Главный алтарь храма христа спасителя. Главный алтарь храма христа спасителя Храм христа спасителя алтарь

Дата публикации или обновления 04.11.2017

В XIX в. исполнил художник Е.С. Сорокин. Воссоздано коллективом художников под руководством СВ. Филатова.

На запрестольном образе главного алтаря с одной стороны Рождество Христово, а с другой Иверская икона Божией Матери.

Придел во имя Св. Николая Чудотворца

Из нижнего коридора Храма сделаны проходы в коридор, или хоры, посредством четырех лестниц, устроенных в пилонах.

Придел в южном крыле Храма посвящен имени Святителя и Чудотворца Николая , покровителя императора Николая I , при котором начато строительство Храма. Придел этот расположен на южной стороне Храма, потому что Св. Николай жил в государстве, расположенном на юге от России.

В этом приделе подробно представлена история Вселенской Церкви с III по IX век, то есть до просвещения России христианской верой, история смут, бывших в Церкви Христовой, ее гонение и торжество Православия, утвердившие догмат Православной Веры. Здесь же представлены поборники истины Вселенских Соборов, мученики, умершие за чистоту веры и преданность Спасителю, преподобные, запечатлевшие своей святою жизнью истинное исповедание веры, и апостолы, распространявшие учение Христа; здесь же имеются картины христианских добродетелей Святителя Николая и важнейшие события его жизни.

Алтарь придела во имя Святителя Николая

В мраморном киоте, на восточной стороне алтаря - Образ Покрова Пресвятой Богородицы. Исполнил профессор Т.А. фон Неф.

Левая створка, вверху - Благовещение - Архангел Гавриил; внизу - Евангелисты Марк и Матфей.

Местные образы: Спаситель и Божия Матерь с Предвечным Младенцем.

Св. Ефрем Патриарх Антиохийский и Св. Преподобный Савва Освященный;

Св. Евфимий Великий и Св. Целестин папа Римский.

В XIX в. исполнил академик М.Н. Васильев; автор воссоздания В.Г. Витошнов.

Вверху южной стены, сверху трех окон, помещена священная картина «Сретение Господне». Исполнил профессор П.М. Шамшин; автор воссоздания В.М. Ананьев.

Ниже этой композиции, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. Евстафий архиепископ Антиохийский; под ним поясное изображение Св. Ипатия епископа Гангрийского.

Картина «Посвящение Святителя Николая в сан Иерея». Событие происходило в городе Мирах, в Ликии. Епископ Патарский Николай, при рукоположении Святителя, исполнясь Духа Святого, пророчески назвал посвящаемого солнцем, восходящим над землей и приносящим сладостное утешение скорбящим. Лицо Святителя, чуждое посторонних помыслов, выражает высокое чувство веры и благоговения к принимаемому сану.

Под этой картиной - «Тайное вспомоществование Святителя Николая». Из жизни угодника известно, что он спас от бесчестия и позора семейство, жившее в городе Патаре, состоящее из отца и трех дочерей, оказав этому семейству три раза невидимую помощь. На полотне изображен момент, когда Святитель Николай ночью положил через открытое окно на подоконник кошелек с деньгами.

Обе эти картины исполнены академиком И.И. Марковым; автор воссоздания С.И. Репин.

Далее, по бокам картины «Тайное вспомоществование Святителя Николая», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Петр епископ Александрийский с раскрытым Евангелием от Иоанна; выше поясные Святой Стефан епископ Римский, Святой Сикст II епископ Римский, Святой Ипполит епископ Римский.

С другой стороны, внизу, в рост: Св. Арсений Великий; выше поясные: Святой Сисой Великий, Святой Пахомий Великий, Святой Иларион Великий. Исполнено художником Е. Н. Алтыновым; автор воссоздания С.Н. Репин.

На восточной стеле придела, между трапезой и малой хорной аркой, вверху: «Избавление от бури Святителем Николаем». Отправляясь к ликийскому берегу, один корабль был застигнут сильной бурей. Моряки видели неизбежную гибель и не надеялись на спасение. Но, вспомнив о Святителе, которого они знали только по слуху как заступника бедствующих, стали призывать его. Св. Николай явился на корабль и, взяв кормовое весло, начал править кораблем. По повелению Святого буря стихла, и корабль благополучно достиг пристани. На картине изображен момент, когда Святитель Николай, войдя на корабль, запрещает ветрам и морю совершать их губительное действие.

Под этой картиной - «Избавление от казни Святителем Николаем». В городе Мирах игемон (градоначальник) Евстафий осудил на смерть трех невинных граждан. Св. Николай, предуведомленный об этом, поспешил к месту казни, где один из осужденных, стоя на коленях с обнаженной шеей, преклонил свою голову. Палач уже занес над ним свой свой меч, как вдруг явился Св. Николай и остановил руку палача, который не осмелился оказать ему сопротивление. Даже градоначальник представлен безмолвным зрителем этого события и покорным исполнителем воли Св. Николая.

Обе эти картины исполнены художником И.М. Прянишниковым; автор воссоздания С.Н. Репин.

Далее, по бокам картины «Избавление от казни Святителем Николаем», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Великомученица Евфимия Всехвальная со свитком, на котором написано: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный и радосте всем, не презри призывающих Тя»; выше поясные: Св. Великомученица Ирина, Св. Великомученица Варвара , Св. Великомученица Екатерина.

С другой стороны, внизу, в рост: Св. Зотик Сиропитатель Пресвитер; выше поясные: Св. Павлин милостивый епископ Ноланский, Св. Великомученик Никита, Св. Великомученик Феодор Стратилат.

На северной стене придела, противоположной окну и прилегающей к малой хорной арке, внизу - «Преставление Святителя Николая». Картина изображает Святителя в момент его кончины. Лик Св. Николая сияет божественной благодатью.

Предстоящие - епископ, духовенство и миряне в глубокой скорби. У изголовья диакон читает святое Евангелие перед иконою Богоматери, на столе подсвечник с тремя зажженными свечами, на табурете священные ризы, приготовленные для его облачения.

Над этой картиной - «Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Барград». После разграбления города Мир турками одному священнику города Бар явился во сне Св. Николай и сказал: «Поди объяви клиру и народу, чтобы они взяли мои мощи из Мир и перенесли в Бар: ибо Богу неугодно, чтобы я оставался там в пустыне». Священник исполнил волю Святителя, и жители города Бар снарядили три корабля для привезения мощей Св. Николая. 9 мая 1087 года совершилось перенесение мощей Св. Николая. Картина представляет момент, когда священники и диаконы, в сопровождении епископа, с возженными светильниками и хоругвями, несут мощи Святителя.

Обе картины исполнены художником Н.К. Бодаревским; автор воссоздания С.Н. Репин.

На двух противоположных стенах, прилегающих к малой хорной арке, помещены священные картины, изображающие первые четыре Вселенские Собора. В изображениях Соборов не встречается еретиков; здесь представлены только Святые отцы Церкви, заседавшие на Соборах.

На верхней части северной стены, рядом с картиной «Перенесение мощей Святителя Николая», изображен 1-й Вселенский Сoбор (был собран в 325 г. императором Константином против учения Ария, который отвергал в Иисусе Христе Божество). Вокруг трона императора Константина Великого восседают Патриархи: Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский, Осия епископ Кордубский и Александр архиепископ Цареградский, Спиридон епископ Тримифийский , Пафнутий епископ Фиваидский, Иаков Исповедник, Павел Неокесарийский, Ипатий Гангрийский, Николай Мирликийский и другие. Св. Афанасий Великий, бывший тогда в сане архидиакона, опровергает ложное учение еретика Ария.

На нижней части этой стены - 2-й Вселенский Собop (император Феодосии Великий в 381 г. созвал Собор против учения Македония, отвергавшего Божество Святого Духа). Собор этот составляют Патриархи: Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов Константинопольский, Григорий епископ Нисский, Амфилохий Иконийский и другие. Св. Григорий Богослов читает постановление Собора о принятии всех догматов Никейского Собора и о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном.

На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на северной стене, по бокам картин «Первый Вселенский Собор» и «Второй Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Феодосии Великий, выше поясные: Св. Митрофан архиепископ Цареградский, Св. Макарий Александрийский, Св. Макарий Египетский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Пимен Великий Египетский со свитком в руке, на котором написано: «Три главизны сия потребны суть человеку, еже боятися Бога, молитися часто и добро творити Ближнему»; выше поясные: Св. Ливерий папа Римский, Св. Иоанн Кущник, Св. Нил Египетский.

На верхней части противоположной стены - 3-й Вселенский Собор, Ефесский (был собран в 431 г. императором Феодосием II в Ефесе против Нестория, Патриарха Цареградского, утверждавшего, что Христос родился человеком, Божество же соединилось с Ним за святость Его жизни, и потому Пресвятую Деву следует именовать не Богородицей, а Христородицей). На Соборе присутствуют Святые Патриархи: Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, Акакий Милетинский, Преподобный Авксентий, Долмат игумен и другие. Патриарх Александрийский Кирилл осуждает Несторианскую ересь. На заднем плане картины видны удаляющиеся из собора еретики.

На нижней части второй (южной) стены - 4-й Вселенский Собор, Халкидонский (был собран в 451 г. Халкидоне по воле императора Маркиана, против ереси Евтихия, утверждавшего, что человечество во Иисусе Христе было совершенно поглощено Божеством, и потому следует признавать в Нем только одно Божественное естество. На Соборе, в присутствии императора Маркиана и его супруги Пульхерии, участвуют святые: Григорий Нисский, Преподобный Авксений, Патриархи Анатолий Константинопольский, Ювеналий Иерусалимский, Максим Антиохийский, епископы: Флавиан Цареградский, Пасхазин и Люценций и пресвитер Бонифаций, поверенные местоблюстители Льва Папы Римского и др. Св. Анатолий опровергает лжеучение Евтихия, и Собором утверждается догмат о соединении во Христе Божественного и человеческого, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Обе картины исполнены художником В.И. Суриковым; автор воссоздания А.К. Быстров.

На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на южной стене, по бокам картин «Третий Вселенский Собор» и «Четвертый Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Исаак Сирийский: выше поясные: Св. Кирьяк отшельник, Св. Геннадий Патриарх Цареградский. Св. Исаакий, Далматский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Священномученик протоиерей архиепископ Александрийский; выше поясные: Св. Иероним Стридонский, Св. Исидор Пелусиот, Св. Порфирий епископ Газский.

В XIX веке исполнено академиком М.Д. Быковским, автор воссоздания А.К Быстров.

На верхней части восточной стены - 5-й Вселенский Собор (был созван императором Юстинианом Великим в 554 г. в Константинополе. На этом Соборе утвержден догмат Воскресения мертвых и рассмотрены сочинения 3 учителей Сирийской Церкви). На Соборе заседали: Евтихий Патриарх Константинопольский, Аполлинарий Патриарх Александрийский, Домн Патриарх Антиохийский, епископ Сосузы, представитель Евстахия Иерусалимского и другие Святители.

На нижней части восточной стены - 6-й Вселенский Собор (был созван императором Константином Пагонатом в 680 г. в Константинополе против Ираклия, который признавал в Иисусе Христе одну волю).

Вблизи императора Константина Пагоната восседают: Св. Георгий Патриарх Константинопольский, папские местоблюстители Феодор и Георгий, Стефан светильник, Проклий Понтийский, Иоанн Афинский, Андрей Критский и другие. Собор постановил признавать во Христе две воли.

На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Пятый Вселенский Собор» и «Шестой Вселенский Собор», с одной стороны: на пилястре северной стены внизу в рост: Св. Симеон Дивногорец; выше поясные: Св. Венедикт Нурейский, Св. Мария Египетская, Св. Симеон Столпник.

С другой стороны внизу в рост: Св. Иоанникий Великий; выше поясные: Св. Никита Исповедник, Св. Андрей Критский, Св. Петр Афонский.

На верхней части западной стены - 7-й Вселенский Собор (был собран императрицею Ириною, супругою Льва Исаврянина, гонителя икон, в Никее. Этот Собор постановил употреблять в церквах и домах иконы и чествовать их поклонением). На Соборе присутствуют императрица Ирина и ее сын император Константин; и Святые: Тарасий Патриарх Константинопольский, Патриархи восточные, местоблюститель Папы Римского Петр и епископ Петр. Император Константин держит икону Спасителя, а императрица Ирина - икону Богоматери. Один из архиереев показывает хартию, на которой написано: «Аще кто не поклонится иконам и Честному Кресту, анафема да будет».

На нижней части западной стены - 8-й Константинопольский Собор (был собран в 842 г. императрицею Феодорою в Константинополе. На этом Соборе императрица утвердила во всей силе постановление 7-го Вселенского Собора и установила праздник Православия). На Соборе присутствуют императрица Феодора и отрок Михаил, держащие в руках иконы. Святые Мефодий Патриарх Цареградский, преподобный Арсений, Иоанн и Исайя.

Обе картины исполнены художником И.И. Творожниковым, автор воссоздания А.К. Быстров.

На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Седьмой Вселенский Собор» и «8-й Константинопольский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Максим Исповедник, выше поясные: Св Иоанн Милостивый Патриарх Александрийский, Св. Феодор Сикеот, Св. Анастасий Синаит Патриарх Антиохийский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Афанасий Афонский; выше поясные: Св. Феофилакт епископ Никомидийский, Св. Стефан Савваит, Св. Герман Патриарх Цареградский.

Придел во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского

Придел в северном крыле Храма посвящен имени Святого Благоверного князя Александра Невского , покровителя императоров: Александра I , давшего обет воздвигнуть Храм Спасителю, Александра II , строившего этот Храм в течение 25 лет, и императора Александра III , завершившего строительство и освятившего Храм.

В этом приделе изображены святители и преподобные, предшествовавшие Святому Александру и современные ему; святые русские князья родственники его, сподвижники святителей и преподобных в утверждении истинной Христовой веры в России; святые князья, преподобные и святители, жившие после Св. Александра в разных местах его княжения и в соседних княжествах, собиратели воедино земли Русской, способствовавшие укреплению веры Христовой и неустанные молитвенники у престола Всевышнего о славе и благоденствии Отечества; мученики, пострадавшие и отдавшие жизнь в битвах за свободу Отечества; некоторые события из жизни Св. князя Александра Невского ; важнейшие чудотворные иконы явлений Божией Матери, особенно чествуемые в России.

Алтарь придела во имя Св. Александра Невского

В мраморном киоте, на восточной стене Алтаря - образ Печерской Божией Матери. Картина представляет Богоматерь, сидящую на престоле и имеющую на коленях Предвечного Младенца с воздетыми руками.

Вверху над престолом два ангела. По бокам Богородицы коленопреклоненные Святые Антоний и Феодосии Печерские.

В алтарной арке придела над иконостасом помещено 12 изображений Святых, по 6 на каждой стороне арки, по 2 в ряд. На арке, прилегающей к северной стене, начиная снизу: Св. Ефрем Новгородский (Новоторжский) и Св. Ефрем епископ Переяславский; Св. Сергий Валаамский и Св. Герман Валаамский; Св. Нифонт епископ Новгородский и Св. Иоанн епископ Новгородский.

С противоположной стороны арки: Св. Андрей Римлянин и Св. Варлаам Хутынский ; Св. Константин митрополит Киевский и Св. Симеон епископ Суздальский; Св. Иаков епископ Ростовский и Св. Дионисий архиепископ Суздальский.

Иконостас придела во имя Св. Александра Невского

На Царских вратах: Благовещение Пресвятой Девы и четыре Евангелиста.

Местные образа: Спаситель, сидящий на престоле, Богоматерь с Предвечным Младенцем.

На северных дверях: Архангел Михаил: вверху надпись: «Благословен грядый во имя Господне».

На южных дверях: Архангел Гавриил; вверху надпись: «Господь сохранит вхождение Твое и исхождение».

Над Царскими вратами - «Тайная вечеря». В верхней полукруглой части иконостаса , над этим изображением, надпись: «Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися и веруяй в Мя не имать возжаждатися никогда же».

Над южными дверями икона с тремя Святыми: Св. Киприан митрополит Киевский, Св. Феогност митрополит Киевский, Св. Фотий митрополит Киевский.

Над северными дверями икона с тремя Святыми: Св. Никита Новгородский, Св. Исайя Ростовский, Св. Арсений Тверский.

В трапезе Александровского придела помещены праздничные образа: на северной стене, ближе к Алтарю - Св. Благоверный князь Александр Невский. В верхней полукруглой части мраморного киота этого образа написано: «Величаем тя, Св. Благоверный княже Александре, и чтем честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

На той же стене дальше от Алтаря образ Св. Равноапостольной Марии Магдалины. В верхней полукруглой части киота этого образа надпись: «Величаем тя, Св. Равноапостольная Марие Магдалино, и чтем Святую память твою, ты во молиши за нас Христа Бога нашего».

Придел

В арке трапезы, противоположной иконостасу , на стороне арки, прилегающей к северной стене, помещено 16 изображений в 4 ряда, по 2 в ряд, т. е. по 8 изображений на каждой стороне. С одной стороны: Св. Великий князь Игорь Киевский и Св. князь Константин Муромский; Св. Константин князь Ярославский-Смоленский и Св. Давид князь Ярославский-Смоленский; Св. Блаженный Прокопий Устюжский и Св. Николай Качанов Новгородский. На противоположной стороне арки: Св. Преподобный Димитрий Прилуцкий и Св. Дионисий Глушицкий; Св. Михаил Клопский и Св. Ефросин Псковский; Св. Евфимий архиепископ Новгородский и Св. Евфимий Суздальский ; Св. Савва Вишерский и Св. Александр Свирский со свитком, на котором написано: «Терпите, кратия, скорки и нужды, да изкавитеся муки вечныя».

На северной стороне под окнами в полукруглой арке - «Крещение Господне». В XIX в. исполнил профессор Семирадский, автор воссоздания В.И. Нестеренко.

Ниже этой картины, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. князь Глеб Андреевич Владимирский, с противоположной стороны: Св. князь Феодор Ярославич; под ним поясные: Св. князь Василий Всеволодович Ярославский, Св. князь Константин Ярославский.

На восточной стороне придела, где малые хорные арки, выше арки: «Владимирская икона Божьей матери » с предстоящими Святыми (в рост по два с каждой стороны иконы): Св. мученик Иерон и Св. Феодор Тирон; Св. Иувеналий Патриарх Иерусалимский и Св. Иоанн Устюженский.

Ниже, по бокам арки, 4 изображения, по два с каждой стороны, одно изображение под другим, в рост: Св. Великая княгиня Ольга и Св. Благоверный князь Борис; Св. князь Владимир и Св. Благоверный князь Глеб.

Св. Меркурий Смоленский, Св. Феодор боярин.

В арке, ближайшей к середине Храма, с одной стороны: Св. князь Николай Черниговский, Св. князь Гавриил Псковский, Св. князь Роман Рязанский , Св. княгиня Иулиания Ольшанская; на противоположной стене той же арки: Св. Евфросиния Полоцкая, Св. князь Иоанн (Игнатий) Вологодский, Св. Петр Муромский , Св. княгиня Феврония Муромская.

Исполнил академик М.Н. Васильев.

На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, изображены священные картины из жизни Св. Александpa Невского. На восточной стене: «Св. Александр Невский в Орде». Картина построена на том историческом факте, когда Батый, узнав о Невской победе, писал Св. Александру: «Александре! Аще хощеши соблюсти землю твою, то прииди скоро ко мне и видной честь царства моего». Св. Александр Невский приехал в Орду Батый тотчас же, по приезду Св. Александра, потребовал его к себе.

Татарам хотелось выполнить при этом некоторые из обрядов, употреблявшихся при приеме иностранцев, - обрядов, оскорбительных для религиозного христианина. Св. Александр на требование пройти между двух огней и поклониться солнцу и идолам отрекся от исполнения его, несмотря на гнев слуг ханских, которые донесли Батыю об отказе Св. Александра. «Царю, тебе поклонюся, - сказал Св. Александр, - Бог бо почти тебя царством, твари же не поклонюся: яко вся создана суть человека ради. Богу же единому, Ему же служу и Его же чту, Тому поклонюся». Батый одобрил поступок Св. Александра и отпустил его с великими почестями и дарами.

Там же «Послы Папы пред Александром Невским». Картина представляет событие, когда Папа Иннокентий IV, желая обратить русских в католическую веру и рассчитывая, что затруднительные обстоятельства заставят русских князей искать помощи Папы, отправил в 1248 г. к Св. Александру двух хитрейших кардиналов Гальда и Гемонта (на картине изображены в красных мантиях) с письмом, исполненным лести. В этом письме Папа предлагает Благоверному князю Александру подчиниться римскому престолу и обещает признавать его знатнейшим между католическими князьями, ссылаясь и на то обстоятельство, что будто бы и отец Благоверного князя обещал уже свое повиновение Римской Церкви. Св. Александр ответил послам: «Мы знаем истинную историю веры и церкви от Адама до Христа и от Христа до 7-го Вселенского Собора: содержим то саме учение, которое преподано Апостолами и вашего учения принимать не желаем».

Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстрое.

На двух пилястрах стен, прилегающих к трапезе, изображены князья и княгини, родственники Св. Александра Невского. По бокам картины «Св. Благоверный князь Александр Невский в Орде» и «Послы Папы пред Александром Невским», с одной стороны, внизу, в рост: Св. Великая княгиня Александра (1-я супруга Св. Александра); выше поясные: Св. Великая княгиня Феодосия (мать Св. Александра), Св. Великий князь Мстислав Храбрый, Св. Великомученица княгиня Анна Новгородская.

С другой стороны картин, внизу в рост: Св. Довмонт Псковский (Тимофей); выше поясные: Св. Великий князь Олег Брянский , Св. Великомученица княгиня Анна Тверская, Св. Великомученица княгиня Иулиания Вяземская. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, на западной стене: «Преставление Св. Александра Невского в Городце». Св. Благоверный князь Александр Невский , возвращаясь из последнего (шестого) своего путешествия в Орду, по дороге заболел и остановился в Городецком Феодоровском монастыре. Почувствовав свою близкую кончину, он прощается с приближенными. Видя их глубокую скорбь и рыдания, умирающий говорит: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостию». Приняв схиму 14 ноября 1263 г., в ту же ночь он скончался.

Там же «Погребение Св. Александра Невского во Владимире ». Во время погребения Св. Александра Бог воздал заслуженную славу своему верному рабу и явил эту славу в чудесном событии, когда митрополит Кирилл возливает елей на усопшего схимника, а эконом Севастиан приблизился к гробу, чтобы вложить в руку грамоту душевную, рука Св. князя, как бы живая, простерлась и приняла грамоту. Пораженный видением, митрополит сообщил об этом явлении предстоящему народу. Данное событие произошло в монастыре Рождества Богородицы, где 23 ноября 1263 г. и погребен усопший Благоверный князь, оплакиваемый всей Русской землей.

Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстров.

По бокам картин Преставление Св. Александра Невского и Погребение Св. Александра Невского, с одной стороны внизу в рост: Св. Великая княгиня Васса (2-я супруга Александра Невского); выше поясные: Св. князь Ярослав Новгородский, Св. княгиня Евпраксия Псковская, Св. князь Владимир Новгородский.

С другой стороны картин, внизу в рост: Св. княгиня Мария - Марфа; выше поясные: Св. княгиня Ксения, Св. князь Андрей Смоленский , Св. князь Андрей - Иоасаф Вологодский. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

На 2 противоположных стенах, прилегающих к хорной лестнице, изображены чудотворные и явленные иконы Богородицы.

Верхняя часть северной стены, в рост: Боголюбская-Владимирская икона Богородицы ; по бокам поясные иконы Богородицы: , Св. Никандр Псковский , Св. Иоасаф Святогорский, Св. Мартирий Зеленецкий, Св. Ассиап Мангубский.

Главный храм России - Храм Христа Спасителя в Москве или Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Этот храм является крупнейшим в России и рассчитан на 10000 человек.

Находится он недалеко от Кремля на левом-берегу Москвы-реки.

В 1931 году Храм Христа Спасителя был разрушен, а потом восстановлен за 1994-1997гг.Кстати, в этом храме проходили съемки фильма Поп 2010г Владимира Хотиненко.

Высота храма - 105 м.

Старый вид Храма Христа Спасителя:

Ночной вид с Патриаршего моста:

К Храму ведет огромная лестница:

По всему периметру Храма расположены скульптуры на библейские темы

и скульптуры ангелов:

Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя:

Купол (вид изнутри) в Храме Христа Спасителя:

Роспись на главном куполе Храма.22000 м² площади Храма покрыты росписью, из них 9000 м² - позолочены.

Алтарь в Храме:

Часовня около Храма: Крест цельного купола:

Храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Храм Христа Спасителя построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1999 году.

Храм Христа Спасителя в Москве — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек.

В плане собор представлял собой равноконечный крест около 85 м шириной.

Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого.

Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 кв.м, из которых около 9000 кв.м позолочены.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:
- "верхний храм" — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.

- "нижний храм" — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Мозаика на пьедестале Храма Христа Спасителя.

Роспись потолков. Церковь Преображения Господня в комплексе Храма Христа Спасителя.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах.

После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.


Проект А. Витберга

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга.

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд.

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Василий Нестеренко - Крещение Господне. Роспись Храма Христа Спасителя в Москве.

Василий Нестеренко - Вход Господень во Иерусалим.

Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Василий Нестеренко -Чудо в Кане Галилейской - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Василий Нестеренко - Чудесное умножение хлебов - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.

Василий Нестеренко -Тайная вечеря - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Василий Нестеренко - Чудесный улов - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.

Василий Нестеренко - Христос и самарянка Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Василий Нестеренко -"Воскресение Христово" и "Апостол Матфей"

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Николай Мухин - Рождество Христово. Заалтарная роспись храма Христа Спасителя.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре, едва поднявшееся от уровня фундамента, здание пришлось разобрать совсем.

Фрагменты первого Храма Христа Спасителя, сохранившиеся в Донском монастыре.

Роспись внутри храма.

Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999

Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999

Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999

Храм Христа Спасителя. Художник Василий Нестеренко.

Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале - скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор ; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор .

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает - Царство Небесное.

В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения, было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот, почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас "восток", от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: "Солнце правды", "с высоты Востока", (т. е. "Восток свыше"); "Восток имя Ему".

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами .

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста . Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля , это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга , этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника , как бы звезды , означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом , изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница , то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется "благовест " (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется "трезвон ". Звон колоколов по поводу печального события называется "перезвон ". Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.


Самая главная часть храма есть алтарь . В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею , - из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово "антиминс" греческое, значит "вместопрестолие").

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном . Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие , это - слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.

Крест , это - меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник , то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом ; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником . На нем приготовляются дары для таинства причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:


1. Св. Чаша , или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.

2. Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.

3. Звездица , состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

5. Лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих.

6. Губка или плат - для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами . Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом , знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся ковш , в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий , употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды .

Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе - Божеское и человеческое.

Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.

Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.


С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом .

В иконостасе имеются три двери , или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов , т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя , а налево от царских врат - икона Божией Матери .

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников , в третьем - иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах , т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Возвышение , на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется солеею .

Середина солеи, против царских врат, называется амвоном , т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.


Внутренний вид храма Христа Спасителя

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви , т. е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

В храме имеется еще канунник , так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.