Гносеология. Философская теория познания (гносеология) Универсальная теория познания в психологии критика

Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека.

Развитие цивилизации подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвергируемости интересов народа.

Некоторые ученые утверждают, что в наше время все более явственно проступает процесс становления социальной целостности, закладываются основы общего для человечества стиля мышления. В структуре последнего ведущее место принадлежит диалектике .

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века , если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред. Вот что сказал на этот счет Ф. Жолио-Кюри: «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения».

Следует отметить, что многие глубокие проблемы гносеологии до настоящего момента не до конца выяснены. Дальнейший гносеологический прогресс сопряжен со значительными будущими прорывами теоретической мысли.

Гносеология

Гносеология или теория познания - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита , Платона , Аристотеля .


Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому мы можем назвать эпистемологию (теорию научного познания) подразделением гносеологии, хотя довольно часто в литературе эти две науки отождествляются, что не верно.

Дадим определения субъекта и объекта познания, без которых невозможен сам процесс познания.

Субъект познания - это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).

С гносеологической точки зрения можно отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования.

Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.

Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания - это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.

Гносеология как учение о познании относится к философским дисциплинам. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту.

Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением.

Гносеология изучает такие проблемы как:

интерпретация объекта и субъекта познания,

структуру процесса познания,

Гносеология изучает проблематику сути познания, определяя его возможности, а также то, как соотносятся знания и реальность. Гносеология выявляет условия, при которых познание является достоверным и истинным. выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реальное положение вещей.
Гносеология сложилась в качестве сферы философского знания еще до формирования современной науки. Теоретическое и познавательное истолкование гносеологии начинается с того момента, как теоретические конструкции получают трактовку с позиции их соответствия истинности, реальности, т.е. их статус существования можно приписать определенным абстрактным объектам. Гносеология опирается на эмпирические данные, которые подтверждают теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания.
Сам процесс познания является одной из основных потребностей человека.

В составе философии гносеология зародилась в античности. Условием ее зарождения явился переход, изменивший взгляда на познание. Его не стали рассматривать как на естественный процесс, который заложен в природе человека, а перешли к желанию контролировать познавательную деятельность. Выделяют определенные этапы развития гносеологии, обусловленные расширением спектра изучаемых факторов познания.
1. Сначала познание анализировалось как деятельность разума. Изучали технику мышления и логика являлась основной гносеологической дисциплиной.
2. На этом этапе методология становится основной гносеологической дисциплиной. Гносеология изучает практический и чувственный опыт, связь чувств и разума, технологии экспериментального и опытного исследования.
3. На этом этапе происходит учет многообразия оснований и способов познания, основываются новые гносеологические школы: теория неявного знания, герменевтика, феноменология, семиотика, сциентизм.
Познание протекает в двух формах, рассматриваемых в качестве сторон познавательной деятельности: рациональное и чувственное.
Чувственное познание обусловлено получением информации благодаря органам чувств и нервной системы. Знания в реальности сохраняются и обрабатываются в виде наглядных образов.
основано на Осмысление реальности осуществляется посредством обобщенных символических знаковых средств.
Познавательная человеческая деятельность в основном опирается на способность к рациональному познанию. В то время как чувственное человеческое познание относительно схоже с познанием высших животных. Такие операции как объединение, различение, сопоставление данных, одинаковы для рационального и чувственного познания.
Главными являются восприятие, ощущение и представление.
Главными формами рационального познания являются суждение, понятие, умозаключение.

    Познание как предмет философского анализа.

    Чувственное и рациональное познание.

    Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

    Структура научного познания, его уровни и формы.

    Методы научного познания.

    Познание как предмет философского анализа.

Необходимость ориентации в мире обусловила возникновение и развитие специфической человеческой деятельности – познания. Она заключается в приобретении, накоплении и расширении знаний об окружающей действительности.

Гносеология (гр. Gnosis– знание,logos– учение, слово) или теория познания – один из основных разделов философского знания наряду с онтологией и антропологией.

Основными вопросами гносеологии или теории познания являются следующие:

    Познаваем ли мир?

    Каким образом человек познает мир?

    Какова глубина наших знаний?

    Что есть истина и каковы критерии истинности знаний?

В истории философии к проблеме познания обращаются уже античные мыслители. В Древней Греции высшей формой познания считали созерцание, т.к. полагали, что оно приобщает человека к тому, что вечно, к сущности вещей. Зенон впервые обозначил проблему, заключающуюся в том, что чувственное познание часто противоречит рациональному. Платон утверждал, что познание есть лишь припоминание того, что бессмертная душа изначально знала, но, попав в тело человека, забыла. Тогда задачей познавательной деятельности человека становится лишь припоминание, которое не зависит от внешнего мира, а осуществляется посредством деятельности ума, для чего лучше всего «закрыть глаза и заткнуть уши».

В средние века в гносеологии формируются две основные проблемы:

Проблема универсалий: спор о том, на что должно быть направлено познание – на вещи или на понятия. Реалисты считали, что понятия обладают реальным первичным существованием, поэтому и познание должно быть направлено на понятия, а не на вещи. Номиналисты же, напротив, полагали, что понятия лишь имена вещей и познавать следует предметный мир.

Следующая проблема – теория двух истин: истины разума и истины веры. Познание Бога полагали происходящим посредством веры, а природы – посредством разума.

В Новое время гносеология поднимается на новую ступень. Основным становится вопрос о главном источнике познания. Выделяются эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником нового знания опыт, эксперимент, знание получают посредством индукции и рационализм – признающий таковым разум, деятельность ума, знания выводят посредством дедукции.

Развитие теории познания продолжается немецкими классиками. И. Кант в «Критике чистого разума» преодолевает эмпиризм и рационализм и показывает, что научное познание заключается в их синтезе. В то же время развивается и агностицизм, вещь в себе непознаваема.

Немецкие классики открывают активный характер познания. Г.В.Ф. Гегель обосновывает понимание познания как всемирно-исторического диалектического процесса, в ходе которого изменяется как субъект, так и объект познания. У него познание выступает как самопознание абсолютного духа (мирового разума), таким образом, он сводит сущность познания к рефлексии.

Современная гносеология – это результат долгого пути поиска многих поколений мыслителей. Она исходит из следующих оснований:

Познание – процесс активного целенаправленного отражения объективной реальности в сознании человека.

В основе процесса познания – отражающая деятельность человека.

Компонентами познавательного процесса выступают объект, субъект и практика. Объект – это вещь, предмет, явление или процесс, на которые направлена деятельность человека в познавательной или практической деятельности. Субъект означает носителя деятельности, направленной на объект.

В познании выделяют две ступени: чувственное и рациональное познание.

    Чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятии и представлении.

Наиболее элементарная, исходная форма чувственного познания – ощущение. Всякий процесс познания начинается и основывается на ощущениях.

Ощущения - это результат непосредственного воздействия материи на наши органы чувств, непосредственное отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма.

По информативности органы чувств человека: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние.

Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические (происходящих в организме процессов).

Восприятие предполагает синтетическую деятельность мозга.

Восприятие – отражение предметов окружающего мира в виде целостных чувственных образов при непосредственном воздействии материальных предметов на органы чувств, упорядоченная система ощущений а их единстве и взаимосвязи, осознание предметов на основе уже имеющихся знаний. Здесь помогают технические приборы, благодаря которым стало, к примеру, возможно восприятие инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей.

Представление – целостный идеальный образ предмета, который возникает на основе припоминания имевших место ощущений и восприятий или воображения.

Рациональное познание. Абстрактное мышление.

Абстрактное мышление - высшая ступень познания окружающего мира. Оно дает знание об общих и существенных свойствах предмета, закономерностях его развития.

Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятие – элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. - отражение общих, существенных свойств предметов и явлений.

Суждение – мысль, связывающая понятия и являющаяся утверждением или отрицанием.

Умозаключение – вывод нового знания, доказательство при помощи суждений, следующих друг за другом, умственная операция, в которой различные суждения связываются друг с другом в единое целое, определенный вывод.

Классический пример умозаключения:

Все люди смертны. (посылка)

Сократ – человек. (обосновывающее знание)

Сократ смертен. (заключение - выводное знание).

Память – это способность человека воспроизводить ранее выработанную информацию. Для кратковременной памяти характерно вербально-акустическое кодирование, для долговременной – семантическое (смысловое).

Результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания характеризует категория истина.

Еще Аристотель говорил, что истина – это соответствие между определенными утверждениями и объективным положением дел.

Истина – это адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Основные свойства истины:

Объективность по содержанию – обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой, независимость от отдельных людей.

Субъективность по форме – она свойство человеческого знания.

Процессуальность – развитие познания, истины в ходе общественно-исторического процесса. Истина - это процесс перемещения по шкале истинности в направлении к абсолютной истине.

Абсолютная истина – исчерпывающее знание о действительности и элемент знаний о предмете, который не может быть опровергнут. Человек изучил ядерные реакции, генную основу наследственности и мн. др. Имеет место рост знания, наше знание становится все более истинным. Впереди ждут новые открытия, но исчерпывающее знание о мире не достижимо как бесконечность.

Относительность истины – незавершенность, изменчивость, условность познания, обусловленного уровнем развития науки, техники, производства на данном этапе. Каждая относительная истина – шаг вперед к достижению абсолютной истины.

Конкретная истина – любое истинное знание должно всегда определяться в своем содержании и применении конкретными условиями места, времени и т.д. обстоятельствами.

Как разграничить истину и заблуждение?

В современной философии выделяется три концепции истины: концепция корреспонденции, когеренции и прагматичности.

Согласно данным концепциям, истинны те знаковые конструкции, которые подтверждаются, т.е. соответствуют описываемым фактам, не противоречат и находятся в полном согласии с системой высказываний и подтверждаются на практике, эффективны в деле достижения поставленных целей.

Диалектико-материалистическая философия основным критерием истины выдвигает практику (концепция прагматизма). Практика – это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем ее историческом развитии, в процессе которой человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика доказывает истинность знаний, если теория успешно применяется на практике. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными, например, в естественных науках те или иные положения получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, математической обработкой получаемых результатов; в опыте.

Не отвечающие вышеуказанным требованиям знания являются заблуждением или ложью. Заблуждение – неадекватное знание. Ложь – преднамеренное искажение истины.

Человек познает мир в чувствах, мыслях, языке, поступках.

Истина никогда не выступает в завершенном и абсолютно законченном виде. Научные теории, развиваются, обогащаются, уточняются. Определенная часть знания остается менее убедительной, не проверенной, логически не обоснованной, либо отсутствуют объективные ее доказательства. Двигаться дальше в сфере неизведанного часто человеку помогает вера – субъективный акт принятия какого-либо положения как истинного без всякого доказательства.

Вера - это ценностный феномен, характеристика личности, включающая веру в себя, в свои возможности, способности, близких и друзей, будущее.

Вера может подразделена на следующие формы:

Прагматическая вера – вера в свою правоту.

Доктринальная – вера в общие положения.

Религиозная вера рассматривается как откровение, не нуждающееся в обосновании, вера в высшее предназначение, в Бога.

Моральная вера – вера в духовные и нравственные ценности.

    Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Наука – деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого времени существовали лишь элементы науки, благодаря Аристотелю, Архимеду, Евклиду и др. В Новое время наука стала важнейшим фактором становления индустриального общества.

Наука образует единую взаимосвязанную развивающуюся систему знаний о законах мира, и при этом разделяется на отрасли знания или частные науки, которые различаются тем, какую форму действительности они изучают и делятся на:

    науки о природе - естествознание

    науки об обществе – обществознание

    о мышлении и познании – логика, гносеология

    технические науки

Своеобразной наукой является математика.

Важнейшей характеристикой научной знания является его рост и развитие. Общую модель историко-научного процесса разработал американский философ Томас Кун, один из представителей постпозитивизма. В книге «Структура научных революций» обосновал концепцию научных парадигм, согласно которой на первом этапе становления всякой научной дисциплины отсутствует единая система ценностей, категорий и согласие относительно целей, теоретических установок, общих методов исследования и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия и образование замкнутого сообщества. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, т.е. интерпретации фактов. Наука, развивающаяся в рамках парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках установившихся воззрений, приводит к научным революциям, когда складываются новые парадигмы, меняется «понятийная сетка».

В эволюции науки выделяют три этапа:

    классическая наука (17-19 вв)

    неклассическая наука (первая пол. 20 в.)

    постклассическая (современная) наука.

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1) Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, познавательных. Отсюда ориентация науки на существенные, необходимые свойства предметов и их выражение в системе абстракций.

    цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Отсюда – объективность научного познания.

    Наука ориентирована на практику, на то, чтобы быть «руководством к действию».

    Научное познание – сложный противоречивый процесс развития системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в естественном или искусственном языке.

    В научном познании применяется научное оборудование, а также общенаучные приемы и методы.

    Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность результатов и достоверность выводов. Хотя остается немало гипотез, догадок, вероятностных суждений.

    Для научного познания характерна методологическая рефлексия. Наука изучает собственные методы и приемы и совершенствует их.

    Внутренняя системность знания.

    Непротиворечивость построений.

    Открытость для критики.

Другие формы знания и познания, не отвечающие данным критериям: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое.

К вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, хиромантию и пр.

    Структура научного познания, его уровни и формы

Научное познание включает в себя два взаимосвязанных уровня – эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента.

Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов, теорий, позволяющих интерпретировать эмпирические факты.

Основные способы эмпирического исследования:

    Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие явлений без вмешательства познающего субъекта в естественных условиях, доставляющее первичный материал для научного исследования.

    эксперимент (лат. Экспериментум – проба, опыт) – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях.

При этом используют следующие операции:

Сравнение – выявление сходства или различия объектов;

Описание – фиксация результатов опыта с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке;

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерения с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Эмпирическое познание направлено на накопление фактического материала.

Факт – основа научного познания, это зарегистрированное событие, осмысленный фрагмент действительности. Понятийное оформление факта – описание может дополняться схемами, графиками, символами, фото и видео материалами, картами и т.п.

На основе систематизации, обобщения фактов строятся теории, поэтому изначально факты должны быть «чистыми», т.е. независимыми от теории. Но в действительности уже при констатации и описании фактов происходит интерпретация и факты изначально теоретически нагружаются. В процессе поиска фактов ученые уже руководствуются определенными предположениями, теоретическими представлениями. Поэтому в принципе абсолютно «чистого» факта не существует.

В ряде случаев факты предсказываются теорией, например, открытие планеты Нептун по предварительным расчетам французского астронома Леверье.

Накопленные факты и эмпирические обобщения требуют осмысления, систематизации, классификации, обобщения и объяснения. Если описание отвечает на вопросы «какой», «как», объяснение должно дать ответы на вопросы: «почему», «по какой причине», «в чем смысл» данного явления. Научное объяснение не в том, чтобы неясное сделать ясным (это достигается в описании), а в том, чтобы раскрыть внутреннюю природу, причины, сущность, закономерности события.

Структурными компонентами теоретического исследования являются:

    Проблема (гр. преграда, трудность) – форма знания, содержание которого не познано, но требует познания. Вся история познания человеком действительности есть процесс постановки и решения проблем. Проблема – это знание о незнании. Научная проблема возникает тогда, когда применение сложившихся в науке способов обобщения системы знаний не ведет к объяснению новых фактов. Однако сама формулировка проблема играет важную роль в процессе научного познания. А. Содди: «в науке задача, надлежащим образом поставленная, более чем на половину решена. Процесс умственной подготовки, необходимый для выяснения того, что существует определенная задача, часто отнимает больше времени, чем само решение задачи».

На способ постановки проблемы оказывают влияние два фактора:

    общий характер мышления той эпохи, в которую формируется и формулируется проблема;

    имеющийся уровень знаний о тех объектах, которых касается возникшая проблема.

Постановка научной проблемы – это условие формирования как гипотезы, так и теории, намеченный путь научного открытия.

    Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

Чтобы отвечать критерию научности, гипотеза должна удовлетворять ряду требований, которые называются условиями состоятельности гипотезы:

    Эмпирическая обоснованность, т.е. соответствие фактическому материалу, данным наблюдения и эксперимента, на базе которых и для объяснения которых выдвигается. Гипотеза должна объяснять все имеющиеся в данной области факты, исходя из единого принципа и обладать способностью предсказывать новые факты;

    Теоретическая обоснованность – т.е. согласованность с уже имеющимся знанием;

    Принципиальная проверяемость в эксперименте и в ходе общественно-исторической практики;

    Логическая простота;

    Внутренняя непротиворечивость;

Вопрос в том, как перейти от гипотезы к истинному знанию? Выделяют прямой и косвенный способы подтверждения гипотезы.

    Прямые способы: 1. Дедуктивное выведение из гипотезы следствий и их последующая верификация (сопоставление с фактами), подтверждение следствий рассматривается как свидетельство в пользу истинности гипотезы; 2. Обнаружение объекта и непосредственное наблюдение тех явлений, которые предполагаются гипотезой, например, планет Нептун и Плутон в телескоп, но этот способ применим только к единичным объектам.

    Косвенный способ – метод исключения. Строятся всевозможные гипотезы, способные объяснить явление, затем поочередно проверяются и отбрасываются ложные, оставшаяся гипотеза считается истинной. Этот метод широко применяется в судебно-следственной деятельности, где рассматривают различные версии и отбрасывают не подтверждающиеся.

Доказанная гипотеза представляет собой теорию или ее элемент. Она перестает быть проблематичным знанием, но это не значит, что она становится абсолютной истиной, не способной к дальнейшему развитию и уточнению. Доказательство гипотезы делает ее относительной истиной, верно схватывающей на данной ступени познания реальный механизм объясняемого явления.

Часто для объяснения явления выдвигается не одна, а множество гипотез. Одновременная разработка ряда гипотез – типичная форма развития научного знания. В каждой из них может содержаться рациональное зерно, которое необходимо выявлять и использовать. При этом возможны два вида взаимоотношений между гипотезами: конкуренция и взаимодополняемость. Конкуренция возникает, когда гипотезы опираются на один и тот же фактический материал, но объясняют его противоположенным образом. Но чаще гипотезы являются не конкурирующими, а взаимодополняющими – объясняют различные аспекты одного структурно сложного объекта. К этим гипотезам применим принцип дополнительности, разработанный Н. Бором, когда актуальной является не задача выбора между гипотезами, а задача их синтеза. Многие отрасли современной науки в настоящее время подошли к этому этапу синтеза имеющихся знаний и создания общих теорий изучаемых объектов – общая теория жизни в биологии, в геологии – общая теория Земли.

    Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, целостная развивающаяся система научных положений: понятий, законов и принципов.

Основные функции теории:

    синтетическая – объединение достоверных знаний в целостную систему;

    объяснительная – объясняет сущность явлений своей предметной области;

    методологическая – является средством достижения нового знания;

    предсказательная – позволяет сделать выводы о будущем состоянии явлений и о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или свойств; (так на основе законов теоретической механики ученые рассматривают и предвидят движение небесных тел, космической аппаратуры; на основе законов физики и химии рассчитывают и предвидят ход химических реакций, возможность открытия новых химических элементов и их соединений);

    практическая – способствует применению знаний на практике.

Теоретизация – это обнаружение определенного алгоритма, с помощью которого на основании определенных парметров можно было бы предсказывать другие.

    Методы научного познания

Метод (гр. Metodos– “путь к чему-либо”) – совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Общая теория метода называется «методология» – это система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности.

Все методы научного познания делятся на следующие основные группы:

    философские (диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика…)

    общенаучные

    частнонаучные.

2. К общенаучным относятся методы эмпирического и теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования.

Методы эмпирического исследования: эксперимент, наблюдение.

Методы теоретического познания:

    формализация – отображение содержательного знания в знаково-символьном виде с целью его однозначного понимания;

    аксиоматический метод – построение научной теории, в основе которой некоторые аксиомы, из которых затем логическим путем выводятся остальные утверждения;

    гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение об эмпирических фактах;

    восхождение от абстрактного к конкретному – движение от исходной абстракции через углубление и расширение знания к целостному воспроизведению теории исследуемого предмета;

    прагматический метод – определение средств исходя из поставленных целей, согласующихся с определенными ценностями;

    описательные методы – используются, когда неприемлемы другие вышеуказанные методы, изучаемые явления описываются вербально, графически, схематически, символически.

Общелогические методы и приемы исследования:

1) Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части.

2) Синтез – объединение многообразного в органическое единое целое.

3) Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления и выделение интересующих свойств.

4) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

5) Идеализация – образование абстрактных идеализированных объектов, не существующих в действительности («точка», «абсолютно твердое тело», абсолютно черное тело, идеальный студент и т.п.). Идеализация позволяет выразить одинаковость элементов класса.

6) Индукция

7) Дедукция

8) Аналогия – например, объект А обладает признаками а, в, с, д, объект В обладает признаками а, в, с, следовательно объект В возможно обладает и признаком д. Такое умозаключение носит вероятностный характер.

9) Моделирование – воспроизведение характеристик объекта на другом объекте – моделе, который представляет собой аналог оригинала или его части. Моделирование может быть математическое, компьютерное, предметное и т.д.

10) вероятностно-статистические методы – вскрытие законов, проявляющихся в массе случаев, пробиваясь через случайные факторы.

    системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых – рассмотрение объектов познания как систем взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Помимо общенаучных методов существует масса частнонаучных методов познания, т.е. находящих применение в отдельных научных областях. Например, идиографический метод – описание индивидуальных особенностей исторических событий; интроспекция – самонаблюдение; эмпатия – вживание в психологический мир другого; тестирование, проективные методы и т.д.

Т. о. в науке функционирует сложная целостная динамическая субординированная система многообразных методов научного познания разных уровней и сфер применения.

ГНОСЕОЛОГИЯ
ГНОСЕОЛОГИЯ
(греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции ‘субъект - объект’. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции ‘сенсуализм - рационализм’, а, затем, и ‘эмпиризм - рационализм’ (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с ‘изолированным субъектом’. Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допущения и принципы (‘врожденные идеи’ Декарта, ‘априорные формы’ Канта), либо генерализовать категорию ‘самосознание’, придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций ‘самосознающего’ и ‘изолированного’ субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность (‘практика’), культурная норма (‘парадигма’), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология (см. также Наука).

История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко . 2002 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГНОСЕОЛОГИЯ" в других словарях:

    Гносеология … Орфографический словарь-справочник

    - (греч. gnosis знание, и logos слово). Теория познания; занимающаяся исследованием возникновения, сложения и границ человеческого познания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГНОСЕОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

    См. Теория познания. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГНОСЕОЛОГИЯ … Философская энциклопедия

    гносеология - ГНОСЕОЛОГИЯ, эпистемология ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ, эпистемологический … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - (от греч. gnosis познание и...логия) то же, что теория познания … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. gnosis знание, logos учение) философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания… … Новейший философский словарь

    ГНОСЕОЛОГИЯ, гносеологии, мн. нет, жен. (от греч. gnosis знание и logos учение) (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГНОСЕОЛОГИЯ, и, жен. В философии: теория познания. | прил. гносеологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 теория познания (1) философия (40) эпистемология … Словарь синонимов

    Или гнозеология (более употребителен термин учение опознании, Erkenntnisslehre) философская дисциплина, исследующая вопросо возможности и условиях истинного знания … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Гносеология бухгалтерской науки. История и современность , Н. А. Миславская. В монографии рассматриваются проблемные вопросы развития бухгалтерской науки в период реформирования национальной учетной системы в соответствии с требованиямиМеждународных стандартов…

При раскрытии первого вопроса "Природа и назначение процесса познания" заметьте, что познание нужно рассматривать, как деятельность человека которая направлена на приобретение знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества. Таким образом, познание - это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Познание - это процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания в результате которого возникают новые знания. Это творческая деятельность человека, формирующая его знания, на основе которых возникают цели человеческих действий. Познание является результатом мыслительной деятельности человека.

Философскую теорию, изучающую проблему познания, называют-гносеология. Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к знанию содержательному, глубокому. Гносеологию интересуют пути достижения истинностного знания, а также его критерии. Познавательная активность, в конечном счете, направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей и интересов людей, и в этом плане, неразрывно связана с целесообразной практической деятельностью.

При раскрытии второго вопроса "Основные положения теории познания. Субъект и объект познания" особое внимание обратите на то, что сам процесс познания осуществляется путем взаимодействия трех компонентов: субъекта, объекта и содержание познания (знание).

Объектом познания стают те предметы, явления и процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей. Чем же объект отличается от объективной реальности? Тем, что объективная реальность - это все существующее независимо от сознания человека. Объект - только та часть объективной реальности, которая стала на какое-то время предметом для изучения и фактического применения, претерпевая изменения под влиянием человека.

Субъектом познания есть тот, кто осуществляет познавательную Деятельность. Субъектом может выступать отдельный индивид, социальная группа (например, сообщество ученых) или общество в целом.

Отсюда познание - это процесс взаимодействие между субъектом объектом, цель которого заключается в получении информации.

Рассматривая третий вопрос "Разнообразие видов познания: чувственное- познание, рациональное" заметьте, что с точки зрения, традиционно выделяют две разновидности познания: чувственное и рациональное на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое познание. Обе разновидности тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.

Познание человеком объективного мира начинается с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания и др. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия и представления.

Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в нашем сознании на ступени рационального познания с помощью понятий, суждений и умозаключений. Рациональное познание называют обычно абстрактным мышлением. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов.

Схематично это можно представить следующим образом (см. схема 66).

Весь процесс движения познания к цели (практике) можно представить так: "От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него - к практике".

Живое созерцание - это чувственное познание, осуществляемое через органы чувств и имеющие формы ощущений, восприятий, представлений.

Абстрактное мышление - это логическое, рациональное познания в формах понятий, суждений, умозаключения. На практике идет проверка наших знаний доводиться их истинность и в то же время практика дает новые объекты для познания.

Схема структуры процесса познания (см. схема 67), данная ниже, является достаточно условной, так как в ней не представлена, например, интуиция - непосредственное постижение истины без осознаваемой предварительной познавательной деятельности. Однако в целом схема даст правильное представление об основательных формах процесса познания.

Ступенями чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления.

Ощущения возникают в результате внешнего воздействия предметов на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека. Значение чувственного познания особенно велико в медицинской практике, поскольку именно с него начинается диагностика (осмотр, пальпация, перкуссия).

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно.

Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное, логичное) познание.

Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного, обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие Из понятий строятся все логические рассуждения.

Понятие - это форма мышления, с помощью которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности; "болезнь" обозначает нарушение структуры органа или организма). Каждая наука, медицина в том числе, это система понятии (здоровье, болезнь, норма, патология, этиология и др.).

Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания.

Следующая ступень рационального познания - суждение.

Суждением называют совокупность понятий, отражающую связки отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: "Все учащиеся в университете - студенты".

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение.

Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления. Умозаключением будет, например, такое рассуждение: "Все учащиеся в университете - студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я - студент". Примером может быть определение сущности заболевания. Для этого необходимо выявить и выучить симптомы, анамнез, данные лабораторного обследования. На основе сопоставления суждений делается вывод, то есть ставиться диагноз.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - это система знаков, передающих информацию.

В истории философии существовали разные точки зрения на роль чувственного и рационального в познании.

Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм.

Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. На самом деле в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное - чувственным.

При рассмотрении четвертого вопроса "Проблема истинности познания. Виды истины" следует напомнить, что одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.

В попытке ответить на вопрос "Познаваем ли мир?" четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта, не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Иначе говоря, агностики считают, что наше познание не дает достоверных сведений об окружающей нас действительности. Они отрицают саму возможность получения такого рода знания. В историческом развитии это выглядит следующим образом (см. схема 68).

Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об этом мире носят достоверный характер.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии: "Что есть истина?". Это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знания.

Существуют различные трактовки понятия "истина". Для одних истина - это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является неким соглашением, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, эффективности его использования на практике.

Так, что же такое истина?

Это соответствие знания объективной реальности, получившее подтверждение на практике. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего се субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с декретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам. Обратимся к схеме (см. схема 69).

Существуют понятия "объективная истина", "относительная истина" и "абсолютная истина", которые с разных сторон характеризуют знание об объекте.

В наших знаниях всегда присутствует элемент точного знания, который не может быть отброшен последующим развитием познания. Такое содержание человеческих знаний представляет абсолютную истину.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Примером могут быть исторические даты, конкретные научные факты.

Знание , в котором содержатся лишь зерна абсолютной истины, в которой непрерывно что-то уточняется, изменяется, представляет собой относительную истину.

Относительная истина - это такое знание, которое неполно, неточно, приблизительно верно отражает объект, знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

В таком знании множество субъективных моментов, но в чем-то оно содержит представления, которые в значительной степени лишены субъективизма, т.е. тождественны объекту. Другими словами, любое знание - это и объективная, и субъективная истина одновременно. Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна.

Абсолютная и относительная истины существуют в неразрывном единстве, это моменты одной объективной истины.

Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Кроме того, истина всегда находится в развитии, поэтому имеет не абстрактный, а конкретный характер. Догматики игнорируют конкретность истины, утверждая, что она не зависит от условий, в которых складываются знания. Но абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

В медицине зависимость истины от конкретных условий познания проявляются на каждом шагу. Одно и то же заболевание у разных больных может проходить по-разному в зависимости от многих факторов. Одни и те же лекарства могут по-разному влиять на организм разных больных в зависимости от их личных морфофизиологических и других особенностей. Поэтому диагноз всегда должен быть конкретным - не диагнозом болезни, а диагнозом больного.

Процесс познания истины невозможно понять без учета того, что в процессе познания истины всегда имеются ошибки, заблуждения, порождаемые как сложностью познаваемых объектов, так и односторонностью используемых средств и методов познания. Отсюда истина и заблуждение - это диалектические противоположности познания, которые переходят друг в друга, отрицают друг друга, но не могут существовать друг без друга. Заблуждение - необходимый момент познания, обусловленный неполнотой наших знаний и односторонностью отражения объекта. Кроме того, следует отличать друг от друга такие понятия как, ложь и заблуждение. Ложь - это преднамеренная неправда, которая осознана, продумана и целенаправленно возводит заведомо не правильные представление в истину. А заблуждение не является преднамеренным.

Что же служит критерием истины?

Критерием истинности наших знаний о мире является общественно-историческая практика.

Практика - это целенаправленная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Обратимся к схеме (см. схема 70).

Под практикой следует понимать деятельность, изменяющая мир. Практика выступает критерием истины. Проверка наших знаний, отделение истинных положений от ложных совершается только на практике.

При изучении последнего вопроса "Специфика научного познания. Методы и формы научной познавательной деятельности" необходимо уяснить сущность и значения науки как феномена духовной культуры.

Наука , представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на производство, систематизацию и проверку объектив но-значимых знаний. В этом аспекте наука - это развивающая система знаний. Это система проверенных практикой теоретических знаний про мир. Главною ценностью в науке стает истина. Обратимся к схеме (см. схема 71).

Научное знание отличается от обыденного знания следующим:

  • наука имеет особый объект реальности;
  • наука имеет свой язык, который является необходимым условием научного исследования;
  • системностью знаний;
  • способом построения знаний;
  • методами познавательной деятельности.

Целями науки являются: исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет се изучения.

Специфика научного познания характеризуется следующим составляющими: - объективность:

  • - системность;
  • - обоснованность;
  • - эмпирическая подтверждаемость;
  • - социальная направленность;
  • - связь с практикой.

Научное познание строиться на субъектно-объектных отношениях, главной чертой этих отношении выступает научная рациональность.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы (см. схема 72,73).

В научном познании различают два уровня: эмпирический н теоретический.

Эмпирический уровень познания - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На этом уровне познания объект отражен со стороны связей и отношений, доступных созерцанию. Характерною чертою такого уровня есть его связь с чувственным восприятием. Эмпирические знание выражаются и связаны с такими элементами как эмпирический факт, данные наблюдения, показание приборов, которые могут быть записаны в протокол, в таблицы или оформлены графически. Эмпирическому уровню характерны такие виды работы как складывание различных графиков, схем, диаграмм, карт про объект, который интересует исследователя.

К основным методам и формам эмпирического познания относятся:

  • - наблюдение;
  • - эксперимент;
  • - моделирование;
  • - научный факт.

Наблюдение - начальный этап эмпирического исследования, который состоит в получении чувственных данных про объект познания. В процессе наблюдения получают знания про внешний вид, качества объекта

Эксперимент - (латинское слово "экспериментум" буквально означает пробу, опыт) научно поставленный опыт, испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, для чтобы было меньше препятствий в получении настоящей информации. Эксперименту предшествует соответствующая подготовительная работа: разрабатывается программа эксперимента, если нужно, то изготовляются специальные приборы, измерительная аппаратура.

В отличие от наблюдения, эксперимент представляет собой опыт, основанный на вмешательстве исследователя в ход явлений и процессов путем создания условий. Составляющими эксперимента являются: экспериментатор, изучаемое явление, приборы. Важнейшим моментом эксперимента являются измерения, они позволяют получить количественные данные.

В современных условиях эксперимент чаще всего производится группой исследователей, которые действуют согласованно.

Моделирование метод исследования, при котором объект исследования заменяется другим объектом (моделью), который похож на оригинал. Моделирование применяется тогда когда возникают трудности работы с оригиналом.

Факт - это объективно существующее действие, явление, предмет. Это то, что сеть теперь или было в прошлом. Научный факт - это тот же самый предмет или явление, но описывается исследователем с помощью специального языка. Научный факт должен соответствовать реально существующему предмету. Факты играют большую роль в подтверждении или отрицании той или иной теории.

Высшим за эмпирический уровень научного познания, есть теоретический. Как уже отмечалось на эмпирическом уровне происходит накопление и изучение конкретного материала, факта. На теоретическом уровне человек познает сущность предметов на уровне законов и закономерностей объективной реальности.

К основным методам теоретического познания относятся:

  • - анализ и синтез;
  • - индукция и дедукция;
  • - гипотеза;
  • - теория;
  • - формализация;
  • - исторический метод;
  • - логический метод;
  • - научное предвидение.

Анализ это метод исследования, состоящий в расчленении (разложении) целого на его составные элементы (части, стороны, свойства).

Синтез - это метод исследования, состоящий в соединении (сочетании) отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.

Эти методы различны и в известном смысле противоположны, но вместе с тем они неразрывно связаны друг с другом. Они представляют различные стороны единого целостного процесса познания. Все науки пользуются методами анализа и синтеза.

Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция - это, метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Эти методы различны, но также взаимосвязаны друг с другом и составляют различные стороны единого процесса познания. Оба эти метода базируются на наличии связи общего, особенного и единичного.

Индуктивный метод имеет большое значение в науках опирающихся на опыт, когда идет накопление фактического материала и его обобщение.

Дедуктивный метод необходим в теоретических науках, когда делаются логические умозаключения применительно к частным фактам.

Гипотеза - это научное предположение, способ мышления в целом, который предусматривает развитие и доказательства предположения.

Построение гипотезы - необходимый путь к созданию научной теории. Сначала научное понимание явлений формулируется как гипотеза. Теоретически доказана и подтвержденная на практике гипотеза стает научной теорию. Приведем пример. Так гипотеза про атомистическое строение вещества появилось еще в древней Греции (Демокрит, Левкипп). С конца XIX в. эта гипотеза стает научною теорию. В 1897 году английский физик Томсон подтверждает реальное существование атомов.

Теория - представляет собой достоверное знание, т. е. такое знание, истинность которого доказана и проверена общественной практикой.

Формализация - закрепление результатов познания в точных понятиях и утверждениях.

Научное знание разворачивается по схеме: проблема - гипотеза -теория (см. схема 77).

К методам теоретического уровня научного познания относят:

Исторический метод - метод, применение которого требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития

Логический метод является особым методом отражения того же реального исторического процесса, в.теоретической форме, в системе понятий.

Научное предвидение - основано на познание законов объективного мира, знание о том, что будет происходить или будет открыто в будущем.

В познании большое значение имеет взаимосвязь абстрактного и конкретного. Мы идем от конкретного (в чувственном созерцании) к абстрактному (в отвлеченных понятиях) и от него вновь к конкретному.

Совокупность методов и способов познания создают научную идеологию.

Ниже приведенная схема (см. схема 74) дает возможность определить основные методы познания, обратите внимание на эмпирико-теоретический уровень, который определяет квалифицированную деятельность врача.

Основные понятия и термины

Агностики - это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.

Анализ - разложение, расчленение предмета или явления на составные части с целью изучения этих частей.

Гностики - это философы, утверждающие, что мир познаваем. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

Гносеология - изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к знанию сущностному, глубинному. Гносеологию интересуют и пути достижения истинностного знания, а также его критерии.

Заблуждение - необходимый момент познания, обусловленный неполнотой наших знаний и односторонностью отражения объекта. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом. Объектом познания - называется то, на что направлено познание, то, что познается.

Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания.

Наука - система знаний, логически непротиворечивых, прошедших проверку на практике; совокупность социальных институтов, удовлетворяющих потребности общества в знаниях.

Научная картина мира система теоретических взглядов о свойствах и закономерностях мира, вырабатываемая путем: обобщения важнейших знаний, накопленных научным сообществом на определенном этапе развития науки. Она представлена господствующими научным теориями, гипотезами, установками, принципами.

Научное познание - сложный, неразрывно связанный с практикой, процесс отражения (осознания) в человеческом мышлении объективной реальности.

Объект - только та часть объективной реальности, которая стала на какое-то время предметом для изучения и практического применения, претерпевая изменения под влиянием человека.

Дознание - это процесс взаимодействие между субъектом и объектом, цель которого заключается в получении информации.

Практика - сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества.

Рационализм - это философское направление, признающее разуй основой познания и поведения людей.

Сенсуализм - главную роль в познании отводит чувствам.

Скептицизм - отвергает возможность достоверного знания о мире.

Субъектом познания (т. е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

Эмпирический и теоретический уровни познания . Эмпирический уровень - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории.