История основания софийского собора в новгороде. Собор святой софии в господине великом новгороде Новгородский собор святой софии

В еличественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города. Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом. Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.

Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.

Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.

В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.

С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:

1. Голубь на кресте

Софийский собор, голубь

Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»


Голубь на кресте Софийского собора

П римечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам - форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.

Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.

2. Чудеса иконы

Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.

Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!

Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы

3. Правая рука Иисуса

Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:

«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»

Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…

4. «Безухий» колокол Святой Софии


Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов

Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню. Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей . Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром . Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси . Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера , без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей , рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород .

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь , символизирующий Святой Дух . На Руси того времени была еще одна такая же постройка - Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала « Триада »: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым .

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году , считается чудотворной . Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение» , которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами».

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити - так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» - инструментом для письма на бересте, - весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются - граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити - надписи, сделанные при помощи «писала» - приспособления для письма не бересте.

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена . Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г.

Вот уже XII столетий на берегу озера Ильмень стоит Собор Святой Софии в Новгороде и восхищает взор горожан. На Руси уже много тысяч лет говорят: «Новгород там, где Святая София стоит». Храм был заложен Ярославом Мудрым и Владимиром, сыном князя. Это древнейший храм во всей России, духовный центр Новгородской Республики, имеющий мировое значение для православной веры.

История возведения Софиевского Собора

У храма Софии Новгородской был предшественник, как и у многих других известных храмов, дошедших до наших дней. Древние летописи сохранили писание о перестройке ещё в 989 году, сразу после Крещения Руси, деревянного храма Софии Новгородской.

Софийский Собор в Новгороде год создания считается 1045. В этом году князь Ярослав Мудрый направился в Новгород к сыну Владимиру, на постройку собора. Храм решили заложить на месте сгоревшей перед этим церкви в 989 году. Новгородцы относятся к собору с благоговением. Они считают, что именно благодаря ему, на их территорию никогда не нападали татары. В 1238 году была попытка татар напасть на город, но не дойдя до него, они повернули назад и горожане увидели в этом Божий знак. В 1931 году в городе начался страшный мор, который вскоре и закончился, новгородцы также считают, что София спасает и оберегает их.

Строительство Софийского собора в Новгороде проводилось византийскими и киевскими умельцами, которые на то время были лучшие в этом деле. Они смогли в камне передать черты северного народа - храм выгладит сдержанно, сурово и мощно.

Изначально он имел пять нефов и три галереи, в них расположилось ещё несколько престолов.

Существует предание о создании фресок внутри святыни. Когда расписывали купола один из мастеров написал Иисуса Христа со сжатой рукой, фреску пытались перерисовать несколько раз, пока к умельцу во сне не пришёл Господь и не сказал, что он специально держит ладонь сжатой, в ней он держит Новгород.

Северная галерея подвергалась множественной перестройке . Храм сначала был покрыт просто слоем цемента, внутренние стены были обнажены и покрыты фресками. Такая архитектура была выбрана под воздействием Константинопольского стиля, мраморная облицовка граничила с мозаикой на сводах.

В западном крыле были возведены бронзовые врата в романском стиле, на которых было размещено множество скульптур и горельефов. Уже в 1900 году была проведена реставрация собора, которую проводил Курдюков Н. С. , эти скульптуры были разобраны.

В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей , а в 1929 году собор был закрыт, в нём открыли антирелигиозный музей. Во время войны 1941 года святыня была сильно повреждена, разграблена и только в 1950 году начались реставрационные работы. Храм был вновь восстановлен, в нём открыли музей. В 1991 году собор лично освятил патриарх Алексий ІІ. С 2005 по 2007 произведена полная реставрация куполов.

Софийский собор (Новгород)



Архитектурные особенности храма Софии

Святилище Софии имеет пять куполов, шестой купол венчает башню под лестницей в северной галерее. Центральный купол позолоченный, пять других свинцовые, их форма точно повторяет форму богатырского шлема. Верхняя часть святыни комбинированная, кровля полукруглая. Со стороны кажется, что собор монолитный, это и не удивительно, ведь толщина стен собора 1.3 метра, таких толстых стен нет ни в одном другом храме. На самом высоком куполе храма разместили голубя, отлитого из свинца. По легенде голубь не должен покидать крест, иначе в городе начнётся беда. Софиевский храм является уникальным храмом по многим показателям:

  • самый старый из сохранившихся;
  • самый высокий из других храмов с подобной архитектурой;
  • имеет толстые стены;
  • в святилище нет звонницы, колокольня расположена рядом с собором.

Ещё одна достопримечательность территории Софиевского собора Магдебургские ворота, которые считаются главным входом. Ворота эти имеют свою историю, они попали в город как трофей в ХІІ из Швеции. В пятнадцатом веке ворота были полностью реконструированы мастером Авраамом, чей лик можно на них увидеть. Сейчас эти ворота по большей части закрыты, для посетителей открыт северный вход, а эти необычные врата открывают только по большим церковным праздникам.

Иконы и росписи Софиевского храма

Внутренне убранство храма, которое задумывалось изначально, сохранилось только частично. Тут можно увидеть изображение святого Константина и Святой Елены, фрески произведены ещё в ХІ столетии. Эта фреска необычна тем, что была она написана не по сырой штукатурке, а по сухой. Эта редкая техника тогда практически не применялась. Она создаёт эффект парящей фрески. Выдающие умы России считают, что именно такой техникой были расписаны все деревянные церкви древней Руси, но время безжалостно и не сохранило ни одну из них.

В ХІІ веке храм был полностью расписан грандиозными трехметровыми фресками, с изображениями святых и облагорожен чудотворной мозаикой в алтарной части храма.

В древние времена Собор имел преграду перед алтарём, в которую входили иконы, датируемые ХІ веком, иконы сохранились и до сих пор:

  • «Спас на престоле» была нарисована в XVI веке, поверх ещё более старой иконы, которую можно просмотреть через специально сделанные небольшие окошечки в иконе;
  • Апостолы Петр и Павел.

Сейчас в соборе три иконостаса, среди других икон наибольшее историческое значение имеют такие святыни:

  • Божьей Матери «Знамение».
  • Икона с изображением Евфимия Великого, Антония Великого и Саввы Освящённого.
  • В центральном иконостасе находится икона Софии «Премудрость Божья». Отличается гораздо большим символизмом, чем другие иконы, выполненные в таком стиле. Она представлена в так называемом «новгородском стиле», это конкретно видно на изображении огненного ангела, который восседает на престоле. Образ Софии-градоначальницы у новгородцев как бы слился с образом Богородицы, заступницы города.
  • , расположена в Рождественском иконостасе. Это наиболее почитаемая икона. Она представляет собой копию с другой такой же святыни, считается что такая икона полностью переняла все чудотворные свойства оригинала.

Мощи в Новгородском храме

На территории Софийской святыни постоянно покоятся останки многих святых, которые много сделали для постройки этого храма, Новгорода и для христианской веры:

  • Анны (Ингигерды) - великая Киевская княгиня, жена Ярослава Мудрого.
  • Князя Владимира - сын князя Ярослава Мудрого и его второй жены Анны.
  • Святого Федора и князя Новгородского Мстислава.
  • Епископа Иоакима Корсунянина - первый эпископ в Новгороде.
  • Луки Жидяты - второй эпископ в Новгороде, занимающийся реставрирование храма.
  • Архиепископов Григория, Иоанна, Антония, Мартирия, Симеона и Афония.

Софийский Собор сегодня

Софийский собор Великий Новгород открыт ежедневно для любого желающего, время работы с 7.00 до 20.00. Литургия совершается в 10.00, вечерняя служба в 18.00.

По территории собора проводятся экскурсии как индивидуальные, так и групповые (билет от 100 рублей), экскурсия занимает 30 минут. Святилище Софии Новгородской находится на территории Новгородского Кремля.

Адрес: Новгородская обл., г. Великий Новгород, Кремль.

Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира. Собор был выстроен из тесаного камня и тонкого кирпича и изначально был нештукатуреным, отчего его бело-розовые стены выглядели очень живописно. Об этом можно судить по фрагменту кладки в юго-восточной части стены, специально расчищенной от штукатурки реставраторами.

До каменной Софии в Новгороде был деревянный Софийский храм, дубового «о тринадцати верхах», выстроенный в детинце в 989г. Он стоял не на том же месте, что и нынешний собор, а на месте другой церкви, Бориса и Глеба. Ученые считают, что деревянный храм сгорел уже во время строительства нового каменного, и долгое время его место стояло пустым.

Строителями Софийского собора в Новгороде были киевские мастера, выстроившие храм по образцу Софии Киевской.

Огромное слегка асимметричное здание собора увенчано шестью массивными куполами – центральным пятиглавием и отдельной главой над четырехугольной пристройкой, внутри которой проходит подъем на хоры, где во время службы размещалась новгородская знать. Стены собора разделены простыми строгими лопатками. Первоначально собор окружали открытые и крытые двухъярусные галереи, позднее заложенные и превращенные в закрытые части храма.

Снаружи храм смотрится настоящим исполином. Внутри же его пространство разделено расписанными столпами на небольшие части, высокие и узкие, отчего кажется, что в соборе очень тесно. И только у самого иконостаса становится просторнее. Росписи в соборе многократно поновлялись и переписывались, однако уже в ХХ веке реставраторам удалось открыть ряд фресок – современниц собора. Так, сохранилась под слоями позднейших росписей фреска «Константин и Елена» XI века в южном притворе, а в центральном куполе были обнаружены и расчищены фрагменты росписей XII века.

Центральный собор Великого Новгорода исполнял не только богослужебные функции. В соборе, в его огромных подземельях, хранилась городская казна и многочисленные сокровища самого собора. Сохранилось, к сожалению, очень мало – соборную ризницу неоднократно грабили, в том числе и «новые хозяева» - большевики, - и фашисты во время оккупации.

Собор с самого момента постройки использовался также и как усыпальница новгородских князей и высшего духовенства. В самом соборе стоят раки с мощами святых – новгородского князя Владимира Ярославича, храмоздателя собора, его матери княгини Анны, бывшей принцессы Ингигерды, святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, и князя Феодора Ярославича, брата Александра Невского.

Отдельный большой интерес представляют собой знаменитые Магдебургские врата (иначе называемые Корсунскими), привезенные новгородцами из Швеции. Это высокие искусно сделанные створки с 48 литыми бронзовыми пластинками, подогнанными друг к другу. На каждой пластинке изображены фигуры или сюжеты. Собраны огромные ворота были уже в Новгороде.

В советское время в соборе некоторое время еще велись службы, при этом не прекращался вывоз ценностей из хранилищ собора. Множество ценных вещей было утрачено, похищено или просто превращено в цветной лом. В 1920-х годах в соборе открыли музей атеизма. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, был разрушен и разграблен фашистами. После войны на его восстановление ушли десятилетия, но после реставрации собор едва не стал своеобразным «Дворцом культуры», далеким от духовной музыки и религии вообще. В 1991г. собор был передан верующим, в нем снова ведутся богослужения.

История Софийского собора

Софийский собор в Новгороде, выдающийся памятник древнерусского зодчества и самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца киевского князя Ярослава Мудрого. На строительство храма ушло пять лет: работы велись с 1045 по 1050 год. Его освятил епископ Лука (Лука Жидята), русский священник, которого князь Ярослав Мудрый, несмотря на возражения константинопольского духовенства, избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима.

Лука, ставший первым епископом русского происхождения, почитается Русской православной церковью в лике святых. Он известен также тем, что является автором первого собственно русского произведения духовной литературы «Поучение к братии», представляющего значительный историко-культурный интерес.

На протяжении столетий Софийский собор был духовным центром Новгородской республики – русского средневекового государства, существовавшего с 1136 по 1478 гг.

В 1478 году Новгородская республика вошла в состав Московского государства. При правящем в то время Московском князе Иване III Софийский собор утвердился как один из главных храмов объединенной державы. С тех пор все русские цари считали своим долгом поклониться святыням храма, оставить здесь память о себе и своих деяниях.

Сохранившиеся иконы, драгоценная утварь, шитые покровы, плащаницы, рукописные и старопечатные книги доносят до наших дней имена знаменитых жертвователей – царей и бояр, священнослужителей и светских меценатов. Пожертвованиями и вкладами в Софийский собор сопровождались и все великие баталии русского воинства. Но драгоценные реликвии на протяжении веков нередко и уничтожались. Ущерб аутентичности храма был нанесен в период петровских времен, когда древнее художественное наследие энергично вытеснялось светской культурой, и в XIX веке во время синодальных обновлений.

Более всего Софийский собор пострадал в ХХ столетии. В 1922 году, во время проводимой советской властью кампании по изъятию культовых ценностей, церковное имущество по большей части было реквизировано, а в 1929 г. власти и вовсе закрыли храм для богослужений. В его помещении разместился антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, которые таила ризница собора – это должно было обличать церковь, демонстрируя ее «неправедные» богатства.

Следует сказать, что Софийский собор был не только культовым сооружением. В его огромных подземельях хранилась городская казна и многочисленные сокровища не только религиозного происхождения. Собственно, решение создать музей, принятое благодаря усилиям Общества любителей древности, члены которого входили в состав комиссии по изъятию ценностей, позволило сохранить и оставить в соборе исторические реликвии.

В годы Великой Отечественной войны храм разграбили оккупанты, сооружение было повреждено обстрелами и бомбежками. После войны здание было восстановлено и включено в состав Новгородского музея-заповедника.

В 1991 году Софийский собор был передан Российской православной церкви. Патриарх Всея Руси Алексий II освятил храм 16 августа того же года. Сегодня он имеет статус кафедрального собора Новгородской митрополии.

Архитектура

Первый камень в фундамент новгородского Софийского собора был заложен 21 мая (3 июня) 1045 года, в День Святых равноапостольных Константина и Елены. Согласно преданиям, в этот день сгорела («вознеслась») деревянная «о тринадцати главах» церковь Софии – первый храм Премудрости Божией на славянских землях. Другие источники утверждают, что церковь сгорела в год завершения постройки нового храма, но точных подтверждений обеим версиям нет.

К этому времени в Киеве уже возвышался Софийский собор, возведенный в византийском стиле. Может показаться, что храм в Новгороде во многом повторяет киевский образец. Это отчасти верно: ведь в первой половине XI века традиции возведения сооружений из камня еще не сложились. Вероятно, князь Владимир Ярославич пригласил мастеров-каменотесов из Киева или даже из самого Константинополя.

Строительные материалы и техника смешанной кладки из камня и плинфы практически аналогичны киевским сооружениям. Кладка скреплена цемянкой – розовым известковым раствором, замешанном с толченым кирпичом.

Оба храма пятинефные, с галереями и лестничными башнями, обширными хорами. Однако традиционная крестово-купольная система в новгородском Софийском соборе была дополнена приделами, основой которых послужили три уже существовавшие небольшие часовни. Зодчие объединили их в единый храмовый комплекс, связав дополнительными галереями.

Эти архитектурные объемы стали отличительной чертой облика Софии Новгородской. Они определили высоту сводов храмового ядра, способ перекрытия кровли. Необходимость увязки уровней всех построек, объединяемых в одно здание, обусловила надстройку стен, возведение опорных арок (акбутанов). Вынужденное увеличение высоты хоров, подкупольных пространств и других объемов собора были неканоничными для византийской и киевской церковной архитектуры. Эти вытянутые в высоту пропорции в дальнейшем стали отличительной чертой собственно новгородского храмового зодчества.

Внутренние стены Софийского собора заполнены голосниками – специально изготовленными сосудами из керамики. Их расположение тщательно продумано. Отверстия большинства голосников направлены во внешнее пространство, но некоторые сосуды обращены горловинами вовнутрь. Благодаря такому чередованию в большом объеме храма обеспечена прекрасная акустика, при этом исключается эхо. Голосники имеют еще одно предназначение: сферическая форма придает сосудам особую прочность, а поскольку они пустотелые, вес купола значительно уменьшается. Соответственно, снижается нагрузка массивной конструкции на опорный барабан, несущие арки и кирпичные своды.

Храм имеет пять куполов, шестой венчает лестничную башню, которая находится в западной галерее к югу от входа. Они выполнены в форме, напоминающей древнерусские шлемы. С креста среднего купола, впервые позолоченного еще в XV в., вот уже почти тысячелетие на город взирает свинцовый голубь. По преданию, присев отдохнуть на возвышающийся крест, птица увидела мучения новгородцев, на которые их обрек Иван Грозный, прислав сюда своих опричников. Голубь окаменел от ужаса. Согласно легенде, Новгород будет существовать до тех пор, пока его крылатый символ не улетит.

Звонница Софийского собора была возведена в XVII веке. На нее можно подняться и обозреть с высоты живописные окрестности. Здесь периодически проходят выставки колоколов.

Росписи Софийского собора

Вероятно, Софийский собор в Новгороде начали расписывать сразу после завершения строительства. Но от оригинальной росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола, где изображены фигуры пророков и архангелов. Образ Христа Пантократора, который располагался в центре росписи, был уничтожен в результате прямого попадания в храм снаряда во время Великой Отечественной войны.

Помимо этого, в Мартирьевской паперти под более поздними росписями реставраторам удалось обнаружить древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Существует мнение, что эта фреска должна была стать основой для мозаики, так как выполнена начерно изрядно разбавленными красками.

Представленная ныне роспись Софийского собора в основном относится к концу XIX века.

Реликвии

Храм знаменит своими иконостасами. Главный из них украшают иконы XV-XVI веков, среди них – София, Премудрость Божия (XV в.). Она выделяется мистическим символизмом: на изображении преобладают алые тона – Премудрость в новгородском исполнении имеет красный цвет, означая жертву Христа.

На Рождественском иконостасе находится Тихвинская икона Богородицы (XVI в.). Она освящала заключение Столбовского мира, положившего конец русско-шведской войне 1614-1617 годов. Она оправлена в ризу, изготовленную по заказу царевны Софьи. На этом же иконостасе – образ «Спас на престоле» XIV в., а также образы XVI-XIX веков.

Первостепенная святыня Софийского собора – икона Божией Матери «Знамение», особо почитаемая в православном мире. Богоматерь изображена на ней с раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте, обозначающем заступническую молитву. Этот иконописный тип изображения Божьей Матери называется Оранта. Согласно легенде, икона спасла жителей Новгорода от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 г.

Западный фасад Софийского собора украшают Магдебургские врата, которые также именуют Корсунскими, Плоцкими, Сигтунскими. Они выполнены из бронзы, в романском стиле и покрыты многочисленными горельефами и скульптурами, изображающими евангельские сцены. Врата на протяжении многих столетий служили парадным входом в храм. Сегодня они открыты лишь по праздникам, в часы службы, которую проводит архиепископ Новгородский и Старорусский.

Согласно одной из версий, которая наиболее пришлась по душе жителям Новгорода, ворота были изготовлены в 1153 году в Магдебурге, и являют собой трофей новгородцев, ходивших в военный поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 г. О красоте ворот, искусно созданных западноевропейскими мастерами, слагали легенды. По одному из преданий, в XVII веке, когда Новгород оккупировали войска шведского короля, монарх велел доставить на родину утраченную пять столетий назад реликвию. К счастью, шведам не удалось снять массивные врата с главного новгородского храма.

Главный крест Софийского собора также стал легендой. 5 июля 1942 года советские войска обстреляли немецкую комендатуру, располагавшуюся на территории Новгородского кремля. Пять из 80 выпущенных снарядов нанесли храму значительный ущерб. От взрывов значительно пострадал купол. Его золотую обшивку немцы пустили на сувениры, которые в виде тарелок, табакерок и прочих солдатских поделок отправляли на родину. Повисший же на цепях крест вместе с голубем-хранителям достался союзникам немцев – испанцам: в городе базировался персонал инженерного корпуса их «Голубой дивизии». Храмовая реликвия была вывезена в Испанию в качестве трофея, и до начала нынешнего столетия находилась в Мадриде. Ее временным приютом стала часовня музея Военно-инженерной академии.

С начала 2000-х годов между Россией и Испанией шли переговоры по поводу возвращения креста на родину. По итогам беседы российского президента с королем Испании испанцы согласились вернуть реликвию. В Мадриде осталась ее точная копия.