Образование в искусстве. История художественного образования в россии. Рейтинг архитектурных и художественных вузов

А.А. Мелик-Пашаев. Психологический институт РАО

«Эффективное обучение музыке, искусству, танцу или ритмике по самой сути гораздо ближе, чем преподавание так называемых» основных предметов, к сущностному образованию…

Образование – это научение росту, научение тому, как устремляться вперед и вверх, отличать хорошее от плохого, желанное от нежеланного, достойное выбора от недостойного. Искусство и особенно те его разновидности, на которых я настойчиво концентрировал ваше внимание… настолько тесно сплетены с психологической и биологической сущностью человека,…что пора перестать воспринимать эти учебные курсы как неуместную роскошь, как кружева и оборки на школьном плате, и признать их основными предметами нового образования…Такого рода образование позволит выработать взгляд на вещи, проникающий в бесконечность, провидящий высокие ценности. Такое образование может и должно иметь в своем основании обучение искусству, музыке и танцу.»

Это – не из педагогической публицистики наших дней. Это мысли известнейшего американского психолога Абрахама Маслоу, сформулированные в середине минувшего века [ 3, стр.191 ], но трудно придумать что-либо более актуальное для сегодняшней образовательной ситуации в нашей стране! С поверхностной точки зрения позиция Маслоу может показаться нереалистичной и даже безответственной: ценности – ценностями, но они не заменят освоение необходимых для жизни «основных предметов»! На деле все обстоит иначе.

Так, уже несколько десятилетий назад известный социолог Ю. Фохт-Бабушкин рассказал об эксперименте, проведенном в одной из прибалтийских республик бывшего СССР. В некоторых классах ввели дополнительные уроки рисования (так называли изобразительное искусство) за счет сокращения часов на « основные предметы» (математика и язык). Через небольшое время ученики экспериментальных классов стали опережать сверстников … по математике, по языку и по другим «основным» предметам…Бессчетны наблюдения, многочисленны научные исследования, которые показывают, что благодаря занятиям тем или иным видом искусства дети становятся умнее, интеллектуально активнее, трудоспособнее. Пожалуй, чаще всего обращают внимание на воздействие музыки, хорового пения, но аналогичный эффект имеют занятия театром, танцем, анимацией, литературным творчеством, разными видами традиционных искусств и художественных ремесел.

Дело не сводится, конечно, к прагматичному «повышению успеваемости», хотя одно это могло бы изменить отношение родителей и творцов образовательной политики к гуманитарно-художественным дисциплинам. Меняется вся атмосфера учебного заведения, отношение детей к учению и к самой школе, повышается их эмоциональный тонус; дети делаются и физически, и психологически здоровей. Но воздействие искусства, художественно-творческого опыта проникает еще глубже.

«Болящий дух врачует песнопенье», сказал Евгений Баратынский. Многообразные формы того, что мы называем арттерапией, коренятся в глубокой древности; может быть, в столь же глубокой, как и само искусство; точнее – как и то, что мы сейчас называем этим словом. И не только исцеление больного, но и воспитание духовно и физически здорового, гармоничного человека ставилось в связь с тем, какие мелодии он слышит, участвует ли в хороводах, подвергается ли очищающему («катарсическому») воздействию театральной трагедии или священных мистерий, из которых она родилась.

Огромна разница мировоззрения античных – и китайских философов, отцов церкви – и суфийских мудрецов, но все они относятся к искусству как к могучему средству гармонизации душевной и общественной жизни людей, их приближения к духовному идеалу своей эпохи, культуры, религии.

И, разумеется, благотворное воздействие искусства и художественного опыта будет тем глубже и прочнее, чем раньше человек к ним приобщится. С этим связана громадная роль и ответственность дошкольного воспитания и школьного художественного образования, которые имеют дело с детьми в сенситивный для их художественного развития период жизни. Беда в том, что существующая образовательная практика не только не опирается на благоприятные предпосылки детского возраста, но, вольно или невольно, работает против них.

Всякий согласится, что школьное, а в значительной степени уже и дошкольное образование реализуются в знаках, схемах, цифрах, терминах и общих понятиях. Образно-эмоциональная, порой невербализуемая сторона психики и всей жизни ребенка, его немалый опыт, с этим связанный, не только не находят своего законного места и развития в учебном процессе, но скорее служат ему помехой и довольно эффективно подавляются. Но такая односторонняя рационализация учения глубоко противоречит возрастным особенностям нормально развивающегося ребенка. Возрастные психологи, в частности, Н.С.Лейтес, давно показали, что дети младшего возраста тяготеет к так называемому «художественному» (а не «мыслительному») типу, то есть склоны воспринимать явления целостно и эмоционально образно. [ 2 ] Позднее это нашло подтверждение в исследованиях «межполушарной асимметрии»: явное большинство детей младше 10 лет принадлежит к «правополушарному» типу. [ 1 ]

Впрочем, даже без специальных исследований внимательный наблюдатель видит, что для ребенка неизмеримо интереснее и важнее, чем для взрослого (если этот взрослый не художник!) все сверкающее, звенящее, шуршащее, легкое и тяжелое, шероховатое и гладкое, всякое движение, которому он может уподобиться – одним словом, все то, что он воспринимает своими еще не насытившимися, не притупленными чувствами. Но этот интерес ребенка, эта природная отзывчивость для традиционного образования только помеха, мешающая рациональным обобщениям.

Единственная область, в которой востребован и получает развитие чувственный опыт ребенка; которая обращается к тому, что он реально видит, слышит, воспринимает всеми чувствами - это искусство (включая искусство слова). А если ребенок не получит этого опыта в достаточной мере и на достаточном уровне? Можно ли считать нормальным, когда человек растет «слепым», «глухим», невосприимчивым к единственному реальному миру, в котором он живет?

А в какой области может закономерно развиваться сфера чувств, эмоциональная отзывчивость, душа ребенка? Где он начнет осознавать свое отношение ко всему в объективном мире, а значит – обретать и осваивать собственный внутренний мир? Где начнет понимать душевную жизнь, и свою и других людей, то есть развивать эмоциональный интеллект? И можно ли считать нормальным, если человек растет сообразительным, но душевно неразвитым? Если он, встречая другого, не видит в его внешнем облике проявления его внутренней жизни? А, может быть, и не подозревает о ее существовании? Если, слыша обращенную к нему речь, воспринимает информацию, но не слышит интонацию, которая часто бывает более важна? Занятия искусством словно созданы для того, чтобы этого не случилось. Именно они могут сохранять цельность развития растущего человека в условиях однобокого, рационализированного образования, и чем позже взяться за дело, тем с большим трудом, и обычно - с меньшим успехом преодолевается эта односторонность.

Приобщение к искусству необходимо и в следующем важнейшем отношении: оно дает ребенку опыт творчества в широком смысле слова, то есть порождения и воплощения собственных замыслов. И этот опыт необходим для психологического здоровья человека в течение всей жизни, вне зависимости от будущей его профессии. Ведь творчество в таком его понимании – не особый дар редких людей, а родовое свойство человека: он по природе творец. Подтверждение этому мы находим в самых разных источниках, от святых отцов, полагавших, что именно творческим даром человек подобен своему Творцу, до гуманистических психологов с их идеей самоактуализации как пути нормального развития человека.

Творческий импульс, изначально присущая человеку «внутренняя активность души» (В.В. Зеньковский) ищет выхода. А острый дефицит творчества, характерный для традиционного образования, перегораживает ей дорогу. Именно это в первую очередь ведет к пресловутым перегрузкам школьников (в ситуациях творчества они бывают практически неутомимы!), к психологическому неблагополучию, питает неосознаваемое чувство своей нереализованности. «Внутренняя активность», не получающая положительного, поддержанного, одобряемого выхода, ищет обходные пути, сплошь и рядом прорывается взрывами асоциального поведения, так называемыми немотивированными преступлениями. Ранний, успешный творческий опыт – лучшее средство от таких искажений.

Тут возможно возражение. Пусть опыт творчества психологически необходим, но «творчество» - и «художественное творчество» – далеко не синонимы; творческий потенциал человека, внутренняя активность его души может проявляться в самых разных областях деятельности и даже в повседневной жизни. Почему же мы придаем именно искусству такое исключительное значение?

Ответ, в основном, уже содержится в сказанном выше. Возрастное своеобразие ребенка, в психологическом облике которого не случайно видят некоторое сходство с художником, становится причиной того, что ранний опыт творчества легче и успешнее всего приобретается именно в искусстве. (Подробнее об этом говорится в нескольких наших работах; см., например, ). Где еще, как не в искусстве, человек девяти, шести, а то и четырех лет (судя по всему, столько и было неизвестному автору гениального четверостишия «Пусть всегда будет небо») может создавать нечто такое, что признает ценным культурное сообщество и даже профессиональная элита? Творчество маленького (хотя все же не шестилетнего!) физика или математика привлекает внимание из-за его возраста; сами по себе его произведения вряд ли представляют научный интерес. А детское творчество в искусстве уже более ста лет ценится именно «само по себе», как своеобразное, но вполне художественное явление.

Не случайно говорю о возрастном своеобразии. В научном творчестве ребенок мыслит и действует в принципе также, как взрослый профессионал. Гениальный Паскаль, переоткрывавший в подростковом возрасте аксиомы Эвклида, делал «то же, что и Эвклид», только раньше его по возрасту; он не создавал некую «детскую геометрию», которая, будучи «детской», представляла бы, тем не менее, интерес для взрослых геометров. Детской науки нет, а детское искусство существует: в творчестве детей неразделимо присутствуют и полноценная художественность, и возрастное своеобразие. Создавая художественный образ, ребенок творит в соответствии со своим возрастом, и это позволяет считать художественное творчество самой «экологичной», природосообразной областью детского творчества.

Разумеется, происходит это лишь в благоприятных психологических условиях, которые представляют скорее исключение, чем правило. Но обратим внимание на такой многозначительный факт. В тех случаях, когда дети занимаются каким либо видом искусства по действительно развивающим программам, в соответствии и с возрастной психологией, и со спецификой самого искусства, практически все они, раньше или позже, чаще или реже выходят на уровень создания полноценных художественных образов. Это позволяет говорить о таком явлении, как возрастная художественная одаренность, которую можно и нужно поддержать и развить у всех детей и которая, конечно, отличается от гораздо более редкой одаренности индивидуальной - от того, что называется призванием и что, по слову писателя М.М. Пришвина, заставляет человека «переводить всерьез жизнь свою в слово» или в другие формы художественного творчества. Но отличие этих двух видов одаренности – родовой и индивидуальной –тема особого разговора. Сейчас скажу только: если мы хотим помочь немногочисленным особо одаренным людям находить себя, осознавать свое призвание, нужно приобщать всех детей, без какой либо предваряющей и чаще всего близорукой селекции, к раннему и полноценному художественному опыту. И эта педагогическая задача в принципе осуществима только в общем образовании.

Последнее, и едва ли не самое важное. Искусство в образовании - то «пространство», где человек не только осознает и совершенствует свой душевный мир, учится ценностному отношению к явлениям бытия. Он получает возможность (часто единственную в жизни) приобщиться к миру высших и непреходящих общечеловеческих ценностей, которые воплощены в великих произведениях мировой художественной культуры; принять как свою духовную и культурную историю человечества, со всей ответственностью, которую несет с собой такой переживание.

После всего сказанного понятно, к чему ведет оскудение» гуманитарно-художественной составляющей общего и общедоступного образования. Если человек растет эмоционально тупым, душевно неразвитым, если высшие духовные и нравственные ценности для него не существуют, то чем успешнее, компетентнее, конкурентоспособнее он станет во всех других отношениях, от химии до карате, от юриспруденции и экономики до иностранных языков и ОБЖ, тем хуже, тем опаснее и разрушительнее станет любая его будущая деятельность. Поэтому образовательная политика, которая фактически гонит искусство из школы и при этом мнит себя прагматичной, на деле катастрофически недальновидна и разрушительна для общества, народа и государства.

Изменить ситуацию пока еще может переосмысление общего образования как движения «вперед и вверх», в котором художественно-творческий опыт будет играть важнейшую, а в первые годы - стержневую роль. Продолжим цитирование мыслей ученого, которыми начиналась статья: «Такая расстановка акцентов в образовании могла бы задать иные модели и иные способы преподавания прочих школьных предметов, спасти их от полного погружения в бессмыслицу, забывшую, что важно, а что нет, беспристрастную до угрюмости, лишенную устремленности и целей.»

Литература

  1. Аршавский В.В. Популяционные механизмы формирования полиморфизма межполушарной асимметрии мозга человека. Мир Психологии, №1, 1999 г., С.29-46
  2. Лейтес Н.С. Склонность к труду как фактор одаренности // Известия АПН РСФСР. Вып.25. – М., 1950. С.7-48.
  3. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997. 430 с.
  4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. М.: Просвещение,2008г. 175с.

Художественные высшие учебные заведения Москвы всегда находились на особом счету. Политические перемены и экономические потрясения в стране не делают конкурс в них меньше: любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде. И это несмотря на то, что лишь единицам выпускников удается профессионально состояться, обрести успех, а вместе с ним и достаток. Однако факт остается фактом: свободных мест в таких вузах обычно в два раза меньше, чем желающих их занять.

Таланты и поклонники

Как и в случае с театральными вузами, при поступлении в художественное учебное заведение у абитуриента будут искать наличие некой искры, которую принято называть талантом. Действительно, ведь уметь держать в руках карандаш или кисть может каждый, однако создать нечто неповторимое способен лишь один человек из сотни или тысячи.

Дать абсолютно точное определение понятию "талант" не представляется возможным: в искусстве все слишком субъективно. К сожалению, любая творческая профессия целиком и полностью зависит от мнения зрителей и критиков. Вот почему многие специалисты советуют: прежде чем переступать порог художественного вуза, стоит подумать, а сможете ли вы провести долгие годы своей жизни в неизвестности, горько сожалея о том, что ваши работы так и не произвели должного впечатления на публику. Ведь вся игра красок, четкость линий, выдержанность стиля в художественном произведении создаются лишь с одной единственной целью - потрясти мир и выразить себя.

Профессиональные перспективы будущих художников, дизайнеров, архитекторов довольно призрачны. Стоимость их работы может сильно разниться - все будет зависеть от капризной и непостоянной феи-удачи. Работоспособность, умение найти общий язык с заказчиком сегодня не менее важные профессиональные качества.

Подготовка к поступлению в художественный вуз

Список художественных вузов в столице не очень велик, однако получить в их стенах образование считается престижным во всем мире. Высокий уровень преподавания в них был задан еще отцами-основателями этих учебных заведений. В их число входят Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Российская академия живописи, ваяния и зодчества, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова и художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. В обязательном порядке необходимо упомянуть и о Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - данный вуз, имеющий вековые традиции, был основан в середине XVIII века при покровительстве императрицы Елизаветы Петровны. Согласно действовавшему тогда Уставу обучались в нем в течение 15 лет. Сегодня официальный срок получения образования сокращен, однако для того, чтобы стать студентом, абитуриенту в прямом смысле придется потратить годы на подготовку к поступлению.

При каждом из перечисленных вузов есть собственная художественная школа или подготовительные курсы. Обучение и подготовка в них занимает от нескольких месяцев до двух лет. Стоит, однако, оговориться, что официально никто не дает их выпускнику гарантий на поступление. Более того, на подготовительных курсах при Суриковском институте преподаватели без обиняков предупреждают, что никаких поблажек "своим" на ждать не придется - все поступают на общих основаниях. Подготовительные занятия, как правило, платные, не говоря уже о том, что абитуриенту приходится самому обеспечивать себя вспомогательными материалами - красками, кистями, карандашами, бумагами, подрамниками, холстами… Цена может быть разной: за тюбик краски, к примеру, - от 10 до 1000 руб. А подрамник стоит не менее 2000 руб.

Кроме того, при поступлении в художественный вуз очень важно учесть одну тонкость: при разборе заявок наибольшее предпочтение отдают тем абитуриентам, которые либо закончили специализированные художественные школы (например, Детскую художественную школу №?1 им. В. А. Серова на Пречистенке, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), либо имеют за плечами среднее профессиональное образование в художественных училищах (Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года или Московское художественное училище (колледж) прикладного искусства). Делается это потому, что такого рода высшее образование не терпит случайных людей, которые внезапно загорелись желанием оказаться художниками, реставраторами или архитекторами. Конкуренция между поступающими достаточно жесткая, и принять должны лучших из лучших, поэтому строить планы о поступлении необходимо заранее, учитывая собственные возможности.

Экзамены по специальности

Вначале стоит определиться, в каком направлении вам хотелось бы применить свои творческие порывы. Профессия художника имеет несколько разновидностей, например живописец, реставратор, театральный художник. В число специальностей, которые можно получить в художественном вузе, входят и такие, как скульптор, архитектор, искусствовед, преподаватель живописи, художник игрового фильма, художник фильма по костюмам, художник анимационного фильма и компьютерной графики. И первое, что у вас попросят при поступлении, - предоставить на предварительный просмотр творческие работы в соответствии с выбранной стезей. Как правило, это рисунки: портрет и фигура человека, живопись - портрет с руками, композиции. Прошедших данный отбор допускают к вступительным испытаниям. Экзамены по специальности проходят в мастерских (при участии натурщиков) в течение нескольких дней. К специальным предметам относятся:

  • рисунок (два задания): портрет и стоящая обнаженная фигура (на бумаге графитовым карандашом); бумагу выдают непосредственно на месте или абитуриент использует собственную, отмеченную печатью приемной комиссии;
  • живопись: один портрет с руками сидящего натурщика (на холсте масляными красками или темперой, гуашью, акварелью - при поступлении на графический факультет); холст размером до 70 см по большой стороне абитуриент должен принести с собой;
  • композиция: работа на заданную тему может быть в любой технике.

Затем осуществляют просмотр экзаменационных работ и выставляют оценки. Если количества набранных баллов достаточно, чтобы пройти по конкурсу, далее вас ждут сочинение на заданную тему, история (устно), история русской художественной культуры и в некоторых случаях - иностранный язык. Если все-таки поступить на дневное отделение не удалось, к вашим услугам платные отделения, средняя стоимость учебы на которых иногда достигает 4500-5000 долл.

Адреса вузов

Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова: факультет живописи, скульптуры, теории изобразительного искусства; Москва, Товарищеский пер., 30 (ст. м. "Таганская", "Марксистская");

Факультет графики, архитектуры: Москва, Лаврушинский пер., 15 (здание напротив входа в Третьяковскую галерею, ст. м. "Новокузнецкая", "Третьяковская").

Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова: Москва, Волоколамское ш., 9 (ст. м. "Сокол").

Российская академия живописи, ваяния и зодчества: Москва, ул. Мясницкая, 21 (ст. м. "Чистые пруды"); Камергерский пер., 2 (ст. м. "Охотный Ряд").

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова: Москва, ул. Вильгельма Пика, 3 (ст. м. "Ботанический сад").

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 (ст. м. "Василеостровская").

Рейтинг архитектурных и художественных вузов

Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило рейтинг высших учебных заведений по результатам их деятельности. Сбор данных для определения рейтинга вузов и специальностей проводился с середины 2004 учебного года.

При определении рейтинга учитывалось множество параметров: качество профессорско–преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран; объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т. д.

Место Наименование вуза
1 Московский архитектурный институт (государственная академия)
2 Московский государственный художественно-промышленный университет
3 Уральская государственная архитектурно-художественная академия (Екатеринбург)
4 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
5 Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
6 Ростовская государственная академия архитектуры и искусства
7 Красноярский государственный художественный институт

Общеобразовательная система художественного образования строилось на обучении рисунку, так как написание иероглифов требовало определенных навыков. Обучение рисунку строилось по двум направлениям: выработка техники свободного движения руки и твердость в выполнении рельефов и написании папирусов. Основной метод – копирование и заучивание. Система образования имела строгие требования к дисциплине. Хотя получать образование могли лишь привилегированные слои египетского общества, практиковались телесные наказания (ходили 3 месяца в колодках). Профессиональное обучение носило с одной стороны родовой характер, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну, с другой стороны организовывались профессиональные школы. Ведущей профессиональной школой изобразительного искусства являлась Мемфиская придворная школа архитекторов и скульпторов. Во времена Рамсеса II и его наследника в Египте существовал институт для художников, где студенты могли выбирать себе преподавателей. Методика преподавания в таком учебном заведении разрывалась в таблицах, которые служили методическими указаниями с поэтапным выполнением работ. В частности применялся такой прием как построение фигуры человека по сетке. Это была не просто попытка увеличить изображение, а прообраз модульной сетки, позволявшим увеличить изображение, построить фронтальное и боковое изображение, поскольку пересечение линий сетки проходило в определенных узловых соединениях. Рисунок строился с любого места по этой сетке. Изображение выявлялось не с определения общей формы, а с механической подготовки расчетов пропорций. В обучении скульптуре применялся метод эталона и метод незавершенной работы как наглядного пособия для понимания поэтапности работы. Таким образом, налицо системный подход к обучению изобразительному искусству, положено теоретическое обоснование практики 11 изобразительного искусства, впервые установлены законы изображения и обучения будущих художников. Существовала ли теория процесса обучения (дидактика) не установлено. Однако существовали педагогические сочинения (автор Тауф). Обучение строилось не на изучении окружающей действительности, а на заучивании установленных канонов. ИЗО а Египте было уже общеобразовательной дисциплиной. Лекция №4 «Система художественного образования в Древней Греции». Искусство Древней Греции – величайший по значению пласт в истории мирового изобразительного искусства. Произведения, созданные в этот период, поражают современников своей соразмерностью, реалистичностью, гармонией с окружающей средой. Поэтому закономерен интерес к системе художественного образования, которая, в свою очередь, является значительным этапом в истории развития всего художественного образования в целом. Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, в первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой экономической формации. Пантеон греческих богов, в отличие от египетских зооморфных (впоследствии с человеческими телами), был антропоморфен. Загробный мир представлялся по аналогии с реальностью. А подготовка к переходу в мир иной была не столь всепоглощающей. Вообще мироощущение древних греков носило гуманистический характер, обращенный на выявление закономерностей реальной действительности, а красота человеческого тела считалась эталоном гармонии, то есть соразмерности частей относительно целого. Этот эстетический идеал выражен в словах Перикла 12 (древнегреческий стратег, возглавивший Афины в период его расцвета): «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности». Однако, все новое, созданное греками имеет фундамент. И фундамент этот – египетское искусство. Греческие художники систему канонов и способы ваяния, выработанные в Египте. Например братья Телеклес и Теодор из Самоса, живя в разных городах, взялись за выполнение заказа самосцев на статую Аполлона Пифийского. Независимо друг от друга они изготовили каждый свою половину статуи так искусно, что при соединении обе половины сошлись между собой. Такому успешному ходу работы способствовала соблюдение египетская методика работы над скульптурным произведением. В дальнейшем греки по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания. Реализм – основа греческого искусства. Художники утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в гармонии частей и целого, в правильных математических пропорциях. В 432 году до н.э. Поликлет из Сикиона создал сочинение о пропорциональных закономерностях построения человеческого тела и впервые в истории решил проблему конрпоста. Изображение тела человека стало естественным и жизненным. Как образец исполнения скульптуры по новым канонам выступает «Дорифор» (копьеносец). Рисунки с этой скульптуры делали не только будущие профессионалы, но и дети в общеобразовательной школе. Еще один великий скульптор уже поздней классики Пракситель создал свой канон, в котором пропорции тела были несколько удленены по отношению к поликлетовскому канону. О методах обучения данного периода мы знаем из позднейших теоретических трудов римских историков Плиния, Павзания и Ветрувия, а так же на основе сохранившихся артифактов. Причем артифактов греческого станкового искусства осталось не так много: скульптура дошла до нас, в 13 основном, в римских копиях, которые не передают всей глубина древнегреческого искусства, артифакты живописи также немногочисленны. История первых методических разработок в изобразительном искусстве Древней Греции связывают с именами Полигнота и Аполлодора Афинского. Полигнот, образовав круг художников в Афинах, где ему были даны права гражданства, развернул свою педагогическую деятельность. Он призвал художников стремиться к реальности. Однако овладел только линейным рисунком, без передачи светотени. Но и здесь линия работала на передачу пространства. Плиний пишет: «Полигнот…который нарисовал женщин в просвечивающей одежде, прикрыл головы их пестрыми чепцами и первый внес в живопись очень много нового, коль скоро начал открывать рот, показывать зубы и вместо прежнего ненодвижного лица давать разнообразие». Аристотель отмечал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, рисовал в натуральную величину модели. Однако живописьего представлялась раскрашенным в монохроме рисунком. Настоящая революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому, который Плиний относит к «светочам искусства». Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал моделировать объем формы в рисунке. Это почиталось за чудо. Появилась необходимость в иных методах обучения, которые рассматривали закономерности распределения светотени относительно источника света. Живопись стала основываться на игре теплохолодности. Аполлодор был не просто талантливым художником, но и прекрасным педагогом. Одним из его учеников был Зевкис (420-380гг до н.э.). В одной из своих эпиграмм Аполлодор называл его «похитителем моего искусства». Методика Зевкиса основывалась на пристальном изучении природы, понимание законов красоты через наблюдение. Есть легенда о том, что Зевкис нарисовал мальчика, несущего виноград. К винограду слетелись 14 птицы, так он был искусно нарисован. А мастер расстроился: «Если бы я так же искусно изобразил мальчика, то птицы бы не прилетели, испугались». Знаменито соперничество Зевкиса и еще одного значительного художника Паррасия. Плиний пишет: «Про Паррасия передают будто он вступил в состязание с Зевкисом. Зевкис принес картину, на которой виноград был изображен так удачно, что слетелись птицы. Паррасий принес полотнище, нарисованное так правдоподобно, что Зевкис, гордясь приговором птиц, стал требовать, чтобы полотнище было убрано и показана сама картина. А затем понял свою ошибку и уступил пальму первенства под влиянием благородного стыда». Паррасий проявил себя еще и как художник-теоретик, написав трактат по рисунку, в котором особое внимание уделил линии и ее работе по посторению иллюзии пространства. «Ведь контур должен состоять из своей линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что скрыто. Характерные особенности его преподавания: -ясность в передаче очертаний предметов; -линеарность в передаче формы предметов; -активная работа с натуры; -сочетание высокотехничного рисунка с знанием законов реалистичного построения человеческого тела; -владение средствами светотеневого рисунка; -стремление к передаче реалистичности изображения, доходящей до самоцели. В IV веке до н. э. существовало несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Фиванская школа – основатель Аристид – придавали значение светотеневым эффектам, передаче ощущений, иллюзий. Эфесская школа – Эфранор или Зевкис – основывалась на чувственном восприятии природы, ее внешней красоте. 15 Сикионская школа – основатель Эвпомп – базировалась на научных данных естествознания и строго придерживались законов изображения реальной природы. В этой школе требовалась величайшая точность и строгость рисунка. Она оказала влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эвпомп (400-375гг до н.э.) был выдающимся педагогом и живописцем. Он призывал своих учеников изучать закономерности природы на основе научных данных, главным образом, математики. Это принципиально новый метод – наблюдение+анализ. Ученик Эвпомпа – Панфил придавал большое значение рисованию как общеобразовательному предмету, поскольку при рисовании человек не только передает форму предмета, но и познает его строение. Панфил много работал много работал в области соприкосновения рисунка с геометрией, поскльку считал, что последняя развивает пространвтвенное мышление. На двери его школы было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Продолжительность обучения у Панфила была 12 лет и стоила один талант (26,196 кг золота). К IV веку до н. э. древнегреческие художники начали разрабатывать теорию перспективы. Однако она имела мало сходства с той, что создал Филлиппо Брунеллески (с одной точкой схода). Это, скорее всего перцептивное восприятие действительности. Так в истории западноевропейского искусства появилось и существует поныне два направления: рисование от цветового пятна и от конструктивного анализа формы. Мастера Древней Греции призывали своих учеников к изучению натуры на научной основе, преимущество отдавалось знаниям, а не порывам вдохновения. Поэтому обучение рисунку имело первостепенное значение. Ученики рисовали, в основном, на буковых дощечках, покрытых воском, металлической или костяной палочкой. Художественные школы Древней Греции – это частная мастерская-студия, напоминающие по своему принципу частные мастерские эпохи Возрождения. 16 Итог: - новые методы обучения, в основе – рисование с натуры; - задача рисовальщика не только копирование предметов, но и познание закономерностей их построения; - рисование в общеобразовательной школе как инструмент познания окружающей действительности; - выработка канонов построения человеческого тела по законам видимой действительности научных знаний; - человек – венец красоты, в нем все соразмерно о гармонично, «Человек – мера всех вещей» (Гераклид). Лекция №5 «Художественное образование в Древнем Риме» Художественное наследие значительно по своей ценности для мировой культуры. Но оно носит иной характер, нежели греческое. Все дело в мировоззрении римлян. Они, как греки и этруски, были язычниками, но их религия, а отсюда и художественная фантазия были прозаичнее греческой, их мировосприятие – более практичным и трезвым. Римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, выработали кодекс законов (римское право явилось основой всей европейской юриспруденции), новые формы в архитектуре (открытие бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий) и изобразительном искусстве (исторический рельеф, реалистический скульптурный портрет, статуарную скульптуру, интереснейшие примеры монументальной живописи). После завоевания Греции Римом началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец. «Невежественный победитель был покорен искусством покоренного народа». 17 Во II в. до н. э. греческий язык был обычным в высшем обществе. Произведения греческого искусства заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия. Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как к избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Отсюда и система художественного образования, дававшая лишь навыки ремесленника высокого класса, копеиста. Действительно, среди лощенных механических копий греческая подлинная скульптурная пластика представляется настолько живой в своей игре плоскостей, что кажется легким бризом в знойный день. Ничего принципиально нового в методику преподавания изобразительного искусства Рим не внес. Хотя заниматься изобразительным искусством считалось хорошим тоном и в высшем римском обществе. Но это было не более, чем дань моде. Таким образом, утилитарность мышления римлян сказалось на развитии художественного образования в этой стране не лучшим образом. Лекция №6 «Методы работы в средневековом искусстве» Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, ее догмами, отсюда спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь – была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Поэтому религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Однако, 18 это не значит, что в средневековом искусстве не нашли выражения реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии. Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античности, с большей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшавшей средневековые храмы. Но в самой художественной системе, художественном методе средневекового искусства была заложена ограниченность, сказывающаяся, прежде всего в предельной условности, в символике и аллегоризме образного языка, в жертву которым приносилась правдивая передача красоты физического тела. Достижения реалистического искусства античности было предано забвению. Гиберти писал: «Итак, во времена императора Константина и папы Сильвестра взяла верх христианская вера. Идолопоклонство подверглось величайшим гонениям, все статуи и картины самого совершенства были разбиты и уничтожены. Так, вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые давали наставления столь возвышенному и тонкому искусству». Изобразительное искусство строилось без опоры на науку – только внимание и верный глаз художника. Телесность сохранялась лишь при заимствовании образов античного искусства (Орфей – образ юного Христа- пастыря). Однако эти заимствования длились недолго. На смену образу юного Христа пришел культ старчества со своим образным строем. Основа обучения в этот период – механическое копирование. Однако в средневековом искусстве была система, которая пыталась нащупать некие закономерности построения изображения. Это система Виллара де Оннекура. Ее сущность – в построении отвлеченных математических расчетов, поиске 19 геометрической закономерности, кабалистике чисел, а не в поиске закономерностей строения форм природы. Византийское искусство отличались большей каноничностью по сравнению с искусством средневековой Европы. И здесь практиковалась работа по образцам. До наших дней дошел интересный труд по методике изобразительного искусства Византии. Это – «Ерминия, или Наставления в живописном искусстве» 1701-1745 г.г., написанное афонским монахом Дионисием из Фурны (Фурнографиотом). В ней содержится много фактов, касающихся ремесла живописца (как сделать копию, угли, кисти, клеи, грунтовки, подробные инструкции о способе написания ликов, одежд) и многое другое. Например, о том, как производить копирование: «…прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с небольшим количеством желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробелы и самыми жидкими белилами обозначь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника». Другой пример копирования: «Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятна, то наложи на него непромасленную бумагу, приставь его против света к окну…и, видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою». Итак, в эпоху средневековья: - основной метод обучения – копирование по образцам, способствовавшее развитию ремесленного труда; - процесс обучения – самостоятельная работа в составе артели мастеров. 20

ШКОЛЯР ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА

Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГНУ «Институт
художественного образования» РАО; г. Москва

Аннотация:

В статье освещается современное состояние российского образования в области различных видов искусства, даётся общее представление о новом направлении гуманитарного знания – педагогике искусства, излагаются принципы художественной дидактики (ассоциативность, вариативность, образность, импровизационность). Автор выделяет общие черты педагогики искусства, последовательно раскрывает основные существующие подходы к образованию молодого поколения через искусство (монохудожественный, полихудожественный, универсальный и др.).

На Всемирной конференции по художественному образованию в Сеуле (май, 2010
год) были инициированы исследования в области образования через искусство. В
настоящее время в России, как и в некоторых других странах СНГ, подготовлены
Концепции образования через искусство, которые являются фундаментальной базой для
дальнейших исследований в этой области. Перспективным направлением в рамках
международного сотрудничества с Бюро ЮНЕСКО в Москве, странами Содружества
Независимых Государств, Московским государственным университетом культуры и
искусств является реализация долгосрочного проекта по созданию и развитию «Web-
обсерватории художественного образования в странах СНГ». Web-обсерватория
представляет собой web-портал, обеспечивающий в первую очередь доступ к
Национальным информационным базам данных по художественному образованию в
странах-участницах.
Web-обсерватория предполагает систематическое наблюдение за развитием
художественного образования в России, ближнем и дальнем зарубежье и будет
способствовать поддержке культурного разнообразия и культурного наследия, более
интенсивному включению искусства в образование детей и юношества на всех ступенях,
распространению инновационных подходов в образовании, и в итоге – повышению его
качества.
В «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО перечислен ряд
принципов построения образования в области искусства. Часто спрашивают, что означает
такое название – «дорожная карта»? Недавно я услышала термин из уст премьер-министра
РФ, это касалось экономической сферы. Для меня это план, стратегия замысла, действия
большой повседневной работы, которая приведет к результату, когда художественное
образование будет реально являться одним из важнейших механизмов трансляции всей
системы духовных ценностей, сохранения и воспроизводства культурных традиций.
В теории и практике современного российского художественного образования
сложилось новое направление гуманитарного знания – педагогика искусства. Под
«педагогикой искусства» понимается творчески развивающая педагогика, охватывающая
теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования. Педагогика
искусства как самостоятельная область формировалась на протяжении XX века усилиями
исследователей и художников, выдвигавших гуманистические идеи «воспитания через
искусство», «формирования культуры творческой личности», «пробуждения
человеческого в человеке», «приобщения к искусству как к культуре духовной» и др .
Не отрицая важности общей дидактики, регулирующей учебно-воспитательный
процесс, создатели педагогики искусства выдвинули следующие новые принципы,
принципы художественной дидактики:
- ассоциативность, исходящая из присущей искусству особенности порождать в
сознании человека явления, производные от воспринимаемых идей, образов, смыслов;
- импровизационность как неожиданная и творчески преобразующая сторона
организации процесса обучения;
- образность, помогающая раскрыть явления художественной действительности в
их глубине и целостности;
- вариативность как последовательное изменение замысла при воплощении
художественных образов.
Но хочу подчеркнуть, что новое направление, педагогика искусства, складывается
на основе развития ведущих научных школ: «Теория и практика художественного
воспитания и развития» (А. В. Бакушинский); «Интегрированное обучение и
полихудожественное воспитание» (Б. П. Юсов); «Искусство как часть духовной культуры
человечества» (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский); «Теория эстетического воспитания»
(А. И. Буров); «Театральное образование (Ю. И. Рубина, П. М. Ершов) и
кинообразование» (Ю. Н. Усов).
Наличие в научных школах представителей разных направлений, имеющих свой
индивидуальный творческий почерк, систему представлений и новаторских идей в связи с
проблемой формирования художественной культуры человека как части его духовной
культуры, позволяет глубже понять и осознать методологические предпосылки
становления школ, расширяет представления об исторических корнях тех или иных
явлений отечественной культуры и искусства. Выделены общие черты педагогики
искусства, которые получают развитие в исследованиях лабораторий Института: это
концептуальность, научность, художественность .
Концептуальность выражается, прежде всего, в подходе к художественному
образованию как неотъемлемой и абсолютно обязательной части духовной культуры
человека, когда взгляды человека на искусство не могут быть отделены от взглядов на
жизнь.
Научность заключается в первую очередь в способе рассмотрения художественных
и жизненных проблем методом, адекватным природе человеческого познания,
вытекающим из природы и закономерностей искусства. Отсюда следует необходимость
формирования у школьников философского уровня мышления.
Художественность проявляет себя как подход, продиктованный сущностью самого
исследуемого (познаваемого) предмета; как руководящий принцип отбора содержания и
методических основ его раскрытия; как организующее начало, проявляющееся в
органическом единстве содержания и форм художественного образования.
На современном этапе развития российского художественного образования
выделены его основные подходы.
Монохудожественный подход основывается на общем и углублённом изучении
отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии и др.) в
рамках обязательного учебного плана или во внеурочной художественной деятельности.
Данный подход реализуется в системе общего среднего образования, музыкальных,
художественных, хореографических школах, учреждениях среднего и высшего
профессионального образования.
Полихудожественный, то есть целостный, подход к преподаванию, когда в центре
процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусств, слово
и т. п.), а сам ребенок, с присущей ему полихудожественной природой детства. Занятия в
рамках такого подхода предполагают гармоничное развитие растущего человека с
помощью разных видов детского творчества – музыкального, изобразительного,
театрального, хореографического и т. п. Это стимулирует развитие творческого
воображения детей, что является предпосылкой дальнейшей учебной деятельности. В
настоящее время этот подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного
образования и в начальной школе .
Третий подход к художественному образованию, приобретающий всё большую
актуальность в настоящее время, основан на использовании искусства как метода
преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического
направлений. Примером широкого применения этого подхода является восприятие
произведений музыкального и изобразительного искусства, обращение к страницам
биографий выдающихся отечественных и мировых ученых: физиков, биологов,
физиологов и др., искавших в искусстве поддержку и почву для новых размышлений,
идей и экспериментов.
При изучении родного и иностранных языков активно используется
интонационный метод, производный из интонационной теории. Эта теория берет свои
основы из музыки, искусства слова и искусства движения, ключом которых является
интонация как носитель образного смысла. Такой подход становится инновационным в
практике работы учителей-новаторов, учителей-исследователей.
Наиболее перспективным является четвертый подход к художественному
образованию, который можно представить как универсальный метод Школы Будущего.
Сущность подхода заключается в преподавании всех учебных предметов в едином
культурно-историческом контексте и на основе общих закономерностей и родства
научного и художественного познания.
В этом случае искусство не является иллюстративным рядом для учебных
дисциплин, не связанных с искусством, а становится процессом и результатом
постижения какого-либо явления культуры (духовного, материального) и природы этого
явления, породившего физический, химический, биологический и др. законы. И тогда у
молодого поколения формируется целостная картина мира во всём ее многообразии и
единстве. Данный метод находит свое претворение в практике работы отдельных
образовательных учебных заведений инновационного типа, связанных с активизацией
творческого потенциала и общей детской одаренности, где в процессе экспериментальной
деятельности подтверждается высокая эффективность идеи его применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарев М.А. 2013. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное
пространство. Международный альманах. 2(4): 666-674.
2. Научные школы в педагогике искусства: моногр. Часть I. / под общ.ред. Л.Г. Савенковой. – М.: Издательский дом
РАО, 2008.
3. Гуманитаризация образования в практике работы образовательных учреждений. Сборник статей / Департамент
образования города Москвы; [ред.-сост. Е.А. Ермолинская, под ред. Л.Г. Савенковой]. – Москва: Интеллект-Центр,
2014.

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старший преподаватель кафедры

методики обучения ИЗО и ДПИ

Современное состояние художественного образования в России определяется не скудным финансированием и не косностью тех или иных нормативов или административно-правовых схем; все это только следствие, или симптомы болезни. Нужно начинать не с них, а с основной причины – глубоко ошибочного, невежественного, а для русской культурной традиции необъяснимого отношения общества и властей к художественной культуре и художественному образованию в целом. В стране, где художественная культура традиционно являлась сферой воплощения духовно-нравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека, утвердилось прямо противоположное отношение к ней. Она обретает в общественном сознании статус некоего «десерта», необязательного украшения реальной жизни, воспринимается как частность, не имеющая серьезной жизненной значимости. Такое отношение к культуре стремительно нарастает в условиях крайнего прагматизма, всевластия рынка, активного формирования «рыночного сознания» человека и деформирует само профессиональное искусство. Но вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата новыми поколениями понимания ее жизненной ценности, утрата ответственности за ее сохранение, развитие и «трансляцию» в будущее – это прямой путь к расчеловечиванию данного общества. Что может превосходно уживаться с «компетентностью» во многих других отношениях.

Основные проблемы художественного образования в России можно условно разделить на две большие группы: организационные и методические.

Организационные причины связаны с преподаванием художественной культуры и искусства, начиная с дошкольного образования и заканчивая образованием в ВУЗах.

В условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре соответствующий цикл школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки зрения заботы о его оснащенности, о действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса. Известно, что занятия искусством дети давно воспринимают как необязательные и неважные.

Очевидно, что в стихийных или организованных формах художественное образование ребенка начинается раньше. Более того: с психологической точки зрения возраст 5-6 лет максимально сенситивен для начала систематических занятий искусством, и основы дальнейшего художественного развития закладываются именно в этом возрасте. В программах детских садов искусство, во всяком случае, с формальной точки зрения, занимает достойное место. Однако очень велик разрыв между садами с высоким уровнем оснащенности и преподавания и большинством остальных, где при формальном выполнении программы дети фактически не приобщаются к искусству. Кроме того, детские сады, ввиду их отсутствия или нехватки, посещают в среднем по России около 50% детей.

В соответствии с Федеральным компонентом условно действующего государственного стандарта начального и основного общего образования (2004 года) на предметы художественного образования отводится 1 час в неделю: существенно меньше, чем в странах, определяемых как страны со средним уровнем развития и приблизительно в 2,5 раза меньше, чем в «высокоразвитых странах», которым мы так стремимся подражать во многих других отношениях. Можно констатировать, что искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума» – даже если иметь в виду стандарты и учебные планы, а не школьную действительность. На практике не в каждой школе регулярно ведется преподавание изобразительного искусства и музыки, и ведут его сплошь и рядом неспециалисты. При этом, как уже было упомянуто, очевидно ненасытное желание руководства образованием сокращать художественный цикл или вытеснять его в область дополнительного образования . С последним нельзя было бы примириться даже в том случае, если дополнительное художественное образование стало бы повсеместно доступным, качественным и бесплатным, поскольку в обществе, претендующем на какой-то уровень духовности и культуры, основы художественного развития должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно. Что касается качества дополнительного (как и основного) художественного образования в масштабах страны, то оно вызывает серьезнейшие сомнения, если учитывать общероссийский «культурный фон»: две трети сел не имеют никаких учреждений культуры, и жители их лишены всякой возможности встречи с живым искусством; в считанных городах есть детский театр и т. д., и т. п.

Рассматривая вторую группу проблем художественного образования, следует отметить парадоксальность ситуации, заключающейся в том, что, отставая от развитых стран по измеримым параметрам, фактически не признавая его ценности для человека и общества, мы обладаем теоретическими разработками, методическими достижениями и конкретными учебными программами высокого мирового уровня. Некоторые из них (например, системы и) получили широкое распространение. Это хорошо, но имеет и оборотную сторону: недостаточная или односторонне-традиционная квалификация педагога может приводить к дискредитации новой педагогической идеи. Распространение других систем, напротив, очень невелико. Так, по программам развивающего обучения, (Г. Кудиной, З. Новлянской, Ю. Полуянова) научно обоснованным и проверенным практикой, работают десятки, в лучшем случае «малые сотни» российских школ; это также в значительной степени обусловлено неготовностью педагогического корпуса к работе по инновационным методикам. Порой возникают трудности с изданием таких разработок, поскольку право решающего голоса в этих вопросах нередко получают авторы конкурирующих программ или эксперты, занимающие заведомо иную, даже противоположную позицию в педагогике. Неожиданное препятствие художественному, прежде всего литературному, образованию создал Закон об авторском праве , который фактически лишает авторов и издателей учебников и учебных пособий возможности знакомить детей с лучшими произведениями современной детской литературы , как и со многими образцами изобразительного и музыкального творчества. Этот вопрос требует незамедлительного решения, которое видится, прежде всего, в возвращении педагогическим изданиям существовавших ранее льгот.

Следует обратить внимание на следующий парадокс: художественное образование, которому отведено положение необязательного, или даже обременительного, довеска, решает целый ряд задач, которые школа и общество считают важнейшими, но решить не могут. Общеизвестно, что школьное образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков, числовых отношений и т. д. И, вопреки возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, игнорирует и обесценивает как нечто «несущественное» непосредственный чувственный опыт ребенка. Занятия искусством, художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия. И это свойство ребенка выступает не просто как возрастная особенность и тем более не как помеха на пути становления отвлеченного мышления, а как незаменимая ценность, подлежащая дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе художественного творчества, что может сохранить целостность психического развития ребенка .

Рационализированное общее образование игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. Это чревато «эмоциональной тупостью», отсутствием чуткости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло. Последствия такого превращения человека в «компетентного робота» достаточно очевидны. В светском общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка. Важнейшей проблемой современного образования признается развитие креативности, «творческости» учеников. Обычный подход к этой проблеме – сугубо прагматический: креативность полезна человеку и стране, гражданином которой он является, для «успешности», конкурентоспособности и т. д. На самом деле вопрос гораздо глубже. Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так называемых немотивированных преступлений. Заметим также: именно дефицит творчества является, скорее всего, главной причиной того парадоксального на первый взгляд факта, что школьная успешность детей от года к году не повышается, а снижается. Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Одной из неотложных задач образования считается переход от «знаниевого» подхода к «компетентностному». В художественном образовании эта проблема решается «сама собой», поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества. Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство; уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровье детей. В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо следует подчеркнуть последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки. Усталость детей во многом вызывается недогруженностью творчеством, которое является их естественной потребностью. Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам; повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Поэтому не должны удивлять данные зарубежных исследований о том, что расходы на культуру являются условием экономического роста. Это можно в полной мере отнести и к художественному образованию. Школьники, без предварительного отбора поступающие в «эстетические» классы, начинают заметно опережать своих ровесников из «общеобразовательных» классов и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии. Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.

Еще раз, формулируя основные условия, при которых общее художественное образование может реализовать свой, ныне практически невостребованный, потенциал можно сделать следующие выводы.

В настоящее время необходимо принципиальное переосмысление обществом, государством и системой образования места и значения художественной культуры и художественного образования. В них надо видеть не докучливых просителей, а гарантов сохранения человеческого способа существования нашего общества.

Современное состояние образования требует существенного расширения присутствия искусства в общеобразовательной школе за счет введения новых предметов и частичной переориентации уже существующих.

Требуется разработка единых концептуальных и методических основ творчески ориентированного преподавания разных искусств при широкой вариативности конкретных программ и методик. Поддержка соответствующих научных подразделений, исследовательских программ и печатных изданий.

Необходимо объединение Культуры и Образования в рамках образовательной проблематики со всеми информационными, административно-юридическими и финансовыми последствиями такого объединения. Серьезные изменения в системе подготовки преподавателей разных видов искусства, которые потребуют для своего осуществления участия мастеров искусств.