Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Методы, методические приемы и техника проведения экскурсий В каких аспектах рассматривается экскурсионная методика

Экскурсионная теория

Важным качеством экскурсии, является ее научный характер. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний, обеспечить высокий уровень изложения материала. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными современной науки. Все факты, события, теоретические положения, рассматриваемые на экскурсии, дают в научной трактовке, освещают с учетом достижений отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Этот термин рассматривается в нескольких значениях:

1) теория – обобщение опыта, общественной производной практики, в котором находят отражение объективные закономерности развития природы и общества;

2) теория - совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов;

3) теория – система идей в одной из отраслей знаний;

4) теория – высшая, самая развития форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существующих связей определенной области.

Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то:

Моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия

Изучаем механизм воздействия экскурсии на сознание человека;

Предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии;

Определяем критерии качества экскурсий, средства повышения качества их эффективности;

Формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Итак, изучение вопросов экскурсионной теории позволяет представить средства повышения эффективности экскурсий; механизм воздействия экскурсии на сознание людей: предполагает осмысленное, с учетом сложившейся практики ведения экскурсий, использование основных закономерностей и особенностей экскурсий.

Экскурсионная теория – это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты, особенности показа и рассказа, экскурсионный метод, классификация экскурсий, основы профессионального мастерства экскурсовода.

Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему- либо», а также путь исследования или познания; теория; учение.

Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.



Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

Овладение экскурсионной методикой означает не только усвоение научных основ, приемов, но и ее творческое применение экскурсоводом, которое не терпит шаблона, готовых решений.

Значительную роль играют творческие способности экскурсовода, раскрывающиеся в процессе подготовки и проведения экскурсии.

Общая экскурсионная методика состоит из двух главных разделов:

а) подготовка экскурсии;

б) проведение экскурсии.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы :

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2, Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Основой для экскурсионной методики служат два понятия – показ и рассказ. С одной стороны, это название двух основных элементов экскурсии, которые раскрывают тему, с другой, – два самостоятельных раздела методики подготовки и проведения экскурсий и, наконец, это два целенаправленных вида деятельности экскурсовода.

Экскурсионное дело формировалось на протяжении длительного времени в зависимости от целей, установок экскурсии, потребностей экскурсантов, которые изменялись с течением времени. Это особенно касается той части, которая является его основой, - методики.

Методика в самом широком смысле понимается как систематизированное учение, состоящее из ряда правил и приемов, направленных на успешное усвоение каких-либо процессов, знаний, действий. Одна из основ методики в целом - это обучение, имеющее четко поставленные цели, ряд задач. Действенность методики обусловлена эффективностью используемых правил и приемов.

Любая методика имеет определенную направленность, свой объект изучения. Поэтому для каждой области знаний необходима разработка конкретных, узких, специализированных методик. Например, экскурсионная методика - это набор средств для разработки и проведения экскурсии, который оказывается наиболее эффективным именно в экскурсионном деле.

Обобщенное определение экскурсионной методики можно сформулировать следующим образом: это комплексная система приемов, правил и средств, направленных на совершенствование экскурсоводческого мастерства, а также на получение качественного и высокоэффективного продукта (экскурсии), который в свою очередь окажет целенаправленное воздействие на его потребителей (экскурсантов).

В этом определении отчетливо прослеживаются три составляющих, к которым обращена экскурсионная методика, - экскурсия, экскурсовод и экскурсанты. Эти три составляющие различны, но, безусловно, взаимосвязаны, причем их взаимодействие способствует целостности, завершенности и органичности всего экскурсионного дела. Эта взаимосвязь реализуется и в экскурсоводческой практике, когда экскурсовод непосредственно проводит подготовленную экскурсию для экскурсантов, и при разработке экскурсионного продукта.

Экскурсия - это действие (поход, прогулка, поездка), совершаемое экскурсантами в целях познания.

Экскурсионная деятельность изначально формируется как одна из действенных сторон педагогики.

В становлении и развитии экскурсионной деятельности существенное место отводится психологии. Именно психология и ее методы дают такие подходы, с помощью которых возможно эффективное воздействие объектов, знаний на экскурсантов. Так, чувственное восприятие порой «срабатывает» намного быстрее и лучше, чем мышление, в освоении информации. Помимо этого психология помогает найти действенные методы по отношению к различным типам экскурсантов.

Экскурсия будучи актом просветительской деятельности, получения новых знаний, представляет собой вид путешествия. Путешествие как одно из увлекательных, интереснейших действий, совершаемых человеком, как форма познания окружающего мира, самого себя и социума, известно с давних времен. Достаточно вспомнить образ легендарного путешественника Одиссея.

Таким образом, экскурсия - это обусловленный целью маршрут, по мере прохождения которого посещаются (рассматриваются) объекты, размещенные в естественной (природной) среде, т.е. представленные реально, непосредственно. Это одна из замечательных возможностей, которую предоставляет экскурсия, - увидеть все так, как есть. Ведь в большинстве случаев обучение, в частности школьное, не предполагает непосредственного показа изучаемых объектов. Для того чтобы приобрести те или иные знания, учащимся приходится все воспринимать только через рассказ. Это значительно сужает возможности восприятия. Во время экскурсионного путешествия можно наглядно продемонстрировать объект и получить нужную информацию эмпирическим путем. Подобные методы обучения характерны для естественных наук, в частности биологии, географии, физики, химии и др. Поэтому можно сказать, что экскурсоведение находится в тесной связи с этими науками.

Действительно, по мере развития экскурсионного дела постепенно складываются тематические экскурсии, в частности естественно-научной направленности. В настоящее время особенно актуальны экологические экскурсии как среди школьников, студентов, так и среди взрослого населения. Это объясняется тем, что в современном мире существуют острейшие экологические проблемы глобального характера, которые касаются каждого. Экологические экскурсии позволяют не только более глубоко узнать о тех или иных экологических вопросах, но и научиться решать их, и воспитывают бережное отношение к природному миру.

Во время экскурсии знания даются не просто как отдельные факты, а «добываются» эмпирическим путем. Познания, которые получают экскурсанты, должны прежде всего отразить некую целостную картину окружающего мира, место в нем тех или иных объектов. С точки зрения экскурсионной методики избранные экскурсионные объекты нецелесообразно показывать экскурсантам в отрыве от среды. К тому же активное восприятие подобных объектов ведет не только к их осмыслению, но и к личностной, индивидуальной оценке.

Принимая во внимания изложенное выше, можно дать следующее определение.

Экскурсионная методика - это совокупность приемов, направленных на активное освоение новых знаний, реализуемых в процессе практического, непосредственного восприятия объектов окружающего мира. Экскурсионная методика является основным в экскурсионном деле для передачи информации, представлений, расширения кругозора и решении воспитательных и образовательных задач.

В свою очередь экскурсионную методику принято разделять на три основные части: методику выбора и разработки новой темы экскурсии, методику подготовки экскурсии, методику проведения экскурсии.

Так как подготовка и проведение экскурсии подразумевают наличие двух основных форм - рассказа и показа, то выделяют методику показа и методику рассказа.

Совершенствование экскурсионной методики. Первый путь совершенствования экскурсионной методики - систематическое расширение теоретической и практической методической базы экскурсоведения за счет привлечения знаний и приемов, выработанных в других научных сферах. Данный путь далеко не новаторский, но зарекомендовавший себя как чрезвычайно полезный.

Расширение методических приемов возможно не только за счет других наук, но также благодаря разработке собственно экскурсоводческих методов. Здесь ведущим началом станет сама личность экскурсовода. Действительно, при выборе способов показа и раскрытия той или иной экскурсионной темы экскурсоводы зачастую используют уникальные приемы, которые эффективны только в определенный момент, в конкретной ситуации, по отношению к намеченному объекту, для данной экскурсионной группы. Подобный продуманный прием реализуется при творческом, креативном мышлении экскурсовода. Поэтому постоянное развитие личностных качеств экскурсовода, расширение кругозора, систематизированное пополнение его знаний, а также умелое и своевременное их применение при разработке экскурсии будут сказываться и на развитии экскурсионной методики.

Второй путь совершенствования экскурсионной методики связан с ее гибкостью, реагированием на запросы современного общества. Экскурсоводы могут до бесконечности придумывать новые приемы, но они будут результативны только в том случае, если изначально ориентированы на потребителя, отвечают современным процессам, тенденциям. В качестве примера можно назвать развитие экскурсий в экзотические места. Экзотические объекты были всегда интересны и привлекательны для туристов. Но если раньше экзотические места были малодоступными, то в настоящее время благодаря развитию транспортной системы, процессам глобализации экскурсионные группы могут побывать в таких местах, о которых раньше приходилось только мечтать. Приемы и способы показа экзотических объектов экскурсоводы подбирают в соответствии с их природой, спецификой. Еще один пример - деловые экскурсии. В современном мире, где развиты деловые отношения, бизнес, торговля, возникает потребность в подобном виде экскурсии. Деловой туризм становится все более популярен, и роль экскурсии здесь весьма значительна. То же можно сказать о научных экскурсиях, которые теперь не ограничиваются специализированными научными экспедициями, а могут включать развернутые программы с посещением научных учреждений, с привлечением специалистов из научной среды.

Третий путь совершенствования экскурсионной методики связан с личностью экскурсовода, который должен изучить основы экскурсионного дела, что позволит экскурсоводу свободно владеть всем арсеналом средств, максимально полно использовать их на практике. Экскурсовод, не знающий основ своего дела, не может совершенствоваться и развиваться как специалист. Экскурсионная теория и практика за время своего существования накопила достаточно приемов и средств, которые не нужно открывать, «изобретать» заново. Имея их в запасе, экскурсовод сможет выйти из сложных, неожиданных ситуаций. Именно это доказывает профессиональное мастерство экскурсовода, его компетентность.

Четвертый путь совершенствования экскурсионной методики - накопление и сохранение опыта экскурсоводами в области экскурсионного дела. Любой опыт имеет большое значение, особенно в экскурсионной практике. То, что разработал экскурсовод, всегда проверяется непосредственно в экскурсии, на маршруте. Только тогда экскурсовод может убедиться в том, что его разработка была успешной, цели работы достигнуты, все поставленные задачи были решены, а потребности экскурсантов удовлетворены. Постепенно экскурсовод накапливает опыт, что помогает ему совершенствовать свое мастерство и развивать экскурсионную методику. Но зачастую накопленный опыт и знания остаются достоянием самого экскурсовода, что нецелесообразно. Накопленный опыт и знания необходимо сохранить в виде методических рекомендаций, работ, заметок, комментариев. Это будет особенно полезным в том случае, если разработка экскурсий ведется коллективом, в котором, как правило, участвуют специалисты разных уровней. Сегодня обмен опытом является одной из результативных практик, ведущих к новым знаниям и совершенствованию. Способы обмена опытом в настоящее время весьма разнообразны. Для экскурсоводов в подобных целях организуются специальные конференции, встречи, практические занятия, круглые столы, съезды, функционируют клубы, сообщества, группы. Кроме того, можно воспользоваться Интернетом, чтобы наладить общение со специалистами. Это позволяет экскурсоводам из разных городов и стран обмениваться опытом, знаниями, интересами, профессиональными «тонкостями». У экскурсоводов появляется возможность быть в курсе последних новостей, тенденций, потребностей в области туризма и экскурсионного дела, что дает возможность экскурсоведению оставаться современным, актуальным и востребованным, способным удовлетворить потребности экскурсантов.

В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова – совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм , совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.


Экскурсионная методика является более сложной в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа в большинстве своих средств и приемов носит оригинальный характер. Используется эта методика только в экскурсионной пропаганде.

Что касается рассказа на экскурсии, то в нем экскурсоводы используют обычные формы устной речи – справку, беседу, описание, объяснение, комментирование, литературный монтаж. Значительная часть методических приемов в рассказе экскурсовода заимствуется из арсенала лекторского искусства.

Любая методика – это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике – это сумма определенных умений и навыков проводить работу – разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

– методики разработки новой для данного бюро темы;

– методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

– методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

– методики проведения экскурсии;

– методики послеэкскурсионной работы.

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа . В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств пропаганды; наблюдения; изучения и исследования объектов.

Проблемы организации экскурсионной деятельности были и остаются актуальными, при этом в методической лите­ратуре освещены недостаточно.

В на­стоящее время экскурсионная работа приоб­ретает все большую популярность, поскольку именно экскурсия является одной из ведущих форм развития культурно-образовательного уровня личности.

Однако проведение экскур­сии не следует рассматривать в качестве про­стой формы деятельности, позволяющей за счет подготовленных индивидуального тек­ста легко контролировать груп­пу экскурсантов. С точки зрения экскурсанта качественной является экскурсия, в которой запоминается не только информация, но так­же рассказ и показ экскурсовода, то есть весь экскурсионный процесс. С точки зрения экс­курсовода качественной является экскурсия, во время которой правильно используются методические приемы рассказа и показа – экскурсионная методика. В целом же прове­дение экскурсии является одной из наиболее сложных форм образовательного процесса.

Все чаще перед экскурсоводами музеев встает вопрос: как сделать процесс проведения экскурсии удачнее, интереснее. Экскурсоводу приходится придумывать различные формы проведения экскурсии, стараются творчески подойти к тому, как преподнести новый экспозиционный материал. В наше время особое внимание уделяется инновационным технологиям и интерактивным методам.

Музей - это научно-исследовательское и научно-образовательное учреждение, которое выполняет на основании музейных предметов функции документоведения, образования и воспитания. Социальную функцию музей выполняет в процессе комплектования, учета, хранения, изучения, экспозиционирования и пропаганды музейных собраний.

К экскурсионным приемам показа относят прием абстрагирования, интеграции, сравнения, переключения внимания, зрительной реконструкции. Наиболее часто используемыми приемами рассказана экскурсии с детьми являются вопросно-ответный, описание, характеристика, объяснения, цитирования, соучастия, ссылки на очевидцев, анти климактерический.

В образовательном учреждении музей становится не только центром освоения культуры, природы, истории микрорайона, гражданских начал, но и ядром самостоятельно созданного личностно-ценностного культурно-исторического пространства

Таким образом, экскурсионная методика является своеобразным инструментом, помогающим экскурсоводу за короткий отрезок времени переместить в сознание экскурсантов боль­шой объем знаний, а экскурсантам, в свою очередь, увидеть, запомнить и понять зна­чительно больше материала, чем, например, на лекции, которая раскрывает ту же тему.

Это объясняется тем, что методика экскурсии построена на диалоге экскурсовода и экс­курсантов, а также на практическом обще­нии посредством наблюдения за объектами показа, на различных видах анализа, сравне­ния за счет зрительного восприятия. Экскур­сионная методика, как правило, опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека.

Получается, что экскурсионная ме­тодика обобщает опыт проведения экскур­сий, разрабатывает и предлагает такие мето­дические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эф­фективность раскрытия и восприятия темы.

Аспекты экскурсионной мето­дики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экс­курсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии. Экскурсионная методика связа­на с такими понятиями, как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следу­ет с показа, со зрительных или иныхвпечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов. Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффектив­ное использование методических приемов ведения экскурсии.Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздей­ствия на экскурсантов.

Показ и рассказ являются основными элементами любой экскурсии. Но если по­каз является большей частью экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления, то рассказ можно считать ее меньшей частью, которая носит по отно­шению к методике показа подчиненный ха­рактер. Все дело в том, что рассказ строится во многом на показе и практически полно­стью подчинен показу, поскольку на протя­жении большей части экскурсии экскурсовод рассказом раскрывает объекты показа, дает им пояснения, формирует знания экскурсан­тов о них.

Главное требование экскурсионной ме­тодики – обеспечение непрерывности рас­крытия темы в ходе экскурсии как процесса усвоения знаний, то есть воздействие экскур­сионного материала на экскурсантов в течение всей продолжительности экскурсии (без пауз, остановок и перерывов).

Методика требует связи и взаимодей­ствия между показом и рассказом, предусма­тривая либо их сочетание, либо чередование, или же – их отсутствие.

В общепринятом понимании экскурсии известны четыре варианта использования показа и рассказа, которые характерны прак­тически для каждой экскурсии:

1) показ и рассказ идут одновременно – экскурсанты наблюдают объекты, о которых идет речь;

2) идет только рассказ – излагаются исторически события, дается характеристика города,населенного пункта и т. д;

3) идет только показ – происходит на­блюдение (изучение, исследование) объектов под руководством экскурсовода;

4) показа и рассказа нет – экскурсан­ты самостоятельно работают: наблюдают, усваивают полученные знания и впечатления

Главной задачей экскурсовода при проведении экскурсии является контролирование вни­мания группы. Одним из наиболее доступных и качественных методов по его поддержанию является использование диалога, который по­зволяет экскурсантам лучше воспринимать материал в ходе живого общения, а для экс­курсовода важен с точки зрения контроля за вниманием группы, которое заострено на диалоге и не рассеивается. При живом обще­нии экскурсанты не только лучше восприни­мают материал, но и участвуют в экскурсии, а не просто присутствуют на ней. Если не поддерживать диалога с группой, то некото­рые экскурсанты могут ощутить свою вто­ростепенность.

Одним из главных правил экскурсии является адаптация текста для группы и из­ложение его экскурсоводом простым разго­ворным языком. В данном случае экскурсо­вод показывает знания на основе реального общения с группой. Как показывает практи­ка, воспроизведение заученного текста име­ет ряд недостатков.

Таким образом, мы рассмотрели экскур­сионную методику, показав особенности и принципы, используемые в ходе различных экскурсий. Однако была описана лишь часть приемов экскурсовода. Безусловно, значимыми являются не только используе­мые им методы, но речевая культура, уровень общих знаний, внешний вид, жестикуляция, эмоциональный фон. Но важно ответить, что при наличии всех этих деталей, но без ис­пользования методики, невозможно провести качественную экскурсию, поскольку именно применение методики подчеркивает уровень экскурсовода и помогает ему не только гра­мотно работать с группой экскурсантов, но и совершенствоваться, используя на практике новые методы.

Интерактивность – это взаимодействие, процесс коммуникации, предусматриваю­щий двусторонний диалог между экскурсоводом и экскурсантами целью которого является преобразование общей информации в личностные знания.

Сущность интерактивного обучения заключается в постоянном и активном взаимо­действии всех его участников. Совместная деятельность овладения новым материалом означает, что каждый вносит в это процесс свой индивидуальный вклад, способствуя более качественному обмену знаниями, идеями, основами деятельности. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимо­помощи, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познаватель­ную деятельность, переводить ее на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом информацией, сменой и разнообразием видов деятельности.

Современный музей должен быть доступным, а интерактивные занятия позволяют достигнуть этого через вовлечение детей в действие. Таких занятий разработано не мало.

Интерактивные занятия наиболее эффективны в младшем и среднем подростковом возрасте. Дети хотят видеть себя не только зрителями, но и участниками исторических событий. На занятне только смотреть на витрины, но и подержать в руках, орден Красной Звезды, покачать люльку, посидеть за прялкой, написать пером в тетраде, попробовать поиграть на пионерском барабане и горне... Эти занятия помогают раскрывать перед детьми предметный мир, так как строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, но и активно действовать, принимать участие в экскурсии, отвечать на вопросы, манипулировать музейными предметами.

Музейный экспонат аккумулирует в себе знания и умения людей своей эпохи, может также быть своеобразным портретом своего хозяина или создателя, свидетельствовать о его потребностях, вкусах, социальной роли, чувствах и т.д. А «перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя: например, в крестьянку в народном костюме, которая используя большую коллекцию рушников или других изделий декоративно-прикладного искусства, рассказывает о развитии различных народных промыслов в районе и его населенных пунктах вызывает у детей просто восторг. Дети погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

Методы работы с детьми в музее можно разделить на две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности. К первой группе можно отнести словесные, наглядные, практические методы. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские методы относят к методам по характеру мыслительной и познавательной активности.

В настоящее время практически все ведущие музеи отказались от традиционной формы проведения экскурсии, когда ребенок всего лишь пассивно воспринимает информацию, не влияя на ход событий. Сотрудники музеев включают богатый спектр форм, методов приемов, видов деятельности.

Интерактивные и анимированные методы: экскурсанты не только слушают, но и принимают активное участие в проведении экскурсии

Проведение экскурсии смастер - классами

Костюмированные экскурсии

Игровые элементы экскурсии

Прием театрализацци

Флеш – моб,сити-квест,фотоспринт,

Экстрим экскурсии

Виртуальные экскурсии

Экскурсии –приключения

Проблемные экскурсии (экологические,социальные, военно-патриотические)

Корпоративные

Профориентационные

Самыми распостраненными театрализованными праздниками на базе нашего районного музея «Источник жизни» и в населенных пунктах района популярными до сих пор языческие праздники совмещенные с праздниками православными. Так празднование Масленеицы проходит практически во всех селах,на этот праздник стремятся попасть не только разновозрастные школьники но и жители всего села. Также популярны празднки Рождество Христово, праздник Троицы, Ивана Купалы, День Святого Николая Чудотворца, Крещения Господнего. В последнее время большей популярностью пользуется католический праздник всех влюбленных – День Святого Валентина

Кроме календарных праздников, появляетя большое количество экскурсий, связанных с инсценировкой детских сказок.

Среди инновационных методов проведения экскурсии необходимо остановиться на многочисленных этнографических посиделках. В уютной обстановке, чаще всего за чаепитием, участники театрализованной экскурсии погружаются с помощью музейных экспонатов, антуража, в обстановку старины.

Следует подчеркнуть, что именно интерактивные методы раскрывают новый уровень музейной интерактивности, ориенти­рованный на общение в среде музея, выявление разнообразных черт и свойств личности через ее включение в непосредственную деятельность. Таким образом, музей выступает платформой для организации коммуникации, получает возможность обновлять и менять свой контент, а музейный предмет становится своеобразным катализатором коммуника­ции между различными посетителями

В ходе интерактивной музейно-педагогической деятельности активно формируются личностные качества воспитанников, их умение говорить и презентовать себя. Исполь­зование разного рода знаков, ассоциативных символов, создание условий, максимально приближенных к жизненным ситуациям, делает возможным непроизвольное запоминание материала, приближает процесс обучения к непринужденному восприятию. Также сти­мулируется интерес к прошлому, осуществляется передача культурного опыта, а музей становится посредником между посетителем и культурной средой.

Путем приминени интеррактивных методов при проведении экскурсии можно достигать эффективных результатов в учебной деятельности.

Как показывает опыт, сегодня отмечается постепенное падение интереса школьников к традиционной экскурсии, но у них появляется стремление к самостоятельному знакомству с музеем, поэтому всё больший интерес приобретают интерактивные формы работы с аудиторией, работа краеведческих музеев приобретает новое звучание. Музеи разрабатывают свои программы соответственно возрастным особенностям аудитории, что позволяет обучающимся получать дополнительные знания по истории, культуре, природе нашего края. Музеи стремятся активнее использовать новые информационные технологии. У многих появились свои интернет-сайты, которые приобретают все более интерактивный характер, то есть не только предлагают информацию, но и вовлекают в общение с музеями через анимированные планы и схемы, игры, чаты и прочие «новомодные» средства коммуникации, ставшие для юного поколения уже привычными.

В наше время особое внимание уделяется инновационным технологиям и интерактивным методам проведения экскурсии. Все чаще экскурсионная работа приоб­ретает большую популярность, поскольку именно экскурсия является одной из ведущих форм развития культурно-образовательного уровня личности.

Таким образом, перспективы развития музеев тесно связаны с изменением их имиджа, развитием музейной коммуникации, с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию.

Интерактивные формы работы позволяют привлечь в музей и заинтересовать самые различные категории посетителей. Кроме того, у экскурсантов остается неизгладимое впечатление после посещения музейного праздника. Интерактивные экскурсии – это эффективное средство в борьбе с явлением «музейной усталости». Но в то же время, сотрудникам не стоит забывать и о традиционных формах работы с посетителями, которые остаются интересными для взрослой аудитории, опытных посетителей, специалистов. Таким образом, именно сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала позволяет привлечь новых посетителей в музей, пробудить интерес к прошлому, а также «воспитать людей с развитым вкусом восприятия музейных экспозиций».

1. Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.70-75

2. Крижавских М.Ю. Музей как центр дополнительного образования // Литературный квартал. –Екатеринбург, 2008. - №13.

3. Леонов Е. Е. Экскурсия как форма коммуникативного подхода в школьном музее // Наука и современность-2010: сб. ст. по итогам VII Международ. научно-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – С. 103–106.

4. Майбурова И.Б. Музейная экспозиция как импульс детского творчества // Литературный квартал. – Екатеринбург, 2004. - №11.

5. Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности. – СПб.: Изд. фонд «Герда», 2008. – 208 с.

1.4. Экскурсионный метод познания

В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Термин "метод" имеет несколько значений:

1) подход к действительности, явлениям природы и общества;
2) система приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы;
3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний;
4) способ или образ практических действий.

Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

Понятие "метод" более широкое, чем понятия "способ" и "прием". В простейшем виде каждый прием представляет собой как бы частицу метода.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу - он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.

По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:

А. Диалектико-материалистический метод , который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод объяснения происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, переходов от одной области исследования к другой.

Б. Общие, формально-логические методы , которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др. Общим методом является формальная логика - метод, используемый для отыскания новых результатов, перехода от известного к неизвестному. Общие методы, их элементы используются при проведении экскурсий.

На действии методов анализа и синтеза построен экскурсионный анализ. Не менее активно в экскурсионной методике используется метод аналогии. Применяя аналогию в показе и рассказе, экскурсовод обращает внимание группы на сходство и различие памятников, на единство времени разных действий и места, где расположены объекты.

Аналогия в экскурсиях не сводится к демонстрациям внешне схожих объектов. Это могут быть разные по форме и строению объекты, но аналогичные по выполняемым функциям.

В. Конкретно-исторический метод - восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета в сознании человека. Данный метод позволяет образовать понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта.

Г. Частные методы , которые находят применение в одной из наук или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов должен быть отнесен экскурсионный метод 1 . В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. В широком смысле - это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

Рис. 1.4. Схема комментария к зрительной характеристике объектов

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Следует отметить, что ученые экскурсионисты видели новизну и оригинальность этого метода не в совокупности методов, составляющих единый комплексный метод, а совсем в другом. Одни основной особенностью экскурсионного метода считали моторность (т. е. движение экскурсантов). Профессор И. М. Греве видел суть этого метода в формуле: "путешественность - душа экскурсионное™". В начале 20-х годов крупный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике отмечал, что среди методистов нет полного единства в определении: что такое экскурсионный метод 1 .

Профессор Б. Е. Райков в книге "Методика и техника экскурсий" писал: "Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода". Он называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов 2 . Логичнее принять другое определение: экскурсия - форма распространения знаний и воспитания, построенная на экскурсионном методе. Многолетняя экскурсионная практика позволяет сделать вывод, что экскурсионный метод является наглядным в отличие от методов словесных и практических. Характеризуя этот метод, как комплексный способ познания окружающей человека действительности, необходимо видеть связь понятия "конкретность" с принципом наглядности. Экскурсионный показ в большинстве случаев следует понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

Ученый экскурсовод В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен - дети или взрослые.

Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов - показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Практически вся экскурсионная теория всего лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В настоящее время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными положениями:

А) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;
б) показ и рассказ - составные части экскурсии и основные элементы;
в) движение (моторность) - один из признаков экскурсии;
г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей - методики подготовки и методики проведения экскурсий;
д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

Выводы

Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.

Контрольные вопросы

1. Понятие "метод". Виды методов.
2. Экскурсионный метод, его значение, цель и задачи.
3. Особенности экскурсионного метода.
4. Требования экскурсионного метода.
5. Особенности экскурсии.