1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний.
1.2 Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов.
1.3 Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы.
1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний
Слово «экономика» греческого происхождения (ойкос – дом, хозяйство, номос – правило, закон), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения .
Во-первых , экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).
Во-вторых , экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.
В-третьих , экономика – это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.
Существуют и другие определения предмета «экономики», но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика – это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.
Экономика выполняет следующие основные функции:
1. Методологическая функция. Многие ученые – экономисты справедливо утверждают, что экономическая теория является не только учением, но и методом. Экономическая наука в методологическом плане учит не только тому, что надо делать, но и тому, что делать не следует. Экономическая наука помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.
2. Научно-познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. Процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики, научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики, позволяет открыть экономические законы, по которым развивается человеческое общество.
3. Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточные.
4. Практическая (рекомендательная) или прикладная функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту, в своих конкретных делах, руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.
5. Политическая функция предусматривает использование экономических интересов в политических процессах, особенно при формировании политических целей и обещаний общественных движений.
Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика как наука использует определенную совокупность методов познания (методов исследования экономических процессов и явлений) :
1. Общенаучные методы.
1.1. Метод научной абстракцией. Его суть состоит в выделении главного в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результатом научной абстракции являются выработка новых научных категории (понятий) выражающие существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.
1.2. Исторический метод – экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими они стали в настоящее время.
1.3. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и сделать обоснованный вывод. Логический метод позволяет глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.
Метод анализа и синтеза. Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).
Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов, анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, в которых он фиксирует наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза – предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами. Рождается гипотеза обычно на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.
2. Специальные методы.
2.1. Экономико-математический анализ и моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. При этом экономико-математические модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.
2.2. Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
2.3. Экономические эксперименты – это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности с целью их изучения и дальнейшего практического применения.
Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами.
Так, для развития рыночной экономики государство должно как минимум законодательно обеспечить:
во-первых, гарантии частной собственности вообще и правами частных предпринимателей конкретно;
во-вторых, проведение государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;
в-третьих, защиту экономических прав работников и неработающих граждан.
В современных условиях необходимо принятие международных правовых актов и проведение национального законодательства в соответствии с ними.
Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов
Экономика как наука изучает процессы и явления на различных уровнях систем и выявляет специфические проблемы, возникающие на них.
1 уровень – Микроэкономика – это особый раздел экономической теории, который изучает экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, которые принимают решения по поводу объёмов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.
Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благи услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством. Микроэкономика как метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей, при том, что всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.
2 уровень – Мезоэкономика – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, происходящие в регионе или в отдельной отрасли - охватывающие все промежуточные системы (АПК, ВПК, экономика здравоохранения, торговли, то есть экономика отдельных отраслей и сфер народного хозяйства). В рамках экономики региона существуют единые условия на территории субъекта – природно-климатические, финансовые, правовые и т.п. – следовательно, ряд процессов, происходящих внутри региона, имеет схожие характеристики. В рамках одной отрасли используются единые или схожие технологические процессы, следовательно, и экономические процессы и проблемы отдельных предприятий схожи.
3 уровень – Макроэкономика (национальная экономика) – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. Основными проблемами макроэкономики являются: инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.
Макроэкономика как метод экономического анализа, основанный на оценке макроэкономических показателей (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.).
4 уровень – Мировая экономика (мегаэкономика) – совокупность всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.
В экономике можно выделить еще два направления развития экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов .
1. Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними. Она призвана исходить из накопленных знаний и опыта отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки – знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.
2. Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу – поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Она даёт рекомендации, рецепты действий.
Лекция 1Презентация на тему:
Введение в экономику
к.э.н., доцент
Джано Джомаа
Вопросы к рассмотрению
1. Предмет, функции и методы экономики.Взаимосвязь экономики и права
2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и
нормативная экономика
3. Экономические законы и экономические
категории. Экономические отношения и их
типы
4. Основные этапы развития экономической
теории1. Предмет, функции и методы
экономики. Взаимосвязь
экономики и права
Понятие экономики
Слово «экономика» греческогопроисхождения (oikonomike - «искусство
домохозяйства»), оно означает «законы
хозяйствования».
В целом под термином «экономика»
понимают хозяйство, в широком смысле этого
слова - науку о хозяйстве и
хозяйствовании, а также отношениях между
людьми в процессе хозяйствования.
Предмет экономики
Во-первых, экономика - это хозяйственная система,обеспечивающая удовлетворение потребностей
людей и общества в целом.
Во-вторых, экономика - это совокупность
экономических (производственных) отношений между
людьми, складывающихся в процессе производства,
материальных благ и услуг.
В-третьих, экономика - это наука о выборе наиболее
эффективных (рациональных) способов
удовлетворения безграничных потребностей людей
ограниченными экономическими ресурсами.
Функции экономики
1. Методологическая функция.2. Научно-познавательная функция.
3. Критическая функция.
4. Практическая (рекомендательная), или
прикладная, функция.
Методологическая функция
Экономическая теория представляет собой не толькоучение, но и метод.
Экономическая наука в методологическом плане:
1) учит, что надо делать и чего делать не следует,
помогает нам понимать окружающую хозяйственную
жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред
других;
2) учит новым способам познания экономических
явлений, позволяет предвидеть некоторые
последствия наших практических действий.
Научно-познавательная функция
Научно-познавательная функция экономикисостоит в том, чтобы всесторонне изучать
процессы производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ и
услуг.
На основе теоретических обобщений
реальных факторов хозяйственной жизни
научно-познавательная функция экономики
позволяет открыть законы, по которым развивается общество.
Критическая функция
Критическая функция экономики состоит втом, чтобы дать объективную критическую
или позитивную оценку экономическим
явлениям и процессам различных форм
хозяйствования.
В реальной жизни мы имеем дело с самыми
различными формами хозяйствования, одни
из них более эффективны, другие менее
эффективны, а третьи убыточны. Практическая (рекомендательная), или прикладная,
функция состоит в том, что на основании позитивной
оценки экономических явлений и процессов экономика
дает рекомендации руководителям государства,
фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в
своих конкретных делах руководствоваться ее
принципами и методами рационального
хозяйствования.
Эта функция тесно связана с экономической
политикой государства, она разрабатывает социальноэкономические программы страны, составляет
научные прогнозы развития тех или иных процессов в
экономике.
11. Методы экономики
1. Метод научной абстракции.2. Исторический метод.
3. Логический метод.
4. Метод анализа и синтеза.
5. Метод индукции и дедукции.
6. Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий.
7. Графический метод.
8. Экономические эксперименты.
12. Метод научной абстракции
Метод научной абстракции выделяет главноев объекте исследования при отвлечении от
несущественного, случайного, временного,
непостоянного.
Результат научной абстракции - выработка
новых научных категорий (понятий),
выражающих существенные стороны
исследуемых объектов, а также выявление
экономических закономерностей.
13. Исторический метод
По историческому методыэкономические явления и процессы
изучаются в той последовательности, в
какой они возникли, развивались,
совершенствовались и какими стали в
настоящее время.
14. Логический метод
Логический метод позволяет правильноприменять законы мыслительной
деятельности, обосновывающие
правила перехода от одних суждений к
другим и делать обоснованные выводы,
глубже понимать причинноследственные связи, складывающиеся
между процессами и явлениями
реальной экономической жизни.
15. Метод анализа и синтеза
Анализ - это метод познания, предполагающийразделение целого на отдельные составные
части и изучение каждой из этих частей,
например анализ показателя себестоимости по
элементам затрат (сырье, зарплата,
энергоресурсы и т.д.).
Синтез - это метод познания, основанный на
соединении отдельных частей явления,
изученных в процессе анализа, в единое целое,
например определение показателя
себестоимости продукции (как сумма всех
затрат).
16. Метод индукции и дедукции
Индукция - это движение исследования от отдельных,частных факторов к общим выводам, обобщениям.
Исследование начинается с изучения фактов.
Анализируя, систематизируя, обобщая факты,
исследователь приходит к выводу, фиксирующему
наличие определенных зависимостей между
экономическими явлениями.
Дедукция - это выдвижение гипотез и последующая их
проверка на фактах. Гипотеза - предположение о
существовании определенной зависимости между
экономическими явлениями и процессами, она обычно
рождается на основе каких-то несистематических
наблюдений, практического опыта, интуиции, логических
рассуждений.
17. Экономико-математическое моделирование
Экономико-математическое моделирование сприменением компьютерных технологий
способствует построению экономических
моделей, отражает главные экономические
показатели исследуемых объектов и
взаимосвязи между ними.
Экономико-математические модели
позволяют выявить особенности и
закономерности экономических явлений и
процессов.
18. Графический метод
Графический метод отражаетэкономические процессы и явления с
помощью различных схем, графиков,
диаграмм, обеспечивая краткость,
сжатость, наглядность в представлении
сложного теоретического материала.
19. Экономические эксперименты
Экономические эксперименты - этоискусственное создание экономических
процессов и явлений в определенных
условиях, приближенных к
хозяйственной деятельности, с целью
их изучения и дальнейшего
практического применения.
20. Взаимосвязь экономики и права
Между экономикой и правом существуеттесная взаимосвязь.
Так, для развития рыночной экономики
государство должно обеспечить:
1) гарантии частной собственности вообще и
права частных предпринимателей в
частности;
2) проведение соответствующей
государственной налогово- бюджетной,
кредитно-денежной и валютной политики;
3) защиту экономических прав работников и
неработающих граждан.
21.
2. Микро- и макроэкономика.Позитивная и нормативная
экономика
22. Микроэкономика
Микроэкономика - раздел экономической теории,изучающий экономические отношение между
хозяйствующими субъектами, их деятельность и
влияние на национальную экономику.
К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала,
предприятия (фирмы), домашние хозяйства,
предприниматели.
В центре внимания микроэкономики - производители и
потребители, принимающие решения по поводу
объемов производства, продаж, покупок, потребления,
цен, затрат и прибыли.
23. Макроэкономика (национальная экономика)
Макроэкономика - раздел экономической теории,изучающий экономические процессы и явления,
охватывающие национальное хозяйство, как единую
систему, в которой органически соединяются все
звенья материального и нематериального
производства.
Основные проблемы макроэкономики - инфляция,
безработица, экономический рост, валовой
национальный продукт, валовой внутренний продукт,
национальный доход, уровень и качество жизни
населения, занятость, деньги, процентные ставки,
инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы
государственного регулирования и т.д.
24. Мезоэкономика
Мезоэкономика изучает экономическиеявления и процессы, охватывающие все
промежуточные системы или отрасли
народного хозяйства (АПК, ВПК,
экономику здравоохранения, экономику
торговли, т.е. экономику отдельных
отраслей и сфер народного хозяйства).
25. Мировая экономика
Мировая экономика - сумма всехнациональных экономик, связанных
международным разделением труда,
мировым рынком, системой
межгосударственных хозяйственных
связей.
26. Позитивная (дискриптивная) экономика
Позитивная экономика исходит изнакопленных знаний и опыта и отвечает на
вопросы: что есть и что может быть в
экономике?
Основной продукт этой части экономической
науки - знания, обобщения, экономический
анализ, аналитический прогноз (сбор фактов,
обобщение результатов наблюдения). Она
описывает, анализирует, но не дает
рекомендаций.
27. Нормативная экономика
Нормативная экономика ставит перед собойболее сложную задачу - поведать о том, что
должно быть, как следует действовать, чтобы
достичь желаемых результатов.
Она оперирует категориями, рецептами,
содержащими на первом месте слова: надо,
необходимо, следует.
Теоретические суждения, рассматривающие
желаемые состояния, называются
нормативными.
Эта экономика дает рекомендации, рецепты
действий.
28.
3. Экономические законы иэкономические категории.
Экономические отношения и их
типы
29. Экономические законы
Экономические законы - носят объективныйхарактер, действуют независимо от воли и
сознания людей. Так, законы рынка: закон
стоимости, закон спроса, закон предложения,
закон конкуренции - существуют независимо
от того, знают о них участники рынка или нет.
Чем глубже люди познают характер действия
экономических законов, тем эффективнее
могут их использовать в хозяйственной
деятельности.
Экономические законы условно можно
разделить на общие и специфические.
30. Общие экономические законы
Общие экономические законы действуют вовсех социально- экономических системах
(формациях), например, закон соответствия
производственных отношений характеру и
уровню развития производительных сил,
закон роста производительности труда, закон
экономии времени, законы расширенного
воспроизводства, закон стоимости, закон
спроса и предложения.
31. Специфические экономические законы
Специфические законы действуют в однойобщественно- экономической системе. Такими
законами являются закон прибавочной
стоимости, всеобщий закон
капиталистического накопления, закон
распределения по труду, Федеральные законы
РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об
акционерных обществах», «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации» и др.
32. Экономические категории
Экономические категории - этонаиболее общие понятия, отражающие
существенные свойства экономических
явлений, их отношения к различным
проявлениям и сторонам общественной
жизни.
Примеры таких категорий: стоимость,
цена, труд, деньги, собственность,
товар и т.д.
33. Экономические (производственные) отношения
Экономические отношения - этоотношения между людьми,
складывающиеся в процессе
общественного производства,
распределения, обмена и потребления
жизненно важных благ.
Можно выделить два типа экономических
отношений: социально-экономические
(отношения собственности) и
организационно-экономические.
34. Социально-экономические отношения
Социально-экономические отношениявключают в себя отношения людей к
средствам производства, т.е. отношения
собственности, отношения по производству
материальных благ и услуг, их
распределению, обмену и потреблению.
Исторически известны следующие формы
собственности: общественная, частная,
государственная. Кроме того, имеются
разновидности - промежуточные и
смешанные формы собственности.
35. Организационно- экономические отношения
Организационно- экономические отношения - Этоотношения, возникающие в связи с разделением и
кооперацией труда, определяются технологическим
способом производства.
Организационно-экономические отношения
подразделяются на три вида:
1) разделение труда и производства;
2) концентрация производства отдельных видов
товаров в тех регионах, где их производство
экономически целесообразно;
3) дифференциация, специализация трудовой
деятельности.
36.
4. Основные этапы развитияэкономической теории
37. Основные этапы развития экономической теории
Школы, ихпредставители и
период Формирования
- Меркантилизм
(первая школа
экономики).
-Томас Мен (1571 –
1641).
-XVI – XVIII вв.
Основные идеи
1. Главное богатство общества
– это деньги (золото и
серебро).
2. Источник богатства – сфера
обращения (торговля).
3.Богатство накапливается в
результате внешней торговли.
38.
Школы, ихпредставители и
период Формирования
-- Школа физиократов
(природа и власть)
-- Франсуа Кенэ (1694
– 1774)
-- XVIII в.
Основные идеи
1. Истинным богатством
нации выступает продукт,
произведенный в сельском
хозяйстве.
2. Первыми попытались
вывести прирост богатства
их процесса производства,
а не обращения.
39.
Школы, ихОсновные идеи
представители и
период Формирования
- Английская классическая
политэкономия.
- Уильям Петти (1623 –
1687),
- Адам Смит (1723 – 1790),
- Давид Рикардо (1772 –
1823).
- XVII – XIX вв.
1. Богатство нации создается в
материальном производстве, а
не в сфере обращения.
2. Главный источник богатства –
труд.
3. Политэкономия раскрыла
значение труда как основы и
меры ценности всех товаров.
4. Заложила основы трудовой
теории стоимости.
40.
Школы, ихпредставители и
период Формирования
-- Марксизм
-- Карл Маркс (1818 –
1883)
-- Фридрих Энгельс (
1820 – 1895)
-- С середины XIX в.
Основные идеи
1. Разработаны теория
стоимости и теория
прибавочной стоимости.
2. К.Маркс различал
потребительную и
меновую стоимость.
41.
Школы, ихОсновные идеи
представители и
период Формирования
- Неоклассическое
на- правление.
- Альфред
Маршалл (18421924), англичанин
-- С конца XIX в.
1.Частнопредпринимательская
рыночная система, способная к
саморегулированию и
поддержанию экономического
равновесия.
2. Государство создает
благоприятные условия для
функционирования рыночной
экономики
42.
Школы, ихпредставители и
период
Формирования
Основные идеи
- Кейнсианство.
- Джон Кейнс (18831946),
англичанин
- С 1930-х гг.
1. Разработана теория спроса и предложения, а
также равновесной цены.
2. Государство должно активно регулировать
экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать
социально-экономическую стабильность
общества
3. Государство должно через бюджет и кредит
регулировать экономику, устраняя кризисы,
обеспечивая полную занятость и высокий рост
производства.
4. Разработаны теория эффективного спроса и
теория эффективного инвестирования
43.
Школы, ихпредставители и
период
Формирования
Основные идеи
- Неоклассический
синтез. Джон Хикс
(1904-1989),
- Пол Самуэлсон
(1915), американцы
- С 1950-х гг.
1. В зависимости от развития экономики
предлагается использовать либо кейнсианские
рекомендации государственного регулирования,
либо рецепты экономистов, стоящих на
позициях ограничения
государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор - денежно-кредитные
методы.
3. Рыночный механизм способен сам
устанавливать равновесие между спросом и
предложением, производством и потреблением
44.
Школы, их представители ипериод Формирования
Основные идеи
- Монетаризм.
- Милтон Фридман (1912),
американец
- С 1970-х гг.
1. Выдвинул монетарную
теорию национального дохода
и новый вариант
количественной теории денег.
2. Главный способ
воздействия на экономику -
государственное
регулирование через эмиссию,
кредитный процент, налоговые
ставки, таможенные тарифы
Jk начинал свою уеяшельноспгь как. экономной, но за/йем о опав ил эшу прогрессию, пойому что она слишком fnpyyna .
Макс Планк (1858-1947), основатель квантовой физики
Э/йо ойранно. Л бросил экономическую гйеорию из-за шло, что она слишком проапа.
Бертран Рассел (1872-1970), английский философ, основатель современной математической логики
Экономика - очаровывающая наука, она ууивительна тем, что ее фунуалгентальные принципы очень проайы, их можно записать на оуном листе бумаги, гнем не лгенее их по- нимаюгй немногие.
Милтон Фридмен (1912-2006), английский экономист, лауреат Нобелевской премии
Do niex noft, покуда pyсосал жизнь не вы- раво(пае(п своей национальной экономики, основанной на индивидуальных. особенностях русского грушка, мы будем находиться в процессе иикпания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно (по одним, tno другим.
Сергей Юльевич Витте (1849-1915), видный государственный деятель России
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вопрос о роли экономической теории в высшем экономическом образовании вряд ли можно отнести к дискуссионным. Общепризнанно, что экономическая теория является фундаментальной, исходной и ведущей учебной экономической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую базу для изучения отраслевых экономических наук. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений экономической теории - необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата экономики. В учебнике поставлена именно такая задача.
Предлагаемый учебник написан в первом десятилетии XXI в., в который человечество вступило, опираясь на потенциал, тенденции и традиции, сформировавшиеся в XX в. Это эпоха новых, кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической. Экономическая теория как наука, связанная с практикой, отражает эти процессы.
Современная экономическая теория представляет собой определенный синтез идей различных экономических школ и направлений: это и классическая политическая экономия, и марксизм, и неоклассика, и кейнсианство, и институционализм. И это закономерно. Экономическая наука быстро развивается, как и весь экономический мир. В России в конце XX в. был осуществлен решительный прорыв в огромный мир экономических идей, накопленных мировой наукой после выхода работ К. Маркса. Отпала необходимость в обязательном осуждении всех буржуазных экономических теорий, наоборот, их стали глубоко изучать, а иногда даже превозносить. Однако быстро выявились и недостатки нового подхода к изучению экономики как науки, ибо западные учебники были написаны применительно к условиям развитой рыночной экономики, что не соответствовало экономике огромной реформируемой в то время страны. Исходя из опыта прошлого, авторы стремятся раскрыть современную концепцию экономической теории с учетом российской специфики, особенностей восприятия рыночного механизма людьми, выросшими в условиях неприятия западной идеологии рыночных отношений.
Кроме того, невозможно игнорировать и тот факт, что начало XXI в. характеризуется новыми процессами повсеместной трансформации экономических систем, возникновением постиндустриального, неоинформационного общества, экономики знаний, образования, переходной экономики. К таким процессам относятся глобализация, информатизация, компьютеризация, технологический взрыв и т.д., они еще не получили достаточного освещения в новейшей экономической теории. Данные трансформационные изменения экономики сопровождаются концентрацией исследований на проблеме человека, процессом постановки человеческих знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей в центр экономической системы. Эти аспекты авторы рассмотрели в настоящем учебнике.
При этом сделан акцент на необходимость изменения мышления людей, мышления, корнями уходящего на несколько поколений в идеи планового хозяйства, формирования нового экономического мышления, присущего не просто рыночной экономике, а экономике нового типа, впитавшей в себя признаки указанных выше глобальных мировых трансформаций. В условиях «новой экономики» способность не просто к творческому мышлению, а к нестандартному видению, неординарным решениям и действиям, нововведениям, лидерству - вот главные требования к специалистам. Ведь не зря же основной характеристикой «новой экономики», отличающей ее от уже существующей, называют «власть гениев», «власть мозгов», т.е. власть новых идей. В этом случае на первое место выступают теоретические знания, способствующие развитию мыслительного аппарата. Научить размышлять самостоятельно на основе анализа различных учений, теорий и взглядов ученых-теоретиков становится первейшей задачей при изучении и преподавании курса экономической теории.
Одной из целей написания данного учебника является популяризация экономической науки в обществе. Учебник предназначен не только для студентов и преподавателей экономических вузов, он полезен всем, кому интересна экономика. Ведь цель этой науки состоит в том, чтобы расширить спектр возможностей и выбора, доступных каждому человеку в повседневной жизни, в том, чтобы помочь как можно большему числу людей в достижении благополучия. Экономика стремится обеспечить высокое качество жизни во всех аспектах, а не только в финансовом. Ведь экономический образ мысли является особым подходом к пониманию мира, который можно использовать практически в любой ситуации, затрагивающей как отдельных людей, так и компании, отрасли промышленности, государства. Каждому активному гражданину необходимо овладеть навыками экономического мышления. Чем больше людей смогут принимать решения в повседневной деятельности, тем выше будет уровень жизни каждого и тем богаче будет наша страна.
Авторы продолжают совершенствовать учебник и будут признательны всем, кто сочтет возможным высказать свои мнения, пожелания и замечания по адресу: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. "Ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. Термин "экономия" впервые предложен Ксенофонтом . Встречается он и у Арис тотеля (384-322 гг. до н. э.) в рамках учения о справедливости (Аристотель. "Политика").
В современных условиях термин "экономика" имеет следующие значения:
народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);
научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).
учебная дисциплина, занимающаяся доведением до обучаемых при помощи методических приемов учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.
Э кономика – это хозяйственная система, обеспе чивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Значение, экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж. Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям.
Среди подходов к определению структуры экономической науки в XX веке можно отметить выделение «нормативной и позитивной экономической науки». Нормативные экономические исследования подразумевают создание определенных правил, норм, предписаний для практикующих экономистов и управляющих, т. е. отражение того, какой «должна быть» экономика.
Напротив, позитивный подход предполагает описание существующего положения в экономической сфере, констатацию того, «какова есть» экономическая система.
Современная учебная программа по «Экономической теории», исходя из требований государственного стандарта высшего профессионального образования РФ, включает в себя политическую экономию, историю экономических учений, микроэкономику, мезоэкономику, макроэкономику, переходную экономику и мировую экономику.
При этом основу программы составляет политическая экономия и экономикс.
Исторически сложилось, что под термином политическая экономия подразумевалось изучение социально-экономических отношений. Момент ее возникновения связывают с трудами представителей английской классической школы (А. Смит. Д. Рикардо и др.).
Экономикс возник в последней трети XIX в. Оно было создано усилиями ученых Австрии, США, Англии и др. стран (К. Менгер, О. Бем-Баверк и др.)
Социально-экономические отношения – это хозяйственные связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Они имеют своим главным содержанием определение формы собственности на условия и плоды производственной деятельности. Они включают три значительных их вида: отношения собственности, социально-экономические отношения в производстве, социальные отношения распределения благ и услуг.
Экономикс представляет собой изучение организационно-экономических отношений.
Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации.
В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида (которые включают в свою очередь соответствующие конкретные формы): кооперация труда (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение) и разделение труда на его отдельные виды; формы организации хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство); управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).
Необходимо отметить, что социально-экономические и организационно- экономические отношения очень значительно отличаются друг от друга.
Так, социально-экономические отношения являются специфическими : они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытно-общинному, рабовладельческому, феодальному и др.). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой.
В отличие от этого организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя. Они являются по существу общими элементами экономики всех стран. Например, в разных общественных устройствах могут успешно применяться одинаковые формы хозяйственной организации (фабрики, комбинаты, предприятия сферы услуг и др.).
В XX в. между политической экономией и экономикс развернулось острое противоборство, которое разрушило их единство и взаимодействие. Во многом это было вызвано использованием политической экономии в целях обоснования политического строя в СССР и других социалистических государствах и экономикс – для подкрепления капиталистической идеологии в странах Запада.
На сегодняшний момент, этого противоборства не существует. Это связано с исчезновением звеньев хозяйственных отношений, которые вели к противоборству политической экономии с экономикс. Одновременно возникли тенденции к их определенному сближению. Так, политическая экономия, оставаясь общественной наукой, пополнилась изучением организационных связей в экономике, а в экономикс стали дополнительно рассматриваться социально-экономические отношения между людьми.
Поэтому современную политэкономию и экономикс зачастую воспринимают как понятия синонимы.
В середине прошлого века под влиянием исследований англичанина Дж. М. Кейнса и американца П. Самуэльсона наиболее принятым в экономической теории стало выделение в ее рамках 2 основных разделов: микро- и макроэкономики.
Микроэкономика, как это видно из названия, занимается изучением экономической деятельности небольших хозяйственных субъектов: домашних хозяйств и предприятий.
Макроэкономика была задумана как раздел науки, посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики и всего государства.
Разумеется, всякое деление, классификация являются делом в достаточной степени условным. В данном случае это проявляется в том, что многие проблемы оказались на пересечении «интересов» микро- и макроэкономики. Например, кейнсианский анализ склонности к потреблению и сбережениям может быть проведен в рамках как одного, так и другого раздела. Также неясно, почему рынок труда принято анализировать в рамках микроэкономики, а глава о безработице является атрибутом любого макроэкономического опуса.
Долгое время макроэкономика и микроэкономика являлись практически не связанными между собой отраслями экономического знания: «отсутствие ясной взаимосвязи между макроэкономикой и микроэкономикой долгое время было источником беспокойства среди экономистов; бесчисленные студенты жаловались на «шизофреническую» природу дисциплины, две основные ветви которой имели столь радикально различающиеся взгляды на мир».
Очевидным является и факт недостаточности подобного структурирования для охвата всех экономических проблем. Так, в последние годы в качестве промежуточного звена между микро- и макроэкономикой выделяется «ме зоэкономика», в рамках которой изучаются аспекты хозяйственной деятельности отдельного региона и отрасли.
В отдельный раздел обособляется « мегаэкономика», имеющая объектом исследования экономику мирового сообщества в целом.
В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.
Прежде всего, она выполняет познавательную функцию , так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.
Вторая функция общей экономической теории – практическая (прагматическая) – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т.д.
Третья функция общей экономической теории – прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.
Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды в определении масштабов и направлений экономической динамики, в оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.
От экономической теории следует отличать экономическую политику.
Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.
Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.
Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории.
Выделение функций экономической теории позволяет определить ее место среди других экономических наук (рис.1).
Рис. 1. Место экономической теории в системе экономических наук
При определении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. представить систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.
Введение в экономическую теорию 2
Тема 1. Предмет и метод экономической науки 2
Тема 2 Потребности потребителя Рациональное поведение потребителя на рынке 5
Структура потребительских благ 7
Тема 1. Рациональное поведение потребителя 9
Тема 2. Потребности потребителя. рациональное поведение потребителя на рынке 11
Тема 3 Производство Экономические ресурсы производства 12
Тема 4 Ограниченность производственных ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные варианты производства 14
Тема 5. Экономические системы и их характеристики 16
Тема 6. Функции государства в смешанной экономике 19
Условные обозначения 22
Введение в экономическую теорию
Тема 1. Предмет и метод экономической науки
Экономическая наука охватывает ряд самостоятельных научных дисциплин - макроэкономику, микроэкономику, политическую экономию, маркетинг, менеджмент, страховое дело, теорию финансов и денег и др. Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория.
Экономическая теория - наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства разнообразных товаров и услуг и распределении их между людьми и различными группами общества с целью потребления.
Предмет экономической науки - изучение способов, при помощи которых можно достичь конкретных экономических целей, поставленных отдельной личностью или обществом в целом.
Для общества |
Для человека |
|
Разработка принципов, которые становятся основой экономической политики Содействие экономической информированности населения и, следовательно, демократизации общества Прогнозирование развития событий в обществе |
Содействие рациональному поведению в сфере потребления, целесообразному использованию индивидуальных сбережений Формирование умений ориентироваться в сфере бизнеса Способствование принятию правильных решений при выборе сферы деятельности |
|
Значение экономической науки |
Основные функции экономической теории |
||||
Познавательная |
Практическая |
Психологическая |
||
Изучение процессов экономической жизни общества, объяснение закономерности развития |
Применение экономических знаний при решении бытовых и производственных проблем |
Подготовленность к изменениям в экономической жизни общества |
Тема 1. Предмет и метод экономической науки
Становление экономической науки
Основные направления |
Основоположники |
|
Меркантилизм |
Антуан де Монкретьен, А. Серра, й.И. Бехер, Т. Манн, А. Ордына-щокин |
утверждали, что богатство каждого торговца и страны в целом измеряется количеством золота и серебра; что страна должна как можно больше товаров продавать за границу и как можно меньше их там покупать |
Школа физиократов |
Ф. кенэ, А. Робер, Ж. Тюрго, П. Буагиль-бер |
Считали источником богатства производство, прежде всего сельскохозяйственное. Промышленность называли "бесплодной сферой" |
классическое |
А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж. Стюарт Милль, С. Сисмонди |
В основу теории положено понятие национальной экономики как саморегулирующейся системы |
Неоклассическое |
Г. Госен, к. Менгер, A. Маршалл, л. Вальрас, B. Парето, Дж. кейнс |
Продолжили традиции и идеи классической школы; создали теорию рыночного хозяйства, основ микроэкономики |
Марксизм |
к. Маркс, Ф. Энгельс |
Считали конкурентную рыночную экономику нестабильной и предрекали гибель капитализма |
Историческое |
В. Рошер, В. Гильде-брант, к. книс |
Считали, что хозяйственная жизнь страны регулируется не механизмами рынка, а исторически сложившимися социальными структурами с решающей ролью государства |
"…Экономическая наука не дает готовых рекомендаций, которые непосредственно используют в хозяйственной политике. Скорее она выступает методом, нежели учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, делать правильные выводы…" (Дж Кейнс)
М.А. Балудянский - последователь А. Смита; автор труда "Экономическая система", в котором обосновывает принципы построения национальной экономики на основе свободных рыночных отношений.
М.И. Туган-Барановский - исследователь теории рынка и экономических кризисов, разработал концепцию экономической конъюнктуры.
Е.Е. Слуцкий - первым предложил использовать математические методы в экономической науке.
Наблюдение и сбор фактов |
Графический |
единство историче- |
Абстрагирование |
|||||||||
(статистический) |
ского и логического |
Игнорирование определенных свойств, то есть определенное упрощение действительности |
||||||||||
Восприятие экономических процессов в реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности |
Отображение хозяйственных процессов и явлений с использованием чертежей, схем, таблиц, диаграмм и т.д. |
Изучение социально-экономических процессов в исторической последовательности с логическими обобщениями |
||||||||||
Методы экономических исследований |
||||||||||||
Анализ и синтез |
Эксперимент (практика) |
Моделирование |
Дедукция |
Обобщение (индукция) |
||||||||
Изучение социально-экономических явлений по частям (анализ) и в целом (синтез) |
Изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели) |
Формулирование гипотез и подтверждение их фактами |
||||||||||
Проведение и изучение искусственного и научного опыта |
Обобщения и выводы на основе фактов и наблюдений |
Биология - совокупность наук о живых организмах и их связях друг с другом и с неживой природой |
Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных группах, отношениях личности и общества |
Право - наука о совокупности установленных государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе |
Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения |
|||
Связь экономики с другими науками |