Отчет о прохождении научно-исследовательской практики (магистратура). Практика и проектная работа Прохождение научно исследовательской практики

Одно из приоритетных направлений работы каждого вуза – подготовка кадрового резерва для научной деятельности, именно поэтому научная практика – это обязательная составляющая учебного . Данный вид практики достаточно сложный (особенно это касается студентов, не имеющих таланта к научным исследованиям), однако осилить ее возможно.

Прохождение научной практики.

Научная или научно- практика – это вид практической деятельности студентов, который проводится в начале второго курса магистратуры, когда учащиеся уже готовы к серьезным научным исследованиям.

Конечно, студенту не доверяют полностью самостоятельно реализовывать свои научные идеи и гипотезы, это он делает под контролем представителя кафедры и предприятия.

Научно-исследовательская практика помогает студенту продуктивно подготовиться к написанию своего исследования, а также способствует расширению профессиональных навыков, полученных на протяжении всего обучения в университете.

Перед прохождением практики студента обязаны ознакомить с:

  • заданиями, прописанными в программе практики (их нужно будет выполнить полностью);
  • индивидуальными заданиями;
  • методическими .

Все перечисленные нюансы обычно проговаривают на собрании перед практикой, а методическое пособие можно также попросить на кафедре (если его не выдали на собрании).

В конце практики магистрант должен сдать:

  • календарный план практики (помните, что показать и утвердить его у руководителя из базы практики нужно еще до начала практической деятельности);
  • дневник;
  • итоговый отчет.

Все названные документы подписываются руководителем практики от организации или предприятия и только потом сдаются научному руководителю от кафедры, без них к итогового отчета не допускают.

Особенности прохождения научной практики варьируются в зависимости от специальности, но основной ее «каркас» общий для всех факультетов.

Место и сроки научной практики

Где проходят научную практику?

На прохождение научной практики выделяют около 16 недель, обычно ее ставят после зимней сессии, когда у магистранта остается только написать диссертацию и подготовиться к ГОСу.

Место прохождения зависит от темы дипломного исследования, над которым работает магистрант, это может быть:

  • предприятие или организация (когда требуется исследовать его структуру, особенности и т.д.);
  • учебное заведение (если научная разработка имеет теоретическую, учебно-методическую направленность или связана с педагогической деятельностью).

Если есть возможность пройти практику в стенах родного вуза, студенты обычно используют ее, считая, что это облегчает общий процесс, так как атмосфера и лица уже знакомы. Тем не менее, научная практика на незнакомом для вас предприятии – тоже отличный вариант, ведь позволяет познакомиться с новыми людьми и дает прекрасную возможность не только научного, а и профессионального роста.

Кто руководит научной практикой?

Как выбрать руководителя научной практики?

Курирует практикой обычно преподаватель соответствующей кафедры. Он должен иметь ученую степень и (или) ученое звание.

Руководитель контролирует организацию практики и ее прохождение, проводит общие консультации для , а также решает проблемы, касающиеся практики, в индивидуальном порядке.

В конце практики руководитель (один или с представителями кафедры) принимает итоговые отчеты и защиту, а потом выставляет результат в зачетку.

Чему учится студент в ходе практики?

Во время научной практики студент должен выполнить ряд заданий разного характера:

  • теоретического;
  • практического;
  • учебных и учебно-исследовательского;
  • творческого.

Задания подбирает или формулирует руководитель практики на основе теоретической базы студентов, полученной в период обучения на магистратуре. После утверждается на совете кафедры. Задания подбираются так, чтобы активизировать:

  • самостоятельный критический подход к решению поставленных проблем;
  • навыки анализа, синтеза и систематизации информации;
  • освоение принципов и технологий научной работы;
  • развитие нестандартного мышления;
  • развитие творческих способностей студента и умения применять их в науке;
  • развитие и усовершенствование умения готовить и проводить научный эксперимент;
  • развитие умения оценивать полученные в ходе эксперимента результата и оформлять их.

Все названные умения и навыки являются мощной двигательной силой научного исследования.

Советы для тех, кому предстоит пройти научную практику.

  1. Если вы хотите сменить место прохождения научной практики, с этим вопросом нужно обращаться к руководителю , он подскажет, что для этого нужно сделать.
  2. Все помнят фильм о Шурике и легендарную фразу «Огласите весь список, пожалуйста», так вот, ею должны руководствоваться и вы. Перед выполнением заданий ознакомьтесь со всем их перечнем, далее разберите задания на сложные и не очень, это поможет правильно распределить ваше время.
  3. Имейте в виду, что результат этого вида практики, как и других, – отчет. Данные для него нужно собирать на протяжении всей практики, а не в последний вечер перед сдачей.
  4. Руководителя практики нужно регулярно уведомлять о том, как продвигается ваша работа, а также в случае возникновения проблем и трудностей в ходе ее выполнения.
  5. Не забывайте о том, что ваша деятельность зависит не только от кураторов практики из кафедры или организации, но и от научного руководителя, к нему тоже можно обращаться за консультацией.

Даже если вы не собираетесь идти в науку, не упускайте шанс взять от практики то, что пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности. Помните, только от вас зависит принесет ли научная практика пользу или станет пустой тратой времени.

О работе молодежной научной школы «Исследование космоса: теория и практика» вы можете узнать, посмотрев видео:

Читайте также:


  • Ученые степени в России по возрастанию: разбираемся…

  • Информация для тех, кто хочет правильно организовать…


  • Подробно о защите отчета по ознакомительной…

  • Какие планы составляют при прохождении преддипломной…

В программу производственной практики предусмотрен раздел научно-исследовательской работы студента, разработанный совместно с руководителем практики от кафедры землеустройства. Научно-исследовательская работа студента может включать работу по отдельным направлениям:

1. Организационно-исследовательское:

Изучение видов деятельности научного сотрудника (работа теоретиков и экспериментаторов научных исследований в области землеустройства и кадастров, разработка методов и способов выполнения землеустроительных и кадастровых работ, применения современных технологий, приборов и оборудования для решения проблем землеустройства, кадастров и мониторинга);

Необходимость комплексного подхода к решению целого ряда проблем, понять взаимозависимость сотрудников научного коллектива, а также значение и влияние научной среды на плодотворную деятельность ученого.

2. Научно-исследовательское:

Изучение методов по совершенствованию землеустроительных, кадастровых и мониторинговых действий.

3. Экспериментальное:

Проведение работ по применению разработок и предложений в области землеустроительных, кадастровых и мониторинговых действий.

Исследование условий получения достоверных результатов.

Целью научно-исследовательской работы бакалавра является формирование профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности:

· способности к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере землеустройства для собственных научных исследований;

· владения навыками самостоятельного анализа основных закономерностей функционирования объекта землеустройства с изложением аргументированных выводов;

· владения навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;



· владения навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой землеустроительной проблематике.

Во время прохождения преддипломной производственной практики студент должен собрать необходимый материал для проведения научно - исследовательской работы. Целью участия студента в научных исследованиях кафедры является приобретение им более глубоких знаний по специальным дисциплинам, освоение современных методов проектирования, обоснования проектных решений и научных исследований, приобретения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

Индивидуальное задание по сбору материалов для научных исследований, тематику научных исследований студента на производственной практике устанавливают:

‑ преподаватели кафедры, осуществляющие руководство научными исследованиями в студенческом научном обществе (СНО);

‑ руководители и исполнители кафедральных тем научных исследований, привлекающих студентов к участию в этих исследованиях;

‑ преподаватели кафедры – руководители практики.

Учебно-исследовательская работа студента во время прохождения производственной практики позволит выступить с докладами на заседаниях кружка студенческое научное общество (СНО) и студенческих конференциях, принять участие в подготовке конкурсных работ, подготовить реферат и статьи для публикации в научных трудах университета, более обстоятельно провести обзор источников по теме исследования, написать первую главу, а также разработать и обосновать проектные решения в ВКР.

После окончания производственной практики студент пишет отчёт. Отчёт по практике – это небольшое самостоятельное исследование и аналитическая (практическая) работа, которая представляется как совокупность полученных результатов самостоятельного исследования, теоретических и практических навыков в период прохождения производственной преддипломной практики на предприятии.

Правильно построенный план отчёта служит организующим началом в работе над его написанием студентом, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Поэтому необходимо уметь грамотно изложить материал, правильно преподнести полученные и усвоенные знания.

Опыт руководства производственной практики показывает, что вопросу качественного оформления материалов, представляемых на защиту, студентом, как правило, уделяется недостаточно внимания, что мешает успешной защите производственной практики.

Объем отчета должен составлять 25-35 страниц, включая таблицы и рисунки, при этом используются записи в дневнике.

Структура отчета должна быть следующей:

1. Введение – 1-2 страницы;

2. Глава 1 Характеристика организации – места практики – 3-4 страницы;

3. Глава 2 Работы, выполненные за время прохождение практики – 10-15 страниц;

4. Глава 3 Научно исследовательская работа на практике – 5-7 страниц;

5. Глава 4 Состав и содержание собранных материалов – 3-5 страниц;

6. Заключение – 1-2 страницы;

7. Список использованных источников – 1 страница;

8. Приложения (при необходимости, объем не ограничен).

Введение

Во введении излагаются актуальность, цели и задачи производственной практики, приводится содержание и объем отчета по производственной практике.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одного – двух абзацев компьютерного набора текста показать главные моменты актуальности темы.

Цель и задачи – цель всегда соответствует названию самой работы и ее содержанию. Для производственной практики целью является применение на производстве теоретических знаний полученных в университете и проведение экспериментальной работы в соответствии с темой ВКР.

Учитывая цели практики (развить профессиональные компетенции, изучить деятельность в профессии, провести исследование) следует определить задачи, которые позволяют этих целей достигать. Таким задачами может являться изучение предприятия и нормативных документов, регулирующих функционирование данного предприятия (данная часть есть в любых отчетах и часто указывается во введении) и изучение определенной профессиональной деятельностью (функциями, особенностями, обязанностями). Помимо этого, задачами могут являться выполнение определенной профессиональной деятельности (можно расписывать по пунктам какие именно задачи студент выполняет в профессиональной практике) или написание исследовательской работы.

Объем и содержание – заключительная часть введения, в которой указывается весь перечень разделов. Приводится объем отчета, количество таблиц и рисунков, использованных источников.

Глава 1. Характеристика организации – места практики

В данной главе приводится краткая характеристика организации - своеобразный отчет о предприятии, на базе которого студент проходил практику. Характеристика, по возможности, должна включать фотографии самого предприятия, его коллектива и рабочего места студента и иметь следующее содержание:

· общие сведения об организации: название, адрес, место регистрации;

· структура организации;

· руководство организацией;

· форма организации предприятия;

· вид хозяйственной деятельности организации;

· краткая история организации;

· специализация организации;

· важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты;

· численность работников, в т.ч. управленческий персонал;

· организация землеустроительных работ в организации (производственном подразделении).

В конце раздела студент должен привести мотивировку выбора именно этой организации для прохождения производственной практики.

Глава 2. Работы, выполненные за время прохождение практики

Один из основных и самый большой по объему раздел отчета должен содержать фотоотчет о прохождении практики и включать следующую информацию:

1. Занимаемая должность, сроки и продолжительность практики. Поощрения и взыскания, полученные во время практики.

2. Виды и объем выполненных работ (в натуральном и денежном выражении), сроки и качество выполнения, выработка норм по неделям и за весь период практики. Данный пункт должен помимо текстового описания содержать сводную таблицу, из которой четко можно понять объем работ выполненный подразделением, в котором студент проходил практику и его личный вклад в эту работу.

3. Краткая характеристика объектов работ (местоположение, общая площадь, состав земель по категориям, собственникам, землепользователям и угодьям, природные и экономические условия).

4. Характеристика территории объекта, состояние планово-картографического, обследовательского и землеустроительного материала (год производства съемок, масштаб планового материала, пункты привязки).

5. Руководство работами со стороны университета и производства.

6. Степень землеустроенности территории, на которой проводились работы.

7. Способы и порядок выполнения работ (обоснование применяемых способов выполнения работ, порядок, методы и результаты выполнения работ):

а) подготовительные работы (получение задания, подбор, изучение, изготовление документов, составление очередности выполнения работ);

б) полевые работы (содержание, порядок выполнения, примененные методы и использованные приборы);

в) камеральные работы (содержание, порядок выполнения, примененные методы и программное обеспечение).

8. Организация работ на объекте (устройство с жильем и рабочим местом, обеспеченность транспортом, распорядок рабочего дня, график выполнения работ).

9. Замечания по ходу прохождения практики. Предложения по улучшению условий и качества работ. Отрицательные и положительные стороны организации практики.

Глава III. Научно исследовательская работа на практике

Отчет о научно-исследовательской работе должен быть оформлен в виде реферата и выполнено согласно ГОСТ 7.32-2001.

Реферат должен содержать:

Сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;

Перечень ключевых слов;

Текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

Объект исследования или разработки;

Цель работы;

Метод или методологию проведения работы;

Результаты работы;

Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;

Область применения;

Экономическую эффективность или значимость работы;

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Если отчет не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Глава IV. Состав и содержание собранных материалов

В этом разделе излагают характеристику объекта, выбранного для дипломного проектирования, содержание проекта по данному объекту:

‑ название объекта, его местоположение;

‑ краткая характеристика муниципального образования, землеустраиваемого объекта, существующей организации территории и производства;

‑ основные показатели развития хозяйства (объекта) на перспективу;

‑ краткое, но исчерпывающее содержание и обоснование проекта: цель и причины проведения землеустройства; основные производственные показатели по проекту; специализация и размер производства; изменения, вносимые в землепользование; содержание и обоснование проекта по всем составным частям и элементам; мероприятия по охране земель и окружающей природной среды;

‑ обоснование юридической состоятельности проведенного землеустройства, т.е. проверка соответствия принятых проектных решений действующему законодательству, региональным нормативным правовым актам, определение форм собственности земельных участков объекта землеустройства.

В конце раздела приводится полный и детальный перечень всех собранных во время прохождения практики материалов для подготовки ВКР и отчета о практике (дается подробный перечень собранных материалов). Дается характеристика их качества и полноты для разработки ВКР.

Заключение

Заключение должно быть логичным завершением отчета. Студент должен проанализировать, достигнута ли цель и выполнены ли задачи, поставленные во введении. Привести основные цифры, достигнутые в ходе практики. Сделать вывод об общем ходе практики. Сформулировать основные положительные и отрицательные моменты практики. Дать замечания и рекомендации по возможному улучшению прохождения практики.

Введение и заключение должны быть творческим, именно авторским трудом. Во многом общая оценка, которая будет поставлена студенту, зависит от четко сформулированных задач и сделанных выводов.

Список использованных источников

Список использованных источников оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. В список следует включить все нормативно-правовые акты, литературные источники, книги, статьи, а также электронные источники использованные при написании отчета и проведении научно-исследовательской работы. В список вносятся только те источники, на которые были сделаны ссылки в тексте.

Оформление отчета

Отчет о производственной практике составляют на месте прохождения практики на листах формата А-4. Форма титульного листа приведена в приложении 7.

Текст пояснительной записки выполняется способом компьютерного набора. Шрифт – Times New Roman. Кегль – 14. Интервал – полуторный. Абзацный отступ – 1,25. Поля: слева – 3 см, справа – 1,0 см, снизу и сверху – 2 см.

В тексте следует пользоваться принятой землеустроительной (и другой) терминологией. Все слова, как правило, должны быть написаны полностью. Сокращения могут допускаться только общепринятые. Нумерация страниц должна быть общей для всего текста, начиная с титульного листа и включая все таблицы (на отдельных страницах) и заканчивая списком использованных источников. Номер страницы проставляют арабскими цифрами в центре снизу страницы (кроме титульного листа).

Каждая глава пояснительной записки начинается с нового листа, в начале главы указывают ее номер и название. Главы и параграфы нумеруют арабскими цифрами. Нумерация параграфов в пределах каждой главы.

По имеющимся таблицам должны быть сделаны выводы и даны на них ссылки. Большую таблицу помещают на отдельной странице за той страницей, за которой она впервые упомянута.

Таблицы оформляют следующим образом. В верхнем левом углу пишут: “Таблица 1” (нумерация единая по всему тексту). Далее на этой же строке пишут название таблицы, соответствующее ее содержанию. Если таблица переносится на следующую страницу, то над таблицей вместо ее названия пишут “Продолжение таблицы” или “Окончание таблицы”. Если таблица и ее название размещается вдоль листа, то ее название должно находиться там, где лист подшивается (у корешка).

Все иллюстрации проекта (рисунки, карты, схемы, графики, диаграммы, фотографии и т.п.) считаются рисунками. Нумерация сквозная, перед рисунком необходима ссылка по тексту. Рисунки подписываются по центру страницы после самого рисунка следующим образом: «Рисунок 1. Название».

В процессе своего обучения магистранты принимают участие в двух практиках: педагогической и научно-исследовательской.

Научно-исследовательская магистерская практика призвана помочь проведению научного исследования, подготовке и оформлению диссертационной работы. Этой практике должен предшествовать методологический научный семинар, для подготовки которого будет весьма полезен материал первой главы данного пособия. Этот семинар должен завершиться формулированием темы научного исследования (или по меньшей мере направлением научного поиска) и построением его методологической схемы. Это отправная точка научно-исследовательской практики. Без обозначения темы исследования, без методологии нет никакого смысла начинать научно-исследовательскую практику.

В течение всей практики магистрант должен активно консультироваться со своим научным руководителем. Эти консультации не должны быть спонтанными (как это часто бывает) - они должны быть содержательно упорядочены. Упорядочены в том смысле, что в определенные сроки выпускник магистратуры должен предъявлять своему научному руководителю на проверку оговоренный материал своих наработок. Таким образом, если занятия на методологическом семинаре проводятся в группе и упорядочены в своем проведении как тематические семинары, то занятия по научно-исследовательской практике носят индивидуальный характер и их упорядочение предлагается проводить в форме опять же тематических консультаций. В данном пособии представлен только упорядоченный перечень возможных консультаций, без уточнения временных границ между каждой предшествующей и последующей. Это вряд ли возможно, поскольку консультации носят индивидуальный характер. Кроме того, некоторым магистрантам могут понадобиться дополнительные встречи для решения проблем, обозначенных в некоторых консультациях. Поэтому целесообразно, чтобы научный руководитель сам определял временные границы между консультациями, руководствуясь при этом складывающейся у магистранта ситуацией с подготовкой диссертации.

Консультация N2 1. Уточнение темы диссертационной работы и методологии проведения научного исследования

Первая консультация является своеобразным продолжением последнего тематического семинара (семестрового методологического семинара). Если по окончании семинара магистрант сформулировал тему своего исследования (пусть даже в общих чертах, как это и бывает чаще всего) и построил его методологическую схему, первая консультация будет весьма краткой. На ней руководитель и магистрант должны еще раз обсудить предстоящую работу на период подготовки диссертации, уточнить и окончательно установить ее основные позиции. Но если после проведения методологического семинара у магистранта не появилось четкого представления о теме его диссертации, ее содержании, возможных элементах научной новизны, то первая консультация должна быть длительной и серьезной. Вполне возможно, что одной встречи будет недостаточно и в ходе первой консультации руководитель сочтет необходимым провести дополнительную консультацию, и, чтобы разговор был предметным, он даст магистранту определенное поручение, которое тот должен выполнить. Таким образом, основным результатом первой консультации должна быть окончательно сформулированная тема диссертационной работы и методологическая схема исследования.

Консультация N2 2. Составление плана работы над диссертацией

Следующим шагом научно-исследовательской практики является составление плана проведения научного исследования и оформления его результатов. Этому может помочь упорядоченный перечень предлагаемых консультаций, начиная с третьей. Однако такое начало плана возможно только в том случае, если у магистранта уже сформулирована тема диссертационной работы и построена методологическая схема проведения исследования. Если же этого нет, то начинать, безусловно, следует с определения темы и методологии.

Консультация N2 3. Составление библиографического списка. Работа с литературой. Написание первой главы диссертации

Одним из первых пунктов плана должна быть работа магистранта с научной литературой. В параграфе 2.2 подробно описаны процедуры и методы такой работы, требования к ней и т.п. Первое, что должен сделать магистрант, если у него уже сформулирована тема, подобрать научную литературу по выбранной теме. Никаких особых количественных требований к литературным источникам исследования нет, но вряд ли магистерскую диссертацию посчитают хорошей, если в списке использованной в ней литературы будет меньше 80 наименований. Подготовив библиографический список литературы, магистрант на третьей консультации должен представить его своему научному руководителю. Содержание этого перечня, безусловно, составит весьма интересный и полезный предмет беседы между руководителем и соискателем. Возможно, руководитель посоветует включить в список что- то еще, а что-то (например, учебную литературу) изъять.

На эту консультацию магистрант должен прийти не просто со списком литературы, но и с конкретными предложениями по поводу ее отражения в своей работе. Поскольку научная литература в диссертациях задействована в основном в первой главе, то на этой, третьей, консультации необходимо представить и незавершенный вариант этой первой главы, ее отдельные фрагменты. Следует показать руководителю, как использована подобранная литература в тексте диссертации, а при необходимости и дать ему почитать отдельные фрагменты первой главы. Самое важное в выполнении этой части диссертационной работы - демонстрация соискателем своих знаний о предмете исследования и своих способностей дополнить это совокупное знание новыми знаниями, произведенными лично им и составляющими элементы научной новизны его исследовательской работы.

Некоторые магистранты составят первый вариант библиографического списка своего исследования еще в ходе работы методологического семинара. В этом случае на третью консультацию они, возможно, представят обновленный или расширенный список научной литературы, а также более или менее завершенный вариант первой главы своей диссертационной работы.

Консультация № 4. Работа с эмпирическими данными. Написание второй главы диссертации

Весьма важным пунктом плана работы магистранта над диссертацией является сбор, обработка и анализ эмпирических данных по теме диссертации. При проектировании методологии научного исследования вместе с предметом определяется и объект наблюдения. Это может быть отдельное предприятие, отрасль, комплекс отраслей (или предприятий), рынок и т.д. По этому объекту и необходимо собрать данные, чтобы, применяя включенные в методологическую схему методы научных исследований, обеспечить возможность выявления новых, еще никем не открытых, истин. Включенные в методологию диссертационного исследования методы могут (и должны!) применяться и на этапе сбора эмпирических данных: наблюдения, опросы, анкетирование и т.д. Нельзя забывать и о методах обработки: анализе и синтезе, дедукции и индукции, абстрагировании и обобщении, математическом моделировании, прогнозировании и др.

Сбору, обработке и анализу эмпирических данных посвящены параграфы 1.10, 1.11 и 2.3. Разумеется, при выполнении этой части работы не следует ограничиваться только этим материалом данного пособия. Ведь очень многое определяется спецификой темы, предметом и объектом исследования, другими факторами. Так что четвертая консультация очень важна потому, что знания и опыт руководителя могут весьма значительно дополнить полученный магистрантом теоретический материал.

Очевидно, что первоначально собранный магистрантом эмпирический материал имеет весьма неупорядоченный вид. В нем часто уживаются два противоречивых начала: чрезмерная избыточность сведений при явной недостаточности того, что нужно для решения намеченных в диссертации задач. Поэтому первые советы научного руководителя должны касаться именно этого обстоятельства, т.е. определения того, что наверняка из принесенных магистрантом сведений не пригодится (представляет собой элементарный информационный шум), и того, что необходимо еще так или иначе собрать (добыть). Вторая группа советов может касаться интерпретации принесенных на четвертую консультацию данных: как, каким образом их можно представить, какую производную информацию на их основе можно получить и как ее использовать в решении задач научного исследования. На этой консультации необходимо определить направление использования принесенных данных для получения в диссертации элементов научной новизны. Это позволит магистранту и научному руководителю наметить переход от второй главы к третьей.

Безусловно, на четвертой консультации магистрант должен показать своему научному руководителю и первые фрагменты второй главы диссертационной работы. Возможно, это лучше сделать с представлением текста первой главы - пусть еще и незаконченной. Руководитель должен убедиться, что между содержанием первой и второй глав есть содержательная преемственность, что это два непохожих фрагмента, что главы логически связаны между собой и вторая глава закономерно вытекает из первой, что, и это самое главное, между ними нет противоречия. Все это необходимо, поскольку диссертация - это монолит научных идей, имеющих практическую значимость, и она должна быть цельной и единой. И требование монолитности диссертации надо обеспечивать уже при написании фрагментов первой и второй глав.

Консультация N2 5. Генерирование идей и предложений. Написание третьей главы диссертации

Во многих диссертациях именно в генерировании предложений по совершенствованию отдельных аспектов предмета исследования и заключается суть научной новизны. Это вполне допустимо. Однако та диссертация выглядит лучше, в которой элементы научной новизны присутствуют уже в первой главе. Очевидно, что сразу же после изучения литературы по исследуемой теме новые идеи вряд ли появятся. Но после анализа эмпирических данных это вполне возможно. И вполне вероятно, что они будут касаться каких-то содержательных, возможно, теоретических аспектов темы. Вполне вероятно, что магистрант, проанализировав в первой главе определения предмета исследования, а затем, сделав анализ эмпирических данных, сформулирует свое определение, что и составит приращение знаний в исследуемой области. Это, безусловно, будет элементом научной новизны первой главы работы. Но такая идея, подчеркнем еще раз, может быть сгенерирована магистрантом только после глубокого анализа как литературных источников, так и большого объема эмпирических данных.

Другую группу элементов научной новизны могут составить предложения по совершенствованию предмета исследования на изучаемом объекте, сгенерированные магистрантом на основе опять же сопоставления теоретических положений, изложенных в научной литературе и описанных им (пусть пока фрагментарно) в первой главе, с реальной практикой. Такие предложения, как правило, имеют не только научную новизну, но и практическую значимость, что придает им особую ценность.

Таким образом, на свою пятую консультацию магистрант должен прийти уже с идеями и предложениями, которые могут составить научную новизну его работы. Возможно, к этой консультации идеи и предложения магистранта еще не будут иметь законченный вид. Возможно, они еще не будут выглядеть убедительными, зрелыми. Но для того и консультации, чтобы в беседах с более опытным коллегой довести свои идеи и предложения до требуемого уровня.

В каждом учебном заведении проводятся свои научно-практические конференции. На них всегда формируется секция для магистрантов. Для соискателя магистерской степени будет весьма полезно представить свои достижения публично - посредством выступления на научной конференции. Такое выступление, во-первых, позволит ему приобрести первый опыт участия в дискуссиях общения с научной общественностью. Во-вторых, выверить результаты своих изысканий на аудитории. Узнать, почувствовать, как научная аудитория вуза, в котором он обучается, относится к его работе, к полученным им результатам. Если отношение будет положительным, это придаст ему уверенности. Если критическим, то позволит ему исправить положение: внести некоторые коррективы либо в методологию исследования, либо в эмпирический материал, и время на это еще есть. Кроме того, от научной общественности вуза магистрант может получить апробацию свого доклада, который он вынесет на защиту перед Государственной аттестационной комиссией. В любом случае пользу от участия магистранта в работе конференций трудно переоценить. Выступление на них составляет суть его «неявной» защиты (см. рис. 2.2).

На шестой консультации магистрант и представляет своему научному руководителю текст своего выступления на конференции. Руководитель может прочесть его, а может просто послушать. Причем второе предпочтительнее первого, поскольку после прослушивания руководитель получит возможность дать некоторые советы начинающему ученому по манере выступления, интонационной выразительности и т.п., а не только по его содержанию. Рекомендации, как готовить выступления для конференций, представлены в параграфе 2.5.

Консультация N2 7. Содержание диссертации и оформление ее текста

К седьмой консультации магистрант готовит практически завершенный текст своей диссертационной работы. О том, как он должен выглядеть, см. в параграфах 2.9-2.13.

К моменту проведения седьмой консультации у магистранта должно быть готово все: и введение, и три главы, и заключение, и правильно оформленный библиографический список, и приложения (если таковые имеются). Безусловно, текст еще может быть в чем-то несовершенен. Руководитель должен прочитать диссертацию и сформулировать свои замечания к ней, которые магистрант должен учесть. Замечания могут касаться как содержательных аспектов, так и оформления работы. В этом, собственно, и заключается смысл седьмой консультации. Возможно, если замечаний по диссертации после первого прочтения ее руководителем получится много, то возникнет необходимость в дополнительной встрече по программе этой консультации.

Консультация N2 8. Подготовка документов к защите магистерской диссертации

Как указано в параграфе 2.14, к защите предъявляется сама диссертация, а также отзыв научного руководителя и рецензия рецензента. Это и есть документы, которые надо подготовить магистранту и его руководителю к защите. Руководитель, естественно, сам готовит отзыв на своего подопечного. Что же касается рецензии, то магистрант встречается с назначенным ему рецензентом, дает ему диссертацию на рецензирование, затем, после прочтения работы рецензентом, встречается с ним снова, беседует, отвечает на вопросы рецензента, если необходимо, отстаивает свою точку зрения (см. рис. 2.2), выслушивает замечания рецензента по работе и т.п. и получает от него готовую рецензию. После этого он приходит к своему руководителю на восьмую консультацию. На ней идет совместное обсуждение рецензии, готовятся ответы на замечания рецензента. Безусловно, будет лучше, если магистрант сам, без помощи своего научного руководителя, подготовит ответы на замечания рецензента, а на консультации только обсудит их со своим научным руководителем. Однако и первый вариант отнюдь не считается неприемлемым.

Консультация № 9. Подготовка магистерской диссертации к защите

Это последняя консультация магистранта со своим научным руководителем. К ней он должен подготовить окончательный вариант своего доклада на защите. В нем соискатель магистерской степени в краткой (доклад не должен превышать 10-12 мин), но очень емкой и выразительной форме должен представить результаты своих исследований.

На девятой консультации магистрант должен представить своему руководителю и диссертацию, и рецензию, и текст доклада. Это как бы «генеральный смотр» накануне выдающегося события в жизни магистранта - защиты диссертации. Весьма полезно на этом смотре устроить хорошую тренировку магистранту, суть которой заключается в репетиции своего доклада (выступлении с ним перед руководителем), демонстрации иллюстративного материала. Следует также потренировать его в ответах на вопросы. При этом руководитель пытается задать те вопросы, которые могут возникнуть у членов ГАК по данной диссертации. Все вопросы вряд ли возможно предугадать, но в ходе такой тренировки диссертант обретает уверенность в том, что он подготовил вполне приемлемую работу, хорошо знает ее содержание и вопросы членов ГАК не поставят его в тупик.

Работа над диссертацией, как уже не раз подчеркивалось на страницах данного пособия, процесс творческий. И работу над ней, ее написание вряд ли можно формализовать в виде конкретной инструкции, выполняя которую, каждый может получить готовый научный продукт. Поэтому предлагаемую методику организации научно- исследовательской практики магистрантов, в рамках которой должна появиться магистерская диссертация, можно считать только примерной схемой, отталкиваясь от которой, каждый магистрант и его научный руководитель могут выбрать свой уникальный путь в решении намеченных в диссертации задач. Другими словами, при проведении научно-исследовательской практики в каждом конкретном случае предложенная схема может быть несколько скорректирована. В частности, некоторые консультации могут изменить свою очередность. Например, консультация № 6, посвященная апробированию результатов исследования, может быть проведена раньше. Это определяется тем, когда, в какие месяцы года проходят конференции в вузе и как это соотносится со временем научно-исследовательской практики. Может быть применена и несколько иная система консультирования, выражающаяся в уменьшении количества консультаций, что может быть обусловлено командировками или болезнью соискателя или его научного руководителя. Увеличение же числа консультаций вряд ли оправданно. Однако увеличение числа встреч в рамках одной темы консультации вполне возможно, но число тем консультирования, предложенное в приведенной здесь программе консультаций, вполне приемлемо.

Таким образом, предложенная схема прохождения научно-исследовательской практики магистрантов отнюдь не является чем-то обязательным. Она просто представляет собой один из возможных вариантов организации работы магистранта над диссертацией.

Научно-исследовательская практика магистрантов (далее – практика) выступает составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и подготовительной стадией к разработке и написанию магистерской диссертации. В связи с этим содержание отчета о прохождении научно-исследовательской практики и уровень ее защиты должны учитываться в качестве одного из основных критериев при оценке качества реализации профессионально-образовательных программ.

Целями научно-исследовательской практики являются формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования, обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов, а также создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями. В результате практики обучающийся должен освоить технологии научного исследования, развить умения нестандартно мыслить, готовить и ставить эксперимент, оформлять и оценивать результаты научных исследований, определять проблему, формировать план исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, а также представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

На подготовительном этапе определяются цели, место и порядок прохождения практики, формируются индивидуальные задания, устанавливаются перечень и последовательность работ для реализации индивидуального задания (формирование плана исследования). Индивидуальное задание по научно-исследо­вательской практике включает формулировку направления исследования, цели и задачи проведения исследования, общий обзор путей и методов решения подобных проблем, существующих в теории и практике управления персоналом, рекомендации по источникам информации в соответствии с заданным аспектом научно-исследовательской работы.

Основной (исследовательский) этап предполагает ведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, реферирование информации с целью выявления проблемы и ее четкого формулирования, выбор, обоснование метода проведения исследования, планирование действий, сбор теоретического и фактического материалов для исследования, обработку полученных результатов, их анализ, систематизацию и осмысление с учетом имеющихся в литературе данных, подготовку к публикации научно-практической статьи (серии публикаций), оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати, а также формулирование выводов и рекомендаций.

На заключительном этапе обучающийся готовит отчет по научно-исследовательской практике и защищает его.

За время практики магистрант совместно с научным руководителем корректирует тему магистерской диссертации, составляет задание (детальный план работы со сроками выполнения). Для этой цели магистрант:

Проводит информационный поиск по теме диссертационного исследования;

Осуществляет систематизацию и анализ собранной информации;

Выявляет область и объект рассмотрения, планирует возможные проблемы и строит модели их решения;

Осваивает элементы профессиональной деятельности, необходимые для выполнения магистерской диссертации;

Рассматривает методики научного исследования применительно к теме диссертационной работы;

Использует современные средства вычислительной техники и информационные технологии при обработке информации для магистерской диссертации;

Осуществляет построение методических схем для диссертационного исследования.

К отчету о прохождении научно-исследовательской практики предъявляются следующие основные требования:

Самостоятельность и системность в выполнении исследования по конкретной проблеме;

Отражение знаний законодательных актов, положений, инструкций, стандартов и др.;

Применение различных методов, включая экономико-математические методы, для написания отчета о прохождении научно-исследовательской практики;

Грамотное и логическое изложение результатов исследования.

Вместе с тем единые требования к работе не исключают, а предполагают инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования выступает одним из основных критериев оценки отчета о научно-исследовательской практике.

Научно-исследовательская практика магистрантов проводится на II курсе в соответствии с графиком учебного процесса. Ее проведение различно для двух групп магистрантов: по профильным и непрофильным направлениям магистратуры.

Магистранты первой категории проходят практику на их рабочих местах, магистранты второй категории – на объектах практики, с которыми вуз имеет договоры. Магистранты, работающие не по направлению, проходят практику в период предоставляемого им в соответствии с Трудовым кодексом РФ четырехмесячного отпуска.

Учебно-методическое руководство научно-исследова­тель­ской практикой осуществляет выпускающая кафедра.

В ноябре магистранты обязаны сдать на выпускающую кафедру заявления о выборе объектов исследования. Выпускающая кафедра до 10 декабря подготавливает проекты приказов о практике магистрантов на соответствующих объектах исследования.

В проекте приказов указываются: Ф.И.О. магистранта, объекты исследования, которых должно быть не менее двух (выбор одного объекта исследования допускается лишь в том случае, если в качестве такового выступает финансово-промышленная группа, холдинг, корпорация и т.д., т.е. те компании, в которых предполагается участие нескольких организаций); научные руководители практики от вуза и организации.

Продолжительность рабочего времени магистранта при прохождении практики в организациях составляет не более 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления магистрантов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

Перед прохождением практики магистрант совместно с научным руководителем уточняет тему исследования и утверждает у руководителя план исследования. В зависимости от предполагаемой темы диссертационного исследования в программу научно-исследовательской практики включаются отдельные вопросы из следующего перечня: построение методических схем в диссертационном исследовании; использование частных и общих методов научного исследования; изучение и использование объективных экономических законов и закономерностей; применение методов математического моделирования и моделей в экономических исследованиях; изучение структуры предприятия, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений; изучение и анализ процессов планирования и управления на предприятии; изучение материально-технического и кадрового обеспечения предприятия; оценка номенклатуры, ассортимента и качества выпускаемой продукции; изучение механизма формирования эффективности и затрат ценообразования, а также вопросов, связанных со сбытом продукции; определение финансовых результатов деятельности предприятия; анализ информационного обеспечения управления предприятием; выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления предприятием и персоналом; анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением; анализ управления с позиций эффективности работы предприятия; оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности.

На заключительном этапе научно-исследовательской практики магистрант должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его репрезентативность и достоверность для завершения разработки темы диссертационного исследования, оформить отчет о практике.

Научный руководитель практики от вуза:

Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выходом магистрантов на практику (инструктирует по порядку прохождения практики и т.д.);

Устанавливает связь с руководителями практики от организаций;

Разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

Несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдением магистрантами правил техники безопасности;

Контролирует выполнение магистрантами правил внутреннего трудового распорядка организации;

Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

Оказывает методическую помощь магистрантам при выполнении ими программы практики;

Помогает магистрантам в выборе методов и подходов научного исследования;

Оценивает результаты выполнения магистрантами программы практики, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет об организации практики вместе с рекомендациями по совершенствованию практической подготовки магистрантов.

Магистрант в период прохождения практики должен собрать необходимую информацию, определить проблемные вопросы организации по теме научного исследования, выбрать методы и методологические подходы исследования.

По мере выполнения программы магистрант собирает материал и составляет отчет о прохождении практики. В десятидневный срок после окончания практики магистрант обязан сдать отчет на кафедру своему научному руководителю для проверки. Вместе с отчетом необходимо также сдать справку, подтверждающую место и время прохождения научно-исследовательской практики, заверенную печатью предприятия (организации).

После окончания практики ее руководитель от вуза представляет руководителю программы отчет по установленной форме. Итоги практики обсуждаются на заседании кафедры и совете факультета вуза.

По результатам практики магистрант оформляет отчет не позднее чем за две недели до его защиты. В написании отчета о научно-исследовательской практике проявляются уровень теоретической подготовки магистранта, его способность к анализу и обобщению информации, полученные навыки по решению актуальных практических задач в конкретной области экономики, планирования и управления предприятиями (организациями), овладение методами и подходами научного познания и научного исследования в рамках написания магистерской диссертации, навык построения методических схем в диссертационных исследованиях. В отчете о прохождении научно-исследовательской практики требуется показать знание общих и специальных методов научного исследования, экспертных оценок в проведении исследования, технику проведения социологических исследований, а также знание действующих законодательных, нормативных актов, методических и инструктивных материалов, основных литературных источников.

Отчет выполняется в машинописной форме на листах формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал полуторный, левое поле – 3 см, правое поле – 1 см, верхнее и нижнее поля – по 2 см. Отчет должен иметь стандартный титульный лист.

Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся, но меньшим кеглем – 12-м.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом верхнем углу без точки.

С новой страницы начинаются следующие структурные части работы: введение, общая характеристика объекта иссле­дования, заключение, список использованной литературы, приложения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно одной пропущенной строке. Такое же расстояние выдерживается между заголовками глав и параг­рафов. Интервалы между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, расположенного посередине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке. Первая буква заголовка – прописная, остальные – строчные. Выделять жирным шрифтом следует только заголовки.

Например:

Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами (глава – 1, параграф – 2.1, пункт – 2.1.1, подпункт – 3.2.1.1), после которых даются тематические заголовки. Слова Глава, Параграф, Пункт, Подпункт не пишутся. Заголовки должны отражать содержание рубрик.

Например:

1. Теоретические аспекты исследования системы
управления персоналом

1.1. Сущность управления персоналом
в современной организации

1.2. Тенденции в организации управления персоналом

1.2.1. Проблемно-ориентированный подход к развитию системы
управления персоналом в организациях сферы услуг

1.2.2. Особенности применения компетентностного подхода
к модернизации системы управления персоналом в сфере услуг

Весь текст, за исключением заголовков, должен быть одинаковым. Не допускается выделение жирным, курсивом или подчеркиванием. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом, равным 1,25 см.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др . (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Иллюстрации размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Желательно иллюстрации размещать так, чтобы их можно было просматривать без поворота работы. Если поворот неизбежен, то иллюстрации располагают по направлению часовой стрелки. Все иллюстрации должны иметь названия и нумерацию. Например: Рис. 1.; Рис. 2. и т.п. Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают сокращенным словом смотри , например: (см. рис. 2).

Производственная практика

Программа производственной практики содержит формулировки целей и задач практики, вытекающих из целей ООП ВПО по магистерской программе, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Так, цель производственной практики – приобретение обучающимся таких профессиональных компетенций, как навыки решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации; углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации и др.

Для достижения поставленных перед производственной практикой целей важное значение имеет место прохождения практики. Согласно программе практики базами практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые и иные компании, службы занятости и социальной защиты населения, кадровые рекрутинговые агентства, органы государственной и муниципальной власти и управления, высшие учебные заведения и другие организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), в составе которых есть службы по управлению персоналом или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом.

В программу производственной практики входят: сбор информации об объекте производственной практики – организации, включая ее краткую характеристику, показатели производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности и их анализ, анализ системы управления персоналом и ее функций; кадровое, методическое, информационное и прочее обеспечение системы управления персоналом; изучение и анализ основных регламентирующих документов системы управления персоналом: Положения о персонале, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о службе управления персоналом и других её подразделениях, должностных инструкций, положений о найме персонала, об аттестации, стимулировании персонала и др. Важной частью практики является более углубленное изучение и анализ выполнения той функции или процесса управления персоналом, которые связаны с выбранной обучающимся темой выпускной квалификационной работы. Практика завершается подготовкой и защитой отчета по практике.

3.5. Педагогическая практика

Педагогическая практика – важнейший компонент и составная часть учебного процесса студентов магистратуры. Данный вид практики выполняет функции общепрофессиональной подготовки студентов к преподавательской деятельности в высшей школе. Педагогическая практика базируется на изучении курсов «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом», «Психология», «Культура речи и деловое общение».

Педагогическая практика выявляет уровень научной подготовки студента магистратуры по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и выступает связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления.

Программа учитывает требования Федерального образовательного стандарта ВПО по направлению степени магистра.

Цель педагогической практики – формирование и развитие компетенций преподавателя (педагога) ВПО и ДПО, владеющего современными образовательными технологиями.

Педагогическая практика решает следующие задачи:

Развитие способности повышать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы работы;

Развитие навыков в области разработки образовательных программ и учебно-методических материалов для обеспечения процесса обучения;

Участие в организации учебного процесса при реализации содержания образовательных программ ВПО и ДПО, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом;

Практическое освоение методов, приемов, средств педагогической деятельности в высшей школе, корпоративных университетах, бизнес-школах и т.п.

Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра управления персоналом. Непосредственное руководство возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей кафедры. К основным нормативно-методическим документам, регламентирующим работу студента магистратуры на практике, относятся программа практики и Дневник магистранта по практике.

Выполнение педагогической работы предполагает посещение занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам, проведение наблюдения и анализа занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение фрагментов занятий по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение занятия по плану учебной дисциплины с использованием мультимедийной и проекционной техники, разработка конспектов лекций и презентаций по отдельным учебным дисциплинам, формирование методического пакета по избранной учебной дисциплине, подготовку публикаций по теме учебной дисциплины, участие в работе кафедры, формирование отчета по педагогической практике.

Таким образом, программа педагогической практики способствует процессу социализации личности студента, переключению его на совершенно новый вид деятельности – педагогический, усвоению общественных норм и ценностей профессии педагога, а также формированию персональной деловой культуры будущего магистра.