувший после жаркой бани Добрыня Никитич сидит у крыльца. Проходящие мимо соседи, князья да бояре, поздравляют его с женитьбой и слышат ответ по всей правде: «Я вечор же, братцы, был женат не холост, / А нынче я стал, братцы, холост не женат. / Я отсек нонь Марине буйну голову / За ейны было поступки неумильные».

Окружающие не скрывают радости по поводу такого исхода дела. Все наперебой благодарят богатыря, избавившего город от злой и коварной колдуньи, которая извела, помимо королей с королевичами и князей с князевичами, ещё девятерых славных русских богатырей. Не говоря уже о бессчётных жертвах простого «народушку да черняди»!

Добрыня Никитич и Василий Казимирович

Князь Владимир устраивает знатный пир, на который съезжаются многочисленные гости. Всем хватает изысканных яств и доброго вина. Сам хозяин прохаживается по зале и задумчиво оглядывает шумное застолье. Затем обращается к собравшимся с вопросом: кто сослужит ему службу великую? Кто съездит в дальнюю землю Половецкую и свезёт царю Батуру дань, не плаченную двенадцать лет?

Гости начинают хорониться друг за друга и стыдливо помалкивают. Наконец из толпы выходит удалой молодец в зелёных сафьяновых сапожках и кланяется Владимиру. Это богатырь Василий Казимирович. Он даёт князю слово: «Послужу я тебе верой-правдою, / Позаочи-в-очи не изменою / Я свезу твоё золото и серебро, / Я свезу твой скатный жемчуг, / Свезу сорок сороков ясных соколов, / Свезу сорок сороков чёрных соболей...»

После этого зарока Василий Казимирович уходит с пира, повесив буйну голову в кручине. Посреди широкой улицы он встречает Добрыню Никитича. Тот интересуется причиной печали, но Василий лишь, «ровно бык», проходит мимо. Лишь с третьего захода удаётся Добрыне доискаться до случившегося. Он сам догадывается, что произошло, и напрямую спрашивает Василия: «Али ты захвастался куда ехати?» Добрыня обещает другу, все ещё хранящему угрюмое молчание: «Я не выдам тебя у дела ратного, / И у того часу скоросмертного!»

Услышав подобное, Василий бросается Добрыне на грудь, обнимает его, называет своим старшим братом, признается, что действительно не сдержался на пиру и расхвастался перед всеми, а теперь пора держать ответ за бахвальство. Добрыня решительно говорит, что они не повезут от князя никакой пошлины, а сделают наоборот - попросят дани «от собаки Батура Батвесова». Богатыри братаются и идут вдвоём в белокаменные палаты к князю Владимиру, где продолжается честной пир.

Молодцев встречают с подобающим почётом, усаживают за один стол с самим князем, подносят им доброго вина, «не малы чары - в полтора ведра». После этого богатыри излагают князю свой план и просят его написать собственноручное письмо Батуру с требованием о пошлине. Владимир исполняет их просьбу, затем благословляет обоих молодцов, и те отправляются в дорогу. На богатырских конях Добрыня и Василий мгновенно скрываются из виду и вскоре достигают земли Половецкой.

На вражеской территории друзья ведут себя смело и уверенно. Спешившись, они не привязывают коней и без спросу входят прямо в терем Батура Не поклонившись хозяину, они заносчиво сообщают, что привезли дань от князя Владимира, и тут же Василий достаёт из кармана «ярлыки скоросписчаты» - письмо князя. Прочитав это письмо, Батур свирепеет. Он вкрадчиво заявляет Василию, что тот больше не уйдёт из его дома. Но Василий не пугается угроз: «Я надеюсь на мати чудную, пресвятую Богородицу, / Надеюсь на родимого на брателка, / На того ли братца на названого, / На Добрыню ли на Никитича».

И действительно, трижды Батур расставляет Василию коварные ловушки - и трижды Добрыня принимает на себя удар. Сначала он садится играть с Батуром в кости и обыгрывает его. Потом Добрыня побеждает Батура в состязаниях по стрельбе из лука Наконец, раздосадованный хозяин вызвал молодцев на борьбу - и снова Добрыня одерживает верх, несмотря на то что Батур призвал на помощь множество татар. Василий вооружается белодубовой осью и бросается на помощь названому брату. Батур, испугавшись, выбегает на крыльцо и зычным голосом кричит о пощаде: «Вы оставьте мне хоть на приплод татар!..»

В результате татарин соглашается отдать князю Владимиру дань за двенадцать лет, лишь бы богатыри убрались восвояси. Нагруженные богатой добычей, Василий и Добрыня едут в Киев и с почтением предстают пред княжеские очи. Служба сослужена исправно, царь угощает их от сердца и кланяется за их богатырскую отвагу до сырой земли: «Послужили вы мне верой-правдою, / Верой-правдою неизменною».

Добрыня Никитич, его жена и Алёша Попович

После многих удалых, но и кровавых подвигов Добрыня Никитич закручинился от раскаянья. Он обратился к матери с горькими словами упрёков: лучше бы ты не рожала меня, я не убивал бы тогда неповинных душ, не сиротил малых детушек, не проливал крови понапрасну. Мать ответила ему со сдержанным достоинством: я и рада была бы, молвила Ефимья Александровна, «спородити» тебя «таланом-участью» в Илью Муромца, силой в Святогора-богатыря, смелостью в Алешу Поповича. Но ты, сын, других статей - таких, какие пожаловал Бог.

После этих слов, в стремлении побыть в одиночестве и развеять злую тоску, Добрыня оседлал коня и собрался в дорогу. Его проводили мать и молодая жена Настасья Никулична Стоя у правого стремени, она кротко спрашивала Добрыню, когда ждать его обратно домой. Муж наказал дожидаться его три года, а если к той поре не вернётся, ждать ещё три года.

Единственное условие, которое ставит при этом Добрыня, - ни в коем случае не выходить за его названого брата Алешу Поповича И вот мать и жена остаются в мучительном этом ожидании.

Так проходят шесть долгих лет. Добрыни нет. И единственную весть о нем привозит Алеша Попович: он сообщает, что Добрыня убит, что сам видел его простреленное тело в чистом поле. Добрыню горько оплакивают, а затем князь Владимир начинает заводить с молодой вдовой Настасьей речи о новом замужестве: «Ты поди замуж хоть за князя, хоть за боярина, / Хоть за русского могучего богатыря, / Хоть за смелого Алешу за Поповича».

Настасья низко кланяется и смиренно отвечает: она ждала мужа шесть лет, как он велел, но будет ждать ещё шесть. Если Добрыня не вернётся, она согласна выйти замуж во второй раз.

Проходит ещё шесть лет. От Добрыни по-прежнему нет ни весточки. Князь Владимир возвращается к отложенному уговору. Настасья отвечает согласием - она выбирает из всех женихов Алешу Поповича.

Третий день идёт свадебный пир, после чего предстоит узаконить брак венчанием в церкви. В это время Добрыня проезжает где-то у Царь-града. Конь под ним спотыкается, вызывая гнев богатыря. Однако верный конь отвечает человеческим голосом: он упреждает Добрыню, что сегодня должно состояться венчание Настасьи с Алешей Поповичем. Вскипевший от ярости Добрыня пришпоривает Бурка - и вот уже в одно мгновенье конь переносит его через горы и равнины, через реки и озера, проносится через ограду его старого терема и останавливается у самых дверей.

Без спросу и докладу Добрыня стремительно проходит в палаты к Ефимье Александровне и, перекрестившись, низко кланяется ей. Мать не узнает его после стольких лет разлуки. Вбежавшие следом слуги кричат, что неизвестный гонец ворвался без спросу. Гость рассказывает, что накануне встретился в Добрыней. Мать укоризненно говорит, что Добрыня давно убит и что Алеша Попович тому свидетель.

Не показывая волнения, гость передаёт наказ Добрыни узнать о его любимой жене. Мать отвечает, что сегодня Настасья венчается с Алешей Поповичем. Гость обращается с последней просьбой - также ссылаясь на завет Добрыни: дать ему хозяйское скоморошеское платье и яровчатые гусли.

Переодевшись скоморохом, Добрыня Никитич идёт на княжеский двор и проходит прямо к буйному застолью. Недовольный его непочтительностью князь хмуро указывает ему место за печкой среди скоморохов. Добрыня ударяет по струнам, и мелодия завораживает всех присутствующих. Все на пиру замолкают и слушают. В благодарность незнакомца приглашают пересесть из угла за княжеский стол. Сам Владимир предлагает гусляру выбрать любое из трёх почётных мест: «Первое место - сядь подле меня, / Другое место - супротив меня, / Третье место - куда сам захошь».

Гость выбирает третье - садится на скамью прямо напротив молодой новобрачной, просит поднести ему чару вина, опускает в неё свой золотой перстень и протягивает чару Настасье, прося ее непременно выпить до дна.

Настасья выпивает чару единым духом и узнает обручальное кольцо мужа. Тогда она решительно заявляет на весь пир: «Ведь не тот мой муж, да кой подле меня, / А тот мой муж, кой супротив меня: / Сидит мой муж да на скамеечке, / Он подносит мне-то чару зелена вина».

Настасья выбегает из-за стола, падает мужу в ноги и просит простить ее. Добрыня снисходительно отвечает, что готов извинить ее короткий женский разум, но его дивят князь и княгиня, сосватавшие жену при живом муже. Владимир со стыдом признается в своей оплошности. За ним просит о прощенье у названого брата Алеша Попович. Но Добрыня не спешит с прощеньем. Он досадует не столько на любовь Алеши к Настастье, сколько на обман - на то, что Алеша привозил весть о его смерти и заставил горевать о нем мать и жену как о погибшем. «Так по этой вине, братец, тебя не прощу», - заключает Добрыня и задаёт лукавому Алеше богатырскую трёпку. Так бесславно заканчивается эта женитьба для Поповича.

Добрыня же с Настасьей в мире и согласии возвращаются домой к матери.

Пересказала

Добрынюшке-то матушка говаривала,
Да Никитичу-то матушка наказывала:
«Ты не езди-ка далече во чисто поле,

Не топчи-ка ты младых змеёнышей,
Ты не выручай-ка полонов да русских,
Не купайся, Добрыня, во Пучай-реке —
Пучай-река очень свирепая,
Средняя-то струйка, как огонь, сечёт!»
Добрыня своей матушки не слушался,
Как он едет далече во чисто поле,
На ту на гору на Сорочинскую,
Потоптал он младых змеёнышей,
Повыручал он полоны да русские!

Богатырское его сердце разгорелося,
Он направил своего добра коня,
Он добра коня да ко Пучай-реке,
Он слезал, Добрыня, со добра коня,
Да снимал Добрыня платье цветное,
Он забрёл за струечку за первую,
Да забрёл за струечку за среднюю,
Говорил сам да таково слово:
«Мне, Добрынюшке, матушка говаривала,
Мне, Никитичу, маменька наказывала:
Что не езди-ка далече во чисто поле,
На ту на гору на Сорочинскую,
Не топчи-ка младых змеёнышей,
Не выручай полонов да русских
И не купайся, Добрыня, во Пучай-реке —
Пучай-река очень свирепая,
Средняя струйка, как огонь, сечёт;
А Пучай-река — она кротка-смирна,
Она будто лужа-то дождевая!»
Не успел Добрыня слова молвити:
Ветра нет — да тучу нанесло,
Тучи нет — да будто дождь дождит,
А дождя-то нет — да только гром гремит.
Гром гремит да свищет молния:
Как летит Змеище Горынище
О тех двенадцати о хоботах!
Добрыня Змея не приужахнется,
Iоворит Змей ему проклятый:
«Ты теперь, Добрыня, во моих руках!
Захочу — тебя, Добрыню, теперь потоплю,
Захочу — тебя, Добрыню, теперь съем-сожру
Захочу — тебя, Добрыню, в хобота возьму,
В хобота возьму, Добрыню в нору снесу...»
Припадает Змей ко быстрой реке,
А Добрынюшка плавать горазд ведь был:
Он нырнёт на бережок на тамошний,
Он нырнёт на бережок на здешний;
Да нет у Добрынюшки добра коня,
Да нет у Добрыни платьев цветных —
Только лежит один пухов колпак,
Пухов колпак да земли греческой,
По весу тот колпак да целых три пуда!
Как ухватил он колпак земли греческой
Да бросит во Змея во проклятого —
Он отшиб Змею все двенадцать хоботов!
Тут упал Змей да во ковыль-траву.
Добрынюшка на ножку повёрток был,
Вскочит он на змеиные да груди белые;
На кресте у Добрыни был булатный нож,
Хочет он распластать ему груди белые,
А Змей ему, Добрыне, взмолится:
«Ой ты Добрыня сын Никитич!
Мы положим с тобой заповедь великую:
Тебе не ездити далече во чисто поле,
На ту на гору на Сорочинскую,
Не топтать больше младых змеёнышей,
Не выручать да полонов русских,
Не купаться тебе, Добрыня, во Пучай-реке,
И мне не летать да на святую Русь,
Не носить людей мне больше русских,
Не копить мне полонов да русских».
Он повыпустил Змея как из-под колен своих,
Поднялся Змей да вверх под облака,
Случилось ему лететь да мимо Киев-града,
Увидал он Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Путятичну
На улице да на широкой,
Тут припал Змей да ко сырой земле,
Захватил он Князеву племянницу
И унес во нору во глубокую;
Тогда солнышко Владимир стольнокиевский —
Да три дня да он клич кликал,
Кликал он богатырей да славных рыцарей,
Кто бы мог съездить далече во чисто поле,
На ту на гору на Сорочинскую,
Сходить во нору да во глубокую,
Достать его, Князеву, племянницу,

Говорил Алёшенька Леонтьевич:
«Ах ты солнышко Владимир стольнокиевский!
Ты накинь-ка эту службу да великую
На того Добрыню на Никитича:
У него ведь со Змеем заповедь положена,
Что ему не летать на святую Русь,
А ему не ездить далече во чисто поле,
Не топтать-то младых змеёнышей
Да не выручать полонов русских —
Так возьмёт он Князеву племянницу,

Без бою, без драки-кроволития».
Тут солнышко Владимир стольнокиевский
Как накинул эту службу да великую
На того Добрыню на Никитича —
Ему съездить далече во чисто поле
И достать ему Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Путятичну;
Он пошёл домой, Добрыня, закручинился,
Закручинился Добрыня, запечалился;
Встречает его да родна матушка,

«Ой ты рожоно моё дитятко,
Молодой Добрыня сын Никитич!
Ты что с пиру не весел идёшь?
Знать, место было тебе не по чину,
Знать, чарой на пиру тебя приобнесли
Аль дурак над тобой насмеялся?»
Говорил Добрыня сын Никитич:
«Ой ты государыня родна матушка,
Ты честна вдова Ефимья Александровна!
Место было мне да по чину,
Чарой на пиру меня не обнесли,
Дурак-то надо мной не насмеялся ведь;
А накинул службу да великую
Солнышко Владимир стольнокиевский,
Что съездить далече во чисто поле,
На ту на гору да на высокую,
Мне сходить во нору во глубокую,
Мне достать-то Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Путятичну».
Говорит Добрыне родна матушка,
Честна вдова Ефимья Александровна:
«Ложись-ка спать да рано с вечера,
Мудренее утро будет вечера».
Он вставал по утречку ранёшенько,
Умывался да он белёшенько,
Снаряжался он хорошохонько
Да и шёл на конюшню на стоялую;
А берёт в руки узду он тесмяную,
А берёт он дедушкина да ведь добра коня;
Он поил Бурка питьём медвяным,
Он кормил пшеной да белояровой,
Он седлал Бурка в седёлышко черкасское,
Он потнички да клал на потнички,
Он на потнички да клал войлочки,
Клал на войлочки черкасское седёлышко,
Вз сех подтягивал двенадцать тугих подпруг.
Он тринадцатую клал да ради крепости,
Чтобы добрый конь из-под седла не выскочил
Добра молодца в чистом поле не выбросил;
Подпруги были шелковые,
А шпеньки у подпруг все булатные,
Пряжки у седла да красна золота;
Тот шёлк не рвётся, да булат не трётся,
Красно золото не ржавеет,
Молодец на коне сидит — да сам не стареет!
Поезжал Добрыня сын Никитич,
На прощанье ему матушка плётку подала,
Сама говорила таково слово:
«Как будешь далече во чистом поле,
На той на горе да на высокой,
Потопчешь младых змеёнышей,
Повыручишь полоны да русские,
Как те ли младые змеёныши —
Подточат у Бурка они копыта,
Что не сможет больше Бурушко поскакивать,
А змеёнышей от ног да он отряхивать,—
Ты возьми-ка эту плёточку шелковую,
А ты бей Бурка да между ног,
Между ног, да между ушей,
Между ног да между задних:
Станет твой Бурушко поскакивать,

Ты притопчешь всех до единого».
Как был он далече во чистом поле,
На той горе да на высокой,
Потоптал он младых змеёнышей;
Как те ли младые змеёныши —
Подточили у Бурка они копыта,
Что не может больше Бурушко поскакивать,
Змеёнышей от ног да он отряхивать,
Тут молодой Добрыня сын Никитич —
Берет он плёточку шелковую,
Он бьёт Бурка да между ушей,
Между ушей, да между ног,
Между ног да между задних:
Тут стал его Бурушко поскакивать,
А змеёнышей от ног да он отряхивать,
Притоптал он всех до единого!
Выходил Змей проклятый
Из той норы из глубокой,
Сам говорил таково слово:
«Ах ты эй Добрынюшка Никитич!
Ты, знать, нарушил свою заповедь:
Зачем стоптал младых змеёнышей,
Зачем выручаешь полоны да русские?»
Говорил Добрыня сын Никитич:
«Ах ты эй Змей да ты проклятый!
Чёрт ли тебя нёс да через Киев-град:
Ты зачем взял Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Путятичну?
Ты отдай же мне Князеву племянницу

Тогда Змей да он проклятый
Говорил Добрыне да Никитичу:
«Не отдам я тебе князевой племянницы
Без бою, без драки-кроволития!»
Заводил он бой-драку великую;
Они дрались трое суточек,
Но не мог Добрыня Змея перебить;
Хочет тут Добрыня от Змея отстать,
Как с небес Добрыне глас гласит:
«Молодой Добрыня сын Никитич!
Дрался со Змеем ты трое суточек,
Подерись со Змеем ещё три часа —
Ты побьёшь Змея да проклятого!»
Он подрался со Змеем ещё три часа,
Он побил Змея да проклятого!
Тут Змей — он кровью пошёл;
Стоял у Змея он трое суточек,
Не мог Добрыня крови переждать,
Хотел Добрыня от крови отстать,
С небес Добрыне опять глас гласит:
«Ах ты эй Добрыня сын Никитич!
Стоял в крови ты трое суточек,
Постой в крови да ещё три часа,
Бери своё копьё да мурзамецкое
И бей копьём да во сыру землю,
Сам копью да приговаривай:
«Расступись-ка, матушка сыра земля,
На четыре расступись да ты на четверти!
Ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную!»
Расступилась матушка сыра земля,
Пожрала она кровь да всю змеиную;
Тогда Добрыня во норы пошёл,
Во те норы да во глубокие;
Там сидят сорок царей, сорок царевичей,
Сорок королей да королевичей,
А простой-то силы той и счёта нет!
Тогда Добрынюшка Никитич —
Говорил-то он царям да он царевичам
И тем королям да королевичам:
«Вы идите ныне туда, откуда принесены,
А ты, молода Забава дочь Путятична,
Для тебя я этак теперь странствовал,
Ты поедем-ка ко городу ко Киеву,
Ай ко ласковому князю ко Владимиру!»
Повёз он молоду Забаву Путятичну,
А на том пути — широкой дороженьке,
Увидел он след да лошадиный:
По колени лошадь шла да во сырой земле!
Он догнал Алёшеньку Поповича,
Сам говорил да таково слово:
«Ты Алёшенька Леонтьевич!
Ты возьми-ка эту Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Путятичну,
Отвези-ка к солнышку да ко Владимиру,
Ко Владимиру да ты в целости,
Я поеду этим следом лошадиным!»
Он поехал этим следом лошадиным,
Догнал поляницу да великую;



А он, Добрыня, на коне да приужахнется

«Вся смелость у Добрыни есть по-старому,



Толщиною дуб около трёх сажень;
Он ударил своей палицей во сырой дуб
Да расшиб ведь сырой дуб на щепочки!
И сам говорил да таково слово:

А, верно, смелость у Добрыни не по-старому!»
Догнал поляницу да великую,
Ударил своей палицей булатной
Ту поляницу по буйной голове —
Поляница та назад да не оглянется,
Он, Добрыня, на коне да приужахнется
И сам говорил да таково слово:
«Что смелость у Добрыни есть по-старому,
Верно, сила у Добрыни не по-старому!»
Он назад, Добрынюшка, поехал,
Приезжал Добрыня ко сыру дубу —
Толщиною дуб да был шести сажень;
Он ударил своей палицей булатной,
А расшиб ведь сырой дуб на щепочки!
Сам говорил да таково слово:
«Вся сила у Добрыни есть по-старому,
Верно, смелость у Добрыни не по-старому!»
Он догнал поляницу да в третий раз,
Он ударил своей палицей булатной
Ту поляницу по буйной голове —
Поляница назад да приоглянется,
Сама говорит да таково слово:
«Я думала — комарики покусывают,
А это русский могучий богатырь пощёлкивает!»
Ухватила она Добрыню за жёлты кудри,
Положила Добрыню во глубок карман,
Во глубок карман Добрынюшку да с его конём;
А везла она Добрынюшку трое суток;
Как проговорит её добрый конь,
Ей он голосом да человеческим:
«Молода Настасья дочь Никулична!
Что конь у богатыря да ровня мне,
Сила богатыря да равна твоей:
Не могу везти я больше тебя с богатырём!»
Говорит Настасья дочь Никулична:
«Если богатырь да он старый,
Я богатырю да голову срублю;
Если богатырь да он младый,
Я богатыря да во полон возьму;
Если богатырь мне полюбится,
Я за богатыря замуж пойду!»
Вынимает богатыря да из карманчика
Тут ей богатырь да понравился;
Говорит Настасья да Никулична:
«Ты молодой Добрыня сын Никитич!
Мы поедем с тобой ко граду ко Киеву
Да ко ласкову ко князю ко Владимиру,
Примем мы с тобой по злату венцу».
Тут приехали они ко граду Киеву
И ко ласкову ко князю ко Владимиру,
Приняли они да по злату венцу;
Тут три дня было да пированьице
В честь молодого Добрыни да Никитича!
Тут век про Добрыню старину поют —
А синему морю да на тишину,
А вам, добрым-то людям, на забаву!

Использование сравнительного анализа в былине «Добрыня и Змей» и современного блокбастера «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Гимназия № 2, г. Нерюнгри

Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры такие богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством, оставленным нам нашими предками, являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания. Героические былины дошли к нам из глубины веков.

Уровень информатизации современного общества сейчас очень высок, оно всё больше обращается к научным и публицистическим изданиям, и если современное общество меньше уделяет внимание классике, то былина уже совсем забывается. В качестве возрождения русского фольклора используются разные способы, в том числе и современная мультипликация.

Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Современная киноиндустрия, как отечественная, так и зарубежная поражает своим разнообразием, в том числе и мультфильмами.

Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации. Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи мультяшных героев. Мультфильмы влияют на формирование личности ребенка.

Яркие, зрелищные, образные с одной стороны и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

В мультфильме Добрыня Никитич числится на службе Князя Киевского, как и полагается богатырям. Он честно и исправно исполняет свои обязанности, неукоснительно выполняя поручения Князя. Добрыня защищает Княжество Киевское, собирает дань с врагов и подчиненных княжеств, и вообще – делает все, чего требует служба богатыря земли Русской. Добрыня Никитич – состоявшийся семьянин – единственный мультипликационный герой такого плана, чья история не заканчивается в конце мультфильма шумной свадьбой. Добрыня уже много лет служит Князю Киевскому, не сомневаясь в обоснованности его поручений. Но очередная просьба Князя вынуждает Добрыню сомневаться в ее честности. Как истинный богатырь, Добрыня Никитич разрешает конфликт, несмотря на все препятствия, сложности и преграды. Добрыня терпеливо относится к своему назойливому и очень болтливому спутнику Елисею, обучая его премудростям богатырской науки. Добрыня – это колоритный, яркий и самый заметный персонаж мультфильма. Он воплощает в себе наиболее характерные черты собирательного образа богатыря. Он по определению несет в себе спокойствие, уверенность, мощь и разумную отвагу. Добрыня Никитич одновременно умеет быть и серьезным и забавным, он способен удивлять своей непосредственностью и искренностью, он восхищает как самый бесхитростный герой мультфильма. Даже в сложной и неоднозначной ситуации мультфильма, Добрыня Никитич остается все таким же честным и добрым богатырем, который сумеет найти правду и среди самых хитроумных махинаций и бесчестных ухищрений. В Добрыне Никитиче можно узнать черты всех известных русских богатырей – искренность, доброту, мужество, спокойствие, доблесть и, разумеется, безграничную отвагу. Сравнение сюжетов двух произведений.

Текст былины

Мультфильм

Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами

Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарами

Змей Горыныч после похищения Забавы забирает её к себе в логово

Змей Горыныч после похищения Забавы отдаёт её купцу Колывану

Похищение племянницы для князя – полная неожиданность

Князь Владимир идёт на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву

Добрыня спасает Забаву один

Вместе с Добрыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей

Змей – заклятый враг богатыря

В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне

Заканчивается спасением Забавы

Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы

Можно сделать вывод, что для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

В отличие от былины мультфильм сделан в стиле так называемой «пародии на сказку», родоначальником которого является «Шрек» и имеет все его характерные элементы:

Ø Общий юмористический тон, Ироническое несоответствие некоторых персонажей и действий их сказочным «прототипам» (например, Змей Горыныч оказывается «хорошим парнем» и другом Добрыни).

Ø Использование клише из популярных фильмов: Змей Горыныч уклоняется от Добрыни «Матрица»,

Ø Колыван произносит фразу «А теперь - горбатый! Я сказал: горбатый!» «Место встречи изменить нельзя»

Ø Фраза «В чём сила, брат?», которую произносит Добрыня, позаимствована из дилогии «Брат».

Ø Фразы «Ну, что делать с ним будем?» и «Голову ему отрубить!» - иллюзия на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Ø Упоминания о вещах, характерных для нынешнего времени, и оттого комических (Добрыня: «Не знаешь, чего делать? Упал, отжался! Десять раз!.. Двадцать! Вернёмся, я тебя в дружину определю. Там тебя всему научат!» (Имеется в виду современная армия) или же

Ø Колыван в обмен на услуги обещает Бабе Яге «Дачу под Киевом»).

Ø Присутствует и герой из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Портрет Тугарина Змея висит на заднем плане на блокпосту басурманов в главной юрте хана Бекета.

Ø Кроме того, Елисей проезжает Ростов (город Алёши Поповича), когда доставляет письмо к Добрыне. Также, свадебный стол в финальной сцене проходил именно через Ростов.

Ø Статуэтка, которую хан Бекет берёт из оброка, - это символ премии «Оскар».

На вопрос «Почему интереснее смотреть мультфильм, чем читать былину?» респонденты дали следующие ответы:

Сложный текст для восприятия; при чтении былины сложно представить героев; былину не будешь самостоятельно читать;

Мультфильм смотреть интересно, много приколов; сразу видишь героев;

Мультфильм можно смотреть много раз самому.

Заключение.

1.На героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга.

2.Различна цель создания текстов. Былина «Добрыня и Змей» имеет познавательный характер. Блокбастер «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» - развлекательный характер.

3. Сюжет былины практически не совпадает с сюжетом мультфильма.

4.Данный богатырский блокбастер не доносит до современного зрителя идейного содержания былины «Добрыня и Змей».

5. В современной интерпретации данной былины наблюдается практически полное расхождение с былинным языком.

6. Персонажи в мультфильме трактуются совсем иначе, чем в древнерусской былине.

7. В мультфильм добавлены новые герои, что усложняет сюжет и изменяет взаимоотношения между персонажами.

Мы, русские люди, гордимся своей страной. Нам бесконечно дорого и близко наше настоящее, мы верим в светлое будущее, но ценим и чтим наше прошлое, которое надо помнить для того, чтобы учиться у него.

Мы считаем, что данный мультфильм смешной, интересный, но больше создан для взрослых, чем для детей. Сначала у детей должно сформироваться патриотическое мировоззрение благодаря русским былинам, а потом можно ради развлечения посмотреть мультипликационный фильм.

Литература

1. и другие. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.

2. . Былины / Сост., вступ. ст., подгот. тектов и коммент. . - М., 1988.

3. Новый справочник школьника. 5-11 класс. Универсальное пособие. Т.1. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.

4. http://dobrinya.3bogatirya. ru, http://ru. wikipedia. org

5. Мифологический словарь / гл. ред. . - М.: Советская энциклопедия, 1990.

6. . Пропп героический эпос. М., 1999