Сообщение о речных обитателях. Какие виды речных рыб водятся в пресноводных водоёмах. Терапон-голиаф – отдаленный родственник пираньи, найденный в реке Конго в самом сердце Африки

Большинство речных млекопитающих проводят в воде лишь часть своей жизни. Такие животные, как речная выдра и плавающая крыса, живут на земле, а в воду отправляются в поисках пищи.

1. Гиппопотам.
Гиппопотам выглядывает из покрытого водорослями озера в кенийском заповеднике Масаи Мара. Эти массивные млекопитающие каждый день охлаждают свои огромные тела в африканских озерах, прудах и реках до 16 часов в сутки. И хотя эти животные умеют задерживать дыхание примерно на полчаса, обычно они не погружаются под воду полностью, оставляя верхушку головы на поверхности. Ночью гиппопотамы покидают водные просторы и выходят на сушу в поисках еды. Если же они слишком долго задержатся на суше во время жаркого дня, у животных быстро наступает обезвоживание.

2. Гиппопотам.
Гиппопотам из Замбии посылает агрессивное сообщение, показывая свои острые зубы, которые могут достигать длины в 20 дюймов (51 сантиметр). Самцы используют широко открытый рот при драке для определения того, кто из животных является доминирующим. Иногда простой демонстрации силы недостаточно, и такое поведение приводит к потенциально смертельным сражениям. Гиппопотамы также являются опасными для человека.

3. Ламантин.
Ламантины медленно плавают по мелким и теплым прибрежным водам и рекам. Например, таким как эта кристально чистая река во Флориде – Кристалл Ривер, которая изображена на этом фото. Крупные млекопитающие (до 1300 фунтов или 600 кг) рождаются под водой и остаются в ней на протяжении всей своей жизни, хотя им приходится выныривать каждые несколько минут для глотка воздуха. Известные как морские коровы, они являются ненасытными травоядными, питаясь различными видами морских трав, сорняков и водорослей.
Несколько различных видов ламантинов живут вдоль Атлантического побережья Северной и Южной Америки, западного побережья Африки, и в реке Амазонка.

4. Ондатра.
Ондатры являются частыми обитателями водно-болотистых угодий, болот и прудов, где они делают себе норы, прорывая туннели в болотистых берегах. Этот крупный грызун имеет туловище длиной в фут (30 см), а также плоский хвост почти такой же длины, как и его тело. Ондатры хорошо приспособлены к воде и начинают плавать через 10 дней после появления на свет. Возможно, ондатры более всего известны благодаря своим развитым коммуникативным навыкам, они обмениваются друг с другом информацией и отпугивают хищников своим ярко выраженным запахом.

5. Байкальские тюлени.
В мире живет большое количество тюленей, но только один их вид является действительно пресноводным – это Байкальский тюлень. Эти тюлени обитают в одноименном озере на территории Российской Федерации, которое является самым глубоким в мире. Хотя новые поколения Байкальских тюленей рождаются каждый год в подобных колониях, этому виду не грозит серьезная опасность. Главными угрозами являются браконьерство, а также загрязнение от бумажных и целлюлозных производств, которые находятся вблизи от озера.

6. Амазонский дельфин.
Для выслеживания пищи (мелкая рыба и ракообразные) в мутных водах реки, харизматический Амазонский дельфин использует эхолокацию. Во время ежегодных поводков, эти дельфины на самом деле плавают по затопленным лесам и охотятся среди деревьев. Яркий оттенок (часто розового или очень бледного цвета) и природная любопытность этого вида дельфинов, делает их легкой добычей для рыбаков-браконьеров, которые незаконно вылавливают их, чтобы использовать в качестве приманки для сома. Популяция этих особей значительно уменьшилась за последние годы. Среди местных жителей, населяющих берега Амазонки, эти дельфины долго считались сверхъестественным существами, которые могли принимать человеческий облик.

7. Капибара.
Самый крупный грызун в мире, капибара, вырастает до 4 футов в длину (130 см) и весит около 145 фунтов (66 кг). Эти влаголюбивые млекопитающие достигают такого размера, поедая травы и водные растения.
В большинстве случаев, эти млекопитающие проживают в водянистой местности, к которой физически хорошо приспособлены. Они имеют перепончатые лапы, благодаря которым хорошо плавают и могут погружаться под воду на пять минут и более. Капибары проживают в Центральной и Южной Америке, населяя озера, реки и водно-болотные угодья Панамы от юга Бразилии до северной части Аргентины.
Совет по охране природы в сотрудничестве с партнерами работают над защитой среды обитания капибар, в том числе водянистых лугов Льяноса. Группа работает с местными помещиками для создания частных заповедников в критически важных областях обитания и помогает добыть больше ресурсов для природоохранной территории размером в 63 000 акров (25500 га) в провинции Касанаре на северо-востоке Колумбии.

8. Капибары.
Глаза, уши и ноздри у капибар расположены высоко на голове, таким образом, они остаются на поверхности, когда животное находится в воде. Эти социальные млекопитающие передвигаются и живут в группах, где преобладает альфа-самец, а также вместе защищают территорию своего проживания и питания. Люди охотятся (а также выращивают) на капибар ради их шкуры и мяса, которое является особо популярным во время Великого поста, – католики в Южной Америке считают это животное приемлемой альтернативой говядины или свинины.

9. Бобер.
Бобры являются экологическими инженерами, вторыми после человека в своей способности значительно изменять ландшафт по своему вкусу. Используя свои мощные челюсти и зубы, они десятками валят деревья и строят плотины из дерева и грязи от 2 до 10 футов (1-3 метра) в высоту и более 100 футов (30 метров) в длину. А делают они это затем, чтобы наполняющиеся воды затапливали близлежащие поля и леса. В образовавшихся озерах, которые иногда бывают огромных размеров, бобры строят свои жилища из веток и грязи.

10. Бобер.
Хотя они достаточно неуклюжи на суше, бобры с легкостью плавают в воде благодаря перепончатым лапам и веслообразному хвосту, которые помогают им развить скорость до 5 миль (8 км) в час. Эти млекопитающие также могут похвастаться своего рода природным костюмом для подводного плаванья в виде их жирного и водостойкого меха.
Бобры едят водные растения, корни, листья, кору, и ветки. Их зубы растут в течение всей жизни, поэтому им просто необходимо грызть деревья, чтобы они не вырастали слишком длинными и изогнутыми. Один бобер сгрызает ежегодно сотни деревьев, обычно сгрызая дерево диаметром в 6 дюймов (15 см) всего за 15 минут.

11. Речная выдра.
Эта сонная речная выдра на самом деле очень игривая. Влаголюбивое млекопитающее всегда с охотой погружается под воду и может грациозно передвигаться благодаря своим перепончатым лапам и веслообразному хвосту. Выдры имеют особое строение ушей и ноздрей, которые закрываются под водой, а также водоотталкивающий мех. Молодые выдры начинают плавать в возрасте 2-х месяцев. Речные выдры живут в норах по краям реки или озера в непосредственной близости от рыбы, которой они питаются.

12. Утконос.
Утконос является невероятной смесью разных животных: его пушистое туловище напоминает туловище выдры, клюв как у утки, а перепончатые лапы и веслообразный хвост как у бобра. Как и все эти животные, утконос хорошо плавает и проводит большую часть своей жизни под водой. В отличие от выдр и бобров, они откладывают яйца. Самцы утконоса имеют ядовитые жала на задних лапах. Эти животные строят свои норы у самой кромки воды и питаются подводными червями, моллюсками и насекомыми.

Животное, которое живет в воде в течение определенного времени или всей своей жизни. Многие насекомые, такие как комары, поденки, стрекозы и ручейники, начинают свой жизненный цикл, как водные личинки, прежде чем превратится в крылатых взрослых особей. Водные животные могут дышать воздухом или получать растворенный в воде кислород при помощи специализированных органов, называемых жабрами, или непосредственно через кожу. Природные условия и , которые обитают в них, можно разделить на две основные категории: водные или .

Группы водных животных

Большинство людей думают только о рыбах, когда их спрашивают о водных животных. Однако есть и другие группы животных, обитающих в воде:

  • млекопитающие, например, (киты), сирены (дюгони, ламантины) и ластоногие (настоящие тюлени, ушастые тюлени и моржи). Понятие «водное млекопитающее» также применяется к животным с , таким как речная выдра или бобры, ведущих полуводный образ жизни;
  • моллюски (например, морские улитки, устрицы);
  • (например, кораллы);
  • (например, крабы, креветки).

Термин "водный" может применяться к животным, которые живут, как в пресной воде (пресноводные животные), так и в соленой воде (морские животные). Тем не менее, понятие морские организмы чаще всего используется для животных, обитающих в морской воде, то есть в океанах и морях.

Водная фауна (особенно пресноводные животные) часто вызывает особую озабоченность у защитников природы из-за хрупкости их . Они подвергаются воздействию чрезмерного промысла, браконьерства, загрязнения и .

Головастики лягушки

Для большинства характерна водная личиночная стадия, например, головастики у лягушек, но взрослые особи ведут наземный образ жизни вблизи водоемов. Некоторые рыбы, к примеру, арапаима и ходячий сом, также , чтобы дышать воздухом для выживания в бедной на кислород воде.

Знаете, почему герой известного мультфильма "Губка Боб Квадратные Штаны" (или "Спанч Боб Сквэр Пэнтс"), изображен в виде губки? Потому что есть водные животные, которые называются морскими . Однако морские губки не похожи на квадратную кухонную губку, как персонаж из мультфильма, а имеют более округлую форму тела.

Рыбы и Млекопитающие

Косяк рыб возле кораллового рифа

Знаете ли вы, что существует большее количество видов рыб, чем амфибий, птиц, млекопитающих и рептилий вместе взятых? Рыбы являются водными животными, так как вся их жизни проходит в воде. Рыбы хладнокровны, и у них есть жабры, которые получают кислород из воды для дыхания. Кроме того, рыбы относятся к позвоночным животным. Большинство видов рыб могут жить либо в пресной, либо в морской воде, но некоторые рыбы, такие как лосось, обитают в обоих средах.

Дюгонь - водное млекопитающее из отряда сирен

В то время как рыбы живут только в воде, млекопитающих можно встретить на суше и в воде. Все млекопитающие являются позвоночными; имеют легкие; они теплокровные и рожают живых детенышей, вместо откладывания яиц. Однако водные млекопитающие зависят от воды, чтобы выжить. Некоторые млекопитающие, такие как киты и дельфины, живут только в воде. Другие, такие как бобры, ведут полуводный образ жизни. У водных млекопитающих есть легкие, но нет жабр и они не способны дышать под водой. Им необходимо всплывать на поверхность через определенные промежутки времени, чтобы вдохнуть воздух. Если вы когда-либо видели, как выглядит фонтан воды, выходящий из дыхала кита, то знайте - это его выдох, после которого следует вдох, прежде чем животное погрузится обратно под воду.

Моллюски, книдарии, ракообразные

Гигантская тридакна - крупнейший представитель двустворчатых моллюсков

Моллюски - беспозвоночные животные, которые имеют мягкие мускульные тела без ног. По этой причине многие моллюски обладают твердой оболочкой, чтобы защитить свое уязвимое тело от хищников. Морские улитки и устрицы являются примерами моллюсков с раковинами. Кальмары и также относятся к моллюсками, но у них нет раковин.

Рой медуз

Что объединяет медуз, актиний и кораллов? Все они относятся к книдариям - группе водных , которые являются беспозвоночными, имеют специальный рот и стрекательные клетки. Стрекательные клетки вокруг рта используются для ловли пищи. Медузы могут передвигаться, чтобы поймать свою добычу, но морские анемоны и кораллы прикреплены к камням, и ждут, пока еда приблизится к ним.

Красный краб

Ракообразные - водные беспозвоночные животные с твердой хитиновой наружной оболочкой (экзоскелетом). Некоторые примеры включают крабов, лобстеров, креветок и раков. У ракообразных есть две пары усиков (антенн), которые помогают получать информацию об окружающей их среде. Большинство ракообразных питаются плавающими остатками мертвых растений и животных.

Заключение

Водные животные обитают в воде и зависят от нее для выживания. Существуют различные группы водных животных, в том числе рыбы, млекопитающие, моллюски, книдарии и ракообразные. Они живут либо в пресноводных водоемах (ручьи, реки, озера и пруды), либо в соленой воде (моря, океаны и др.), и могут быть как позвоночными, так и беспозвоночными.

Существует много природных водоёмов: пруды, озёра, моря и океаны. А вот реки и ручьи назвать водоёмами нельзя — это водные потоки. В реках и водоёмах много разной рыбы: карась, сом, сазан (он же карп), лещ, пескарь, осётр, щука, окунь, треска и много других.

Внешний вид и поведение рыб зависят от условий их жизни.

У всех хищных рыб крупные головы с большими ртами, вооружёнными острыми зубами. Нехищные рыбы питаются червяками, рачками, водорослями, у них маленький рот — им не надо глотать других рыбок.

Сом — хищная рыба, плавает у самого дна, выискивая пищу. Брюшко у него плоское, спинка выпуклая, большой рот окружён усиками. Глазки у него — маленькие. Окраска — серовато-жёлтая с пятнышками, под цвет песка и камешков на дне водоёма.

Щука — тоже хищная рыба, у неё крупная голова, большой рот и острые зубы. Много времени она проводит в засаде, стоя на одном месте и выжидая добычу. Увидев рыбу, стремительно выплывает из укрытия и хватает её. Когда же щука бывает у поверхности воды, то ловит падающих в реку мошек и комаров, иногда для этого даже выпрыгивает из воды. Поэтому рот её направлен вверх, спинка плоская, тело сплюснутое.

Зимой, в сильные морозы, над головами рыб появляется крепкая ледяная крыша — лёд. Рыбы зимой обычно спят. Карась и линь зарываются в ил на дне водоёмов; пескари и уклейки зимуют в углублениях с песчаным дном; сазаны и лещи прячутся в глубокие ямы, поросшие камышом; осётры сбиваются в тесные кучи на дне, где вода не замерзает. Ведь чем глубже вода, тем она теплее. К концу зимы рыбам начинает не хватать воздуха. Задыхаясь и судорожно раскрывая круглые рты, они поднимаются на поверхность, губами хватая пузырьки воздуха. Для обогащения воды кислородом люди делают в прудах, реках и озёрах проруби. Около них на льду часто можно видеть рыбаков, занимающихся подлёдным ловом рыбы.

К весне все рыбы просыпаются и начинают метать икру — нереститься. Для этого они находят укромные места, чтобы икринки не могли съесть другие рыбы и животные. Со временем из икринок появляются мальки, очень маленькие, серенькие, прозрачные. Их почти не видно в воде, но многие из них всё равно погибают, попадая в рот рыбам. Выжившие мальки растут и становятся взрослыми рыбами.


Некоторые рыбы не мечут икру, у них родятся живые мальки. Дети могут увидеть их рождение, наблюдая за рыбками в аквариуме (гуппи, барбусы).

В некоторых больших водоёмах живут летучие рыбы. Спасаясь от хищников, они выпрыгивают из воды и пролетают около трёх — пяти метров. В морях и океанах они могут пролететь по воздуху до двухсот метров, при этом они машут плавниками, как крыльями. Известны случаи, когда рыбы залетали на палубы проходящих кораблей.

Кроме рыб в реках и других водоёмах обитает много разных животных: улитки, собирая корм, ползают по дну и растениям, а от врагов прячутся в домике — твёрдой раковине; раки двигаются не вперёд, а назад, отталкиваясь двумя клешнями и опираясь на свой хвост. У них тёмная окраска, под цвет дна реки. Люди научились ловить их, так как мясо раков очень вкусное. Если рака взять неосторожно, он может больно ущипнуть клешнями за руку. Варёные раки приобретают ярко-красный цвет.

Лягушки могут жить в воде и на суше; прыгая по траве, они ловят языком насекомых. Лягушки очень пугливые: услышав шаги, быстро прыгают в воду и ныряют в глубину. Когда всё стихает, они выглядывают из воды и осматривают берег: если там никого нет, они выбираются на сушу погреться и половить мошек.

Ещё в водоёмах водятся пиявки, водяные жучки, мелкие рачки дафнии (сухими дафниями кормят рыбок в аквариумах) и др.

В морях и океанах живут крупные животные: дельфины, моржи, тюлени, кальмары. Но самым большим на земле животным, живущим в воде, является кит. На его спине может уместиться тридцать слонов; но есть и небольшие киты — длиной два-три метра. Дышат киты лёгкими, а не жабрами. В носу у них заросшая ноздря, в которой, как в мешке, сохраняется воздух, поэтому они могут находиться под водой в течение двух часов, после чего поднимаются к поверхности, чтобы набрать новую порцию свежего воздуха, и тогда над морем можно наблюдать множество фонтанов. В желудке у кита помещается две-три тонны пищи; плавают киты со скоростью пятьдесят километров в час, а ныряют на глубину до трёх километров. У них рождаются живые детёныши, которые питаются молоком матери. Живут киты до пятидесяти лет. Кит — ценное животное: китовый ус, шкура, печень и жир используются при изготовлении лекарств.

План рассказа о рыбе

1.Название.

2.Части тела.

3.Поведение.

4.Чем питается.

5.Как появляется потомство.

6.Какая польза.

Примерный рассказ о рыбе

Карась — нехищная рыба. Тело у него вытянутое, сплюснутое с боков; имеются грудные, спинные и хвостовые плавники; рот у него маленький, дышит жабрами. Покрыт чешуёй незаметной серой окраски, под цвет дна, коряг. Карась целыми днями ищет себе корм на дне водоёмов, вытаскивает из песка червяков, ловит водяных жучков, дафний, а в зарослях растений ощипывает мелкие листочки. Его враг — щука, она подкарауливает добычу в укрытии, поэтому карась всегда настороже. Благодаря своему узкому телу он может мгновенно вильнуть хвостом, изогнуться всем туловищем и тут же скрыться. Зимой он зарывается в песок и спит. К весне просыпается и плывёт в облюбованное им место метать икру.

Люди едят жареную, солёную, копчёную и варёную рыбу; рыбный суп называется «уха».

Примерный словарь

Существительные: плавник, жабры, брюшко, чешуя, мальки, икра, ил, коряга, прорубь, пузырьки, засада, рачки — дафнии, укрытие, раковина, клешня.

Рис. 2. Озеро Аракуль ()

Или искусственные: пруд, водохранилище, канал (рис. 4-6).

Рис. 5. Водохранилище ()

Каким бы ни был водоем, естественным, искусственным, он украшает нашу землю, радует нас своей красотой. В пресных водоемах мы берем воду, без которой не обойтись ни в быту, ни на производстве. В водоемах мы купаемся, рядом с ними загораем, по воде путешествуем на судах, перевозим грузы. Значение водоемов в природе велико. Пресная вода является важнейшим условием существования человека на Земле, а для животных, которые живут в воде, это еще и единственный дом. В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, воздух и растворенные минеральные вещества.

Какие же растения растут и какие животные обитают в пресных водоемах? Оказавшись у водоема в теплое время года, вы могли наблюдать только тех его обитателей, которые живут на поверхности. Но жизнь в водоеме есть везде: и у берегов, и на поверхности, и в толще воды, у самого дна и на дне. На берегах водоемов можно увидеть листья и стебли камыша, тростника, рогозы, стрелолиста. Небольшая глубина позволяет этим растениям прикрепиться ко дну водоема. На значительно большей глубине растут кувшинка белая, кубышка желтая (рис. 7, 8). На гладкой поверхности воды плавают их цветки и широкие листья.

Рис. 7. Кувшинка белая ()

Рис. 8. Кубышка желтая ()

Как этим растения удалось приспособиться к жизни в сильно увлажненной почве, где почти нет кислорода? Если рассмотреть срез стеблей тростника, камыша, рогоза, то можно увидеть воздушные каналы, которые проходят в стеблях этих растений (рис. 9, 10).

Рис. 9. Тростник ()

Воздухоносные каналы есть и в листьях, и в корнях водных растений. У кувшинки белой и кубышки желтой черешки листьев и цветоножки, на которых сидят цветки, тоже пронизаны воздухоносными каналами, по которым проникает кислород, необходимый для дыхания. Срывая цветок, человек наносит вред всему растению. В место разрыва в растение начинает проникать вода, это приводит к загниванию подводной части и, в конечном счете, гибели всего растения.

Трава ряска в виде мелких зеленых пластинок тоже плавает на поверхности водоема, но корнями ко дну не прикрепляется, а в толще воды - мельчайшие зеленые водоросли, рассмотреть их можно только под микроскопом. Но их присутствие выдает цвет воды. Когда их в водоеме очень много, цвет воды становится зеленым.

Какую роль играют растения в жизни многочисленных жителей водоемов? Во-первых, зеленые растения под воздействием солнечного света из воздуха берут углекислый газ, а выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания всех животных. Во-вторых, в зарослях водоема находят убежище и пищу птицы, земноводные, насекомые и их личинки, рыбы. Животные в водоемах есть везде: на поверхности и в толще воды, на берегу, на дне, на водных растениях. Главные связи между животными и растениями - пищевые. Вот водомерки (рис. 11) стремительно бегут по поверхности воды и охотятся на комаров и других мелких животных.

Рис. 11. Водомерка ()

Их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому вода их и держит. А на водных растениях обитают улитки: прудовик и катушка (рис. 12, 13).

Рис. 12. Прудовик ()

Без кого же река жить не может? Очень маленькие рачки водоемов, дафнии и циклопы, живут и зимуют в воде. Их величина немного больше запятой в книжке (рис. 14, 15).

Самое примечательное у дафнии - длинные усы. Взмахнут усами, резко опустят, оттолкнутся от воды и подпрыгнут. У циклопа есть непарный лобный глазок, из-за которого он и получил свое название.

Без рачков река жить не может, так как они очищают воду от невидимых глазу бактерий, зеленых водорослей и мельчайших животных, если бы не рачки, река быстро бы переполнилась ими. Дафнии и циклопы, как и другие обитатели речки, питаются этими организмами, тем самым очищая воду. Сами служат кормом малькам рыб, моллюскам, головастикам, личинкам насекомых.

Неужели в реке кто-то без головы живет? Это моллюски, беззубки и перловицы (рис. 16).

Рис. 16 Моллюски ()

Сначала раковина, состоящая из двух продольных пластинок, будет лежать неподвижно, потом створки ее приоткроются и из нее высунется нога, головы ни у беззубки, ни у перловицы нет. Выдвинет беззубка ногу и воткнет ее в песок, раковина сдвинется с места. Переместится беззубка на 2-3 сантиметра, отдохнет - и снова в путь. Так и путешествует по дну реки. Пищу и воздух беззубка добывает прямо из воды. Приоткроет створки раковины и начинает втягивать воду, потом выбрасывает. В воде полно мельчайших животных, попадают они в раковину, так беззубка их специальными приспособлениями и задерживает. Дышит беззубка и ест, а заодно и воду очищает. И перловица также работает. Каждая за сутки очищает примерно 40-50 литров воды. Моллюсков, личинки насекомых, головастиков поедают рыбы, аисты, кулики, утки. Жук-плавунец охотится на других насекомых, а также червей, улиток, головастиков. Лягушки кормятся в прибрежных частях водоемов, в основном летающими насекомыми, а сами являются кормом для тритонов и хищных рыб, окуня и щуки. За рыбой и тритонами охотятся цапли, чайки, зимородки.

Основная пища рака - растительная. Но он охотно поедает животных, а также останки мертвых животных. Поэтому часто раков называют санитарами водоемов (рис. 17).

Раки за свою жизнь меняют панцирь. Органы чувств у речного рака развиты прекрасно, глаза выдвинуты вперед на тонких стебельках и состоят из огромного количества, 3000, крохотных глазков. Короткая пара усиков - органы обоняния, а длинные - осязания. Если хищник хватает рака за клешню, то рак ее обламывает и скрывается в норе. Потерянная клешня отрастет снова. Раки очень чувствительны к загрязнению воды, поэтому в местах, где они водятся, говорят об экологической чистоте водоемов.

У реки можно увидеть разных стрекоз: красотку, стрелку, лютку, они живут у реки постоянно (рис. 18).

Рис. 18. Стрекоза ()

Всем стрекозам нужна вода, потому что только там могут жить их личинки. Личинки не похожи на взрослых стрекоз, только глаза у них одинаковые. Каждый глаз состоит из почти 30 000 крохотных глазков (рис. 19).

Рис. 19. Личинка стрекозы ()

Оба глаза выпуклые, благодаря чему стрекоза одновременно может смотреть во все стороны (рис. 20). Все стрекозы - хищники, они охотятся в воздухе, на лету хватают насекомых.

Рис. 20. Глаза стрекозы ()

Личинка стрекозы, подкараулив добычу, выбрасывает вперед сильно удлиненную нижнюю губу. Обычно губы сложена и прикрывает голову, как маска. Личинка в большой мускульный мешок внутри тела всасывает воду, а потом силой выбрасывает. Получается водяной выстрел. Через год, а некоторые через 3, личинки выбираются на поверхность, шкурка личинки лопается, и из нее появляется стрекоза. Посидит несколько часов, расправит крылышки и улетает.

Кто же живет в капле воды? Если посмотреть в микроскоп, то откроется удивительный мир необычных существ. Вот почти прозрачный комочек, который все время меняется, - это амеба (рис. 21).

Другие существа напоминают крохотные туфельки, так они и называются. Тело у туфельки покрыто ресничками, каждая умело управляет этими ресничками и быстро плывет (рис. 22).

Рис. 22. Туфелька ()

Трубачи - самые красивые обитатели капли, голубые, зеленые, похожи на цветки вьюнков (рис. 23).

Двигаются трубачи неторопливо и только вперед. Если их что-то напугает, то они съеживаются и напоминают шарики. Амебы, туфельки и трубачи - одноклеточные организмы, питаются бактериями.

В капле воды также обитают и хищники. Это дидиний (рис. 24).

Хоть он и меньше туфельки, он не только смело нападает на нее, но и целиком заглатывает, раздуваясь как шар.

В пресном водоеме совместно обитают растения, животные, бактерии, все они хорошо приспособлены к жизни в воде и связаны между собой пищевыми цепочками. Когда растения и животные погибают, то они скапливаются на дне водоемов, под действием бактерий разрушаются и превращаются в соли, которые растворяются в воде и используются другими животными. Водоем - это природное сообщество.

Сегодня на уроке вы получили новое представление о пресном водоеме как о пресном сообществе и познакомились с его обитателями.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Makuha.ru ().
  2. Youtube.com ().
  3. Sbio.info ().

Домашнее задание

  1. Какие пресные водоемы вы знаете?
  2. Каких животных можно встретить в водоемах?
  3. Почему говорят, что водоем - это природное сообщество?

ОКСАНА КАРАМАШЕВА
Конспект открытого занятия «Река и речные обитатели»

Тема : «Река и речные обитатели »

Цель : Создание условий для уточнения и систематизирования знаний детей о реке и речных обитателях .

Задачи :

Создать условия для закрепления знаний детей о реке «Таштып» и ее обитателях ;

Создать условия для развития речи детей, умение подбирать к словам прилагательные и глаголы;

Продолжать учить детей отгадывать загадки;

Создать условия для развития логического мышления, воображения;

Создать условия для составления коллективной работы «обитатели реки » ;

Воспитывать у детей любовь к родному краю и желание сохранить его красоту.

Ребята, сегодня, я хотела бы вам предложить отправиться в увлекательное путешествие. Закройте глаза, прислушайтесь и узнаете, куда мы отправимся. (Звучит аудиозапись шум реки.)

Что вы слышали? (Шум реки.) Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по реке нашего района. Кто знает, как называется река нашего района ? (Таштып.)

Правильно ребята, река «Таштып» находится в нашем, Таштыпском районе (1 слайд) .

Для этого путешествия нам не нужна лодка, нам даже не нужно выходить из детского сада. Мы совершим наше путешествие в своем воображении, вспомним все, что нам уже известно, возможно узнаем что-то новое. Ведь река – это красота , здоровье, дом для речных обитателей и многое другое .

– Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним правила :

1. Каждый день, всегда, везде,

На занятиях , в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить - не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в наше путешествие.

Д/игра : «Найди речку «Таштып» » (2 слайд) .

Взгляните на эти фотографии. На них вы можете увидеть разные водоемы. Вам нужно найти картинку, на которой изображено именно наша река «Таштып» . Почему вы остановили свой выбор именно на этой картинке?

Д/игра : «Какая река

Скажите, какой бывает река весной ? (3 слайд) Бурной, быстрой, холодной, глубокой, длинной, мутной.

Какой бывает река в летний период ? (4 слайд) Теплой, мелкой, ласковой, журчащей, прозрачной.

А какой она бывает осенью? (5 слайд) Холодной, глубокой, мутной.

А в зимнее время года? (6 слайд) Замерзшая, холодная, ледяная.

Какие слова-действия можно подобрать к реке? Плыть, купаться, рыбачить, нырять, плескаться, резвиться….

Какие живые и неживые объекты природы могут находиться в реке и рядом с ней? Рыбы, камни, песок, лодка, деревья, трава, водоросли, малявки….

Гимнастика для глаз «Отгадай загадку – отыщи отгадку» .

Попробуйте отгадать загадки. Только не говорите вслух отгадку. Найдите глазами картинку с отгадкой.

«Жить в реке совсем нескучно» ,

Скажет вам она беззвучно.

Даже вежливо «спасибо»

Говорит неслышно….(рыба)

Он всегда гулять идет

Только задом наперед.

С ним знаком любой рыбак,

Хоть не рыба он, а. (рак)

У воды она живет,

Громко песенки поет.

Рот ее - для мух ловушка,

А зовут ее. (лягушка)

Берегись, плотва, уклейка, -

В речке хитрая злодейка!

Эй, мальки, с дороги, ну-ка!

На охоту вышла. (щука)

Д/игра : «Сколько слогов в слове»

Рыба, рак, щука, лягушка, река , рыбак, налим.

Физминутка : Давайте с вами, на минутку, закроем глаза и представим, что мы рыбки и решили порезвиться в теплой воде. Рыбки поплыли по течению, легко и спокойно (звучит легкая и спокойная музыка) . Вдруг начался сильный ветер, рыбкам нужно возвращаться домой, и пришлось им приложить немало усилий, ведь течение в реке стало бурным и быстрым (звучит скоротечная, быстрая музыка) .

Ребята, скажите, пожалуйста, какие рыбы водятся в нашей реке?

Как вы думаете, почему рыбы не тонут, а легко и ловко плавают в воде? Ответы детей.

Предлагаю вам подойти к столу и провести небольшой эксперимент «Почему рыбы не тонут?»

Предлагаю опустить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.

Он опустился на дно.

Затем опустить в емкость воздушный шарик и уточнить, что с ним произошло.

Он остался на поверхности воды.

Тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть «шарик» – плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность (7 слайд) . Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.

Д/игра : «Рассели обитателей »

Вы видите изображения разных водных обитателей . Вам нужно расселить их в соответствующие водоемы. Назовите этих обитателей ? Что ты можешь рассказать об акуле; о крабе; о ките; об осьминоге. Какой водоем остался без обитателей ? Что нам нужно сделать? Я хотела бы вам предложить выбрать себе любого речного обитателя , вырезать его и поселить его в речку.

Рефлексия :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Что было интересным для вас?

Что было сложным?

Как нужно вести себя, когда вы будете отдыхать у речки?

Что нужно, чтобы река не мелела , и чтобы всегда в нем водилась рыба?

Что будет, если не будет реки?